Горе же молящимся которые своими молитва

Самое подробное описание: горе же молящимся которые своими молитва - для наших читателей и подписчиков.

«Горе молящимся, которые небрежны к своим намазам» (аль-Маун, 4-5).

Cообщение скрыто для удобства комментирования.

Одним из пагубных явлений и опасных признаков, которые предвещают наказание, вселяют страх и требуют от нас внимания, обсуждения и изучения путей излечения, является опоздание многих молящихся на рассветный намаз, и совершение его не в установленное время. Возможно, что причиной этого является продолжительное бодрствование и праздное провождение времени. До недавнего времени наши отцы и деды стремились рано ложиться спать и запирали свои дома после вечерней молитвы. Они не излишествовали в еде и просыпались на рассветный намаз бодрыми и энергичными. Поэтому их жизнь была приятной, полной душевного благополучия и здоровья. Они чувствовали прелесть этой жизни. Но с проникновением «современной культуры» пороки разрушили как нашу веру, так и нашу мирскую жизнь. В результате этого наши души наполнились леностью и праздностью, а наши тела ослабли и покрылись жиром. Мусульмане стали пассивны, склоняются к долгому сну и не в состоянии выполнять некоторые простые предписания. Возможно, в течение этой статьи мы найдем причины, которые могут помочь мусульманам вовремя просыпаться на рассветный намаз.

Причинами, способствующими совершению рассветного намаза являются:

1) Человек должен стремиться рано ложиться спать. Пророк не любил спать перед вечерней молитвой и беседовать после нее. Исключением из этого являются случаи, приведенные имамом ан-Навави в комментариях к «ас-Сахиху» имама Муслима. Он сказал: «Причиной порицания беседы после нее является то, что в результате бодрствования возникает опасение за то, что человека одолеет сон и он не сможет совершить ночной или рассветный намаз в разрешенное, желательное или самое предпочтительное время. К беседам, которые порицаются в хадисе, относятся лишь те, которые не приносят пользы. Те же, которые приносят пользу и благо, не порицаются. К ним относятся изучение наук и жизни праведных мусульман, прием гостей, беседа с невестой, семьей и детьми для сближения, общения или о делах, беседа с путниками о том, как уберечь свое имущество и самих себя (от порочного и запретного – прим. пер.), разговор с целью примирения между людьми и помощи им в добре, повелении одобряемого и удерживании от порицаемого, наставлении на благое дело и т.п. Подобное не порицается никоим образом».

2) Мусульманин должен заботиться о соблюдении правил этикета перед сном. Перед сном следует воззвать к Аллаху, сложить ладони и поплевать на них, совершить малое омовение, совершить молитву из двух рак‘атов после малого омовения. Мусульманин должен попросить членов семьи, родителей, близких родственников и соседей, окружающих его, чтобы они разбудили его, а когда проснется, он должен встать быстро без вялости и лености, чтобы не уподобляться лицемерам, которые лениво встают на молитву.

3) Исполнение души верой и стремлением к праведным делам. Живая и пробудившаяся вера побуждает человека, засучив рукава, совершать благие деяния, и стремиться вперед. Дерево веры приносит плоды, когда его поят благочестием. Плодами его являются благонравие и хорошее отношение к людям. Вера увядает и ослабевает в зависимости от силы или слабости праведности человека, а также от внешних факторов, влияющих на душу человека, таких как страсти и т.п. На черствую душу не влияют проповеди и увещания, поэтому мусульманин должен сторониться причин, которые делают сердце человека черствым и грубым, не проявлять излишества в еде и питье, не вести пустые разговоры, не смотреть на порочное и не слушать греховное, а защищать свою душу от вредного влияния нашего окружения.

4) Отдаление от грехов. Мусульманин должен отводить взгляд от того, на что запрещено смотреть, удерживать язык, слух и другие органы и использовать их на пути поклонения Аллаху. Свои глаза следует использовать для чтения Книги Аллаха и ее аятов, для размышления над творениями во вселенной и для чтения научной литературы. Когда одного из праведных предков люди спросили о причине их неспособности совершать ночную молитву, он сказал: «Ваши грехи сковывают вас». Безусловно, что именно грехи являются причиной того, что раб Аллаха не в состоянии подчиняться Его повелениям и ощутить прелесть этого. Имам Ибн аль-Каййим сказал: «Грехи – это раны, а множество ран приводит к смерти».

