Молитва скоропослушница в муроме

Самое подробное описание: молитва скоропослушница в муроме - для наших читателей и подписчиков.

Икона Божьей Матери Скоропослушница и как ей молиться

Древнейший запечатленный лик Богоматери — Икона Богородицы Скоропослушницы, она хранится на горе Афон, в монастыре Дохиар. Молитва Скоропослушнице обладает чудотворным воздействием, она помогает разрешить даже самые сложные жизненные ситуации. Как правильно молиться Скоропослушнице и какова история данной иконы, вы узнаете, прочитав данную статью.

Эта икона была написана в 10 веке монахами со Святой Горы Афон, и имя свое получила по свершении Чуда.

История иконы Скоропослушницы

Монастырь Дохиар

Если верить сказаниям, на завершение постройки монастыря недоставало средств. Милостью Богородицы иноку, исполнявшему послушание в трапезной, было дано знамение о сокрытом в монастырской земле сокровище. Взял инок с собой двоих человек из братии и пошел за сокровищем. Соблазн обуял сопровождавших, и решили они бросить инока в пучину с камнем на шее, а богатством завладеть единолично.

Но архангелы Михаил и Гавриил были на страже и не позволили злу свершиться. Они спасли послушника, и сокровище пошло на постройку монастыря. И посвятили служение монастыря Дохиар бесплотным силам, то бишь ангелам и архангелам.

Почему Господь не отвечает на молитвы?

Здравствуйте. Пишу вам, потому что больше не знаю куда. У меня кризис веры в существование Бога. Все мои молитвы остаются.

Как правильно молиться?

Есть много вопросов, ответьте на них пожалуйста, накопилось. Как правильно молиться, в какой позе? Вслух или про себя? В церкви.

Можно ли многократно молиться об одном и том же?

Здравствуйте. Есть у меня одна заветная мечта. Я молю о ней Бога каждый раз, как прихожу в церковь, и иногда.

Откуда взялось имя иконы

Существует древнее предание, по которому Икона Божией Матери назвалась Скоропослушницей. В середине 17 века в трапезной подвизался нерадивый монах Нил, по невнимательности коптивший Святой Лик зажженною лучиною.

В один из вечеров донесся до него глас человеческий из ниши с иконой:

«Больше не ходи сюда с горящим факелом и не марай Образ мой».

Нил подумал, что это шутки братии и не внял гласу. Он так же, как и всегда ходил мимо с огнем и коптил икону Богородицы.

И вот снова было слово ему:

«Бесстыдный инок, ты не внял гласу моему и продолжаешь коптить образ мой».

В тоже время монах ослеп, и в раскаянии пал ниц перед образом И взял обет не отходить от нее ни днем, ни ночью и молиться, пока не придет прощение и исцеление. Узнав о происшедшем, перед Иконой затеплили негасимую лампаду и молились ей денно и нощно. И пришло Нилу прощение, и услышал вновь он знакомый голос:

Нил, услышана твоя молитва,и принято твое раскаяние.

Отныне и во веки веков все православные пусть обращаются ко мне,

А я буду ходатайствовать перед Богом и Сыном об исполнении молитв их.

И назовется отныне и навсегда эта икона моя Скоропослушницей, ибо скоро буду внимать всем просящим.

С тех времен и по сию пору к Святому Образу приставлены служители, ухаживающие за ним и свершающие все обряды. А молитва Скоропослушнице о помощи и правда стала одной из самых эффективных.

Чудотворные копии с Первообраза

На крестный ход выносят копию чудотворной иконы.

Первообраз лика написан на стене монастырской трапезной и представляет собой древнюю фреску, которая собирает к себе православных паломников со всего света.

  • Первый список с Иконы Скоропослушницы попал в Россию со Святой горы Афон в Троицкий Лютиков монастырь через паломника Александра Фролова.
  • В Москву копию со знаменитого образа доставили в 1887 году. Хранится она в Афонской часовне у Никольских ворот. В тот же год было два чудесных исцеления от молитвы перед образом.
  • Копия образа, находящаяся в Санкт-Петербурге, носит имя Невской Скоропослушницы, и является одной из самых почитаемых святынь в России. Икона была передана в дар Великим Князем Сергеем Александровичем и его супругой в Николо-Барградский Храм. Сейчас образ находится в Александро-Невской Лавре.
  • Также знаменитая копия с Первообраза находится в Спасо-Преображенском мужском монастыре в Муроме. Список сделали афонские монахи и передали его в Россию.

На всех образах Богородица изображена в ипостаси Одигитрии — Путеводительнице. Везде она держит младенца Иисуса, благословляющего людей. И лишь Невская Скоропослушница написана в другой манере — на ней изображена Дева Мария без Сына своего, а ее рука простерта к молящимся в знак Божьей помощи.

Как правильно молиться

Искренняя молитва Скоропослушнице Божьей Матери будет услышана и исполнена. В тяжкую минуту просите, и воздастся вам. Молитвы читают о поддержке и защите, спасении жизни, об отведении злых бед и испрашивают совета на перепутье. В молитвах Пресвятой Богородице просят здоровья, исцеления от неизлечимых болезней, благополучного разрешения от бремени, рождение здорового ребенка и долгого кормлении молоком.

Молитва Скоропослушнице сильная: Богородичное Правило.

Молитва первая

Икона Скоропослушница: фото и молитва.

