Трагедия в стихотворении молитва

Самое подробное описание: трагедия в стихотворении молитва - для наших читателей и подписчиков.

Патриотическая тема в лирике Ахматовой – лучшее сочинение

Особое место в творческом наследии А. Ахматовой занимает тема связи судьбы поэта с судьбой родины, народа. В ее решении поэтесса поражает не только глубиной постижения этих связей, но и какой-то особой интимной интонацией. Ахматова-поэт очень остро ощущает противоречия своего времени, трагедию современного ей человека. Для нее это не абстрактные темы, ибо ее личная судьба была тесно связана с судьбой родины и народа…

1910 год — предыстория жизни — и ее собственной, и того поколения, к которому она волею судьбы принадлежала. Свое возвращение в Царское Село Ахматова отметила примечательным стихотворением «Первое возвращение»:

На землю саван тягостный возложен,

Торжественно гудят колокола,

И снова дух смятен и потревожен

Истомной скукой Царского Села.

Пять лет прошло. Здесь все мертво и немо,

Как будто мира наступил конец.

Как навсегда исчерпанная тема,

В смертельном сне покоится дворец.

Странное и необычное стихотворение. Чувствуется, что Ахматова говорит не только о том, что миновала и навсегда осталась в прошлом целая полоса жизни, проведенная в Царском Селе. Нет, стихотворение намекает на большее — на то, что изменилась сама жизнь, ее привычный уклад…

Впервые в творчестве Ахматовой появилась тема конца эпохи и зазвучали ноты тягостных предчувствий. Вся образная символика стихотворения (саван, колокола, смертельный сон, мертвенность и немота) свидетельствует о том, что речь идет о событиях философского плана — о времени, трагичности эпохи, судьбе России. В стихотворении «Первое возвращение» уже звучат мотивы будущей патриотической лирики Ахматовой — от «Мне голос был. Он звал утешно…» до «Реквиема»…

Эта глубокая, идущая от семьи и культуры любовь к России, составляющая наряду со способностью видеть мир реалистически главное богатство молодой поэтессы, это чувство признательности своей нации начало пронизывать все ее творчество. В стихотворении «Молитва», поражающем силой само отречения, она молит судьбу дать ей возможность принести в жертву России все самое дорогое — свою жизнь и жизнь своих близких:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Своего рода итогом пройденного Ахматовой до революции пути можно считать ее стихотворение «Мне голос бал. Он звал утешно… », написанное в 1917 году и направленное против тех, кто в годину суровых испытаний намеревался оставить Родину:

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

В этом стихотворении Ахматова выступила как страстный поэт-гражданин, поэт-патриот. Через пять лет, в 1922 году, появляется стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…». Из него видно, что чувство, одушевившее поэтессу в 1917 году, не исчезло, а окрепло до степени непоколебимой убежденности в своей правоте:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

В творчестве Ахматовой 30-х годов произошел своего рода взлет, рамки ее стиха расширились, вобрав в себе обе переживаемые нею великие трагедии — и начавшуюся Вторую мировую, и другую войну — развязанную преступной властью против своего же народа. И материнское горе («…сына страшные глаза — окаменелое страданье»), и трагедия Родины — все вошло в ее стих, обуглило и закалило его:

Нет! И не под чуждым небосводом —

И не под защитой чуждых крыл —

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был.

Поэтесса скорбит не только о себе, но и о стране, выставившей на позор всему миру вздернутого на дыбу поэта. Такого масштаба обобщения и трагического величия не достигал тогда никто из современных поэтов, включая тех, которые правдиво повествовали о виденном без надежды на публикацию (их произведения увидели свет лишь после 1986 года). Но главным творческим и гражданским достижением Ахматовой явилось создание поэмы «Реквием», непосредственно посвященной годам «большого террора» — стра

  • Мир женской души в лирике Ахматовой

Мир женской души наиболее полно раскрывается в любовной лирике А.

Ахматова — самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном.

«Могла ли Биче, словно Дант, творитьИли Лаура жар любви восславить?Я.

Трудным, долгим и очень сложным был путь Анны Ахматовой. Он не мог быть.

Обычно наиболее остро тема Родины встает в литературе в периоды войн.

Имя Анны Андреевны Ахматовой нередко объединяют с любовной лирикой.

Я хочу рассказать об Анне Ахматовой, моей любимой русской поэтессе.