5) Мусульманин должен узнать о благе, которое заключается в рассветном намазе, и великом вознаграждении, обещанном за нее, а также о порицании того, кто отказывается совершать ее вместе с мусульманами в мечети и опаздывает на нее. Усман ибн Аффан рассказывал, что посланник Аллаха сказал: «Кто совершил коллективный вечерний намаз, тот будто выстаивал на молитве полночи, а кто совершал коллективный рассветный намаз, тот будто выстаивал на молитве всю ночь» (Муслим и Малик). Ибн Мас‘уд рассказывал, что посланник Аллаха сказал о человеке, который проспал рассветный намаз: «Шайтан помочился в его ухо (или в оба его уха)» (аль-Бухари). Имам аль-Куртуби сказал: «Это – подлинная моча. Он мочится, женится и размножается, о сущности чего знает только Аллах» («Фатх аль-Бари» 3/28). Если ты пожелаешь убедиться в истинности этих слов, то посмотри в лицо тех, кто приходит на работу, не совершив коллективный рассветный намаз вовремя. Посмотри в их лицо и прибегай к покровительству Аллаха от их деяний и состояния. Каким же может быть состояние человека, в уши которого помочился шайтан?!

6) Мусульманин должен знать последствия опоздания на молитву. К ним относятся душевные переживания, подавленность, упущение многих как религиозных, так и мирских благ. Он должен стремиться к противоположному. Посланник Аллаха сказал: «Когда каждый из вас засыпает, шайтан завязывает на его затылке три узла и ударяет по каждому узлу, говоря: “Перед тобой долгая ночь. Усни!” Если же человек, проснувшись, вспоминает Всевышнего Аллаха (произнося молитву или зикр – прим. пер.), то развязывается один из узлов. Если он совершает малое омовение, то развязывается второй узел; а если он совершает молитву, то развязываются все узлы, и он становится энергичным и бодрым. Иначе же он просыпается со скверным настроением и ленивым» (аль-Бухари, Муслим, Абу Давуд, Малик). Время, когда заканчивается рассветный намаз, несет добро и благословение. Пророк стремился проводить его в поминании Аллаха до восхода солнца, а затем совершал молитву из двух рак‘атов. Наши праведные предки также стремились придерживаться этой сунны. Одним из них является шейх-уль-ислам Ибн Теймийя. Его ученик Ибн аль-Каййим рассказывал, что он (Ахмад Ибн Теймийя – прим. пер.) после рассветного намаза сидел и поминал Аллаха. Он говорил: «Есть в мирской жизни рай, и кто не войдет в него, тот не попадет в рай в будущей жизни». Это значит, что поклоняющийся Аллаху раб открывает для себя прелести и наслаждения тайного общения с Аллахом, с которым не сравнимо ни одно удовольствие мирской жизни. Он также говорил: «Это – мой завтрак, и если я не позавтракаю, то мои силы иссякнут» («аль-Вабиль ас-Сайб» 35). Время после рассветной молитвы целиком является благим и благословенным. Пророк воззвал к Аллаху с просьбой сделать это время благословенным для его общины, сказав: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!» Поэтому ремесленники, труженики и торговцы стремятся использовать это благоприятное время, его благо и благословение. Имам ат-Тирмизи передал хадис Сахра аль-Гамиди о том, что пророк сказал: «О Аллах! Благослови мою общину ранним утром!» Он сказал, что пророк отправлял боевые роты и армии в начале дня. Сахр был торговцем и всегда отправлял свои караваны в начале дня, и его богатство умножалось и росло («Сахих Сунан ат-Тирмизи» 2/4). Кто же проводит это драгоценное время во сне до восхода солнца, тот лишает себя благословения этого времени.

Что же касается пользы, которую человек может извлечь для своего здоровья при раннем вставании, то она связана с высокой концентрацией газа озона в воздухе на рассвете. Постепенно его количество уменьшается, и он исчезает к восходу солнца. Этот газ оказывает благоприятное воздействие на нервную систему и активизирует мыслительную и физическую деятельность. Когда человек вдыхает приятный предрассветный ветерок, называемый «ветром молодости», он ощущает прелесть и наслаждение, которых не возможно испытать в другие часы дня или ночи (из книги «О медицине в Благородном Коране» шейха Абд аль-Хамида Дийаба).

