Икона под которой нужно пролезать в тутаеве молитва

Самое подробное описание: икона под которой нужно пролезать в тутаеве молитва - для наших читателей и подписчиков.

Иконы Воскресенского собора в Тутаеве

Содержание:

Воскресенский собор, созданный во второй половине XVII века, хранит в своих стенах реликвии разных времен. Благодаря тому, что храм никогда не закрывался, значительная часть его богатств сохранилась до настоящего времени.

Икона Спас Всемилостивый Тутаев

Образ Всемилостивого Спаса Вседержителя

Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской митрополии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию, она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. Однако легендарные известия расходятся с мнением специалистов. В частности, историк искусства Л. В. Нерсесян, обстоятельно изучавший икону, утверждает, что по всем признакам образ следует относить к XVII столетию.

На потемневшей от времени иконе размещено погрудное изображение Иисуса Христа; Его правая рука сложена в благословляющем жесте; в левой руке — раскрытое Евангелие. Такой образ в иконографии Христа относится к типу «Пантократор» или, в переводе с греческого, «Вседержитель». Лик Спасителя занимает основную часть пространства иконы, благословляющая рука и Евангелие непропорциональны лику, что, возможно, свидетельствует об изменении первоначального замысла иконописца, предполагавшего создать образ типа «Спас Оплечный».

По периметру иконы изображены витиеватые облачка. Образ признан чудотворным, с него неоднократно делались списки меньшего размера для многих храмов в разных уголках России. В 1749 году митрополит Ростовский и Ярославский Арсений (Мацеевич) распорядился вывезти икону в Ростов Великий, в архиерейский дом. Там она пребывала без малого полвека, пока в 1793 году не была возвращена в Воскресенский собор. До революции икону украшали богатая серебряная с позолотой риза весом более 35 кг, а также венец над головой Христа. Ныне существующий венец — копия оригинального, утраченного во время кампании 1922 года по изъятию церковных ценностей. Риза исчезла бесследно.

В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном, храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне. Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие.

Другие иконы Воскресенского собора

Икона Распятие

Помимо образа Всемилостивого Спаса, внимание паломников в Воскресенском соборе Тутаева привлекает шестиконечное, врезанное в икону, Распятие (XV—XVI века), по преданию найденное на берегу Волги. На иконе Распятию предстоят: Пресвятая Богородица, Мария Клеопова и Мария Магдалина (слева), Иоанн Богослов и Лонгин-сотник (справа). По периметру образа, в клеймах, изображены Страсти Христовы.

Богомольцы не забывают поклониться и резному образу Николая Чудотворца («Никола Можайский»), который происходит из теплой деревянной Никольской церкви, располагавшейся в слободе в XVII веке. До середины XIX столетия он находился в специальном резном киоте, имеющем вид храма, — ныне этот киот хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Другие иконы Воскресенского собора

Есть в соборе почитаемые иконы Пресвятой Богородицы: Смоленская, Тихвинская, Феодоровская, Казанская, «Благодатное Небо», а также редкий иконографический тип Силуамской Богоматери, появившийся в России, скорее всего, в начале XVIII столетия. Не только служат для прославления горнего мира, но и представляют значительный художественный интерес иконы святых «Георгий и Димитрий», «Борис и Глеб», «Харалампий».

В 1994 в соборе был устроен ковчег с частицами мощей святого благоверного князя Романа Угличского (легендарного основателя города Романова), священно-мученика Харалампия, ярославских святых князей Феодора, Давида, Константина и других угодников Божиих.

Икона под которой нужно пролезать в тутаеве молитва

уРБУ чУЕНЙМПУФЙЧЩК

оБ РПФЕНОЕЧЫЕК ПФ ЧТЕНЕОЙ ПЗТПНОПК ЙЛПОЕ ЙЪПВТБЦЕО зПУРПДШ йЙУХУ иТЙУФПУ: РТБЧБС ТХЛБ еЗП РПДОСФБ ДМС ВМБЗПУМПЧЕОЙС, Ч МЕЧПК – ТБУЛТЩФПЕ еЧБМЕОЗЙЕ.