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну Своему, умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице: Ты бо благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающе всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь

Молитва вторая

Преблагословенная Владычице, Приснодево Богородице, Бога Слова паче всякаго слова на спасение наше рождшая, и благодать Его преизобильно паче всех приявшая! море явльшаяся божественных дарований и чудес приснотекущая река, изливающая благость всем с верою к Тебе прибегающим! Чудотворному Твоему образу припадающе, молимся Тебе, всещедрей Матери человеколюбиваго Владыки; удиви на нас пребогатыя милости Твоя, и прошения наша, приносимая Тебе, Скоропослушнице, ускори исполнити, все еже на пользу, во утешение и спасение коемуждо устрояющи. Посети, Преблагая, рабы Твоя благодатию Твоею, и подаждь недугующим цельбу и совершенное здравие, обуреваемым тишину, плененным свободу, и различными образы страждущих утеши. Избави, Всемилостивая Госпоже, всяк град и страну от глада, язвы, труса, потопа, огня, меча и иныя казни временныя и вечныя, матерним Твоим дерзновением отвращающи гнев Божий: и душевнаго разслабления, обуревания страстей и грехопадений свободи рабы Твоя, яко да непреткновенно во всяком благочестии поживше в сем веце, и в будущем вечных благ сподобимся благодатаю и человеколюбием Сына Твоего и Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Скоропослушная Заступнице всех, к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небеснаго величия Своего на мене непотребнаго, припадающаго к иконе Твоей, услыши скоро смиренную молитву мене грешнаго и принеси ю к Сыну Своему, умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея и очистит ум мой от помыслов суетных, да успокоит страждущее мое сердце и исцелит раны его, да вразумит мя на добрая дела и укрепит работати Ему со страхом, да простит вся содеянная мною злая, да избавит вечныя муки и не лишит Небеснаго Своего Царствия. О, Преблагословенная Богородице: Ты бо благоизволила еси нарещися во образе Своем Скоропослушница, повелевающе всем притекати к Тебе с верою: не презри убо мене скорбнаго и не попусти погибнути мне в бездне грехов моих. На тя по Бозе все мое упование и надежда спасения, и Твоему покрову и предстательству поручаю себе во веки. Аминь

Тропарь, глас 4

К Богородице притецем сущии в бедах, / и ко святей иконе Ея ныне припадем, / с верою зовуще из глубины души: / скоро услыши наша моления, Дево, / яко Скоропослушница нарекшаяся,/ Тебе бо раби Твои в нуждах // готовую Помощницу имамы.

Кондак, глас 8

В море житейстем обуреваемии, / треволнению подпадаем страстей и искушений. / Подаждь убо нам, Госпоже, руку помощи, якоже Петрови Сын Твой, / и ускори от бед избавити ны, да зовем Ти: // радуйся,Всеблагая Скоропослушнице.

Тема "Как правильно молиться?"

Тема "Подскажите молитву об исцелении ребенка"

Общий форум "Белая магия"

Чудесные исцеления

Молитва Пресвятой Богородице Скоропослушнице помогает людям исцеляться. Первым чудесным исцелением было прозрение Нила, которого же сама Богородица и ослепила за невежество его. После по всем землям православным, где бы не появлялся чудотворный лик , случались необъяснимые чудеса: люди излечивались от падучей болезни и хромоты. Молитвой спасались терпящие кораблекрушения.

Вот некоторые из событий, в которых участвовала молитва «Скоропослушница», икона Божьей Матери:

  • Вдова Фролова из подмосковной Рузы сильной молитвой излечилась от припадков беснования в 1887 году;
  • Московская крестьянка Марфа Палина излечилась от эпилепсии в 1889 году;
  • Молитвою был возвращен матери сын из чеченского плена, когда все думали , что он погиб;
  • В Блокадном Ленинграде многие люди молились и находили спасение у Невской Скоропослушницы;

Это только немногие случаи, известные нам. А сколько мы еще не знаем? Никому не отказывает Богоматерь, всех прихожан равно слышит и скоро помогает.

Петру и Февронии

Видеоролик

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

Статьи на похожие темы:

Добавить комментарий Отменить ответ

Вопросы и Ответы

Интернет журнал о загадочном и непознанном

© Copyright 2015-2017гг. Все права защищены. Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки. 18+ Строго для совершеннолетних!

Молитва скоропослушница в муроме

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Адрес: г. Муром, ул. Лакина, д. 1а

тел. (49234) 2-20-50, факс (49234) 3-19-18

Наместник – игумен Кронид (Козлов).

Божественная красота открывается с вершины монастырского холма – необъятные муромские и нижегородские дали. Ока мощно и величественно несет свои воды к Волге. В этих местах накапливал богатырскую силу Илья Муромец. Здесь жили русские святые князья Петр и Феврония – покровители семьи.

«В лето 6604. Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день . Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса . »

Стелла Петру и Февронии у стены монастыря

В стенах монастыря пребывали многие святые: святые благоверные князья Петр и Феврония (1205 – 1228 гг.), Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался).

Здесь пребывал Святитель Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.), который окормлял муромскую паству после разорения края Батыем.

Настоятельный корпус Спасо-Преображенского монастыря

Храм Василия Рязанского

В 1687 г. при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля – старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.

Храм Василия Рязанского

Вследствие совершенной ветхости, дом находился некоторое время незанятым, но в 1885 г. был капитально ремонтирован и приведен в надлежащий вид.

