Молитва за новорожденного в исламе

Самое подробное описание: молитва за новорожденного в исламе - для наших читателей и подписчиков.

Молитва за новорожденного в исламе

Admin » 14 окт 2013, 21:18

«О Закария! Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которого Яхья»[3].

«Ва инни у‘изуха бика ва зурриййатаха минаш-шайтанир-раджим».

«Я вверяю его и его потомство под Твою защиту от Сатаны (шайтана) проклятого».

— раздача милостыни (садака) позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;

— бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и следование примеру пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха.

«В День Суда вас вызовут по вашим именам и по именам ваших отцов, выбирайте же хорошие имена»[16].

«Истинно любимые пред Аллахом имена – Абдуллах (раб Аллаха) и Абдурахман (раб Милостивого (одни из имен Всевышнего Аллаха))»[17].

«Не злословьте друг против друга и не обменивайтесь (обидными) прозвищами. После того, как (человек) уверовал, называть его нечестивым именем скверно»[18].

Клятвы бывают трех видов:

Клятва, произнесенная по ошибке(лягва). Например: у кого-то есть деньги, а он, думая, что у него их нет, дает клятву « Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! У меня нет денег». Такой вид клятвы не требует искупления (каффарат).

Ложная клятва, произнесенная сознательно(камус). Например, кто-то говорит: «Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! Я видел», – в то время, когда на самом деле не видел; или: «Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! Я отдал долг», – в то время, как он его не отдал. Подобные ложные клятвы – большой грех. Давший ложную клятву должен совершить покаяние и просить у Аллаха прощения. Если ложной клятвой были ущемлены чьи-то права, следует возместить ущерб и просить прощения у пострадавшего. За ложную клятву нет искупления.

Клятва о выполнении или невыполнении чего-либо в будущем. Например: «Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! Завтра я отдам долг» или: «Клянусь Аллахом (Вал-лахи)! Я не буду говорить с этим человеком». Если поклявшийся нарушит свою клятву, он должен ее искупить. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то поклялся чем-либо, потом увидел лучше того, чем поклялся, пусть нарушит свою клятву и даст искупление»[22].

[2] Ат-Тирмизи, «Уваля», 6.

[4] Ат-Тирмизи; Абу Дауд.

[5] Мунави, «Файзу’уль-Кадир», III, 271.

[6] См. главу «Сунна намаза».

[8] Абу Дауд, «Адаб», 107; Тирмизи, «Адахи», 16.

[10] Вахби Зухайли, III, 640, 641.

[11] Аль-Бухари; Муслим.

[12] Аль- Бухари , «Либас», 72; Муслим, «Либас»,72.

[13] Абу Дауд, «Адахы», 20.

[15] Аль-Бухари, «Адаб», 105-106; Муслим, «Адаб», 2.

[16] Абу Дауд, «Адаб», 61.

[17] Аль-Бухари, «Адаб», 105, 106; Муслим, «Адаб», 2.

[18] Св. Коран, 49:11.

[19] Муслим, «Адаб», 14, 15; Ат-Тирмизи, «Адаб», 66.

[20] Бухари, «Тыбб», 36, «Либас», 86; Муслим, «Салям», 41.

[21] Ибн Маджа, 2/1159, хадис 3508.

[22] Алуси, «Рухуль-Маани», 29/38.

[23] Св. Коран, 5:89. [/i]

Admin Site Admin Сообщения: 2529 Зарегистрирован: 19 апр 2011, 23:00 Откуда: Республика Золотая Орда. Город Сарай

Открытие с опозданием

Hanifa-Sunnat » 28 окт 2013, 12:25

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Молитва за новорожденного в исламе

Молитва за новорожденного ребенка

Отцу новорожденного следует сказать:

"Баракя-Ллаху ля-кя фи-ль-маухуби ля-кя, ва шакярта-ль-Вахиба, ва баляга ашудда-ху ва рузикта бирра-ху!"

Перевод: Да благословит тебя Аллах в том, кто был дарован тебе, да воздашь ты Дарителю благодарностью, да достигнет он полной зрелости и да будет тебе дано увидеть проявления его почтительности!

На это тому, кого поздравляют, следует ответить так:

Молитва для защиты детей

Сообщается, что посланник Аллаха, салляллаху ‘алейхи уа саллям, сказал над аль-Хасаном и аль-Хусейном следующее заклинание:

"У'изу-кума би-кялимати-Ллахи-т-там-мати мин купли шайтанин, ва хамматин, ва мин купли 'айнин лямматин!"

Перевод: Прибегаю к совершенным словам Аллаха, чтобы они защитили вас от любого шайтана, и насекомого и от всякого дурного глаза!

Нормы шариата, связанные с рождением ребенка

Одной из отличительных черт Ислама является то, что он имеет множество традиций и обрядов, предписанных по случаю рождения ребёнка. Таким образом, дальнейшее воспитание ребенка непосредственно связано с ними.

1. Обряды и традиции при рождении ребёнка.

Извещение о рождении ребёнка и поздравления

Дети – дар и милость Всевышнего. Поэтому, мусульманину желательно как можно скорее поздравить родителей новорождённого и их родственников. Также является Сунной читать следующее дуа (мольба): «О Аллах, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка. И дай им силы воспитать его, почитающим Ислам».

Эти поздравления и пожелания наполняют сердца отца и матери радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате крепнет согласие и дружеские связи в обществе. О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Корана. Так Всевышний сказал: «О Закария, Мы радуем тебя вестью о мальчике, имя которого Яхъя».

Посланник Аллаха Мухаммад (мир ему и благословение) поздравлял родителей новорождённых и делал им дуа.

Поскольку дети – дар Всевышнего Аллаха, известить о рождении ребёнка и поздравить родителей надо не только при рождении мальчика, как это принято в некоторых странах, но также и при рождении девочки. Сообщается, что Пророк (мир ему и благолсовение) сказал: «Тот, кто воспитал и обучил двух или трёх дочерей или сестёр, а потом выдал их замуж, обязательно войдёт в Рай».

Отцу ребёнка необходимо поздравить свою жену, благополучно разрешившуюся от беременности и поблагодарить Всевышнего. Стало традицией в некоторых семьях дарить цветы и делать подарки родителям ребёнка. Это не противоречит духу и букве Ислама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорит: «Обменивайтесь подарками, это усиливает взаимную любовь».

Чтение аль-азана и аль-икамата

Желательно, чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого аль-азан, а в левое – аль-икамат. Это Сунна. В хадисе, переданном от Али, рассказывается: «Те, у кого родился ребёнок, пусть прочитают в правое ухо младенца аль-азан, а в левое – аль-икамат». Также, по свидетельству Ибн Аббаса, Пророк (мир ему и благословение) прочитал в правое ухо своего внука Хасана аль-азан, а в левое – аль- икамат.

Смысл и тайна чтения аль-азана и аль-икамата в уши ребёнка заключается в следующем. Первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире будут слова возвеличивания и восхваления Аллаха и его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение), а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру.

