Молитва по канону

Самое подробное описание: молитва по канону - для наших читателей и подписчиков.

ПОКАЯННЫЙ КАНОН

падшего, а потом покаявшегося инока.

Будто по суше провел Ты, Всехвальный Господи, избранный Тобою народ посреди морской пучины; изведи и меня из бездны греховной, да не погрязну в преисподней.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

О, если бы растаяло сердце мое, как вода, излилась в горьких слезах! Если бы очи мои сделались неиссякаемым источником слез, чтобы я день и ночь плакал о том, что грехами моими преогорчил отеческую Твою благость, Спаситель, и погубил душу мою!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Но не отвергай еще меня в гневе Твоем, Господи, даруй мне время для покаяния, укрепи волю мою, в покаянии сокруши окаменение моего сердца, исторгни слезы из глубины души моей и помилуй мя по Твоему благоутробию.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Сжалься надо мною, неистощимый в благости Своей, Боже, воззри на страдания души моей, не предавай еще меня на волю врагов моего спасения, да не восторжествуют они надо мною и не порадуются вечной погибели моей.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не отвращай, Господи, Лица Твоего от меня, воспомяни, что я хотя и безответный грешник пред Тобою, но я Твой, Твои руки сотворили меня; дай душе моей отраду, очисти ее от греховной проказы, сними с меня вины мои, не воспоминай грехов и проступков моих!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

К Тебе прибегаю, Заступница усердная безнадежных! Поспеши на помощь, попроси мне благодать покаяния, подкрепи Твоим предстательством у Сына Твоего и Бога покаянные мои воздыхания.

Утверди меня в покаянии на камени веры в Тебя, пришедший призвать грешников в покаяние. Да я, помилованный Тобою, вечно превозношу Твое милосердие.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Услышь меня, Спасителю, вопиющего, услыши меня, оживотвори Твоим милосердием, поставь меня на стезю заповедей Твоих, поддержи и утверди на пути Твоем, да будет благодать Твоя врачевством души моей!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не затвори человеколюбную утробу Твою от меня, хотя я был неверен Тебе; от того сердце мое теперь удручено и терзается, объятое смертными ужасами. Но сжалься надо мной, Искупителю, не отчуждай меня от Твоего милосердия!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Прими мое покаяние, не хотящий смерти грешника, не отринь моих воздыханий о помиловании меня. Вместо дел угодных Тебе прими мое болезненное сокрушение о том, что я преогорчил Тебя лукавым моим поведением, и крайнюю нищету души моей восполни Твоим милосердием!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Подавляемый безмерною тяжестию грехов моих, пред Тобою повергаюсь, Пренепорочная Матерь Христа Бога, с воплем сердца моего: Помоги мне освободиться от бремени, гнетущего душу мою! Не допускай меня до вечной пагубы, но оживотвори надеждою на спасение!

Слыша о нисшествии Твоем, Господи, для спасения мира, пророк вострепетал от страха. Как же мне не страшиться палящего гнева Твоего, Боже, испытающий сердца и утробы, и грядущий судить живых и мертвых?

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

За невнимание Закону Твоему Ты оставил меня, Господи, на произвол сердца моего. И я неудержимо устремился за безрассудными мыслями и желаниями моими. Сознавая мое безумие, вопию к Тебе, Боже: Яви мне милость Твою, не оставь меня в стыде вечном!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Ты знаешь, Господи, бренный состав мой, что я не более, как пыль земная. Не продолжай же вечно гнева Твоего, отврати ярость Твою от меня, даруй мне благодать исправить пути мои и помилуй мя!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не ищи, Господи, нет у меня ничего доброго, ибо нечист я сердцем. Душа и тело осквернены греховными мерзостями, все существо мое проникнуто греховным ядом. Но Ты все можешь, Спасителю, очисти и спаси меня по Твоей милости!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Все упование мое на Тебя возлагаю, Пресвяая Мати Дево! Не постыди меня в надежде моей на Тебя! Вступись в мое дело, заступи меня Твоим предстательством от гнева правды вечной!