В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 г. в монастыре (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Святитель Василий Рязанский

От монастырской братии,

Василий плывет на мантии,

ставшей ему ладьею.

Прочь – от народа хмурого,

прочь – от злобных наветников,

прочь – от родного Мурома,

точно птица из клети.

Плывет по речной осоке,

по каменистым порожкам,

стоит, опершись на посох,

в луче, ниспосланном, Божьем.

Парит над речною гладью,

стоя на мантии строгой,

словно последний праведник,

Святитель, избранный Богом.

Еще одна страница истории связана с царем Иваном Грозным.

В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина.

«В Преображенском храме:

По правую сторону царских врат – икона Преображения Господня; на ней риза обронная, серебро-позолоченная, высокой работы, и 6-ть венцов – на Спасителе, пророках и апостолах, позолоченные, с прорезями и эмалевым украшением. Изображение Преображения Господня окружено сиянием, серебряным, не позолоченным. Весу в ризе 23 фун. и 1 золотник. Пробы 84-й. Высота иконы 2 арш. 2 ½ верш., ширина 1 арш. 7 ½ верш., доска деревянная гладкая. Фон темно-ореховый. XVII века.

Икона Спасителя с изображением ангелов вверху, а внизу – преподобных; в медно-позолоченной, обронной работы ризе, с 5-ю венцами, серебро-позолоченными, весом в 67 ½ золотников, без пробы. Высота иконы 2 арш. 3 верш., ширина 1 арш. 7 верш., доска деревянная гладкая. Фон письма темно-ореховый. XVII века.

По левую сторону царских врат – икона Смоленской Божией Матери; на ней венец серебряный, чеканный и на Предвечном Младенце – такой-же, позолоченный, весу в обоих венцах 3 фун. 35 зол. На образе обоих венцах 3 фун. 35 зол. На образе оклад и цвет серебряный, басемный. Риза на Божией Матери и Предвечном Младенце серебро-тканная, позолоченная, шитая в различных местах жемчугом и простыми разноцветными камнями. Высота иконы 1 арш. 14 ½ вер., ширина 1 арш. 6 вер., доска деревянная с выемкой. Фон письма темно-ореховый. XVII века.

На правой стороне царских врат, на завороте – икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и ученика его Прохора. На Иоанне Богослове венец старинный, с резными узорами, серебряный, без пробы. Высота иконы 2 арш. 2.5 вершк., ширина 1.5арш., дска деревянная с выемкой. Фон темно-ореховый. XVII в.

За правым клиросом на столе икона «Умиление» Пресвятой Богородицы; на ней венец и поля серебряные 84 пробы, позолоченные, чеканной работы; венец весом 9 фун. 39 зол. Риза на Богоматери и Спасителе серебро-позолоченная-тканная, украшенная простыми разноцветными камнями и бусами. Высота образа 2 арш. 2.5 верш., ширина 1.5 арш., дска деревянная, гладкая. Фон темно-ореховый. XVII в.

На северной стороне против столпа, на стене, в вызолоченном киоте – икона Иоанна Крестителя. Риза бархатная шитая, украшенная простыми разноцветными камнями. Венец металлический, вызолоченный, чеканной работы. высота образа 2 арш. 3.5 верш., ширина 3/4 арш.. дска деревянная, гладкая. Фон темно-ореховый. XVII в.

Спасо-Преображенский собор – главный храм обители

В 60-х гг. XX в. были начаты реставрационные работы. В результате этих работ собор должен был бы вернуть себе облик XVI в. (шлемовидные главы, щелевидные оконные проемы, перспективные порталы; трапезную предлагалось разобрать), но работы в полном объеме выполнены не были и ограничились лишь восстановлением перспективного портала южного фасада основного объема и нескольких щелевидных оконных проемов.

«Не смотря на многочисленные перестройки, собор в основе сохранил свой прежний вид. В нем с большей силой чувствуется живая традиция пятиглавых соборов, идущих от Успенского собора Московского Кремля. . Скромная орнаментация, строгие пропорции, монолитность здания придают ему облик суровой простоты, соответствующей торжественному монастырскому храму».

Спас Смоленский, с припадающими святыми преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Конец XVI в. Вероятно, что икона создавалась мастером, близким к иконописной мастерской Троице-Сергиева монастыря. Дерево, темпера. Происходит из Преображенского собора Спасского монастыря в Муроме. Поступила в Муромский музей из Горсовета. Реставрирована в 1993-2010 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) Л.Б. Максимовой, Т.М. Мосуновой.

Считается, что первая икона с изображением ростовой фигуры благословляющего Вседержителя была помещена над Фроловскими (Спасскими) воротами Кремля в 1514 г. в связи с возвращением Смоленска под власть Москвы. В 1521 г. она была заменена на фреску с изображением спасителя и припадающими к его ногам Соргия Радонежского и Варлаама Хутынского. Позже у ног Христа стали изображать и других русских святых. Муромская икона – один из изводов «Спаса Смоленского»; она является достаточно ранней из всех сохранившихся. При реставрации и технико-технологическом исследовании иконы было выявлено, что паволока (льняная ткань серого цвета) не сплошная и лежит фрагментами. Удивительным открытием стало случайное обнаружение волокон синего цвета. Рентген показал, что под изображением благословляющей руки Христа находится узкий лоскуток «драгоценной» хлопковой ткани синего цвета (в XVI-XVII вв. привозной и стоявшей очень дорого). Кусок паволоки цвета индиго на иконе вряд ли случаен и мог иметь сакральное значение как часть обветшавшего литургического предмета (покрова на престол, облачения). Крошечный фрагмент иконы внизу под рукой Спаса реставратор специально оставил не заполненным левкасом для того, чтобы специалисты и все интересующиеся могли также увидеть эту редкую находку.