Кроме того, слова свидетельства Единобожия (Ла илаха илла ллах) прогоняют проклятого шайтана, защищают ребёнка от его козней.

Следующим Суннатом по случаю рождения ребёнка является ат-тахник. Он заключается в протирании слева и справа дёсен младенца мякотью спелого финика. Если нет фиников, можно использовать любую сладость: мёд, конфеты, сахар. О желательности этого свидетельствует хадис, который передал Абу Муса: «Когда у меня родился сын, я привёл его к Пророку (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) назвал его Ибрахимом и протёр его десны мякотью финика».

Возможно, смысл тахник, состоит в том, чтобы дать почувствовать новорождённому в этой жизни первым не горечь, а сладость – сладость жизни и Веры. Совершать этот ритуал, как и другие ритуалы, лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму. Тогда больше надежды на воздействие его положительных качеств на дальнейшее поведение и характер ребёнка.

На седьмой день жизни ребёнка ему бреют волосы на голове. Волосы младенца нельзя выкидывать. Их надо собрать и взвесить. Соответствующее весу волос золото или серебро родители должны раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.

Смысл и цель бритья головы младенца заключается в следующем:

– бритьё головы укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;

– раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; этим проявляется социальная солидарность между мусульманами;

– бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и кладёт начало выполнению законов Сунны.

О желательности бритья головы есть хадис, рассказанный Анасом: Пророк (мир ему и благословение) велел побрить волосы Хасана и Хусайна на седьмой день после рождения. Потом он взвесил их и соответствующие их весу серебро раздал как милостыню.

В этой связи необходимо помнить, что в нашей религии запрещается стричь или брить только часть головы, оставив другую. Об этом запрете свидетельствует хадис, который передал Абдуллах ибн Умар: Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил брить часть головы.

К большому нашему стыду и сожалению, сегодня многие мусульмане не имеют никакого представления о том, как поступал лучший из сынов Адама наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) после рождения ребёнка. Те же, кто знают это, часто не придерживаются этих Суннатов.

Соблюдение этих обрядов, хотя они только желательные, всё равно является очень значительным и богоугодным делом. С ними связаны дальнейшие успехи в воспитании ребёнка и его поведение. Сложное начинается с простого, большое – с малого, обязательное – с желательного. Поэтому, если мы не будем внимательными к желательным действиям, то это неминуемо и закономерно приведёт к небрежности и в обязанностях.

Будем же соблюдать нормы Ислама не только на словах, но и в поступках!

2. Имянаречение и его правила.

Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя – составная часть как личности, так и души человека. Поэтому в Исламе уделяется очень большое внимание данному вопросу. Все нормы, относящиеся к имянаречению, имеют своё объяснение и практическую пользу.

Приведём некоторые из них.

Сумрат сообщил, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Каждый младенец связан с акикой, на седьмой день после рождения сбривают голову, дают имя, режут за него акику». Из этого хадиса следует, что одобряется дать имя ребёнку на седьмой день. Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения. Так, Анас сообщил, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Ночью у меня родился сын, и я назвал его именем моего отца (т.е. отца пророков) – Ибрахимом».

Из предыдущих двух хадисов следует, что дать имя новорождённому можно и в первый день, и на третий, и на седьмой, и даже после этого — по усмотрению родителей.

3. Ритуал аль-Акика и его нормы

Совершить аль-Акику – значит зарезать одну или двух овец за новорождённого и раздать мясо бедным и нуждающимся.

О желательности этого ритуала говорится во многих хадисах. Так Сумрат передал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учил сподвижников: «Акику необходимо резать за каждого младенца. Кроме этого, на седьмой день от рождения, дают ему имя и сбривают голову. Также Айша сообщила, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «За мальчика режут две овцы, а за девочку – одну».

Предпочтительное время для акики

Как уже отмечалось в предыдущих хадисах, резать овцу за младенца лучше всего на седьмой день жизни ребенка. Это подтверждает и другой хадис, переданный от Айшы. В нём говорится, что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) зарезал за Хасана и Хусайна по две овцы на седьмой день, дал им имена и велел обрить головы. Но совершение акики не ограничивается только этим днём. Так Айша жена Пророка (мир ему и благолсовение) сказала, что резать можно на седьмой, четырнадцатый и далее в любые дни.

Принесение в жертву овцы одинаково желательно как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а при рождении девочки — одну. В крайнем случае, можно и за мальчика зарезать одну.

Недопустимо разбивать кости зарезанного животного.

При разделывании туши зарезанной овцы, приготовлении мяса и во время еды необходимо заботиться о том, чтобы не разбить кости жертвы. Каждую кость, каждый сустав надо отделить. О нежелательности разбивания костей говорится в хадисе, переданном Джа’фаром. Когда Фатима совершила акику за Хасана и Хусайна Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Отправьте мясо беднякам и скажите: «Пусть едят мясо и не разбивают его костей!».

Смысл этого ритуала:

– показать значимость этого вида садака беднякам и соседям, дав большую, целую часть туши, без разделения на части;

– пожелание здоровья и сил младенцу.

Всевышний лучше знает!

– чтобы овца, предназначенная для жертвоприношения, была годовалой;

– чтобы она была здоровой, целой, невредимой, без изъянов и недостатков; не допускается, чтобы овца была слепой, хромой, с выпавшими зубами или с отрезанными ушами. Но разрешается приносить в жертву, если есть маленькие недостатки, например, как сломанные рога или метка на ушах, незначительная хромота.

Польза от акики.

– Это жертвоприношение ради Всевышнего за новорождённого в первые же дни его существования в этом мире. Оно служит выражением благодарности Аллаху, Дарующему блага.

– Это своего рода искупление за ребёнка, с целью уберечь его от бед и искушений.

– Проявление радости при рождении младенца.

– Укрепление любви и согласия, социальной гармонии между различными слоями общества.

Обрезание – это удаление крайней плоти мужского полового органа. Это является одним из обязательных обрядов в Исламе. В Священном Коране об этом не упоминается, но зато есть множество хадисов о необходимости обрезания.

Сообщается, что некто пришёл к Пророку (мир ему и благословение) и сказал: «Я принял Ислам». Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелел ему: «Сбрось волосы неверия (т.е. побрей голову) и сделай обрезание». Также аз-Зухрийи передал слова Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый». (Приводится у Ахмада и Абу Давуда. Приводится у аль-Харба.)

Ещё одним аргументом в пользу обязательности обрезания является то, что согласно преданию, пророку Ибрахиму сделали обрезание в восьмидесятилетнем возрасте.

Нужно ли делать обрезание девочкам?

Большинство имамов и учёных говорит, что обрезание для девочек является не обязательным, а желательным. Как довод они приводят слова Пророка (мир ему и благословение), не велевшего делать это женщинам. Лишь в одном хадисе сказано: «Обрезание — Сунна для мужчин и похвальный поступок для женщин».

