Григ утренняя молитва

Самое подробное описание: григ утренняя молитва - для наших читателей и подписчиков.

Урок музыки по теме "Утро". Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой

Цель урока: познакомить учащихся с образами природы в музыке русского композитора П.Чайковского и норвежского композитора Э.Грига.

Образовательные:

  • показать соотношение содержания музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами на примере музыки П. И. Чайковского и Э. Грига.

Развивающие:

  • накапливать музыкальные впечатления, на основе которых формируется чувство музыкального стиля;
  • развивать умение анализировать средства музыкальной выразительности, которые предстают как способ проникновения в целостный художественный смысл произведения;
  • проводить анализ, сопоставление и сравнение музыкальных тем и образов в произведениях разных композиторов;
  • развивать основные вокально-хоровые навыки (умение петь напевно, легко, не форсируя звук).

Воспитательные:

  • воспитание любви и бережного отношения к природе и музыке;
  • воспитание эмоциональной сферы учащихся (умения эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свои впечатления в пении или пластике);

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Музыкальный материал: П. Чайковский “Утренняя молитва” из “Детского альбома”.Э. Григ “Утро” из сюиты “Пер Гюнт”. М. Мусоргский “Рассвет на Москве реке”. Музыкальная игра “Слово на ладошках”, песня “Светит солнышко” А. Ермолова, сл. В. Орлова.

Используемая методическая литература: Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. – М.: Просвещение, 2010. Учебник по музыке для 3 класса по программе Сергеевой Г.П., Критской Е.Д.

Используемое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, CD-диск, инструмент фортепиано.

Наглядный материал: портреты композиторов П. Чайковского, Э. Грига, М. Мусоргского, презентация.

I этап. Организационный момент

Вход под музыку Э. Грига “Утро”. Музыкальное приветствие. Презентация. Слайд 1

2 этап. Повторение пройденного материала

Учитель: Сегодня мы с вами переходим к освоению содержания нового раздела учебника “День, полный событий”. Напомню, что в рамках этого раздела во втором классе мы встречались с музыкой двух русских композиторов: П. И. Чайковского и С. Прокофьева. Это были пьесы из “Детского альбома П. Чайковского и из альбома “Детская музыка” С. Прокофьева. В этих сборниках композиторы рассказали музыкой о том, как протекает день маленького человека с утра до вечера с играми, танцами, песнями, событиями и переживаниями прожитого дня. В эти сборники композиторы включили и пьесы, рисующие образы и картинки природы.

3 этап. Изучение нового материала

Учитель: Разворот учебника, с которым мы сегодня работаем, называется “Утро”. Открывается он пьесой, которую мы слушали во 2 классе. Это “Утренняя молитва “ П. Чайковского. На развороте учебника представлен портрет маленького Пети Чайковского. Он был глубоко верующим человеком.

Учитель. С чего начинался день верующего человека?

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Приложение 1. (Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

Учитель: Итак, какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит?

Дети. Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанныхзвуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети. Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы – маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса?

Дети. В мажорном, светлом.

Учитель. Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель. Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель. Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети. На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети. В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель. Ребята, обратите внимание на рисунок художника в учебнике на стр. 24. Что там изображено?

Дети. На рисунке показана детская комната, ребенок сидит у окошка, смотрит вдаль, думает, размышляет, мечтает. За окном тихая, спокойная погода.

Учитель. Как вы думаете, сходны ли настроения музыки и картины?

Дети. Да, они созвучны. И музыка, и картина тихие, спокойные, умиротвореные.

Учитель. Итак, “Утренняя молитва” – это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. Но есть музыка, которая передает настроения, связанные с образами природы, внешней картиной мира, а также настроения, которые испытывает человек, любующийся природой. И пьеса именно такого рода прозвучит в следующей части нашего урока. Эта пьеса называется “Утро” норвежского композитора Э. Грига из музыки к драме норвежского драматурга Г. Ибсена “Пер Гюнт”.

Презентация. Слайд 4

Пьеса “Утро” – это музыкальный лирический пейзаж, нарисованный музыкальными красками и звучностями симфонического оркестра.

Послушайте эту пьесу. Какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор? Можно представить себя в роли дирижеров, передавая характер музыки выразительными жестами рук.

Слушание с пластическим интонированием.

Учитель. Итак, какие образы и картины можно представить, слушая музыку, какое утро “нарисовал” композитор?

