Самое подробное описание: моя молитва жестов - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Моя молитва жестов
Сложите ладони перед чакрой сердца, оставив между внутренними сторонами ладоней небольшое углубление. В начале и в завершении медитации поднимите выпрямленные руки к небу и побудьте в таком положении некоторое время.
Представьте, что находитесь в святом месте силы. Возможно, вы знаете некое святое место силы, место, которое имеет для вас особое значение. Мысленно можете перенести его в любое время в свою тихую комнатку; или представьте себе некое место, которое идеально соответствует вашим потребностям. Как можно точнее представьте себе это место. В святых местах ощущают особую энергию, — попытайтесь мысленно также ощутить ее. Эта мудра приведет вас в тишину, и если вы произнесете просьбу, вопрос, похвалу или благодарность — то в определенное время, если к этому готовы, все они исполнятся для вас самым благоприятным образом. В заключение побудьте немного в тишине, окунитесь в мир и радость божественного.
Аффирмации: Преисполненный благодарности, хочу я воспринимать хорошее, уготованное для меня.
Если вы складываете ладони перед грудью, то это укрепляет внутреннюю собранность и приносит с собой гармонию, равновесие, покой, тишину и мир. Этот жест активирует и гармонизирует координацию левого и правого полушария головного мозга. Это также может поддерживать молитвенную медитацию, когда о чем-нибудь просите божественное — когда хотите непременного исполнения желания. С помощью этого жеста вы выражаете свое благоговение или свою благодарность. В Индии сложенные таким образом ладони являются жестом приветствия или благодарности; так выражают почтительность своему ближнему.
Древние кельты и германцы с помощью поднятых вверх рук вступали в контакт со своими богами. Этот жест очень мощный и во время христианизации был запрещен. Позднее ввели снова, но его практиковали лишь священники и члены различных орденов — только не простой люд. Кто должен обладать властью?
Как уже было упомянуто, эта мудра успокаивает наши мысли и посредством этого создает ясность и четкость в мышлении. В основе спокойного мышления всегда лежит некая определенная сила — сила, создающая крепость тела и стабилизирующая, проясняющая и укрепляющая дух.
© 2010. Все права защищены.
Публикация материалов сайта разрешена при условии ссылки на " Полезное знание "
Волшебство жизни
Бессмертные наставники, учения и практики
Молитва тела
Осознавая ощущения в различных частях тела, войдите в состояние покоя… По мере того как вы сосредоточиваетесь на все более тонких ощущениях, ваше осознание углубляется…
Теперь очень медленно положите руки на колени, ладонями вверх, пальцы сомкнуты… Движения должны быть очень, очень медленными… подобно тому, как раскрываются лепестки цветка… И осознавайте каждый момент движения…
Теперь, когда ваши руки лежат на коленях ладонями вверх, осознайте ощущения в ладонях… осознайте положение рук как жест — ведь в большинстве культур и религий это жест молитвы. Что значит этот жест для вас? Что вы тем самым говорите Богу?
Общение посредством жестов не требует значительных перемен в положении тела и может практиковаться в группе. Данное упражнение дает вам некоторое представление о том, как можно молиться телом.
А вот несколько упражнений, которые вы можете выполнять в уединении, в своей комнате, в том случае, если вы хотите свободно выразить себя, не заботясь о том, что кто-то вас увидит.
Встаньте прямо, расположив руки свободно по бокам. Представьте, что вы находитесь в присутствии Бога…
Теперь жестом выразите следующее чувство: «Господи, я предлагаю себя Тебе».
