Самое подробное описание: неделя всех святых молитва - для наших читателей и подписчиков.
НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ
«Неделя всех святых» — день памяти всех святых. В православной традиции, День всех святых празднуется в 1-е воскресенье (неделю) после дня Пятидесятницы (переходящий праздник), т.е. в 8-е воскресенье после Пасхи.
День Святой Троицы (Пятидесятницы), когда произошло сошествие Святого Духа на апостолов – это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним Неделя посвящена памяти всех святых, которые просияли и которым надлежит просиять благодатью Святого Духа во всем мире от Адама и до Второго Пришествия Христова. Это – «Неделя всех святых». Термин «Все святые» охватывает как канонизированных святых, так и тех, кто остался при жизни неизвестен, и поэтому не почитаем.
Сколько всего святых в христианстве – неизвестно. Жития и описания святых не вмещаются в самые толстые тома Четьих–Миней, о подвиге тысяч никогда не будет известно… Мы не узнаем о мучениках первых веков христианской церкви, разорванных дикими зверями на арене цирка за веру в Христа, сокрытыми от нас останутся имена подвижников и монахов, живших в удалении от мира и так горячо молившихся за мир, не счесть и имен верующих, расстрелянных в годы безбожия в лагерях.
Церковная канонизация не определяет прославление святого у Бога: для судьбы человека неважно, прославлен ли он Церковью, ведь это лишь признание факта, официальное благословение на всенародное почитание.
О почитании святых
Разными путями святые угодники прославились в Боге. Как писал апостол Павел, «одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор. 12:8-11). Согласно словам Апостола, Церковь почитает самых разных людей, получивших бесценный дар Святого Духа через свою жизнь или через свою смерть.
В зависимости от подвигов святых Православная Церковь разделяет их по ликам святости: апостолы (ученики Христа), равноапостольные (святые, подобно апостолам, потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов), пророки, святители (патриархи, митрополиты, архиепископы, епископы), преподобные (уподобившиеся Господу – святые, прославившиеся в монашеском подвиге), мученики (те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за православную веру), великомученники, преподобномученники, священномученики, бессребренники (святые, отказавшиеся от богатства ради Христа, врачеватели, не бравших платы за свой труд), юродивые ради Христа (подвижники, добровольно принявшие на себя образ безумных), исповедники (те, кто много пострадал за Христа, но избежал мученической смерти), страстотерпцы (погибшие от рук убийц и злодеев; почитается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам), праведные (миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь).
Православная Церковь почитает святых не как богов, а как верных слуг, угодников и друзей Бога; восхваляет их подвиги и дела, совершенные ими при помощи благодати Бога и во славу Бога, так что вся честь, воздаваемая святым, относится к величеству Божию, которому они благоугождали на земле своей жизнью; чествуют святых ежегодными воспоминаниями о них, всенародными празднествами и созиданием во имя их храмов. Почитая святых, как верных слуг, угодников и друзей Божих, Церковь, вместе с тем, призывает их в молитвах, не как богов, могущих помогать нам своей собственной силой, а как предстателей наших пред Богом.
Апостол Иоанн засвидетельствовал, что святые возносят свои на небе молитвы пред Агнцем Божим, помня в них и о сочленах своих в церкви воинствующей (см. Откр. 5:8; Откр. 8:3-4). На основании Священного Писания, Церковь всегда учила призывать святых, с полной уверенностью в их предстательстве за нас перед Богом.
Противниками почитания святых угодников являются выделившиеся из Западной Церкви в Средние века протестанты и мистические секты. Мартин Лютер отверг почитание и призывание святых на том основании, что видел в них своего рода посредников между Богом и верующими, каковое посредство исключалось его личной, непосредственной верой. Ему казалось, что даже и прославленные святые своим посредством будут отдалять верующих от Христа, подобно тому, как здесь на земле отдаляют их от Него члены церковной иерархии. Поэтому он настаивал на мысли, что почитание святых является унижением заслуг Иисуса Христа, как единственного ходатая между Богом и людьми. Святые, по мнению Лютера — это только замечательные исторические лица, о которых нужно вспоминать с благоговением, говорить с уважением, но к которым нельзя обращаться с молитвой.
В святых мы почитаем не безгрешность (безгрешен только Бог), не творимые ими чудеса, высказываемые предсказания, подвиги аскетики или ратного дела, а ту благодать Божию, которая в них просияла, сделав их «чистыми жилищами Божиими», по словам св. Иоанна Дамаскина.