Дети. Утро, спокойное, светлое, безмятежное, доброе. Можно представить картину наступления нового дня, пробуждения природы. Вся природа просыпается: встает солнце, поют птицы, шелестит легкий ветерок в листве, журчит прозрачный ручей. И, слушая музыку, словно можно увидеть легкий туман и утреннюю дымку.

Учитель. Какими средствами музыкальной выразительности создается эта картина? Какая мелодия?

Дети. Мелодия песенного характера. Она звучит очень мягко, плавно, ласково, нежно, распевно. Она звучит много раз, повторяясь у разных инструментов: у флейт, у гобоев и волторн.

Учитель. А почему именно деревянные духовые солируют, на что похоже это звучание?

Дети. Тембры духовых инструментов напоминают звучание пастушеской свирели, а волторна звучит как охотничий рог.

Учитель. В учебнике представлена нотная запись основной мелодии. Вся мелодия словно вырастает из основного мотива, основной интонации, как колос из зернышка. Давайте споем эту мелодию (пение с опорой на нотную запись мягко, не форсируя звук).

Учитель. Как развивается музыка?

Дети. Она начинается очень тихо, затем постепенно нарастает, в музыку включаются все новые инструменты. Звучание становитсявсе более мощным и ярким и доходит до кульминации.

Учитель. Почему именно такое развитие, что изобразил композитор?

Дети. Музыка словно рассветает, показывая, как встает солнце.

Учитель. Вот что сказал сам Э. Григ об этой музыке: “Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же форте солнце прорывается сквозь облака”.

Учитель. А что дальше происходит с музыкой?

Дети. Звучность постепенно ослабевает, становится все более прозрачной и тихой.

Учитель. Ребята, музыка Грига, рисуя картины природы, одновременно выражает и чувства человека, который любуется красотой природы. А какие чувства или душевные состояния человека передаются в этой музыке?

Дети. Радость наступления нового дня, восторг и восхищение красотой природы, душевный подъем. И, в то же время, спокойствие, умиротворение, любовь к родной природе.

Учитель. Музыка Грига созвучна норвежским народным стихам:

Ту песню пою я, услышат ее

Все люди от края до края,

И правду о северной дивной земле

Расскажет им песня родная.

Презентация. Слайд 5

Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.

В течение долгих лет Норвегия находилась в подчинении у Дании, позже Швеции. Экономический и политический кризис тормозил развитие страны. Но в середине 19 века в Норвегии начала развиваться культура, живопись, музыка. Широчайшую популярность в конце 19 в. завоевала музыка Э. Грига. Он родился в небольшом городке Бергене 15 июня 1843г. Отец его был широко образованным человеком. В его доме часто звучала музыка. Он играл на рояле и скрипке. Мать была отличной пианисткой, хорошо пела. В доме часто устраивались музыкальные вечера.

Музыкальность родителей унаследовали и дети. Эдвард был четвертым ребенком в семье. Первой учительницей Эдварда была его мать, Госпожу Гезину радовали успехи сына, но она редко хвалила его. Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать.

Презентация. Слайд 6

Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.

Мать знакомила детей с древними норвежскими преданиями – сагами – об отважных викингах, смело разъезжавших по северным морям на своих боевых кораблях. С увлечением Эдвард слушалсказания о подвигах богатырей.

Впечатления детства отразились и в творчестве Грига. В своей музыке он стремился к использованию своеобразного норвежского фольклора. Композитор изучал норвежские народные песни и танцы. И, конечно, вся музыка его проникнута норвежскими народными интонациями. Очень любил Григ родную северную природу и воспевал ее в своей музыке.

Презентация. Слайд 7

"В его музыке, проникнутой чарующей меланхолией, отражающей в себе красоты норвежской природы, то величественно-широкой и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина всегда несказанно чарующей, есть что-то нам близкое, родное . ", – так писал Чайковский о музыке Эдварда Грига.

Учитель. Ребята, а если мы сравним “Утреннюю молитву” Чайковского и “Утро” Грига, что общего мы отметим?

Дети. И русский и норвежский композиторы обращаются к образам родной природы, рассказывают о мыслях и чувствах людей, любующихся ее красотой. В музыке обоих композиторов чувствуется согласие между миром природы и миром людей.

Учитель. А в чем отличие?

Дети. Музыка Чайковского больше отражает душевное состояние ребенка утром, а музыка Э. Грига рисует картину утренней природы и выражает отношение человека к ней. Учитель. Ребята, вспомните знакомое музыкальное произведение, в котором композитор так же нарисовал картину утра, наступления нового дня.