Большинство алимов говорит, что совершить обрезание ребёнку нужно до совершеннолетия (зрелости). Ведь после полового созревания он становится мукаллафом и должен совершать все возложенные на него обязанности. Признаком достижения половой зрелости для мальчиков является первая поллюция, для девочек – первая менструация.

Желательно сделать обрезание в детском возрасте, как можно скорее. Есть хадис, в котором говорится, что Посланник (мир ему и благословение) зарезал овец за Хасана и Хусайна и сделал им обрезание на седьмой день после рождения.

Тайна или смысл обрезания

Обрезание имеет религиозный смысл, а также полезно с точки зрения медицины и гигиены.

– обрезание – «символ» Ислама;

– это следование пути Ибрахима – отца пророков;

– оно является критерием отличия мусульманина от последователей других конфессий, кроме иудеев;

– это – выполнение предписаний Аллаха и Сунны Пророка (мир ему и благословение).

С точки зрения медицины и санитарно-гигиенических норм, обрезание очень полезно для мужчин:

– у тех, кто не совершил обрезания, под крайней плотью полового члена накапливается смегма. Эта жидкость является хорошей питательной средой для различных болезнетворных микроорганизмов. После обрезания промежуток под плотью остаётся открытым, что способствует поддержанию чистоты;

– у народов, практикующих обрезание, почти не встречается рак полового члена; то же установлено и в отношении грибковых, а также гнойных заболеваний;

– по данным американских учёных, обследовавших свыше 200 тыс. мужчин, установлено, что инфекция мочеполовых путей встречается в 11 раз чаще у мужчин, не совершивших обрезание, чем у тех, кто прошёл эту процедуру. Обрезание также избавляет детей от таких заболеваний, как фимоз и парафимоз.

Все предписания и желательные действия, о которых было рассказано выше: поздравление, бритьё головы, ат-тахник, аль-акика, имянаречение, обрезание имеют огромное влияние на жизнь ребенка. Совершение их необходимо, так как они приносят детям пользу, дают им здоровье и силу. Если родители прилагают максимум усилий для претворения в жизнь сунны Посланника Аллаха (мир ему и благословение) в отношении новорождённых, то это, по воле Аллаха, станет причиной благодарности детей в будущем.

СТАТЬИ

Материалы подготовил – Имам Московской мемориальной мечети, богослов – Шамиль Аляутдинов, выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета «аль-Азхар» (Египет). Годы учебы: с 1992 по 1998-й. Последние семнадцать лет посвятил профессиональному изучению исламского богословия. С 1997 года по настоящее время является проповедником (имам-хатыбом) Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе, в 2002 году назначен заместителем муфтия Духовного Управления мусульман Европейской части России по религиозным вопросам. Является автором книг, разъясняющих практические и канонические аспекты религиозной и духовной практики мусульманина, таких, как «Путь к вере и совершенству», «Мусульманское право 1—2», «Потусторонние миры. Интервью», «Мир души», «Он и она», «Все увидят Ад» и др. http://umma.ru/

Рождение ребенка — одно из наиболее значимых событий в жизни семьи. Вместе с радостью появления на свет нового человека на родителей ложится и ответственность пред Всевышним, связанная с уходом за ребенком и его воспитанием. В Исламе четко оговорены положения, регламентирующие действия родителей и их родных в связи с рождением в семье ребенка. Этих положений следует придерживаться, чтобы с самого рождения младенец и его родители находились под благотворным воздействием исламской традиции.

Какую молитву следует читать, дабы будущий ребенок родился благонравным и здоровым?

Полезно знать и проговаривать перед супружеским соитием следующие слова: «Бисмил-ляяхи, аллаахумма джаннибнаш-шайтоонэ, ва джаннибиш-шайтоона маа разактанаа» (С именем Господа. О Всевышний, удали нас от Сатаны и удали Сатану от того, чем Ты наделишь нас).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-либо из вас перед соитием с женой скажет «Бисмил-ляяхи, аллаахумма джаннибнаш-шайтоонэ, ва джаннибиш-шайтоона маа разактанаа» (С именем Господа. О Всевышний, удали нас от Сатаны и удали Сатану от того, чем Ты наделишь нас), то, если предписано Господом рождение ребенка в результате этого, он (ребенок) будет защищен от Сатаны» /1/.

Можно ли супругам, а в данном случае мусульманам-молодоженам, узнать через УЗИ пол будущего ребенка?

Распознать пол будущего ребенка посредством УЗИ можно, но надеяться на абсолютную точность — нет. Даже если человечество изобретет аппарат, выдающий сверхточную информацию, запретов на его применение и использование не будет, однако все вообразимые и невообразимые грани информированности о развитии зародыша и появлении на свет нового человека с абсолютной точностью доступны и ведомы только лишь Всевышнему (см. Св. Коран, 22:5; 31:34). Человечество никогда не сможет достигнуть такого уровня информированности. Но использовать законы Творца в постижении сотворенного Им не возбраняется, а, наоборот, поощряется.

Какую молитву лучше читать во время беременности, чтобы роды прошли нормально?

Во время беременности полезно читать следующий коранический аят: «Раббии, хаб лии миль-лядункя зуррийятэн тойибэ, иннакя самии‘уд-ду‘а» (О Господи, даруй мне хорошее, здоровое потомство. Воистину, Ты — Слышащий [любую] мольбу-ду‘а) (Св. Коран, 3:38).

Муж, жена или их родители могут просить об облегчении и благополучном завершении родов, например, такими словами: «Аллахумма яссир ва ляя ту‘ассир» (О Всевышний! Пожелай, чтобы это оказалось легким, а не тяжелым).

Также полезна следующая мольба-ду‘а: «Аллахумма-рзукна валядан салихэ» (О Господи, даруй нам благочестивого, благонравного ребенка).

Можно ли делать кровопускание беременной женщине?

Не советую. В Сунне прямых рекомендаций на этот счет нет.

Основные условия, которые необходимо соблюсти после рождения младенца

1. Поздравления и распространение радостной вести.

Мусульманину желательно сообщить всем своим родным и близким о рождении ребенка. Это укрепляет узы дружбы и родства между людьми, способствует единению в радости, подчеркивает сопричастность каждого к счастливому событию.

Священный Коран неоднократно говорит о необходимости и важности распространения радостной вести о появлении на свет младенца. Так, Всевышний повествует о благовещении пророка Закарии (Захарии): «И воззвали к нему ангелы, когда молился он, стоя в алтаре (михрабе /2/): «Господь передает тебе радостную весть о рождении Яхьи (Иоанна Крестителя) /3/. » (Св. Коран, 3:39); «О Закария (Захария)! Мы даем тебе радостную весть [через некоторое время у тебя родится] ребенок, имя которого — Яхья (Иоанн Креститель). Ранее Мы никого еще так не называли» /4/(Св. Коран, 19:7).