7) Мусульманин должен стараться очистить себя от качеств лицемеров. Совершение коллективного рассветного намаза является свидетельством сильной веры и отсутствия лицемерия, потому что вставание в столь ранний час трудно для человека. И поэтому посланник Аллаха сказал: «Самыми трудными для лицемеров являются вечерний и рассветный намазы. Если бы они знали, что их ждет в них, они пришли бы на них, даже если бы им пришлось добираться ползком» (аль-Бухари и Муслим). Славный сподвижник пророка Абдуллах ибн Мас‘уд поклялся и сказал: «В наше время на нем (на коллективном намазе – прим. пер.) не присутствовали только явные лицемеры» (Муслим, Абу Давуд, ан-Насаи и Ибн Маджа). Ибн Умар сказал: «Если мы не встречали кого-то на рассветном намазе, то начинали плохо думать о нем» (аль-Баззар, ат-Табарани и Ибн Хузейма в книге «Сахих ат-Таргиб ва ат-Тархиб» 169). Если ты хочешь взвесить веру человека и оценить его верность, то взгляни на его отношение к коллективному рассветному намазу, которое является показателем веры. Если он не присутствует на коллективном намазе, то это свидетельствует о недостаточности его веры, черствости его сердца и подчинении его своим страстям и желаниям. Если же он присутствует на рассветном намазе, то мы можем свидетельствовать о его вере, потому что это является критерием верности веры раба, ибо он одержал величайшую победу – победу над своей душой и над наслаждениями сна и мягкой постели.

Как могут опаздывающие на молитву наслаждаться сном в то время, как люди читают Священный Коран в мечетях на рассвете и отдыхают в цветущем саду, слушая прекрасные слова Аллаха. Поистине, кто предпочитает удовольствие, испытываемое в постели, прелести тайного общения с Аллахом, тот находится в убытке и лишен великого блага.

В этом состоят некоторые причины, способствующие своевременному вставанию на рассветный намаз. Надеюсь, что я смог охватить его во всей полноте.

Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение святому пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и праведным последователям до Дня воскресения!

Дорогой брат-мусульманин! Молитва является вторым столпом религии, без которого вера человека не может считаться истинной. Именно молитва является первым, за что будет спрошен человек в Судный День, и последним наставлением посланника Аллаха перед смертью.

Всевышний Аллах обязал нас совершать молитвы в установленное время, сказав: «Поистине, молитва для верующих предписана в определенное время» (ан-Ниса, 103). Искупление за опоздание на молитву полагается только в трех случаях:

1) если человек проспал;

2) если он находился без сознания;

3) если он забыл про молитву.

В этих случаях человек должен совершить молитву, когда проснется либо вспомнит про нее. В остальных случаях молитва считается пропущенной без уважительной причины. От этого предостерегал нас посланник Аллаха, который сказал: «Основы Ислама будут разрушаться по одному, и как только разрушится одна их них, люди цепко возьмутся за следующую. Первой разрушится власть, а последней – молитва» (Ибн Хиббан). Поэтому тот, кто проявляет небрежность к молитве, разрушает свою веру и религию целиком. Всевышний Аллах сказал: «И последовали за ними потомки, которые погубили молитву и пошли за страстями – они встретят погибель» (Марьям, 59).

Мусульмане, которые допускают подобное отношение к молитве, никогда не ограничиваются этим. Их вера настолько слаба, что они впадают во многие грехи и смотрят на них как на муху. Истину изрек Всевышний Аллах, который сказал: «Поистине, молитва удерживает от мерзости и предосудительного» (аль-Анкабут, 45). Когда же этот щит, оберегающий верующего, ломается, человек становится не в состоянии устоять перед искушением, которое обступает его со всех сторон. В результате этого разрушаются устои единобожия, и человек может впасть в один из видов лицемерия.

Поэтому небрежное отношение к молитве является чертой лицемеров, о которых Всевышний сказал: «Горе же молящимся, которые к молитве своей небрежны, которые лицемерят. » (аль-Ма‘ун, 4-6). Для них Аллах уготовил долину в аду, в которой они будут вкушать наказание.

Посланник Аллаха сказал: «Кто будет соблюдать намаз, тот в День воскресения получит свет, ясное доказательство и спасение, а кто не будет соблюдать ее, тот не получит ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. В День воскресения он окажется вместе с Каруном, Фараоном, Хаманом и Убеййем ибн Халафом» (Ахмад; ат-Табарани и Ибн Хиббан; иснад хадиса очень хороший). Отказавшийся от совершения молитвы в День Страшного Суда будет собран перед Всемогущим Аллахом рядом с вождями неверия. Ибн аль-Каййим сказал: «Человек не соблюдает молитву либо из-за озабоченности делами своего богатства и своих владений, либо из-за занятостью правлением, либо из-за торговли. Тот, кого оторвало от молитвы богатство, будет вместе с Каруном. Тот, кого оторвало от молитвы его царство, будет вместе с Фараоном. Тот, кого оторвало от молитвы правление, будет вместе с Хаманом. А тот, кого оторвала от молитвы торговля, будет вместе с Убеййем ибн Халафом». Упаси нас Аллах от этого!