Звучит фрагмент вступления к опере “Хованщина” М. Мусоргского “Рассвет на Москве реке”. Ребята угадывают.

Презентация. Слайд 8

Учитель. Сравните основную мелодию Мусоргского с мелодией пьесы “Утро” Э. Грига. Что между ними общего?

Дети. Обе эти мелодии звучат плавно, как песня, протяжно, мягко, повторяясь несколько раз с динамическим нарастанием.

Учитель. А в чем различие?

Дети. Мелодия Мусоргского звучит в духе широких, протяжных русских народных песен, в ней слышны переклички петухов. В средней части – колокольный звон, возвещающий о начале утреннего богослужения. Это утро в городе. А мелодия Э. Грига имеет норвежский колорит. В ней – картина бескрайних просторов Норвегии.

Учитель. Итак, вот такая разная может быть “утренняя” музыка в творчестве различных композиторов.

4 этап. Вокально-хоровая работа

Презентация. Слайд 9

Учитель. Ребята, сейчас я предлагаю вам музыкальную игру “Слово на ладошках”. А вы не слышали такого, что разные слова можно встретить везде: и на небе, и в воде, на полу, на потолке? (Учитель поет 1 часть песни-игры?).

Учитель. А сейчас вы как эхо будете повторять слова, которые я вам предложу.

(Учитель исполняется вторую часть песни-игры, дети повторяют как эхо слова).

Учитель. Каждое слово в этой песне исполняется в определенном ритме. Сейчас пробуем вместе с пением прохлопать ритмический рисунок каждого слова. Например, в слове “мишка” два слога, а, значит, два хлопка. А в слове “мишенька” – три слога. Первые два слога – два коротких хлопка, а на последнем – один длинный и т. д. (исполнение детьми вместе с учителем).

Учитель. Ребята, слова можно находить везде. И места, где мы можем находить эти слова, могут быть самыми неожиданными. Они легко отыскиваются на носу, в шляпе, в кастрюле, они могут петь и кружится. Мы можем найти такие слова и в утреннем пейзаже. Они могут быть, например, такими (учитель поет 2 часть песни с другими, “утренними” словами, а дети как эхо повторяют).

Утро (утро) – доброе (доброе)

Птицы (птицы) – звонкие (звонкие)

Солнце (солнце) – яркое (яркое)

Небо (небо) – ясное – (ясное).

Учитель. А дома вы сами можете найти слова к этой песенке.

Учитель. В песнях современных композиторов тоже часто показываются образы утренней природы. Одна из таких песен, “Светит солнышко” композитора А. Ермолова на слова В Орлова. (Дети исполняют песню под минусовую фонограмму).

(Работа над четкой дикцией, пофразным дыханием, легким, полетным звуком, выразительностью исполнения).

5 этап. Подведение итогов

Учитель. Итак, ребята, мы с вами познакомились сегодня с музыкой утра в творчестве разных композиторов. И музыка эта передавала не только краски рассвета, но и те душевные настроения, которые возникали при виде восходящего солнца. Каждый композитор пользовался своим музыкальным языком, не требующим перевода. А какие произведения особенно понравились и запомнились вам? (ответы учащихся).

Домашнее задание. Ребята, дома нарисуйте иллюстрации к понравившимся произведениям. И те образы, которые вы “увидели”, слушая музыку, передайте в своих рисунках.

Спасибо, наш урок окончен. Пусть всегда ваше утро будет добрым!

Презентация. Слайд 10

(Выход под звучание песни “Светит солнышко”).

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Урок 6: «Утро. Образы утренней природы в музыке» – 1 час

ВОЛКОВА музыки в 3 классе (Критская)

«День полный событий».

УРОК 6: «Утро. Образы утренней природы в музыке» – 1 час

Содержание: Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.

Цель: познакомить обучающихся с образами утренней природы в музыке на примере творчества П. Чайковского и Э. Грига.

-проводить интонационно-образный разбор музыкального произведения (оценивать её эмоциональный характер и определять образной содержание);

– соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нём выразительными средствами;

– развивать умение петь напевно, легко, не форсируя звук.

Музыкальный материал: «Утренняя молитва» из «Детского альбома»; Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; Э. Григ «Заход солнца»; Главные мелодии 2-й части из «Симфонии № 4» П. Чайковского; песня «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, И. Белякова

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, ноутбук, магнитофон, CD-диск, портрет ; наглядный материал (термины, понятия), раздаточный материал (текст песни).