рП РТЕДБОЙА, ПВТБЪ ЬФПФ ВЩМ ОБРЙУБО Ч РЕТЧПК ФТЕФЙ XV ЧЕЛБ УЧСФЩН РТЕРПДПВОЩН дЙПОЙУЙЕН зМХЫЙГЛЙН Й РЕТЧПОБЮБМШОП ТБУРПМБЗБМУС Ч ЛХРПМЕ (ВЩМ "ОЕВПН") ДТЕЧОЕК ДЕТЕЧСООПК ГЕТЛЧЙ УЧСФЩИ ЛОСЪЕК вПТЙУБ Й зМЕВБ. рПЪДОЕЕ ЕЗП РЕТЕОЕУМЙ Ч УПВПТ Й РПУФБЧЙМЙ Ч РТЙДЕМ УЧСФЩИ вПТЙУБ Й зМЕВБ ОБД гБТУЛЙНЙ ЧТБФБНЙ. б Ч XVIII ЧЕЛЕ ЦЙЧПРЙУШ РПДОПЧЙМЙ Й ЧЩОЕУМЙ ПВТБЪ Ч ПУОПЧОПЕ РПНЕЭЕОЙЕ ИТБНБ.

оЕЪБВЩЧБЕНПЕ ЧРЕЮБФМЕОЙЕ ПУФБЧМСЕФ ДТЕЧОЙК ОБНПМЕООЩК ПВТБЪ Ч ДХЫЕ ЧЕТХАЭЕЗП ЮЕМПЧЕЛБ. оХЦОП ЧОЙНБФЕМШОП ЧЗМСДЩЧБФШУС Ч РПФЕНОЕЧЫЙК МЙЛ иТЙУФБ, ЮФПВЩ ТБЪМЙЮЙФШ ЕЗП ЮЕТФЩ. юЕМПЧЕЛ ОЕЧЕТХАЭЙК НПЦЕФ ХДЙЧЙФШУС, РПЮЕНХ ОБ ЙЛПОЕ ОЙЮЕЗП ОЕ ЧЙДОП. оП зПУРПДШ ПФЛТЩЧБЕФ уЕВС ДХИПЧОЩН ПЮБН ЧЕТЩ.

пВТБЪ чУЕНЙМПУФЙЧПЗП уРБУБ РТПУМБЧЙМУС НОПЗПЮЙУМЕООЩНЙ ЮХДЕУБНЙ. оЕПДОПЛТБФОП У ОЕЗП ДЕМБМЙ УРЙУЛЙ НЕОШЫЕЗП ТБЪНЕТБ Й ХЧПЪЙМЙ Ч ТБЪОЩЕ ХЗПМЛЙ тПУУЙЙ.

ч 1749 ЗПДХ тПУФПЧУЛЙК НЙФТПРПМЙФ бТУЕОЙК ТБУРПТСДЙМУС ЪБВТБФШ ЮХДПФЧПТОХА ЙЛПОХ Ч БТИЙЕТЕКУЛЙК ДПН, ЗДЕ ПОБ РТЕВЩЧБМБ 49 МЕФ. рПЮФЙ ОБ РПМЧЕЛБ РПФЕТСМ УПВПТ УЧПА ЗМБЧОХА УЧСФЩОА. ч 1798 ЗПДХ ЮХДПФЧПТОБС ЙЛПОБ иТЙУФБ уРБУЙФЕМС ВЩМБ ЧПЪЧТБЭЕОБ Ч чПУЛТЕУЕОУЛЙК УПВПТ. пФ тПУФПЧБ ДП вПТЙУПЗМЕВУЛБ ПВТБЪ ОЕУМЙ ОБ ТХЛБИ. оЕ ДПИПДС ФТЕИ ЧЕТУФ ДП ЗПТПДБ, ОБ ВЕТЕЗХ ТЕЛЙ лПЧБФШ УДЕМБМЙ ПУФБОПЧЛХ, ЮФПВЩ ПНЩФШ ПВТБЪ ПФ ДПТПЦОПК РЩМЙ. оБ ЬФПН НЕУФЕ ЪБВЙМ ЛМАЮ, ЛПФПТЩК ДПОЩОЕ РПЮЙФБЕФУС УЧСФЩН Й ГЕМЕВОЩН. пЛПМП ОЕЗП УПЧЕТЫБАФУС НПМЕВОЩ.