Иоанн Креститель. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря г. Мурома. В Муромский музей поступила в 1923 г. Реставрирована в 2009-2012 гг. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (г. Москва) Т.М. Мосуновой.

Муромская икона, очевидно, находилась в одном из монастырских иконостасов в деисусном ряду. Позже была размещена в Спасо-Преображенском соборе «на северной стороне против столпа, на стене в вызолоченном киоте». Произведение отличает характерное личное письмо, отмеченное и на ряде других муромских икон этого же времени. Можно предположить, что автор был фрескист, привыкший быстро работать на больших плоскостях. Поражает смелость живописи, не свойственная русским иконописцам, размах и широта кисти (свиток с Евангельским текстом обрезается краем иконы). Непривычный красный цвет свитка обнаруживается только на македонской иконе Иоанна Предтечи XV века.

Святой князь Петр Муромский. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря в Муроме. В Муромский музей поступила в 1923 г. С 1964 по 2012 гг. находилась в музее им. Адрея Рублева (ЦМиАР, г. Москва). Реставрирована в 1976-1978 гг. в мастерской ЦМиАр М.В. Егоровой.

Святая княгиня Феврония Муромская. Вторая пол. XVI в. Дерево, темпера. Происходит из Спасского монастыря г. Мурома. В Муромский музей поступила в 1923 г. с 1964 по 2012 гг. находилась в музее им. Андрея Рублева (ЦМиАр, Москва). Реставрирована в 1976-1978 гг. в мастерской ЦМиАР М.В. Егоровой.

Иконы святых Петра и Февронии в молитвенных позах первоначально могли помещаться в деисусном чине надвратного храма во имя Кирилла Белозерского, находившегося в древности над северными вратами монастыря. Проникновенный образ святой двоицы муромских князей – покровителей семьи и отечества – является зримым отражением слов посвященной им службы: «И ныне в памяти нашей молите Христа Бога сохранити отечество ваше, и помиловати град, и люди, почитающая вас». Примечательно, что по одной из редакций «Повести о Петре и Февронии», названной специалистами «Муромской», князь Петр постригся в монахи именно в Спасском монастыре.

Трапезная церковь Покрова Богородицы

Трапезная церковь Покрова Богородицы (слева) и Спасо-Преображенский собор (справа)

Спасо-Преображенский собор (слева) и Трапезная церковь Покрова Богородицы (справа)

Трапезная церковь Покрова Богородицы

Трапезная церковь Покрова Богородицы построена в 1691 г. на средства Варсанофия, митрополита Сарского и Подонского, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома.

Это уникальная по своей архитектуре двухэтажная церковь, единственная в Муроме. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем асимметричную композицию.

Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря.

Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 г., известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки».

Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора.

Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает асимметричность плана.

Далее на 9 странице сообщается, что «да онже стольник Василей Иванович Чертков дал вспасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых».

По Вкладной книге можно также установить, что в 1701 г. был проведен ремонт одной из глав церкви, за что плотникам заплачено три рубля. «. И те деньги даны плотникам за работу делали вспасове монастыре на церкви божией главу».

Антиминс, лежащий на Покровском престоле, напечатанный на полотне, за подписью Палладия, епископа Рязанского и Муромского. 1761 г.

Колокольня эта, вследствие слабости и прелости кирпича, неоднократно ремонтировалась.

Большой колокол весом 150 пуд. слит усердием Муромских граждан, при игумене Афанасие в 1794 г. Медный колокол, весом около 20 пудов, вылитый в пол. XVII в. Яковом Готеманом в Лейвардене.

Отсюда видно также, что каменная ограда монастыря строилась с 1807 по 1810 г.

Так, например, «1807 г. 7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря. выкладено за одно лето 30 саж», «1807—1808 и 1810 гг. выведено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября». «В 1841 г. в Преображенском соборе разделаны окна в новом виде».

Беспалов Н. А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI – начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с.

«В Покровском теплом храме, на паперти:

Над дверью в церковь – икона с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Крестителя, без ризы, вверху изображены солнце, луна и звезды. Высота иконы 10.5 в., ширина 1 арш. 5.5 вер., дска деревянная с выемкой. XVIII в.

На стене – 4 иконы ветхозаветных праотцов, без риз, дски деревянные, с выемкой. Высота 1 арш. и ½ вер., ширина ¾ арш. каждая. XVIII века. Иконы эти перенесены из древней, бывшей на монастырских вратах, церкви во имя св. Кирилла Белозерского чудотворца.

В приделе во имя Божией Матери «Скоропослушница», в алтаре, за престолом, в резном, столярной работы, вызолоченном киоте без ризы, икона Страждущего Спасителя и Божией Матери, с следующим внизу текстом: «Не рыдай мене Мати взирающи во гробе, егоже плотию безсеменне зачала еси сына, востану бо и славен буду и вознесу со славою не молчно яко Бог иже верою и любовию Тебе величающия». Высота иконы 1 арш.. ширина 14.5 вер., дска деревянная с выемкой. Фон светло-коричневый. XVII века.

