Самое подробное описание: иисусова молитва можно ли читать мирянам - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Как правильно молиться по четкам православным мирянам
«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».
Часто можно увидеть такую картину, человек который произносит молитву что-то перебирает в руках. По виду – это бусины, нанизанные на нитку. Их называют четками. Необходимо помнить о том, что это орудие молитвы, а никак не эстетическая деталь.
Можно ли молиться по четкам
Название четки пошло от слова считать, отсчитывать. Их часто используют для счета молитв или поклонов. Внешне они выглядят как бусины на нитке с крестиком. Начало использования данного предмета было положено еще святым Василием Великим. Они использовались неграмотными монахами, которые молились не по книгам, а по определенному числу Иисусовых молитв. Никакого иного смысла она в себе не несла.
В современной духовной практике нет строгого правила о том, как молится на четках. Основную молитву, которую читают при использовании четок, считают Иисусову молитву.
В монашестве их называют еще духовным мечом. Они вручаются монаху во время пострига для непрестанной молитвы и от рассеивания ума. Также они могут быть использованы для специального молитвенного правила. Оно состоит из определенного количества Ииисусовых молитв. В данном случае они читаются по определенному благословению, иначе можно попасть в состояние духовной прелести и нанести серьезный вред своему духовному деланию.
Использование четок для простых мирян возможно только после благословения духовника. И то, только в виде напоминания о непрестанной молитве.
Как использовать
Прежде чем начинать читать молитвенные слова, необходимо знакть как правильно молиться по четкам православным:
- Проводить молитву с их использованием стоит незаметно для постороннего глаза.
- Молитва на четках может включать в себя вставки других молитв.
- обязательно перед началом такой духовной практики стоит получить благословение духовника.
Можно также сравнить сходство четок с узлами, которые были наложены на Христа в Гефсиманском саду. Он был связан, приведен на беззаконный суд, а потом позорно казнен.
Есть определенные правила того, как молиться по четкам православным. Нет никаких особых молитв для четок. Это скорее напоминание о том, что необходимо прочитать молитву. Но есть также определенные церковные традиции, которые связанные с молитвой по четкам.
Перед тем как начать использовать четки для молитвы, стоит попросить благословления у священника. Молится по ним достаточно просто. Каждая бусина – одна молитва. Зажмите между двум пальцами бусину и читайте от всего сердца молитву.
Какие молитвы читать
Бывает такое, что на нитке нанизаны большие и маленькие бусины. В основном между 2 большими может быть 10 небольших. Если так и есть, то на большие можно читать «Символ Веры» на русском языке, «Отче Наш» или молитву 50 Псалом читать на русском языке, а на остальные – 10 молитв.
Смысл многократного повторения молитвенных слов – вдуматься в их смысл и через молитву соприкоснуться с Господом. Молитва – это уничтожитель сорняков, после использования которой проще взрастить что-то полезное и доброе.
Иисусова молитва для мирян
Из наследия Оптинских старцев
«Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова».
Преподобный писал о разных ступенях молитвы:
«Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.
Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва всё совершается.
Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий.
Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».
Для лучшего понимания того, какие дары посылает Господь молитвенникам и какая молитва соответствует уровню духовного возрастания молящегося, преподобный Варсонофий пояснял подробно:
«Первый от Господа дар в молитве – внимание, то есть когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва неразвлекаемая.
Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, то есть когда чувства и мысли в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, то есть чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть страсть зашевелится, бьет и побеждает.
Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом, мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения ангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы, например состояние души человека, так, как мы видим чувственные предметы, – как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух».
Как правильно творить Иисусову молитву
«Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, когда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послётся, что ищешь и желаешь».
Старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.
Преподобный Амвросий объяснял:
«Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому, прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцев, опытом прошедших всё это».
На вопрос, как достигнуть сердечной молитвы и что означает «опускать ум в сердце», преподобный Анатолий (Зерцалов) отвечал, предостерегая:
«Сердечного места отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».
Во время Иисусовой молитвы часто находит буря помыслов, которые всевает враг.
Преподобный Иларион учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию:
«А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить – противоречить не твоей еще меры».
