Славянская азбука это молитва

Самое подробное описание: славянская азбука это молитва - для наших читателей и подписчиков.

Славянская азбука это молитва

«Азбучная молитва» — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл (до принятия монашества называемый Константин Философ). Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IХ-Х веков.

«Азбучные молитвы» (иногда называемые «Толковыми азбуками») являются особой формой изложения религиозных истин и раскрывают в удобной для запоминания форме различные вопросы православного вероучения.

В древнерусской письменной традиции «Азбучная молитва» была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков ХII-ХVII вв.

Каждая такая «Азбучная молитва» представляет собой акростих (греч. ‘край строки’), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами «Азбучных молитв» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

Ниже приводятся два варианта «Толковой азбуки»:

1. «Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала.

2. «Аз есмь свет миру». Текст данной «Азбучной молитвы» взят из рукописного «Сборника слов и поучений», который датируется серединой XVII века и хранится в библиотеке Московского университета.

Азбучная молитва

А́збучная молитва — одно из самых ранних или даже первое из славянских стихотворений. Одни ученые считают, что ее написал сам создатель славянской азбуки — святой Кирилл. Другие ученые приписывают авторство этого произведения ученику святого Мефодия, выдающемуся литератору и церковному деятелю Константину Преславскому (епископу Преслава Великого), жившему на рубеже IX — Х веков.

В древнерусской письменной традиции азбучная молитва была широко распространена, о чем свидетельствует множество ее вариантов. К настоящему времени учеными обнаружено и опубликовано около 40 списков XII — XVII вв.

Каждая такая молитва представляет собой акростих (греч. “край строки”), в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита.

Поэтический прием акростиха использовался и до появления толковых азбук у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании Акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канона святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.

Ученые считают, что прообразом созданных славянскими авторами азбучных молитв явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова.

«Aз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то Патриарху Никону):

Н о мне ны́не простра́нно сло́во даждь,

Т ы бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.

Х еруви́мскую ми мысль и ум даждь.

WC , Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость преложи.

Явн ы м сотворю́ Ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,

Ю же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,

Ему́же честь и держа́ва и сла́ва от всея́ тва́ри дыха́ния во вся ве́ки и наве́ки.

Б ог есмь пре́жде всех век,

В е́даю всю та́йну в челов́еце и мысль,

Е сть гнев Мой на гре́шникы.

Ѕ ло есть законопресту́пником.

I шед на а́дова врата́ сокруши́х и ве́реи желе́зныя сломи́х.

Р ече́те Ми сло́во не творя́щие во́ли Моея́, и не услы́шу вас.

Ц и не дах вам пи́ща в пусты́ни?

Щ ито́м вооружи́хся на брань, Го́ры взыгра́шася явле́нием Мои́м,

Юже М я пророци пропове́доша и апосто́ли е́же о Мне научи́ша.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

ЗБУЧНАЯ МОЛИТВА. Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы – это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва. – презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемГаля Чурсина

Похожие презентации

Презентация на тему: ” ЗБУЧНАЯ МОЛИТВА. Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы – это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва.” — Транскрипт:

2 Азбучная молитва – это стихотворная азбука. Можно сказать, что азбучные молитвы – это первые славянские стихи. Первая азбучная молитва была написана учеником святого равноапостольного Мефодия, выдающимся болгарским литератором и церковным деятелем Константином Преславским (епископом Преслава Великого), жившим в IXX веках.

3 Текст этой азбучной молитвы был обнаружен среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем патриарху Никону. Азбучная молитва святителя Константина Преславского

4 Азбучную молитву также называют Толковой азбукой. Тексты азбучных молитв славили дела Божие и помогали выучить азбуку.

5 Азбучные молитвы cоставлены таким образом, что начальные буквы строк (стихов) соответствуют порядку, в котором буквы расположены в азбуке. Такой поэтический прием называется акростих.

6 з словом сим молюся Богу: оже всея̒ твари Зиждителю, идимым и невидимым,

7 оспода Духа посли Живущаго, а вдохнет в сердце ми слово, же будет на успех всем, ивущим в заповедех Ти.

8 ело бо есть светильник жизни акон Твой, свет стезям, же ищет евангельска слова, просит дáры Твоя прияти.

9 о крещению обратишася вси юдие Твои нарещúся хотяще, илости Твоя, Боже, просят зело.

10 о мне ныне пространно слово даждь, тче, Сыне и Пресвятый Дýше, росящему помощи от Тебе.

11 уце бо свои выспрь воздею прúсно, илу прияти и мудрость у Тебе. ы бо даéши достойным силу, ипостась же всякую целúши.