Нераскаянные грешники не будут наслаждаться созерцанием Божественной Славы Твоей, Господи. Сокруши же сердце мое искренним покаянием, да от самого утра вовсечасно взываю к Тебе из глубины души: помилуй меня!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не погнушайся молитвою моею, Господи,не отвергай воплей души моей,не воспоминай моих грехопадений, забудь безумное мое поведение,не воздавай мне по делам моим.Не суди меня по правде Твоей,но сжалься надо мною, Милосердный, и помилуй меня!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не обличай меня во гневе Твоем, не карай меня в ярости Твоей, прости неправды мои, исцели болезни души моей, заживи язвы ее, помилуй еще меня и оживотвори Твоею благодатию по слову Твоему!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Ты знаешь, Господи, все тайны сердца моего, но и сам я знаю, открываю их пред Тобою, исповедую грехи мои, стенаю в горести души моей, воздыхаю к Тебе: Утиши гнев Твой и остави ярость, сотвори со мною чудо милосердия Твоего!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Чувствую, что будто стеною стоят грехи мои между мною и Тобою, Господи, разруши сию преграду словом Твоим, приближися к душе моей Твоим милосердием; удержи гнев Твой, предай вечному забвению грехи мои!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

О Ты, величие которой сотворил Сильный! Сотвори и мне по милости Твоей. Буди ходатаицею спасения души моей пред Сыном Твоим и Богом, да помилует и меня Проливший Кровь Свою за спасение мира.

Подражая пророку Ионе, в горести души моей взываю к Тебе, богатый милостию Боже: Изведи из греховной бездны жизнь мою, освободи из челюстей адовых, да превозношу милосердие Твое во всю вечность!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Терние грехов подавило во мне и заглушило спасительное желание. Зло не отходит от сердца моего, безумие сроднилось с душею моею. Так что я по-видимому раскаиваюсь в беззакониях моих, но снова увлекаюсь на распутия порока. Удержи меня силою Твоею, Господи!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Горе мне безответному грешнику! Смятение объяло меня, грехи как огонь жгут меня нераскаянием. Но возношу душу мою к Тебе, Искупителю мира: Приклони слух Твой к воплю моему и оживотвори меня надеждою на милосердие Твое!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Стенаю от терзания сердца моего, утомленный болезненными воздыханиями моими. Но не престану взывать к Тебе, Господи: Услыши молитвенный вопль мой, воспомяни милосердие и милости Твои, утешь меня радостию спасения Твоего!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Изнемог во мне дух мой, но возведи очи мои к Тебе, из глубины души взываю: Окропи меня росою благодати Твоей, простри мне руку помощи, увлекаемому в преисподнюю, и спаси меня ради милости Твоей!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Нет у меня другого прибежища кроме Тебя, Владычице мира. К Тебе прибегаю окаянный, у Тебя ищу спасения: Не допусти погрязнуть мне в преисподней, готовой на веки поглотить меня!

Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй.

Отроки древле в Вавилоне, орошаемые благодатию посреди пламени, превозносили праведный суд Твой, Боже, исповедуя грехи свои и отцев своих. Мне ли не исповедать, что я преогорчил благость Твою безрассудным моим поведением.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не внимал я Твоему учению, Спасителю, пренебрегал Твоими заповедями, ни во что вменял уставы Церкви Твоей, подавлял в сердце моем внушения благодати Твоей. Но помилуй меня, удержи громы правосудия Твоего, готовые поразить меня.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Лукавым поведением моим я бесславил Имя Твое, порочил Церковь Твою, осквернял святые места и землю, рассеивал повсюду соблазны. Теперь мучаюсь терзаниями совести, грехи мои свидетельствуют против меня, жгучий яд их палит душу мою.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Буря страстей, как пылью метала мною. И, увлекаясь похотями, ежечасно поступал я по произволу сердца моего. Теперь, став отвратителен для самого себя, в горести сердца моего молю Тебя, Благость Вечная: Ради имени Твоего прости мне прегрешения мои!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Кружась в вихре страстей, я не вразумился ни горькими последствиями грехов моих, ни милостями Твоими, Господи. Теперь, озаренный Твоею благодатию, сознаю вину мою, и, сокрушаясь всем сердцем, вопию к Тебе: помилуй меня, прости и изгладь из книги деяний моих все худые поступки мои!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Купина неопалимая, Матерь Спасителя и Бога! Надеющиеся на Тебя безопасны под щитом Твоего заступления. Прими и меня под Твой покров, и спаси Твоим ходатайством от вечной погибели!