Оптинские старцы предупреждали о необходимости смирения при молитве. Как-то духовное чадо отца Амвросия пожаловалась ему на то, что при произнесении Иисусовой молитвы она запинается на словах «Помилуй мя, грешную». Старец отвечал:
«Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах “Помилуй мя, грешную”; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово “грешную” с должным понятием».
Преподобный Варсонофий напоминал о том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби, которые, однако, нужно принимать без ропота:
«Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби».
Об опасности «выпрашивания» духовных даров и молитвы высокой степени
Преподобный Лев писал, что, не очистив сердца, не победивши страстей, нельзя сохранить духовное богатство без вреда для себя:
«Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницей сей потери, и ваше нерадение – это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть».
Преподобный Варсонофий также предостерегал об опасности «выпрашивания» даров и молитвы высокой степени:
«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу. Некоторые выпрашивают себе молитву высокой степени; Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она не была впрок…»
Старец Макарий написал статью «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где он предупреждал, что Иисусову молитву нужно читать просто и главным должно быть чувство покаяния, а не искание высоких духовных даров.
Преподобный Макарий учил:
«Помните: дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием, а без сих добродетелей хотя, мнится, кто якобы стяжал молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы».
28 декабря 2012 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Из наследия Оптинских старцев
Из наследия Оптинских старцев
В Евангелии сказано: «Всегда бодрствуйте, непрестанно молитесь». Как можно выполнять эту заповедь людям в миру, занятым трудом, требующим непрестанного сосредоточения? Людям, обремененным семьей, повседневными заботами и проблемами?
Архимандрит Клеопа (Илие)
Святой Макарий знал, что мы не умеем молиться, но дал нам совет: «Человек, я знаю, что ты не умеешь молиться! – он знал, что значит молитва, ибо он был великий столп Православия. – Но даю тебе совет: молись, как можешь, но молись часто!»
Юлия Кулакова
Я плакать. И молиться стала. Просто молюсь постоянно. Иду корову доить – молюсь, иду на работу – молюсь, все время плачу и молюсь, плачу и молюсь, не переставая, остановиться не могу ни днем ни ночью. Господи, помоги! Пресвятая Богородица, помоги! И вот – письмо приходит. Живой.
Молитва возводит к духовному совершенству и приобщает к благодатной силе Божией, но это не должно рассматриваться как особая цель, а подается лишь как следствие единения с Богом. Иначе в душе затаится корысть, попытка удовлетворить желание своего отдельного «я», отдельного именно от Бога. Истинная же и правильная духовная жизнь состоит в том, чтобы все делать лишь для одного благоугождения Богу и именно потому, что так хочет Он Сам.
Иеромонах Иов (Гумеров)
У меня появилась сильная леность к молитве и ещё страсть – долгоспание. Особенно вечером очень сложно встать на молитву. У меня был сильный страх не помолиться. Не прочитать правило вечером или с утра было равносильно смерти. Весь день могло не быть покоя от укорения себя и чувства незащищенности. Помогите разобраться, в чем тут дело? Как быть? Мне очень тяжело так жить. Как быть с правилом? И каково его значение? Не знаю, просто помогите мне делать все правильно. Огромное спасибо!
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Море житейское: Ответы на вопросы читателей. Часть 16
ЖИЗНЬ ЦЕРКВИ
О МОЛИТВЕ ИИСУСОВОЙ
Архимандрит Рафаил (Карелин)
? Обратил внимание на то, что после периода активного (возможно, это не то слово) занятия Иисусовой молитвой наступает период испытаний. Причем они неожиданны, суетны и отнимают без пользы много душевных сил. Исходя из того, что я читал, явление это вполне нормальное. Но я не знаю (может, был невнимателен при чтении), как поступать в подобных случаях – усиливать молитву, прекращать или, стараясь сохранить мир в душе, продолжать? И еще: батюшка, можно ли на церковной службе держать руки перед собой или за спиной? Благочестиво ли это? Или все же стараться «по швам», хоть это и неудобно?
— 1. Святой Нил Синайский писал: « Когда помолишься как должно – жди того, что не должно ». Не молитву надо оставлять, а не расслабляться после молитвы и быть готовым к искушениям. 2. Небрежная поза во время молитвы отражается на самой молитве, поскольку тело связано с душой. На молитве тело должно быть в состоянии легкого напряжения, как у человека, готовящегося приступить к труду, например к поднятию тяжести.