12 пование всех концев земли, араона мя злобы избави, ерувимску ми мысль и ум даждь.

13 , Честнáя Пресвятая Троице, печаль мою на радость преложи.

14 еломýдренно да начну писáти удеса Твои предивные зело, естокрылáтых силу восприиму.

15 ествую ныне по следу учителю, имени его и делу последуя, Явным сотворю евангельское слово, хвалу воздавая Троице в Божестве.

16 же поет всякий возраст, юн и стар своим разумом, зык нов, хвалу воздая присно Отцу, Сыну и Пресвятому Духу.

17 Ему же честь и держава и слава от всея твари и дыхания во вся веки и навеки. Аминь.

18 Перевод сделан русским ученым В.Я. Дерягиным. А вот как звучит эта молитва на русском языке: Аз, буки, азбука – этим словом молюсь Богу: Боже, все тварей Создатель, Видимых и невидимых! Господа, Духа впредь живущего, Да вдохнет мне в сердце Слово! Его же Слово будет спасением всем, Живущим в заповедях Твоих. Засветил светильник жизни, Закон Твой – свет пути моего. И уж ищет евангельского слова, И просит дары Тебя принять славянское племя. К крещению обратились мы все, Людьми Твоими назваться хотим, Милости Твоей желаем, Боже! Но мне теперь пространное Слово дай, Отче и Сын и Святой Дух! Просящим помощи у Тебя, Руки свои воздевающим, дай Силу принять и мудрость Твою. Ты ведь даешь достойным силу, Убогого исцеляешь, Фараонову злобу от меня отводишь, Херувима мысль и ум его мне даешь, О Честная и Пресвятая Троица, печаль мою в радость обрати! Целомудренно буду писать Чудеса Твои предивные. Шестокрылых образ приняв, восшествую по следу Учителя моего, имени Его и делу Его следуя. Явлю евангельское Слово, хвалу воздав Пречистой Троице в Едином Божестве. Юный и старый, поют хвалу Тебе все разумные. Язык новый хвалу воздает Отцу и Сыну и Святому Духу. Ему ж честь и слава от всякой твари и всякого дыхания во веки веков. Аминь.

Похожие презентации

Азбучная молитва. Предисловие « Азбучная молитва » ( иногда называемая « Толковыми азбуками ») стихотворная азбука, одно из самых ранних славянских стихотворений.

КЛАССНЫЙ ЧАС СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ МЕФОДИЙ И КИРИЛЛ, УЧИТЕЛИ СЛОВЕНСКИЕ ВЫПОЛНИЛА ЗЕМЛЯКОВА Л.Н., УЧИТЕЛЬ МБОУСОШ 13 ИМЕНИ А. Д ЗНАМЕНСКОГО.

1. Мой Бог Отец, Твоею славой покрыты небо и вся земля, В Твоих руках вся власть и сила, В Твоих руках судьба моя.

Славьте Бога Господи, как странно, что я жил, Тебя не зная, жил без милости Твоей святой и без Твоей любви, но ныне я с Тобой, меня в семью своих детей.

ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА Беляева И.В., учитель начальных классов Беляева И.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 5 им. П.Н. Бучина г. Тутаев 2011 г.

Я пою Тебе хвалу Мой Спаситель, мой Иисус За все Тебя благодарю Что Ты сделал в моей жизни Твоя радость в сердце моем Не прожить мне без Тебя.

Все награды и венцы свои отдам Все заслуги и хвалу кладу я пред Тобой Ведь подобного Тебе не видел мир Лишь Ты Один достоин, Ты Один достоин.

В сиянии Царя блеск величия Пусть вся земля поёт, в радости поёт Он в свет одел Себя и в страхе меркнет тьма От голоса Его, от голоса Его.

Все творенье закричит. 1. Все творенье закричит Прославит Бога в духе, в истине. Слава верному Царю – Иисусу Христу. Все прославит Тебя Ты велик, Тебе.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность. Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили,

Тема урока: «ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА» Для учащихся 4 класса. Подготовила презентацию учитель Подготовила презентацию учитель начальных классов МБОУ «Тюхтетской.

Главная Заповедь Бога возлюби – всей душой, силой, сердцем и умом – возлюби Его.

Небеса коснулись меня Я тону в присутствии Вижу на престоле Царя Он в меня поверил Чем могу воздать Тебе мой Бог.

Классный час: « ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЁ». Отче наш, Иже еси на небесех! Отче наш, Иже еси на небесех! 1) Да святится имя Твое. 1) Да святится имя Твое. 2)

День за днем Тебя прославлю За Тобой легко идти Ты со мной я это вижу И верю любишь Ты Мне не выразить всем сердцем Так Ты близок, так велик.

