Самое подробное описание: псалом 53 молитва - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь
Надписание псалма указывает во-первых, на способ исполнения ("на струнных орудиях"), во-вторых, на характер содержания ("учение"), представляющего размышление Давида по поводу случившегося с ним, и в-третьих, на повод написания – предательство зифеев. Псалом написан тогда, когда Давид скрывался в пустыне Зиф на одной горе от преследовавшего его Саула. Последнему зифеи, с целью выслужиться пред ним, указали местопребывание Давида, куда и пошел Саул, а Давид принужден был бежать в пустыню Маон, отделявшуюся от войск Саула одним холмом. В это время Давид написал и известный нам 21 псалом.
Господи! Спаси меня Твоею силою от врагов, ищущих моей жизни (3-5). Я верю, что Он защитит меня невинного (6-7) и за дарованное спасение я прославлю Его (8-9).
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,
2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: “не у нас ли скрывается Давид?”
3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.
3. "Именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди". Преследования Давида Саулом, как известно, были незаслуженны: Саул преследовал Давида за то, что видел в нем честолюбивого и счастливого соперника в искании престола, тогда как Давид таких замыслов не питал, а назначение на престол Еврейского царства получил от Бога. В силу последнего Давид и не предпринимает никаких средств борьбы с Саулом, но предоставляет свою жизнь воле Бога. Молитва Давида к Богу в данном случае имеет следующий смысл: спаси меня, Господи, так как моя гибель, как Твоего избранника, будет унижением Твоего имени, которое велико в глазах людей. "Суди Твоею силою" – прояви Твою силу сейчас, когда опасность велика и положение Твоего избранника кажется безвыходным.
4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих,
5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.
5. "Чужие восстали. и сильные ищут души моей". – Поступок зифеев по отношению к Давиду отличался такой ненавистью, которая равняла их с чужими; т. е. с язычниками, врагами евреев; "сильные" – это воины Саула, с которыми он стоял недалеко от Давида. "Душу мою" – мою жизнь; враги стремились погубить Давида. – "Не имеют Бога пред собою". Враги Давида не думали о том, согласно ли с волей Бога такое преследование, право ли оно и заслуженно ли Давидом, а руководились посторонними и корыстными расчетами – желанием выслужиться пред Саулом.
6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.
7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.
7. "Он воздаст за зло врагам". Давид верит, что Господь то зло, которое готовят ему враги, отвратит от него и пошлет его на врагов.
– "Истиною Твоею истреби их" – так как Ты, Господи, любишь истину, а пред Тобою я прав, то, как покровитель истины, истреби врагов.
8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо,
9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
8-9. "Прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо" – буду восхвалять Тебя, конечно, в молитвах и псалмах за ниспосланное мне добро. – "На врагов моих смотрело око мое". Простая помощь была оказана Давиду, так как Саул узнал о нападении на южные пределы своего государства филистимлян, вышел навстречу им и Давид мог не бежать от врагов, а смотреть, как они от него удаляются.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Ветхий Завет
Псалом 53.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида, 2 когда пришли Зифеи и сказали Саулу: “не у нас ли скрывается Давид?”
3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня.
4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, 5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.
6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою.
7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их.
8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, 9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
В чем помощь от чтения псалма 53
Толкование 53 псалма повествует нам, что написан он был во время преследования пророка Давида царем Саулом. Псалом этот посвящен поступку зифеев – племени, обитающего вблизи горы Зиф, где царь Давид скрывался от разыскивающего его царя. Разузнав о месте пребывания псалмопевца, зифеи пошли и рассказали о нем Саулу. В их поступке особенно поражает тот факт, что продиктован он был даже не корыстными намерениями, а простой человеческой ненавистью. После этого Давиду пришлось покинуть свое убежище и скрываться в пустыне Маон, в непосредственной близости от войск преследовавшего его царя. Христианский текст 53 псалма дает нам представление о душевном состоянии будущего царя: он растерян и подавлен, и полагается только на Господа.
В каких случаях помогает православный псалом 53?
В православном тексте 53 псалма красной нитью прослеживается мысль о невиновности царя Давида перед Саулом. И действительно, будучи претендентом на трон, указанным через пророка Господом, он не сделал ни малейших попыток к организации государственного переворота с целью смещения действующего царя, предавая свою судьбу в Руки Божии. Это смирение было характерной чертой пророка Давида с юности и до самого последнего вздоха, и оно чувствуется в каждом псалме. Христианский псалом 53 в древности было принято читать об освобождении рабов из рук нечестивых и грубых рабовладельцев.