О святости
В этот день Церковь напоминает нам о том, что святость – это не удел отдельных личностей, а цель жизни каждого христианина. Сама способность к святости заложена Творцом при создании человека, сотворенного по образу и подобию Божию. Однако, если образ Божий в нас есть и он неотъемлем (как человеческая ипостась), хотя и значительно помрачен из-за греховного существования, то подобие Божие – в значительной мере утраченное через грехопадение прародителей свойство, бесконечно приобретаемое по мере возрастания в благодати.
Понятие «святость» – трудноопределимо, но святыми именуют людей, более других приблизившихся к Божественному миру, хотя при этом они и сохраняют естественные человеческие слабости и недостатки. Но главное в них – это энергия поиска и широта взгляда на мир, преобразование его своей деятельностью и примером. У каждого из святых был свой неповторимый путь и свое конкретное жизненное поприще, но все вместе они готовили торжество свободного, личностного мировосприятия. Так созидался мир, в котором отдельный человек имеет решающую ценность в очах Божиих.
По словам профессора МДА А.И.Осипова, «святые – это, прежде всего, иные люди, отличные от живущих по стихиям мира сего, а не по Христу (Кол. 2:8). Иные потому, что они борются и с помощью Божией побеждают "похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую" (1Ин. 2:16), – все то, что порабощает людей мира сего. Своей жизнью святые показали, к какой высоте богоподобия призван и способен человек, и что есть это богоподобие. Оно – та духовная красота, которая является отражением невыразимого Бога.
Достижение святости предполагает вполне определенный путь духовного развития, определенную последовательность, постепенность, предполагает наличие особых законов. На эту последовательность и постепенность указывают евангельские «Блаженства» (Мф. 5:3-12). Основываясь на долговременном опыте подвижничества, Святые Отцы указывают, что главнейшим спутником, основой духовной жизни является смирение . По Евангелию, это, прежде всего, нищета духа (Мф. 5:3) – состояние души, проистекающее из видения своей греховности и неспособности освободиться от давления страстей своими силами, без помощи Божией. Свт. Игнатий (Брянчанинов) писал, что обильное сознание и ощущение своей греховности, даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам. Смирение же проистекает у человека при условии понуждения себя к исполнению заповедей Евангелия и покаянию. Познание своего бессилия стать духовно и нравственно здравым, святым без помощи Божией создает твердую психологическую базу для непоколебимого принятия Бога как источника жизни и всякого блага. Смирение исключает возможность горделивого мечтания стать «как Бог» (Быт. 3:5). Такое самопознание открывает человеку Того, Кто хочет и может спасти его из состояния погибели, открывает ему Христа. Именно этим объясняется столь исключительное значение, придаваемое смирению всеми святыми.
Но если лествица духовной жизни строится на смирении, то увенчивается она той из них, которая больше всех (1Кор. 13:13) и которой именуется Сам Бог (1Ин. 4:6), – Любовью . Ею святые более всего прославились, ею побеждали мир, ею в преимущественной степени явили они величие, красоту и благо Божественных обетовании человеку. Согласно Священному Писанию, истинная христианская Любовь есть дар Духа Святого, а не результат какого-то собственного напряжения. Достижение этой Любви невозможно без предварительного приобретения других добродетелей и в первую очередь смирения, являющегося основанием всей лестницы добродетелей. У христианина, не имеющего должного познания себя и опытного смирения, любовь изменчива, непостоянна, смешана с тщеславием, эгоизмом, сластолюбием и т.д., в ней дышит мечтательность. Таким образом, любовь святых это не обычное земное чувство, не результат целенаправленных усилий по возбуждению в себе любви к Богу, но есть дар Духа Святого, и как таковой переживается и проявляется совершенно иначе, чем даже самые возвышенные земные чувства. Об этом особенно красноречиво свидетельствуют плоды Духа Божия, ниспосылаемые всем искренним христианам соответственно степени их ревности, духовной чистоты и смирения.
Священное Писание и творения Святых Отцов постоянно говорят о тех совершенно особых по своей силе и по своему характеру состояниях радости, блаженства или, выражаясь обыденным человеческим языком, счастья, не сравнимых ни с какими обычными переживаниями, которые постепенно открываются у христианина, ведущего правильную духовную жизнь. Чаще всего эти состояния передаются словами: любовь и радость, поскольку высших, нежели эти, понятий, нет в языке человеческом.
