Что такое кротость его молитва

Самое подробное описание: что такое кротость его молитва - для наших читателей и подписчиков.

Что такое кротость его молитва

А кроткие наследуют землю

И насладятся множеством мира. Пс.36:11

ГОСПОДИ! Все из ТЕБЯ, ТОБОЙ и к ТЕБЕ – даруй Утешение и пошли Терпение Моей Душе мятежной!

принял(а) все ниспосланное ТОБОЙ, и щипы, и тернии на Пути моем стали

благостными ступенями в Восхождении к Обители ТВОЕЙ, ибо все, все ниспосылаешь

– для Блага моего!

ГОСПОДИ! Ниспошли мне Мудрости и Терпения в общении с Детьми ТВОИМИ и не попусти, чтоб черви обиды, гордыни, сомнения и осуждения точили Сердце мое,

ГОСПОДИ! Даруй такие Силы Душе моей, дабы мог(ла) Возлюбить, как ТЫ Возлюбил,

всех осуждающих и обижающих меня.

Даруй мне такую Кротость и Смирение, дабы поцеловать мог(ла) каждую руку, бросившую в меня камень и каждые уста, хулящие меня, ибо как дети малые по неведению творят это.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Молитва царю Давиду защитная

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

Каждому человеку в определенные минуты опасности свойственно обращаться за помощью к Высшим силам. Речь, конечно, идет не о тем моментах, когда человеку необходимо полностью собрать все свои внутренние резервы и начать бороться за свою жизнь. Ведь обычно про Господа вспоминают, когда у человека совсем не осталось надежды, и дела улаживаются очень плохо.

Вот для того, чтобы приготовиться к любой проблеме, дисциплинировать ум, сохранить ясность разума позволяет защитная молитва царю Давиду. Ведь так и отличается верующий религиозный человек от неверующего. Православный христианин всегда просчитывает ситуацию, которая может быть для него опасна. И тогда обращается за помощью к Силам Небесным.

Молитва «Господи, помяни царя Давида»

Пророк при жизни всегда был очень богобоязненным. И все это при высшем статусе государства, при всех военных делах и успехах. Тем не менее, он всегда оставался кротким человеком. Кротость царя в основном была подвластна только глубокому смирению перед Господом.

Также можно сказать, что он не всегда следовал всем канонам православной церкви. Например, запрет Бога не разрешает иметь несколько жен. У правителя же их было множество.

Однажды Пророк влюбился в замужнюю женщину по имени Вирсавия. Она была невероятной красавицей. Чтобы заполучить ее пророк отправил ее мужа на верную смерть. Израильский святитель Нафан обличил царя в грехе, который не прятался за самооправданием, а принес искреннее покаяние Всевышнему.

С того времени покаянные молитвенные слова становится самым распространенным молитвословием:

Молитва царю Давиду, в чем помогает?

Весьма эффективно применение искренней молитвы царя Давида от злого начальника. Все дело в том, что данное молитвословие помогает умягчить или даже полностью нейтрализовать гнев, который часто бывает у злых начальников, правителей.

  • Такая молитва способна «усмирить» всех представителей власти.
  • Также рекомендуется читать слова этого молитвословия, когда вы чувствуете, что не можете совладать со своим приступом ярости, гнева, раздражения. Можно даже читать молитвенное обращение про себя. Делать это рекомендуется девять раз. После этого обычно наступает спокойствие, душа успокаивается.
  • Будет очень эффективной данная молитва царя Давида перед экзаменами. Ведь она поможет вам успокоиться и совладать с переживаниями. Намного больший эффект получиться от данного обращения, если у вас будет принимать злой учитель или преподаватель.
  • Молитвенное обращение поможет вам защититься от злых, раздраженных людей. Она уже много поколений дарует примирение и смирение между враждующими сторонами.
  • Помимо этого, многие верующие прибегают к прошению Пророку о защите от недугов. Такое молитвенное обращение поможет каждому страждущему, который нуждается в скорейшем выздоровлении.

Молитва царя Давида от болезней:

«О, прехвальный и пречудный пророче Божий Давиде! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних.

Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их.

Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь!

Смотрите так же и видео рассказ о житие царя и пророка Давида:

Сильная молитва на работе от злых начальников

Как читать молитву на работе от злых начальников? Чем она хороша? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в статье. Некоторым людям нравится их профессия, вид деятельности, устраивает зарплата и коллектив, и всё равно они каждое утро на работу собираются, как на каторгу. Как правило, причина этого кроется в злой начальнице или начальнике, которые ежедневно придираются, на подчинённых срывают своё отвратительное настроение, оценивают личность работника, а не его труд. Что же в таком случае делать?

