Молитва анне матери пророка самуила

Самое подробное описание: молитва анне матери пророка самуила - для наших читателей и подписчиков.

3-я песнь канона

3-я песнь – это песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе». Эта песнь изображает молитвенные чувствования или всей Церкви, прежде неплодной, а ныне веселящейся о многих святых чадах Своих, или каждой души христианской, просящей себе утверждения в Господе. (1-я Царств, гл. 2, 1-11).

Среди дивных образов жен Ветхого Завета сияет Анна – одна из семи пророчиц Израиля, мать пророка Самуила. Анна-пророчица происходила из Рамы Вениаминовой – города, расположенного на Ефремовой горе, неподалёку от Вифлеема. Она была любимой женой Елкана, достойного мужа из колена Левиина. Сердце его принадлежало Анне, но, так как у неё не было детей, он вынужден был взять себе другую жену – Феннану, родившую ему сыновей и дочерей.

Среди богомольцев, которые ежегодно отправлялись в Силом, где после завоевания земли обетованной была поставлена скиния Моисеева (походный иудейский храм) и где евреи молились, проводили важные совещания и отмечали свои праздники, всегда был Елкана, спешивший принести Богу дары своих полей и стад. Ему сопутствовали жёны, Анна и Феннана. Первая была печальна, потому что у неё не было детей, которыми Бог благословил Феннану.

Жить в браке и не иметь детей в то время означало не исполнять заповедь Господа, данную людям при сотворении мира: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28). Для безчадных это были годы напрасных ожиданий, разочарований, позора. И хотя Анна была любимой женой Елканы, она в полной мере испытала все унижения от родственников и соседей. Женщина не падала духом, ревностно исполняла заповеди Божии, каждый день молилась о даровании ей потомства, однако всё было тщетно.

И вот однажды после жертвоприношения Богу Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть отдал Феннане и её сыновьям и дочерям, а другую – Анне, так как он любил её более Феннаны, хотя у неё и не было детей. От этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, ещё больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала, отказывалась принимать пищу и не находила отрады в утешениях любящего мужа (1Цар. 5:8); она выглядела огорчённой и не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет:

– Господи Саваоф, если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его.

Между тем, пока Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:

– Доколе ты будешь пьяною? Вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня!

– Нет, господин мой, – отвечала Анна, – я жена, скорбящая духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом, не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

Тогда Илий сказал:

– Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое.

И Бог действительно не отверг моление Анны, и не только устами Илия благоволил, таким образом, даровать ей плод, но и сподобил родившегося потом от нее сына пророческого дара.

Восприявши с несомненною верою обетование Божие, Анна с радостью возвратилась к мужу своему и чрез несколько времени зачала и родила Самуила, ставшего впоследствии пророком и руководителем народа Израильского. Когда младенец вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред Господом Богом, воздавая Ему благодарение. По принесении жертвы отец и мать подвели Самуила к первосвященнику Илии, и Анна сказала ему:

– Господин мой! Я – та женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу о сём дитяти, и исполнил Господь прошение моё, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его – служить Господу.

Илий благословил Анну и сказал:

– Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.

Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в избытке сердца воспела молитвенную песнь:

Утвердися сердце мое во Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем: разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем.

Яко несть свят яко Господь, и несть праведен яко Бог наш, и несть свят паче Тебе.

Не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни, ниже да изыдет велеречие из уст ваших:

Яко Бог разумов Господь, и Бог уготовляяй начинания Своя.

Лук сильных изнеможе, и немощствующии препоясашася силою.

Исполненнии хлебов лишишася, и алчущии пришельствоваша землю.

Яко неплоды роди седмь, и многая в чадех изнеможе.

Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит.

Господь убожит и богатит, смиряет и высит, возставляет от земли убога и от гноища воздвизает нища.

Посадити его с могущими людей, и престол славы наследуя ему.

Даяй молитву молящемуся, и благослови лета праведнаго.

Яко не укрепляется силен муж крепостию своею, Господь немощна сотвори супостата Его, Господь свят.

Да не хвалится премудрый премудростию своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим.

Но о сем да хвалится хваляйся, еже разумети и знати Господа, и творити суд и правду посреде земли.