Двигайтесь очень медленно (помните о раскрывающихся лепестках цветка)…
Вы можете предложить себя Богу следующим образом: очень медленно поднимите руки и вытяните их прямо перед собой параллельно полу… Теперь поверните кисти рук ладонями вверх, сомкнув и вытянув пальцы… Затем очень медленно поднимите голову и посмотрите в небо… так же медленно откройте глаза… и взирайте в высь…
На минуту задержитесь в таком положении… Теперь пусть руки сами плавно вернутся в исходное положение… голова опускается, и вы видите горизонт…
Закройте глаза и замрите на некоторое время, наслаждаясь вкусом молитвенного предложения себя Богу… Затем повторите ритуал…
Исполните ритуал три или ‘четыре раза… или больше, если чувствуете, что это необходимо…
Есть и другой вариант: поднимите руки, как предлагалось выше, и разверните ладони вверх, пальцы вытянуты и сомкнуты вместе… теперь соедините ладони так, чтобы они образовали подобие чаши или же кубка… медленно поднесите эту чашу к груди… затем осторожно поднимите голову к небу, как описывалось выше… На минуту замрите в этой позиции.
Еще один способ выразить свое стремление к Богу или открытость навстречу Ему: поднимите руки и вытяните их перед собой параллельно полу… теперь широко разведите их, как для объятия… устремите взгляд за горизонт… на минуту замрите… затем вернитесь в исходное положение. Повторите этот жест столько раз, сколько сочтете необходимым…
Изобретайте собственные жесты, чтобы выразить Богу свою любовь… благодарность… поклонение…
Выражая жестами свое отношение к Богу, делайте это так грациозно, как если бы вы исполняли медленный ритуальный танец…
Предположим, вы ощущаете свою беспомощность, вам кажется, что вы не способны молиться. Выразите свое состояние, сняв с себя одежду, распростершись на земле и разведя руки наподобие креста… безмолвно молите о милости Божьей…
Молясь таким образом, вы облекаете молитву не в слова, а в собственную плоть. Это особенно необходимо, когда блуждает ум, сердце обратилось в камень и кажется, что душа умерла. Предстаньте перед Богом, простирая руки и глядя на Него с мольбой… То чувство, которое вы выражаете языком своего тела, окажет живительное действие на вашу душу, и вскоре вам станет легче молиться.
Людям трудно молиться из-за того, что их тело не может войти в храм молитвы. Вы говорите себе, что находитесь в присутствии вознесшегося Господа, и при этом сидите развалившись на стуле или стоите с развязным видом… Если бы вы действительно сознавали Его присутствие, разве так реагировало бы наше тело?
Post navigation
Добавить комментарий Отменить ответ
Свежие записи
Моя рассылка
Мистические практики в Киеве
Моя молитва жестов
1. Положение тела и молитвенные жесты
«Когда в келии своей, — говорит авва Исайя, — встанешь, чтоб сотворить молитву свою, не небрежничай в нерадении (. ) не прислоняйся к стене и ног своих не распускай, стоя на одной и поджимая другую, как (делают) неразумные» [16]. Это сказано не случайно. Есть особые психофизические механизмы, которые устанавливают обратную связь между положением тела и состоянием души и духа. Если, с одной стороны, трудно молиться, развалясь в кресле, с другой — есть положения тела и жесты, которые содействуют молитве и помогают внутренней сосредоточенности. Среди этих жестов на первом месте стоит крестное знамение , начертание на нашем теле знака Креста Христова. Издревле большое значение придавалось поклонам (земным и поясным). Эти положения тела способствуют укреплению чувств благоговения, смирения, преклонения.
1. Это — обычное положение тела при молитве. Оно выражает бодрствование, собранность, готовность внимать.
2. Стоя на молитве, следует стремиться к равновесию, устойчивости и непринужденности позы, а для этого будем следить за правильным положением различных частей тела. Ступни должны быть прижаты к земле и одна к другой (или слегка расставлены), не следует напрягать верхние части ног . Правильное положение спины тоже необходимо для равновесия и устойчивости. Корпус следует выпрямить, но без напряжения, чтобы не нарушать его естественного изгиба. Плечи должны быть опущены и расслаблены. Не следует долго держать голову склоненной или поднятой вверх.
3. Положение рук тоже немаловажно. Оно — внешнее выражение нашей внутренней настроенности. По обычаю последних веков, во время богослужения в храме воздевает руки лишь священник. Однако этот древний жест может быть принят в домашней молитве. О нем постоянно говорит Священное Писание (см., например, Плач 3, 41; 1 Тим 2, 8).
4. Взгляд не должен блуждать. Необходимо сосредоточить его на иконе или закрыть глаза. В противном случае легко приходит рассеянность.
