Последняя пятничная молитва хамзата чумакова

Самое подробное описание: последняя пятничная молитва хамзата чумакова - для наших читателей и подписчиков.

Последняя проповедь Хамзата Чумакова

Статья посвящена известному мусульманскому духовному наставнику — Хамзату Чумакову. Его пятничные проповеди имеют огромный ажиотаж. Что необычного в имаме, за что на него покушались, почему Хамзат считается опальным для одних и «золотым» для других, о религиозных убеждениях проповедника вы узнаете в этой статье.

Хамзат Чумаков служит имамом в мечети. Его проповеди собирают массу народа. Их записывают и передают из уст в уста.

Хамзат Чумаков является духовным лидером и популярным в народе проповедником. Являясь имамом в мечети города Назрани (Ингушетия), Хамзат Чумаков известен во всем мире своими проповедями, в которых отражена вся его жизненная позиция. Пятничные проповеди имама чрезвычайно проникновенны и эмоциональны, в них Хамзат доступным языком доносит сущность религии Аллаха. Большинство верующих не только не пропускают ни одну проповедь высокочтимого имама, но и стараются распространять записи проповедей среди всех желающих.

Любимец народа

На пятничную проповедь имама собирается до десяти тысяч верующих.

За короткое время, шейх Хамзат-Хаджи Чумаков стал любимцем и наставником десятков тысяч мусульман. Его при жизни называют «живой легендой» Ингушетии. Среди официальных званий Хамзата Хасановича — лауреат конкурса правозащитной организации «Машр», победитель в номинации «За миротворческую деятельность», номинант конкурса «Герой Кавказа-2013».

Но самое важное — это то, что Хамзата Чумакова обожает простой народ.

Это честный и порядочный человек, проповедующий терпимость, уважение к простому человеку, осуждающий ненужные убийства и казни. Хамзат Чумаков совершенно не стремится к роскоши или обладанию какими-либо земными благами.

Нет у него богатой недвижимости, роскошных машин, огромных денежных накоплений. Хамзата Чумакова называют «луч в темном царстве», подразумевая его отличительные особенности от других имамов, осуждающих Хамзата за его смелые идеи.

Не скрывая свою выдающуюся общественную позицию, имам не раз «переходил дорожку» чиновникам своей страны. Но угрозы и нападки не заставили этого героического человека открыто говорить о своих человеколюбивых миротворческих взглядах и убеждениях. В 2009 году Хамзат Хасанович перенес покушение, после которого он серьезно повредил и потерял ногу. Но, как говорят соратники Хамзата, Аллах сохранил ему жизнь и возможность нести свое слово обычным людям, не имеющим таких глубоких познаний в области Имана.

Пятничные проповеди

Удивительно, но пятничные проповеди Хамзата Чумакова пользуются необычайной популярностью среди мусульман всего мира. Многие из них сопровождаются субтитрами на русском языке для просмотра русскоязычными мусульманами. Запросы в Интернете в отношении проповедей этого уважаемого имама просто зашкаливают. И это, следует заметить, не певец, не актер, не политик, а духовный наставник и проповедник.

На пятничные молитвы в Насыр-Кортскую мечеть к имаму Хамзату часто приходят до десяти тысяч человек. Это и студенты, и полицейские, и чиновники, и министры, и врачи, и безработные. Ведь все они равны перед Аллахом и все нуждаются в таких простых и нужных словах талантливого наставника, которые учат жить в согласии с Аллахом и со своей душой.

Чем неугоден имам

Как и любая другая яркая личность в сфере религии, отношение к имени Хамзата Чумакова и в Ингушетии, и в России неоднозначное.

Для большинства жителей России слово «мусульманское» уже изначально ассоциируется со словом «опасное». Действительно, напряжение среди двух религиозных направлений — православных и мусульман, становится все более жестким. Мало кто из жителей бывшего СНГ, считающих себя христианами, всерьез изучает духовные книги, будь то Библия или Коран. Но у большинства из них мусульманство ассоциируется с пугающими фразами типа «убей неверного» или смертницами – хасидами, взрывающими себя «во имя Аллаха». Ужас наводит появление в общественных местах женщин, облаченных в хиджаб, гонениям подвергается любая исламская литература, душу леденят рассказы о христианах, променявшими свою семью на служение Аллаху.

