Мусульманская молитва читать по усопшему до 40 дней

Самое подробное описание: мусульманская молитва читать по усопшему до 40 дней - для наших читателей и подписчиков.

Как поминают усопшего по мусульманской религиозной традиции?

Канонически в мусульманском вероучении не закреплено положение o проведении поминок по умершему мусульманину в определенный день, например, девятый или сороковой после смерти покойного, в годовщину смерти. И поминки во Владимире, в последнее время проводящиеся мусульманами в седьмой или сороковой день после кончины усопшего, не относятся к их обязательным с точки зрения религии действиям. Но угощать людей и принимать в доме родственников в любом случае в мусульманстве приветствуется.

В какой день поминать усопшего мусульманина?

В исламе нет канонической значимости в том, на какой по счету день собираться, чтобы поминать усопшего. На собрании важно именно вспоминать покойного благой молитвой вместе с его родными и делать от его имени что-то хорошее, например, устраивать угощение или раздавать милостыню. Можно кормить сирот или нищих от имени покойного таким образом, чтобы никто не знал имени благотворителя.

Мусульманское вероучение приветствует как щедрость, так и умеренность. Трапеза не должна превращаться в демонстрацию щедрости, для проведения которой влезают в долги. Важно, чтобы поминальное собрание отвечало образу жизни семьи покойного и проводилось с искренним намерением вспомнить умершего и угостить людей от его имени. Как говорит одно из изречений пророка Мухаммада, «дела по намерениям», а благое дело вознаграждаемо.

8 качеств благодеяния в мусульманском поминальном собрании

Среди мусульман распространены различные мнения относительно поминок. Кто-то говорит, что это благое дело, а кто-то — что нововведение, которое «в огне». Но в Коране или сунне — преданиях o жизни пророка Мухаммада — нет ясных доказательств запрета подобных собраний. Если проанализировать обычай поминать усопшего мусульманина, можно выделить хотя бы восемь его качеств, которые свойственны благим делам. Вот они.

Поскольку эти восемь качеств присущи поминальным собраниям, в последнее время проводимым мусульманами в 3, 7, 40 дни после кончины усопшего, то можно говорить o том, что такие собрания подобны благодеянию. При разумном к ним подходе они также служат средством оповещения верующих o том, что считается для них богоугодным. А Всевышний знает лучше.

Если Вы хотите провести поминки во Владимире , обращайтесь к нам! Мы поможем организовать поминальную трапезу, учитывая все Ваши пожелания и вкусовые предпочтения приглашенных на поминальное собрание. Заказывайте у нас блюда прямо сейчас!

  • Звоните: +7 (4922) 53-28-19.
  • Приходите к нам на по адресу: г. Владимир, проспект Строителей, д. 3-Б.

и продвижение

Мусульманская молитва читать по усопшему до 40 дней

Существует несколько версий «конца времен».

Тепловая смерть Вселенной – когда вся материя распадется до уровня атомов водорода,

которые будут равномерно распространены по всей Вселенной.

после чего произойдет Большой Взрыв и новая возникнет Вселенная. Научных версий существует множество, но не только ученые имеют свое мнение на этот счет. Л

как окончания земного испытания человечества.

«Когда умирает раб Божий, к нему приходят два ангела.

Один из них Мункар, другой – Накир.

Они оба спрашивают его, что он знает о Пророке (мир ему и благословение).

Если раб был из числа уверовавших, то он скажет: «Это раб Аллаха и Его Посланник.

И я свидетельствую, что нет божества, которому нужно поклоняться, кроме Аллаха, а Мухаммад — Посланник Его».

Потом они скажут: «Мы знали, что ты так скажешь», и расширят ему могилу на семьдесят локтей в одну и другую сторону, и осветят его могилу светом. Потом ему говорят: «Спи, пока не воскресит тебя Всевышний из могилы».

А если раб был лицемером, то он ответит на их вопрос: «Я не знаю, я слышал, что люди говорили, и говорил то же самое». Тогда они скажут ему: «Мы знали, что ты так скажешь».

Затем они повелевают земле: «Соберись (соединись)!», и она сомкнется так, что его ребра войдут друг в друга и его муки продолжатся до тех пор, пока не воскресит его Аллах».

или, другими словами, малый суд над душой и определение ее временной участи до Судного Дня.

либо подобно ощущениям человека лежащего в ужасной тесной яме.

