Молитва за отца умершего ислам

Самое подробное описание: молитва за отца умершего ислам - для наших читателей и подписчиков.

Молитва за отца умершего ислам

Дуа за умершего

اللهُـمِّ عَبْـدُكَ وَابْنُ أَمَـتِك، احْتـاجَ إِلى رَحْمَـتِك، وَأَنْتَ غَنِـيٌّ عَنْ عَذابِـه، إِنْ كانَ مُحْـسِناً فَزِدْ في حَسَـناتِه، وَإِنْ كانَ مُسـيئاً فَتَـجاوَزْ عَنْـه

Перевод смысла: O Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоём милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!

Транслит: Аллахумма, ‘абду-кя ва-бну ама-ти-кя ихтаджя иля рахмати-кя, ва Анта ганийун ‘ан ‘азаби-хи! Ин кяна мухсииан, фа зид фи хасанати-хи, ва ин кяна му- си’ан, фа таджаваз ‘ан-ху!

Дуа за умершего

اللهُـمِّ اغْفِـرْ لَهُ وَارْحَمْـه ، وَعافِهِ وَاعْفُ عَنْـه ، وَأَكْـرِمْ نُزُلَـه ، وَوَسِّـعْ مُدْخَـلَه ، وَاغْسِلْـهُ بِالْمـاءِ وَالثَّـلْجِ وَالْبَـرَدْ ، وَنَقِّـهِ مِنَ الْخطـايا كَما نَـقّيْتَ الـثَّوْبُ الأَبْيَـضُ مِنَ الدَّنَـسْ ، وَأَبْـدِلْهُ داراً خَـيْراً مِنْ دارِه ، وَأَهْلاً خَـيْراً مِنْ أَهْلِـه ، وَزَوْجَـاً خَـيْراً مِنْ زَوْجِه ، وَأَدْخِـلْهُ الْجَـنَّة ، وَأَعِـذْهُ مِنْ عَذابِ القَـبْر وَعَذابِ النّـار

Перевод смысла: O Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от мучений и искушений могилы.) , и окажи ему милость, и окажи ему хороший приём (то есть, сделай его удел в раю хорошим), и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисти его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в рай и защити его от мучений могилы и от мук огня!

Транслит: Аллахумма-гфир ля-ху (ля-ха), ва-рхам-ху(ха), ва ‘афи-хи(ха), ва-‘фу ‘ан-ху(ха), ва акрим нузуля-ху(ха), ва васси’ мудхаля-ху(ха), ва-гсиль-ху(ха) би-ль- ма’и, ва-с-сальджи ва-ль-баради, ва нак- кы-хи(ха) мин аль-хатайа кя-ма наккайта- с-сауба-ль-абйада мин ад-данаси, ва аб-диль-ху(ха) даран хайран мин дари-хи(ха), ва ахлян хайран мин ахлихи(ха), ва зауд-жан хайран мин зауджи-хи(ха), ва адхыль-ху(ха)-ль-джанната ва а’ыз-ху(ха) мин ‘азаби-ль-кабри ва ‘азаби-н-нари! (В скобках приведены окончания женского рода при мольбе за покойную женщину)

Мусульман ский календарь

Самое популярное

Рецепты Халяль

Наши проекты

При использовании материалов сайта активная ссылка на источник обязательна

Священный Коран на сайте цитируется по Переводу смыслов Э. Кулиева (2013 г.) Коран онлайн

Аллах простит грехи умершего, если его родственник сделает это

Как мы знаем, как только человек покидает этот мир, у него больше не остаётся возможности совершать деяния, за которые он получит вознаграждение. Однако каждый человек имеет возможность получить вознаграждение и после смерти.