Многие обыватели считают, что все мусульмане — фанатики, которых надо опасаться и обходить десятой дорогой. А учиться у них вообще нечему, особенно нам, таким «продвинутым» современным людям. Но так ли это, попробуем разобраться вместе.

Друзья и враги

Многие называют имама «оппозиционером в мечети» за призыв жить в мире и согласии. уважать женщин.

В самой же Ингушетии многих официальных и духовных лидеров напрягают «независимые» проповеди имама Чумакова. Хамзат Чумаков примерный семьянин, имеющий четверых детей и жену, учительницу английского.

Публичные выступления досточтимого проповедника являются глубокими и идут, кажется, от самого сердца. Говоря об ингушском «кодексе чести», Хамзат Чумаков призывает людей к прекращению убийства и кровопролитий, говорит о губительной силе ненависти и насилия против соплеменников. Стариков имам называет не иначе, как «наше золото», а воспитание молодежи считает главным делом человеческой жизни. Еще более удивительным является публичный призыв Хамзата Чумакова к уважительному отношению к женщине, что до сих пор является величайшей редкостью в мусульманских странах. За все это и многое другое его называют «оппозиционером в мечети».

Неофициальное лидерство этого талантливого человека дорого обошлось имаму. Только чудом Хамзат Чумаков остался жить после серьезного покушения на его жизнь

Жизнь после покушения

Получив большой урон здоровью после покушения в 2009 году, имам Чумаков продолжает служить народу и доносить до него доскональное знание исламской религии.

Даже покушение не озлобило проповедника и не заставило отказаться его от своих убеждений. По словам имама, это показало, как «скоротечна жизнь» и что «необходимо успеть сделать для своего народа». Хамзат считает «жизнь без цели и пользы простым существованием».

К сожалению, здоровье духовного наставника серьезно пострадало после ранения. Но все это не сломили силу духа проповедника. Главное, что удалось сохранить ему — это душа, с которой, словам имама, «не в силах что-либо сделать ни один человек», так как «она принадлежит лишь Всевышнему Аллаху». Это ли не пример самоотверженного Служения и феноменальной стойкости духа?

В чем сила проповедей имама Чумакова

О проповедях Имама Чумакова говорится много. Каждую пятницу множество верующих с волнением ожидают новое выступление имама. Даже во «всемирной паутине» можно найти каждую проповедь Хамзата Чумакова. Некоторые из них снабжены русскими субтитрами или переведены на иностранные языки. Даже не зная ингушского языка, можно заметить, что этот талантливый человек очень убедителен и эмоционален в своих проповедях.

Проповеди «от сердца»

Огромный эмоциональный заряд проповедей никого не оставляет равнодушным. Иногда имам не только доводит до слез своих слушателей, но и сам часто не сдерживает слез. Выступления Хамзата Чумакова идут от души и от сердца, поэтому так живо воспринимаются простыми людьми. Его проповеди являются ответом на вопросы многих верующих, всегда актуальны и неповторимы.

Знание психологии собеседника

С точки зрения психологии, имам всегда учитывает уровень подготовки аудитории, перед которой выступает. Доскональное знание Ислама, грамотная речь, понятные примеры из разных источников притягивают внимание к нему любой аудитории. Многие руководители ингушской диаспоры называют Хамзата Чумакова не иначе как «шейх» или «ученый» за его поразительное умение донести до людей любого сословия или национальности свои бесценные религиозные познания. С огромным успехом имам выступал перед студенческими аудиториями Питера, Москвы, Ростова, Ставрополя…

Важные темы проповедей и интервью имама

Помимо проповедей, Хамзат Чумаков часто выступает по телевидению и дает интервью журналистам. Для лучшего понимания мировоззрения Хамзата Чумакова стоит рассказать о его высказываниях, отражающих общественную и нравственную позицию имама.

О равенстве людей

Хамзат не устает упоминать в своих проповедях о том, что все люди — братья, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Одним из нашумевших интервью является интервью в январе 2013 года для местного религиозного журнала.