? Во втором томе «Аскетических опытов» (в «Духе молитвы новоначального») св. Игнатий Брянчанинов в Слове 20 говорит: « Имей глаза на устах, или закрытыми ». Меня интересует смысл слов: «Имей глаза на устах». То есть внимание ума из головы сводить к губам, то есть внимать словам на уровне губ? Это можно, это безопасно? Можно «брать на вооружение» новоначальному? Сделайте, пожалуйста, несколько уточнений по этому поводу.
— Покойный схиархимандрит Серафим (Романцов) советовал начинающему заниматься Иисусовой молитвой – сосредотачивать внимание на движениях губ. Некоторые старцы благословляли читать Иисусову молитву в полутемной комнатке или с закрытыми глазами, разумеется по временам.
? Прошу простить мое скудоумие и настойчивость. Дело в том, что я очень давно мучаюсь вопросом о словесной форме Иисусовой молитвы, начинал я с классической восьмисловной, по благодати Божией данной мне в неофитстве, и по моей ревности получалось, даже было время, когда молитва совершалась во сне, были многие слезы. Потом я поделился этим с одним иеромонахом, и все исчезло. Не могу собрать ум, часто оставляю молитву, иногда в день только сотню прочитаю. Стал пробовать пятисловную формулу молитвы, получается лучше в плане внимания, но начинают бороть тонкие помыслы тщеславия. Пробовал читать просто «Господи, помилуй», но чего-то не хватает, и долго не могу держать внимание. Укладывать восьмисловную молитву в один вдох и выдох плохо получается, внимание быстро рассеивается, читаю механически.
— Попробуйте читать молитву без всяких приемов, стараясь только вникнуть в смысл слов и отгоняя посторонние помыслы. Со временем такая молитва сама найдет себе место и ритм. Пусть Господь поможет Вам.
? В продолжение нашего диалога о молитве Иисусовой: боюсь, что совсем не обращать внимания на дыхание я уже не смогу, так как за 7 лет своего молитвословия уже привык сочетать молитву с дыханием, не могу только остановиться на каком-либо определенном ритме, так как молитва по-прежнему большей частью внешняя. Постоянно укладывать молитву в один вдох и выдох не получается, так как в течение дня дыхание часто меняется, то же самое происходит и со словесной формой молитвы, держать всегда полную восьмисловную трудно. Еще очень хотелось бы узнать Ваше мнение: равнозначны ли по своей благодатной силе, содержащейся в них ввиду присутствия в них имени Божия, такие молитвы, как «Господи, помилуй» и «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Простите мое неразумие.
— Подвижники, жившие в пустыне или особо подвизавшиеся в монастырях, могли влагать в слова: « Господи, помилуй » – содержание всей Иисусовой молитвы, а мы не можем, поэтому нам надо придерживаться той формы Иисусовой молитвы, которая передана от святых отцов и зафиксирована в церковном Уставе. Что касается других вопросов о молитве, то советую прочитать пятый том «Добротолюбия», особенно творения святых Григория Синаита, Григория Паламы и Симеона Нового Богослова.
? Перед Иисусовой молитвой произношу «чин», то есть от «Молитвами» до «Отче наш». Всегда ли этот «чин» соблюдать на домашней молитве или иногда, желая скорее перейти к самой Иисусовой молитве, можно опускать этот «чин»?
— Если Вы читаете Иисусову молитву непосредственно после утреннего, вечернего или других правил, то можно не повторять начальных молитв, а в других случаях следует начинать Иисусову молитву ими. Заменять другие молитвы Иисусовой молитвой надо осторожно, когда Иисусова молитва сама возникает в сердце.
? Как Вы считаете, мирянин, который хочет молиться больше, то есть читать Иисусову молитву, Псалтирь, например днем, может установить по мере сил – дневное правило? Не есть ли это в миру проявление гордости и прочего зла? Сейчас так мало опытных духовников, а молиться душа хочет, ей приятно изучать Писания, читать Псалтирь, молиться мало-помалу Иисусовой молитвой. Каково Ваше мнение?