Всевышний Аллах сказал: «Овладел ими шайтан и заставил их забыть воспоминание об Аллахе. Они – партия шайтана. О, поистине, партия шайтана – потерпевшие убыток!» (аль-Муджадила, 19). Кто же относится к тем несчастным, которыми овладел шайтан? Посланник Аллаха сказал: «Если три человека в селении или пустыне не совершают молитву вместе, то ими непременно овладел шайтан» (Абу Давуд, ан-Насаи и аль-Хаким; достоверный хадис). Поэтому даже тот, кто отказывается от совершения коллективного намаза, относится к партии шайтана, которую постигнет мучительное наказание. Что же тогда говорить о том, кто вообще не совершает рассветный намаз, который является фундаментом исламской религии? Посланник Аллаха сказал: «Кто совершал молитву до восхода и до заката солнца, тот не войдет в Огонь» (Муслим). Что же может быть большим признаком благого конца верующего, чем соблюдение рассветного намаза вовремя? И что может быть большим свидетельством против человека, чем небрежность, проявленная к ней?

Это – прямой путь посланника Аллаха, и обязанностью каждого мусульманина является верное соблюдение его наставлений. Всевышний повелел Своему пророку: «Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах и простит вам ваши грехи. » (Аль ‘Имран, 31). Поэтому, кто отворачивается от истинной религии, тот встает на путь заблуждения и заслуживает наказания Господа. Аллах отрицает совершенство его веры и его любовь к Всевышнему Творцу. Как же скверно то, что приобретают эти невежды в этом мире, и как скверен их конец!

Дорогой брат! Да наставит нас Аллах на путь посланника Аллаха и защитит от козней шайтана и врагов истины! Да укрепит Он нас в вере и сохранит нашу молитву! Хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение пророку Мухаммаду, его роду, сподвижникам и праведным последователям до Дня воскресения!

И горе молящимся, которые невнимательны к своей молитве…[3]».

Мухаддиса Насыруддина Мухаммада аль-Альбани

С предисловием ‘Али ибн Хасана ибн ‘Али ибн ‘АбдульХАМИДА аль-Халаби аль-Асари

1992 г. х.э. – 1412 г.h.

Перевод с некоторыми сокращениями

«Нет расхождения между мусульманами в том, что сознательное оставление обязательной молитвы является одним из самых великих грехов, который больше, чем грех убийства, присвоения (чужого) имущества, прелюбодейства, воровства, употребления опьяняющих веществ. Этот грех ведет к наказанию АЛЛАhа и Его гневу, позору в этой жизни и следующей[1]».

Поистине, в Къур`ане приведены аяты, возвеличивающие степень молитвы и разъясняющие тяжесть греха оставляющего ее или невнимательно относящегося к ней. Всевышний АЛЛАh сказал:

И последовали за ними потомки, которые погубили молитву и последовали за своими страстями, и скоро встретят они погибель, кроме тех, кто покаялся …[2]».

И горе молящимся, которые невнимательны к своей молитве…[3]».

3. «Что завело вас в Сакъар?» Скажут они: «Не были мы молящимися[4]».

От пророка, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сообщен ряд хадисов, уведомляющих о тяжести греха оставляющего молитву, или халатно относящегося к ней.

Сказал посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует: «(Преграда) между рабом (АЛЛАhа) и многобожием – молитва[5]».

И сообщил также пророк, да благословит и приветствует его АЛЛАh: «Договор между нами и ими – молитва. Кто оставит ее, тот совершит неверие[6]».

И сказал посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, также: «Кто преднамеренно оставил молитву, тот лишился защиты АЛЛАhа[7]».

Имам аль-Багъави, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал в «Шархус-сунне» (2/178-179): «Ученые разошлись в вопросе преднамеренного оставления молитвы».