Иллюстрацией того, что переживает человек, стяжавший Духа Святого, может служить встреча и беседа преп. Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым, во время которой, по молитве Преподобного, его собеседник смог ощутить и пережить начатки благих даров Духа Святого и поведать о них миру. «Когда Дух Божий приходит к человеку и осеняет его полнотою Своего наития, – говорил преп. Серафим, – тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радостотворит все, к чему бы ни прикоснулся Он. Господь сказал: «Царство Божие внутрь вас есть», – а под Царствием Божиим разумел Он благодать Духа Святого. Вот оно-то теперь внутрь нас и находится, а благодать Духа Святого отвне осиявает и согревает нас, благоуханием многоразличным преисполняя воздух. услаждает чувства наши пренебесным наслаждением и сердца наши напояет радостью неизглаголатою. »
«Обожение» – данный термин наиболее точно выражает существо святости. Она есть именно теснейшее единение с Богом, стяжание Духа Святого, о котором говорил преп. Серафим. Она – Царство Божие, пришедшее в силе (Мк. 9; 1) в тех верующих, о которых Спаситель сказал: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16:17-18). Эти знамения являются одним из очевидных указаний на то, что святость есть единство с Духом Господним (1 Кор. 6; 17), Который есть "Бог, творящий чудеса" (Пс. 76; 15).»
К святости, по учению Церкви, призван каждый. История знает немало парадоксов: нередко святыми становились, казалось бы, совершенно потерянные для общества люди. Первым вошел в рай… разбойник. Тот самый, который висел на кресте справа от Христа. Распят он был за свои «заслуги» сам это признавал. Но искреннего покаяния в последнюю мину жизни и слов, обращенных к распятому Христу «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствии Твоем» оказалось достаточно для того, чтобы войти в рай. Мария Египетская– еще один парадоксальный пример: с ранней юности она предавалась разврату, утопала во грехе соблазняла всех окружающих мужчин. И вдруг она захотела войти в церковь, куда ее не пустила сила Божия. Тогда Мария и поняла весь ужас своей жизни и до конца дней каялась о своих прегрешениях.
Неделя всех святых имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; Неделя всех святых открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий.
В понедельник после праздника всех святых начинается чтение на литургии Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея (в пасхальный период читались Деяния святых апостолов и Евангелие от Иоанна). В этот же понедельник начинается Петров пост, сменяющий сплошную (то есть без постных среды и пятницы) седмицу по Пятидесятнице.
Тропарь всех святых, глас 4
Иже во всем мире мученик Твоих,/ яко багряницею и виссом,/ кровьми Церковь Твоя украсившися,/ теми вопиет Ти, Христе Боже:/ людем Твоим щедроты Твоя низпосли,/ мир жительству Твоему даруй// и душам нашим велию милость.
Яко начатки естества, Насадителю твари,/ вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики,/ тех молитвами в мире глубоце// Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.
Проповедь митрополита Антония (Сурожского) в День всех святых
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы празднуем сегодня день всех святых. Каждый из нас при крещении наречен именем одного из святых, в которых слава Божия, Его блеск, Его красота воссияла, каждый из нас посвящен его памяти, каждый из нас отдан под его личное, любовное, строгое покровительство.
Строгое — потому что путь Господень не широк и не легок, путь Господень узок и строг. И каждый из святых, прошедший этим путем, нас зовет за собой, идти этой тропой, этим путем. И перед каждым из нас задача: последовать за Христом по примеру того святого или той святой, имя которого нам дано. Это не значит стараться прожить той именно жизнью, какой он прожил, но это значит научиться от него, как живут те, которые хотят следовать за Христом, каждый по-своему, каждый — неповторимым, единственным образом, потому что каждый из нас неповторим.
Путь Господень — это путь отречения от себя ради чего-то, что больше нас, но не такое отречение от себя, которое значило бы, что мы перестаем быть собой. Это признание, что наша природа, наше призвание выше нас самих, и что мы должны себя перерасти, из мелких, малых стать великими. Мы призваны вырасти в полную меру того, что Господь задумал о каждом из нас, как выросли в свою меру те святые, которые глубоко приняли в сердце Евангелие Господне и прожили согласно ему.
Вот призыв, который обращен к нам всеми святыми устами святого Иоанна Златоустого: "Не хвалите нас, не воспевайте нас, а уподобьтесь нам". Святой Иоанн говорит здесь о том, что мы напрасно воспеваем хвалу, напрасно поем славу святых, если мы не стараемся подобно им быть христианами всей жизнью, и умом, и сердцем, и волей, и плотью — всем своим существом.
Если мы хотим дать славу святым, прославить своего святого, оправдать, что нам доверено это имя — мы должны научиться жить так, как жил он, как жил Христос, как призваны мы жить. Иначе каждая похвала, которую мы произносим святому, нам будет когда-нибудь упреком: знал — и не творил.