Если человек завещает (своим наследникам) расходовать имущество, которое он оставляет после смерти на благие дела, то сможет получить за это такое же вознаграждение, какое он получил бы, если расходовал его при жизни. Такое же вознаграждение получает человек, если он израсходовал своё имущество на благое дело (например, строительство мечетей, медресе, дорог, мостов, водопроводов и тому подобное), плодами которого люди будут пользоваться и после его смерти. Имеются еще два пути, какими человек может продолжать получать награду и после ухода в мир иной – это оставленные человеком полезные знания и ребенок, который будет молиться за него.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إذا مات الإنسان انقطع عمله إلاّ من ثلاث: صدقة جارية أو علم ينتفع به أو ولد صالح يدعو له

«Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей». (Муслим, Абу Давуд, Тирмизи)

Как мы видим, в этом хадисе Пророк ﷺ указывает на то, что мольбы праведных детей приносят пользу умершему, следовательно, его грехи тоже могут быть прощены. Сюда же относится и чтение Корана за умершего. Хотя чтение Корана любым человеком может принести пользу умершему, если это делает кто-то из его детей, соответственно, умерший получает большую награду. Коран за усопших родителей и за других родственников можно читать дома, в мечети или в других подходящих для этого местах, но предпочтительнее делать это возле могил умерших.

Посещение могил родных и близких, и в особенности родителей, является важной сунной. Как передаётся от Посланника Аллаха ﷺ, самым утешительным для покойного является время, когда его посещает человек, которого он любил в мирской жизни.

Также от Абу Бакра Ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

مَنْ زَارَ قَبْرَ وَالِدَيْهِ كُلّ جُمُعَةٍ أَوْ أَحَدِهِمَا ، فَقَرَأَ عِنْدَهُمَا أَوْ عِنْدَهُ يس ، غُفِرَ لَهُ بِعَدَدِ كل آية وحرف منها

«Кто бы ни посещал каждую пятницу могилы своих родителей или одного из них и читал возле них суру «Ясин», тому Всевышний простит столько грехов, сколько букв и слов в этой суре». (Дайлами)

Бывает так, что человек при жизни родителей мучал их. Но если после их смерти он непрестанно будет совершать за них молитву, Всевышний Аллах может простить и записать его имя среди тех, кто был покорен своим родителям.

Из этого тоже явствует, что человек, посещающий могилы своих родителей, является повинующимся им, не причиняющим им вред и мучения и исполняющим свой долг перед ними. Посещая могилы родителей, необходимо вести себя подобающим образом, соблюдая этические нормы. Необходимо становиться рядом с ними на таком же расстоянии, на каком становились и при их жизни, проявляя к ним уважение и почёт. Не следует возвышать голос рядом с ними.

Стучать по их могилам, обнимать их, совершать обход вокруг них не следует и, уходя, необходимо вести себя так же прилично и уважительно, как вы вели с ними и при жизни.

Следует также делать дуа после чтения Корана, будь это около могил или в других местах, чтобы Всевышний Аллах принял чтение и довёл вознаграждение за него до умерших. В таком случае надежда на принятие будет намного больше.

Имам Ан-Навави об этом говорил следующее: «Наиболее известно мнение Имама Аш-Шафи‘и, что вознаграждение за чтение Корана не может дойти до умершего, но шафиитские богословы считали, что это возможно. Если человек читает Коран, то в заключение пусть скажет:

اَللَّهُمَّ أَوْصِلْ ثَوَابَ مَا قَرَأْتـُهُ إِلىَ فلان

«Аллахумма авсил саваба ма караътуху иля фулян…»

«О Всевышний! Доведи воздаяние (саваб) за то, что было прочитано мною, до такого-то (называется имя)». («Мухтасар тафсир Ибн Касир»; «Аль-Азкар»)

Также Ибн Хаджар Аль-Хайтами пишет об этом:

«Получение вознаграждения за чтение Корана умершим не является самоцелью, целью же является дуа, чтобы Аллах смилостился и довёл такое же вознаграждение до того человека, за которого делается дуа». («Аль-Фатава альфикхийя аль-кубра»)

Ибн Аль-Касим в своей книге «Хашия ‘аля Тухфат аль-мухтадж» добавляет:

«Если человек в начале чтения (Корана за умершего) намеревается передать вознаграждение умершему и делает дуа, то умерший получает вознаграждение за это чтение. Однако подразумевает ли это, что умерший получает такую же награду, как и прочитавший, то есть прочитавший получает свою награду, а умерший тоже получает такую же награду, или только умерший получает награду за чтение, а прочитавший – нет? На этот счёт имеется разногласие, но сердце всё-таки склоняется к первому (умерший получает такую же награду, как и прочитавший). Это мнение также соответствует тому смыслу, который подразумевают слова Ибн Ас-Саляха».

