Мотивы вольности и одиночества в лирике лермонтова молитва

Самое подробное описание: мотивы вольности и одиночества в лирике лермонтова молитва - для наших читателей и подписчиков.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.

Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

Его одиночество в свете отразилось в стихотворении «Дума». Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение «мы». Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен». Здесь он чувствует себя одиноким среди «приличьем стянутых масок», ему неприятно прикосновение «красавиц городских». Он один противостоит этой толпе, ему хочется «дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью».

Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

В стихотворении «И скучно и грустно» вся жизнь сведена к «пустой и глупой шутке». И действительно, она не имеет смысла, когда «некому руку пожать в минуту душевной невзгоды». В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В стихотворении «Благодарность» присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную «за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей», но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает «отравой», а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

В стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает «прошлое страданье и молодость погибшую свою». Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают «уста живые» и «огонь в глазах». Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста «давно немые», что огонь в глазах «давно погас». Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

В стихотворении «Завещание», написанном в.

форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с «пустым сердцем». Армеец говорит о ней: «Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит». Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

«Сон» — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

Стихотворение «Молитва» построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами «мира холодного».

В «Утесе» Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, «по лазури весело играя».

В стихотворении «На севере диком» рассказывается о сосне, стоящей «одиноко на голой вершине». Ей снится пальма, которая «в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход», стоит, как и сосна, «одна и грустна». Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

В стихотворении «Листок» мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он «прижался у корня чинары высокой», но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.

В стихотворении «Родина» поэт говорит: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Он любит ту Россию, в которой были «дрожащие огни печальных деревень», «дымок спаленной жнивы», «на холме средь желтой нивы чету белеющих берез».

В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен» он раскрыл тему «малой Родины», изобразив имение Тарханы.

Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

Другие работы по этой теме:

  • Мотивы одиночества в лирике М. Ю. ЛермонтоваОдинок я — нет отрады; Стены голые кругом; Тускло светит луч лампады Умирающим огнем. М. Ю. Лермонтов Открывая томик Лермонтова, погружаешься в мир авторской жизни.
  • Сочинение: Тема одиночества в лирике ЛермонтоваТема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Михаил Юрьевич Лермонтов — великий русский поэт, наследник литературной традиции А. С. Пушкина. Но их поэзия во многом.
  • Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова1. Факторы формирования личности в семье. 2. Общественно-политические настроения и их роль. 3. Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова 1830-х годов. 4. Посмертные стихи М. Ю.
  • Тема одиночества в лирике М. Ю. ЛермонтоваНиколай Гумилев когда-то писал: И надо мною одиночество Возносит огненную плеть За то, что древнее пророчество Мне суждено преодолеть. Как эти строки ярко характеризуют облик.
  • Сочинение на тему: ГРАЖДАНСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА«Надо было обладать безгра­ничной гордостью, чтобы с кан­далами на руках и ногах высоко держать голову». А. И. Герцен Произведения ранней гражданской лирики Лермон­това основаны на.
  • Тема одиночества в лирике ЛермонтоваОдиночество. Наверное, каждый человек хотя бы раз испытывал на себе это чувство. Неудивительно, что эта тема присутствует в произведениях многих поэтов. Жизнь этих людей была.
  • Мотив одиночества в поэзии М. Ю. ЛермонтоваБиографические мотивы в поэзии. Одиночество не было для М. Ю. Лермонтова красивым образом. Поэт переносил в лирику трагичность своего мировосприятия. Так М. А. Ло­пухиной он.
  • Сочинение на тему: ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВАВсе лирические произведения Лермонтова прони­зывают философские мотивы. Наиболее полно они вы­ражены в стихотворениях «Отрывок» («На жизнь на­деяться страшась…», «Ночь» (I-III), «Когда б в покор­ности незнанья…».
  • Человек и природа в лирике ЛермонтоваЛирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в.
  • Сочинение на тему: ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВАВремя, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоре­чивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и.

    Свежие записи

    Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

    Мотивы вольности и одиночества в лирике лермонтова молитва

    Тема вольности в лирике Лермонтова

    О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

    Жрецы минутного, поклонники успеха!

    Над кем ругается слепой и буйный век,

    Но чей высокий лик в грядущем поколенье

    Поэта приведет в восторг и умиленье!

    В классицизме одним из ключевых понятий была «вольность». Ее унаследовали романтики. Так тема вольности, свободы долго не покидала русскую литературу. В конечном счете каждый творец стремится к свободе и размышляет о ней. Она нашла отражение в творчестве таких великих поэтов, как Байрон, Гете, Шиллер, Гейне. Но во времена Лермонтова в России эта тема встала с особенной остротой.

    Лермонтов ощущал себя избранником Он чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Осознавая это, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких как «Родные вершины. », «На севере диком. » и др.

    Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества и правительства. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении «Парус» звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:

    А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой!

    Эту борьбу, стремление к очищению общество понять и оценить неспособно, оно изгоняет поэта, и тот гордо покидает свет, мечтая найти приют себе и своим убеждениям «за стеной Кавказа». Внешне поэт спокойно и хладнокровно переживает свой отъезд, но в душе он болезненно относится к своему изгнанию, он любит родной край и на самом деле не хочет с ним расставаться. Потому в стихотворении «Тучи» тучки мчатся, как он, «с милого севера в сторону южную», но они неживые и не могут разделить его боли расставания с Родиной:

    Нет у вас родины, нет вам изгнания!

    Говорят, Лермонтов сочинял это стихотворение импровизируя, глядя на тучи в окно. Это было сразу после того как он узнал о предательстве друга. Отсюда, возможно, в стихотворении – мотив клеветы, злобы, которая гонит людей из родных мест.