лТПНЕ ФПЗП, Ч РБНСФШ ПВ ЬФПН УПВЩФЙЙ ХУФБОПЧМЕО ПВЩЮБК УПЧЕТЫБФШ ЛТЕУФОЩК ИПД У ПВТБЪПН уРБУЙФЕМС РП ЗПТПДХ. ч ДЕУСФПЕ ЧПУЛТЕУЕОШЕ РП рБУИЕ ЛТЕУФОЩН ИПДПН ЙДХФ РП вПТЙУПЗМЕВУЛПК УФПТПОЕ. ч ЛПОГЕ XIX ЧЕЛБ Ч РБНСФШ 900-МЕФЙС ЛТЕЭЕОЙС тХУЙ ВЩМП ХУФБОПЧМЕОП УПЧЕТЫБФШ ЛТЕУФОЩК ИПД Й РП МЕЧПНХ ВЕТЕЗХ Ч РПУМЕДОЙК ЧПУЛТЕУФОЩК ДЕОШ РЕТЕД РТБЪДОЙЛПН рТПТПЛБ йМЙЙ.

оЩОЕ ЬФПФ ВМБЗПЮЕУФЙЧЩК ПВЩЮБК ЧПЪТПЦДЕО. нОПЦЕУФЧП ЗПТПЦБО, ФХТЙУФПЧ, РБМПНОЙЛПЧ УПВЙТБЕФУС ФЕРЕТШ ОБ ЛТЕУФОЩК ИПД.

есть икона под которой надо проползать, именно проползать, помогите найти в каком городе она находится.

анатолий розет Искусственный Интеллект (105759) 2 года назад

Живописный городок – Романово-Борисоглебск, (бывший Тутаев).

Икона Всемилостивого Спаса – в главном храме города Воскресенском соборе.

Эта икона расположена в Воскресенском соборе г. Тутаева Яросславской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса». Принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

С автовокзала в Ярославле рейсовым автобусом до Тутаева. От автостанции пройти пешком несколько метров до церкви.

Надин Мудрец (18362) 2 года назад

Мы думаем, что Бог видит нас сверху – но он видит нас изнутри. Ж. Сесброн

Каждый год 2 июля в городе Тутаеве Ярославской области происходит вот это.

Чудотворная икона «Всемилостивого Спаса» находится в тутаевском Воскресенском соборе.

Древний образ написан в середине 15 века известным иконописцем Дионисием Глушицким.

Икона огромная, около 3 метров, Спаситель на ней изображен в полный рост.

2 июля, в соборный праздник чудотворный образ выносят из храма на специальных носилках и везут по улицам города с пением и молитвами.

А потом, по желанию, верующие лезут в дыру под иконой – целебный лаз, и на коленях или на корточках проползают под «Всемилостивым Спасом» с молитвой об исцелении

Икона «Спас Всемилостивый (Тутаевская икона) » (Тутаев)

По преданию принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

Существует давняя традиция с молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. Для этого в киоте под иконой устроено специальное окошко. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи.

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя. Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства – мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки – чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.

фотографии Геннадия Михеева

Путешествие Всемилостивого Спаса

Город Тутаев теперь живет небогато даже несмотря на то, что сейчас здесь строится немало особняков, а недавно в самом центре вырос целый квартал элитного жилья, который народ незатейливо назвал “Санта-Барбарой”. Дело в том, что здешний Моторный завод, обанкротился, и как следствие плачевного положения градообразующего предприятия, – социальный пессимизм, уличная преступность и. грязь. Да-да! Не нами доказано, что отсутствие веры в светлое будущее приводит к полному небрежению правил чистоты места, в котором живешь.