Молитва на коленях
Можно молиться стоя или сидя на коленях. Это положение выражает покаяние, смирение и мольбу. Однако долго сохранять устойчивым такое положение трудно. «Лучше, — говорил митрополит Филарет, — сидеть и думать о Боге, чем стоять и думать о ногах» [17].
Это положение не рекомендуется при чтении «правила». (Исключение можно делать больным или крайне утомленным людям.) Однако оно вполне подходит для молитвенного размышления и углубленной молитвы (см. гл. IV). В этой позе необходимо следить за естественной прямизной корпуса и естественной посадкой головы. В противном случае тело будет затекать и может начаться головокружение.
Принимая то или иное положение тела, нужно удостовериться:
1. в правильности этой позы;
2. в том, что мускульное и нервное напряжение отсутствует;
3. в правильности дыхания;
4. во внутренней тишине.
На первых порах большинство этих положений требует постоянного упражнения, всегда гибкого, никогда не чрезмерного; их не надо сохранять слишком подолгу. Хорошее самочувствие, устойчивость и непринужденность — признаки того, что поза правильна и удачно выбрана. Если после нескольких опытов поза приводит к плохому самочувствию, следует от нее воздержаться.
Положение тела должно соответствовать той или иной внутренней установке, которая им выражается; в то же время внутренняя установка поддерживает и одушевляет позу.
Никогда не следует резко выходить из позы. Сначала можно потереть руки, открыть и закрыть глаза, пошевелить ногами, распрямить колени, затем принять переходную позу (например, если тело распростерто на земле, то перед тем, как подняться, надо встать на колени).
О связи дыхания с молитвой постоянно говорят православные подвижники [18].
Обретая свою естественную и здоровую динамику, дыхание постепенно успокаивает тело, умиротворяет чувства и укрепляет разум. Тем самым оно приготовляет всего человека к молитве.
Для упорядочения дыхания существуют специальные упражнения. Если нет возможности проделать все эти упражнения, хорошо перед началом молитвы сделать два-три глубоких вдоха и выдоха, а потом, дав дыханию вернуться к его обычному ритму, забыть о нем.
Символика тела. Часть 4. Жесты
Мое сообщение ни в коем случае не претендует на статус научного исследования. Скорее, это просто желание любопытного человека поделиться собственными открытиями. В глубине души я продолжаю надеяться, что мой интерес к символике будет разделен с моими читателями.
Опять таки, опасаюсь, чтобы огромная информация, обремененная научными цитатами, не утомила вас. Буду стараться, максимально просто излагать материал.
Хочу сказать, что попытки вычленить жест из какого-либо ритуала иногда просто невозможно. А чтобы описать суть ритуала, приходится давать много пояснений. Учитывая, что аудитория содружества – это не толпа специалистов по истории, этнографии и культуре различных народов, думаю, что многое из информации будет 6откровением для вас.
Пожалуй, нет такого народа, у которого не сложилась бы на протяжении всей его истории своеобразная система жестов, имеющих самые разные значения, от бытового до религиозного. Поиски происхождения этих жестов и их истинного значения — занятие увлекательное. Часто символика или история происхождения определенного жеста открывается как матрешка, предлагая исследователю новые сюрпризы.
Сначала познакомимся с определением, данным в Малом академическом словаре:
жест —телодвижение, преимущественно движение рукой, сопровождающее речь для усиления ее выразительности или имеющее значение какого-л. сигнала, знака и т. п.
Не все движения имеют статус жеста. Необходимо, чтобы движение, во-первых, имело знаковый характер. Движение станет таковым только в том случае, если ему приписывается не только практический, но и символический смысл. Кроме того, необходимо, чтобы жест был всегда или непосредственно обращен к другому человеку, или хотя бы предполагает наличие некоей внешней точки зрения.