Для праведных, это состояние преддверия Рая, а для нечестивых – Ада.

Согласно Корану он может быть введен в Рай по Милости Аллаха и молитвам пророка Мухаммеда: «Есть [в Медине и близлежащих степях] и другие люди, которые, совершив как праведные, так и недобрые дела, осознали свои грехи. Возможно, Аллах простит их, ибо Аллах – прощающий, милосердный.

Бери (, Мухаммад), с их имущества взносы на пожертвования, чтобы ими смыть скверну их грехов и возвысить их достоинства (перед Аллахом). Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для их [душ], ибо Аллах – слышащий, знающий». (Коран 9:102-103)

Нужно отметить, что существует несколько мнений по этому поводу могильного наказания: не все мусульмане признают Сунну (собрание изречений и поступков пророка Мухаммеда).

Каково же учение ислама о Судном Дне?

Время наступления Судного Дня неизвестно никому, кроме Самого Аллаха: «Люди спрашивают тебя о [Судном] часе. Отвечай: “Это ведомо только Аллаху”. Ведь что можешь ты знать?

Существует множество хадисов, описывающих признаки приближения Судного Дня.

Непосредственно о Судном Дне в Коране есть множество аятов, в том числе о нем повествует 69-я сура аль-Хакка (в пер.- неизбежное). Судный День начнется с трубного гласа, который издаст Рог Ангела Исрафила, это будет началом великого события: «И когда раздастся вдруг трубный глас, и когда взлетят вверх земля и горы и рассыплются во прах, в тот день случится то, что случиться должно, – разверзнется небо, ибо оно в тот день немощно.

Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут престол Господа твоего над собой. В тот день вы предстанете [пред Аллахом], и ни одна ваша тайна не останется сокрытой». (Коран 63:13-18)

С первым гласом Рога, за редким исключением, умрет все живое и на небе и на земле. Со вторым – воскреснет и предстанет на Суд каждый, кто когда-либо жил. От Адама, до последнего человека, жившего на земле: «В День воскресения] затрубят в трубу и будут повержены [словно] молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [помиловать]. Потом протрубят еще раз, и люди [выйдут из могил] и станут, озираясь». (Коран 39:68)

От тесноты и солнце люди начнут потеть, и пот, подобно морю, зальет людей до мочек ушей. Конечно, это скорее образ состояния человека на Суде. Человек уже не сможет оправдаться в своих грехах и поступках.

Само его тело будет свидетельствовать на Суде: «Сегодня наложили Мы печать на их уста, и будут говорить Нам их руки, и будут свидетельствовать их ноги, что они приобрели» (Коран 36:65).

Праведные мусульмане и грешники получат в руки книги, свидетельствующие об их делах. Первым они будут в радость, а вторым в отчаяние и боль. Сразу за вручением книг следует определение участи человека: «Тот же, кому будет вложена в правую руку запись [его деяний], скажет: “Подойдите, прочтите мою запись! Воистину, я верил, что предстану перед счетом [своих деяний]”. Он – в жизни, которая радует, в вышнем [райском] саду, где [доступны] низко [склоненные] плоды. [Им скажут]: “Ешьте и пейте во здравие за то, что вы вершили в минувшие дни”. А тот, кому запись [его деяний] будет вложена в левую руку, скажет: “О, если бы мне не вручили мою запись! Я тогда не знал бы, каков мой счет. О, если бы [смерть] была концом [всего]! Не спасло меня [от Судного дня] мое достояние, и силы покинули меня”. [Аллах повелит ангелам – стражам ада]: “Схватите его и закуйте [в цепи]! Потом ввергните в ад, потом посадите на цепь длиной в семьдесят локтей, ибо он не веровал в великого Аллаха и он не призывал [людей] кормить бедняков. В сей день нет здесь у него верного друга, нет пищи, кроме гноя и крови – [могут] есть это только грешники”. (Коран 69:19-37)

Врата рая и Ада раскроются, и Ангелы сопроводят грешников и праведников. Первых – в геенну, вторых – в Райский Сад: Тех, которые не уверовали, толпами препроводят в ад.