Цитируя слова пророка Мухаммеда, Хамзат напомнил верующим о равенстве всех людей на Земле. Не допуская даже мысли о превосходстве одного человека перед другим из-за цвета кожи, он называет всех мусульман «братьями», составляющими единое братство. Единственно возможным превосходством в отношениях между людьми имам считает превосходство «в благочестии и хорошем нраве».

О молодежи

Пятничную проповедь 21 февраля 2914 года имам посвятил молодежи. Хамзат указывает на огромное, часто негативное, влияние СМИ на формирование убеждений молодежи и выступает против вседозволенности, ведущему к растлению молодых душ. Хамзат Чумаков предупреждает о страшных последствиях алкогольной и наркотической зависимости, приводящим к совершению преступлений и самоубийствам среди молодежи.

Имам называет молодость «даром и великой милостью Творца» и «быстро уходящим гостем», воспользоваться которыми надо мудро.

Хамзат призывает молодых людей правильно распоряжаться свободным временем, сохранять здоровье, по-братски относиться к другу и не оставлять добрые дела «на потом».

Не тому ли самому нас учат и великие педагоги всех времен и народов?

Об отношении к женщине

В интервью Елене Севрюковой в 2013 году Хамзат Чумаков коснулся «женской» темы. Имам призывает женщину «баловать, дарить подарки и обеспечивать комфортом и уютом». Духовный наставник открыто выступает против тех мусульман, которые унижают, запахивают и загоняют своих жен, называя достойных жен и матерей «святыми».

Не правда ли, совсем ничего общего с отношением к «забитой восточной женщине»!

О власти и чиновниках

В том же интервью, имам коснулся «щекотливой» темы о чиновниках. Говоря о тех из них, кто ворует у народа деньги и злоупотребляет властью, Хамзат заявляет, что их даже посещение Хаджа «не очистит от грехов». Проповедник призывает «власть имущих» «не марать святое», вернуть народу ворованные деньги и покаяться.

Как смело, не правда ли? Много ли проповедников могут позволить себе так выражаться, называя белое «белым», а черное «черным»?

Конечно, фигура этого человека неоднозначна. Он может быть излишне резким или излишне эмоциональным, но только не равнодушным. Хамзата Чумакова называют «человек мира», и это правда. Только талантливый человек, которого «Бог (или Аллах) поцеловал» может быть таким понимаемым и принимаемым везде, куда не вхожи другие люди. Его духовность, дружелюбие и отношение «через сердце» прокладывает дорогу к общению с каждым. Да хранит Аллах (или Бог) этого духовного наставника многих и многих людей!

Читайте на сайте интересные статьи:

Если у Вас остались вопросы или Вам необходима помощь в сложившейся жизненной ситуации, вы можете проконсультироваться с нашими экспертами.

Статьи на похожие темы:

Комментарии посетителей сайта

Это личность в первую очередь интересна тем — что он наш с вами современник. Личность действительно многогранная и противоречивая, но явно центрирующая интерес на себе теми или иными способами. А кто то знает, что с ним прямо сейчас?

Вот это я понимаю — духовный наставник. А к мусульманам у нас действительно настороженное отношение теперь. И хотя знаешь, что все люди разные и нельзя судить о всей нации по действиям отдельных людей, но все равно закрадываются такие мысли.

Мне вспоминается одна притча: Однажды в жаркую летную погоду, как-то мужчина увидел мусульманку, которая была одета в хиджаб. Он подошёл к ней и спросил: «Ты одета не по современному, посмотри на своих сверстниц, как они одеты по последней моде, они ходят в миниюбках, грудь, шея, руки, живот у них открыты, красивый загар тела, тем самым подчеркивают свою красоту, разве тебе не хочется так одеваться?».

Девушка ответила ему: «Слава Аллаху! Я являюсь рабыней Аллаха, а не рабыней моды». Молодой человек не унимался, задал следующий вопрос: «Разве тебе не жарко в этой одежде?».

Девушка ответила: «Пламя ада еще жарче».

Ещё немного и ваши невежественные языки причислят обычного человека, абсолютно не выдающегося ничем к лику святых. Невежество всегда восхваляет себе подобных от собственного слабого бессилия и потому как боится остаться без лидера. Простите если кого обидела….

О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах – Прощающий, Милосердный».