В нижней церкви: В иконостасе – икона св. Кирилла Белозерского чудотворца, в белой металлической обронной работы ризе. Высота иконы 1 ар. 10.5 в., ширина 13 вер., дска деревянная гладкая. XVIII века.

На столпе посреди церкви: Икона Преображения Господня, без ризы. На ликах 6 венцов металлических. Высота образа 1 ар. 15 вер., ширина 1 ар. 11 вер.. дска деревянная гладкая. XVIII века. Икона Покрова Пресвятой Богородицы, без ризы. На ликах 3 венца медные. Высота образа 1 ар. 15 вер., ширина 1 ар. 11 вер., дска деревянная гладкая. Фон коричневый. XVIII века».

Ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей в церкви Покрова Богородицы

В 1616 г. Муром подвергся нашествию вооруженного литовского отряда под командованием пана Александра Лисовского, во время которого пострадал и Спасский монастырь. Все ценные вещи церковной утвари и дорогие оклады икон были разграблены, несколько монахов убито, некоторые здания выжжены; вот почему, несмотря на столь давнее его существование, в нем сохранилось очень мало памятников древности.

Надвратная церковь Кирилла Белоезерского

Надвратная церковь Кирилла Белоезерского

В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами.

В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви).

7 мая 1807 г. приступили к строительству северной кирпичной ограды с новой надвратной церковью. Старая была разобрана.

В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его» (т.е. во имя свв. прпп. Ксенофонта и Марии Константинопольских / Палестинских). К прошению прилагались «план с фасадом», отсутствующие ныне в деле. Осуществлен этот проект до конца не был.

В 1807-1810 гг. была устроена вокруг монастыря каменная ограда.

Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т.п. Имеются упоминания о расходах 1817, 1819, 1821, 1822, 1848 гг.

В описи 1846 г. поминаются четыре каменных монастырских здания, т.е. в том числе и недостроенная церковь – колокольня, так и не получившая яруса звона. Не был устроен и храм над св. вратами – «за теснотою и. за неимением в нем особенной надобности».

В 1865 г. удостоен за службу по духовному ведомству по Владимирской епархии, орденом Св. Равноапостольного Князя Владимира 3-й степени – Муромского Спасского монастыря настоятель архимандрит Амвросий.

Нифонт (Успенский) (1811-1877) в 1868 году назначен настоятелем Муромского Спасо-Преображенского монастыря.

В 1869 г. в здании надвратной церкви был размещен архив Муромского духовного правления. К 1873 г. в юго-западной части монастыря появилось еще несколько каменных зданий, в том числе пристроены с юга и востока к объему надвратной церкви помещение для привратника, конюха и рабочих. В 1881 г. эти помещения были «перестроены наново», а в 1913 г. – покрыты железом.

4 октября 1877 г. умер архимандрит Спасского монастыря Нифонт (Успенский).

В 1889 г. осуществлялся «ремонт кровель на св. вратах», в результате которого, видимо, памятник приобрел ныне существующее завершение.

Длительное время – вплоть до 1995 г. – комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки. Надвратная церковь использовалась как одно из помещений контрольно-пропускного пункта.

22 июня 2005 г. в день памяти преподобного Кирилла Белозерского в Муромском Спасо-Преображенском монастыре был освящен восстановленный храм Кирилла Белозерского.

Объемно-планировочная cтруктура надвратной церкви восходит к традиционной схеме надвратной церкви-колокольни: к квадратному в плане столпообразному центральному объему над святыми вратами с севера и юга примыкают прямоугольные в плане «крылья» меньшей высоты, под одним из которых (северным) устроены проездные ворота, первый ярус южного крыла занимала лестница, ведущая на второй ярус (собственно «церковь»), третий ярус – ярус звона («колокольня»), предусмотренный проектом (имеется винтовая лестница в толще южной стены центрального объема), не был построен, что наложило определенный отпечаток на существующий облик памятника.

Ориентация церкви по сторонам света, остатки арки на северном фасаде разрушения на восточном фасаде, а также существующие аналоги позволяют предположить, что с востока к центральному объему примыкал значительный ризалит, второй ярус которого являлся апсидой церкви. Возможно, эта часть церкви или не была достроена, или обрушилась после возведения.

Западная арка святых врат сочетает в себе явно разновременные элементы, некоторые из которых, возможно, были возведены ранее 1809 г. (в ХVII – ХVIII вв.), а затем включены в объем надвратной церкви.

Архитектурное оформление западного фасада: руст, круглые окна второго яруса, профиль карнизов – позволяет отнести надвратную церковь к «классическому стилю». О какой бы то ни было стилистике прочих фасадов, сильно искаженных пристройками и переделками, говорить не приходится. Завершение памятника позднего происхождения и носит случайный характер, крест утрачен.

Общее состояние памятника неудовлетворительное, близкое к аварийному: в стенах имеются трещины, свидетельствующие о неравномерности просадок грунта; наблюдается деструкция, выветривание кирпича; сильное разрушение кладки верхней части центрального объема из-за отсутствия карнизного свеса кровли. Перекрытия и крыши находятся в неудовлетворительном состоянии. Форма оконных и дверных проемов искажена поздними переделками.