Ну, а что касается особняков – то здесь все ясно без всяких экономических теорий: “обанкротились” ведь простые рабочие, а хозяева наверняка на этой махинации стали еще богаче. Все вышесказанное относится к так называемым “тутаевцам”, людям, переселившимися сюда на очередную великую стройку пятилетки. По сути, эти люди – без роду и племени, ведь до того они оставили свои маленькие родины ради грядущего “социалистического рая”. И не они виноваты, что вышел не рай а нечто иное. До конца 60-х годов прошлого века Тутаев был тихим провинциальным городком с многовековой историей. Назывался он Романовым-Борисоглебском, ибо однажды оба берега Волги объединили единой властью, после чего город Романов, известный с 1283 года, и Борисоглебская Слобода, про которую известно, что в год основания Романова она уже существовала, слились в единый организм. Тем не менее, остались коренные “борисоглебцы” и “романовцы”, которых в общем-то беззастенчиво оттерли в дальний угол. Для тех, кто думает, что город Романов произошел от династии царей Романовых, поясню: город основал Угличский князь Роман, принадлежавший к роду Рюриковичей. Романовых тогда даже не было видно на горизонте истории. Город в свое время прославили романовские породы овец, лука, льна, романовские полушубки и валенки. Современное имя он получил в 1918 году в честь рядового красноармейца Ильи Тутаева, отличившимся тем, что при попытке разгрома белогвардейского мятежа сей доблестный муж первым вылез из-за бугра, получив за это смертельную пулю.

На Борисоглебской (правой) стороне выросли современные кварталы (ну и Санта-Барбара в придачу), Романовская (левая) сторона осталась очаровательным провинциальным уголком, со множеством присущих подобным местам мотивов – начиная с тихого нрава романовцев и заканчивая большим количеством древних храмов.

Но кое-что досталось и Борисоглебской стороне. Стоит там настоящая жемчужина русской духовной архитектуры – Воскресенский собор, в котором много лет хранится поистине удивительная святыня: икона Спасителя.

Икона не просто поражает своими габаритами (2 метра 78 сантиметров ширины и 3 метра 20 сантиметров высоты): она чудотворная. Считается, что Всемилостивый Спас помогает при болезнях костей и суставов, но дело здесь вовсе не в “медицинских показаниях”. Это – намоленная икона, она для тех, кто понимает, обладает потрясающей энергетикой.

“Оглавный” лик Спасителя темен, едва различим (можно только увидеть, что лик Спасителя не грозен, но исполнен скорби, правая Его рука благословляет, а левая держит раскрытое евангелие), и это неудивительно, ведь иконе приблизительно 600 лет. Кстати, икону никогда за эти столетия не пытались взвешивать, просто считается, что для ее переноски необходимы 30 мужчин, причем, каждый из них ощутит значительную тяжесть. Для переноски Всемилостивого Спаса на специальных носилках необходимо вдвое больше этого числа. Напортив иконы – древняя фреска, изображающая Страшный суд. Написанные на стене Воскресенского собора картины с символическим изображением “неверных царств”, всех земных народов, загробных мучений, грехов и бесов считаются самыми убедительными во всей древнерусской монументальной живописи. Возможно, именно поэтому Спаситель взирает на нас со скорбью. Согласно преданию, автором Всемилостивого Спаса является монах далекого северного Глушицкого монастыря Дионисий, канонизированный Русской Православной Церковью. Св. Дионисий прославился не только тем, что писал иконы: он был к тому же искусным книгописцем, ковалем и одеждоделателем.