Отца новорожденного можно поздравлять в следующей форме: «Бааракял-лааху лякя филь-мавхууби лякь, ва шакярталь-ваахиба ва баляга ашуддаху ва рузикъта биррах» (Пусть проявит Всевышний милость Свою к тому, кто дарован тебе. Возблагодари Того, Кто одарил тебя им. Пусть он [твой ребенок] достигнет полной зрелости, и будь ты наделен его покорностью и любовью) /5/.

На эти слова отцу ребенка желательно ответить: «Бааракял-лааху лякя ва бааракял-лааху ‘аляйкь» (или «аджзалял-лааху саваабакь») (Да проявит к тебе Аллах Свое благословение (или: «пусть приумножит Всевышний твое вознаграждение»).

Указанные ду‘а могут читаться как при рождении мальчика, так и при рождении девочки.

2. Чтение азана и икамата /6/.

Согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), сразу (или через некоторое время) после рождения ребенка в его правое ухо следует прочесть азан, а в левое можно прочитать икамат.

Абу Рафи‘ сказал: «Я видел, как Пророк после того, как Фатима /7/родила Хусейна, прочитал в его ухо азан» /8/.

Аль-Байхакы передал хадис: «Джинн Уммус-сыбъян /9/не нанесет вреда новорожденному, если отец прочтет в правое ухо ребенка азан, а в левое — икамат» /10/.

Хадис от Ибн ‘Аббаса: «Пророк в день рождения аль-Хасана ибн ‘Али (сына ‘Али, внука Пророка) прочел азан в его [правое] ухо, а икамат — в левое» /11/.

Данное условие очень важно, ибо Божественные и священные слова должны быть первыми, что донесутся до слуха младенца. Именно они символизируют величие Всевышнего Творца, содержат основную формулу Единобожия, признание которой делает человека мусульманином. Начиная с этого момента, слова азана и икамата должны сопровождать ребенка на протяжении всей последующей жизни, помогая ему и освещая его путь.

Эти сакральные формулы являются также формулами исламского экзорсизма /12/: согласно мусульманской традиции, звуками азана изгоняется Сатана, с нетерпением ожидающий появления на свет каждого нового человека, чтобы отрицательно воздействовать на него.

Призыв к Всевышнему Господу, Его пречистой религии — Исламу — должен предшествовать зову проклятого и изгнанного Сатаны, который ежесекундно прилагает колоссальные усилия для пополнения легиона покорившихся ему людей.

Рекомендуется также проговаривание в правое ухо ребенка слов молитвы, произнесенной матерью Марии (будущей матери пророка Иисуса) при ее рождении: «Иннии у‘иизухээ бикя ва зуррийятахээ минаш-шайтаанир-раджиим» (Св. Коран, 3:36). (Воистину, с Твоей помощью [о Господи] я удаляю ее и ее потомство от проклятого Сатаны).

Известно также, что пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) проговорил в правое ухо одного новорожденного младенца суру «аль-Ихляс» /13/.

3. Подготовка младенца к принятию материнской груди.

Исходя из шариатских установлений, рекомендуется положить в рот новорожденному тщательно прожеванный финик.

Делается это следующим образом: финик тщательно прожевывается (например, матерью младенца), после чего пальцем берется его небольшая часть и кладется в рот новорожденному. Затем легкими движениями пальца вправо и влево массируется полость рта так, чтобы прожеванная масса коснулась всей ротовой полости. При отсутствии финика можно использовать любой другой сладкий продукт.

Смысл рекомендации сводится к тому, что данное действие укрепляет мышцы полости рта, способствует подготовке ребенка к принятию материнской груди и сосанию молока наилучшим образом /14/.

Данная рекомендация основана на следующих примерах пророческого Предания.

Абу Муса рассказывал: «У меня родился сын. Я отправился к Пророку. Он дал ему имя Ибрахим. Затем, положив прожеванный финик на палец, он поместил его в ротик моего сына. И, попросив у Всевышнего благословения, отдал ребенка мне» /15/.

Известен следующий рассказ от Анаса ибн Малика: «Вместе с новорожденным ребенком Абу Талхи я отправился к посланнику Всевышнего. Он спросил: «Есть ли у тебя финики?» Я ответил: «Да». И дал ему их. Пророк взял, прожевал и после, вынув прожеванное, положил в ротик младенца и сделал легкий массаж полости рта. Пророк нарек его ‘Абдуллой» /16/.

4. Бритье головы младенца.

По истечении семи дней после рождения ребенка, согласно Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), желательно (мустахаб) побрить голову ребенка и раздать в качестве подаяния серебро или золото, вес которого равен весу сбритых волос /17/.

Говоря о желательности бритья головы младенца и подаяния серебром (или в виде его эквивалента в каких-либо денежных единицах), ученые исламского права приводят в подтверждение следующие несколько хадисов.

Имам Малик в своей книге «Аль-муватто» передает от Джа‘фара ибн Мухаммада, от отца его: «Фатима взвесила волосы Хасана, Хусейна, Зайнаб и Умму Кульсум /18/и в качестве подаяния выплатила серебро, равное весу этих волос» /19/.

От имама ‘Али известно, что «Божий посланник принес в жертву барана после рождения Хусейна и сказал: «О Фатима, постриги его голову и дай в качестве подаяния серебро, вес которого равен весу его волос». Когда она взвесила волосы, их вес был равен одному дирхаму /20/или какой-то части дирхама» /21/.

От Анаса ибн Малика известно, что Пророк велел постричь его внуков Хасана и Хусейна на седьмой день после их рождения. После того, как они были пострижены, в качестве подаяния было роздано серебро, вес которого равнялся весу их волос.

5. Имянаречение /22/.

В Исламе уделяется большое внимание выбору имени для младенца.

От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: «[Рождение] каждого ребенка является поводом для принесения в жертву животного [каждый ребенок является заложником жертвенного животного]. Животное закалывается на седьмой день [после рождения ребенка]. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова» /23/. Из хадиса ясно, что имя может даваться на седьмой день с момента рождения младенца.

Однако есть другие достоверные хадисы, указывающие на то, что имя может даваться и в день рождения ребенка. Анас говорил: «Божий посланник сказал: «Ночью у меня родился сын, я назвал его именем праотца своего — Ибрахимом» /24/.

Из вышеупомянутых хадисов следует, что имянаречение не имеет строго определенного срока: оно возможно как в день рождения ребенка, так и на седьмой день, а также в любой другой день.

Одним из вопросов, требующих особого внимания со стороны родителей, является правильный выбор имени для новорожденного.

Абу Дауд передает от Абу ад-Дарда’: «Посланник Господа сказал: «Поистине, в День Воскресения вы будете созваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так нарекайте же детей красивыми именами!».

От Ибн ‘Умара передают следующие слова: «Пророк сказал: «Поистине, самые любимые имена пред Господом — ‘Абдулла (раб Господа) и ‘Абдурахман (раб Милостивого)» /25/.