Избежим же этого! Вдохновимся той неизреченной красотой Евангелия, той дивной красотой образа Христа Спасителя, той отраженной Божественной красотой, которую мы видим во святых, и перерастем себя. Станем и мы достойными своего звания человека, христианина, достойными того имени, которое нам дано, которое нам доверено. Аминь.
Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Молитвы и акафист в День Всех Святых
ТРОПАРЬ И КОНДАК В ПРАЗДНИК ВСЕХ СВЯТЫХ
Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем Твоим щедроты Твоя низпосли, мир жительству Твоему даруй и душам нашим велию милость.
Яко начатки естества, Насадителю твари, вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики, тех молитвами в мире глубоце Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве.
МОЛИТВЫ КО ВСЕМ СВЯТЫМ
Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый, давый Святым Твоим Духом коемуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей Святей овы апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, ихже словом проповеди, Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася, святии в коемждо роде и роде, различными благодетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе, нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех и (имя святого) воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, житию, любви, вере, долготерпению, и их молитвенною помощию, паче же Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще Пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа во веки. Аминь.
О преблаженнии угодницы Божии, вси святии, предстоящии Престолу Пресвятыя Троицы и наслаждающиися неизреченнаго блаженства! Се ныне, в день общаго вашего торжества, милостивно призрите на нас, меньших братий ваших, приносящих вам сие хвалебное пение и ходатайством вашим просящих милости и отпущения грехов у Преблагаго Господа: вемы бо, воистинну вемы, яко вся, елика восхощете, испросити у Него можете. Темже убо смиренно молимся вам: молите милостиваго Владыку, да подаст нам дух вашея ревности к хранению святых Его заповедей, яко да текше по стопам вашим, возможем земное поприще в добродетельном житии без порока прейти и в покаянии достигнути преславных селений райских, и тамо купно с вами прославляти Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
АКАФИСТ ВСЕМ СВЯТЫМ
Возбранным угодником Божиим, Всем Святым, от века Господеви благоугодившим, во всем мире просиявшим, и в небесных обителех ликовствующим, похвальная вам песни приносим, мы недостойнии; вы же яко всенадеждное дерзновение к общему Владыце и Богу имущии, от всяких нас бед благоприятными вашими ходатайствы свобождайте, да зовем к вам:
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Ангели предстателие страшнаго престола Царя славы торжествуют, хваляще Бога в вас, Всех Святых Его (яко исполняется вами падение гордых аггелов) и всю вселенную созывает на веселие; мы же им ревнующе, зовем к вам таковая:
Радуйтеся всехвальнии патриарси, прежде закона и в законе на земли возсиявшии.
Радуйтеся, на несесех с безплотными чиноначальники Господа Саваофа хвалящии.
Радуйтеся, пророцы святые, Богом избранные прежде вашего рождения.
Радуйтеся, верно работавшие Ему прежде Христова воплощения.
Радуйтеся, святые апостолы, яко многоочитии херувимы премудрости Божия исполненны.
Радуйтеся, яко вси вы от Бога предувиденны, призванны и равно благодатию прославленные.
Радуйтеся, мученицы святые в законней сени добре о Бозе Вседержителе страдавшии.
Радуйтеся, и в новой благодати по Христе Иисусе мужественно воинствовавшии.
Радуйтеся, иерарси святые, Богом освященные в приношение жертвы Ему благоприятныя.
Радуйтеся, облеченные в правду к совершению Христова хваления.
Радуйтеся, преподобние отцы любве ради Зиждителя земная преобидевшие.
Радуйтеся, иго Христово благо на себе вземше, усердно Ему последовавшии.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Видящи святая себе Церковь многочисленными вами, Вси Святые, яко прекрасными райскими цветы украшенну, светло собор ваш почитает и прославляющемуся в памятех ваших Христу Богу воспеваем, купно с вами и с нами: Аллилуиа.
Разумно проразсудисте, Святые Вси, о Царствии Небесном, яко о нем многими добродетельми и труды всячески подвизастеся и различныя скорби, искушения и страдания мужественно с благодарением претерпесте: сего ради прешедше к Царю Вечному, почести велики получисте: мы же к вам вопием сице:
Радуйтеся, патриарси святые, познавшие Бога Вышняго и бывшии с Ним в завете верны.
Радуйтеся, пред Ним же обретшиися в добродетелех мужие паче иных совершенны.
Радуйтеся, пророцы богомудрые, проразумевшии далече будущая.
Радуйтеся, провозгласившие пришествие на землю Сына Божия.
Радуйтеся, апостоли святые, яко князи от Господа по всей земли уставленные.
Радуйтеся, яко и власти вашея вся концы земли исполнены.