Господь взыде на небеса и возгреме, Той судит концем земли, праведен Сый.

И даст крепость царю нашему, и вознесет рог Христа Своего.

В своём хвалебном псалме Анна проявляет ликование, глубину и горение духа женщины, поёт о своём счастье и вере в Бога. Она любила Бога не только за то, что Он подарил ей сына. Она молилась за тех, кто был силён, но сломлен собственной силой; за тех, кто был голоден, а после сыт; за тех, кто был бесплоден, как была некогда бесплодной она сама. Она молилась Господу, который унижает и возвышает, который поднимает бедных из праха и возвышает нищих из грязи, чтобы посадить их между вельможами.

Анна-пророчица говорила, что Господь будет вести стопы святых по верному пути, а жестокие потеряются во тьме. Она понимала, что верою, а «не силою крепок человек» (1 Цар. 2, 9). Была уверена, что Господь будет судить все концы земли и возвысит Своего избранника.

И предрекла, что некогда все народы земли соединятся в одной вере. Праведная Анна ясно выражала веру в бессмертие души и в вознаграждающую правду Божию. Вечный для неё не есть Бог смерти, но Бог жизни. «Господь умерщвляет и оживляет», – говорила мать будущего пророка Самуила (1 Цар. 2, 6).

Это был громкий торжественный гимн благодарности. Дух Анны всецело проникается Божественной мыслью, она провидит будущее, она делается пророчицей. Впервые было произнесено имя Мессии и возвещено Его торжественное пришествие. (1 Цар. 2, 1-10).

Мучительным было возвращение домой без любимого сына. Анна день и ночь молилась о своём Самуиле и радовалась, что её маленький сын будет исполнять обязанности в святилище: зажигать свечи, держать блюдо, ходить с поручениями. И научившись исполнять эти простые маленькие задания с радостью, он сможет потом подняться ближе к Господу.

Через некоторое время отрок Самуил стал выполнять свою работу в храме так хорошо, что первосвященник Илий позволил ему носить простую льняную одежду, называемую «ефод», которую носили жрецы. Анна сшила ему рубаху из синей ткани, чтобы он носил её под ефодом, вложив любовь в каждый стежок, каждый шов. Самуил быстро вырастал из своей одежды, и Анна привозила ему новые плащи и рубахи, когда они всей семьёй приезжали в Силом для жертвоприношения.

Старый Илий, тронутый такой любовью, благословил родителей Самуила и сказал Елкане: «Да даст Господь тебе детей от жены сей вместо испрошенного, которого ты отдал Господу!» (1 Цар. 2, 20). И Анна-пророчица родила ещё трёх сыновей и двух дочерей.

Несправедливое осуждение Анны Илием сменяется прощением и благословением. Чудесный младенец, рождённый Анной, будущий пророк Самуил, помазавший на царство Давида, становится приёмным сыном первосвященника Илия (1 Цар. 3, 16) и его единственным наследником. Он заменяет тому двух родных сыновей, погубленных за нечестие Богом (1 Цар. 4, 11). Самуил становится первым из великих иудейских пророков Всевышнего после Моисея и последним из судей Израиля.

Пророчица Анна в окружении своей многочисленной семьи мирно дожила до глубокой старости и переселилась в вечные обители. Образ её становится идеалом материнства в Ветхом Завете. А для нас по сей день являет высокий пример праведной жены, свято верившей, что её горячая и искренняя молитва обязательно будет услышана Господом.

Молитва анне матери пророка самуила

Память 9 декабря

Святая и блаженная Анна пророчица происходила из города Армаефма, находившегося в нагорной стороне удела сынов Ефремовых [1], и состояла в супружестве с Елканою, мужем из колена Левиина [2]. Так как она была неплодна и не рождала детей, то Елкана, муж ее, взял себе другую жену — Феннану, которая рождала ему детей, и он радовался с нею. Огорчаемая поношением бесчадства [3] не только от соперницы своей — Феннаны, но и от мужа, хотя и любившего ее, и от соседей и родственников, Анна сильно скорбела и много молилась Богу, ревностно исполняя заповеди закона Божие; каждое утро и каждый вечер возносила она свои святые приношения, чтобы Господь избавил ее от этого поношения и даровал ей чадородие. Елкана каждогодно со всем семейством своим ходил в положенное законом время из своего города в Силом [4], чтобы рукою первосвященника Илия [5] приносить жертву Господу Богу Вседержителю [6].