Безупречную работу всегда отыскать сложно, но и ежедневный стресс из-за руководителя переживать становится всё труднее. Для многих ответ покажется дивным – нужно за своё начальство молиться, чтобы не обижали и любили. Прежде чем начать моление, попробуйте злого директора простить от всего сердца. Если это сделать трудно, всё равно читайте молитву, и по вашей вере пошлёт Господь успокоение души, примирение и прощение.

Православная молитва

Попробуйте читать православную молитву от злого начальника на работе. Пример мольбы за гонящих и обижающих подал нам сам Иисус Христос, когда просил Бога простить распинающих его. К Господу и следует обращаться в первую очередь в молитве из-за начальника вампира и самодура.

Каждого человека одолевают трудности и проблемы на работе, у каждого есть недоброжелатели и враги. Искоренять проблемы с коллегами нужно с помощью молитвы – это самое верное решение. Ведь зло злом не одолеть.

Как гласят все притчи, добро пересиливает зло. На тему спасения от злых людей и врагов на работе, трудностей и недоброжелателей существует огромное количество сказаний.

Усмирить гнев руководства подсобляет молитва Давиду, прошение перед иконой Богородицы «Семистрельной» («Умягчение злых сердец»), святому Николаю Чудотворцу, Ангелу-хранителю, архангелу Михаилу.

Образ жизни

Можно не только читать молитву на работе от злых начальников. Нужно помнить, что гнев – это смертная провинность, поэтому человека, который кричит, часто сердится, употребляет крепкие выражения, нужно пожалеть и подать в храме записочку о его здравии, помолиться о его душе. Часто директор злится на работника по наваждению бесов, поэтому, кроме чтения особых молитв от гнева начальства, непременно нужно вести христианский образ бытия: ходить в храм по воскресеньям, причащаться, исповедоваться, читать вечернее и утреннее молитвенное правило.

Не пытайтесь обращаться к различным магам и колдунам, чтобы отделаться от злого руководителя – Бог все наши помыслы видит, и притеснителю это навредит вряд ли, а вот ваша душа понесёт тяжкие потери.

Защитное прошение царю Давиду

Итак, выясним, как молитва на работе от злых начальников помогает. Каждый человек в минуты опасности обращается за содействием к высшим силам. Конечно, здесь речь идёт не о тех моментах, когда человеку нужно собраться с силами и начать борьбу за свою жизнь. Ведь, как правило, Господа вспоминают, когда у человека надежды совсем не осталось и дела идут отвратительно.

Для того чтобы быть готовым ко всякой проблеме, сохранить ясность разума, дисциплинировать ум, нужна защитная молитва Давиду. Молитву от злого начальника, согласитесь, должен знать каждый. Так и отличается неверующий человек от религиозного верующего. Христианин опасную ситуацию просчитывает всегда и затем просит помочь небесные силы.

Житие царя Давида

Известно, что царь Давид при жизни всегда был весьма богобоязненным. И это при всех успехах и военных делах, при высшем статусе державы. Вместе с тем он был кроток.

Также можно сказать, что царь положениям православной церкви следовал не всегда. К примеру, Господь запрещает иметь несколько жён. У властителя их было бесчисленное количество.

Однажды царь Давид полюбил жену своего подданного, которую звали Вирсавия. Она была умопомрачительно красива. Чтобы заполучить её, царь отправил мужа возлюбленной на неминуемую погибель. Святой Нафан из Израиля обличил Давида в грехе, и тот не оправдывался, а сразу искренне покаялся Господу.

С того времени молитвенные покаянные слова становятся самым популярным молитвословием от таких бедствий:

Мольба «Господи, помяни царя Давида» содействует умягчению или даже полной нейтрализации гнева, который часто появляется у правителей, злых начальников. Эта мольба может «усмирить» всех блюстителей порядка.

Можно также читать это молитвословие тогда, когда вы ощутили, что совладать со своим приступом гнева, ярости, раздражения не в состоянии. Дозволено даже проговаривать моление про себя. Священники рекомендуют это делать девять раз. После этого, как правило, душа умиротворяется, наступает спокойствие.