Естественен вопрос: для чего писалась такая большая икона? До нас дошли смутные сведения о том, что всемилостивый Спас должен был украшать потолок деревянного храма, который стоял на месте нынешнего Воскресенского собора и являлся частью монастыря. Из горизонтального в вертикальное и весьма почетное положения она переместилась из-за того, что старая церковь была за ветхостью разобрана. Впоследствии, когда икона уже находилась в каменном соборе, она приглянулась Ростовскому митрополиту Арсению и он распорядился отвести ее в свой архиерейский дом. Власть предстоятеля была большой и случилось так, что долгих 44 года икона находилась в вынужденном изгнании. Все эти годы борисоглебцы боролись за возвращение святыни и наконец в 1793 году они добились своего. Из Ростова Всемилостивого Спаса несли на руках; не доходя до города трех верст, они решили омыть образ от дорожной пыли в ручье, после чего в этом месте забил ключ чистой воды. В память этого события для спасителя был сделан драгоценный венец весом в 2 пуда и 10 фунтов.

Икона, венец, да и весь Воскресенский собор сохранились почти в первозданном виде до наших дней. К тому же собор никогда не закрывался и службы в нем не прерывалась. Это настоящая загадка: при коммунистических властях подобные ценности всегда конфисковывались, большие храмы закрывались и в лучшем случае верующим оставляли какую-нибудь маленькую церквушку на окраине. Что же произошло?

А случилось вот, что. Среди большевиков распространился слух о том, что, если кто хоть попытается тронуть Всемилостивого Спаса с недобрыми намерениями, он тотчас же погибнет. Представляете: даже атеисты боялись Его! На сохранность храма повлияло еще и то, что приход Воскресенского собора насчитывал полторы тысячи человек и его побоялись закрыть во избежание народных волнений.

Много раньше того в жизни Борисоглебской слободы был еще один не слишком благостный период. После взятия Казани Иван Грозный лояльных ему татарских мурз с их холуями определил на поселение в Романов и в Борисоглебскую слободу. Татарам не запрещалось хранить свою веру; они строили вблизи храмов свои дворы, татарчата во время службы бросали в верующих каменья, стреляли в кресты из луков, позорили и лаяли попов, в общем наглели как могли. Но Спасителя трогать и хулить не решались – они боялись Его как черти ладана. После, кстати, многие из них перекрестились и из “романовских” татар вышел знаменитый княжеский род Юсуповых.

По сию пору раз в год Всемилостивый Спас отправляется в большое путешествие. Он “идет” в гости на левый берег, из Борисоглебска в Романов. Крестный ход занимает целый день, ведь Спаситель должен благословить каждую церковь Романовской стороны, которых насчитывается шесть. Могло бы быть и восемь, но две в свое время разрушили. Путешествию не мешает даже то, что на другой берег Волги надо переправляться на пароме (мостов через великую реку в Тутаеве нет).

Нести Спаса в течение 7 часов – труд нелегкий, но от тех, кто исполняет это послушание, вы вряд ли дождетесь жалоб и сетований. Для людей эта работа – радость. Вообще для Романова крестный ход со Всемилостивым спасом – большой праздник (на Борисоглебской стороне такого подъема в людях не наблюдается – большинство обывателей наблюдают за экзотическим зрелищем с ленивым удивлением), хозяйки выносят на улицу воду, чтобы напоить путешествующих, а ближе к вечеру в ограде Спасо-Архангельской церкви накрываются столы и романовцы угощают всех (набирается между прочим несколько сотен человек!) сытным обедом.

Возвращается Спаситель на свое обычное место, напротив Страшного суда, уже вечером, когда солнце завершает свой дневной путь.

Всемилостивый Спас, кстати, – не единственная чудотворная икона Романова-Борисоглебска. На левом берегу, в Покровской церкви находится икона с удивительным названием “Прибавление ума”. Как гласит легенда, когда-то очень давно (дата написания образа неизвестна) один иконописец помешался умом и ему во сне явилась Богородица, которая настояла, чтобы он написал ее образ. Иконописец, сотворив икону, исцелился и после того как икона была помещена в храм, от нее стали исцеляться люди, страдающие различными умственными заболеваниями. Помогает “Прибавление ума” и молодежи, когда они не успевают в учебе или не могут сдать экзамен.