Когда они подойдут, отворятся врата и скажут им стражи: “Разве не приходили к вам посланники из вашей среды, которые читали вам аяты Господа вашего и увещевали вас, [говоря], что предстанете [перед Ним] в сей день?” Они ответят: “Как же, приходили”. Но свершилось над неверными предопределение о наказании. Им будет сказано: “Войдите во врата ада и пребудьте там вечно!” Как отвратительно местопребывание гордецов! А тех, которые боялись Господа своего, толпой препроводят в рай. Когда они приблизятся и отворятся врата, скажут им стражи: “Мир вам! Благоденствуйте! Входите же на веки вечные!». (Коран 39:71-73)

Явление Ангела Смерти умирающему

Что чувствует человек в свой смертный час ?

Душа в промежуточном мире

«Благословен будь Тот,

В Руке Которого вся власть (над миром),

Кто всемогущ над всем и вся!

Кто создал смерть и жизнь,

Кто праведней из вас в своих деяньях.

Велик в могуществе Своем

И отдающ во всепрощенье Он!» (Коран, 67:1, 2)

Цель жизни мусульманина – повиновение Аллаху во всех своих действиях на протяжении всей своей жизни. Заповеди, касательно всех сфер жизни мусульманина даны в Шариате – систематизированном своде мусульманских законов основанных на Священной Книге мусульман – Коране. Слово «Шариат» переводится буквально как «правильный путь», «образ действия», «источник».

«. Ни один человек не знает, что случится с ним завтра; ни один человек не знает, на какой земле он умрет. Воистину, Аллах – знающий, ведающий» (Коран 31:34).

Строгое выполнение всех правил напутствия умирающего и погребения умершего есть религиозная обязанность каждого мусульманина.

Мекка – родина пророка Мухаммеда, в ней находится мусульманская святыня Кааба. Во время молитвы лицо мусульманина должно быть обращено в сторону Мекки, поэтому в первую очередь умирающего необходимо положить на спину, ногами в сторону Мекки. Если это невозможно – то повернуть умирающего на бок, лицом к Мекке. После этого умирающему читается шахада – исламский символ веры: «Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк».

Глоток воды для облегчения жажды – последний долг мусульманина перед умирающим собратом. Хорошо, если это будет вода, набранная из священного источника Зам-Зам, расположенного в Мекке у Каабы.

Наступила смерть. Умершему закрывают глаза, подвязывают подбородок, ноги и руки выпрямляют, зарывают тканью лицо, а на живот кладут тяжелый предмет(чтобы избежать вздутия).

Покойному совершают омовение и полное обмывание. Для этого тело умершего можно отвезти в мечеть, где есть специальное ложе для этого ритуала.

В обмывании и омовении должны участвовать минимум четыре человека. Гассалом(обмывающим) может быть близкий родственник. Остальные участники помогают поворачивать тело покойного и поддерживают его во время обмывания. Нужно отметить, что покойного во время обмывания запрещено поворачивать лицом вниз. Умершего поворачивают на правый и левый бок для совершения полного обмывания.

Тело мужчины могут обмывать только мужчины и жена умершего, а тело женщины – только женщины. Маленьких детей могут обмывать как мужчины, так и женщины.

Если вокруг нет взрослых людей одного пола с умершим, то совершается только сухое очищение землей (таяммум).

Омовение и полное обмывание совершаются от одного до трех раз, в зависимости от возможности. Перед обрядом помещение окуривается благовониями. Для ритуала используется вода с кедровым порошком, вода смешанная с эфирными маслами и просто чистая вода.

После этого тело покойного вытирают полотенцем, после чего оно натираются благовониями.

Согласно Шариату, перед похоронами покойного необходимо закутывать в саван, предварительно удалив с умершего одежду. Во время окутывания происходит прощание родственников с умершим. По качеству материи савана можно определить, был бы умерший богатым и уважаемым членом общины, или нет.

Центральное значение в похоронном обряде имеет погребальная молитва, которую возглавляет имам. Перед ее началом имам обращается к собравшимся с вопросами, остались ли у покойного невыплаченные долги и неразрешенные споры, нет ли у кого-либо из присутствующих долгов перед умершим. Если таковые имеются, имам просит их простить, или рассчитаться с семьей покойного.

После этого начинается молитва, в ходе возносятся прошения о прощении грехов умершего и даровании ему милости от Всевышнего.

В могиле тело умершего должно располагаться так, чтобы голова была повернута в сторону Мекки. У мусульман не принято хоронить усопших в гробах. Вместо этого в могиле сооружается полка для покойного, а сама могила обкладывается кирпичами или доками. В могилу тело покойного опускают ногами вниз, а если хоронят женщину, то ее саван прикрывают от взглядов мужчин покрывалом. В могилу бросают горсть земли со словами молитвы на арабском: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). После молитвы могилу засыпают землей.