И вот однажды, после жертвоприношения Богу, Елкана, разделяя между членами своей семьи остатки жертвы, одну часть роздал Феннане и ее сыновьям и дочерям, а другую отдал Анне, так как он любил ее более Феннаны, хотя у нее и не было детей: от этого завистью и досадою исполнилось сердце Феннаны, а для Анны это послужило источником новых, еще больших, огорчений и оскорблений. Смущаемая завистливыми укоризнами, она плакала и не ела и не находила отрады в утешения своего любящего мужа (1Цар.5:8); лицо ее огорчилось, и она не знала, что делать. По окончании жертвенной трапезы, Анна, отпустив мужа с семейством, одна поспешила к скинии и, повергшись на землю, излила пред Богом сердечную скорбь свою и дала следующий обет:

— Господи Саваоф если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей и дашь рабе Твоей дитя мужеского пола, то я отдам его Господу в дар на все дни жизни его.

Между тем, как Анна молилась так долгое время, первосвященник Илий, сидевший у дверей скинии, обратив на нее внимание и заметив, что уста ее двигаются, а голоса не слышно, сказал ей:

— Доколе ты будешь пьяною? вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня!

— Нет, господин мой, — отвечала Анна, — я жена, скорбящая духом, вина я не пила; но изливаю душу мою пред Богом, не считай рабы твоей негодною женщиною, ибо от великой печали моей и от скорби моей я говорила доселе.

Тогда Илий сказал:

— Иди с миром, и Бог Израилев исполнит прошение твое.

И Бог действительно не отверг моление Анны, и не только устами Илия сподобил, таким образом, даровать ей плод, но и сподобил родившегося потом от нее сына пророческого дара.

Восприявши с несомненною верою обетование Божие, Анна с радостью возвратилась к мужу своему, и чрез несколько времени зачала и родила Самуила [7], бывшего впоследствии пророком и руководителем народа Израильского. Когда младенец

вскормлен был грудью, Анна в надлежащее время взяла его с собою и пошла в сопровождении мужа в Силом. Там она опять поверглась пред Господом Богом, воздавая Ему благодарение. По принесении жертвы, отец и мать подвели Самуила к первосвященнику Илии, и Анна сказала ему:

— Господин мой! Я — та женщина, которая здесь при тебе стояла и молилась Господу о сем дитяти, и исполнил Господь прошение мое, чего я просила у Него; и я отдаю его Господу на все дни жизни его — служить Господу.

Илий благословил Анну и сказал:

— Да подаст Господь тебе детей вместо Самуила.

Возрадовалась Анна и, поклонившись пред святилищем, в избытке сердца воспела молитвенную песнь: «возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем» [8] (1Цар.2:1).

После сего, Елкана с благочестивою супругою своею возвратились в Армафем; Самуил же остался при скинии служить Господу. Впоследствии Анна имела еще трех сыновей и трех дочерей и уже в глубокой старости переселилась в вечные обители [9].

Прочтите также:

Поддержите наш проект: WebMoney R373636325914; Z379972913818; B958174963924

22 декабря Православная Церковь празднует зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы и день Пророчицы Анны, матери пророка Самуила (1100 г. до Р. Х.).

Зачатие святой Анны, “егда зачат святую Богородицу”.

Долго святая Анна была бесплодна, но по прошествии 20 лет, по горячим молитвам святых супругов, Ангел Господень возвестил им о Зачатии Дочери, Которую благословит весь род человеческий. Зачатие святой Анны совершилось в Иерусалиме, где и родилась Пресвятая Дева, нареченная Марией.

Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.

По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

Чистую Богоматерь, богомудрая Анно: /

темже к приятию небесному, идеже веселящихся жилище, /

в славе радующися, ныне преставилася еси, /

чтущим тя любовию /

прегрешений просящи очищение, /

Младенца богоданнаго породиша нам, Иоаким и Анна. /

Темже днесь светло торжествует, /

весело празднующи божественная Церковь, /

честную вашу память, /

славящи Бога, воздвигшаго рог спасения нам в дому Давидове.