По этому поводу вспоминается мне вот что: Имам Садык изволил сказать: «Употребляющий опьяняющие напитки приравнивается к идолопоклоннику, следовательно, в день Суда он воскреснет безбожником. Вино — основа каждого греха».(Васаил аш-Ши’а)

Хамзат Хамсанович очень знаменитая личность, особенно среди мусульман. Это человек широкой души, очень добрый и отзывчивый. Что не происходило с ним, он всегда оставался верным народу, религии. Если бы больше было таких людей, мир бы совершенно по-другому выглядел бы, и намного счастливее бы были люди.

Я отношусь с прохладцей ко всем этим предсказания. И не понимаю, зачем люди обращаются к магам. и так все станет понятно, от судьбы не уйдешь. Лучше брать все в свои руки, надеяться на себя, и главное не делать зла никому. И тогда все будет хорошо, все препятствия преодолеваются. Но в то что люди которые чувствуют что-то больше чем все остальные — я верю.

Добавить комментарий Отменить ответ

Вопросы и Ответы

Интернет журнал о загадочном и непознанном

© Copyright 2015-2017гг. Все права защищены. Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки. 18+ Строго для совершеннолетних!

Последняя пятничная молитва хамзата чумакова

Телевидение

Радио онлайн

События в мире

Хамзат Чумаков. Пятничная проповедь от 08.04.2016г

  • Добавить комментарий
  • 845 просмотров

Вы можете разместить эту новость у себя в социальной сети

Доброго времени суток, уважаемый посетитель!

В комментариях категорически запрещено:

  1. Оскорблять чужое достоинство.
  2. Сеять и проявлять межнациональную или межрелигиозную рознь.
  3. Употреблять ненормативную лексику, мат.

За нарушение правил следует предупреждение или бан (зависит от нарушения). При публикации комментариев старайтесь, по мере возможности, придерживаться правил вайнахского этикета. Старайтесь не оскорблять других пользователей. Всегда помните о том, что каждый человек несет ответственность за свои слова перед Аллахом и законом России!

Салафиты наводят свои порядки в Ингушетии

Приверженцы традиционного ислама оказались побеждены в отдельно взятой мечети

Владислав Мальцев

Обозреватель приложения “НГ-Религии”

Из-за конфликта в мечети Насыр-Корта ее оцепили вооруженные силовики и бронетехника. Кадр из видео YouTube

Конфликт вокруг мечети в Насыр-Корте – селе в Ингушетии с населением 12 тысяч человек, административно входящем в состав города Назрань – привел к мобилизации местных полицейских и военных, а затем вышел на федеральный уровень, выразившись в письмах ее имам-хатыба (настоятеля) Хамзата Чумакова к президенту России Владимиру Путину, главам Следственного комитета и ФСБ с просьбой взять ситуацию под контроль. Между тем сам Чумаков является одной из сторон конфликта, противостоящей официальному духовенству республики и местным верующим, исповедующим традиционный для региона суфизм. Борьба суфиев и салафитов в этом крупном культовом здании 5 июня выплеснулась в массовые столкновения прямо во время богослужения, жертвой беспорядков едва не стал и муфтий республики Иса Хамхоев.

Детонатором конфликта стало то, что, как сообщил 7 июня «Кавказскому узлу» советник главы Ингушетии по национальным и религиозным вопросам Харон Торшхоев (ранее об этом же писали в соцсетях северокавказские пользователями), «в прошлую пятницу (29 мая. – «НГР») Чумаков заявил в категоричной форме, что в мечети Насыр-Корта обеденная молитва выполняться не будет – верующие должны ограничиться пятничной молитвой». Стоит пояснить, что обеденную (зухр) молитву совершают после пятничной (джума) представители традиционно распространенных на Северном Кавказе суфийских орденов (тарикатов), а вот салафиты, появившиеся в последние десятилетия в России адепты «чистого ислама» в его ближневосточной версии, считают это несовместимым с исламом «нововведением» и «заблуждением», ссылаясь, например, на разъяснение по этому поводу верховного муфтия Саудовской Аравии в 1993–1999 годах Абдуль-Азиза ибн-База. Как известно, в этой арабской монархии государственной религией является ваххабизм.