Молитва царя Давида от злого начальника весьма действенна, так как она всегда помогает защититься от раздражённых и злых людей. Она уже много веков примиряет и смиряет враждующие стороны. Она также эффективна, если её читать перед экзаменами. Данное обращение защитит вас от злого преподавателя или учителя.

Моление архангелу Михаилу

Чем хороша молитва архангелу Михаилу от злого начальника? Она помогает уберечься от сглаза, всякой напасти и зложелателей. Архангел Михаил считается самым сильным заступником тела и духа верующего, почитается христианской церковью.

Он является главным (верховным) ангелом, предводителем божьего воинства, иными словами, архистратигом. Именно под его руководством против демонов и дьявола воевали ангелы. Ещё до Рождества Христова по велению Божию он поддерживал еврейский народ в борьбе против язычников.

Когда из Египта Моисей выводил евреев, Михаил сопровождал их, указывая путь. Он явился Иисусу Навину и перед штурмом Иерихона. О большом количестве чудес, совершённых ангелом, сберегла память летопись православной церкви. Поэтому икона с изображением архангела Михаила является очень сильной защитой всех христиан, и прошение, обращённое к образу, защищает от всякого огорчения.

Сильная защита

Очень сильной молитвой от злого начальника является моление архангелу Михаилу. На иконах главный ангел нарисован с длинным, острым мечом в руке. Это оружие отсекает человеческие страхи и тревоги, побеждает злые силы. Михаил помогает людям избавиться от зла, лживости, отводит от искушений. Он первейший заступник всех, кто придерживается законов Господа.

Молитва от злого начальника была начертана на паперти храма архистратига Михаила, кремлёвского Чудового монастыря, который был взорван после Октябрьской революции. Если в течение всей жизни ежедневно её читать, то в итоге человек получит весьма сильную защиту от таких напастей:

  • от злых людей;
  • от лукавого;
  • от искушений;
  • от сглаза и иных магических влияний;
  • от трагических событий;
  • от внезапных нападений и ограблений.

Эта молитва, обращённая к верховному ангелу, также поможет душе избавиться от мук ада. Нужно написать на листке бумаги имена своих родителей, детей, близких – всех тех, за кого вы хотите попросить. Далее, читая мольбу ангелу, нужно называть все начертанные имена, там, где это указано.

Святитель Алексий

А ещё какая помогает молитва на работе от злых начальников? Мощной молитвой от гнева руководства считается также прошение святителю Алексию.

Будущий митрополит Московский святой Алексий (в миру Елевферий) появился на свет в 1292 году (по иным данным – в 1304) в семье боярина Бяконта Фёдора в Москве. По легенде, когда ему исполнилось двенадцать лет, он заснул во время ловли птиц и услышал слова: «Что трудишься напрасно? Ты будешь людей ловить».

С этого момента Алексий стал часто уединяться и в пятнадцать лет решил стать послушником. Он вступил в Богоявленский монастырь, размещённый в Москве, в 1320 году, где оставался около двадцати лет.

Усмиряющая молитва

Как известно, начальство не подбирают, потому, если достался вам гневливый руководитель, к рабочему дню готовьтесь ещё дома. С утра непременно читайте моление своему ангелу, чтобы в течение дня он вас оберегал. Если вы видите, что начальник уже с утра раздражён и ищет, к чему бы прицепиться, проговорите усмиряющее молитвословие от гнева руководителя. Оно читается обычно пророку Давиду и имеет такое содержание: «Помяни Господи царя Давида и всю кротость его, как батюшка царь Давид был краток, тих, милостив и терпелив, так, чтоб все враги для раба Божьего (имя) были смирны, тихи, милостивы и терпеливы».

Кротость

Материал, представленный ниже, является авторской работой священника Максима Каскуна (Московская область), опубликованной в сети Интернет в формате видеолекций. Автор данного проекта «ierei063» с целью более лаконичной подачи информации оптимизировал его лекции таким образом, чтобы без потери основной мысли значительно уменьшить объем материала, предоставляя возможность читателю быстро и точно уловить основную мысль.

Батюшка проделал серьезную, заслуживающую уважения работу, из различных источников, в том числе из трудов Святых отцов, собрал информацию по теме, четко систематизировал и раскрыл её. Разработкой данного материала он занимался весьма долго, и я не претендую на авторство, но с целью экономии собственного времени, видя сей достойный труд, дерзаю разместить «сокращенную версию» у себя на сайте. Желающих обратиться к оригинальному материалу прошу переходить на Интернет-проект иерея Максима Каскуна, который так же нуждается в поддержке своих трудов.