Тропарь Зачатия праведной Анны, глас 4

Комментарии (3)

3-я песнь – это песнь пророчицы Анны, матери пророка Самуила, благодарившей Бога за разрешение своего неплодства: «Утвердися сердце мое в Господе». Эта песнь изображает молитвенные чувствования или всей Церкви, прежде неплодной, а ныне веселящейся о многих святых чадах Своих, или каждой души христианской, просящей себе утверждения в Господе. (1-я Царств, гл. 2, 1-11).

Утвердися сердце мое во Господе, вознесеся рог мой о Бозе моем: разширишася уста моя на враги моя, возвеселихся о спасении Твоем.

В своём хвалебном псалме Анна проявляет ликование, глубину и горение духа женщины, поёт о своём счастье и вере в Бога. Она любила Бога не только за то, что Он подарил ей сына. Она молилась за тех, кто был силён, но сломлен собственной силой; за тех, кто был голоден, а после сыт; за тех, кто был бесплоден, как была некогда бесплодной она сама. Она молилась Господу, который унижает и возвышает, который поднимает бедных из праха и возвышает нищих из грязи, чтобы посадить их между вельможами.

Пророк Самуил был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой.

Цикл телепрограмм “Закон Божий”. Часть 2. Ветхий Завет

ПРОРОК САМУИЛ (ок. XIIв. до Р. Х.)

Пророк Самуил – одним из самых известных еврейских пророков. Был пятнадцатый и последний судия Израильский, живший за 1146 лет до Рождества Христова. Он завершил Эпоху Судей и "открыл" Эпоху Царей, помазав на царство сначала Саула, а когда тот не оправдал его ожиданий, – юного Давида. Согласно еврейской традиции, Самуилу приписывается авторство книг, известных под названиями «Книга Судей», «Книга Царей», а также «Книга Руфь».

Со времени вхождения израильского народа на Землю Обетованную прошло несколько веков. Израильтяне не смогли сразу покорить соседние племена, постепенно начали утрачивать и стремление окончательно освободить землю от старых хозяев. Израильские колена слишком рано в ущерб Воле Божией предпочли спокойную и сытую жизнь. Близкое соседство непокоренных народов привело к неизбежному заимствованию их обычаев и верований, которые, в свою очередь, привели к постепенному отступлению от веры отцов в Единого Бога. Не стало былой единой силы народа, разрозненные израильские племена погрузились в междоусобные ссоры, став слабыми и уязвимыми перед внешней опасностью, исходящей от соседних, не до конца покоренных, ханаанских народов.

Израильский народ – по промыслу Божьему – за свое отступление для вразумления подвергался в различные бедствия. В момент всеобщего покаяния Бог милостиво посылал избавителей – судей, которые какое то время поддерживали мир и порядок. С момента последнего судии Самсона прошло много времени, за которое народ израильский, почти полностью попал в подчинение филистимлян.

Находясь в рабстве не только филистимлян, но и своих страстей, израильтянам сильно не хватало вождя, подобного Моисею, способного освободить и очистить богоизбранный народ. Именно в это трудное время для израильского народа на свет появился Самуил.

Рождение Самуила

Пророк происходил от колена Левиина, был сыном Елканы из Рамафаим-Цофима, с горы Ефремовой. Его мать Анна, одна из двух жен Елканы, была предметом особенной любви своего мужа. Но она оставалась бездетной и должна была выносить оскорбления от своей соперницы по имени Феннана, от которой тот имел нескольких сыновей и дочерей.