В 1992 – 1993 гг. предприятием (ныне ОАО) «Владимирреставрация» выполнен ряд научно-проектных работ по надвратной церкви Спасского монастыря: – обмеры (рук. архитектор А.Н. Трофимов) и натурное обследование памятника (архитекторы В.П. Константинов и Т.Г. Коремина) были выполнены в объеме, разрешенном пользователем, т. е. частично, – эскизный проект реставрации (автор: архитектор В.П. Константинов, при участии архитекторов Т.Г. Кореминой и В.А. Мироновой) составлен на основании имевшихся к моменту проектирования данных, следовательно многие его позиции нуждаются в корректировке по данным дополнительных исследований и по условиям современного использования.

Окончательные выводы по строительной истории памятника также возможны лишь после проведения масштабных археологических и натурных исследований в ходе производства работ.

Ремонтно-реставрационные мероприятия, предлагаемые проектом, отражены в его графической части (см. картограммы реставрационных работ – листы АС-2-5). Изображение недостроенных и утраченных элементов не является обоснованной графической реконструкцией, а призвано лишь продемонстрировать характер первоначального замысла.

Воссоздание яруса звона (даже при обнаружении проекта 1809 г. признано нецелесообразным. В качестве консервационного мероприятия предлагается докладка центрального объема с устройством необходимого карниза. Характер завершения крыши, барабана, главы, центрального объема – оставлен прежним с некоторым повышением отметок, связанным с устройством карнизного навеса и с компенсацией осадки деревянных конструкций. Принимая во внимание специфику строительной истории объекта, а также репрезентативную роль и композиционное значение, присущие надвратной церкви в православном монастырском комплексе, автор проекта не отрицает возможности привлечения методов «стилистической реставрации» при устройстве вновь завершения центрального объема – с целью создания эстетически полноценного образа сооружения.

В храме находится образ преп. Кирилла, написанный и освященный в Свято Троице-Сергиевой лавре. Российское Императорское Палестинское общество передало в храм часть древа Закхея-смоковницы из города Иерихона.

В период церковных реформ Патриарха Никона Муром довольно значительное время оставался в оппозиции нововведениям, а Спасский монастырь был одним из оплотов Старообрядчества . Настоятель монастыря архимандрит Антоний (1658 – 1662 гг.) написал несколько воззваний о перстосложении, а также послал челобитную царю Алексею Михайловичу с указаниями на неверности в исправлении книг при Патриархе Никоне, прибавляя, что те, кто не в силах обличить неверности, ссылаются на царя, «яко у царя тако поют».

В 1662 г. архимандрит Антоний по распоряжению архиепископа Рязанского и Муромского Илариона (1657 – 1674 гг.) был отстранен от управления монастырем, а в феврале 1666 г. вызван на собор в Москву. Не смотря на принесённое покаяние архимандрит Антоний был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

Икона Божией Матери «Скоропослушница»

С тех пор она стала главной Святыней обители. Чудотворный образ хранит и возрождает обитель. Икона мироточит, меняет свой лик. Молитвы перед Нею скоро приемлются Царицей Небесной. Особенно часто получают помощь страждущие от бесовских наваждений, молящиеся о благоустроении хозяйственных и торговых дел, о возвращении без вести пропавших людей.

Часовня Божией Матери Спорительницы хлебов при монастырской пекарне

В часовне можно поклониться этой иконе, поставить свечу с молитвою о помощи Божией Матери в трудах о хлебе насущном и взять в благословение монастырский хлебец.

Часовня Божией Матери «Живоносный источник» с купелью

Воины и их сродники почитают образ св. вмч. Георгия Победоносца с его древним мощевиком, содержащим святые мощи великомученика.

Сей камень установлен в память о посещении монастыря Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на 910-летие Спасской обители. Его Святейшество совершили здесь Божественную Литургию на Ильин день 2 августа 2006 года.

Часовня святого великомученника и Победоносца Георгия

Часовня Св. вмч. Георгия Победоносца освящена 22 июня 2005 года в молитвенную память о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся. Их же имена ты Господи веси.

22 июня шла торжественная церемония закладки нового храма, попечители произносили речи. Внезапно народ перестал слушать и устремил свои взоры к небу: вокруг солнца огромным диаметром очертилась радуга-нимб. От нимба, как от солнца исходило свое особое тончайшее сияние. Даже непосвященные поняли, что им открылось особое Божественное Небо. Внешне это выглядело так: в огромном пространстве привычного неба образовался свой особый сияющий купол, окаймленный радугой-нимбом. Присутствовавшими овладело ликование и трепет. Этим чувством хотелось поделиться со всеми. Поэтому было уместно когда главный попечитель монастыря, председатель Счетной Палаты РФ С.В. Степашин отметил особую благодать и Богоугодность происходящего события. Золотой сияющий нимб держался в небе более часа. Проплывали облака, сменялась погода, а нимб сиял во Славу Господа.

Храм Преподобного Сергия Радонежского

26 октября 2005 года был освящен новопостоенный надвратный храм во имя преп. Сергия Радонежского (восточные ворота монастыря). Обряд освящение провел Владыка Евлогий – архиепископ Владимирский и Суздальский. С востока монастырь хранит прп. Сергий Радонежский – Игумен Вся Руси, с запада – прп. Кирилл Белозерский. По своей земной жизни эти святые старцы тоже были связаны: Кирилл Белозерский был учеником Сергия Радонежского.

В Муром на вертолете в день освящения храма прибыла икона прп. Сергия Радонежского, освященная в Троице-Сергиевой Лавре на мощах Великого Святого. Привезли образ достопочтенные попечители монастыря.