Что такое кротость

Прежде всего, это тихое, невозмутимое состояние духа.

«Кротость – это смиренная преданность Богу, соединенная верою, осененная Божественной благодатью», – это определяет Игнатий Брянчанинов. У Игнатия Брянчанинова определение немножко неотмирное, но как раз то, что показывает именно определение кротости в её духовном действии.

О её сущности он же говорит следующее: «Кротость есть уклонение от гневных помыслов, от возмущения сердца яростью, терпение, последование Христу, взяв крест, мир сердечный, тишина ума, твердость и мужество христианские, неощущение оскорблений, незлобие».

Более подробно мы будем говорить дальше.

Кротость есть добродетель, которая побеждает в нас раздражительность и гнев вспыльчивость, ярость – это всё виды гнева). Гневный человек должен понимать, что единственная добродетель, которая сразу сокрушит его раздражение – это кротость. И в этом отношении человеку нужно будет работать.

Кротость – это есть заповедь. Евангельские блаженства – это есть заповеди Христовы, к которым мы должны стремиться, исполнять их и работать в этом отношении, чтобы не только от нашего сердца, но даже из ума не убегали помыслы о том, что мы должны приобрести кротость.

Что дает приобретение этой добродетели?

  1. Прежде всего, познание и изучение этой добродетели у Святых отцов, у пастырей Церкви, т.е. в церковном предании. Почему это важно: как показало начало нашей беседы – опрос, – о кротости люди сегодня действительно имеют очень скупое представление. Потому что кротость, как уже сказал, это скромная добродетель, очень кроткая, тихая, незаметная, и те, кто ею обладают, всегда, даже в церковной жизни, находятся как бы вне этой жизни. Люди этих христиан мало замечают. Кроткий старец – он, как правило, безвестный. Есть такие старцы, которых никто никогда не видел и не ездил к ним, за редким исключением. Но люди получают от них реальную помощь. А тщеславный всегда будет популярный. Есть те старцы, которые постоянно о себе трубят. И это как раз есть признак отсутствия кротости.
  2. Покаяние, раскаяние, сетование и плач о своих грехах. Они помогают родиться кротости в человеке. Об этом говорят святитель Иоанн Златоуст и преподобный Иоанн Лествичник. Потому что покаяние – это есть жизнь души, и невозможно никакой добродетели приблизиться и прозреть без покаяния. Обязательно человек должен раскаиваться, в этом покаянии стяжать смиренномудрие, познание самого себя, что он – человек немощный, и через это приблизиться к пределам кротости.
  3. Феофан Затворник ещё добавляет, что для приобретения этой добродетели очень полезно человеку самоукорение и память смертная. Самоукорение человеку, что называется, вправляет мозги. Потому что человек, который учится укорять самого себя, – он приобретает истинное духовное состояние. Потому что в каждой ситуации есть наша вина. Памятуя о том, что будет происходить с человеком, – он смиряет себя. Соответственно, смиряя себя, он борется с возношением, с гордыми мыслями в своем сердце. И это помогает ему воспринимать потом всю информацию, которая происходит рядом с ним, без раздражения на других людей, с кротостью, тихо, смиренно.
  4. Также Исаия Отшельник говорит, что перенесение без смущения всего, что бывает с нами, тоже помогает человеку приобрести кротость. Что бы с нами ни происходило в нашей жизни – горе ли, радость ли, искушение ли (желание покушать необоримое) или ещё что-то, – надо обязательно отнестись к этому без смущения, т.е. без движения, ровно, стараться себя стабилизировать. Кротость есть состояние стабильное, неизменное. Соответственно, человек, пытаясь быть стабильным, дает возможность, чтобы кротость задержалась в нем, укоренилась. Потому что подобное соединяется с подобным.
  5. Св. Иоанн Златоуст говорит, что есть и определенное время, когда удобно приобрести кротость. Когда тебя оскорбляют, нападают на тебя – это самое благоприятное время для того, чтобы приобрести кротость, иного времени нет. Время, когда мы созерцаем кротость в своем уме, – это очень благодатное время, мечтательное, настроение хорошее. Но потом, когда нам делают неприятность, – здесь нужно всё это проявить. «Время приобретения кротости – когда сталкивается она со злобою, обидами и пр., – здесь её сила (т.е. на практике)», – говорит св. Иоанн Златоуст. Можно добавить, что на практике человеку очень полезны самоконтроль, самопознание. И ещё, как говорит профессор А. И. Осипов, умение «объективирования себя», т.е. – способность смотреть на себя со стороны. На самом деле, на себя со стороны никак не посмотришь, как если кто-то установит за тобой видеонаблюдение в течение дня, и ты об этом не будешь знать. И потом ты на себя посмотришь – как ты себя ведешь. Мне кажется, это будет откровение для человека, который хочет спастись. Он просто увидит себя со стороны и подумает: «Господи, что я есть на самом деле… Это ужас». Ведь мы себя не видим! Мы же думаем, что мы идеальные, что мы лучше всех! Со стороны, когда посмотришь – это просто кошмар. И если реально у кого-то в жизни такое произойдет – это будет большая милость Божия, потому что видеть себя лучше всего, конечно, на камеру, которая скрыта.
  6. Очень важно при приобретении кротости запастись терпением, прогонять отчаяние и уныние, что добродетель не дается. Всякая добродетель – это дело большого подвига, терпения, времени, очищения. И поэтому человек, который для себя решил, что он будет приобретать добродетели, в частности кротость, он должен, конечно, знать, что всё это будет далеко не сразу, весьма далеко. И он не раз упадет, и не раз осрамится, и всё время будет видеть, что он недостойный и не смиренный. И через это самопознание, в конце концов, он смирится, в душе обретет кротость, и уже действительно будет благоухать этой добродетелью.
  7. И ещё очень важно то, что когда человек трудится в приобретении этой добродетели, падает, стремится, в нём пробуждается главное знание – когда человек видит, что, несмотря на то, что он в искушениях, что добродетель не идет, что не получается быть кротким, – он вопреки всему внутри приобретает знание, которое говорит ему: «Ты на правильном пути. Кротость нужно приобрести. Надо «добить» до конца». Всё это человек приобретает как раз во время практических занятий. До этого всё в теории, всё книжно, и оно реально ничего человеку не даст.