Засыпанную могилу поливают водой и еще раз бросают на нее землю с молитвой: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз».

Наконец у могилы остается один человек, который читает свидетельство о вере покойного в Аллаха, Пророка Мухаммеда и Священные Писания мусульман, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.

Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда

У моего сына есть друг Рамиш, он по национальности азербайджанец. Мальчишки учатся в одном классе, вместе ходят в шахматную школу и на секцию дзюдо. Мы с родителями Рамиша по очереди забираем их по вечерам и из Дома детского творчества, и из спортивной школы. Поэтому, можно сказать, тоже уже дружим.

Месяц с небольшим назад погиб в аварии член их семьи, младший брат Мурада – отца Рамиша. Он был еще очень молодой, не женатый и жил в их доме. Поэтому похороны, а потом и поминки устраивали именно Мурад и его жена Севда. Так я первый раз в жизни побывала на мусульманских поминках (в самих похоронах не участвовала, потому что по исламским канонам женщинам, а тем более иной веры, это запрещено).

Горе у Векиловых случилось неожиданно, но я все-таки успела найти некоторую информацию о том, как обычно проводятся мусульманские поминки . Очень уж не хотелось попасть впросак из-за собственного неправильного поведения. Все-таки культуры у нас достаточно разные. И я не пожалела, что это сделала, иначе обязательно где-нибудь бы опростоволосилась. Например, могла бы заговорить за столом во время трапезы или еще что-нибудь не то совершить. А к сороковинам я уже прочитала достаточно много литературы о мусульманах и их отношении к смерти, о том, как проводят в последний путь и вспоминают покойных согласно Шариату.

Как мусульмане поминают своих умерших

Прежде всего я поняла, что мусульманские поминальные мероприятия во многом походят на наши, христианские. Ведь причина в обоих случаях одна и та же: смерть близкого. И чувство она вызывает и в мусульманине , и в том же христианине тоже одно – горе. К тому же обе религии одинаково трактуют уход человека. Обе утверждают, что жизнь души вечна, что после смерти душа отвечает перед Всевышним за земные деяния человека и т.д. Поэтому то, что делают живые во имя ушедших (в том числе и поминки ), у представителей ислама и христианства отличается не в принципе, а лишь по ряду обычаев.

И действительно, не могу сказать, что исламский вариант поминовения показался мне очень экзотичным. Многое было таким же, как у нас. Вначале также читались молитвы (только мусульманские, конечно). В конце так же раздавали пришедшим поминальные дары (это были платочки и чай). Новым для меня было то, что женщины сидели отдельно от мужчин, а во время ритуальной еды все молчали. Заговорили о бедном погибшем Назире только после того, как встали из-за стола . Однако в общем и целом, мусульманские поминальные традиции имеют массу нюансов. Одни объясняются требованиями Шариата, другие вытекают из национальных обычаев. Из своих разговоров с Севдой и из разных книг я поняла, что в разных местах канон видоизменяют по-своему. Остаются лишь некоторые незыблемые правила , которые никто из мусульман не смеет нарушать.

Все мусульмане обязательно поминают своих умерших

на 3-й, 7-й, 40-й дни после кончины и через год. После этого посещать кладбище и вспоминать ушедшего молитвой и милостыней положено каждый год в день смерти и в некоторые исламские праздники (Рамазан-Байрам, Ураза-Байрам, Курбан-Байрам и Навруз). При этом, как я поняла, ни Священный Коран, ни какие-либо хадисы не объясняют, почему поминают умерших именно в эти дни. Пророк Мухаммед, наоборот, говорил о том, что вспоминать своих мертвых, посещать их могилы хорошо буквально в любое время. Это сунна (путь, традиция). Видимо, конкретные сроки поминок были установлены согласно каким-то давним обычаям, а после Шариат их просто не стал объявлять грехом – харамом.

При этом часто мусульмане даже увеличивают количество поминальных мероприятий. Например, во многих семьях принято после кончины близкого держать двери дома открытыми каждый четверг до 40-го дня. В этот день всех пришедших угощают чаем со сладостями. У некоторых народов есть правило «жечь четверговую свечу» в течение всего первого посмертного года. В начале 2000-х я бывала в Абхазии у знакомых и сама была участницей таких еженедельных четверговых встреч в соседском доме. Там зажигали свечу для души умершей тетушки хозяина семейства и накрывали для нее же стол . Этот обычай кормления покойного для абхазов очень важен. Огонь должен был гореть с заката до 12-ти часов ночи. За это время на чай и синий инжир (тетушка при жизни его сильно любила) успевали заглянуть практически все ближние соседки, а иногда и мужчины приходили.