Однажды Елкана, пришел с женами своими в Силом для принесения жертвы и молитвы Господу Богу Саваофу, ибо до построения храма в Иерусалиме там находилась Скиния и ковчег Божий и туда приходили все племена Израилевы на поклонение Богу. Принесши жертву Богу, Елкана дал из принесенного в жертву часть Феннане и особую часть каждому из детей ее, Анне же – только одну часть, так как у нее детей не было. Тут Феннана стала насмехаться над нею и упрекать. Сердечная боль Анны и страдания дошли до самой высшей точки терпения. В горести она встала, пошла в Скинию и простершись пред Господом, молила Его сжалиться над ее печалью и дать ей дитя мужского пола, причем дала обет в случае исполнения ее прошения, посвятить своего первенца на служение Богу и сделать его назореем: вина и сикера не будет он пить, говорила она, и бритва не коснется головы его. Между тем как она долго молилась пред Господом, священник и судья израильский Илий принял было ее горячую, порывистую молитву за опьянение. Трогательный ответ Анны сразу рассеял все его подозрения. Илий благословил ее от лица Господа и сказал ей, чтобы она возвратилась домой с миром, ибо Господь исполнит прошение ее.

Святая Анна, мать пророка Самуила, молится о даровании ей сына

Вскоре Анна родила сына и назвала его Самуилом (ивр. שְׁמוּאֵל‎, Шмуэ́ль, «услышанный Господом»), потому что она испросила его у Господа. Рождение сына Анна восприняла не только как милость, дарованную ей лично, но и как знак грядущего избавления народа Божия. Когда ребенок был отнят от груди, а еврейские женщины, по обычаю, кормили детей грудью три года, Анна исполнила обет и принесла сына в Скинию. При посвящении Самуила Господу его мать пророчески произнесла песнь, которая стала прообразом песни Пресвятой Богородицы: «Возрадовалось сердце мое в Господе; Вознесся рог мой в Боге моем». После сего Господь снова ниспослал милость Анне, и она стала рождать сыновей и дочерей.

Призвание Самуила

На долгие годы Самуил остался служить при храме на попечении священника Илии. Он возрастал телом и благодатью пред лицом Божиим. Каждый год мать приносила ему малую верхнюю одежду, которую сама делала для него. Частые беседы со священниками и благочестивыми людьми позволили Самуилу обучиться Закону Моисееву, свободному от всякого влияния со стороны языческих культов, которые развращали народ, недавно обосновавшийся в земле Ханаанской. Священник Илий был стар, а сыновья его, Офни и Финеес, были люди порочные и своим дурным поведением развращали народ. Самуил не заразился поведением сыновей первосвященника, наоборот, видя их отступление, более возревновал к Богу. И уже в 12 лет ему было откровение о том, что за измену истинной вере, за развращение и идолопоклонство народ Израиля ждут многие беды. Несчастья постигнут и весь дом первосвященника Илия за то, что он не обуздывает своих нечестивых сыновей. Старый священник, узнав о Божием приговоре, принимает его с полным смирением.

Когда же сыновья Илия совершенно развратились, приговор Божий не замедлил осуществиться. После того как филистимляне нанесли тяжелое поражение Израилю, евреи чтобы ободрить себя, пришли в Силом, взяли Ковчег Завета, поставили его на шесты и понесли впереди войска. Слух об этом пугает и самих филистимлян, которые считают, что в стан неприятеля пришел сам «Бог евреев». Однако Библия показывает, что сама по себе Святыня не может служить гарантией успеха. Вместо того чтобы бежать, враги бросились вперед с силой отчаяния. 30 тысяч евреев пали в битве, и филистимляне захватили ковчег завета. Один из уцелевших прибежал в Силом с известием о полном поражении. Он нашел престарелого священника Илия, которому тогда было 98 лет, сидящим в тревоге на пороге своего дома. Когда ему сказали, что его сыновья погибли в битве, а ковчег похищен, Илий при упоминании ковчега, упав на спину, сломал себе позвоночник и умер. Жена Финееса, до которой слух о происшедшем дошел в тот час, когда рождался младенец, умерла со словами: «Отошла слава от Израиля, ибо взят Ковчег Божий».

Вождь и Судья

По смерти Илия Самуил сделался судьей народа Израильского. Он поднял народ к покаянию, призывая всех проснуться от греховного сна. И говорил он: «Над вами бедствия тяготеют, потому что вы отступили от Бога! Вы потеряли свою Святыню, потому что вы недостойны Ее. Покайтесь, и тогда Господь поможет вам изгнать язычников из своей страны». И когда дело покаяния было совершено, когда люди в слезах, в рубище каялись, просили Господа, чтобы Он простил им их прегрешения, слова пророка Самуила исполнились. Жители филистимских городов, в которых пребывал захваченный Ковчег, стали болеть страшными болезнями. Их поля и пашни разорялись мышами. Идол, которому они поклонялись, был разбит. Спустя несколько месяцев они водрузили Ковчег на колесницу, запряжённую двумя коровами, и пустили его из своей земли. Никем не управляемые, коровы привезли Ковчег в израильскую землю, где его с радостью встретили евреи.