Следует отметить, что к предпочтительным относятся все те имена, в которых присутствует слово » ‘абд» (раб) в сочетании с одним из имен Всевышнего: например, ‘Абдур-Раззак (раб Дающего пропитание), ‘Абдуль-Малик (раб Владыки).

В одном из хадисов оговаривается предпочтительность наречения детей именами пророков и ангелов. Имя последнего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) особенно почитаемо /26/.

•«Нарекайте детей своих именами пророков»;

•«Нарекайте моим именем /27/, но не давайте моего прозвища /28/» /29/. Имам Малик говорил: «Я слышал от жителей Медины, что каждый дом, где есть имя Мухаммад, наделен особым уделом» /30/.

Важно помнить, что человек, на которого возложена ответственность за ребенка, должен позаботиться и о том, чтобы тому не дали имени, задевающего его достоинство и которое может оказаться поводом для насмехательств. Ат-Тирмизи от ‘Аиши передает рассказ о том, что Пророк изменял неблагозвучные имена. От Ибн ‘Умара передают, что дочь ‘Умара звали ‘Асыя (непокорная, непослушная), а Пророк назвал ее Джамиля (красивая).

Запрещено давать имена, присущие только Всевышнему Творцу, например Ахад (Единственный), Халик (Творец) и т. д. Последний посланник Творца сказал: «В Судный День сильнее всего вызовет гнев Божий тот человек, который назван именем Маликуль-Амляк (владыка всех владений). Нет Владыки, кроме Всевышнего Господа».

Запрещено нарекать именами, в которых подчеркивается покорность кому-либо или чему-либо кроме Бога, например ‘Абдуль-Кя‘ба (раб Каабы), ‘Абдун-Наби (раб Пророка), ‘Абдур-Расуль (раб Посланника).

Давать более одного имени возможно, но лучше, как делал это пророк Мухаммад, ограничиться одним.

Кстати, следует отличать понятие «мусульманское имя» от понятия «арабские имена». Мусульманское имя — это любое имя на любом языке, имеющее положительное значение. Нет в Исламе условия, чтобы у мусульманина или мусульманки было обязательно арабское имя.

Меня зовут Рахман. Я знаю, что это одно из имен Всевышнего. Ко мне пришел мой дядя и сказал, чтобы я сменил имя, что по Исламу нельзя так называть. Обязательно ли мне менять имя? То же самое про имя Джабраил? Рахман, 25 лет.

Нет необходимости менять имя. Осведомленность вашего дяди на этот счет не полна. Вас не могут называть «ар-Рахман», но могут — Рахман, вкладывая в это смысл мольбы к Богу о вашем помиловании Им, а также развитии в вас качеств милосердия в границах человеческих возможностей.

Детей можно называть именами ангелов. В этом нет ничего предосудительного.

6. Жертвоприношение по случаю рождения ребенка.

В знак благодарности Господу за новорожденного ребенка желательно, если есть на то материальная возможность, принести в жертву барана. Как упоминалось в хадисе, жертву лучше принести на седьмой день с момента рождения ребенка. Если такой возможности не было, то — в любой другой день.

Салман ибн ‘Амир ад-Дабби говорил: «Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «С ребенка — «аль-‘акыка». Так произведите за него заклание жертвенного животного /31/, [тем самым] удалите от него вред и боль» /32/.

От Самура передаются следующие слова пророка Мухаммада: «[Рождение] каждого ребенка является поводом принесения в жертву животного [каждый ребенок является заложником жертвенного животного]. Животное закалывается на седьмой день. В этот же день ребенку дается имя и бреется его голова» /33/.

‘Аиша говорила, что Пророк сказал: «За мальчика [надо принести в жертву] двух одинаковых /34/баранов, а за девочку — одного барана» /35/.

Из этих трех хадисов следует, что при рождении девочки надо заколоть одного барана, а при рождении мальчика, в зависимости от материального положения отца, в жертву приносится один /36/или два барана /37/.

Большая часть ученых исламского права считают, что заклание животного по случаю рождения ребенка является для его отца желательной сунной (мустахаб), но не является обязательным (ваджиб).

Общие положения, касающиеся жертвенного животного:

а) Разрешается приносить в жертву животное, по своим характеристикам соответствующее тому, что приносится в жертву на праздник Курбан-байрам:

•баран должен быть годовалым или старше (допускается заколоть барана в возрасте шести и более месяцев, но достигшего размеров годовалого);

•жертвенное животное должно быть без явных пороков (например, нельзя приносить в жертву одноглазое /38/или слепое животное, явно хромое или очень тощее) /39/.

б) Нежелательно разбивать кости принесенного в жертву животного, а предпочтительно отрезать каждую кость в месте сочленения суставов. Данное утверждение подкреплено словами Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), сказанными дочери Фатиме, когда она принесла жертву по случаю рождения Хасана и Хусейна: «Отправьте женщине, принимавшей роды, ногу жертвенного животного. Ешьте [это мясо] и кормите [им] других, и не ломайте кости этого животного» /40/. Также это оговаривается в одном из хадисов от ‘Аиши /41/.

в) Мясо «аль-‘акыка» распределяется таким образом: часть используется теми, кто принес животное в жертву (т. е. родителями ребенка), часть раздается в качестве подаяния, а оставшаяся — дарится близким. Желательно немного дать и женщине, принимавшей роды. Запрещена продажа какой-либо части мяса «аль-‘акыка».

г) Следуя хадису, желательно (мустахаб) приносить в жертву животное «аль-‘акыка» на имя новорожденного ребенка. При этом закалывающий животное говорит: «бисмил-ляхь, аллахумма лякя ва иляйкя ‘акыкату (. )» (С именем Аллаха. О Господи, Тебе [принадлежит] и к Тебе [возвращается] ‘акыка [имя ребенка]).

Согласно мнению большинства исламских ученых, обряд обрезания мальчика должен быть выполнен до достижения им совершеннолетия. Однако является предпочтительным, чтобы данная сунна была соблюдена в первые дни после его рождения. Так, хадис от Джабира гласит: «Божий посланник принес в жертву животное от имени Хасана и Хусейна и совершил им обряд обрезания на седьмой день с момента их рождения» /43/.

Существует большое количество хадисов, в которых говорится об обрезании. Вот некоторые из них.

‘Аммар ибн Ясир сообщает: «Пророк сказал: «К «фитре» /44/относится следующее: полоскание рта, промывание носа, стрижка усов, чистка зубов палочкой «мисвак», обрезка ногтей, выщипывание /45/волос под мышками, стрижка волос на лобке и обрезание» /46/.

Абу Хурайра передает: «Посланник Аллаха сказал: «Фитра» заключается в обрезании, бритье волос на лобке, стрижке усов, обрезке ногтей и выщипывании волос под мышками» /47/.