Аш-Шаукани сказал в «Найль аль-автар» (1/369) в комментарии к хадису Джабира: «Хадис указывает на то, что оставление обязательной молитвы – неверие. Нет разногласия между мусульманами в том, что тот, кто оставил молитву из-за отрицания ее обязательности – неверный, если только он не принял недавно Ислам или он не знал об обязательности молитвы, т.к. не связывался с мусульманами определенное время, в течение которого до него могло бы дойти сообщение об обязательности молитвы. Что же касается того человека, кто оставил молитву из-за лени, признавая обязательность молитвы, как обстоит дело со многими людьми сейчас[8], то ученые разошлись в этом…». Далее он пишет: «Большинство предшественников и ученых последующих поколений, в том числе Шафи’и и Малик, считали, что тот, кто оставил молитву, не является неверным, а является лишь грешником. Если он не совершит покаяния, то его нужно казнить, как и побывавшего в браке прелюбодея».

Ибн Хиббан в своем «Сахихе» (4/324) сказал: «Посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, использовал обобщенное («итлак») название неверия применительно к оставляющему молитву, так как это является началом неверия. Поскольку, когда личность оставляет молитву и готовность к ней, она постепенно переходит к оставлению других обязательств. Когда она будет готова оставить остальные обязательства, это приведет ее к отрицанию. Поэтому посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, применил обобщенное название крайнего ответвления неверия (т.е. отрицания) к его началу, а это – оставление молитвы». Затем он, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал: «Сообщение, которое доказывает достоверность того, что мы упомянули: арабы используют обобщенное название конца вещи, в начало которой ввергается кто-либо». После упоминания хадиса: «Спор о Къур`ане является неверием[9]», он сказал: «Когда личность спорит о Къур`ане – если АЛЛАh не убережет его – то это ведет его к сомнению по отношению к неоднозначным («муташаабихат») аятам (Къур`ана). И поэтому посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, применил обобщенное название «неверие», – которое является отрицанием – к началу его причины, – т.е. спору».

Поэтому оставление молитвы является делом огромного значения и опасным деянием, которое ведет, – да спасет АЛЛАh от этого – к отступлению от религии и присоединению к неверным и многобожникам. И поскольку ученые разошлись во мнениях в этом важном вопросе, ищущему знаний следует поступать обдуманно и осторожно, и не относиться к каждому оставляющему молитву, с позором неверия и отступления от религии, со всякой жесткостью, ибо, как сказал Шаукани[10]: «Верующему в АЛЛАhа и День воскресения нельзя делать шаг в вынесении относительно мусульманина решения о выходе его из Ислама и вхождении в неверие, кроме как с таким же ясным доказательством, как ясно солнце днем. Поистине, в достоверных хадисах передано через группу сподвижников[11]: «Кто скажет своему брату: «О неверный», то один из них вернется с этим (названием)». В одной из версий «Сахиха» сказано: «Один из них совершит неверие». В этих хадисах содержится очень жесткое порицание и огромное предупреждение относительно спешки в вынесении решения о неверии. Могучий и Великий АЛЛАh сказал: «Однако гнев АЛЛАhа и великое мучение приготовлено тому, кто открыл душу неверию[12]». Поэтому (для неверия) обязательно, чтобы личность открыла свою душу для неверия, сердце нашло умиротворение, а душа – спокойствие в неверии[13]».

Да, некоторые люди знания или ищущие знания защищают свое рвение и симпатии к решению о неверии каждого оставляющего молитву без принятия во внимание отрицания или лени, – как они предполагают – желанием побудить к этому великому делу (молитве) и отразить халатное отношение к молитве и решениям относительно нее.

Некоторые из этих ученых или ищущих знания приводят в доказательство вышеупомянутые или другие аяты или хадисы, чаще всего не совмещая их отвержением и ответом на них, или же, что бывает иногда, делая это совмещение в недостаточном, кратком виде.

Ни в последующей работе Альбани, ни тем более в этом предисловии, нет всеохватывающего слова о доказательствах, разошедшихся во мнениях в этом великом вопросе группах. Этому необходимо уделить отдельное место (см. далее). Однако я хотел бы ограничиться здесь упоминанием некоторых важных научных аспектов, о которых многие ищущие знания остались не осведомлены.

Первое, почтенный имам Ахмад ибн Ханбаль сказал в своем завещании своему ученику Хафизу Мусаддиду ибн Мусархиду[14]: «Человека из Ислама выводит лишь придание сотоварища Великому АЛЛАhу, или отвержение отрицанием одного из обязательств, вмененных Могучим и Великим АЛЛАhом. Если же он оставляет это (обязательство) из-за лени или халатности, то будет в воле АЛЛАhа: если Он пожелает, то подвергнет мучениям, если нет, то простит…[15]».