Весь народ каялся и говорил: «Согрешили мы пред Господом». После обращения израильтян к Богу по молитве Самуила Господь избавил евреев от власти филистимлян. Во время его правления Израиль наслаждался миром и благоденствием. Центром религиозной жизни народа стал город Рама. Отсюда Самуил каждый год обходил все израильские города, исполняя обязанности первосвященника и судьи.

Конец эпохи Судей. Начало эпохи царей.

Самуил управлял народом 40 лет. Когда же он состарился, то поставил судьями над израильским народом двух своих сыновей – Иоиля и Авию, но они не наследовали честности и правосудия отца, так как были корыстолюбивы. Тогда старейшины Израиля, желая, чтобы народ Божий был «как прочие народы», потребовали у пророка Самуила поставить им царя. Пророк Самуил увидел в этом глубокое падение народа, которым до того времени управлял Сам Бог, возвещая волю через святых избранников. Но Господь сказал Самуилу: «послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними».

По повелению Божию Самуил помазал на царство Саула, сына Кисова, из колена Вениаминова, блистательному воину, превосходившему всех мужей своего народа как статностью, так и храбростью. Пророк возлил на его голову священный елей. И тогда Дух Святой сошёл на Саула, и Саул получил силу свыше управлять народом.

[В древневосточных странах елей, масло оливы, употреблялся для сохранения пищевых продуктов. В связи с этим елей стал символом сохранения, защиты. Человек, помазанный освященным елеем (евр. машиах, арам. мешиха, греч. христос), получал посвящение на дело Божие как носитель харизматического дара. Помазание совершалось над царями, священниками и пророками.]

Самуил объявил, что отныне он прекращает свое служение и оставляет во главе народа царя, а сам предается с этого момента молитве и наставлениям. Пророк спрашивал народ, не обидел ли он кого в продолжение своего правления, но никто не нашел за ним ничего. Самуил призвал их быть верными Богу и Его помазаннику. Дабы запечатлеть свои слова, он помолился и вызвал гром и дождь, хотя небо было сияющим.

Так завершился в истории Израиля период правления судей. В Св. Писании ясно прослеживается двойственное отношение к царской власти. С одной стороны, она признается как политическая необходимость (ввиду борьбы с внешними врагами); но с другой — идеалом остается свободный союз колен, построенный на подчинении всех воле Божией, выражаемой через пророков. Этот второй подход определяет отрицательное отношение к царской власти, которое в Библии господствует.

Разрыв с Саулом

Саул первоначально выступает как харизматический вождь: он человек, руководимый Духом Господним. Именно Дух Божий вливает в него силы и делает мирного крестьянина военным вождем. Он учреждает регулярную армию и наносит ряд поражений филистимлянам. Перевес в борьбе за Ханаан начинает склоняться в пользу Израиля (который уже почти смешался с ханаанским населением). В боях Саулу помогает его сын Ионафан — человек благородной души, отважный и верный. Но пророк из Рамы пристально следит за тем, чтобы царь не узурпировал духовных прав над Израилем.

У других народов цари считались божественными существами, сынами богов и верховными жрецами. Ничего подобного не должно быть у народа Божия. Поэтому, когда Саул, не дождавшись пророка, самовольно принес жертву всесожжения в Галгале, превысив свои полномочия и присвоив себе священнические обязанности, тот сурово обличил его и предсказал, что его царство не устоит. В другой раз, после победы над амаликитянами, царь сохранил часть добычи вопреки правилу «священной войны». Вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил его царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Это послужило поводом для окончательного разрыва между царем и пророком. Библия тем самым указывает на опасную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и «кесарево» и «Божие».