Исходя из всего вышеприведённого, мы можем сказать, что Всевышний Аллах прощает грехи умершего и доводит до него вознаграждение за чтение Корана, если его родственник, особенно дети, читает за него Коран и делает дуа, чтобы Аллах довел до него вознаграждение за чтение и простил ему грехи.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Чем дети могут помочь умершим родителям?

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «В Судный День возвысят степень человека в Раю, и он спросит: «Благодаря чему мне это?» Ему ответят: «Благодаря тому, что сын твой молил о прощении твоих грехов».

Наилучшее из того что может оставить человек после себя – это праведное потомство. Человек получает пользу от праведных детей на этом свете, а также в могиле и в День Суда, и даже когда войдёт в Рай.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Когда умирает сын Адама, то обрываются его деяния, кроме трёх: непрерывная милостыня, знания, от которых получают пользу, праведный сын, который будет молиться за него».

Не всякий сможет добиться успеха в приобретении и распространении исламских знаний и ни у каждого найдутся средства, чтобы превратить их в «непрерывную милостыню», но ведь дети рождаются почти у всех. И если воспитаем их надлежащим образом, они будут радовать нас даже после нашей смерти своими деяниями и мольбами.

К сожалению, в наше время часто приходится бывать свидетелем того, что после смерти родителей дети не имеют даже представления о том, чем помочь им. Для многих всё ограничивается проведением зачастую не имеющим ничего общего с Шариатом мероприятий, которые распространены в их местности. Даже чтобы прочитать несколько сур из Корана и обратиться с мольбой за родителей они отправляют за муллой и то по каким-то дням, будь это 40 дней после смерти или 52 дня, или год, хотя для выделения этих дней нет основания в Шариате. А ведь мольба за родителей для верующего должна быть таким же привычным делом, как приём пищи или воды.

В Коране сказано: «И опусти пред ними обоими крыло смирения , проявляя милосердие, и говори: «О мой Господь Аллах, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я был маленьким!»

Некоторые учёные, толкуя этот аят, говорят, что мольба за родителей является обязанностью детей. И с подобной мольбой обращались к Аллаху избранные Его рабы из числа пророков и праведников, и подобные молитвы упоминаются в Коране.

В Коране говорится, что Пророк Нух (мир ему) обращался к Аллаху с такой мольбой: «Господи! Прости меня и моих родителей, которые (по Твоей воле) дали мне жизнь, и тех, кто вошёл в мой дом верующим, и всех верующих мужчин и верующих женщин…»

Также упоминается мольба Пророка Ибрахима (мир ему): «Господи наш! Прости мне и моим родителям, и верующим в День Страшного Суда!»

«Что посеешь то и пожнёшь» – гласит народная мудрость. Что стало бы с ребёнком, которого мы оградили от всякой возможности получать знания, не отправляли бы в школу, не давали бы возможность общаться с теми, кто может его чему-либо научить и сами бы ничему не учили. Думаю, всем ясно, что из такого ребёнка вырос бы бездельник, который не то чтобы родителям помочь, но даже себя не смог бы содержать. Но ведь то же самое мы делаем зачастую со своими детьми в делах, имеющих отношение к вечному миру. Наши дети достигают совершеннолетия и не имеют представления о том, как обращаться к Аллаху с мольбой ни за себя, ни за кого-либо другого. Если мы годами подготавливаем своё дитя для жизни в этом скоротечном мире, то почему же мы не придаём никакого значения подготовке к вечной жизни?!