Как бы то ни было, в культуре с традиционной системой средств общения (не говоря уже об архаической) жесты играли несравненно большую роль, чем мы это можем представить на основе собственного житейского опыта. Во многих культурных традициях существовали весьма совершенные системы жестов (например, у некоторых монашеских орденов и дервишей, давших обет молчания), не уступающие современному языку жестов глухонемых. Язык значимых движений лежит в основе ритуального поведения. Любой участник ритуала вынужден считаться с тем, что всякое его движение может быть прочитано как жест и истолковано тем или иным образом. В некоторых ритуалах вообще предусматривалось обязательное молчание или же речевое поведение сводилось к выкрикам, призываниям божества.
На языке жестов, посредством особого обращения с вещами в ритуале передается наиболее значимая информация, имеющая ключевое значение для всего социума.
Существуют разные классификации жестов.
В соответствии с функциональной классификацией выделяются:
оскорбления и т. д.
Основу этой классификации заложил еще Ч. Дарвин в знаменитой работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1889).
жесты-информаторы (информируют о чем-либо, подчеркивают необычные свойства предмета, обозначают предмет, намереваются удивить);
жесты-регуляторы (выражают запрет, просьбу, требование, разрешение, вступление в контакт и т. д.);
жесты-симптомы состояний (выражают недовольство, одобрение, радость, внимание и т. д.)
Культовые, ритуальные жесты
Жесты высокой тональности (ораторские жесты),
Жесты нейтрально-обиходные (применяемые в общественных местах),
Жесты фамильярные (например, похлопывания),
Жаргонные, вульгарные и асоциальные жесты
Свои стандарты и некоторые отличия в «словаре» имеют различные социальные, профессиональные и конфессиональные группы.
У древних греков и римлян молитвы играли весьма важную роль при всех выдающихся событиях частной и общественной жизни. Значение имели и внешние обряды, сопровождавшие молитву; к ней приступали, умыв предварительно руки. Во время молитвы древние воздевали руки к небу. Греки молились с непокрытою головою, римляне и иудеи — с покрытою.
На основании учения Христа древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя. Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение и распростёртие ничком (только во время уединённой келейной молитвы).
В древней церкви существовал обычай воздеяния рук во время богослужения, в подражание Моисею, молившемуся при сражении между иудеями и амаликитянами с воздетыми к небу руками; ныне это действие совершает только священник во время литургии. В общинах христиан, обратившихся из язычества, весьма рано утвердился греческий обычай молиться с непокрытой головою; но для женщин установлено было противоположное правило.
Воздетые кверху руки — жест, который в современной культуре выражает самые разнообразные чувства: отчаяние, проклятие, мольбу о пощаде, торжество победы и др.
Его прототипом является жест адорации (молитвы), когда обе руки вытягивались по направлению к Богу или объекту почитания. Это один из древнейших жестов. Он широко представлен в христианской иконографии и поэтому нередко воспринимается как специфически христианский. Однако сходный жест был известен и многим нехристианским народам Азии, Африки, Америки.
Обычай воздевать руки при обращении к Богу в древнеегипетских надписях, комментирующих изображение этого жеста, сопоставлялся с жестом ребенка, тянущегося к своей матери.
В христианской иконографии с воздетыми руками изображалась Богоматерь Оранта («Нерушимая стена»). Оранта изображена, например, в надалтарной части Киевской Софии и воспринималась как радетельница за всех людей: «Ее руки, носившие бога, простерты к Всевышнему в молитве за каждого человека».
Молитвенный жест Оранты, конечно, имел дохристианские истоки. Он был известен античному миру. Вытягивание рук по направлению к священному месту или небесам неоднократно упоминается в Ветхом Завете. Для понимания смысла этого жеста вспомним эпизод Библии, в котором описывается молитва Моисея. Во время сражения иудеев с амалекитянами Моисей молился за свой народ, воздев руки. До тех пор пока он удерживал руки в этом положении, побеждали иудеи. Когда же его руки бессильно опускались, враги начинали одолевать (Исход, XVII, 11 — 12).
В православном богослужении XIX в. жест воздевания рук совершал священник перед началом литургии, во время пения херувимской песни перед благословением святых даров.