Чудо? Но ведь сколько чудес – значительных и маленьких – происходит в других русских городах и весях.

Содержание

История иконы

Появление новой иконы относится к 60-м годам XII века — в период создания сильной военно-политической державы на северо-востоке Руси [2]. Это — икона вновь вводимого праздника, о причинах которого свидетельствует рукопись «Сказание о победе над волжскими болгарами 1164 года и празднике 1 августа». Документ этот в рукописи озаглавлен «Месяца августа в 1 день празднуем всемилостивому спасу и пречистей его матере». Текст его гласит:

Ведети нам есть, братие, о сем възлюбленая еже пантократы день милости божиа празднуемь, благочестивому и благоверному нашему царю князю Андрею уставлеши се праздновати [2]

Упоминая день милости Божией Вседержителя («пантократы день милости божиа»), документ этот как бы задаёт и тип иконы — Пантократор, или Вседержитель. Повод введения нового церковного праздника с тем же названием — победа князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году — событие державного значения, которому в наибольшей степени соответствует именно указанный иконографический тип. В дальнейшем история тех или иных икон «Спас Всемилостивый» иногда переплетается с боевыми действиями, в которых соответствующий список с неё играет роль защитника Руси от того или иного неприятеля или содействует победе над ним.

Тутаевская

Находится в городе Тутаеве (бывшем Романове-Борисоглебске) Ярославской области. Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой — раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.

По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами. а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма [3] .

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами — икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове — важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва [4]

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь [5]. икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках [3] .

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу  в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка [3] .

В XXI веке к иконе относятся также, как и в средневековье — не изготовив для неё простейшего киота со стеклом, носят в крестных ходах по пыли и под дождём. Для прикладывания икону держат горизонтально, и экзальтированные паломники «прикладываются» к красочному слою всем своим телом.

Икона «Спас Всемилости­вый» была очень значима для кижан. С ней связано предание о нашествии на рубеже XVI—XVII веков «па­нов» — польско-литовских отрядов. В легенде о Белом Спасе, записанной во второй половине XIX века, упоминается след, оставшийся на иконе от иноземной пули [6] .

Образ Всемилостивого Спаса имели обе Кижские церкви. Их исследования провела Г. И. Фролова, опубликовавшая в 2003 году [7] следующие сведения. Древний, чудотворный образ в серебряной ризе стоял, как свидетельствуют описи 1826 и 1830 годов, у клироса в Никольском приделе Покровской церкви [8]. а копия с него в богатом украшении — у правого клироса в Преображенском храме [9] .

«Спас, находившийся в Преображенской церкви, был облачён в тринадцатифунтовую серебряную под червонным золотом ризу и венец. Он был установлен в резной золочёный киот, который обрамлялся колоннами и завершался сенью с двумя коленопреклоненными ангелами. Это была единственная в храме икона с привесом — она имела крест, подвешенный на кавалерской ленте» [7]. Перед образом находился «для топления деревянного масла лампадик серебряной» чеканной работы с серебряной кистью. Там же стоял большой жестяной подсвечник [10] .

«Спас Все­милостивый» — самая древняя (да­тировка: не ранее конца XVI века) икона в иконостасе Покровской церкви. Она располагается справа от царских врат, и происходит ещё из церкви-предшественницы нынеш­ней Покровской церкви. По оценкам искусствоведов, «икона написана очень профессионально. Манера мастера отличается тонкой графичностью и колори­стическим вкусом. Об этом можно судить по изящным хрупким фигурам святых, по причудливым очертаниям растений на зад­нем плане, по мягкости и нежности коло­рита иконы». [6] Правку внесла Фролова Г.И.