Верующий человек должен понимать, что Создатель доверил ему детей и обязал воспитать их надлежащим образом. И работа над этим должна начаться ещё до рождения ребёнка.

Выбор спутника жизни

В Хадисе говорится: «На женщине женятся из-за четырех вещей: имущества, знатности, красоты и религии, ищи же ту, которая является религиозной….».

Если мы заглянем в жизнеописания известных личностей исламского мира, которые отличились своими познаниями и праведностью, то увидим, что основу многому из того, что они достигли в жизни, положили их родители. Кто желает вырастить праведных детей при выборе спутника жизни должен в первую очередь придавать значение религиозной составляющей будущей избранницы.

Но как найти человека достойного, с кем можно было бы разделить хлопоты воспитания наших детей.

В хадисе сказано: «Просите у вашего Господа все ваши нужды, будь это даже ремень от сандалии, который оборвался».

Если даже в таких незначительных вещах Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учит нас обращаться к Аллаху, то что говорить о таком значительном деле, как выбор спутника жизни. Поэтому первое, чему стоит уделить внимание, – это мольба к Аллаху.

Затем, уповая на Аллаха, следует обратиться к поиску своей половинки, но только методами, которые не противоречат Шариату. Всевышний многим из нас даёт возможность сделать правильный выбор, но зачастую мы не придаём значения этим возможностям и упускаем свой шанс.

Приведём несколько примеров, как праведные предшественники умели замечать те возможности, которые им предоставлял Всевышний и к чему это приводило.

Передают, что однажды ночью халиф Умар (да будет доволен им Аллах) по обыкновению обходил улицы Медины, и под утро он присел передохнуть возле одного дома. И в это время до него донёсся разговор матери с дочкой.

– Дочка, добавь воды в молоко, которое мы понесём продавать!

– Мама, разве ты не слышала, что халиф запретил разбавлять молоко?

– Делай, что я сказала, дочка, мы там, где халиф нас не видит.

– Нет, мама, клянусь Аллахом, я не стану нарушать запрет халифа. Если даже халиф Умар нас не видит, но Господь Умара видит нас.

Ответ девушки глубоко тронул сердце халифа. На следующий день он отправил служащего разузнать об этих людях. Затем, собрав сыновей, он сказал: «Если бы у вашего отца было влечение к женщинам, то никто из вас не опередил бы его в женитьбе на этой девушке! Кто же из вас женится на ней?» Асим, который еще не был женат, захотел на ней жениться, и вскоре они поженились.

У этих праведных супругов родилась дочь, которая так же, как и их родители отличалась благочестием и богобоязненностью. Дочь вышла замуж за сына халифа Марвана, и у них родился сын Умар, который в дальнейшем стал халифом и заполнил мир справедливостью.

Так же как желательно мужчине обращать внимание на религиозность при выборе супруги, так же желательно и женщине выбирать благочестивого мужа. Но так как девушек выдают замуж родители, им надлежит выбирать для своих дочерей благочестивых мужей.

В своё время у одного знатного хорасанца была дочь, к которой сватались очень много влиятельных и богатых людей, но он никак не мог решить, за кого же её выдать. У того хорасанца был раб по имени Мубарак, который отличался благочестием и богобоязненностью, и он решил посоветоваться с этим рабом. Раб сказал ему: «До Ислама арабы смотрели на род, иудеи смотрят на богатство, христиане – на красоту, последователи Ислама смотрят на религию человека». Хозяин был удивлён мудростью раба, а придя домой, сказал жене: «Я не вижу более достойного мужа для нашей дочери, чем Мубарак», – и выдал за него дочь.

И вскоре у них родился сын Абдулла ибн Мубарак, который стал знаменит на весь исламский мир благодаря своим знаниям, благочестию, мужеству, щедрости и многим другим благородным качествам.

Мольба родителей за детей

В Коране говорится «Те, которые говорят: «Господи наш! Даруй нам отраду глаз в наших жёнах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных»».