Следующее приведено в общем решении (обвинения в неверии) и частном вопросе оставления молитвы.

Первое. Всевышний АЛЛАh сказал: «Поистине, АЛЛАh не прощает придания Ему в сотоварищи, и прощает все остальное, кому пожелает»(Женщины-48, 116).

Посланник АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh, сказал: «(Имеется) пять молитв, которые АЛЛАh вменил в обязанность Своим рабам. Кто придет с ними, не утратив по халатности ничто из их обязательств, на АЛЛАhе будет обязанность ввести его в рай. Кто же не придет с ними, то на АЛЛАhе относительно него не будет обязательства, и если Он пожелает, то подвергнет мучениям, а если захочет, то введет в рай[16]».

Второе. Имам Мухаммад ибн ‘АбдульВАhhАБ, да смилуется над ним АЛЛАh, сказал («Дураруссаниййа» 1/70) в ответ на вопрос о том, чем человек входит в неверие, и по какой причине его казнят: «Столпов Ислама пять, и первые из них – два свидетельства, а затем уже идут четыре остальных. И когда кто-то, признавая их, оставляет их из-за халатности, то мы казним его за это действие, но не считаем неверным из-за оставления этих столпов, т.к. ученые разошлись во мнении относительно того человека, который не совершает молитву из-за лени, не отрицая при этом ее обязательности. И мы обвиняем в неверии лишь по тому, на счет чего есть единогласие среди ученых. А это – два свидетельства».

Третье. Некоторые люди знания, считая неверием оставление молитвы, ссылаются на аят Къур`ана, который является одним из основных их доводов, подкрепляющих их мнение. Текст аята: «И если они покаются, будут выстаивать молитву, и выплачивать закят, то они являются вашими братьями по вере[17]». Эти ученые сказали: в этом аяте указывается на то, что для установления братства между нами и язычниками ставится условие исполнения молитвы, а если кто-нибудь не соблюдает ее, то он не считается нам братом в религии!» Ответ им на это состоит из двух пунктов:

1) сказал имам Ибн Атыйа, да смилуется над ним АЛЛАh, в «Мухаррир аль-ваджиз» (8/139, магърибское издание): «Слова «и если покаялись» обозначают: «если отошли от своего состояния». И покаяние включает в себя веру».

Выстаивание молитвы тоже является условием, но идет уже после покаяния, содержащего в себе веру. Ведь Всевышний АЛЛАh упомянул покаяние перед молитвой и закятом, а это значит, что вера является основным условием братства в религии. Поэтому Табари сказал в «Джами‘уль-байан» (18/86): «Всевышний говорит: «О уверовавшие, если эти многобожники, уничтожение которых Я велел вам, вернутся от своего неверия и придания АЛЛАhу сотоварищей к вере в АЛЛАhа и Его посланника, вернутся к поклонению Ему, будут выстаивать обязательную молитву, соблюдая ее запреты, выплачивать обязательный закят тому, кому он предназначен, тогда они являются вашими братьями в религии Ислама, придерживаться которой вам велел АЛЛАh».

2) (АЛЛАh) связал молитву с закятом. Разве тот, кто уверовал в АЛЛАhа и покаялся за неверие до этого, и выстаивал предписанную молитву, не является братом по вере, и мусульманином по правам и обязанностям, если он не выплачивает закят?

Если будет отвечено: «Нет, он является братом по вере[18]», то я спрошу: «Какое имеется доказательство для различения в данном аяте между молитвой и закятом, в то время как они упоминаются в равной степени по порядку после покаяния?»

Если кто-нибудь скажет о том, что этот человек не является братом по религии, то мы скажем: «Это явная неправда и нет ни одного доказательства этому».