Литература

  • Кондаков Н. П.. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Лицевой иконописный подлинник. — СПб. Комитет попечительства о русской иконописи. Т. I. 1905. //Репринт М. Паломник. 2001.
  • Припачкин И. А. Иконография Господа Иисуса Христа. — М. Паломник, 2001. — 224 с. — ISBN 5-87468-110-8 .
  • Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Малая история культуры. — СПб. Аксиома, Мифрил, 1996. — 256 с. — ISBN 5-86457-024-9 .
  • Энциклопедия православной иконы. Основа богословия иконы / По благ. архиеп. Могилёвского и Мстиславского Максима. — СПб. Сатисъ, 2002. — С. 105. — 336 с. — ISBN 5-7373-0208-3 .
  • Фролова Г. И. История внутреннего убранства Преображенской церкви на острове Кижи (обзор архивных источников). В кн. Кижский вестник. № 8. Петрозаводск, 2003.

Примечания

Чудотворная икона в Тутаеве

Русская земля горда не только уникальными красотами своей природы, но и построенными на ее земле православными храмами. В городе Тутаеве Ярославской области находится один из таких удивительных храмов – Воскресенский собор иконы Спас. В нем находится особо почитаемая православными верующими гордость Тутаева — икона, признанная чудотворной — Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса. Эта старинная икона размером почти три метра в высоту, потемневшая от времени, принадлежит кисти преподобного Дионисия Глушицкого, жившего в XV веке. На святой иконе поясное изображение Спасителя Иисуса Христа. Правая его рука поднята для благословения, в левой — он держит раскрытое Евангелие. В XVIII веке эту святыню вывезли в Ростов. Спустя 40 лет, когда ее возвращали в родные места, христиане несли ее на руках. Там, где они остановились обмыть икону, на реке Ковать забил целебный источник.

Много лет жители Ярославской области приезжают помолиться чудотворной иконе Спаса в Тутаеве, которая прославилась многочисленными чудесами. Существует несколько списков с этой прекрасной иконы, которые находятся в музеях России. Купить икону Спаса Всемилостивого из Тутаева уменьшенного размера, в самых разных вариантах, можно при храмах или в иконописной мастерской, заказать в православном интернет-магазине. У православных прихожан существует давняя традиция — с молитвой проползать под чудотворной иконой Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса, на коленях. Этот обряд помогает снять боли в ногах, устранить многие проблемы и душевную боль.

Воскресенский собор в Тутаеве иконы Прибавление ума

В городе Тутаев находится еще одна не менее чтимая святая икона Божьей Матери Прибавление ума, которая украшает Покровский храм города. С древней иконой Тутаева Прибавление ума связано предание о человеке, который страдал слабостью рассудка. Однажды Богородица явилась ему и сказала написать ее образ, что он и сделал. Во время работы над образом, христианин избавлялся от приступов болезни, и по завершении святого образа – полностью исцелился. Сегодня купить иконы Тутаева с образом Божьей Матери можно в разных иконописных представлениях.

Особыми иконописными работами принято считать современные варианты православных икон: в дорогих драгоценных окладах, икон, вышитых бисером, украшенных модными ювелирными материалами в виде страз, жемчуга. Христианские иконы города Тутаева, вышитые бисером, могут прекрасно подойти в качестве подарка на любое торжество. Удивительно красивое сочетание ярких цветов бисера и украшений, делают эту редкую икону Прибавления ума уникальным произведением иконописи.

Источники: http://www.aquarium.ru/misc/icons/079_spas_tutaev.html, http://otvet.mail.ru/question/77919998, http://genn-mikheev.narod.ru/index/0-162, http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E0%F1_%C2%F1%E5%EC%E8%EB%EE%F1%F2%E8%E2%FB%E9_(%E8%EA%EE%ED%E0), http://www.sudba.info/chudotvornaya-ikona-v-tutaeve/NULL Комментариев пока нет!

Добавьте свой комментарий или задайте вопрос.

Оценка 3.1 проголосовавших: 153
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here