Отрада глаз для верующего – это послушные дети, ведущие праведный образ жизни. Воистину они являются радостью и в этой и в вечной жизни. Всевышний Аллах учит нас в Коране обращаться с мольбой к Нему, чтобы дети наши и супруги стали теми, кто принесёт нам радость в обоих мирах.

Верующему подобает часто обращаться с мольбой к Аллаху, чтобы он даровал им праведное потомство, а после рождения ребёнка также подобает ему усердствовать мольбе за детей. Ведь мольба родителей за детей – это мольба, которая не отклоняется.

В хадисе говорится: «Три мольбы не отклоняются: мольба отца за своего сына, мольба постящегося, мольба путника».

В Коране упоминается мольба пророка Ибрахима (мир ему): «Господь мой, даруй мне праведное потомство», и Аллах даровал ему Исмаила и Исхака (мир им и благословение Аллаха).

Также Закария обращался с мольбой: «Господь мой, я уже постарел и ослаб, и седина покрыла мою голову. Я был счастлив в молитвах к Тебе, на которые Ты отвечал. Я боюсь, что мои родственники не будут заботиться о Твоей истинной религии после моей смерти. Ведь моя жена бесплодна. Даруй мне Своей милостью наследника! Пусть он будет моим наследником в знаниях и религии и наследует роду Йакуба. И сделай его, мой Господь, угодным Тебе и людям!» (Сура 19 Марьям)

Закария (мир ему), несмотря на то, что ему было уже за сто лет, а возраст жены приближался к ста годам, и к тому же жена была бесплодна, не отчаивался и молил Аллаха даровать ему сына, и Аллах внял его мольбе, и у него родился сын пророк Яхья (мир ему).

Также сподвижники и праведники из последующих поколений придавали большое значение подобным мольбам, и очень часто обращались к Аллаху с мольбой за своих детей.

Фузайл бин Ияз, величайший праведник этой уммы обращался к Аллаху с мольбой за своего сына: «О Аллах! Тебе известно, что я проявлял усердие в воспитании своего сына Али и не добился успеха. О Аллах, воспитай его для меня». Всевышний внял его мольбам, и сын его стал учёным и праведником, и некоторые учёные даже говорят, что он превзошёл своего отца.

Оберегайте детей от всего запретного и сомнительного.

Передают, что однажды, когда мать величайшего учёного аль-Джувайни была занята приготовлением пищи, к ним зашла соседская служанка и, заметив плачущего младенца, взяла его на руки и начала кормить грудью. В этот момент зашёл отец. Увидев это, он очень рассердился, забрал ребёнка и, засунув в рот палец, заставил его вырвать.

Он поступил так, потому что это была чужая служанка и без разрешения своего господина она не имела право кормить чужого ребёнка. Получалось что маленький аль-Джувайни получил не халаяльное молоко.

Передают, что отец в дальнейшем говорил: «Легче было бы для меня, если бы он умер, чем это молоко попало бы в его кровь».

Одной из основных причин того, что аль-Джувейни, который являлся учителем величайших имамов своего времени таких, как имам аль-Газали достиг такого уровня было внимание, которое отец уделял его воспитанию. Он старался уберечь ребёнка даже от пищи, в которой было хоть малейшее сомнение.

Обучайте детей религии и будьте для них примером.

Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Лучшее, что может дать родитель своему ребёнку, — это хорошее воспитание».

Аль-Газали пишет: «Знай, что воспитание детей является среди прочих наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Ребёнок — это временно вверенное родителям Всевышним. Его чистое сердце является драгоценной жемчужиной, чистой от всех узоров и какой бы узор мы не высекли на нём, оно принимает его. Ребёнок склоняется к тому, к чему мы его склоняем. Если научить его добру и приучить к этому, он вырастет на этом и обретёт счастье в обоих мирах. И воздаяние за это приобретут также его родители, и каждый, кто принял участие в его воспитании. Если же научить его плохому и пренебрегать его воспитанием, то несчастье и погибель ожидают его. И грех за это будет и на тех, кто был ответственен за его воспитание. Всевышний в Коране сказал (смысл): «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни». И тогда, как отец оберегает ребёнка от огня этого мира, то ещё более подобает ему оберегать его от Адского огня».