У некоторых правоверных (преимущественно у шиитов) особые поминки организуют и на 52-й день после смерти. Считается, что это – срок полного разложения тела, когда кости освобождаются от плоти. Этот процесс описывают как очень трудный и болезненный для покойника, поэтому умершего надо поддержать совместными молитвой и трапезой. Азербайджанцы тоже придерживаются подобного обычая. У них на 52-й день (как и на 1-й и 3-й) принято подавать на стол халву и другие сладости. И соседям, знакомым разносят ту же халву, завернутую в тонкий лаваш.

Каковы же правила поминок по Шариату?

  1. Прежде всего, надо помнить, что по канону 3 дня в доме умершего вообще нельзя вкушать какую-либо пищу. Эта установка, вероятно, была связана с призывом как можно больше молиться об усопшем и думать о нем. Ведь именно благочестивыми воспоминаниями и молениями можно облегчить посмертную судьбу близкому. А заботы о том, как кого-то накормить, только отвлекают от духовного.
  2. В дом, где произошла смерть, семья должна позвать всех родственников. Те, в свою очередь, могут отказаться от участия в похоронах и поминках только в крайнем случае.
  3. Важным правилом считается выражение соболезнования членам семьи усопшего, этого требует Коран. Но дважды соболезновать по поводу одной и той же смерти нельзя.
  4. Обязательно в дом на поминки нужно постараться пригласить имама. Он скажет проповедь, даст нужные наставления.
  5. Не менее важным считается чтение Корана. Это может делать имам, а при его отсутствии – старший в семье мужчина. Вначале обычно читается сура «Ясин», которую иногда называют сердцем Корана. Она помогает при любых тяжелых обстоятельствах, облегчает сердца и преобразует трудности.
  6. Поминальнаятрапеза должна быть скромная. Блюда предпочтительны обычные, из тех, которые характерны для повседневного стола . Роскошные яства считаются харамом (грехом).
  7. Мужчины и женщины должны поминать покойного не только за разнымистолами , но и вообще в разных помещениях.
  8. За поминальной едой нельзя разговаривать.
  9. После поминок требуется вознести молитвы Всевышнему о душе умершего, вспомнитьушедшего человека добрыми словами.
  10. Помимо воздаяния словом и пищей, по канону следует во имя усопшего раздавать садаку (иди хаер) – милостыню. Раньше ей одаривали нищих и убогих, а часть средств и вещей полагались имаму и мечети. Теперь садакой наделяют по кругу всех, сидящих за столом , а также передают ее отсутствующим родственникам и соседям.
  11. Нельзя организовывать поминки на средства покойного или на заемные деньги.
  12. На поминках нельзя плакать, а тем более причитать или как-то еще сильно выражать горе. Ведь смерть для мусульманина – это проявление воли Аллаха и даже своего рода радость. Она позволяет правоверному вознестись ко Всевышнему.

Как я уже говорила, Шариат Шариатом, однако везде существуют и национальные тонкости и обычаи организации поминок . Особенно сильно они проявляются у народов, в культуре которых ислам тесно переплелся с древними языческими верованиями. Это можно сказать, например, о некоторых этносах нашего Кавказа. Но даже в исконно мусульманских странах можно встретить всякие собственные особенности проводов души в Сады Аллаха.

Вот в Турции, например, поминки пищей проводят только спустя 40 дней после смерти и еще в годины. В некоторых районах страны вместо годовщины отмечают полгода. Поминальная пища обычно бывает крайне скудной. Обязательным блюдом считается ореховая халва, и иногда кроме нее вообще ничего не подают. Но в турецких деревнях до сих пор правильным считается приготовить еще и плов. А вот в том же Азербайджане на поминки готовят столько всего, что недоеденные яства после приходится раздавать всем желающим. А сами поминальные дни изрядно разоряют семьи умерших, так что даже власти страны хотят законодательно запретить многолюдные и изобильные поминки .