Четвертое. Передают со слов Хузайфы бин Йамана, да будет доволен им АЛЛАh: «Посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, сказал: «Ислам сотрется, как стирается узор одежды, так что люди ничего не будут знать ни о посте, ни о молитве, ни о жертвоприношении, ни о милостыне. И Книга Могучего и Великого АЛЛАhа исчезнет в одну ночь, и на Земле не останется ни одного аята от него. Только останется группа людей из стариков и старух, говорящих: «Наши отцы говорили это слово: «Нет божества, достойного поклонения, кроме АЛЛАhа», поэтому мы и произносим его».Передали ибн Маджа (4049), аль-Хаким (4/473) через Абу Му‘авию, через Абу Малика Ашджа‘и, через Раби‘ ибн Харроша, от Хузайфы ибн Йамана, от посланника АЛЛАhа. Хаким назвал его достверным, а Заhаби согласился с ним. Достоверным его назвал также Бусири в «Мисбахуз-заджаджа». Сильным назвал его также Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» (13/16). Некоторые высказались о недостатках этого хадиса[19] и назвали его слабым из-за слов относительно Абу Му‘авии, однако это не вредит данному хадису. Вместе с этим эти люди оказались в неведении о том, что (в передаче этого хадиса) Абу Му‘авие следуют другие передатчики. От Абу Малика этот хадис с его цепочкой и текстом передал Абу ‘Авана, как об этом сказал Бусири в «Мисбахе» (3/254). Абу ‘Авана является «сикот сабат рузийа» – «достоверный достойный доверия».

Наш Шейх аль-Альбани, да смилуется над ним АЛЛАh, в примечании к этому хадису в книге «Сильсилятуль-ахадисис-сахиха» (1/130132) сказал: «В этом хадисе содержится очень важная польза, касающаяся фикха. Она заключается в том, что свидетельство «Нет божества, достойного поклонения, кроме АЛЛАhа» спасет того, кто произнес его, от ада, даже если он не выполнял никакие другие из пяти столпов Ислама, как, например, молитва и другие.

Известно, что ученые разошлись в вопросе положения человека оставившего молитву, но верующего в ее обязательность. Большинство ученых сошлись на том, что такой человек не становится неверным, а является грешником. А Ахмад в сообщении от него считал такого вышедшим из мусульманской общины и говорил о необходимости казнить его в качестве отошедшего от религии, а не как в качестве наказания за тяжкий грех.

В достоверных источниках передают, что сподвижники не считали ничто из деяний неверием, кроме оставления молитвы. Это передали Тирмизи и Хаким[20].

Я считаю правильным мнение большинства ученых (т.е. что оставление молитвы не является неверием), ведь утверждения, переданные от сподвижников, не являются священными текстами, обозначающими, что они имели в виду под этим неверием неверие, оставляющее его навечно в аду и лишающего его прощения АЛЛАhа. Как это будет возможно, если Хузайфа, один из крупных сподвижников, дал опровержение Силя ибн Зуфару, который чуть было не понял, это так, как его понял Ахмад. (Силя ибн Зуфар) стал говорить: «Чем им поможет свидетельство, в то время как они не знали, что такое молитва…». Однако Хузайфа сказал ему, после того, как отвернулся от него: «О Силя, это спасет их от ада» три раза.

И это является священным текстом от Хузайфы о том, что оставляющий молитву – и среди нее остальные столпы – не является неверным. Однако он является мусульманином, который спасется в День воскресения от вечного пребывания в аду.

Затем я встретил «Фатава хадисийа» (84/2) Хафиза Сахави, и увидел, что после приведения некоторых известных хадисов о неверии оставляющего молитву, он говорит: «Однако все это понимается в явном смысле относительно оставляющего молитву с отрицанием ее обязательности при условии, что он вырос среди мусульман. Поскольку в этом случае он будет неверным, отступившимся от религии согласно единодушному мнению мусульман. Если он вернется в Ислам, это принимается от него, в противном случае он подвергается казни.

Что же касается оставляющего молитву без уважительной причины, из-за лени, признавая ее обязательность, то верным мнением, опирающимся на священные тексты, является мнение, которого твердо придерживалось большинство ученых, что он не является неверным. Но от него, согласно верному мнению, после пропуска обязательного времени одной молитвы, например, после пропуска полуденной молитвы до захода солнца, или пропуска закатной молитвы до наступления рассвета, требуется покаяние, как требуется покаяние от отступившего от религии. Если он не покается, то будет казнен, обмыт; над ним будет совершена заупокойная молитва, и он хоронится на кладбище мусульман со всеми остальными церемониями мусульман.

Обобщенное название «неверие» против него относится к тому, что он является соучастником с неверным в некоторых решениях, а это – обязательность действия. Это является совмещением этих священных текстов вместе с достоверными сообщениями от посланника АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh: «(Имеется)пять молитв, которые АЛЛАh обязал Своим рабам. Кто придет с ними, не утратив по халатности ничего из их обязательств, на АЛЛАhе будет обязательство ввести его в рай. Кто же не придет с ними, то на АЛЛАhе относительно него не будет обязательства, и если Он пожелает, то подвергнет мучениям, а если захочет, то введет в рай». Он также сказал: «Кто умер, зная, что нет божества, достойного поклонения, кроме АЛЛАhа, тот войдет в рай[21]» и другие.