Поза, жест рук Оранты оставались исключительно популярными не только в церковной живописи, но и в народном искусстве вплоть до начала XX в. На женских свадебных венцах всегда имелось поясное изображение Богородицы с поднятыми вверх руками, и воспринималась она не только как заступница, но и как Мать, благословляющая новобрачную.
Такие жесты, как адорация, поднесение пищи или напитка двумя руками и другие явно заимствованы из ритуалов общения с божеством. В них до сих пор чувствуется отношение низшего к высшему.
Еще один культовый жест, характерный для христианства,- крестное знамение. Само крестное знамение как часть предания восходит к первым векам христианства.
Это молитвенный жест в христианстве, представляющий собой изображение на себе креста. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, при благословении кого-либо или чего-либо. Действие человека, совершающего крестное знамение, называется обычно «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение» или «(пере)креститься» (это последнее следует отличать от слова «креститься» в значении «принять таинство Крещения»). Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, однако различается вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение»), и направлением движения руки.
Троеперстие является наиболее распространённым вариантом крестного знамения, используемым в большинстве православных Церквей. Для его совершения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони. После чего последовательно касаются лба, живота, правого плеча, затем левого.
Три сложенных вместе пальца символизируют Пресвятую Троицу. Значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами эти два пальца были переосмысленны, как символ двух природ Христа — Божественной и человеческой.
Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны, как места спасённых и левой — как места погибающих (см. Мф., 25, 31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.
Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы IC XC, то есть, инициалы имени Иисус Христос. При благословении руку ведут сначала налево, потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, по-прежнему сначала благословляется правое плечо, потом левое.
Двоеперстие использовалось на Руси до реформ патриарха Никона в XVII веке. Практиковалось оно ранее и в Византии, позже вытеснено троеперстием. Однако после Поместного Собора 1971 года все дониконовские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, являются в Русской православной церкви полностью легитимными.
Старообрядцы настаивают на благочестии, древности и истинности двуперстия. В качестве доказательства древности двуперстного жеста приводится множество древних памятников иконографии. При рассмотрении истинности жеста раскрывают его символический смысл: два перста означают два естества Сына Божия, при этом чуть согнутый средний палец означает «умаление» (кеносис) Божественной природы при вочеловечивании Спасителя. Три другие перста соединены как знак соединения и несмешения лиц Святой Троицы в едином Боге. Крестообразное осенение в память о кресте Распятия совершается двумя перстами, символизирующими Христа. При троеперстном крестном знамении символ Христа заменяется символом Троицы, что позволяет старообрядцам упрекать «никониан», что они таким образом «распинают Троицу».
принятых у старообрядцев и в официальной православной церкви
Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же двоеперстие.
На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и даже сейчас существуют различные его варианты.
Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.
Евхари́стия (греч. — благодарение), Святое Причастие— главнейший, признаваемый всеми христианскими вероисповеданиями обряд; у православных, католиков, лютеран — Таинство, при котором верующие христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа под видом хлеба и вина, и, согласно их вероучению, через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляет основу главного христианского богослужения, у католиков, православных, лютеран и некоторых других церквей — Литургии.
Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо.
Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.
Месса – (франц. messe, от позднелат. missa), принятое католической церковью название литургии.
В западной живописи Иоанн Креститель легко узнаётся по следующим атрибутам: длинные волосы и борода, одежда из шерсти, книга, длинный тонкий крест из тростника, чаша для крещения, медовые соты, агнец, посох. Обращённый к небу указательный палец правой руки — мотив в иконографии Иоанна Крестителя , пришедшего в мир, чтобы проповедовать покаяние, которое «расчистит путь» грядущему явлению Мессии. Типичный пример подобного жеста можно найти на картине Леонардо да Винчи.
Символ перста указующего встречается также у Рафаэля, который был учеником и последователем Леонардо да Винчи. Например, кисти Рафаэля принадлежит портрет Иоанна Крестителя, который естественным образом ассоциируется с картиной Леонардо.