Прихожанам в ходе празднования были подарены маленькие иконы прп. Старца, также освященные на его мощах.

Владыка Евлогий отметил, что во время освящения храма погода и природа тихо внимали торжеству. Но лишь только храм был освящен, снежная метель обрушилась на Муром. Розы, которые еще секунды назад цвели и благоухали на монастырских лужайках, оказались укрытыми снежным покрывалом – мантией Богородицы.

И вот вам еще одно чудо: на следующий день, несмотря на снег и мороз, розы были живые и теплые… Издавали аромат…

В тот же день состоялась презентация и открытие первой очереди монастырского паломнического центра. Его архитектура и благоустроенность с первых дней привлекли взоры паломников.

Братский корпус. Муромское православное духовное училище имени Патриарха Пимена

В 1891 г. на территории обители был возведен каменный трехэтажный братский корпус в котором на правах настоятеля размещались муромские викарные епископы: Евгений (Мерцалов), а позднее – Митрофан (Загорский). В 1907 г. в корпусе была освящена домовая церковь в честь мучеников Херсонесских.

В 1920-е гг. храмы и помещения монастыря инспектируются представителями муромского музея, но уже с января 1929 г. Спасский монастырь занимают военные и частично отделение НКВД, в это же время начинается уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц прекращён.

Многие богомольцы приходят в Спасо-Преображенский собор поклониться иконе преп. Серафима Саровского, писанной инокинями Серафимо-Дивеевской обители и освященной на раке со святыми мощами Преподобного. В наперсный крест на ризе иконы вставлены мощи Святого старца Серафима.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Часовня св. Ксении Петербургской

Часовня в честь св. блаж. Ксении Петербуржской устроена в угловой башне Спасо-Преображенского монастыря в 2006 г. В часовне находится икона Святой, освященная на ее гробнице в г. Санкт-Петербурге на Смоленском кладбище (Васильевский остров). В икону вставлены камешки от гробницы блаж. Ксении. На южной стене часовни находится икона преп. Моисея Угрина, Киево-Печерского чудотворца, с платом от его мощей.

Часовня-костница построена на месте монастырского кладбища, разорённого в советское время. Здесь собраны честные останки иноков, благодетелей обители и знатных горожан дворянского и купеческого сословия, погребённых на кладбище Спасского монастыря за прошедшие столетия. После закрытия монастыря в 1918 г. при строительстве воинской части из осквернённых могил кости сваливались к собору или остались под асфальтом плаца, устроенного на кладбище. И поныне монахи собирают эти останки и хоронят их в часовне Костнице, устроенной по Афонскому образцу. В часовне служатся панихиды о усопших. Здесь можно поставить свечу и оставить записку о упокоении.

Гостиница для паломников. Трапезная.

В пруду цветут кувшинки

На территории монастыря устроен мини-зоопарк с курами, павлинами и лошадками.

Муромское православное духовное училище имени патриарха Пимена

Пимен (Извеков Сергей Михайлович) (1910-1990) – с 3 июня 1971 года — Патриарх Московский и всея Руси.

Срок обучения – два года. Училище является структурным подразделением Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии; его выпускники зачисляются на 2-й курс ВДС.

Студенты получают базовое духовное образование, необходимое для исполнения обязанностей псаломщика-катехизатора и получения дальнейшего высшего духовного образования.

По окончании училища выдается аттестат, выпускники зачисляются на второй курс семинарии без экзаменов.

Музей Патриарха Пимена

В 2010 году исполнилось 100 лет со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). В этом училище первоначально и возник небольшой музей предстоятеля. Однако собранных экспонатов и различных материалов оказалось столько, что музей был переведен на второй этаж отреставрированного настоятельского корпуса – памятника архитектуры, выстроенного еще в 1687 году.

Наместник Спасской обители игумен Кирилл (Епифанов) и его помощник по случаю юбилея в 2010 г. устроили новую «музейную экспозицию». В музее собраны уникальные фотографии муромлян, с которыми был лично знаком предстоятель, книги, документы и предметы того времени. До многих из них иеромонах Пимен дотрагивался своими руками, а муромляне теперь бережно хранят подобные бесценные реликвии. В одной из комнат монастырского музея воссоздан кабинет святейшего, каким он был в далекие послевоенные годы.

«Скоропослушница» спасает от бед.

Исторические сведения и личные впечатления паломников.

22 ноября – день Иконы Божией Матери, именуемой “Скоропослушница”.

Иные скажут, что так не бывает. Но приезжая в Муром, многие убеждаются, что чудо – явление реальное. Оно творится здесь явно и на удивление скоро. Особенно на территории монастыря. И все это благодаря чудодейственной иконе.

Эта святыня писана и освящена в прошлые века на Святой Горе Афон в Русском монастыре святого Великомученика и целителя Пантелеймона. За свое скорое вспоможение и получила название «Скоропослушница».

Она дважды способствовала восстановлению Спасо-Преображенского монастыря: в кон. XIX в. и в кон. XX в. Первый раз в 1878 г. Тогда монастырь полностью разорился, но иноки с Горы Афон прослышали про беды своих братьев и прислали в Муром чудотворный образ Божией Матери «Скоропослушница». Она способствовала скорому восстановлению монастыря.