Слушать на видео православную молитву псалом 53 на русском языке
Читать текст молитвы псалом 53 на русском языке
Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида,
Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою. Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
Православный Псалтыри, текст псалма 53 на церковно славянском языке
Боже, во имя твое спаси мя и в силе твоей суди ми. Боже, услыши молитву мою, внуши глаголы уст моих; яко чуждiи восташа на мя, и крепцыи взыскаша душу мою, и не предложиша Бога пред собою. Се бо, Бог помогает ми, и Господь заступник души моей; отвратит злая врагом моим; истиною твоею потреби их. Волею пожру тебе, исповемся имени твоему, Господи, яко благо; яко от всякiя печали избавил мя eси, и на враги моя воззре oко мое.
Псалом 53 – слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
- Книга Бытие
- Книга Исход
- Книга Левит
- Книга Числа
- Книга Второзаконие
- Книга Иисус Навин
- Книга Судей
- Книга Руфь
- 1-я Книга Царств
- 2-я Книга Царств
- 3-я Книга Царств
- 4-я Книга Царств
- 1 Книга Паралипоменон
- 2 Книга Паралипоменон
- Книга Ездры
- Книга Неемии
- Книга Есфирь
- Книга Иова
- Псалтырь
- Книга Притчи Соломона
- Книга Екклесиаст
- Книга Песня Песней
- Книга Пророка Исаии
- Книга Пророка Иеремии
- Книга Плач Иеремии
- Книга Пророка Иезекииля
- Книга Пророка Даниила
- Книга Пророка Осии
- Книга Пророка Иоиля
- Книга Пророка Амоса
- Книга Пророка Авдия
- Книга Пророка Ионы
- Книга Пророка Михея
- Книга Пророка Наума
- Книга Пророка Аввакума
- Книга Пророка Софонии
- Книга Пророка Аггея
- Книга Пророка Захарии
- Книга Пророка Малахии
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 53
Толкование Псалма 53
Пространная вводная надпись к этому псалму соответствует в русском тексте двум первым стихам его. Учение Давида понимается как размышление его над тем, что произошло с ним.
По форме Пс. 53 представляет собой доверительную молитву Давида, скрывавшегося от царя Саула в пустыне Зиф и преданного (из желания выслужиться перед царем) местными жителями (зифеями). 1-Цар. 23:15-20.
А. Именем Твоим спаси меня (53:3-5)
Пс. 53:3-5. Первая часть псалма (стихи 3-5) – это горячая молитва об избавлении. Именем Твоим спаси меня. "Имя" олицетворяло в древнееврейском сознании того, кто носил его. Поскольку Саул преследовал Давида необоснованно, движимый подозрительностью и завистью, Давид же не пытался отнять у него престол, но отдать его Давиду было решением Бога, то ради имени Его он и просил Господа о спасении. Вторую часть стих 3 надо понимать как просьбу о явлении силы Божией в защиту Давида.
Зифеи предали Давида лишь из желания расположить к себе Саула, они не задумывались о том, угоден ли их поступок, да и поведение самого Саула по отношению к Давиду, Богу (они не имеют Бога пред собою; стих 5). В коварстве их и безжалостности Давид уподобляет их, обитателей горной Иудеи, – "чужим" (вероятно, подразумевая язычников). Под "сильными", которые ищут души его, он разумел воинов Саула и его самого.
Б. Бог – помощник мой (53:6-9)
Пс. 53:6-9. Здесь, во второй части псалма, Давид выражает уверенность в помощи Бога, в том, что Он воздаст его врагам… за зло, которое они чинят ему, Божиему избраннику.
Под истиною Божией в стихе 7 могут пониматься и правота высших целей Господа, которыми Он руководствуется в Своих решениях, в частности, в решении отдать израильский престол Давиду, и Его любовь к правде, справедливости, наконец, верность Его своему избраннику. Ради этой истины истреби преследователей моих, просит Давид.