По словам Торшхоева, так как «в единственной мечети Насыр-Корта последние несколько лет проповеди читает Хамзат Чумаков», то «в ней собирается в основном одна молодежь, приезжающая со всей республики» (очевидно, речь идет о салафитах), в то время как часть жителей села вынуждена ездить для молитвы в другие населенные пункты. «Они объясняют это тем, что Чумаков не так читает проповеди – оскорбляет тарикаты, устазы, вирды, которых придерживается большинство верующих республики», – добавил советник главы Ингушетии. Насыр-кортские суфии отказались принять новые порядки в мечети и пообещали все же провести обеденный намаз, а также пригласили на него муфтия республики, потребовав от него решить вопрос с контролем за мечетью села. «Муфтий не назначал Чумакова имамом Насыр-Кортской мечети, жители села его не выбирали, – объясняет Торшхоев. – У них есть законный имам Руслан Чахкиев, они хотят, чтобы он вел пятничную молитву, хотят слушать его проповеди». В свою очередь, салафиты объявили в соцсетях мобилизацию своих сторонников. «Всем братьям Ингушетии, Чечни, Дагестана и Кабардино-Балкарии, кто себя причисляет к ахлю-сунна валь джамаа (общеисламский термин, повсеместно используемый салафитами для названия своих общин. – «НГР») обращаемся с просьбой приехать в село Насыр-Корт и защитить имама Чумакова Хамзата!» – такой призыв распространялся 5 июня по салафитским группам в ВКонтакте, объединяющим десятки тысяч пользователей. По словам Торшхоева, приверженцы Чумакова собрались в мечети заранее, а часть из них «даже переночевала в мечети». Обстановка была накалена до предела, в связи с этим, судя по видео, выложенным очевидцами событий в Интернете, к мечети к началу богослужения были стянуты в большом количестве вооруженные сотрудники силовых ведомств в бронежилетах, а также бронетехника.

О том, что произошло на молитве в мечети, 7 июня рассказал «Кавказскому узлу» муфтий Хамхоев: «Я встал, хотел взять микрофон и обратиться к людям. В этот момент вскочили молодые люди, и началось непонятное. Меня начали толкать. Хорошо, что ребята подошли, окружили меня и вывели из мечети». «Прихожане в мечети. толкали друг друга. Такого раньше среди ингушей не было», – удивленно говорит муфтий. Достоверность его рассказа подтверждается видеозаписью событий, выложенной в салафитских группах в ВКонтакте, – на ней видно, что, как только муфтий (хорошо узнаваемый по внешнему виду) поднимается и делает шаг к Чумакову, все сидящие вокруг молодые люди вскакивают и бросаются к Хамхоеву. «Муфтий подходит к Хамзату и руками машет, – сообщал модератор группы «Ансарус-Сунна» в ВКонтакте, в которой ранее появлялось объявление о мобилизации салафитов в Насыр-Корт. – Нам неизвестно, что он сделал бы, если бы его не убрали, и братья сделали правильно».

В интервью сайту OnKavkaz.com Чумаков, заявив о бывшей даже на богослужении «небольшой потасовке», в ходе которой «провокаторов» выдворили из мечети, сделал интересное замечание. По его словам, «после их (его с ближайшим окружением. – «НГР») ухода сторонники муфтията начали демонстративно проводить там традиционный среди последователей Кунта-Хаджи (основатель ордена «Кадырийя» на Северном Кавказе суфийский шейх Кунта-Хаджи Кишиев (ум. 1867). – «НГР») зикр, который также является одним из камней преткновения в отношениях между разными религиозными обществами Ингушетии». Намек понятен в контексте видео, появившегося в группе «Ансарус-Сунна» под названием «Конец суфийского зикра». На нем видно, как в центре мечети несколько десятков верующих, встав в круг, совершают зикр (круговой танец с пением), а затем на них «наплывает» из дальнего конца зала целая толпа людей, с криками выталкивающих (возможно, избивая) суфиев прочь. Видео сопровождалось текстом: «Их молитва возле мечети была всего лишь свистом и хлопаньем в ладоши. Вкусите же мучения за то, что вы не верили (сура аль-Анфаль, аят 35)».