Помазание Давида

Когда святой пророк оплакивал участь царя Саула, Бог послал его в Вифлеем к Иессею, из колена Иудина, чтобы он втайне помазал юного и прекрасного лицом Давида на царство Израильское. Это было последнее дело пророка. Дух Божий отступил от Саула, а злой дух овладел царем – он начал страдать припадками безумия. Именно в это время Давид поступил к нему на службу оруженосцем. Когда царем овладевал злой дух, он успокаивал Саула игрой на кифаре. Благоволение правителя доставляло ему радость, но после того как Давид одержал блистательные победы и вызвал восхищение народа, привязанность Саула обратилась в смертельную ненависть. Давид бежал и нашел убежище в Раме, у Самуила.

Помазание Давида сына Иесеева на царство пророком Самуилом

Пророк Самуил почил некоторое время спустя, насыщенный днями, и весь израильский народ собрался в Раме, чтобы его оплакать. Впоследствии его почитали в числе великих ветхозаветных заступников пред Господом, в той же степени, что и Моисея и Аарона: «Моисей и Аарон в иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его; призываху Господа, и Той послушаше их» (Пс. 98:6). Предание приписывает ему составление библейской книги Судей.

В 406 году мощи пророка Самуила были перенесены из Иудеи в Константинополь.

Могила пророка Самуила

Могила библейского пророка Самуила расположена на высоте 885 метров над уровнем моря на вершине горы Наби Самуэль.

В окрестностях Иерусалима, недалеко от столичного квартала Рамот, находится Наби-Самуэль – место, которое традиционно считается гробницей пророка Самуила – Шмуэля. Как и многие святые места Израиля, это место почитаемо представителями трех основных религий. Сюда приходят и евреи, и христиане, и мусульмане.

Средневековая крепость на вершине холма является одновременно и мечетью, и синагогой, их разделяет всего лишь несколько сантиметров каменной стены. Чтобы попасть в мусульманский или еврейский зал, паломники входят в одну и ту же дверь.

Это место не похоже на музей, здесь нет изображений или росписей на стенах, сюда приходят помолиться, поскольку считается, что святость похороненного здесь праведника особая. Не случайно, тут находится ешива («дом учения»), где молодые люди изучают Тору, а также проводятся молитвы об исцелении различных недугов, избавлении от бесплодия и скорбей.

О том, что это место связано с древней историей, свидетельствуют археологические раскопки, начатые еще в 19-ом веке. То, что мы видим сегодня, можно сравнить с вершиной айсберга, главное же скрыто в глубине. Когда археологи начали изучать сохранившиеся кладки стен, их взору предстала впечатляющая картина – невероятное наслоение эпох! Здания минарета и мечети, построенные в начале 18-ого века, стоят на фундаменте церкви крестоносцев, а та, в свою очередь, на фундаменте византийской церкви. Она была возведена тоже не на пустом месте, прежде здесь находились еврейские поселения. Самые ранние постройки датированы 8-7 веками до новой эры, а самые поздние 2-1 веками до новой эры. А значит, сохранившиеся до наших дней остатки этих городков, хранят память об Эпохе Судей, эпохах Первого и Второго Храмов.

Раскопанный археологами город у гробницы многие считают той самой библейской Рамой, что в переводе означает «высота, вершина», где жил и правил Израилем пророк Самуил. А по другой версии, это пограничный город Иудейского царства – Мицпа, что значит «панорама, наблюдательный пункт», также связанный с памятью о Самуиле. Согласно традиции, в Мицпе он собрал и воодушевил народ на войну с филистимлянами. По поражающему воображение виду на Иерусалим и его окрестности, который открывается отсюда, можно согласиться и с первым, и со вторым вариантом. Как бы там ни было, но для верующих, которые приходят сюда, чтобы молиться, это место есть и будет могилой пророка Самуила.

Кстати, в самом здании на уровне входа расположен большой зал, в котором находится гробница, а этажом ниже, точно под ней, есть второй погребальный монумент, именно он и считается настоящей могилой. Там почти всегда людно. Но особенно много верующих здесь собирается 28 ияра по еврейскому календарю, в день смерти пророка Самуила: «А Самуил умер, и оплакивал его весь Израиль, и похоронили его в Раме, в городе его» (Шм. I, 28:3).

После войны за Независимость 1948 года доступ сюда евреям был закрыт. И только победа в Шестидневной войне сделала вновь возможным посещение этого святого места для евреев.