Херувимы и Серафимы, Архангелы и Ангелы, небеса и солнце, все звезды и земля, и все что в ней, свет и мрак, воздушные явления и все твари, исполняя Твои законы, превозносят Твое величие, всехвальный Боже.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

А я совратился с пути Твоего, Вседержителю, совратился с пути вечной жизни, всегда блуждал по распутиям порока, раздражал правду Твою моими грехами. Но помилуй меня, да превозношу милость Твою во веки.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Погряз я в бездне греховной, беззакония мои подавляют меня. Мысль о суде Твоем, Господи, приводит меня в трепет, потрясает всеми ужасами. Но обрати меня на путь покаяния, да славлю и превозношу милосердие Твое во веки!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Познавая себя, раскаиваюсь, ударяю себя в грудь, чувствую стыд и срам, мучаюсь в совести моей, что поступал по произволу сердца моего, как потерявший рассудок. И в горести сердца моего вопию к Тебе, Господи: Даруй мне благодать превозносить благость Твою во веки!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Жжет меня совесть, как огонь геенский, разболелись язвы души моей, и во всем мире нет врачевства, чтобы заживить их. Ты, Господи, един врач душ и тел человеческих. Исцели душу мою, угаси пламень страстей моих, да превозношу милость Твою во веки!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Избави меня от адских ужасов, Мати Христа Бога! Испроси для меня благодать покаяния, вымоли прощение безчисленных грехов моих, воодушеви надеждою спасения и введи в пристанище вечной жизни!

Тебя, благословенную в женах, Богородицу, благословил Отец Небесный всяким благословением. И на земле превозносят все роды, искренне взыскающие душевное спасение.

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Не устоять мне на страшном судилище Твоем, Спасителю, когда как огонь возгорится ярость Твоя на нераскаянных грешников. Но уповая на милость Твою и крестные страдания Твои, не перестану взывать к Тебе, Господи: Очисти меня от всех беззаконий моих!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Обрати меня, Спасителю, на путь заповедей Твоих и утверди в них сердце мое, удержи ноги мои от распутий греховных, испосли благодать слезами смыть с души моей греховные скверны и приведи в забвение грехи мои!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Даруй мне благодать отныне уклоняться от зла, обуздать страсти, отвергнуть греховные навыки, делать добро, быть всегда осторожным в жизни, осмотрительным во всех делах моих и словах, плакать и сетовать о моем окаянстве до конца моей жизни!

Помилуй мя, Боже, помилуй мя!

Ты, Господи, поражаешь и исцеляешь, умерщвляешь и оживляешь. Оживотвори и меня Твоею милостию, даруй благодать тех, коим прощены грехи, чьи прегрешения покрыты Твоим милосердием; да превозношу благость Твою во веки!

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ МЯ!

Радуйся, Святейшая всех святых, Матерь Жизни Вечной, радование Сил Небесных, веселие праведных, отрада кающихся! Утверди меня Твоими молитвами в покаянии и утешь радостию вечного спасения, да величаю Тебя во веки. АМИНЬ.

МОЛИТВА ПО КАНОНЕ.