I этап. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня мы начинаем изучение нового раздела, который называется «День полный событий». На протяжении нескольких уроков мы будем говорить о музыке связанной с жизнью в самых разных направлениях. Именно музыка поможет нам ярче ощущать красоту природы, познавать свой внутренний мир.

2 этап. Повторение пройденного материала.

Вы уже знаете, что музыка может рисовать картины природы.

– Вспомните музыкальные произведения, в которых присутствует описание природы? (ответы обучающихся)

Верно. Изучая раздел «Россия – Родина моя» мы познакомились с песней «Наш край» Дмитрия Кабалевского.

Давайте вспомним её.

ПЕНИЕ: песня «Наш край» Д. Кабалевский, А. Пришелец ПЛЮС

Все произведения, изученные нами в разделе «Россия – Родина моя» мы можем отнести к музыке патриотического характера.

– Почему? Кто такой патриот? (ответы обучающихся)

Сегодня мы подведём итог изучения раздела «Россия – Родина моя» и обобщим полученные вами знания.

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ по разделу «Россия – Родина моя».

3этап. Изучение нового материала.

Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его ВНУТРЕННИМ миром. А есть музыка, которая передаёт настроение, связанное с образами природы, ВНЕШНЕЙ картиной мира.

Именно о таких музыкальных произведениях мы будем говорить, изучая раздел «День, полный событий».

Обратите внимание на доску (экран), на которой зашифрована тема урока.

1. Для того, чтобы зазвучала музыка, нужны КОМПОЗИТОР, ИСПОЛНИТЕЛЬ и …

2. Большое вокальное произведение, состоящее из нескольких частей. Исполняется хором, оркестром и певцами-солистами.

3. Вокальный жанр музыки – сольная песня с инструментальным сопровождением.

4. Человек, сочиняющий музыку.

Молодцы! Осталось собрать из выделенных букв тему нашего урока «УТРО».

А это значит, сегодня мы будем говорить об образах утренней природы в музыке.

Откройте учебник на стр. 24-25.

Портреты П. Чайковского и Э. Грига

Посмотрите на портреты двух мальчиков. Пока в них трудно узнать великих композиторов РОССИИ – Петра Ильича Чайковского и НОРВЕГИИ – Эдварда Грига.

Сегодня мы будем слушать две пьесы: «Утреннюю молитву» П. Чайковского и «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

Эти музыкальные примеры позволят нам услышать ВНУТРЕННЕЕ согласие в ощущениях композиторами мира природы, мира людей…

Первая пьеса, с которой мы познакомимся, написана русским композитором Петром Ильичом Чайковским. Это первая пьеса фортепианного цикла «Детский альбом», она называется «Утренняя молитва».

«Утренняя молитва» П. Чайковского

– Ребята, вы знаете, что такое молитва? Кто мне ответит на этот вопрос? (ответы обучающихся)

Да, это разговор с Богом.

– А как вы думаете, молитва должна быть какой? (доверительной, чистосердечной, чистой)

– О чём человек разговаривает с Богом? (ответы обучающихся)

– Делает ли молитва человека лучше? (ответы обучающихся)

– Чего можно просить Бога во время молитвы? (здоровья близким, хороших отношений с друзьями, взаимопонимания, мудрости и т. д.)

Молитва, соединенная с верой, обязательно будет услышана.

– А почему музыкальная пьеса называется «Утренняя молитва»? (ответы обучающихся)

Правильно, в 19 веке все русские люди – и дети, и взрослые – читали молитву утром и на ночь. А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь очень внимательно слушать «Утреннюю молитву» .

СЛУШАНИЕ: «Утренняя молитва» П. Чайковского

– Как (по характеру) звучала эта мелодия? (ответы обучающихся)

– Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? (ответы обучающихся)

– Кого или что вы могли представить под эту музыку? (ответы обучающихся)

– Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы? (варианты слов из словаря эмоций предложены на доске, экране)

«Утренняя молитва» П. Чайковского + словарь эмоций

Запишите в тетради:

Синонимы из словаря эмоций

Синонимы из словаря эмоций

И л л ю с т р а ц и я

Прочитайте строки на стр. 24. Учебника:

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

– Как вы понимаете значение этих слов?

– Иллюстрируют ли они произведение П. Чайковского? Передают ли душевное состояние героя (героини) его пьесы?