— Иисусова молитва дана не только для монахов, но и для мирян. Псалтирь была любимой книгой древних христиан, по ней они учились грамоте. Поэтому читайте Иисусову молитву и Псалтирь без сомнения. Если молитва произносится с Покаянием, то она не может ввести человека в гордость, как не может нищий гордиться тем, что он просит милостыню. Мы видим людей, которые вообще не молятся, но очень горды. Советую вам прочитать первый и второй тома сочинений святого Игнатия Брянчанинова, которые помогут Вам избежать отклонения в молитве. Правило можно назначить себе условно, а не как взятое обязательство.
? Прошу Вашего совета и помощи в разрешении моего очень давнего смущения (около 5 лет), которое связано с соединением молитвы Иисусовой с дыханием. Я говорю не о психосоматической технике, используемой для сведения ума в сердце посредством дыхания, ей я не дерзаю заниматься по причине отсутствия у меня духовного отца, имеющего опыт в этом. Я говорю об использовании дыхания в качестве вспомогательного средства для скорейшего навыкновения молитве и установления определенной ритмичности при ее произношении. Схиигумен Савва (Остапенко) советовал читать слово молитвы на вдох, слово на выдох, но тогда на прочтение 100 молитв уходит около 50 минут. Очень долго, устает ум, внимание рассеивается, и помыслы легко вклиниваются между словами, а в течение дня вообще не получается так читать молитву (суетная работа, разве только когда идешь куда-то). Помогите, отец Рафаил, разрешить это недоумение!
— Прочтите книгу «Откровенные рассказы странника. », благословленную святым Амвросием Оптинским. Там Иисусова молитва разделяется на две части для соединения с дыханием. Схиигумен Савва мог советовать читать Иисусову молитву медленно тому, кто только что начинает упражняться в ней, чтобы осмыслить слова молитвы.
? Я читал книгу «Откровенные рассказы странника. », но там говорится о пятисловной молитве. Я не знаю, можно ли мне, грешному, сокращать молитву до пяти слов, как это делают на Афоне и как благословляют многие афонские старцы (отец Порфирий, отец Иосиф, отец Ефрем и отец Паисий); знаю, что святой Варсонофий Оптинский на аналогичный вопрос святого Никона Оптинского ответил отрицательно и советовал при произношении ударение делать на слове: «грешнаго». Некоторые духовники, с которыми я советовался по этому вопросу, также советовали мне не сокращать, но были и другие (их меньше). «У семи нянек дитя без глаза» – это обо мне. Простите и благословите, как мне читать.
— Выберите такую форму молитвы, при которой Вам легче уединять ум с ее словами. В Греции принята пятисловная молитва. Советую Вам прочитать творения святого Григория Синаита.
? Может быть, я забегаю вперед, но я не знаю, будет ли у меня возможность еще связаться с Вами, поэтому я прошу разъяснить мне, неразумному, один момент. Вы меня благословили временно читать восьмисловную молитву, когда я один, и пятисловную во всех других случаях. Значит ли это, что потом, по мере навыкновения пятисловной формуле молитвы, мне можно будет полностью перейти на нее или как? И еще: можно ли сокращать пятисловную формулу вообще до «Господи, помилуй» или же все-таки необходимо упоминать в молитве имя Спасителя непосредственно?
— Святой Григорий Синаит советовал: когда человеку трудно произносить полностью Иисусову молитву, то можно разделить ее на две части: « Господи Иисусе Христе, помилуй мя » и « Сыне Божий, помилуй мя грешнаго » – и произносить их по отдельности, нечасто меняя друг с другом. Когда ум укрепится в этих молитвах, то переходить к восьмисловной молитве. Некоторые из отцов сокращали ее до двух слов: « Господи, помилуй », – но вместе с тем они сокращали все внешние впечатления. Здесь допускается определенный индивидуальный выбор. Об этом Вы можете прочитать подробно в пятом томе «Добротолюбия».