Религиозное противостояние в Ингушетии используется в интересах уже существующего противостояния тейпов (родов). Имам Хамзат Чумаков, как сообщают местные СМИ, принадлежит к влиятельному тейпу Евлой, включающему в себя помимо собственно Евлоевых и еще несколько десятков ингушских фамилий. В нулевые годы Магомед Евлоев был самым заметным оппозиционером в республике, владельцем раскрученного сайта Ингушетия.ru, агитировавшего жителей на протестные акции. К осени 2007 года Назрань напоминала Киев периода боев на евромайдане – центральную площадь занимали тысячи протестующих, которые жгли покрышки и забрасывали полицейских бутылками с зажигательной смесью. В августе 2008 года Магомед Евлоев был убит, вскоре был закрыт за экстремизм его сайт, после чего оппозиционная активность пошла на убыль. Но определенные силы в республике и за ее пределами явно заинтересованы в повторении тех событий. В декабре 2014 года заработал сайт galgayche.org, выступающий с резкой критикой местной и федеральной властей. Галгайче – название республики на ингушском языке, что немаловажно, так назывался и «вилаят», созданный на ее территории «Имаратом Кавказ», активно действовавший в 2008–2010 годах.

8 июня обозначил свою позицию по поводу конфликта в мечети в Насыр-Корте глава республики Юнус-Бек Евкуров, написавший в своем аккаунте в Instagram, что «пообщался с обеими сторонами спора» и «просит стороны прийти к взаимопониманию и согласию». Салафиты расценили это заявление как свою победу, причем с их аккаунтов в соцсетях приводилась информация со встречи главы республики с Чумаковым о том, что «Евкуров осудил напавших на мечеть, осудил зикр, совершенный в мечети без разрешения Хамзата, и сказал, что имам (Чумаков. – «НГР») останется имамом мечети».

«Юнус-Бек Евкуров отличается от других кавказских руководителей тем, что он всегда стоит выше этих распрей, он не принимает сторону ни одного из религиозных деятелей», – комплиментарно отозвался «Кавказскому узлу» о позиции, занимаемой ингушским лидером, близкий к Совету муфтиев России политолог Руслан Курбанов. В свою очередь, исламовед Роман Силантьев отметил «НГР», что озвученные «призывы жить дружно, конечно, похвальны, однако практика показывает, что салафиты недоговороспособны и попытки давать им послабления приводят к тому, что они усиливают давление на своих оппонентов». «Мы уже видим, к чему привели плюрализм и нежелание власти «давить» на салафитов в Ингушетии», – отметил он.

Исламовед подчеркнул, что события в Насыр-корте развеяли существующую иллюзию о том, что «есть салафиты «лесные» (участники бандподполья. – «НГР») и мирные, которые ходят в мечети, если их не трогать». Ведь и последние проявили во время молитвы нетерпимость и агрессию к суфиям. Ранее в Дагестане от рук «лесных» погибли известные суфийские шейхи Сиражутдин Хурикский (застрелен 21 октября 2011 года) и Саид-афанди Чиркейский (взорван смертницей 28 августа 2012 года). Примечательно, что видео «Разгон суфийского зикра» распространялось в соцсетях в том числе с аккаунтов в ВКонтакте» поддерживающих «Исламское государство» и занятых пропагандой «хиджры» (переселения) в сирийский «Халифат» российских мусульман. Ведь и деятельность ближневосточных джихадистов начиналась с обвинения других мусульман в «неверии» (такфир). Удивительно, что власти Ингушетии, принявшие активное участие в проведении посвященной борьбе с такфиристами Международной исламской конференции (см. «НГР» от 20.05.15), при проявлении религиозного радикализма в республике предпочли отстраниться и предложить «не искать виновных» в публичных антисуфийских акциях в республике.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

комментарии (0)

Читайте также

Переговоры по Донбассу могут перестать быть "минскими"

Поделиться

Китай и Индия делят Гималаи

Поделиться

Курдский вопрос расколол сирийское руководство

Поделиться

Приднестровье обложили тревожными флажками

Поделиться

Другие новости

Другие новости

О газете
Обратная связь

с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал ng.ru.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-60208 от 17 декабря 2014 г.

Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Оценка 5 проголосовавших: 3
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here