Второй раз икона спасла монастырь в 1995 г. Тогда с территории монастыря только-только выехала воинская часть, оставив казармы, военный плац и церкви без куполов. Целый год несколько монахов во главе со своим игуменом Кириллом молились в нищете и убогости. В тяжелые времена им была чудодейственно возвращена икона «Скоропослушница». Вскоре на глазах изумленных прихожан стал возраждаться из руин Спасский собор, за ним – Покровский. И вот уже укреплены древние крепостные стены, благоустроен братский корпус. Все это требовало немалых средств. Откуда они взялись? Монахи объясняют просто – помогла «Скоропослушница».

С Божией помощью на протяжении последних десяти лет с 1995 по 2005 год жизнь монастыря возрождается. Великие дела происходят. Появляются люди, которые способствуют восстановлению и процветанию обители. В прошлом были меценаты-одиночки, теперь монастырь опекает Попечительский совет, возглавляемый уважаемыми и известными людьми из Счетной Палаты РФ.

В монастыре стараниями «Скоропослушницы» дела идут успешно. Возле Ее образа всегда много живых цветов от прихожан. Люди говорят о Ней, как о живой. Подолгу стоят припавши к иконе. Плачут и разговаривают с Ней. При этом замечают, как меняется Ее лик. Когда праздники – особенно крещение, Пасха и Рождество – лик Ее светел и радостен. Когда происходят печальные события, лик Ее становится грустным. Меняется даже его цвет. Это явление замечают многие.

Прихожанам памятен случай. Приходит мать солдатская в храм и говорит: «Сын пропал в Чечне, за что молиться – за здравие или за упокой?» Конечно, «за здравие» – посоветовал ей игумен Кирилл. Отслужил трегубое моление за раба Божьего (это значит во время службы молитва О здравии была прочитана трижды). Ушла женщина домой. Однако через несколько дней из комиссариата пришло известие: сын погиб. Прислали цинковый гроб. Вырыли могилу, а тут сын целый и невредимый возвращается из Чеченского плена. Это чудо потрясло весь Муром. Передавалось городской молвой из уст в уста. Могилу закопали, а сына повели к Спасительнице.

С тех пор многие новобранцы и контрактники, отправляясь в Чечню, идут помолиться Светлому Образу. Несколько военных людей, которых в храме знают в лицо, рассказывали, в какие засады и передряги они попадали в Чечне, и буквально чудом, небесные силы сохраняли им жизнь, выводили из засад и плена. Не случайно многие солдаты и после службы в армии не забывают дорогу к Храму, к «Скоропослушнице»: венчаются, крестят детей, молятся.

Многим помогает «Скоропослушница» в, казалось бы, неразрешимых ситуациях. Конкретный случай. Одной женщине предстояли сложные роды. Врачи решили делать кесарево сечение, но в последние перед родами дни выяснилось, что операцию она не перенесет. Ситуация была критическая, и тут женщине посоветовали обратиться к «Скоропослушнице». Она молилась искренне и истово. А в завершении сняла с себя дорогие украшения и подарила их Святому Образу. Через несколько дней женщина самостоятельно и успешно (без операции) разродилась здоровым малышом.

А скольких исцелила «Скоропослушница»! Одну женщину привели в церковь под руки – сама не могла идти. Страдала тяжелой формой ревматизма. Священнослужители научили ее, горемычную, и ее родных, как прошение подать, какую молитву читать. Во время службы окропили женщину святой воды, помазали чудодейственным маслом из лампадки, что висит пред «Скоропослушницей». В сгорбленном состоянии сверх своих скромных сил отслужила болящая женщина службу, поддерживаемая с двух сторон родственниками. И вот служба закончилась. Больная подняла к иконе просветленное лицо и. самостоятельно, без помощи провожатых, подошла к иконе. Поцеловала ее. Родственники болящей и люди, видевшие это, ощутили благоговейный трепет.

Каждый день своей любимой иконе несут прихожане, порой совсем бедные люди, скромные дары и цветы. И каждому она не отказывает в помощи, скоро и послушливо помогает. Местная милиция знает, что бомжей и брошенных подростков примут и обогреют в монастыре. А в дальнейшем «Скоропослушница» укажет им путь.

Много добрых дел вершится в обители. Идут жители Мурома в монастырский магазин за самым вкусным и сравнительно дешевым хлебом – благословенным, целительным. Он на редкость долго не черствеет, сохраняет вкус. Однажды автор этих строк, стала свидетелем чуда: оставила в хлебнице кусочек освещенного пасхального Муромского кулича. Прошел месяц – он не зачерствел, не покрылся плесенью. Еще месяц – то же самое. Хотя обычный хлеб уже через неделю в тех же условиях покрывается плесенью. Теперь этот кусочек хранится в доме как реликвия.

Светел и прекрасен лик «Скоропослушницы». Кто искренне и благоговейно обращается к ней, получает спокойствие и благодать.

Есть в Муроме местный юродивый – Славка Пряник. Он является местной достопримечательностью, поскольку наяву видит бесов. Шумит на них.

Зимой Славка Пряник спит на снегу, на морозе, прямо возле храма, но хвори его не берут.

У него свои беседы со «Скоропослушницей». Он искренне служит Ей. Оберегает Ее, как ему кажется, от нехороших людей.

Родственники изгнали Славку из дома, вспоминают о нем только в день выдачи пенсии. Но юродивого в обители пригрели – у него всегда есть кусок хлеба и крыша над головой.

Спасительница слышит молитвы и помогает каждому.

Спасо-Преображенский монастырь содержит Лазаревское подворье в селе Лазарево.

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here