? Пользуясь Вашим советом о соединении молитвы Иисусовой с ритмом дыхания, как об этом написано в «Откровенных рассказах странника. », разделяю молитву на две части: одну половину читаю на вдох, вторую на выдох, – но такой ритм не получается держать постоянно, особенно сбивается он при быстрой ходьбе; или, когда ложусь спать, стараясь засыпать с молитвой, именно в этих случаях больше всего подходит ритм дыхания: слово на вдох, слово на выдох. Посоветуйте мне, неразумному, как лучше и полезнее. И еще: я думаю, что для меня лучше будет не сокращать молитву до пяти слов, а стараться усвоить восьмисловную, так как переход на пятисловную формулу вызывает много смущения и тщеславия (дескать, я молитвенник); в течение дня, когда среди людей, думаю читать просто «Господи, помилуй». Если я на правильном пути, благословите и помолитесь о моей грешной душе.
— Попробуйте молиться полной Иисусовой молитвой, разделив ее пополам, так чтобы при вздохе произносить пять слов, а при выдохе три слова. При работе, требующей напряженного внимания, или при беседе с людьми можно заменять Иисусову молитву словами: « Господи, помилуй ».
? Что делать, если при усилиях творить Иисусову молитву непрестанно или просто часто начинается такой силы мысленная брань, что буквально сходишь с ума?
— При усилении мысленной брани надо временно переходить на Молитву мытаря «Боже, милостив буди мне грешному».
? Когда читаешь молитву Иисусову перед иконой Спасителя, то взор устремлять непосредственно на Его пречистый лик и заключать ум в слова молитвы? Или нельзя так прямо смотреть, я бы назвал – дерзновенно?
— Можно начинать Иисусову молитву перед иконой, но затем обращать взор внутрь себя и заключать ум в слова молитвы.
? Во время чтения словесной Иисусовой молитвы «заключать ум в слова молитвы». Как это правильно понимать? Понимать, что нужно умом видеть следующее слово, например, после «Господи» видеть «Иисусе» и так далее? Или умом слушать само звучащее слово? Ум сводить к видению следующего слова или к губам? Читал, что ум можно сводить в точку, чуть ниже впадинки, что под кадыком; можно при словесной молитве ум туда сводить? Расскажите, пожалуйста, относительно первой ступени – словесной, не касаясь умной и сердечной.
— В словесной молитве надо стараться соединить ум со словами молитвы, но при этом не представлять ничего. Что касается технических приемов молитвы, то здесь нет единого метода. Лично я советую Вам пользоваться творениями святого Игнатия Брянчанинова, где эти вопросы разъяснены достаточно подробно.
? Когда молишься о других, например Иисусовой молитвой, то возникают мысли: «Зачем по многу раз напоминать Господу о своем прошении, достаточно один раз от всего сердца попросить, а Он всегда слышит нас по милости Своей и человеколюбию, и если надо, то Он всегда поможет тому, о ком просишь!». Отче, как мне быть?
— Дело в том, что Иисусова молитва помогает нам добраться до нашего собственного сердца. У Иисусовой молитвы, постоянно повторяемой, есть еще другое значение: она предохраняет ум от помыслов. А если бы Вы даже смогли сказать от сердца молитву, то потом чем был бы заполнен Ваш ум?
? У меня есть благословение от духовного отца на Иисусову молитву. Хотя в основном молюсь, так сказать, автоматически, думая о постороннем, но тем не менее молитва помогает (мне так кажется). Вообще очень часто во время каждодневной молитвы думаю о постороннем. Стоит ли продолжать молиться «автоматически»?
— Молитву ни в каком случае оставлять не следует.
? Мне посоветовали, чтобы избежать конфликта с кем-либо, читать Иисусову молитву со словами: «Помилуй нас грешных» (то есть меня и того, с кем конфликт назревает). Допустимо ли это?
— По временам можно читать Иисусову молитву, вставляя слово: «нас», – но не постоянно, так как мы должны придерживаться формы, данной нам святыми отцами и вошедшей в церковное Предание.
? Прошу поподробнее разъяснить значение фразы: «Иисусова молитва, соединенная с посильным молчанием, откроет Вам содержание Вашего сердца.
— Мой духовный отец категорически утверждал, что нельзя оторвать молитву от жизни и рассматривать молитву и евангельские заповеди в отрыве друг от друга. Иисусова молитва является сокращением всего Евангелия, поэтому посильное исполнение евангельского учения – необходимое условие для молитвы, образно говоря, это русло, по которому течет молитва. Но исполнение заповеди невозможно без помощи Божией, а мы испрашиваем ее в молитве. Поэтому молитва и жизнь представляют собой единое целое.