В Ветхом Завете встречаются частые упоминания о совершении молитв. Лишь в эпоху после вавилонского изгнания молитвы подверглись тщательной регламентации. Установлены были часы для совершения молитв: третий (девятый по полуночи у христиан), шестой (12-й у христиан) и девятый (3-й по полудни) часы дня. Время молитв иудеев было установлено задолго до зарождения христианства, и первые 200 лет время молитв у тех и других совпадало. Молитва является наиболее распространенным обрядом в иудаизме. В представлении верующих иудеев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) верующему предписывается надевать на лоб и левую руку тефиллин — два маленьких кожаных ящичка кубической формы с ремнями. В ящички вложены написанные на пергаменте цитаты из Торы. Верующий также обязан трижды в день молиться «бецибур», т.е. совершать богослужение при наличии 10 молящихся, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие сопровождать славословием в адрес Яхве.
Тфилин (букв. «охранные амулеты», откуда происходит русское название «филактерии»; аналогично и в других европейских языках) — две маленькие коробочки (батим, букв. `домики`) из выкрашенной чёрной краской кожи кошерных животных, содержащие написанные на пергаменте отрывки (паршийот) из Торы. При помощи продетых через основания этих коробочек чёрных кожаных ремешков тфилин накладывают и укрепляют одну на обнажённой левой руке («против сердца» — на бицепс, немного повернув его в сторону тела), вторую — над линией волос, между глаз.
Во время молитвы в синагоге при произнесении слов «мы грешны» или других фраз, обозначающих грех, принято слегка бить себя кулаком правой руки по левой стороне груди, над сердцем. Вообще, самобичевание — обычное явление для многих религиозных течений, но в иудаизме биение себя кулаком в грудь не означает самобичевания, а болевые ощущения в данном случае не самоцель. Этот жест используется как напоминание человеку о его грехах и должен вызывать искреннее раскаяние.
Автор Магазаник О.
Коэны или кохены — еврейское сословие священослужителей из рода потомков Аарона. Спустя год после Исхода из Египта было завершено сооружение Скинии. Скиния (еврейск. "шалаш", греч. skeno), место общественного богослужения древних евреев, походный храм, по образцу, показанному Богом Моисею на горе Синае. Скиния была призвана играть важную роль в осуществлении возложенной на сынов Израиля миссии, включавшей установление форм служения Единому Богу. Среди двенадцати колен в Пятикнижии особо выделено колено Леви (из которого происходили и Моисей с Аароном) как наиболее достойное и богобоязненное. Так, например, Моисей провозглашает левитов воинством веры, которое карает отступников мечом.
По велению Бога, левиты в Скинии должны были исполнять вспомогательные функции. В то время, как само священнослужение — жертвоприношения, воскурение фимиама, благословение народа и прочее — заповедано исполнять Аарону и его сыновьям. Они и их потомки становятся священниками израильтян — коэнами. Для них и их рода священство отныне стало «уставом вечным».
Из всех «еврейских» жестов самыми известными, пожалуй, являются знаки, используемые коэнами во время благословения евреев в синагогах, хотя увидеть их можно лишь несколько раз в году, когда коэны, лица которых в этот момент должны быть прикрыты, вытягивают руки на высоте плеч под талитом (молитвенный плащ), особым образом раздвигают пальцы и благословляют общину, читая специальную молитву. Этот жест, кстати, часто изображают на украшениях, сувенирах и надгробных плитах коэнов.
Пальцы должны располагаться так, чтобы оставалось небольшое расстояние между мизинцем и безымянным пальцем, которые вместе отделены от указательного и среднего.
Во время благословения нельзя смотреть в глаза коэну, чтобы не помешать благословению. Чтобы не отвлекаться и сохранить нужное настроение, коэны опускают на лицо край талита. И коэны, и молящиеся в определенные моменты слегка поворачиваются лицами вправо или влево чтобы послать благословение всем молящимся, с какой бы стороны от коэнов они ни стояли.
Есть и другое объяснение. В иудаизме нормально существование различных толкований одного и того же явления. Они не противоречат, а дополняют друг друга.
В книге «Шир а-ширим» сказано о возлюбленном, который символизирует Всевышнего: «Смотрит он через просветы [„а-хараким“] в решетках». Последнее слово трактуется так: буква «эй» имеет численное значение 5, и получается, будто сказано «эй хараким» — «пять просветов». Поэтому во время благословения коэны складывают пальцы рук таким образом, что между пальцами образуется «пять просветов», сквозь которые светит Шхина. Шхина, или Шехина – это Дух святой, буквально"обитание, присутствие".