Поминальный стол

в разных мусульманских странах (и даже в районах этих стран) редко бывает одинаковым. Но есть и блюда, считающиеся обязательными практически везде. Например, почти всегда на исламские поминки готовят различного рода сладости. Как говорят, для того, чтобы умершему было сладко жить у Всевышнего. Обычно с такого десерта и чая помины всегда и начинаются. В большинстве случаев подают горячее, в основном бульон с домашней лапшой (без картошки). Считается, что пар от такого супа помогает душе вознестись в Небеса.

Все мясное, ко

нечно, должно быть халяль, то есть разрешенным по канону. Оно делается из курицы, говядины, баранины, но ни в коем случае не из свинины. Мясные блюда обычно в разных местах варьируются. Это может быть долма, гуляш, жареные цыплята и так далее. Во многих местах на поминки готовится плов из мяса или с сухофруктами, сладкий. Не возбраняются и разные каши, блюда из рыбы и всяческих морепродуктов. Все это запивается водой с медом, соками, минеральной водой. Но, конечно, ни в коем случае не спиртным! Оно Шариатом категорически запрещено.

Кстати, я узнала и о том, что нынче многие кафе и рестораны предлагают клиентам организацию мусульманских поминок со строгим следованием всем должным канонам. На такие мероприятия закупаются только те продукты, халяльность которых подтверждается специальными сертификатами. И готовят из них, как правило, повара мусульмане .

Национальные обычаи

организации поминок тоже неодинаковые. Например, в той же Турции женщины и мужчины собираются и все время остаются в разных помещениях. В Азербайджане они просто находятся за своими столами – мужским и женским. А в странах Средней Азии и женщины, и мужчины, и дети часто поминают все вместе. Для таких массовых мероприятиях даже во дворах многоквартирных домов предусмотрены особые строения в виде каменных периметров, над которыми легко натягивается тент. Там и собираются люди. Плов и тандырные лепешки для поминок можно приготовить здесь же в казанах и печи. Пока все это поспевает, из дома выносятся чай и халва, с которых и начинается трапеза. После угощения и молитвы все идут на кладбище.

В Азербайджане всем участникам поминок необходимо омыть свои руки розовой водой. Считается, что эта процедура поможет душе покойного попасть в Рай. Еще этому способствует особое поминальное кушанье, которое подается в некоторых районах страны – сэмэни. Это пророщенные зерна пшеницы, символизирующие возрождение, бессмертие.

Самые необычные для себя поминки я видела в Абхазии. Правда, только со стороны, сама на них не была. Я как раз гостила у своих знакомых, когда у их ближайших соседей умер сын. Так что все происходящее наблюдала непосредственно из беседки во дворе своих хозяев.

Эти поминки , которые проводили на 3-й день после похорон, считаются у абхазов не слишком многолюдными. Вот на сороковины и годовщину собираются обычно от 250 до 500 человек. В тот раз я очень приблизительно насчитала порядка 95-ти. Говорили, что могло бы быть и больше, но там ситуация сложилась щекотливая. Тело парня привезли из российской зоны для уголовников, куда он попал из-за наркоты. А до того, как туда загреметь, он в Гудаутах (дело именно там происходило) со многими перессорился. Отсюда и так мало было людей, в основном близкие родственники и соседи (члены общины), немного друзей.

Для поминальных столов мужчины сделали большой навес, который закрыли брезентом, сбили из досок сами столешницы и лавки. Мужчины же в огромных котлах варили мамалыгу на костре. Другие кострища разложили женщины – для приготовления вареной фасоли и харчо из курятины. А девушек приставили к изготовлению особой абхазской закуски из перетертого фундука. Кур для горячего приносили члены общества. С каждой семьи полагалось не менее 2-х тушек, а лучше больше. Еще полагалось брать с собой аджику, помидоры, фрукты, лаваши, зелень и домашний сыр. Так что стол собирался всем коллективом. Мне потом сказали, что на сороковины принято приводить жертвенных животных. Если умерла женщина, то овец и телок, а для мужчин баранов и бычков. Их закалывают и разделывают с особыми заклинаниями, а мясо готовят в общинных котлах.

Я узнала, что в комнате, где стоял гроб с телом, накрыли отдельный стол для покойного, в основном всякими сладостями. Потом их в начале трапезы вынесли пришедшим. После этого можно было начинать поминать усопшего всей другой пищей. К моему удивлению, делали все это достаточно оживленно, даже весело. Если бы я не знала, что народ собрался по скорбному поводу, то решила бы, что это какой-то праздник. Вокруг навеса бегали и играли нарядные дети, явно флиртовали друг с другом юноши и девушки, судачили женщины и степенно беседовали мужчины. Люди общались вовсю и на разные темы. Поминки явно стали для них хорошим коллективным отдыхом.