? Прочитал, что нужно молиться Иисусовой молитвой во время богослужения. Ответьте, пожалуйста, если можно, подробнее.
— Святой Серафим Саровский советовал во время богослужения читать Иисусову молитву тогда, когда на клиросе читают невнятно и человек не может соединить своего ума со словами богослужебных молитв. Тогда он может читать Иисусову молитву, которая является основой всех молитв. Если же у человека притупляется внимание к Иисусовой молитве, то святой Серафим советовал некоторое время смотреть на горящую свечу. Можно также заниматься Иисусовой молитвой во время богослужения, когда она сама идет в сердце.
? У меня вопрос о молитве. Очень хочется научиться молиться внимательно. Но я ловлю себя на том, что когда стараюсь читать про себя Иисусову молитву, то, даже если уста мои и сомкнуты, языком я все равно ее проговариваю. Также и с другими молитвами. Мне как-то так легче и проще читать молитву, когда я проговариваю ее внутри (и язык при этом двигается). А когда я пытаюсь молиться только «в уме», то мне гораздо тяжелее сосредоточиться на словах молитвы (хотя и в первом случае тоже непросто), мысль часто теряется, или «вязнет», или уходит куда-то «в сторону», и очень бывает трудно сосредоточиться и собрать свою мысль. И ещё получается почему-то очень медленно, пока я умом проговорю каждое слово. Как правильно молиться? Может быть, внешние признаки (говорю я про себя молитву языком или нет) – это не главное, а главное вникать в смысл произносимого? И все-таки, как правильно молиться и к чему стремиться: стараться учиться произносить молитву умом или молено молиться как удобнее? И еще: когда я что-то делаю и пытаюсь молиться, то Иисусова молитва для меня кажется такой длинной, и мне трудно произносить ее всю, не теряя нити смысла, чаще произношу ее просто «заученно», думая порою о другом. Чувствую, что произношу ее как попугай, и только устает ум, и смысла никакого в этом, видимо, нет. Можно ли в таких случаях произносить много раз просто «Господи, помилуй»?
— Вы читаете Иисусову молитву правильно. Ощущение движения языка и губ старцы (схиархимандрит Серафим [Романцов]) считали положительным фактором, способствующим выработке правильного ритма молитвы, особенно в начале. Главное в молитве – соединять ум со словами молитвы, а когда он уклоняется в сторону, то возвращать его. Молиться умом – это вовсе не значит держать молитву в голове. При работе можно произносить « Господи, помилуй » или читать Молитву мытаря или Иисусову молитву, сокращенную до пяти слов, – как Вам удобнее и легче. Старцы говорили, что со временем молитва перейдет от губ и языка к нижней части гортани, а затем – к сердцу, но это должно произойти как бы само собой. Когда молитва постепенно очистит сердце, то ум сам соединится с ним. Иисусова молитва представляет собой сокращенное Евангелие и требует от человека посильного исполнения евангельских заповедей в своей жизни. Желаю, чтобы Иисусова молитва, как духовный свет, озаряла Ваш земной путь!
? Раньше молился, не вникая в смысл. Сейчас переучиваюсь молиться внимательно. Вы говорите: «Ощущение движения языка и губ старцы. считали положительным фактором, способствующим выработке правильного ритма молитвы». Я же, когда даже медленно, ритмично произносил слова молитвы, иногда терял смысл фразы, и он не доходил до ума. Вместо этого, сей час медленно читаю каждую фразу, стараясь следить за движением губ, затем, во время паузы, мысленно повторяю ее и так далее. То есть не вырабатывается ритмичное произношение слов молитвы. Прошу Вашего совета.
— Святой Иоанн Лествичник считает первым условием молитвы соединение ума со словами молитвы. Без внимания молитва превращается в мертвые для души слова. Поэтому продолжайте молиться так, как Вы молитесь. Что касается движения губ, сочетания с дыханием и так далее, то это технические приемы, способствующие тому, чтобы сама молитва стала привычным деланием для человека, но они не обязательны. Во всяком случае, старцы советуют по временам говорить Иисусову молитву вслух.
? Сколько раз в день должен творить Иисусову молитву православный христианин?