Добродетель всегда приобретается только на делах, на деле в жизни человека

Степени преуспевания в добродетели кротости (по св. Иоанну Лествичнику):

Но когда человек эту тишину непоколебимую действительно получает от Господа как награду за подвиг, она дает ему очень многие блага, о которых мы скажем в конце.

Признаки действия добродетели кротости в нашей душе:

Прежде всего, говорит Иоанн Лествичник, при обиде мы должны сохранить тишину. Но тишину помыслов иногда, конечно, очень тяжело соблюсти, сохранить в своей душе – именно не раздражиться, не обидеться. Но второе он ещё сказал, это мы точно должны сохранить: «и залог».

Степени проявления кротости:

Переносить молчаливо бесчестие, хоть и с болезнью, печалью души. Это самая начальная форма – мы молчаливо, тихо переносим, но внутри мы скорбим. Человек не может сразу стать кротким, никак, это невозможно. Вначале нужно упражняться в этом. И действительно это так: прощаешь его – не прощается, пытаешься простить – не можется. Бороться надо, себя нужно переделывать, и благодать Божия, видя наше устремление, видя наши труды, помогает нам и очищает нашу душу. Это первое и обязательное условие, без этого никто не достигнет кротости.

Когда человек уже может в этих поношениях пребывать беспечально. Оскорбили – ну, слава Богу. Человек ровно относится к этому. Это уже другая степень. И когда человек увидит, что это так, он опять же не должен думать, что он встал на ноги. У преподобного Исаака Сирина есть такой пример, когда человек написал ему в монастырь: «Приходи ко мне в гости и дай мне наставление с моей семьей». Умолял его довольно продолжительное время, и св. Исаак ему написал: «Мы к своим монахам не выходим из кельи, а тем более – пойти в мир… И все страсти, которые в нас уснули, мы их придавили внутри себя, прижали, – просто воспламенятся. Извини, мне спасение мое дороже. Потому что то, что было соткано десятилетиями, я могу потерять в одно мгновение. Я не для этого уходил в пустыню, чтобы все это потерять». Если уж преподобный Исаак говорил об этом, то тем более мы с вами.