Возможно, это всеобщее оживление отчасти объяснялось и тем, что на абхазских поминках не возбраняется выпивка. Их мусульмане не слишком зацикливаются на запрете ислама употреблять спиртное. На столах стояло и сухое вино, и чача, хотя семья была именно правоверной. И за столами никто не молчал, и тосты тоже, насколько я могла видеть, говорились. Кстати, женщины также принимали участие в общей трапезе, правда не все. Большинство из них подавали еду, чистые бокалы и тарелки, уносили грязную и пустую посуду. После окончания мероприятия они дружно убрали все со столов и сели пить кофе, а мужчины разбрелись по округе, навещали знакомых.

Молодежь же собралась на большом пустыре неподалеку и организовала национальные танцы. Между прочим, как я после выяснила, во всех этих развлекательных моментах на абхазских поминках не было ничего неуважительного по отношению к покойному или его семье. Просто у абхазов состязания в танцах, скачках, джигитовке и прочем в честь ушедших – это древний обычай. На славянских тризнах ведь тоже не плакали, а провожали душу умершего с достойным весельем.

Все увиденное, услышанное, прочитанное и обдуманное говорит мне об одном: мы не так уж и отличаемся друг от друга. Наши обычаи и верования доказывают скорее то, что люди очень похожи, какую бы религию они не исповедовали. Особенно заметным это общее становится в их трагические моменты. Вот и поминки правоверных (даже если иметь в виду правила Шариата) практически ничем, кроме незначительных разночтений, не отличаются от христианских, организованных по церковным канонам. Кстати, и уход от строгой религиозной нормы и у тех, и у других ведет к одинаковым излишествам и неприятным моментам.

2 Комментариев(-я) к Особенности поминального стола у мусульман: приметы, обычаи, традиции, обязательные блюда

«Ус­тро­ение по­минок яв­ля­ет­ся ре­лиги­оз­ным нов­шес­твом и обы­ча­ем вре­мён не­вежес­тва, и ар­гу­мен­том в поль­зу это­го яв­ля­ют­ся сло­ва спод­вижни­ка Джа­рира ибн ‘Аб­далла­ха ал-Бад­жа­ли: «Мы счи­тали, что соб­ра­ние в до­ме умер­ше­го и уго­щение гос­тей пос­ле по­хорон яв­ля­ют­ся про­яв­ле­ни­ем зап­ре­щен­но­го при­чита­ния над по­кой­ным». Об этом со­об­щи­ли Ах­мад (6905) и Ибн Мад­жа (1612), но в вер­сии пос­ледне­го нет слов «пос­ле по­хорон». Шейх Ах­мад Ша­кир наз­вал ха­дис дос­то­вер­ным.

Му­суль­ман­ские за­коно­веды еди­нодуш­ны в том, что при­готов­ле­ние еды для тех, кто при­ходит вы­разить со­болез­но­вание, по мень­шей ме­ре не­жела­тель­но [Ибн ‘Аби­дин. Кур­ра. Т. 1. С. 246; Ан­са­ри. Ас­на ал-ма­талиб. Т. 1. С. 335; Мак­ди­си. Фу­ру‘. Т. 2. С. 230-231]. Имам аш-Ша­фи‘и пи­шет: «Я счи­таю не­жела­тель­ным про­водить по­мин­ки, т. е. со­бирать­ся в до­ме по­кой­но­го, да­же ес­ли соб­равши­еся не пла­чут, по­тому что это во­зоб­новля­ет пе­чаль и дос­тавля­ет хло­поты» [Ша­фи‘и. Умм. Т. 2. С. 638].