Среди ученых исламского права относительно данного вопроса существуют некоторые расхождения во мнениях. Такие ученые, как аль-Хасан аль-Басри, имам Абу Ханифа, а также некоторые факихи ханбалитской школы рассматривают обрезание в качестве сунны-рекомендации. В то же время имамы аш-Шафи‘и, Малик и Ахмад, а также аль-Авза‘и и другие считают, что обрезание относится к категории «ваджиб», т. е. по своей важности близко к фарду.

Полезно знать следующее высказывание имама Малика: «Кто не совершит обряд обрезания, тому запрещено выполнять молитву в качестве имама». Согласно маликитскому, шафиитскому и ханбалитскому мазхабам, человеку, не совершившему обрезание, нежелательно (макрух) быть имамом (предстоятелем) на молитве /48/.

У меня двое детей, между ними разница год. Есть ли в Коране четкое условие, что между детьми должен быть интервал в два года. Я хочу много детей, и моя жена не против. Есть ли в Сунне или в Коране четкое указание по этому поводу? Или это желательно? Хаким, 28 лет.

В Коране есть упоминание, что мать кормит ребенка своим материнским молоком в течение двух лет, а потому желательно, чтобы такой перерыв имел место быть, тем более что женскому организму после родов и кормления следует восстановиться. Нам, мужчинам, этого не понять.

Не торопитесь быстро увеличивать количество детей — важно не только количество, но и качество. Уделяйте должное внимание уже имеющимся (в том числе изучая книги по детской психологии), ведь дети — это далеко не взрослые, а сломать или испортить что-либо не составляет особого труда. Они быстро растут, не успеете и оглянуться. Чем они старше, тем больше следует в них вкладывать: любить, прислушиваться, уважать мнение; водить на занятия (спорт, интеллект, духовность), разъяснять жизненные ситуации и т. д. Поэтому не торопите события, делайте паузы, развивая взаимопонимание в семье, гармонизируя отношения с самим собою и близкими.

(1) «Матери кормят своих новорожденных детей на протяжении двух полных лет. [Это] для тех, кто решил полноценно кормить ребенка грудным молоком. . Если они [мать и отец ребенка], посоветовавшись, обоюдно решили отнять его от груди [до окончания двух лет], то нет на них греха [если нет в их решении явного вреда для здоровья младенца]» (см. Св. Коран, 2:233).

(2) «Мы предписали человеку (вменили ему в обязанность) оказывать добро своим родителям [относиться к ним с уважением и благородством; никоим образом не совершать в их адрес чего-либо предосудительного]. Мать носит его [в утробе] с тягостью и родит с болью (делает она это чуть ли не против своей воли, так как подвергает себя серьезным трудностям и опасностям) [поэтому воспринимаемые само собой разумеющимися материнское внимание и забота требуют особого почтения, уважения и благодарности со стороны мужа и детей]. Вынашивание его [в утробе] до отнятия [от груди] — тридцать месяцев [максимальный срок кормления грудью — два года].

А когда он [ребенок, дочь или сын своих родителей] достигает зрелости [тридцати либо тридцати трех лет] и доживает до сорока [становясь сознательным и еще более серьезно относящимся к себе и своей жизни], говорит: «Господи, внуши мне (благослови, помоги, побуди меня) быть благодарным Тебе за блага, дарованные мне и моим родителям; внуши делать добро, угодное Тебе, и да будет мое потомство идущим по верному пути (исправляющимся, изменяющимся в лучшую сторону; благочестивым и благонравным с Твоего на то благословения)! К Тебе я прибегаю (возвращаюсь, каюсь) [ведь я обыкновенный человек, а потому периодами забывал о Тебе и своих обязанностях пред Тобою и близкими мне людьми, обществом], и, истинно, я из тех, кто покорен Тебе (я из числа мусульман)»/49/.

От таких людей Мы [говорит Господь миров] примем [все хорошее и] лучшее из того, что они совершали [сделаем акцент на их лучшие благодеяния, воздав многократно большим], и не заметим их прегрешений (проигнорируем их, простим после раскаяния). Они — из числа обитателей Рая. Это — правда из того, что было обещано им [через Божьих пророков и посланников, посредством Священных Писаний]» (Св. Коран, 46:15, 16).

Можно ли мужу присутствовать при родах? Быть прямо рядом с женой, когда она рожает. М., 30 лет.

Можно, если жена не против.

Можно ли беременной женщине слушать музыку?

Отвечу словами психологов и исследователей-медиков: «Новорожденный ребенок вспоминает песни и музыку, которые напевала или слушала во время беременности мать, — прислушиваясь к ним, он затихает или лучше засыпает. Некоторые дети даже, похоже, способны описать или нарисовать то, как выглядела их внутриутробная жизнь» /50/.

Если у ребенка (девочки) отец мусульманин, а мать христианка, и мать уже ее крестила, то она считается мусульманкой или христианкой? Умар.

Вера не передается по наследству от отца. Она прививается родителями. На данном этапе маленькая девочка — христианка, раз ее крестили в церкви. Если вы в разводе со своей супругой, то ваша дочь больше относится к христианской традиции, и это до того момента, пока не повзрослеет и сама не определит для себя, кем ей быть.

Может ли мусульманин быть крестным отцом для ребенка-христианина? Alkhazur.

Возможно, ведь они — христиане, люди Писания, заслуживающие с нашей стороны особого внимания. Но только как исключение, а не правило.

Будет ли ребенок, рожденный вне брака, мусульманином? Абдул, 31 год.

Смотря в какой религии и с привитием каких ценностей его будут воспитывать.

У меня скоро родится ребенок (инша Аллах), я хочу, чтоб ему прочитали азан на ухо. Проблема в том, что в роддом муж не может прийти. Могу ли я записать на телефон азан и дать послушать?

Можно. Можете и сами прочитать, причем нет необходимости делать это громко и во всеуслышание.

У моей подруги двое сыновей и им после рождения не читали азан. Недавно они ходили в мечеть для этого, но им не стали читать, так как у старшего сына имя Марат, а это не мусульманское имя по их мнению. Вот так они и ушли ни с чем. Что делать? Гузаль, 28 лет.

Может быть, причина отказа была в другом? Мусульманским считается любое имя на любом языке, имеющее положительное значение. Вам обязаны прочитать азан в любой из мечетей вашего города, хотя вы и сами можете это сделать.

Скажите, если ребенку не сделать обрезание и не читать азан и икамат на ушко при рождении, но воспитать в Исламе, он будет мусульманином? Аишат.

Да, конечно, вне всяких сомнений. Те три вещи, которые вы перечислили, являются желательными после рождения ребенка /51/и никак не относятся к основам веры или религиозной практики.

Если мальчик родился в понедельник, когда будет правильнее сделать обрезание — в конце недели, в воскресенье, или через неделю, в понедельник? Адыль.

Можете как в воскресенье, так и в понедельник. Каждый из этих дней в определенной степени является седьмым. Тем более что делать обрезание на седьмой день после рождения — желательно, но не обязательно. Рассчитайте так, чтобы было удобно и вам, и врачу.