Владыко Христе Боже, Иже страстьми Твоими страсти моя исцеливый, и язвами Твоими язвы моя уврачевавый, даруй мне, много Тебе прегрешившему, слезы умиления, сраствори моему телу от обоняния Животворящаго Тела Твоего и наслади душу мою Твоею Честною Кровию от горести, еюже мя сопротивник напои; возвыси мой ум к Тебе, долу поникший, и возведи от пропасти погибели, яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя, возводящия чада ко Своему наследию. Омрачихся умом в житейских страстех, не могу воззрети к Тебе в болезни, не могу согретися слезами, яже к Тебе любве. Но Владыко Господи, Иисусе Христе, сокровище благих, даруй мне покаяние всецелое, и сердце люботрудное во взыскание Твое; даруй мне благодать Твою, и обнови во мне зраки Твоего образа. Оставих Тя, не остави мене; изыди на взыскание мое; возведи к пажити Твоей, и сопричти мя овцам избранного Твоего стада; воспитай мя с ними от злака Божественных Твоих Таинств, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. АМИНЬ.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Что значит канон и чем он отличается от акафиста

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

Молитвенные песнопения всегда были главными и самыми важными произведениями православной церковной гимнографии. С самого зарождения христианства каноны писались исключительно святыми отцами, которые всегда стояли, и будут стоять выше обычных мирян по своей духовности. Но примечательно, что эти произведения не всегда понятны обычному человеку, потому что пропитаны особой проникновенностью и богословствованием.

Однако, как написано в церковных законах «всякое дыхание хвалит Господа». Именно поэтому в VI веке богослужебные предводители начинают использовать в своей практике произведения, которые обычными людьми воспринимаются легче — это акафисты. А для того чтобы понять, что лучше читать канон или акафист, предлагаем заглянуть в глубины христианской истории.

Что такое канон и акафист

В сети мало верующие или люди, которые только ступают на службу господу, часто задаются вопросом: что такое акафист и канон?

Акафист — один из видов гимнографии в церковном служении, который содержит похвалы праздникам, святым, Пресвятой Богородице и, конечно же, Господу. Они начинаются со слова «Радуйся». Чаще всего в нем также прославляются новозаветные традиции.

Канон — также один из видов гимнографии в церковном богослужении, который является главным произведением отражающий праздник или святого. В них часто переплетены новозаветные и ветхозаветные события.

Что значит канон? Сравнение с акафистом

Эти молитвословия были сложены по определённым правилам. Например, канон зачастую состоит из 9 песен, которые начинаются ирмосом, а заканчиваются катавасией. Но есть и произведения, имеющие всего восемь песен. Истинно верующие знают, что канон покаянный Андрея Критского относится к таким.

Главным отличием двух произведений является то, что каноны писались исключительно святыми отцами, а вот некоторые акафисты были написаны простыми мирскими людьми. Тем не менее, эти произведения получили распространение в богослужебной практике и были одобрены духовенством.

Что такое канон и когда его читают? В церкви их читают постоянно. С этим произведением проходят утренние, повечерние и полуночные службы. Для чего читают каноны? Потому что это определено уставом Храма или Церкви. Их еще могут исполнять в молебнах или читать в тихой домашней обстановке.

А вот акафисты никогда не были включены в суточный богослужебный круг. Его могут читать только в период пятой недели Великого поста. Зачитывают, как похвала Пресвятой Богородице. Однако, они заслужили свое место на молебнах. И верующие люди чаще их читают в домашней обстановке, потому что они более легкие, понятные и проще запоминаются.

В старые временя произведения святых отцов всегда пелись полностью. На сегодняшний день это правило упускают. Зачастую читаются только тропари. Также могут петь ирмос под мелодию, которая соответствует текущей недели. От выбора мелодии зависит также глас. Их всего восемь и они постоянно чередуются. Акафисты же гласу не подчинены.

Еще одним отличием этих произведений является то, что каноны исполняются на протяжении всего года, а акафисты зачастую только во время Великого Поста. В период Великого Поста эти молитвословия не читается по воскресеньям. Тем не менее, произведение как раз соответствует спокойному и тихому настроению мирских будней.