Радуйтеся, мученицы святые на различныя за Христа страсти предати себе вожделевшии.
Радуйтеся, жестоких мучителей стремления ни во что вменившии.
Радуйтеся, святителие, стяжавшии ум невещественнаго светозарения.
Радуйтеся, разрушившии тьму всякаго о Бозе, свете истинном, неразумия.
Радуйтеся, преподобные, земное мудрование Божественному Духу повинувшии.
Радуйтеся, желание ваше ко Владыце своему Христу всячески утвердившии.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Силою свыше осененны, святые, на всяку злоначальнаго врага злобу укрепистеся и вся благая начинания ваша без всякаго преткновения богоугодно совершивше, в злобе сильнаго врага до конца низложисте, воспевающе всесильному человеколюбцу Богу: Аллилуиа.
Имуще, Вси Святые, изрядная селения во многих обителех дому Отца Небеснаго, премирную воистину жизнь наследствуете; присносущным бо светом лица Господня просвещаеми, неизреченныя наслаждаетеся славы; темже приглашаем вам сице:
Радуйтеся, патриарси святые, с Богом на земли многочастне беседовавшие.
Радуйтеся, и на небесех лице Его Божественное выну видящие.
Радуйтеся, пророцы Святые, жизнию временне пожившие пречудною.
Радуйтеся, жизнь безконечную постигшие с славою вечною.
Радуйтеся, апостолы святые, яко столпы веры благочестием вселенную утверждающие.
Радуйтеся, всех верных от еретическаго злочестия невредно сохраняющие.
Радуйтеся, мученицы святые в страдании свыше благодатное осияние.
Радуйтеся, и к неприступней славе получившие причастие.
Радуйтеся, святителие, избегшие страстнаго темнаго Вавилона.
Радуйтеся, достигшие вышняго пресветлаго Сиона.
Радуйтеся, преподобние в подвигах дневных и нощных течение совершившие.
Радуйтеся, в невечернем дни Царствия Божия присно почивающие.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Бури житейския избавльшеся, Вси Святии, приидосте к отишию небесному, на места злачна и прохладна идеже потоцы сладости неисповедимыя, пища славы Божия нетленная, пения и гласы празднующих, тамо почиваете и веселитеся со всеми ангельскими силами, поюще Богу: Аллилуиа.
Слышаще от вас, Вси Святии, яко уготованная Бог вам, любящим Его воздает толикая воздаяния, яже око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, с велиим умилением радуемся, желающе же вашими богоприятными молитвами и мы таяжде получити, вопием к вам сице:
Радуйтеся, патриарси святые, крепко возлюбившии Бога и сами паче Богом возлюбленны.
Радуйтеся, ихже и недра во упокоение душ праведных устроены.
Радуйтеся, пророцы святые, стяжавшии чистое сердце на приятие Духа Святаго.
Радуйтеся, зрети сподобившиеся невидимо разумеваемаго.
Радуйтеся, апостолы святые, яко друзи зело честные возлюбившаго вас Христа Спасителя.
Радуйтеся, усердно возлюбившие заповеди Его, яко истины учителя.
Радуйтеся, мученицы святые, крови ваша за Христа нещадно пролиявшие.
Радуйтеся, крове вашея струями до конца велиара потопившии.
Радуйтеся, святителие, на твердем камени веры Христе назданы.
Радуйтеся, волнами искушений явльшиися непоколебими.
Радуйтеся, преподобные, постами в житии временном о Христе подвизавшиеся.
Радуйтеся, пищи разумныя в вышних велениях сподобившиися.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Боготечныя звезды явистеся, Вси Святии, церковное небо украшающии и всех по морю страстнаго жития сего блудящих, данною вам от солнца правды Христа Бога благодатию озаряюще, наставляете на путь спасенный к вечному Отечеству ведущий, поющих: Аллилуиа.
Видевше, Святые Вси, яко в мире сем всяческая суета и тлению причастна, потщастеся вседушно Превечному Богу благоугодити: и невотще труды вашя: пременисте бо тленная на нетленная, наипаче же предстоянию сподобистеся у страшнаго престола Владычня в славе вечной: темже вопием к вам таковая:
Радуйтеся, патриарси святые, приемшии благословение от Бога Вседержителя.
Радуйтеся, родоначальницы, преумножившии роды земныя, яко звезды небесныя.
Радуйтеся, пророцы святые, Божественное сияние мирови облиставшии.
Радуйтеся, к свету благочестивых деяний всех людей наставляющии.
Радуйтеся, апостолы святые, яко молния испущенные во вселенную.
Радуйтеся, просветившие человеков Божественною благодатию.