Материал подготовила Светлана Финогенова

Пророк Самуил. Слово митрополита Антония Сурожского (Сентябрь 1981 г.)

2 сентября (н.ст.) мы празднуем день пророка Самуила. Он стоит на грани двух решающих эпох в истории не только израильского народа, но и человечества. До него израильский народ признавал единственным своим Господом, единственным хозяином своей судьбы Бога. Правили на земле святые: патриархи – Авраам, Исаак, Иаков; правили Божии избранники – Моисей, Иисус Навин; правили судьи – Самуил.

У всех у них одно было общее: это были люди духа, которые в молитве и в праведности общались с Богом и были как бы проводниками Его воли. Один из пророков говорит, что пророк – это человек, с которым Бог делится Своими мыслями. И эти Божии мысли пророки провозглашали, а израильский народ – сколько умел, сколько хватало веры, силы, мудрости – им подчинялся. И пути Божии были своеобразны; не напрасно Исаия пророк говорит: Мои пути – не ваши пути, и Мои мысли – не ваши мысли, но как мысли Мои выше мыслей ваших, так и пути Мои выше путей ваших…

И вот, при жизни пророка Самуила случился трагический переворот: это был момент, когда заколебалась, захирела вера израильского народа. Они оглянулись и увидели, что не виден им наследник для Самуила; и перед ними встал вопрос: а что будет, когда он умрет. И вместо того, чтобы довериться Богу, как доверялись Ему предки их, они решили, что быть под водительством Божиим – страшно; никогда не знаешь, куда поведет Господь; Он же и Аврааму говорил: Встань, покинь свою землю, оставь свой народ и пойди туда, куда Я тебя поведу… И Моисею Он велел поднять израильский народ из Египта и повести его в землю обетованную – то есть в ту землю, которую имобещает Господь, не указывая, ни где она, ни какова она, требуя Себе доверия… Слишком стало страшно жить только доверием, захотелось уверенности, обеспеченности.

И израильтяне обратились к Самуилу с требованием: Поставь нам царя, чтобы нам быть, как все прочие народы… Это первое отречение Израиля от самодержавия Божия; впервые Израиль потребовал, чтобы ему стать “как все” – то есть, отрекся от того, чтобы быть единственным, ни на какой народ не похожим. И Самуил обратился к Богу с молитвой, что ему делать. И ответ Божий был таков: Не тебя они отвергли, а Меня; предупреди их о том, что это будет значить; и если они все-таки захотят стать одним из народов вместо того, чтобы быть Народом Божиим, в исключительном смысле слова, если они согласятся быть подвластными земному царю вместо того, чтобы быть водимыми Царем Небесным, – дай им царя…

И так и случилось: Израиль потребовал себе царя, и царем был поставлен Саул.

Это первый поворотный момент в отступлении Израиля. Это отступление от Бога как от единственного содержания их жизни, как от единственного их вождя и Господа было завершено много столетий спустя, когда перед судилищем Пилата, перед лицом Спасителя Христа израильский народ, под водительством своих первосвященников и старцев, заявил: Нет у нас царя, кроме кесаря…

Таким образом, израильтяне не только отреклись от непосредственного водительства Божия, не только потребовали быть одним из народов, но согласились уже не быть и народом, а раствориться в Римской империи как одна из составных частей, ничем не отличная от других.

Вот чем имя пророка Самуила так значительно в истории еврейского народа, вот почему он стоит перед Богом, в ужасе, и почему ужас Самуила должен быть для нас образцом и призывом. Аминь.

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт http://hram-troicy.prihod.ru/

Закон Божий. Пророк Самуил.

САМУИЛ. Пророки (2016, студия Неофит)

Фильм, съемки которого проходили на Святой Земле, рассказывает о пророке Самуиле, который сыграл огромную роль в становлении народа Божьего. Как история рождения Самуила перекликается с Новым заветом? Чем мать Самуила, пророчица Анна, напоминает нам Деву Марию? Как великий пророк сумел воссоединить еврейский народ? Зачем при живом царе Сауле он избрал нового царя – Давида? И почему Самуила называют последним судией и первым пророком Израиля?

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here