Чем отличается канон от акафиста

  • Акафист воспевает более поздние богослужебные события, которые включают Новый завет. Произведение святых отцов же больше ориентировано на ветхозаветный период, хотя некоторые события переплетаются;
  • Акафист верующий выбирает самостоятельно и по своему усмотрению. Песнопение — произведение определенное уставом;
  • У акафиста есть вступление, второй же имеет простое начало;
  • В акафисте постоянно встречается слово «Радуйся»;
  • Канон исполняется в церкви постоянно, практически ежедневно. Второй же обязателен только при похвале Богородицы, который читается один раз в год. Все остальные используются в домашних молитвах или при молебнах в храмах;
  • Акафист простой по структуре и по пониманию, более легок для восприятия;

Что такое канон в фанфиках

Фанфик — это литературное произведение, написанное на основе канона, которым автор заинтересовался. Писатель такого произведения не выдумывает мир или персонажей, а использует для своей работы готовые образы.

Почему авторы порождают произведения на основе библейских работ святых отцов? Все потому-что каждое песнопение связано с определенным периодом истории христианства или каким-то библейским событием. В каждом ощущается присутствие древней эпохи.

Что такое Богородичен в канонах? Это молитвенные произведения, в которых прославляется память Пресвятой Богородицы. Вот пример такого произведения:

«О, пресвета Дево, Владичице Богородице! Ти си по-горе от всички ангели и архангели и по-драгоценна от всички твари. Ти си помощница на обидените, надежда на безнадеждните, застъпница на бедните, утеха на наскърбените, кърмителка на гладните, одежда на голите, изцеление на болните, спасение на грешните, помощ и защита на всички християни О, всемилостива Дево Богородице и Владичице!

С твоята милост спаси и помилуй благочестивия и христолюбив наш народ.

Спаси, Богородице, и помилуй твоите раби: светия наш Синод, преосвещените митрополити и епископи и целия свещенически и иночески чин; правителството, военачалниците, градоначалниците и христолюбивото войнство и всички православни християни защити чрез твоя честен покров.

Измоли, Владичице, въплотилия се безсеменно от тебе Христос Бог наш да ни препаше със Своята сила отгоре против невидимите и видими наши врагове.

О, всемилостива Владичице Богородице, дигни ни от дълбочината на греха и ни избави от глад, мор, земетръс и наводнение, от огън и меч, от нашествие на другородци и от междуособици, от внезапна смърт, от вражеско нападение, от вредоносни ветрове, от смъртоносна язва и от всяко зло.

Дай, Владичице, мир и здраве на твоите раби, на всички православни християни, и просвети техния ум и сърдечните им очи, за да се спасят.

Удостой нас, твоите грешни раби, с царството на Твоя Син, нашия Христос Бог. Защото е благословена и препрославена Неговата сила заедно с безначалния Негов Отец и с пресветия, благия и животворящ Негов Дух, сега и всякога, и во веки-веков. Амин.»

Молитва по канону

Как читать Правильные каноны дома

Готовиться к Таинству Причащения можно Правильными канонами, Псалтырью, а также по лестовке (поклонами или молитвами) — на выбор говеющего.

Однако, бесспорно, вернейшим помощником на пути подготовки верующего к участию в Христовой Трапезе — на пути украшения души жемчугом слезного покаяния — являются Правильные каноны. В одном стихе они трогательно-умилительно призывают нас к осознанию своих прегрешений: « И сусе сладкии Христе, Исусе отверзи ми покаяния дверь, Человеколюбче Исусе…» , а в другом — как это заботливо и нежно! — уже услаждают отчаянную душу радостной надеждой на прощение: « П одъими раба Твоего, Исусе мой, припадающа со слезами ногам Твоим. И спаси, Исусе мой, кающася, и геены мя Владыко избави, Исусе Пресладкии и Многомилостиве…» . Песня за песней мы испрашиваем у Всещедрого Благодателя возлияния на уязвленную душу исцеляющего елея, отпущения грехов и вечного сочетания со избранными в сиянии Божественной славы: «… И сусе мой Краснейшии, иже к Тебе прибегающаго, Спасе Исусе мой, помилуй… и пищи райстей сподоби, Исусе Человеколюбче». Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.

Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки?

Этот вопрос волнует многих, и вот почему. Дело в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.

Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.

Настоящее минипособие состоит из практической и теоретической частей, дублирующих содержание друг друга с целью разностороннего представления сложной информации. Но сложной лишь на первый взгляд! И Вы в этом, Бог даст, в скором времени убедитесь лично!

Практическая часть статьи включает в себя отсканированный репринт уральской книги с дописанными на полях указаниями (смотрите ссылку на скан в конце статьи), которые было бы замечательно, если бы Вы переписали в свою книгу. Приобрести репринт уральской книги Вы можете в церковной лавке Вашего прихода. Также Вы можете заказать Правильные каноны по почте в любой уголок мира, написав письмо на электронный адрес Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

Подсказки на полях помогут Вам читать Правильные каноны увереннее, быстрее, и, что самое главное, с большим сосредоточием на молитве: Вам не нужно будет припоминать, какую песнь какого канона Вы читаете, где и какой запев следует петь, нужно ли класть поклон, а если нужно, то какой, поясной, метание или великий земной, — все необходимые указания будут всегда перед глазами.

Теоретическую часть данного руководства составляет подробная схема чтения Правильных канонов на каждый день, изложенная ниже.

Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины — одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данной общине.

Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым.

Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению?

Приступающий к Телу и Крови Христовой должен помолиться семь Правил , каждое из которых включает в себя 4 канона :

1) канон Господу Исусу Христу;

2) канон Пресвятой Богородице (Акафисту, Одигитрии или Благовещению) с 13-ю кондаками и 12-ю икосами;

3) канон Пресвятой Богородице малый (« В оду прошед…» или дню на павечернице);

4) канон Ангелу Хранителю малый (или под понедельник великий).

Таким образом, говеющий прочитывает в течение седмицы 28 канонов .

Правило ко св. Причащению, совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения — вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.

Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров?

Ответ на этот вопрос Вы можете получить только у Вашего духовного отца. Но, к примеру, настоятель нашего храма о. Сергий Лисуренко в начале каждого поста обращается к своим духовным чадам с призывом ответственного исполнения семи Правил до Исповеди. Такое строгое требование, по моему наблюдению, возбуждает у верующего особенное благоговение к страшному, священному Таинству Причащения, разжигает в полной мере страх Божий, воспламеняет духовный огонь и, как следствие, буквально распахивает душу, каждую её «клеточку», для исцеляющего воздействия Божией Благодати, защищающей причастника от греховного потопа и возносящей его душу на самое Небо.

Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов?

Ответ на этот вопрос остается на Ваше произволение. Для этого требуется не конкретное время или другие внешние обстоятельства, но прежде всего подходящее душевное расположение: бодрый, собранный ум, смиренное сердце и скорбящая душа, подающая жертву слезного покаяния на небесный алтарь Врачу душ. Послушаем свт. Иоанна Златоуста: « В озбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах» («Симфония…», 2008 г., стр. 280).

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала два старших канона Исусу и Богородице (по дню), затем два малых канона Богородице « В оду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню) в таком сочетании:

ПОД ПОНЕДЕЛЬНИК (начиная с воскресного вечера):

Старшие каноны (на ряду) — Исусу и Богородице Акафисту;

Малые каноны — Богородице « В оду прошед…» и Ангелу Хранителю великий.

Старшие каноны (на ряду) — Исусу и Богородице Акафисту;

Малые каноны (на ряду) — Богородице « В оду прошед…» и Ангелу Хранителю малый.

Старшие каноны — Исусу и Богородице Одигитрии ;

Малые каноны (на ряду) — Богородице « В оду прошед…» и Ангелу Хранителю малый.

ПОД ЧЕТВЕРГ, ПЯТНИЦУ, СУББОТУ (на ряду) — те же каноны, которые читаются под вторник.

Старшие каноны — Исусу и Благовещению Богородицы;

Малые каноны (на ряду) — Богородице « В оду прошед…» и Ангелу Хранителю малый.