Радуйтеся, мученицы святые, яко злато искушенные в огне мучения.
Радуйтеся, страстей Христовых явльшии на себе изображения.
Радуйтеся, святитилие, превеликия тайны Божия служители.
Радуйтеся, обрученные Христови, веселящиися в чертозе светле.
Радуйтеся, преподобные, послужившии Господеви преподобием и правдою.
Радуйтеся, почтенные от Него славою и честию вечною.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Проповедуют христианскии роды славу вашу, Вси Святые, яко бо рай насажденный явистеся посреде Церкве, имущие древо жизни Самаго Господа, от Негоже вкусивше вся скоро гибнущая в мире сем презресте и радостно в прекрасный вертоград вышний внидосте, поюще: Аллилуиа.
Возсия всему миру просвещение совершенных добродетелей ваших, Вси Святые, о них благодаряще, прославляем Отца Небеснаго, давшаго вам толикую благодать величия Своего. К вам же, яко теплым о нас молитвенником, радостная воспеваем тако:
Радуйтеся, патриарси святые, яко изрядные светильницы всего мира.
Радуйтеся, яко от вас многи праведницы возсияша, аки свещи световидныя.
Радуйтеся, пророцы святые, украсившии души ваши многими добродетельми.
Радуйтеся, блаженства от Бога сподобленные в веки.
Радуйтеся, апостолы святые, яко мечи обоюдоостры Господня отмщения.
Радуйтеся, посекающии, Божество и человечество Христово, хулящия.
Радуйтеся, мученицы святые, унынием души помраченныя просветившие благодатию.
Радуйтеся, погубившие душевных и телесных врагов тьму лютую.
Радуйтеся, пастырие, Христом, главою Церкве себе вооружившие.
Радуйтеся, хульныя главы еретическия сокрушившие.
Радуйтеся, преподобные, ангельски житие на земли пожившии.
Радуйтеся, к граду нетленнаго Едема прешедшии.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Хотяще, Вси Святые, от нынешняго прелестнаго века преставитися, потщастеся тесным и прискорбным путем течение свое творити, еже благостию Божиею непорочно в законе Господни совершивше, постигосте уготованное вам воздаяние, благодарственно воспевающе Богу: Аллилуиа.
Новую благодать показа всех Творец и Владыка, всем Вам Святые: аще бо и умросте на земли плотию, но душами в вышнем селении всегда живы суще, многая и неизреченная чудеса в мире живущим людем действуете и теплым Вашим к Богу ходатайством пособствуете, вопиющим к Вам таковая:
Радуйтеся, патриарси святые, многи скорби с великим к Богу благодарением претерпевшии.
Радуйтеся, и в неизглаголанную радость Господа своего вшедшии.
Радуйтеся, пророцы святые, обогащенные дарами Божественными.
Радуйтеся, провозвестницы исполненные всякия благостыни.
Радуйтеся, апостолы святые, яко агнцы от пастыря Христа посреде волков посланные.
Радуйтеся, кротостию благодати лютых зверей ереси усмиряющие.
Радуйтеся, мученицы святые, жестоким путем по Христе Господе шествовавшии.
Радуйтеся, к широте небеснаго пространствия возшедшии.
Радуйтеся, священнотаинницы, стражие недремлющии Церкве Божия.
Радуйтеся, учители, наставляющие в ограду небесную овцы словесныя.
Радуйтеся, преподобнии, в умерщвление страстей прежде кончины себе одеявшии.
Радуйтеся, смертию временною к вечному безсмертию прешедшии.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Странное преселение ваше, Вси Святые, от земли в небесные пресветлые места ведуще, устранитися имамы суетнаго мира, помышляюще, яко вы мир и вся в нем злая победисте, нам образ добрых подвигов ваших оставльше, и от толикой победе радости исполненны, светло с ангелы торжествуете, поюще Богу: Аллилуиа.
Вси вы, Святые, в вышних сущии и нижних не оставляете, присно со Христом царем вечным царствуете и нас недостойных пред Ним воспоминаете, молящеся о спасении нашем; сего ради от усердия нашего вопием к вам сице:
Радуйтеся, патриарси святые, яко ваше от Бога возвеличение в благословениих прославляется.
Радуйтеся, яко слава ваша от рода человеческаго всегда ублажается.
Радуйтеся, пророцы святые, укрепившие ум свой благодатным дерзновением.
Радуйтеся, Духу Божественному подклонившиеся со всяким смирением.
Радуйтеся, апостоли святые, яко луцы натягненные и яко стрелы изощрены сильнаго.
Радуйтеся, на намерение перуще, смирившие, яко язвена гордаго.