«Молитва (В минуту жизни трудную…)» М.Лермонтов

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Два факта из биографии автора связаны с появлением «Молитвы». В 1839 г. поэт получил в подарок от князя Одоевского Евангелие и сборник средневековых текстов духовного содержания, переведенных с греческого языка. Даритель предложил поэту чаще обращаться к христианской литературе. Примерно такие же слова Лермонтов услышал от Марии Щербатовой, женщины с «детской верой» в Бога. Красавица княгиня посоветовала своему поклоннику молиться, чтобы избавиться от тоскливого настроения. Стихотворение стало поэтическим ответом-откликом на простые, но мудрые рекомендации близких людей.

В центре авторского внимания — движения души лирического героя: от печали и сомнений к просветлению и умиротворению. Позитивная метаморфоза возможна, если заручиться помощью «живых слов» «молитвы чудной».

Состояние мучительной грусти, заявленное в первых строках, передается на фонетическом уровне: ассонанс основан на преобладании гласного звука «у». Душевный дискомфорт героя, граничащий с физическим недомоганием, подчеркнут глаголом «теснится».

В центральной части произведения развивается мотив силы слова, освященного верой. Автор аккумулирует лексику с религиозно-возвышенной положительной семантикой: «чудная», «благодатная», «святая прелесть». Искренность является главным качеством исцеляющего слова. Мощь «живых речей» непостижима для человеческого разума — это подчеркивает определение «непонятная» — однако сердце способно почувствовать высшую гармонию, к которой причастны испытанные временем словесные формулы.

В последних двух катренах изменяется фонетический строй стихотворения: на смену звукам, передающим сердечные терзания и тревогу, приходит ассонанс с опорой на «и», «а». Душа героя постепенно освобождается от тяготящего груза, что демонстрируется изменениями в звуковых акцентах произведения.

Финальный катрен описывает исцеляющий эффект искренней молитвы. Чтобы изобразить чувства лирического субъекта, поэт обращается к однородным безличным конструкциям — приему, характерному для лермонтовской поэтики. Безличные глаголы и примыкающие к ним наречия образуют антитезу с лексемой «теснится», появившейся в начальных строках.

Противопоставление несет две важных функции. С его помощью яснее и убедительнее выглядит способ избавления от уныния, а также обрамляется поэтический текст, замыкая общую композицию. Анафоры, которыми изобилует последнее двустишие, привлекают внимание к новому состоянию души лирического «я» — легкому, свободному, просветленному.

Царский поэт. Сергей Бехтеев "Пошли нам, Господи, терпенье. "

Сергей Сергеевич БЕХТЕЕВ 1879-1954

Кто из советских поэтов воспел Гражданскую войну как нечто романтическое и необходимое? Ну разве что Багрицкий и Светлов, которые в реальности не столько воевали на Гражданской, сколько создавали миф о своем участии в ней.

Русские же поэты каким-то шестым чувством ощущали сермяжную истину, что воспевать тут особенно нечего, стараясь держаться подальше от этой братоубийственной бойни и любыми путями сторонясь ее и в жизни, и в творчестве.

Вот когда началась Отечественная война — тогда наши поэты проявили себя во всем блеске. Один только Твардовский чего стоит, не говоря о десятках других.

Но для воинов Белой гвардии та Гражданская была на деле Отечественной. Ведь у них отнимали Родину. Потому-то и дала она столько русских витязей, одинаково владевших оружием и поэтическим словом.

Среди них был офицер-кавалергард и проникновенный поэт Сергей Бехтеев. Без Бога нет правды, нет высшей Истины и нет справедливости на земле. Поэт и беззаветный патриот Сергей Бехтеев настолько остро чувствовал и понимал это, что, начиная с 1917 года, уже ни о чем другом не мог говорить в своих стихах.

Его лира, точно вечевой колокол, изо всех сил пыталась пробудить оглохший в распрях и заблудший народ, заставить очнуться Россию и осознать свое гибельное сиротство.

Его так и называли при жизни — «Царский звонарь». Но зов этой набатной лиры уже почти никто не слышал в народной среде:

Гулко несется заутренний звон,

Будит упрямо заспавшихся он,

Но, погруженный в тревоги забот,

Спит непробудно плененный народ.

Спит наша Русь, отгоняя сквозь сон

В двери стучащийся радостный звон,

Вновь неспособная сердцем принять

Мира и веры былой благодать.

Но даже сквозь кровь и муки Гражданской войны и сквозь тягостные годы эмиграции Сергей Бехтеев пронес веру в воскрешение богоносного народа и Российской империи, веру в неизбежное признание нашей Родиной святости Царя.