Когда чувствуем в себе какие-то изменения, что мы можем прощать – мы ни в коем случае не должны думать, что мы уже достигли какой-то гавани. Впереди много борьбы, и первая степень, когда мы будем опечаливаться, она все равно будет нас ожидать, потому что разные виды обиды приносят разную глубину огорчения. Особенно обиды близких людей, друзей гораздо горше для нас, чем, допустим, если скажет что-то начальник на работе. Поэтому ко всему здесь нужно быть готовым и не радоваться временным успехам, но терпеливо ждать созидающей пользы.

Итак, когда нас оскорбляют, мы должны знать, что нас Господь хвалит. А когда нас хвалят, значит, господь нас не балует. «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». И поэтому действительно, когда такое искушение бывает, надо понимать, что это все по милости Божией. Ничего просто так у нас не происходит. Ничего! Христос всегда стоит рядом с нами и каждого из нас воспитывает.

Хранение кротости:

Вот мы что-то приобрели, что-то познали, что-то приняли, начали работать. Как это сохранить? Как удержать то состояние, то понимание, которые мы немножко приобрели в трудах?

Нам хочется жить, чтобы нас никто не трогал, но это погибельный путь. Обязательно нас кто-то должен смирять. И эти смиряющие обстоятельства в жизни обязательно должны быть у каждого из нас. Без этих скорбей никому не спастись.

  1. Также очень важно обратить внимание на ложную кротость, которая может выдавать себя за добродетель и тем самым тоже совратить нас с истинного пути. Трусость и малодушие, которые проявляются в некотором расслаблении, в бездействии, в лености, – они очень часто выдают себя за кротость: «Ты промолчи – это по-христиански».
  1. Варсонофий Великий и пророк Иоанн говорят, что терпение может быть связано ещё именно с гневом. Мы говорили, что у Игнатия Брянчанинова написано, что кротость имеет в себе терпение. Так вот, бывает так, что человек терпит, потому что он прогневан, озлоблен, напряжен. Такое часто бывает: «Во что бы то ни стало, я это сделаю, потому что я хочу, чтобы тому человеку было хуже». Такие мысли бывают, и люди действительно могут на этот путь встать и пройти его до конца, а это очень страшно. Этого нужно бояться.

Плоды кротости:

Первый плод сегодня вообще никто принимать не хочет, особенно либеральное крыло Православия. Василий Великий говорит: «Благовременное негодование на гнев, на грех – это есть признак и плод кротости». Когда мы вовремя на какую-то подступающую информацию даем негодование, на грех или на гнев. Отсутствие этого – признак бездеятельности. Св. Василий Великий говорит даже: «бездеятельной души». Признак паразита. Если ты не реагируешь никак на грех и на зло – ты просто грешник, ты безразличен, бездеятелен. Ты не горяч и не холоден, ты тепл (Откр. 3: 15-16). Ты – ничто. И это негодование на гнев и на зло оно есть как раз плод кротости. Представляете, да? Вроде, казалось бы, как это так.

«Защита обиженных и негодование на обижающих – плод кротости», – говорит св. Иоанн Златоуст. Негодование на обижающих, на совращающих. Представляете – кроткий человек, оказывается, должен негодовать. Он не должен гневаться, злиться, злобствовать, но проявлять негодование, не смиряться с грехом, противодействовать ему, и в активной форме в том числе, – это, конечно, есть признак добродетели кротости. И тот, кто сегодня этого не делает, тот просто не понимает даже, что он находится именно в бездеятельном состоянии своей души. И человек ничего не делает, и ничего не чувствует и ни на что не негодует.

Сострадание к нуждающимся и бедным пробуждает кротость в человеке.

«А также, – говорит Игнатий Брянчанинов, – мужество, стойкость и героизм». Вот почти все мужественные люди, наши герои – это были кроткие люди. Даже если посмотреть историю, жития разных святых – это были люди кроткие на самом деле. Но они выражали свое негодование и шли на смерть, становились героями, добровольно, мужественно переносили такие издевательства над собой, такие пытки… Всё это им давала кротость – именно тихое, безмятежное (неизменное) состояние духа. Кротость дает человеку стабильность, неизменяемость ни в каких отношениях. И поэтому, когда человек, познавший кротость, должен принять какое-то страдание, он ничего не боится, он не меняется, потому что он стабилен.

Пр. Петр Дамаскин говорит, что кротость дает человеку ровное отношение как к скорби, так и к радости; безмятежность, спокойствие, невозмутимость. Именно духовную свободу и духовную стабильность человеку. Что бы ни происходило, он всегда находится в ровном состоянии своего духа, всегда в молитве, всегда в благодарении, всегда в познании промысла и заботы Божией о самом себе.