Радуйтеся, мученицы святые, крестным оружием вооружившиеся.
Радуйтеся, воины Христовы непобедимые явльшиеся.
Радуйтеся, священноучителие, уста имущие Божия.
Радуйтеся, пастырие, изведшие от недостойных достойная.
Радуйтеся, преподобные, крилома богомыслия сети вражия сокрушившие.
Радуйтеся, смирением возвышаеми в вечныя кровы возлетевшии.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Всякое естество ангельское удивися великому дарованию, свышше Всем вам, Святые, данному; яко в вас в немощной плоти человеческой сущих, сила Божия совершается. Еюже укрепляеми, довольно в добродетелех всяких изобиловасте, и чистыми душами вашими причтены есте к ангельским силам, поющии всесильному Богу: Аллилуиа.
Ветия многовещанныя отвергше, истинным точию сердцем в песнех вас, Все Святые, величаем, пречудное множество ваше почитаем и богоугодная ваша дела и славу восхваляем, приглашающе таковая:
Радуйтеся, патриарси святые, пророком и закону основателие.
Радуйтеся, многовидно прообразившие Христово заколение.
Радуйтеся, пророцы святые, высокогласные органы Духа Святаго.
Радуйтеся, возгласившие миру обновление падшаго рода человеческаго.
Радуйтеся, апостолы святые, яко облацы громогласныя дающие вещания.
Радуйтеся, свидетельствующие единосущна быти Отцу, Сына Божия.
Радуйтеся, мученицы святые, претерпевшие за Христа томления различная.
Радуйтеся, прелесть идольскую истощившие до основания.
Радуйтеся, святителие, притяжавшие словом духовное оружие.
Радуйтеся, низложившие всякое на Духа Святаго хуление.
Радуйтеся, преподобние, оставльшие имения и возлюбившие нищету Христову.
Радуйтеся, достигшие к неистощимому.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Спастися хотящим помозите нам, Вси Святые, вашими к Богу молитвами; вы бо совершенное спасение получивше, дерзновение к Нему стяжасте, яко много могут молитвы вас, праведных, поспешествуемыя, сих же мы усердно требующе, поем купно с вами: Аллилуиа.
Стена есте всем человеком, Вси Святые, верно к вам по Бозе прибегающим, и молитвенницы к Христу о всем роде христианском, темже, торжествующе к памяти вашей, исповедуем истинную веру вашу к Богу, и всякая благотворения и святыню, вопиюще сице:
Радуйтеся, патриарси святые, яко веровасте Богу, и вменися вам вера в правду.
Радуйтеся, яко от Него и власть себе восприясте зело крепку.
Радуйтеся, пророцы святые, душевное имущи боговидение.
Радуйтеся, предвозгласившие языком Божественное призвание.
Радуйтеся, апостолы святые, яко щиты златые в оружницы Христовой Церкве положенные.
Радуйтеся, верующих в Христа от всяких врагов защищающие.
Радуйтеся, мученицы святые, Господа ради претерпевшие вязание.
Радуйтеся, обуздавшие крепко всякое демонское ополчение.
Радуйтеся, пастырие добрие, добре упасшие овцы Христовы.
Радуйтеся, ихже ради и души ваша положити бысте готови.
Радуйтеся, преподобные, возненавидевшие мира сего наслаждение.
Радуйтеся, восприемшие нетленныя жизни учреждение.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Пение всякое побеждается сими песньми, яже вы на небесех, тмочисленные Святые, с ангельскими лики окружающие престол Божественный, воспеваете, хваляще и благодаряще Бога, сподобившаго вас неисповедимыя благости. Мы же о сем на земли поелику мощно, бренными устами Единому и Томужде Богу поем: Аллилуиа.
Светозарныя светила по вселенней возсиявшие, зрим вас, Вси Святые, с невещественными бо в вышних предстояще престолу Троицы Пресвятыя, радости превеликия исполнены и Божественными лучами Трисолнечнаго света осияваеми, облистаете верных, вопиющих к вам таковая:
Радуйтеся, патриарси святые, яко вы есте родство света миру Христа, Сына Божия.
Радуйтеся, яко от вашего племени возсия светлая свеща Богородица Мария.
Радуйтеся, пророцы святые, невещественною зарею Пресвятыя Троицы просвещенные.
Радуйтеся, иже в вышних всельшеся близ Света Трисияннаго сущии.
Радуйтеся, апостоли святые, красны нозе стяжавшие к мира благовествования.
Радуйтеся, возшедшии добродетельми вашими к горнему обитанию.
Радуйтеся, мученицы святые, мучения светлостию украшенные.
Радуйтеся, победоносною славою от Христа победителя одеянные.