В стихе 8 – обещание принести Богу в благодарность мирную жертву (Лев. 3; 7); принесение такой добровольной жертвы сопутствовало в древнем Израиле выражению славословий и хвалы за избавление от беды. Давид обещает славить имя Господа (т. е. Его Самого), сознавая, что оно – источник добра, блага. Грамматическая форма прошедшего времени в стихе 9 свидетельствует об уверенности Давида в том, что Бог избавит его: в сознании просящего это как бы уже совершилось. Он как бы уже видел (окончание стих 9) отступление своих врагов. Саул со своими воинами и в самом деле вынужден был отойти от мест где скрывался Давид, узнав о вторжении в страну с юга филистимлян (об этом в 1-Цар. 23:27-28).
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Псалом 53: Молитва о защите от смерти
«Начальнику хора. На струнных орудиях». Псалом был предназначен для исполнения на струнных инструментах. Мы должны овладеть самыми разными музыкальными орудиями и стать поистине искусными музыкантами, чтобы должным образом исполнять священные песнопения. Монотонность убивает церковное поклонение. Пути Господни многоразличны, и наши песни должны отражать это многообразие. «Учение Давида». Наши песнопения должны быть наставлением как для нас, так и для других. И в песнях должно быть наставление. Сочинения Давида были многочисленны и душеполезны. Жизнь его была полна событий и переживаний, и все они послужили к нашему благу, ибо сладостные гимны Псалтири уходят корнями в эти события. Сегодня эти песни так же актуальны, как и тогда. «Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: „Не у нас ли скрывается Давид?"» Заискивания зифеев перед Саулом были нарушением законов гостеприимства. Они готовы были пролить невинную кровь, только бы втереться в доверие царя. Давид поселился у них тихо, надеясь немного отдохнуть от нескончаемых скитаний; они же предали его. Давид обратился к Богу в молитве, и вера его была столь сильна, что скоро он ощутил безмятежную радость.
Композиция
Начиная с третьего стиха, перед которым стоит пауза «селах», псалмопевец возносит молитву к Богу. В остальных стихах он, отбросив все сомнения, воспевает гимн радости и торжества. Сильная вера убивает беспокойство и дает чувство безопасности.
Истолкование
3 Боже! именем Твоим спаси меня, и силою Твоею суди меня. 4 Боже! услышь молитву мою, внемли словам уст моих, 5 ибо чужие восстали на меня, и сильные ищут души моей; они не имеют Бога пред собою.
3. «Боже! именем Твоим спаси меня». Ты — Спаситель мой. Вокруг меня одни враги и их пособники. Мне негде найти прибежище. Все земли отвергли меня и отказывают мне в пристанище. Ты же, Господи, укроешь меня в тени крыл Своих и избавишь от всех моих врагов «именем Твоим», то есть Твоей всеблагой сущностью. Пусть все Твои божественные качества помогут мне в этой беде. Пусть все совершенства Твоего великого имени придут ко мне на помощь. Разве Ты не поручился за мое спасение Своей славой? «И силою Твоею суди меня». Восстанови для меня справедливость, ибо никто, кроме Тебя, не способен на это. Ты можешь рассудить меня по правде и воздать за грех, совершенный против меня, державным могуществом Своим. Мы едва ли дерзнем обратиться к Богу, если мы не правы, однако если мы знаем, что можем не бояться Его правосудия, то смело предаем Ему свое дело.
4. «Боже! услышь молитву мою». Именно так святые во все века защищались от своих врагов. Пока Бог слышит наши молитвы, у нас всегда есть выход. Даже если все оружие мира бессильно против врага, к молитве мы можем прибегать всегда. Ни один враг не в силах расстроить замыслы Бога. «Внемли словам уст моих». Молитва вслух весьма полезна, ибо, когда мы произносим слова и разумом, и языком, то лучше осознаем происходящее. Но что толку молиться, если Бог не слышит молитв? Если Бог затворил уши, то совершенно все равно, говорим ли мы разумные вещи или несем чушь. Оказавшись в опасности, Давид не мог довольствоваться формальной молитвой, произнесенной по привычке. Ему непременно надо было, чтобы Бог услышал его, а иначе он стал бы жертвой своих врагов.
5. «Ибо чужие восстали на меня». Не имевшие никаких причин для ненависти восстали на Давида — люди, которым он не мог причинить вреда, ибо не знал их. Они были чужими как Давиду, так и Богу. Разве можно было позволить им досаждать благочестивому Давиду и грозить ему уничтожением? Ребенок всегда жалуется отцу, когда на него нападают чужие. Есть ли у них на это право? Пусть убираются прочь и занимаются своими делами.