— Апостол Павел пишет: Всегда молитесь (1Фес. 5:17). Иисусова молитва – это путь к беспрерывной молитве. Однако здесь нужна последовательность и постепенность. Можно начать со ста молитв утром и ста молитв вечером, а в течение дня молиться сколько придется, а затем постепенно увеличивать число молитв. Еще лучше, если Ваш духовный отец даст Вам молитвенное правило, так как все, что мы делаем по благословению, более угодно Богу, чем наши собственные решения, только надо, чтобы духовный отец сам занимался Иисусовой молитвой.
? Я полгода назад, по благословению священника, стал читать Иисусову молитву в уме, 200 раз перед вечерним правилом и 100 раз после утреннего. В принципе мне не трудно сосредотачиваться на словах молитвы и не допускать рассеяния в помыслах. Но батюшка посоветовал мне сосредотачивать ум в сердце. И вот тут проблема: если я сосредотачиваюсь в сердце, то тогда не могу сосредоточиться на словах молитвы. К тому же, например, святой Игнатий Брянчанинов не советует самому стремиться в сердце, а ждать Божиего дара, а вот святой Феофан Затворник, наоборот, советует побыстрее миновать устную и умную молитву и прийти к сердечной. Как правильно продолжать молиться: в уме или стараться свести ум в сердце?
— У святого Феофана опыт затворника и безмолвника, при котором ум во время молитвы сам собой соединяется с сердцем. Но мы живем в миру, наш ум загружен информацией, он как бы растолстел от нее и не может пройти сквозь узкую дверь сердца. Поэтому нам безопаснее руководствоваться советами святого Игнатия Брянчанинова, который снизошел к нашим немощам, поставил себя на наше место, почувствовал нашу оторванность от духовной жизни и написал для нашего времени свои книги, где он советует от внешнего постепенно идти к внутреннему. Советую Вам также прочитать главу о молитве в книге святого Иоанна Лествичника «Лествица».
? Люблю Бога больше умом, чем сердцем, чувствую и понимаю ущербность этого. Что делать?
— Занимайтесь Иисусовой молитвой; поступайте с людьми так, как если бы любили Бога сердцем, и Господь за труды даст Вам любовь.
? Прочитал Вашу беседу, состоявшуюся в Сестричестве во имя святителя Игнатия Ставропольского. По поводу внутренней сердечной Иисусовой молитвы Вы говорите: «Если монахи и миряне будут считать Иисусову молитву главным деланием своей жизни, я надеюсь, что тогда совершится чудо Божие», – следовательно, как я понял, творить эту молитву нужно как монахам, так и мирянам. В то же время Вы предупреждаете; «Но для молитвы необходимо послушание» (иначе новоначальный может повредиться). Послушание для монаха понятно – это подчинение своей воли воле духовного наставника. Относительно мирянина (православного, живущего церковной жизнью) непонятно: в чем должно выражаться послушание, если нет духовного наставника и если его в принципе никак не найти? Можно ли пытаться творить непрестанную сердечную Иисусову молитву такому мирянину?
— Монаху и мирянину необходимо творить Иисусову молитву. Но без послушания духовному отцу молитва не достигнет той сердечной глубины, которая открывается послушнику как дар Божий за послушание. Если нет духовного отца, то надо руководствоваться духовной литературой и стараться жить по евангельским заповедям. Но степень Иисусовой молитвы все равно будет иная, чем у тех, кто отсекает свою волю и этим смиряет свой дух.
? Недавно прочитал книгу «Посмертные вещания Нила Мироточивого». Святой Нил говорит, что правильнее произносить Иисусову молитву так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Слове Божий, Богородицы ради, помилуй мя», – далее он говорит, что в будущем христиане выкинут из молитвы слово: «Слове», – потом «Богородицы ради», потом «Христе» и так далее. Митрополит Антоний Сурожский в беседах говорит, что молитву Иисусову нужно читать так, как в данный момент настроен у тебя дух. Можно прочитать: «Господи Иисусе, помилуй мя» – или «Господи Иисусе Христе, Богородицы ради, помилуй мя грешнаго» – и так далее, добавляя или отнимая части молитвы, конечно же, оставляя неприкосновенным главное. То есть молитву творить по духу, а не по форме. Хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу.