Да, удивляет, но не поражает дар предвидения поэта, поскольку поэт милостью Божьей никогда не сомневается в том, что свет Истины и дух справедливости рано или поздно, хоть через века, но побеждают любое зло и всякую ложь. Он знал — русский Царь воскреснет и вместе со своей замученной Семьей обретет святость.

Все случилось гораздо раньше и в точности с прозрением поэта:

Пройдут века, ночные тени

Разгонит светлая заря,

И мы склонимся на колени

К ногам Державного Царя.

Забудет Русь свои печали,

Кровавых распрей времена;

Но сохранят веков скрижали

Святых Страдальцев Имена.

На месте том, где люди злые

Сжигали Тех, Кто святы нам,

Поднимет главы золотые

Победоносный Божий Храм

. И, Русь с небес благословляя,

Восстанет Образ неземной

С Его замученной Семьей.

Сергей Сергеевич Бехтеев родился 7 апреля (по ст. стилю) 1879 года в с. Липовка Елецкого уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье, в которой глубоко были заложены основы православного видения мира. Учился и воспитывался в Императорском Александровском (Царскосельском) лицее, где в свое время учился А.С. Пушкин. Там же он впитал и любовь к поэтическому слову. Три родные сестры С. Бехтеева состояли фрейлинами Царского двора, и потому с юности он близко соприкасался с придворной жизнью и ее атмосферой. В дальнейшем верность Императорской Семье и приверженность монархии он сохранит в душе до конца своих дней. По окончании Лицея он поступил на службу в подшефный Ее Императорскому Величеству Кавалергардский полк, где получил чин корнета.

Свой первый сборник стихов он издал в 1903 году. Книга эта вышла с посвящением матери Царя Николая II Императрице Марии Федоровне.

С началом Мировой войны С. Бехтеев служит в действующей армии и после получения ранения в грудь попадает в Дворцовый лазарет, где удостаивается посещения Государыней Александрой Федоровной с Великими Княжнами. После лечения вновь отправляется на фронт и снова получает ранение — в голову.

Для продолжения лечения в начале 1917 года он уезжает на Кавказ — в Кисловодск и Пятигорск. Там и застает его известие об отречении Николая. Здесь С. Бехтеев создает свой первый цикл гражданской лирики.

В октябре 1917 года поэт возвращается в свой губернский город Орел и, видя хаос беззакония и разгром прежней жизни, пишет пять стихотворений — «Россия», «Боже, Царя сохрани», «Верноподданным», «Святая ночь» , «Молитва».

Стихотворение «Молитва» было послано в октябре 1917 г. через графиню А.В. Гендрикову Их Императорским Высочествам в Тобольск, для царской семьи оно стало большой моральной поддержкой.

Стихотворение "Молитва", обнаружена в Ипатьевском доме после расстрела царской семьи, стала легендарной. Вся поэзия Бехтеева – это песня-молитва, его стихи звучали в Русском Зарубежье под гитару.

"Пошли нам, Господи, терпенье. " Строки стихов вернулись к современному читателю на переломном моменте истории, когда в обществе происходило переосмысление трагедии 1917–1921 годов, когда на судьбу семьи последнего императора России мы взглянули как на человеческую и государственную драму.

Особенно важно, что размышления об истории своей страны происходили одновременно с открытием для многих из нас православной веры, христианских нравственных критериев.

В этой атмосфере неожиданно ярко и пронзительно прозвучали строки стихов Сергея Бехтеева – как голос совести, обращенный к нам из глубины истории:

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Эти строки, прозвучав в начале 1990-х годов, стали мгновенно очень популярны, они звучали в театре, по радио, телевидению. Первоначально авторство этого стихотворения – "Молитва" – многие приписывали одной из великих княжон, но вскоре выяснилось, что присланные ей строки только переписаны ее рукой, а автором является молодой офицер Сергей Бехтеев. Это была удивительная мистическая история. Дело в том, что во время расследования Комиссией

Н.А. Соколова преступления в Екатеринбурге автограф «Молитвы», сделанный рукой Великой Княжны Ольги, был обнаружен в книге, подаренной ей матерью — Императрицей Александрой Федоровной (на книге сохранилась надпись: «В. К. Ольге. 1917. Мама. Тобольск»).

По этой причине долгое время авторство «Молитвы» приписывалось царевне Ольге и в советское время «Молитва» даже публиковалась под ее именем.

Эта история и впрямь выглядела очень правдоподобно: царевны при их кротости перед своей гибелью действительно могли молить Господа о прощении их мучителей.