«И сильные ищут души моей». Саул, этот тиран и гонитель, породил целую армию таких же, как он. Цари любят чеканить свое изображение и распространять его по всему свету. Он подал пример, и ему последовали другие. Они искали души Давида и жаждали его крови. Ненависть их была жестокой и неудержимой; они хотели уничтожить благочестивого мужа и не остановились бы на полпути. «Они не имеют Бога пред собою». Нечестивцы не знали Бога и потому не придавали значения правде и справедливости. Если бы они чтили Бога, то не предали бы невинную кровь, и Давид не уподобился бы загнанному оленю. Давид чувствовал, что корнем этой вражды было неверие. Благочестивые люди подвергаются гонениям ради Господа и должны молить Его о спасении именно по этой причине.
«Селах». Давид как бы сказал: «Довольно, сделаем паузу». Он слишком устал, изливая свой праведный гнев. Глубокое осознание несправедливости заставило его приостановить пение. Следует отметить, что, делая больше пауз, мы будем молиться с большим успехом. Как правило, мы слишком спешим, поэтому чем больше мы будем позволять себе пауз и тратить их на благочестивые размышления, тем больше в наших словах будет смысла, а в чувствах — страсти.
6 Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою. 7 Он воздаст за зло врагам моим; истиною Твоею истреби их. 8 Я усердно принесу Тебе жертву, прославлю имя Твое, Господи, ибо оно благо, 9 ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое.
6. «Вот, Бог помощник мой; Господь подкрепляет душу мою» Давид видел что враг окружил его со всех сторон но взглянув на тех, кто сражался вместе с ним, Он увидел среди них великого Помощника, чья помощь ценнее помощи целого мира. Давид обрадовался, узнав божественного Воина, и воскликнул: «Вот Бог помощник мой!» Воистину, эта тема радовала святых во все времена: могучий Господь защищает народ Свой. Сколько бы врагов ни восстало на нас, какой бы жестокой ни была их ненависть, Господь поднимает Свой щит и меч и приходит к нам на помощь. Когда Господь — защита наша, мы не боимся даже самого лютого врага. Господь среди тех, кто помогает душе моей. Царствующий Господь, великий Адонай, сражается на моей стороне. Этот великий Воин сильнее тройки храбрых, сильнее всех тех, кто избрал Давида своим вождем. Псалмопевец был полон святой уверенности в Боге и, чувствуя, что сердце его всецело предано Господу, был убежден, что Господь за него. В третьем стихе Давид просил Бога об избавлении, а здесь он благодарит Бога за поддержку. Прося об одной милости, нельзя забывать о том благе, которое мы уже имеем. Иметь друзей — великое благо, а иметь среди своих друзей Господа — благо наивысшее. Сколько бы ни было у нас друзей, все они — ноль, пока Господь не станет перед ними, подобно единице, чтобы сделать из них реальное число.
7. «Он воздаст за зло врагам моим». Они творили зло и получат по заслугам. Злоба никогда не останется без наказания. Снисходительность к гонителям была бы жестокостью по отношению к гонимым. Однако извечное правило непреложно: стрелы ненависти падут на голову тех, кто их выпустил. Сколько гонителей было убито отдачей собственного ружья! «Истиною Твоею истреби их». Эти слова были сказаны не в мстительном духе, но в духе согласия с обоснованным вердиктом справедливого Судьи. Пусть Твои предупреждения не будут пустыми; определения Твои справедливы и истинны, так пусть же они исполнятся. Это не личное желание Давида, это торжественные слова воина, познавшего лишения и боль, слова народного вождя, помазанного на царство, слова человека, воспитанного в школе Моисея, чей закон гласит: «Око за око, зуб за зуб».
8. «Я усердно принесу Тебе жертву». Я принесу жертву Богу от всего сердца. Давид был настолько уверен в Божьем спасении, что заранее дал обет. Его благодарность была столь велика, что он готов был наполнить все жертвенники Бога приношениями радостного сердца. Чем больше мы получили, тем больше должны отдавать. Угодны ли Богу наши жертвы, во многом зависит от того, приносим ли мы их от всего сердца, с желанием. «Доброхотно дающего любит Бог». «Прославлю имя Твое, Господи». Давид решил прославить Господа вслух, как если бы никакие жертвы не могли выразить его чувства. Он вознесет в благодарении то имя, которое решил упомянул в молитве. Смотрите, как прямо он обращается к Богу: «Господи». Яхве — главное имя, в котором Бог открылся Израилю, имя, которое пробуждает самые возвышенные чувства и рождает угодную Богу хвалу. Никто не может славить Господа так благоугодно, как те, кто познал ценность имени Бога во время скорби. Псалмопевец добавил: «Ибо оно благо». Эти слова можно понять двояко: Давид называет либо благим имя Бога, либо благой хвалу Ему. О, как полезно для души нашей постоянно восхвалять Господа! Нет большего счастья, чем хвалить Бога усердно и непрестанно. Хвала делает нас святыми. Хвала хороша, потому что она приносит пользу нам и окружающим. В пятом стихе Давид написал, что его враги не имеют пред собой Бога. Здесь он решительно отмежевывается от них и принимает решение всегда помнить о Господе, приносить Ему жертвы тельцов и жертву хвалы.