И поэтому мусульмане не переставали наследовать и оставлять в наследство оставляющему молитву. Если бы (оставивший молитву) был бы неверным, то он не был бы прощен, ему нельзя было бы наследовать, и получать наследство[22]».

Пятое.Ряд хадисов, приведенных в вопросе оставившего молитву, указывает на то, что прощение и милость Пречистого от недостатков АЛЛАhа охватывает оставившего молитву, грех которого является деянием, отличным от многобожия, как сказал Великий АЛЛАh: «Поистине, АЛЛАh не прощает придания Ему в сотоварищи, и прощает все остальное, кому пожелает».Это такие хадисы,как хадис аль-Битоки[23], хадис о заступничестве, который следует далее, и другие хадисы. Некоторые люди знания отвечают на это, что «эти хадисы являются общими, а хадисы о неверии оставляющего молитву являются частными!»

Я отвечу, что если бы они сделали обратное, то их слова были бы ближе к истине, как это известно из правила приверженцев сунны об обещании награды и наказания (это очень важное правило), которое подтвердил шейхуль-ислам Ибн Таймия во многих местах в своих книгах, таких, как «Маджму‘уль-фатава» (4/484), (8/270), (11/648), (23/305) и других. Выводом этих слов о данном правиле является:

Священные тексты об обещании наказания подпадают под волю АЛЛАhа: или Он простит, или выполнит (обещание).

Однако священные тексты о награде АЛЛАh выполнит, как Он вменил себе в обязанность[24]. См. также «Шарх акидатут-тахавийа».

Шестое. Самое удивительное, что после всего вышеуказанного некоторые говорят о том, кто отрицает обвинение в неверии оставляющего молитву и утверждает его греховность и распутство, что это является «ирджа[25]». Тогда что же, по их мнению, является «ирджа»? Где его границы[26], и каковы его правила?

После всего вышеупомянутого мы подчеркиваем и разъясняем, что оставляющий молитву является грешником, распутником и ослушником, за которого имеется опасение – да сохранит АЛЛАh нас от этого – отступления от религии и неверия, выхода из Ислама и (вступления в) многобожие, если он не поспешит с покаянием, прошением прощения и наставления, если Пречистый от недостатков АЛЛАh не простит и не обратит на него Своего внимания.

И, наконец, «поистине, этот вопрос является одним из больших научных вопросов, в котором разногласили предшественники и последующие поколения[27]», и исследование в нем должно быть в приятном духе, с ясным умом, далеким от слепой приверженности и с оставлением подражания. Все это ведет к познанию истины, к установлению в ней и призыву к ней.

Всевышний АЛЛАh сказал: «И в случае вашего разногласия в чем-либо, возвращайте (решение об этом) АЛЛАhу и посланнику, если вы веруете в АЛЛАhа и День воскресения. Это – благо и лучший способ разрешения» (Женщины-59).

И последним нашим утверждением будет восхваление АЛЛАhа, Господа миров!

‘Али ибн Хасан ибн ‘Али ибн ‘АбдульХАМИД аль-Халаби аль-Асари. 1412 г.h.

Итак, это тонкое научное исследование по выверке и комментированию благородного хадиса посланника АЛЛАhа, да благословит и приветствует его АЛЛАh. Суть этого хадиса приведена в седьмом томе моей книги «Сильсилятуль-ахадисис-сахиха» (3054).

Итак, начну с помощью АЛЛАhа:

Имам Ма‘мар бин Рашид приводит в «Джами‘» (11/409-411), являющийся приложением к «Мусаннафу» ‘АбдурРОЗЗАКЪа) от Зайда ибн Аслама, со слов ‘Ата ибн Йасара, со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им АЛЛАh, что посланник АЛЛАhа, да благословит его АЛЛАh и приветствует, сказал: «Воистину, когда верующие избавятся от наказания в аду и будут в безопасности, между ними и их Господом произойдет спор, который никогда никто из них не вел в своей земной жизни об участи их близких. Они будут спорить из-за своих братьев (в религии), которые попали в ад.

Скажут они: «Господь наш! Наши братья молились рядом с нами, держали пост с нами, совершали хадж с нами, , а Ты ввел их в ад!»

Оценка 3.1 проголосовавших: 153
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here