Григорий Нисский говорит следующее: «Кротость дает человеку тихое и безмолвное житие».

Знакомые слова? На Литургии все время повторяем: «тихое и безмолвное житие». Это слова Апостола Павла из его Послания. Так вот это тихое и безмолвное житие, или ещё даже радость, рай, как он говорит об этом, действительно дает человеку кротость. Стабильное, тихое, безмолвное житие, без всякой молвы, без всякой суеты, без всякого увлечения.

Человек просто живет, радуется, молится Богу и приносит пользу самому себе и другим, окружающим людям.

Петр Дамаскин говорит, что кротость приводит ум к познанию и рассуждению. Авва Евагрий добавляет, что в кротком сердце почивает премудрость. Это тоже одни из важных плодов кротости, потому что именно кротость дает человеку площадку, на которой созиждется дом премудрости, рассуждения, разумения. И невозможно человеку без кротости быть мудрым.

Представляете мудреца гневающегося? Вообще, может ли такое быть? Был такой мудрец, – его мудрецом никто не считает, но он был учеником Сократа. Его звали Аристипп. Он был очень «мудрым» человеком, так глумился над людьми… Расскажу два эпизода из его жизни.

Первый раз он спасал свою жизнь. Когда он плыл на корабле, моряки узнали, что у него есть золото. Представляете: море, ни полиции, никого… Они говорят: «Давайте его выкинем, а золото поделим». Подходят, а он золото вытряхивает за борт. Они его спрашивают: «Ты что это делаешь?», – он говорит: «Пусть лучше золото погибнет, чем Аристипп».

Он был человек, конечно, смышленый, но не мудрый. Пришел он к одному тирану в гости, и тот говорит евнуху: «Иди, покажи ему апартаменты». Он идет, показывает ему, а везде мрамор, всё так бело… Всё везде чисто, всё блистает. Аристипп берет и плюет ему в лицо. Евнух говорит: «Зачем ты так делаешь?», – он отвечает: «Извини, друг, я грязнее места не нашел здесь». Как ему не «съездили» после этого, интересно. Поэтому он был мудрец, но, безусловно, был человеком не кротким. И такая мудрость – это мудрость, конечно, языческая. И мудростью называться не может. Потому что мудрый человек всегда должен быть благоговейным, благочестивым. А такие «мудрецы» – это просто умники, прощелыги и ещё можно их называть, кому как нравится.

Иоанн Лествичник говорит, что кротость дает человеку дерзновение в молитве и чистую молитву. Именно кроткое, тихое, безмятежное состояние духа дает человеку чистую молитву и дерзновение в ней. У нас сегодня молитва всегда оскверняется суетой, помыслами, потому что нам, конечно, добродетели кротости, – этого безмятежия, тихости, спокойствия, медленности на грех, на гнев, – не хватает.

Нил Синайский говорит, что кротость дает человеку боговидение. Пророк Моисей был самым кротким из людей, поэтому мы зовем его «боговидец». Он за свою кротость сподобился великой благодати Божией и зрел Бога лицом к лицу.

Петр Дамаскин говорит, что кротость дает человеку начало смирения. И Василий Великий дает такую схему, что благость (когда человек настраивается на добродетель) рождает кротость, а кротость рождает незлобие в человеке, а незлобие рождает любовь. Любовь к ближнему мы сегодня имеем как залог в самих себе. Совершенной любви мы, конечно, не можем сразу иметь. Мы можем иметь только залог любви и его реализовывать. Но сама любовь как таковая пока для нас недоступна.

И в заключение о кротости хотел бы прочитать гимн, который Ефрем Сирин воспел в одном из своих творений:

«Приобретайте кротость; потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий, если и обижен, радуется; если и скорбен, благодарит; гневных укрощает любовию; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордынею, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине; всякому начальству покорен, на всякое дело готов, во всем заслуживает одобрения, все его хвалят. Он прочь от лукавства, далек от лицемерия. Он не служит пронырству, не покоряется зависти, отвращается злоречия, не терпит наушничества, ненавидит порицателей, отвращается наушников. О блаженное богатство – кротость! Она прославляется всеми». Аминь!

Будьте всегда с нами!

Регулярная рассылка новых материалов

Сайт православного священника иерея Николая Осипова

Место служения: Храм «Веры, Надежды, Любови и матери их Софии»

Адрес храма: 443010, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 136

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here