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейства ближнего прощать

И крест тяжелый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и униженья,

Христос, Спаситель, помоги!

Владыка мира, Бог вселенной!

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый, смертный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Молиться кротко за врагов!

О жизни Бехтеева до революции мало известно, есть свидетельства в его творчестве, что накануне 1917 года его семейная жизнь потерпела крах, брак распался, так как горячо им любимая жена бросила его

Ни кто не знает пока имени этой женщины, но то, что это было сильнейшим ударом для поэта, подтверждается всем его творчеством, сквозной нитью через которое проходит тема измены.

Душевные страдания пытались облегчить сестры – Зоя, Екатерина и Наталья (бывший фрейлины).

Сознавая свой офицерский долг служить гибнущей Отчизне, Сергей Бехтеев вступает в Добровольческую армию, т.к. с самого начала революционных беспорядков, когда в умах интеллигенции и офицерства царил разброд, поэт занял четкую позицию верности присяге, престолу, вере.

В Добровольческой армии он воюет с 1918-го по 1920 год, публикуясь в некоторых военных газетах.

Свой долг Сергей Бехтеев исполняет до конца, разделив все тяготы и скорби с Белым воинством.

В рядах Белой армии поэт отступает в Крым. В ноябре 1920 года он навсегда покидает Россию, со множеством русских изгнанников отплыв из Керчи на пароходе «Самара».

Прощаясь с Родиной, он пишет стихотворение «Прости», проникнутое горькой тоской и покаянием:

В глазах раскинулся широко

Простор безбрежного пути,

И шепчем мы с тоской глубокой:

В 1920 году Бехтеев покинул Россию и поселился в Югославии.

Лейтмотивом творчества 20-х годов становится убежденность в возрождении России.

Чувства поэта нашли отражение в стихах «Немногим» (1921):

«Блажен, кто в дни борьбы мятежной,

В дни общей мерзости людской,

Остался с чистой, белоснежной,

« К таким немногим относился и сам поэт. В 1929 году Бехтеев переезжает во Францию, где до последних дней служит ктитором Храма во имя Державной иконы Божией Матери в Ницце.

В Ницце, вышла скромная книжка Бехтеева «Два письма. Роман в стихах», а затем «Царский гусляр» (1934). Но итоговой, вне всякого сомнения, стала книга стихов «Святая Русь» (1949)

«Где ты, кроткая, православная,

Наша матушка-Русь широкая

, Меж сестер славян сестра главная,

Скончался поэт 4 мая 1954 года в Ницце.

Похоронен на русском кладбище Кокад.

На могильной плите на русском кладбище можно прочесть: «Сергей Бехтеев. Корнет, лицеист Императорского Александровского лицея 59 курса, царский поэт и офицер Белой армии».

Время все расставляет по своим местам.

Шелуха отпадает и превращается в прах. Но живое слово, за которым стоят честь и достоинство, как зеленая ветвь, пробивается сквозь любые нагромождения лжи и клеветы.

Поэты Белой гвардии возвращаются на Родину своим блистательным творчеством.

Они возвращаются к нам на века и уже никогда не уйдут из наших сердец.

Творчество Сергея Бехтеева вспыхнуло ярко, как костер, затем оно было почти забыто, но вновь, как искра от этого большого и жаркого костра, вспыхнул в людях интерес к русскому поэту. вероятно, в этом его судьба – сохранить искру для нового костра.

Я твердо верю – Русь Святая,

Как феникс, встанет из огня,

И вновь воскреснет жизнь былая

В лучах блистательного дня.

В России, в Свято-Успенском мужском монастыре торжественно открыта памятная доска в честь известного поэта-монархиста начала XX века, уроженца Орловской губернии, Сергея Сергеевича Бехтеева.

Увековечивание имени Бехтеева:

• В Липецке есть улица Бехтеева.

• В г. Задонске Липецкой области одна из новых улиц будет названа улицей Бехтеева

. • В Воронеже создан благотворительный Бехтеевский фонд. Проводятся регулярно Бехтеевские Чтения.

• В Елецком Государственном Университете им. И. А. Бунина ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению жизни и творчества поэта Сергея Бехтеева.

Режиссёром Анной Москвиной по сценарию Владимира Невяровича создан документальный фильм «Под Небом благородной Сербии», посвящённый пребыванию Сергея Бехтеева в Югославии.

Часть 19 – Царский поэт. Сергей Бехтеев “Пошли нам, Господи, терпенье. “

Оценка 4.7 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here