В уральской книге совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице « В оду прошед…» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Некоторые христиане канон Богородице « В оду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.

Что такое канон и как он устроен

Канон — это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос — это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в малых — ирмос второго канона (Ангелу) вовсе оставляется.

Тропари — все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу: « Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице: « П ресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу: « А нгеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» — «грешную»; подобным образом во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите в отсканированном репринте уральской книги.

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: С лава Отцу и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается С лава ), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне ).

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря « Б оже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)
  • 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря « Б оже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: « Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: « С лава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • « З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: « Ц арю небесныи…»
  • Т рисвятое (3 поклона в пояс) , и по Отче наш
  • « Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» ( поклон поясной ; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Г осподи, помилуй (12 раз)
  • С лава, И ныне
  • « П риидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)
  • Псалом 50-й « П омилуй мя, Боже…»
  • Ограждая себя крестным знамением, произносим « В ерую во единаго Бога…»

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):

  • 3 стихеры Исусу (начиная с « И сусе Пресладкии…») с запевом к каждой « Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
  • 3 стихеры Богородице с запевом к каждой « П ресвятая Госпоже Богородице, спаси нас» (на первой стихере поклон в пояс) по дню:

Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду « С овет превечныи…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. « У блажаем Тя роди вси…» (или на выбор л. 48 обор. « З латая кадильнице…»)

  • С лава
  • 4-я стихера Исусу (богородична) « И суса рождьшая…»
  • И ныне
  • 4-я стихера Богородице по дню:

Если канон Акафисту, то читаем на ряду « И же от века таиньство…»

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. « Б оголепную и Всечестную…» (или другую л. 49 « И же радость…»)

Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. « П ослан бысть…»

Далее читаются старшие каноны — Исусу и Богородице (по дню):

Канон Богородице Акафисту: на ряду

Канон Богородице Одигитрии: л. 49 обор.

Канон Благовещению Богородицы: л. 39

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице — запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Схема чтения песни в каноне Исусу:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Богородице –> тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • 4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; С лава –> тропарь; И ныне –> тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
  • Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.

  • Г осподи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Исусу « И сусе Спасе, очисти и спаси мя…»
  • Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии « Н е имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
  • Седален Исусу « С пасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
  • С лава, И ныне
  • Богородичен по дню:

Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду « М олитвы своих раб…»

Под среду смотрим л. 50 обор. « М олитвенница теплая…»

Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен « И же твое заступление…»

Под воскресенье смотрим л. 40 « П ослан бысть Гавриил…» –> С лава, И ныне –> л. 40 обор. « Г авриил с небесе…»

  • Г осподи, помилуй (трижды)
  • С лава, И ныне
  • Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса « А нгел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной ; кондак 13-й « О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
  • Повторяем икос 1-й « А нгел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й « В збранной воеводе…»
  • Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни — после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

  • Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
  • Молитва Богородице:

Если канон Акафисту, то ничего не читаем

Если канон Одигитрии, то смотрим л. 56 « П ресвятая Госпоже Владычице…»

Если канон Благовещению, то смотрим л. 46 обор. « К Тебе Пречистей…»

Затем читаются малые каноны — Богородице « В оду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):

Канон малый: на ряду

Канон великий: л. 68 обор.

Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю — запевом и тропарем песни. Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.

Схема чтения песни в каноне Богородице:

  • Ирмос
  • 4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь)

Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:

  • 4 тропаря (запев Ангелу –> тропарь; запев Ангелу –> тропарь; С лава –> тропарь; И ныне –> тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей

* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.

* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу. В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

  • Г осподи, помилуй (трижды)
  • Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:

В каноне малом: на ряду « Я вися мне милосерд…»

В каноне великом: « О! Предстателю нератныи…» (л. 73)

  • Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом « О т любве душевныя…»
  • С лава, И ныне
  • Седален богородичен « Я ко Всенепорочная…» (или на выбор « Б огородице безневестная…»)
  • Г осподи, помилуй (трижды)
  • С лава, И ныне
  • Кондак и икос Богородице « З аступнице християном непостыдная…»

В каноне малом: « А нгеле Христов Святыи…»

В каноне великом: « С вятыи Ангеле предстояи…»

(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной ; по окончании молитвы: поклон земной)

По совершении малых канонов:

  • Д остойно есть (поклон земной)
  • Т рисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
  • « Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» ( поклон поясной , если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)

Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари и кондаки, кои каноны читались в данный день):

Тропари (два) Исусу

Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии — два тропаря

Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)

Кондак Ангелу Хранителю (по дню)

Кондак Богородице (по дню)

Г осподи, помилуй (40 раз)

Ч естнейшую херувим (поклон поясной)

С лава (поклон поясной)

И ныне (поклон поясной)

Г осподи, помилуй (дважды), Г осподи, благослови (поклон поясной)

Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:

Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

  • Г осподи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал
  • Молитва мытаря « Б оже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.

2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями) .

3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы « Ц арю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены желтым цветом):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря « Б оже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший — замолитствующий)
  • 12 поклонов ( метания , только последний поклон земной великий)
  • 5 молитв, обращенных ко Господу Исусу Христу
  • Молитва мытаря « Б оже, милостив…» (3 поклона в пояс)
  • Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: « Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
  • Перекрестившись, говорим 3 раза: « С лава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
  • « З а молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
  • Перекрестившись, читаем: « Ц арю небесныи…» (поклон земной великий)
  • Т рисвятое (3 метания) , и по О тче наш
  • « Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» ( поклон поясной ; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Г осподи, помилуй (12 раз)
  • С лава, И ныне
  • « П риидите, поклонимся…» (3 метания)
  • Псалом 50-й « П омилуй мя, Боже…», затем, перекрестившись, « В ерую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:

  • Д остойно есть (поклон земной великий)
  • Т рисвятое (3 метания) , и по О тче наш
  • « Г осподи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» ( поклон поясной ; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший — замолитствующий)
  • Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
  • Г осподи, помилуй (40 раз)
  • Ч естнейшую херувим (метание)
  • С лава (метание)
  • И ныне (метание)
  • Г осподи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание)
  • Отпуст
  • Г осподи, помилуй (трижды)
  • Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями)
  • Молитва мытаря « Б оже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Указанные изменения действуют во все дни недели, кроме субботы, воскресенья и праздников, когда полагаются обыкновенные, поясные поклоны. Это предельно общее правило, которое имеет свои особенности и исключения. Устав о поклонах на каждый день Вы можете найти в церковном календаре.

Вот и всё J Братия и сестры, наверняка данная статья не охватила все интересующие Вас вопросы, так или иначе связанные с Правильными канонами. Пожалуйста, пишите мне на электронную почту Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript или звоните по телефону + 7 (967) 130-60-90. Буду рада найти ответы на Ваши вопросы и включить их в расширенную версию статьи.

Также буду крайне признательна, если Вы сравните устав чтения Правильных канонов, изложенный в данной статье c действующим в Вашем приходе, и в случае малейшего несоответствия пришлете свои находки на вышеупомянутый электронный адрес. Спаси Христос!

Православные христиане всех возрастов! Приглашаем Вас на занятия воскресной школы Остоженской общины. В воскресенье по завершении Божественной Литургии мы изучаем Святое Евангелие, Катехизис, Жития святых, Основы богослужения, а также самые различные современные вопросы, волнующие посетителей школы. Милости просим!

БОЛЬШУЮ помощь в подготовке данной статьи оказали преподаватель воскресной школы о. протодиакон Александр Говоров и прихожане семья Макаровых. Спаси Христос!

Ссылка на отсканированный репринт уральской книги (репринт издан в 2010 г. в типографии «Печатник»): yadi.sk/d/z5uQ0w76Lkca2

Все права защищены.

По благословению настоятеля храма Покрова Пресвятыя Богородицы о. Иоанна Михеева

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here