В одном из хадисов он говорил: «Воспитывайте своих детей на трёх основах — любви к Пророку, любви к Ахль аль-Байт (семье Пророка и ко всем тем, кто следует Пророку), любви к чтению Корана. Те, в сердцах которых (несущие в себе) Коран в тени Арша в день, когда не будет тени, кроме Его тени, они будут вместе с пророками и избранными».

Если мы будем воспитывать ребёнка в любви к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то, несомненно, такой ребёнок будет брать пример с Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и будет стараться следовать ему во всём. И трудно представить чтобы воспитанный в таком духе ребёнок не обращался бы с мольбой за родителей и не беспокоился бы о них как при их жизни, так и после смерти.

Ответы на некоторые вопросы по теме статьи

Можно ли просить за родителей в намазе?

Любая, непротиворечащая Шариату мольба разрешена в намазе, а мольба за родителей, несомненно, является мольбой, с которой можно обращаться в намазе. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) побуждал сподвижников усердствовать в мольбах во время намаза. Что касается того, в каком именно месте в намазе обращаться с мольбой, то на этот счёт в хадисах особо выделяются сужда (земной поклон) и конец намаза после ташахуда перед саламом.

В хадисе говорится: «Что касается земного поклона – усердствуйте в мольбе, потому что это (положение) лучшее для ответов на ваши мольбы». В другом хадисе говорится: «Самое близкое положение раба к своему Господу, когда он находится в земном поклоне и поэтому учащайте мольбы».

Можно ли просить в намазе за себя и родителей не на арабском языке?

Если текст мольбы, которую мы читаем в намазе является из числа тех, которые желательно читать в намазе, то, согласно мнению шафиитских учёных, их перевод можно читать в намазе, но только в том случае, если нет никакой возможности выучить их на арабском. Если же мольба не является из числа таких (то есть является мольбой, которую мы сами выбрали для чтения), то такие молитвы нельзя читать кроме как на арабском. Поэтому мольбу за родителей в намазе нужно читать на арабском. Если же нет возможности выучить на арабском, то читайте на родном языке, но уже после намаза.

Как часто обращаться с мольбой за родителей?

Нет точного указания на этот счёт в Шариате. Некоторые учёные, толкуя следующий аят: «…и говори: «О мой Господь Аллах, смилуйся над моими родителями так же, как они проявили милосердие ко мне, воспитывая меня в детстве, когда я был маленьким!» – говорят, что тот, кто хотя бы раз в жизни обратился с мольбой за родителей, выполнил это веление Аллаха. Но вряд ли разумный человек будет ограничиваться этим.

Суфян ас-Саври спросили об этом и он ответил, что надеется, что будет достаточно, если обращаться с мольбой за родителей в конце каждого обязательного намаза. То есть пять раз в день.

Некоторые учёные говорят, что желательно обращаться с мольбой за родителей каждый раз, когда вспоминаешь их или же вспоминаешь что-либо, чем они облагодетельствовали тебя.

Если при жизни человек был непочтителен к родителям, то возможно ли, что грех его будет прощён, если он будет обращаться к Аллаху с мольбой за них после их смерти?

В хадисе сообщается, что у человека умирают родители или один из них, и он был непочтительным по отношению к ним, но затем он не перестаёт просить прощения и молиться за них, пока Аллах не запишет его имя среди относящихся к родителям с почтением.

Также в хадисе сообщается, что человек пришёл к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) и спросил: «О Посланник Аллаха, могу ли я каким-нибудь образом проявлять почтительность по отношению к моим родителям и после их смерти?» Посланник Аллаха (мирему и благословение) ответил: «Да, если будешь молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, выполнять их обещания после их кончины, поддерживать родственные связи с теми людьми, с которыми ты связан только через своих родителей, и оказывать уважение их друзьям».

Оценка 3.1 проголосовавших: 153
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here