Если опустить сложные толкования, то смысл жеста коэнов: "признание, что все на ладони Всевышнего". Разбираться во всех премудростях этого и других жестов в иудаике мне помогали мои ПЧ trialon и anna-aneta
В гербе семейства Рапопорт изображено благословение коэнов. Теперь нам понятно, что семейство принадлежит колену Леви.
Вечером, за сутки до наступления Йом Кипура (Судного Дня) или на рассвете этого дня, мужчина или мальчик берут в руки петуха, а женщина или девочка — курицу и произносят молитву Бней Адам. Затем, осторожно вращая птицу над головой, повторяют: «Да будет это моим искуплением. » Идея обряда капорес предполагает искреннее раскаяние при мысли, что за наши грехи могла бы постичь судьба этой птицы. Но милосердие Бога беспредельно и несет нам прощение, если наше раскаяние искренне.
Эту птицу или стоимость ее отдают бедным. Если не удалось достать птицу, обряд капорес может быть выполнен вращением над головой денег, которые также отдают бедным.
Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (суккот). По религиозным предписаниям, верующий иудей должен в одной руке держать так называемый лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой – эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что, по представлению верующих, служит магическим средством для вызова ветра и дождя.
Значительное место в иудейском культе занимает обряд ташлих. В день иудейского Нового года (Рош-Гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым они освобождаются от грехов.
Автор Михаил Глейзер
Истоки обряда омовения следует искать в экономических условиях жизни древних людей. Вода у многих древних народов была святыней, ибо она давала жизнь и им самим и всему тому, чем они питались. И древние евреи обожествляли воду, ибо жизнь земледельцев Иудеи зависела от осенних дождей. Дождь и вода играли важную роль в жизни древних землепашцев, Ритуальное омовение встречается во многих мировых религиях.
У мусульман молитва считается делом особенно благочестивым и является одним из столпов ислама. Мусульманину предписано молиться (совершать намаз) пять раз в день — это одна из основных обязанностей верующих в исламе. для полноценной молитвы более подходят определенные отрезки времени: переходы от ночи ко дню и от дня к ночи, полдень и полночь.
Мухаммед, посланник Аллаха в исламе, установил все обряды касающиеся молитвы. Мусульмане должны читать молитву в любом чистом месте, где его застанет время молитвы, но молитва совершенная в мечети имеет наибольшую ценность, за него молящийся получает больше награды от Бога. Намазу обязательно должно предшествовать ритуальное омовение. Лучшее место для молитвы — мечеть, молитвой там руководит имам. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети.
Наиболее узнаваемым для всех символом мусульманской молитвы стали воздетые руки молящегося. Совершая молитву-ду‘а, мусульманин воздевает руки, прославляя Всевышнего Господа и испрашивая у Него милости и помощи. Этот молитвенный жест – также древний знак обращения человека к Богу, преклонения пред Его всемогуществом.
Картина мусульман, молящихся в Каире, 1865
Ритуальная чистота — если человек находится в состоянии осквернения (малого, например, после естественных отправлений, или большого, например, после полового сношения), необходимо ритуальное омовение (частичное или полное, в зависимости от степени осквернения).
Чистое место — необходимо выбрать чистое место для совершения молитвы.
Молящийся человек должен стоят лицом по направлению к Кибле. Кибла – направление в сторону Каабы. Каа́ба — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Запретной Мечети (Мекка). Кааба содержит чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.
В мусульманской религиозной практике верующие должны быть направлены лицом в этом направлении во время молитвы. В мечети для определения киблы делается особый знак — михраб.
Намерение — у человека должно быть намерение совершить молитву. Одежда — человек должен быть одет в чистую одежду, которая соответствует шариату. Трезвость. Алкоголь, табак, наркосодержащие препараты находятся под полным запретом в исламе.
А теперь- подробное описание техники намаза.