Как славен наш Бог Сияние Творца Наполнит небеса И вся земля поёт Вся земля поёт.

Духовная литература. Молитва «Отче наш». А.С. Пушкин «Отец людей, Отец Небесный». Религиозная и светская литература.

27 О наш Отец на небесах!. О наш Отец на небесах! Прими моление мое: Да, славно в славных чудесах, Святится имя ввек Твое!

Рядом со мной Ты всегда И слава Твоя озаряет меня Сердце говорит от Тебя Ищите Меня, я с Тобой на всегда С Тобой навеки.

Благо есть славить Господа И петь имени Твоему, Спаситель! Возвещать утром милость Твою И истину Твою везде.

Еще похожие презентации в нашем архиве:

MyShared.ru – крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!

Все награды и венцы свои отдам Все заслуги и хвалу кладу я пред Тобой Ведь подобного Тебе не видел мир Лишь Ты Один достоин, Ты Один достоин.

Славянская азбука это молитва

Наряду с «Прогласом к Евангелию» это первое стихотворное произведение староболгарской и старославянской литературы. В самом раннем списке (XII в., ГИМ, Синод. собр., № 262) она помещена как часть предисловия («пролог») к «Учительному Евангелию», составленному в 894 г. Константином Преславским, названному «епископом» Великого Преслава в приписке 907 г. Тудора Доксова, переписавшего выполненный Константином перевод «Четырех слов против ариан» Афанасия Александрийского. На сегодняшний день выявлено и опубликовано 43 древнерусских списков Азбучной молитвы. Помещаемой, начиная с XV в., в рукописях как самостоятельное сочинение и часто сопровождаемой сведениями о начале славянской письменности.Сие произведение представляет собой акростих, в котором каждая строка начинается с очередной буквы алфавита. Подобный поэтический приём использовался и до появления «Толковых азбук» у славян — византийские гимнографы следовали ему при написании церковных песнопений и гимнов. Например, азбучный акростих был использован при создании акафиста Пресвятой Богородице, многих кондаков святого Романа Сладкопевца, канонов святого Иосифа Песнописца и других произведений византийской духовной литературы.Стихотворение является акростишной молитвой, в которой каждый стих начинается с очередной буквы славянского алфавита (’ακροστιχίδα κατ’ ’αλφάβητον). Учёные считают, что прообразом славянской «Азбучной молитвы» явился «Алфавитарь» святого Григория Богослова — стихотворение из 24 строк по 12 слогов, каждая из которых начинается с очередной по порядку греческого алфавита буквы. Однако этот греческий текст, в отличие от «Азбучной молитвы», не является цельным произведением, а лишь подборкой нравоучительных сентенций, вроде «плохо быть бедным, но ещё хуже разбогатеть через злое».

«Аз словом сим молюся Богу» (обнаружена среди рукописей бывшей Патриаршей библиотеки в сборнике, принадлежавшем когда-то патриарху Никону). В данном издании молитва приводится в сочетании с изображением соответствующих букв славянской азбуки и их названиями. Сам текст молитвы передается привычными нам буквами русского алфавита с сохранением звучания текста оригинала. Аз сло́вом сим молю́ся Богу:

Бо́же, всея́ твари́ Зижди́телю,

Ви́димым и неви́димым,

Го́спода Ду́ха посли́ Живу́щаго,

Да вдохне́т в сердце́ ми сло́во,

Еже бу́дет на успе́х всем,

Живу́щим в за́поведех Ти.

Ѕело́ бо есть свети́льник жи́зни

Зако́н Твой, свет стезя́м,

Иже и́щет ева́нгельска сло́ва

І про́сит да́ры Твоя́ прия́ти.

Ко креще́нию обрати́шася вси́,

Лю́дие Твои́ нарещи́ся хотя́ще,

Ми́лости Твоя́, Бо́же, про́сят зело́.

Но мне ны́не простра́нно сло́во даждь,

О́тче, Сы́не и Пресвяты́й Ду́ше,

Прося́щему по́мощи от Тебе́.

Ру́ци бо свои́ выспрь возде́ю при́сно,

Си́лу прия́ти и му́дрость у Тебе́.

Ты бо дае́ши досто́йным си́лу, ипоста́сь же вся́кую цели́ши.

Упова́ние всех конце́в земли́.

Фарао́на мя зло́бы изба́ви,

Херуви́мску ми мысль и ум даждь.

Ѡ, Честна́я Пресвята́я Тро́ице, печа́ль мою́ на ра́дость переложи́.

Целому́дренно да начну́ писа́ти

Чудеса́ Твои́ преди́вные зело́,

Шестокрыла́тых си́лу восприиму́.