— Книга «Посмертные вещания Нила Мироточивого» в свое время вызвала много споров, и ее подлинность отвергается большинством афонских монахов, тем более что она заключает в себе ряд исторических искажений. По отношению к святоотеческой литературе она является как бы апокрифом. «Сыне Божий» и «Слове Божий» являются синонимами и у святых отцов как дополнение друг к другу не употребляются. Нельзя ориентироваться на спорный или сомнительный источник. Сокращать или видоизменять Иисусову молитву можно только в редких случаях, так как четкая формула молитвы способствует ее постоянному повторению и припоминанию, а разнообразие слов похоже на частую пересадку растения, при котором оно не может пустить глубокие корни. Святой Григорий Синаит, снисходя к немощи новоначальных, допускал разделение Иисусовой молитвы на две отдельные молитвы, но на определенное время, а затем благословлял переходить к полной молитве из восьми слов.
? Мысленно при каждом произнесении Иисусовой молитвы накладываю на себя крестное знамение. Обратил внимание, когда уже немного привык к этому. А при ходьбе молитва иногда непроизвольно «поется». Не вредно ли это? Может быть, пока не закрепилось, надо убрать эти привычки?
— Существует практика мысленного наложения на себя крестного знамения при каждом произнесении молитвы, в частности в румынских монастырях, но она не имеет под собой свидетельства древности. При мысленном наложении крестного знамения ум не может находиться в сердце и пребывать в словах молитвы. Здесь происходит как бы одновременно два действия, но такой образ молитвы иногда оказывается действенным во время сильных внутренних искушений. Если пение Иисусовой молитвы появится само собой, то не прерывайте ее, а смотрите как на отдых ума.
- Иерей Вадим Коржевский. Пути спасения христианина. О молитве
- Архимандрит Рафаил (Карелин). Умение умирать или искусство жить. О молитве
- Архимандрит Рафаил (Карелин). О приготовлении к молитве
- Архимандрит Рафаил (Карелин). Море житейское: Ответы на вопросы читателей. О молитве.
- Архимандрит Рафаил (Карелин). Море житейское: Ответы на вопросы читателей. О молитве Иисусовой.
- Свт. Василий (Кинешемский). Притча о смоковнице. Как надо молиться, чтобы быть услышанным?
- Святитель Филарет (Дроздов). Слово на Преображение Господне
- Архиепископ Феофан (Быстров). Слово в день Преображения Господня.
- Митрополит Сурожский Антоний. Жизнь и молитва — одно
- Митрополит Сурожский Антоний. Мужество молиться
- Митрополит Сурожский Антоний. Может ли еще молиться современный человек?
- Митрополит Сурожский Антоний. Ступени
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Будем молиться всегда и везде
- Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). Будьте детьми Божиими, и не будет тщетной молитва ваша
- Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. О чистой молитве
- Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Об образе молитвы
- Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. О молитве, поклонах, слезах, чтении, молчании…
- Протоиерей Артемий Владимиров. О молитвенном правиле
- Свт. Феофан, затворник Вышенский. Как совершать молитвенное правило
- Свт. Феофан Вышенский. Письма о духовной жизни
- Сщмч. митр. Серафим Чичагов. О молитве.
- Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау). Духовная жизнь начинается со слез
- Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау). Условия для совершенной молитвы
- Митрополит Афанасий (Николау). О душевном мире, неудачах, смысле жизни и молитве.
- Протоиерей Владимир Башкиров. «Непрестанно молитесь» (1Фес 5:17)
- Иеромонах Мефодий (Савелов-Иогель). Пред очами Божией Правды. Молитва
- Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Беседы с Архипастырем. О молитве и молитвенном правиле.
- Игумен Нектарий (Морозов). Как живем, так и молимся, как молимся, так и живем.
- Игумен Нектарий (Морозов). О том, почему Бог не отвечает на наши молитвы.
- Схиархимандрит Авраам (Рейдман). О молитве, сдвигающей гору греха.
- Архимандрит Андрей (Конанос). Сад в глубине души.
- Архимандрит Андрей (Конанос). Молитва – не долг, а кислород души.
- Архимандрит Клеопа (Илие). О силе общей молитвы.
© 2009 Приход Скорбященского храма г.Мичуринска. Все права защищены.