Посмотрите на стр. 25. Здесь приведены строки из народной норвежской поэзии:

Ту песню пою я, услышат её

Все люди от края до края,

И правду о северной дивной земле

Расскажет нам песня родная.

Эти строки созвучны пьесе из симфонической сюиты «Пер Гюнт» великого норвежского композитора Эдварда Грига.

Музыка Э. Грига, рисуя картину природы, выражает ощущение человека, светло воспринимающего внешний мир. Послушаем это произведение.

СЛУШАНИЕ: «Утро» Э. Грига

– Как (по характеру) звучала эта мелодия? (ответы обучающихся)

– Какое впечатление сложилось у вас от этой пьесы? (ответы обучающихся)

– Кого или что вы могли представить под эту музыку? (ответы обучающихся)

Сам Эдвард Григ писал об этом произведении:

«Это настроение утренней природы, где, как мне кажется, при первом же ФОРТЕ солнце прорывается сквозь облака…»

– Какими словами мы можем характеризовать музыкальное звучание этой пьесы? (варианты слов из словаря эмоций предложены на доске, экране)

«Утро» Э. Грига + словарь эмоций

Продолжаем работу в таблице.

– Вспомните знакомое вам произведение, в котором нарисована картина рассвета? (ответы обучающихся)

Послушайте фрагмент этого произведения и назовите его.

СЛУШАНИЕ: «Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина»

– Произведение называется…. (ответы обучающихся)

– Вспомните имя композитора? (ответы обучающихся)

М. Мусоргский очень выразительно нарисовал нам картину рассвета.

Сравните вступление к опере «Хованщина» – «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского с фрагментом симфонической сюиты «Пер Гюнт» – «Утро» Эдварда Грига.

– Какое впечатление сложилось у вас от каждой из этих сочинений? (ответы обучающихся)

– Какое из низ вам понравилось больше? Почему? (ответы обучающихся)

Иллюстрировать «Утреннюю молитву» П. Чайковского или «Утро» Э. Грига

5этап. Подведение итогов урока.

Пришло время подвести итог нашего урока. Сегодня мы с вами начали знакомство с разделом «День, полный событий». Мы говорили об образах утренней природы в музыке.

– Вспомните имя русского композитора, рассказавшего нам о спокойном душевном состоянии ребёнка в момент его разговора с Богом? (Пётр Чайковский)

– Как называется эта пьеса? («Утренняя молитва»)

– Какое настроение вызвала у вас эта музыка? (ответы обучающихся)

«Утреннюю молитву» Петра Чайковского мы сравнивали с фрагментом симфонической сюиты норвежского композитора.

– Назовите его имя? (Эдвард Григ)

– Как называется фрагмент симфонической сюиты «Пер Гюнт», который мы слушали и анализировали? («Утро»)

– Какой мы увидели утреннюю природу в сочинении Э. Грига? (ответы обучающихся)

Имя ещё одного русского композитора звучало сегодня у нас на уроке. Это композитор очень выразительно нарисовал нам картину рассвета.

– Назовите его имя? (Модест Мусоргский)

– Вспомните название произведения, прослушанного нами на уроке? («Рассвет на Москве-реке» вступление к опере «Хованщина»)

Молодцы! Давайте завершим наш урок песней Юрия Чичкова на слова И. Белякова

1. На плечах рюкзак тяжёлый,

но турист не унывал.

шёл и песню сочинял.

Припев. Всё смеялось, улыбалось:

солнце, небо и земля.

У туриста получалось:

2. Пели сойки и синицы,

расходились — не унять.

Человеку эти птицы

3. Пели зайки на лужайке,

мишка бурый влез на пень —

затрубил в трубу олень.

4. Наш турист руками трогал

и была ему дорога удивительно легка.

ПЕНИЕ: «Музыкант-турист» Ю. Чичков, И. Беляков МИНУС

Молодцы! Сегодня хорошо работали_________________________!(выставление оценок)

Спасибо за урок!

1. , Критская музыки: 1-4 класс: методическое пособие для учителя.5-е издание. – М. : Просвещение, 2010.

2. , Критская : учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2011.

3. , Критская : рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. : Просвещение, 2010.

1. 100 лучших песен России: Солдатушки, бравы ребятушки. http://www.100pesen. ru

2. Толковый словарь русского языка : онлайн версия. http://www. classes. ru

Обзоры сервисов Pandia.ru

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Оценка 4.7 проголосовавших: 16
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here