    Поэт пережил не только предательство друзей и единомышленников, но и измену женщины. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей Вселенной. Борьба теряет свой смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:

    Я ищу свободы и покоя,

    Я б хотел забыться и заснуть.

    Однако это замкнутый круг. Свободы нет, за нее надо бороться, а бороться нет сил. В стихотворении чувствуются ужасная усталость, безысходность, из-за которой поэт хочет погрузиться в тихий сон, убежать в смерть от трудностей жизни.

    В одном из своих поздних стихотворений – «Дума» – поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно:

    Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

    Ни гением начатого труда.

    Здесь Лермонтов не совсем прав. Он сам стал тем гением, который осветил это угрюмое и слабое поколение.

    Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова

    М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.

    Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.

    Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.

    Его одиночество в свете отразилось в стихотворении “Дума”. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения: в стихотворении постоянно встречается местоимение “мы”. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.

    Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”. Здесь он чувствует себя одиноким среди “приличьем стянутых масок”, ему неприятно прикосновение “красавиц городских”. Он один противостоит этой толпе, ему хочется “дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью”.

    Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.

    В стихотворении “И скучно и грустно” вся жизнь сведена к “пустой и глупой шутке”. И действительно, она не имеет смысла, когда “некому руку пожать в минуту душевной невзгоды”. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь:

    Любить… но кого же. на время — не стоит труда,

    А вечно любить невозможно.

    В стихотворении “Благодарность” присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную “за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей”, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает “отравой”, а друзей — лицемерами, оклеветавшими его.

    В стихотворении “Нет, не тебя так пылко я люблю…” видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает “прошлое страданье и молодость погибшую свою”. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают “уста живые” и “огонь в глазах”. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста “давно немые”, что огонь в глазах “давно погас”. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.

    В стихотворении “Завещание”, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с “пустым сердцем”. Армеец говорит о ней: “Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет… Ей ничего не значит”. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.

    “Сон” — стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.

    Стихотворение “Молитва” построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами “мира холодного”.

    В “Утесе” Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, “по лазури весело играя”.

    В стихотворении “На севере диком” рассказывается о сосне, стоящей “одиноко на голой вершине”. Ей снится пальма, которая “в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход”, стоит, как и сосна, “одна и грустна”. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.

    В стихотворении “Листок” мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он “прижался у корня чинары высокой”, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.

    Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.

    В стихотворении “Родина” поэт говорит: “Люблю отчизну я, но странною любовью!” Он любит ту Россию, в которой были “дрожащие огни печальных деревень”, “дымок спаленной жнивы”, “на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”.

    В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен” он раскрыл тему “малой Родины”, изобразив имение Тарханы.

    Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

    Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

    О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

    Жрецы минутного, поклонники успеха!

    Над кем ругается слепой и буйный век,

    Но чей высокий лик в грядущем поколенье

    Поэта приведет в восторг и умиленье!

    Поэт — избранник судьбы. Эта избранность — не только величайший дар, но и тяжелое бремя. Одаренная личность воспринимает и чувствует окружающее глубже и тоньше других, переживания ее остры до болезненности. Поэту свойственны нетерпимость ко лжи, несправедливости; взыскательность, стремление к совершенству в отношениях с людьми, он требователен до жестокости, что часто приводит к конфликту между ним и обществом. Естественный удел поэта — постоянная борьба и одиночество. Это судьба талантливых поэтов всего мира, и поэтому тема одиночества в понимании немецких романтиков близка и Лермонтову. Пропустив их произведения через призму своей творческой личности, переосмыслив и переоценив их, русский поэт создал целый ряд гениальных и неповторимых стихотворений, таких, как “Родные вершины. ”, “На севере диком. ” и др.

    Травля поэта обществом может привести даже к гибели борца, и Лермонтов знает об этом: под впечатлением от трагической смерти Пушкина он пишет стихотворение “Смерть поэта”, в котором осуждает слепое, подлое и жестокое общество, фактически казнившее замечательного поэта за его вольнолюбие, смелость и едкую критику этого общества. Еще в молодости Лермонтов видел чудовищную несправедливость и низость, которые вызывают в нем резкий протест. В стихотворении “Парус” звучат мотивы одиночества и жажды очистительной бури, которая смыла бы все несправедливости мира:

    Как будто в бурях есть покой!

    Страна рабов, страна господ.

    Несчастлив и одинок был Лермонтов и в личной жизни. Эти переживания вылились в целый ряд лирических стихотворений о неразделенной любви, об измене и женском коварстве (“Нищий”, “Я не унижусь пред тобою. ” и др.). Поэту не хватало не только друзей и единомышленников, но и любящей женщины, с которой легче было бы пережить все трудности жизненного пути. Лермонтов совсем один, и это одиночество, хотя и гордое, гнетет его. Оно приобретает вселенские масштабы, и поэт уже чувствует себя одним в целом мире, во всей вселенной. Борьба теряет свой острый смысл, поэт устает от нее и уже мечтает не о ней, а о покое и свободе, вольности:

    Я б хотел забыться и заснуть.

    И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка.

    Это слова человека, потерявшего всяческую веру, надежду, разуверившегося и разочаровавшегося в жизни. В этих строках слышится горечь непонятности и одиночества, желание освободиться от мирских условностей и обрести вольность и покой в мире ином, где нет земных предрассудков и жестокостей.

    В одном из своих поздних стихотворений — “Дума” — поэт обобщает свои размышления о роли своего поколения в истории и приходит к выводу, что оно жило на свете напрасно.

    Ни гением начатого труда.

    19492 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

    “Одинок я – нет отрады” (мотив одиночества в лирике Лермонтова).

    / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема вольности и гордого одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

    Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

  • Оценка 3.1 проголосовавших: 152
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here