Радуйтеся, святителие, Свет Трисиянный приемшии в сердца ваша.
Радуйтеся, сынове дня и света сущии по благодати Святаго Духа.
Радуйтеся, преподобные, просвещенные внутрь благодатию.
Радуйтеся, истребившие страстей мглу душевную.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Благодать данную от Бога, всем вам, Святые, яко и множество ваше, кто изрещи может. Разве самаго Исчитающаго множество звезд и всем имена Нарицающаго! Како бо безчисленное множество ваше и неизглаголанныя нами добродетели трудов, подвигов и страданий ваших богоугодных, тако и неисповедимое воздаяние от воздающаго комуждо по делом его, прияли есте с тмами тем ангелов, поюще всесильному Богу: Аллилуиа.
Поюще Тя, Владыко Вседержителю и Царю Славы, восхваляем вси, яко изначала всея вселенныя явил еси приснопамятныя Святыя Твоя, Тебе предвечному Отцу и Единородному Твоему Сыну и Пресвятому Единосущному Духу благоугодившия, ихже молитвами, от всяких вражиих обстояний избаляеши верных, вопиющих к ним таковая:
Радуйтеся, патриарси праотцы и отцы святые, ихже имена от рода и в роды пребывают.
Радуйтеся, яко ваши всечестныя души в небесных селениях почивают.
Радуйтеся, пророцы святые, совершившие проречение и зрящие светлости ангельския.
Радуйтеся, апостоли святые, всемирный мир ученьми исполнившие и к вечному миру прешедшии.
Радуйтеся, мученицы святые, землю кровьми вашими освятившие и победоносную почесть на небесех приемшие.
Радуйтеся, священноучителие, жезлом Духа Святаго упасшие людий и вшедшие в ограду славы небесныя.
Радуйтеся, преподобные отцы, основания добродетелей положившие и достигшие о Господе радования.
Радуйтеся, девственницы, целомудрие сохраншие и на горе Сионской Агнцу непорочну Христу последующии.
Радуйтеся, пустынницы, понесшии тяготу дне и вар, и приемшии мзду отрады вечныя.
Радуйтеся, постницы, алчущие и жаждущие правды, яко уже насыщаетеся.
Радуйтеся, исповедницы и вси трудолюбницы, от Господа упокоение приемшие.
Радуйтеся, вси праведницы, обоего полу, яко всех вас души в руце Божии.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
О всеблаженные и приснопамятные угодницы Божии, Вси Святые, уготованнаго вам царствия от сложения мира наследие приемши и славы Божия с ангельскими множествы наслаждающиеся, к вам по Пресвятой Богородице смиренно припадаем; нынешнее приношение приемше, молитеся ко Господу и Богу, избавити нас от всяких зол и вечнаго мучения свободити, вопиющих Ему: Аллилуиа.
Ангели предстателие страшнаго престола Царя славы торжествуют, хваляще Бога в вас, Всех Святых Его (яко исполняется вами падение гордых аггелов) и всю вселенную созывает на веселие; мы же им ревнующе, зовем к вам таковая:
Радуйтеся всехвальнии патриарси, прежде закона и в законе на земли возсиявшии.
Радуйтеся, на несесех с безплотными чиноначальники Господа Саваофа хвалящии.
Радуйтеся, пророцы святые, Богом избранные прежде вашего рождения.
Радуйтеся, верно работавшие Ему прежде Христова воплощения.
Радуйтеся, святые апостолы, яко многоочитии херувимы премудрости Божия исполненны.
Радуйтеся, яко вси вы от Бога предувиденны, призванны и равно благодатию прославленные.
Радуйтеся, мученицы святые в законней сени добре о Бозе Вседержителе страдавшии.
Радуйтеся, и в новой благодати по Христе Иисусе мужественно воинствовавшии.
Радуйтеся, иерарси святые, Богом освященные в приношение жертвы Ему благоприятныя.
Радуйтеся, облеченные в правду к совершению Христова хваления.
Радуйтеся, преподобние отцы любве ради Зиждителя земная преобидевшие.
Радуйтеся, иго Христово благо на себе вземше, усердно Ему последовавшии.
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.
Возбранным угодником Божиим, Всем Святым, от века Господеви благоугодившим, во всем мире просиявшим, и в небесных обителех ликовствующим, похвальная вам песни приносим, мы недостойнии; вы же яко всенадеждное дерзновение к общему Владыце и Богу имущии, от всяких нас бед благоприятными вашими ходатайствы свобождайте, да зовем к вам:
Радуйтеся Вси Святые, общие к Богу о всем мире молитвенницы.