Нес­мотря на это, обы­чай справ­лять по­мин­ки ши­роко рас­простра­нил­ся сре­ди му­суль­ман. По­мин­ки справ­ля­ют на тре­тий, седь­мой и со­роко­вой день пос­ле смер­ти, иног­да лю­ди со­бира­ют­ся каж­дый чет­верг до ис­те­чения со­рока дней. В раз­ных ре­ги­онах сло­жились обы­чаи пред­ла­гать при­сутс­тву­ющим оп­ре­делён­ные ви­ды уго­щений, чи­тать оп­ре­делён­ные мо­лит­вы или су­ры из Ко­рана. Иног­да по­мин­ки ор­га­низу­ют с та­ким раз­ма­хом, что они ма­ло от­ли­ча­ют­ся от сва­деб­но­го пир­шес­тва. Всё это яв­ля­ет­ся следс­тви­ем ре­лиги­оз­ной нег­ра­мот­ности, и ре­лиги­оз­ные де­яте­ли обя­заны де­лать всё воз­можное для ис­прав­ле­ния си­ту­ации. Они дол­жны разъ­яс­нять лю­дям, что усоп­ший нуж­да­ет­ся в доб­рых де­лах сво­их де­тей и что те мо­гут по­мочь ему зас­лу­жить про­щение Ал­ла­ха. Они мо­гут мо­лить­ся за не­го, ис­полнить его обет, раз­дать ми­лос­ты­ню или со­вер­шить па­лом­ни­чес­тво от его име­ни и т. д. Что же ка­са­ет­ся по­минок, то они не толь­ко не при­носят ему поль­зу, но и яв­ля­ют­ся нов­шес­твом, ко­торое от­верга­ет­ся Все­выш­ним Ал­ла­хом.

Вмес­те с тем нуж­но при­нимать во вни­мание, что мно­гие в на­ше вре­мя счи­та­ют по­мин­ки частью ре­лиги­оз­ной тра­диции. На этих обы­ча­ях вы­рос­ла мо­лодёжь и сос­та­рились ста­рики. По­это­му при разъ­яс­не­нии дан­но­го воп­ро­са не­об­хо­димо учи­тывать це­лый ряд ре­лиги­оз­ных, пси­холо­гичес­ких и со­ци­аль­ных фак­то­ров, а так­же со­от­но­сить поль­зу и вред воз­можных пос­ледс­твий. Нель­зя до­пус­кать, что­бы по­рица­ние пре­досу­дитель­но­го соп­ро­вож­да­лось не­поч­ти­тель­ным от­но­шени­ем к стар­шим или при­води­ло к раз­ры­ву родс­твен­ных свя­зей или к кон­флик­там в семье или в об­щес­тве, по­тому что та­кого ро­да пос­ледс­твия ху­же и опас­нее, чем мно­гие из ре­лиги­оз­ных нов­шеств, ко­торые нуж­да­ют­ся в ис­прав­ле­нии. А по­мощь во всех де­лах при­ходит толь­ко от Ал­ла­ха!

От себя же скажу, что давая какую либо информацию, необходимо приводить доказательства излагаемого.

Добрый День, Ильнур! Спасибо большое за комментарий. А я в свою очередь постараюсь учесть ваши пожелания.

Всего Вам доброго!

Добавить комментарий Отменить ответ

Тот агент, который приехал на мой вызов, оказался настоящим подлецом. Высосал все деньги в тот момент, когда я была готова на стену лезь от своего горя.

В процессе поисков я встретилась и пообщалась с разными сведущими в памятниках людьми, прошлась по ритуальным фирмам. И через неделю у меня появился целый перечень заблуждений и ошибок…

14 мая 2016 года на знаменитом московском Хованском кладбище произошла массовая драка с перестрелкой. Не поделили территорию для заработка азиаты и кавказцы и все закончилось кровавым побоищем со смертельными исходами.

Такие тяжелые потери всегда сопровождаются острыми чувствами и эмоциями, и это вполне нормально. К таким переживаниям относится чувство вины после смерти близкого.

В семье из соседнего подъезда произошел несчастный случай с их котом. Умер котяра. Отец семейства решил похоронить его недалеко от дома, на краю палисадника.

Недавно меня угораздило поспорить с молодым священником о поминальных традициях и о том, каким должен быть поминальный обед.

Конечно, как и с любыми выплатами, которые предоставляет наше государство, в получении компенсации за проводы в последний путь есть свои нюансы.

Когда приходится терять близкого человека, так больно бывает оттого, что не успел или не сумел сказать важные слова…

Многие говорят, что от вещей мертвого необходимо избавляться. Другие вспоминают традиции сохранять все имущество, чтобы душа не обижалась за быстрое забвение. Я думаю, что истина как всегда, где-то посередине…

БЛОГ ЛИАНЫ РУНОВОЙ

© 2015 «Memorial», блог Лианы Руновой | Все права защищены

Оценка 4.7 проголосовавших: 18
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here