Ще́ствую ны́не по сле́ду учи́телю, и́мени его́ и де́лу после́дуя,

Ѣ́вным[5] сотворю́ ева́нгельское сло́во, хвалу́ воздая́ Тро́ице в Божестве́,

Ю́же пое́т вся́кий во́зраст, юн и стар свои́м ра́зумом,

Ѧзы́к нов, хвалу́ воздая́ при́сно Отцу́, Сы́ну и Пресвято́му Ду́ху,

Ему́ же честь и держа́ва и сла́ва

от всея́ тва́ри и дыхания

от вся ве́ки и наве́ки. Аминь

Что касается самой азбуки, то значение большинства букв имеет непосредственное отношение к православной вере. Поразительно, насколько была сильна вера наших предков! Для подтверждения своих слов я приведу пример нескольких букв азбуки и их значения. Для простоты чтения, я буду использовать произношение букв. Первая буква славянской азбуки – а ( “азъ”) – так в Священном Писании называет себя Бог. Эта же буква обозначает и человека как подобие Божие. Объединяя акрофонические названия первых трех букв азбуки, получаем следующую фразу:

Аз буки веде – я знаю буквы.

Аз – имя Божие. Я – человек, образ и подобие Божие

Буки – буква, грамота

Веди – ведаю, знаю, разумею

Покой – мир, Царство Небесное

Земля – земля, человек.

Хер – изображение креста

Рцы – скажи, прореки.

Азбука зафиксировала различие звуков “п” и “ф”, также как их звонких аналогов “б” и “в”. В средние века южноевропейцев, произносивших “ф” вместо “п”, на Руси звали фрягами именно из-за особенностей речи: этим, например, отличали южных франков от северных пруссов, фракийцев от персов и т. д..

.

пишется в начале слова, тогда как и обычно пишутся в середине и в конце слова. Кроме того, буква употребляется, чтобы придать отличие падежам множественного (и двойственного) числа по отношению к созвучным им падежам единственного числа.

, используемая в середине слова вместо о, выполняет эту же функцию (создает отличие падежных форм множественного числа); употребляется в предлоге и в префиксе о (об), в падежных окончаниях (родительный падеж), в конце наречий, а также в словах иностранного происхождения.

о обычно пишется в середине и в конце слова.

О (широкое) употребляется в начале слова, являющемся частью корня, а также в некоторых словах.

в корне слова обладает абсолютной устойчивостью; окончании помогает отличить различные падежи, произносимые одинаково, например, тебе: теб (родительный и винительный) и теб (дательный и предложный).

ставится в начале слова, а – в середине и в конце слова.

пишется только в начале слов, а – в середине и конце слов. В начале слов я пишется только в слове язык, как часть тела или дар слова.

– используется в следующих словах (и их производных): звезда, зелие, зло, зверь, змий, зело, зеница, а также для обозначения числа 6.

ъ (ер) пишется преимущественно на конце слова после согласной, при этом иногда его заменяет надстрочный знак ( ), именуемый ерок, в предлогах над, под, пред, из, в аналогичных префиксах и в префиксе в, если после любого из них следует гласная, но не ы.

После гласных а и е буква произносится как в . Над буквой ставится двойная черточка ( ), если она передает безударное и

а) Ударения бывают: острое (оксия) ( ), тяжелое (вария) ( ` ) и облеченное (камора) ( ).

Острое ударение ставится над гласной в начале и середине слова,

тяжелое — над гласной в конце слова. Однако, если непосредственно после слова, оканчивающегося ударной гласной, следует какой-либо из союзов (же, бо, ли), либо безударное слово, преимущественно местоимение (ми, ти, мя и др.), то ставится острое ударение. В отдельных случаях тяжелое ударение (вместе с придыханием, рассматриваемым ниже) ставится над гласной, стоящей в начале слова: иже, убо и др.

Облеченное ударение ставится над гласными в падежных формах слов множественного (и двойственного) числа, если в единственном числе существует сходная форма этого слова.

б) Придыхание ставится над гласной, с которой начинается слово: еси, очима. Придыхание может стоять вместе с ударением, острым или тяжелым: еже, очи, я.

в этом случае различают:

Исо (придыхание+острое ударение), употребляется, если ударение падает на начальный гласный слова

Апостроф (придыхание+тупое ударение), ставится если гласный с придыханием – последний в слове (он же и первый)

в) Титлы используются для намеренного сокращения некоторых слов, которые пишутся с пропуском букв. Вместо пропущенных букв над словом ставится простой знак ( ) либо знак с одной из пропущенных букв. Такие знаки называются титлами.

Оценка 3.1 проголосовавших: 153
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here