рака´ат (намаз для новичка)
1. Стоя, выразите искреннее намерение (ният) совершить намаз:
"Намереваюсь ради Аллаха совершить фард* сегодняшнего утреннего намаза".
В данном случае, мы приводим упрощенный пример совершения утреннего намаза, в котором 2 рака´ата (цикла телодвижений).
Утренний – 2 фарда
Дневной – 4 фарда
Послеполуденный – 4 фарда
Вечерний – 3 фарда
Ночной – 4 фарда
3.Затем положите правую руку ладонью на левую руку, обхватив мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой руки, и опустите сложенные таким образом руки чуть ниже пупка и прочтите:"Суру Фатиха"
Кыйям. Взгляд обращен на место сажда. Руки сложены на животе, чуть ниже пупка. Большой палец и мизинец правой руки обхватывают запястья левой руки. Ступни параллельны друг другу. Между ними расстояние в четыре пальца.
5. После "руку" выпрямите тело до вертикального положения
6 После выпрямления, со словами "Аллаху акбар", исполните сажда. При выполнении сажда необходимо сначала опуститься на колени, затем опереться на обе руки и, только после этого, лбом и носом коснуться места сажда.
7.После этого со словами "Аллаху акбар" поднимитесь с сажда в сидячее положение.
8.Выдержав в этом положении паузу, достаточную для произнесения "Субханаллах", со словами "Аллаху акбар" снова опуститесь в сажда.
9.Затем, со словами "Аллаху акбар", встаньте для исполнения второго рака'ата. Руки смыкаются на прежнем месте.
Ассалямy алейке аюyханнабийю ва рахматyллахи уа барака´атyх
Ассалямy алейна ва ´аля ´ибядилляхи с-салихийн
Ашхадy алля илляха илляллах
Ва ашхадy анна Мухаммадан ´абдyху уа расyлюх"
Салям в левую сторону. Руки лежат на коленях, пальцы – в свободном положении. Ступня правой ноги поставлена на ковер под прямым углом, пальцы направлены в сторону Киблы. Голову поворачивают влево, взгляд – на плечо.
В заключение Вы можете обратиться к Всевышнему Творцу с вашими ду´а.
Ду´а. Руки соединены и приподняты, кончики пальцев – на уровне плеч. Ладони раскрыты вверх и располагаются под углом (примерно 45°) к лицу. Большие пальцы отведены в сторону.
В продолжении будет рассказано о ритуальных жестах в религиях Востока.
Буду благодарна за дополнения и уточнения
Васильев Леонид Сергеевич. История Религий Востока. 1983 г.
Издательство "Высшая школа" 1983
Синтоизм» / Сокио Оно, Уильям Вудард; пер. с англ. Ю. Гладковой. – М.: ООО Издательский дом «София».
Часть 4 – Символика тела. Часть 4. Жесты
Понравилось: 3 пользователям
- 3 Запись понравилась
- 14 Процитировали
- 0 Сохранили
- 14Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Вы же описываете графическое построение классического начертания, используемое в священных книгах.В данном случае, можно сказать, что это буква”зайн”.
Я невнимательно прочла этот абзац, приношу извинения. Вы были правы.
Прочел Ваш труд- поражен глубине и тщательности материала. Вам надо это офрмить как кандидатскую и защищаться. Сейчас же нет тех препон, которые были в СССР- можете заявить о труде в любом институте по профилю. Оень нужный труд- хотел бы видеть в виде книги. Надеюсь!
Ирина_Штромберг, Николай_Гольдман, usta777, спасибо за добрые слова, но на диссертацию мои изыскания не тянут. Кстати, повторив это сообщение в сообществе “Варфоломеевская ночь”, я нарвалась на упреки по поводу троеперстия. Сторонник двоеперстия гневно укорил меня в потакании взглядам, противоречащим истине. Хотя я всего лишь описала известный жест, вернее, процитировав описание из энциклопедии. Так что, даже такая “невинная” тема содержит множество подводных камней. А что касается знаний по символике, то, убеждена: художники должны изучать эту науку в художественных учебных заведениях, ибо работа художника подразумевает оперирование символами.