Если человек родился с обрезанием, что это значит? Алишер.

Вопрос. У меня недавно родился сын, и у него как будто естественным образом сделано обрезание, то есть получается, что он родился уже обрезанным. Еще нам сказали, что ему не надо будет делать обрезания, как другим мальчикам, а просто нужно сделать небольшой надрез, чтобы пустить кровь. Они сказали, что рождение обрезанным — это особая милость Всевышнего по отношению к ребенку. Буду признателен, если вы ответите, насколько это достоверно. Магомет, 38 лет.

Если с медицинской точки зрения нет необходимости делать обрезание, тогда незачем и «пускать кровь» — что за глупость?! Тем более что это очень чувствительный орган человеческого организма, а случайное занесение инфекции или недостаточная квалификация — вещи распространенные на сегодняшний день.

Нет ничего необычного в том, что ребенку нет нужды делать обрезания. Эта процедура является больше гигиенической и не определяет уровня избранности человека пред Всевышним. Определяющим же явится воспитание, окружение, приобретенные навыки, реализованные возможности и достигнутые цели. А все это — кропотливый труд на протяжении десятилетий.

1. Правда ли, что когда на 40-й день после зачатия зародышу в утробе матери дается душа, ему открываются все тайны о земной жизни и о вечной?

2. У меня год назад родился сын, и когда он был совсем крохотным, во сне часто смеялся. Иногда, когда не спал, смотрел в какой-нибудь угол, по-своему что-то бубукал и улыбался. Сейчас он так уже не делает. На это мне кто-то сказал, что во сне младенцев ангелы смешат и наяву они их тоже видят, могут с ними в какой-то степени общаться. Это правда? Dauren.

1. «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же времени пребывает там в виде сгустка крови и еще столько же времени — в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет к нему ангела, который вдувает в него душу». Что касается раскрытия тайн земной жизни, то это уже прерогатива самого человека, его выбор, активность, стремление постичь законы бытия, дабы понять себя, свое место, своего Творца, ибо жизнь одна, и каждый день в ней — сверкающий бриллиант, который зачастую в толчее обыденности мы превращаем в страз.

2. Возможно. Но вот что по этому поводу говорят светские ученые: «Во сне новорожденный безмятежно улыбается — это рефлекторный признак его физического благополучия, не имеющий никакой цели и предназначенный для него самого» /52/.

Моей дочери 2 недели от роду. Я собираюсь посетить мечеть, чтобы имам прочитал азан для нее. Причина моего беспокойства заключается в том, что она часто пугливо просыпается ночью и плачет сильно, возможно, что ей снятся кошмары. Что вы думаете об этом? Что посоветуете предпринять? Елдос, 27 лет.

Это нередкое явление у детей. Думаю, постепенно пройдет. Успокаивайте ребенка, отвлекайте его от плача. Если же не получится, спросите совета у опытного врача-педиатра.

В Сунне также упоминается мольба-ду‘а, читаемая перед сном, когда ребенку или взрослому снятся страшные сны, ужасы: «бисмил-ля, а‘уузу би кялимяятил-ляяхит-таамма мин гадабихи ва ‘икаабихь, ва мин шарри ‘ибяядихь, ва мин хамазаатиш-шаяятыын ва ай-яхдуруун» /53/.

Имам Шамиль, у меня такой вопрос: мой приемный сын (ему 4 года) по ночам часто просыпается, не спит спокойно, иногда ни с того ни с сего начинает кричать и плакать, становится нервозным. Мы с женой беспокоимся насчет него. Я предложил ему в подушку и в одежду положить аят «аль-Курси», может, иншааллах, станет получше и спать будет спокойнее. Как вы думаете, это способно помочь или какие-то другие суры из Корана более эффективны? Ilg.

Лучше читайте аят «аль-Курси» ему перед сном, а также последние три суры Корана («аль-Ихляс», «аль-Фаляк», «ан-Нас»), дуя на него. Его нервозность пройдет.

Скажите, пожалуйста, имя Гульнара можно давать мусульманке? И что оно означает?

Гульнара с персидского языка переводится как «гранатовый цветок». Имя имеет положительное, хорошее значение, следовательно — можно.

У меня родилась дочь и встал вопрос об имянаречении ребенка. Мы с женой хотели назвать ее Аиша, как звали супругу пророка Мухаммада. Старшую дочь мы назвали Амина, как звали мать пророка Мухаммада. Однако мои родители сказали, чтобы мы назвали дочь Аселей. Я прочитал азан в правое ухо и икамат в левое ухо ребенку, сделал ду‘а и назвал ее Асель. Через некоторое время родители поинтересовались, не выписал ли я свидетельство о рождении ребенка. Я ответил, что нет. В таком случае, они сказали, что не возражают против имени Аиша и что я могу назвать ее так. У меня возникает вопрос: возможно ли повторное имянаречение ребенка? Ж.

Поменять имя можно, но если первое имя имеет хорошее звучание и положительное значение, стоит ли его менять?

Так получилось, что у меня два имени: одно дали родители при рождении, второе — мулла при имянаречении, так как первое имя было не мусульманского происхождения. Мои родители не противились мнению муллы. Недавно я узнала, что иметь два имени — грех. Как быть? Нурия, 23 года.

Иметь два имени не грех. Это допускается, но желательнее — одно.

Родители не сделали акыку (принесение в жертву животного по случаю рождения в семье ребенка), когда я родилась, так как они немусульмане. Мне сказали, что в таком случае я сама должна это сделать. Так ли это? Тахира, 24 года.

Я мусульманин, а моя жена христианка. У нас недавно родился ребенок. На шестой день после рождения ребенка мулла прочитал его имя — Дамир. Имя дал ему я (отец), жена в этот момент сказала, что не уверена, хочет ли такое имя. Сейчас ребенку год, и жена решила поменять ему имя, потому как она стала ненавидеть это имя. Дело доходит до развода. Что мне делать? Разводиться или пусть она меняет имя моему ребенку? Компромисс возможен только при изменении имени ребенка на более созвучное с русскоязычными именами, типа Даниил, Денис, Руслан и т. д. Возможно ли это сделать? Не навредит ли это ребенку? Может мулла снова прочитать новое имя ребенку? И.

Не советую менять имя. Уступать — хорошо, но не всегда уместно.

К сожалению, отец от ребенка отказался. Девочку будет воспитывать мама. В этом случае какое отчество лучше дать ребенку? Светлана.

Нужно дать отчество по имени отца, при участии которого ребенок появился на свет (сколь бы он плохим и безнравственным ни был). «Зовите их [детей] по их отцам. Это наиболее справедливо пред Всевышним » (Св. Коран, 33:5)

/1/ Хадис от Ибн ‘Аббаса; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, ад-Дарами, Ибн Маджа, аль-Байхакы и др. См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 3. Ч. 6. С. 205, хадис № 2774; Ибн Кудама М. Аль-мугни. Т. 10. С. 231.