9. «Ибо Ты избавил меня от всех бед, и на врагов моих смотрело око мое». Давид надеялся, что, поскольку Бог избавлял его прежде, Он и теперь избавит его от врагов. Жизнь Давида была полна опасностей и безвыходных ситуаций, но Бог неизменно хранил его. Вспомнив эти великие избавления, Давид пожелал излить свою хвалу Господу. Он думал о милости Божьей, как о чемто гарантированном и непреложном, и пел:
Новая песнь из уст моих льется,
Нежные звуки, любимые мной.
Слава, Всевышний, за всю Твою милость,
За благодать, что вкушаю с Тобой.
Господь, заключивший с нами новый завет, пообещал, что избавит нас от всех скорбей. Давайте же вознесем Ему торжественную хвалу уже сейчас, ибо Он верно хранит тех, кто уповает на Него. До сих пор обещания неизменного Бога всегда исполнялись, поэтому, когда мы вступим в неизвестность будущего, Он обязательно будет нашим покровителем и защитником. «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему».
«И на врагов моих смотрело око мое». Давид знал, что смело посмотрит в глаза надменному врагу, посмотрит сверху вниз на тех, кто некогда презирал его. Это было для него делом справедливости, а не просто желанием отомстить. Его праведная душа ликовала при мысли о том, что ничем не спровоцированная, необоснованная злоба будет осуждена справедливым судом. Если бы и мы, как Давид, могли очистить сердце от всякой ненависти, то могли бы вместе с ним возрадоваться тому, что божественная справедливость спасает праведных и наказывает злопыхателей. В завершение давайте усвоим, что во всякой беде и во всякой опасности мы можем, как благочестивый Давид, прибегать к помощи Божьей, уповать, как он уповал, и петь те же самые хвалебные песни.
Советы проповедникам
Стих 3. В избавлении святых на карту поставлена слава и могущество Божье.
1. Если святые не будут избавлены, то пострадает и слава, и могущество Божье.
2. Если святые будут спасены, то это прославит славу и могущество. Божье.
З. Мы можем всегда просить Бога о явлении Его славы и могущества, ибо они неизменны.
Стих 4. Самое главное в молитве:
1. что подразумевается под утверждением: «Бог слышит наши молитвы»;
2. как мы можем быть уверены, что Он слышит нас;
3. что делать, если у нас возникают сомнения;
4. что мы должны делать, когда Бог услышал нас.
Стих 5. Странные испытания:
не являются чемто необычным:
а) для Бога они вполне обычны;
б) в истории Церкви их было множество;
в) когда мы их ожидаем, укрепившись благодатью, они не кажутся нам странными;
обновляют нашу жизнь:
а) открывают по–новому Бога;
б) напоминают давно забытые обещания;
в) выявляют наши скрытые способности;
г) учат новой хвале.
Стих 5 (вторая часть). Корень греха:
1. если бы нечестивые помнили о власти Господа, то не посмели бы грешить;
2. если бы они вкусили Его любовь, то никогда не захотели бы грешить;
3. если бы они были преображены в Его образ, то не смогли бы грешить.
Стих 6. Истина, вызывающая изумление:
1. Бог на моей стороне — незаслуженная благость;
2. Бог милостиво помогает мне — кто в силах Ему воспротивиться;
3. Бог помогает мне в реальных бедах — Он подкрепил душу мою.
Стих 8. Наши жертвы должны быть доброхотными, щедрыми, бескорыстными, радостными и постоянными.
Стих 8. Блаженство в прославлении благого имени.
Стих 9 (первая часть). Восклицание прощенного грешника, ликование спасенного, песнь зрелого христианина, крик прославленного верующего.