/2/ Михраб — ниша в мечети, указывающая направление к Каабе.

/3/ Яхья — один из пророков Ислама, в христианской традиции — Иоанн Креститель.

/4/ Ср.: «. Захария, и жена его из рода Ааронова (Харун, брат пророка Моисея). У них не было детей. и оба были уже в летах преклонных. . Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя. родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (см.: Лк., 1:5,7,13).

/5/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2751.

/6/ Там же. Т. 1. С. 720. Т. 4. С. 2750.

/7/ Фатима — дочь пророка Мухаммада.

/8/ Св. х. Абу Дауда и ат-Тирмизи; «хасан», «сахих». Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 144, 145.

/9/ Имеется в виду джинн женского пола. Дословно «мать детей».

/10/ Хадис от аль-Хасана ибн ‘Али.

/11/ О последних двух хадисах имам аль-Байхакы сказал: «В цепи передававших эти хадисы есть некоторая недостоверность». Первый хадис, в котором оговаривается только чтение азана, явно достоверен («хасан», «сахих»). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2750. В то же время практическое использование хадисов об икамате возможно, что подтверждено действиями ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза, считающегося пятым праведным халифом. См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 146.

/12/ Экзорсизм — изгнание злых духов.

/13/ Св. х. Ибн Разина.

/14/ Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2750, 2751.

/15/ Св. х. аль-Бухари и Муслима.

/16/ Св. х. аль-Бухари и Муслима. См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 145.

/17/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2751.

/18/ Дети ‘Али ибн Абу Талиба и Фатимы, внуки Пророка.

/19/ См.: Имам Малик. Аль-Муватто. С. 399–400, глава «аль-‘Акыка», хадисы № 2, 3.

/20/ Дирхам — серебряная монета, по весу равная примерно 3 граммам. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 208.

/21/ Св. х. аль-Хакима. См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 280, хадис № 4567, «сахих».

/22/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2752, 2753.

/23/ Хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи считал, что хадис «сахих». См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 140, хадис № 2131.

/24/ Св. х. имама Муслима.

/25/ Св. х. имама Муслима.

/26/ По данным журнала «Счастливые родители», в 2000 году самым распространенным именем в мире стало имя Мухаммад: «В различных формах оно часто встречается в мусульманских странах, которые в совокупности насчитывают 1 миллиард 200 миллионов жителей». См.: Счастливые родители, февраль, 2001.

/27/ В арабском языке имени Мухаммад родственны имена Ахмад, Махмуд, Хамид, т. к. они имеют единый трехбуквенный корень «хамидэ». Имя Мустафа (избранный) также является одним из почетных имен Пророка.

/28/ Имеется в виду прозвище Абуль-Касым (т. е. «отец Касыма»), данное Пророку после рождения сына Касыма.

/29/ Хадис передан Абу Ну‘аймом.

/30/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2752.

/31/ Как и в случае с жертвоприношением в праздник Курбан-байрам (в память о том, как Авраам был готов принести в жертву Богу родного сына), смысл жертвы состоит в том, что она необходима самим людям, а не Господу. Считать, что Господу необходимо жертвоприношение животного, означает не понимать смысл этого акта. Всевышний Аллах, по определению Его сущности, не нуждается в какой бы то ни было жертве. Об этом говорится в Священном Коране: «Ни мясо, ни кровь их [жертвенных животных] не дойдут до Бога, но [доходит до Него] богобоязненность ваша» (Св. Коран, 22:37).

Идея жертвы многократно упоминается в Библии. Ср., например: «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе; ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов, и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай Всевышнему обеты твои; . Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие» (Пс., 49:9–14, 23).

/32/ Cв. х. аль-Бухари. См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 140, хадис № 2130.

/33/ Хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов, а также в св. х. аль-Хакима и аль-Байхакы. Ат-Тирмизи считал, что хадис достоверен, «сахих».

/34/ Т. е. примерно одинаковых по возрасту, весу и т. д.

/35/ Св. х. Ахмада и ат-Тирмизи. См.: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 5. С. 140, хадисы № 2132, 2133.

/36/ При рождении мальчика можно принести в жертву только одного барана, что подтверждено Сунной Пророка: по случаю рождения внуков Хасана и Хусейна он зарезал по одному барану. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2747.

/37/ Согласно Ветхому Завету, по повелению Господа при рождении сына или дочери должно было приносить в жертву «однолетнего агнца. и молодого голубя или горлицу» (Лев., 12:6).

/38/ Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2709.

/39/ Ср.: «Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола, или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое: ибо это мерзость для Господа, Бога твоего» (Втор., 17:1);

«Животного слепого, или поврежденного, или уродливого, или больного, или коростового, или паршивого, таких не приносите Господу; и в жертву не давайте их на жертвенник Господень» (Лев., 22:22).

/40/ Хадис передан Абу Даудом.

/41/ Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2749.

/42/ Как известно, ритуал обрезания восходит ко временам Авраама, которому, согласно Библии, было повеление от Бога: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола. и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой» (Быт., 17:10–14).

Обряд обрезания соблюдался и в новозаветное время: есть свидетельства об обрезании младенца Иисуса на восьмой день после рождения (Лк., 2:21), Иоанна Крестителя (Лк., 1:59), апостола Павла (Флп., 3:5) и т. д. Позже, после вознесения Иисуса, в христианской общине возникли споры о необходимости обрезания. Тогда же апостолы и священники на совещании в Иерусалиме отменили обрезание, желая «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деян., 15:19), хотя гласит наставление пророка Моисея: «Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего» (Втор., 4:2). Несмотря на то, что в результате споров среди христиан утвердилось мнение о том, что истинное обрезание есть крещение (Кол., 2:11–12), современная Церковь среди своих великих праздников, отмечает и праздник «обрезания Господня» (прости, Господи; астагфирулла).

Мусульмане же неукоснительно соблюдают обряд обрезания как знак вечного Завета с Богом, как повеление от Господа, которое не может быть отменено человеческим решением.

/43/ Св. х. аль-Байхакы. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 4. С. 2751.

/44/ Фитра (араб.) — естество; первозданная, подлинная природа человека; качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе.

/45/ Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

/46/ Св. х. имама Ахмада.

/47/ Св. х. аль-Бухари и Муслима.

/48/ Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 192, 195, 196.

/49/ Ср.: пятую заповедь, данную Моисею на Синае: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх., 20:12); а также послание апостола Павла ефесянам: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость» (Еф., 6:1).

/50/ Ратнер Е. 10 вопросов, чтобы освежить память // Psychologies, октябрь 2008 (№ 31). С. 132.

/51/ Обрезание касается только мальчиков.

/52/ Василевская Н. Красивая улыбка исходит изнутри. Psychologies, январь 2009 (№ 34). С. 146.

/53/ Подробнее см.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 9. С. 425.

Оценка 3.1 проголосовавших: 177
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here