Молитва яну непомуцкому

Самое подробное описание: молитва яну непомуцкому - для наших читателей и подписчиков.

Ян непомуцкий

крол (вацлав IV – чешский король)

королева (жена короля)

Вот слышу рык и птичий щебет.

О, слава тебе, наш Отец, и всем святым,

Что нам примером исправно служат

И манером своих мучений твердых

Нас оберегают от прекрас телесных праздников.

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

И будет миром обольщенье,

И неуёмные умы нам сформируют убежденья.

Ты назывался Световитом, делился Ты на сонм богов,

И, отрываясь от корыта, не чуяли мы вес оков.

Всегда к тебе вздымались руки

И чистых сердцем и менял,

И никогда не ведал скуки тот,

Кого за руку Ты взял!

Зачем, ах, зачем наступила вешна?

Мой муж поутру вышел из дому в поле,

А мне зачесалось, невможу, до боли!

И тут этот Франтишек – стук! мне в окно,

– Принес, – говорит, мол, готово сукно.

Не помня, не ведая, в жаре пылая,

Себя под Франтишкой на столе нашла я…

Угодны богу будут те,

Кто знак откроет мирозданья

В соблазнов полной суете.

Что чувствую я грань предела,

И мысль моя ущемлена,

И лени гнусной пелена

Меня окутала собой,

Я ПОНИМАЮ, бог ты мой!

Но не могу себя заставить я быть царем

И телом править, когда оно утомлено,

Не занимало б так полно

Всего меня своим капризом,

Ведь беспреклонно я ленюсь,

Потом каюсь, потом молюсь.

Всегда держать стрелу рукою,

И цель прочнее видь свою,

И отдохнуть позволь коню,

Но постарайся не забыть куда ты смотришь.

Чем высь высокая белее,

Чем вера в лбе укреплена

Поболе грязного желанья

И бесполезного страданья.

И в твердости такой облече,

Великим будет человече

В злокачестве своих надежд.

И полами своих одежд

Коснутся ангелы крылаты,

И золотые слепят латы

Их войска и награды битв

В груди пылают от молитв!

И в ней я вижу наш оплот.

Ведь всех нас ждет в конце могила

Увянет пыл наш, смолкнет рот.

В войне найдем ли мы погибель,

Отыщем ль в летах смерть свою,

Потомкам положить в колыбель

Нам нечего и на краю

Кинжалов острых будем

Мы танцевать пока годны,

Но ведь значенья наших жизней

А так нам верить остается,

Так залатаем мы дыру,

И бес в нас, может, не проснется,

И, может, будем жить в миру.

Что есть викарий некий, Ян,

И дескать очень он мудрёный,

И чудом Богом одареный

Духовности высокой, да

И я хочу чтоб у тебя

Он был духовником.

И мне рассказывали тоже

И я сама уже хочу к нему ходить.

И иногда поговорить

С таким сведущим,

Не кто гадает всем по гуще,

А чья душа устремлена

И на вопрос она сполна

Ответит пастве простодушной

Учиться будем мы послушно!

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

Мы сказки с легендами лихо рожаем

Мы штопаем, чиним, строгаем, куём,

Мы здорово пляшем и звучно поём!

И как на месте мы живём,

И сколько сделать нам осталось,

И что когда-то мы умрем

Мы забываем, но столкнувшись

Со смертью прямо за углом,

Идем молиться на пролом,

Чтоб замолить, забыть, не ведать,

Но пусть уж ОН нас исповедать

Не позабудет, мы ж о НЁМ

Мечтали со свечи огнём!

Молитесь все! Раз столько страха,

Раз окровавленная плаха взывает

Ужас и восторг одновременно,

И алчность эта непомерна!

Желаний разных словно звёзд рои гудят прилюдно

И повсеместно, обоюдно

С цепей срывают своих псов…

Числа не счесть

И безобразным, бывает,

И сколько вариаций «Я»!

Поистине я восхищён уменьем

Творца и обученьем

Своею жизни одарен

И этой мыслью окрылён!

И в равновесьи пониманье с простым «могу».

Ведь это ключ от замка,

Что стоит могуч

В холме так чётко выделяясь

Как в камне меч

Он прям и прост…

Да! Божий промысел!

И чисел вереницы

Сплетаются в узор!

Каймою я спешу проворной

Мой взор Тобою сотворенный

Способен как фонарь светить!

Уже прослеживаю нить!

Она изящна, словно Влтава,

Необычаен ход её!

Теперь мне видится держава

Твоя и Твой народ!

О! Это ангелы пернаты!

Но больно! Глаз мой слепят латы,

Их золота смертелен блеск!

Мне не достать рукой небес.

Я не узрел в речах изъяна,

И люд весь ухом обращен

К нему был, словно истощен

Своею жизнью неумелой

Где благо – сыть, а драка – смелость!

Ну что ж, доверия слюна

Дрожит как толстая струна

Ребека, я ж имею власть

На инструменте том играть.

А церковь пусть мне эхом вторит

И пусть кичливость в люде морит.

Священным музыкальным звоном

Что будет как чума бубоном

На теле грешном назревать!

Ведь их держать я должен в теле!

Ведь я назначен править бал!

И коль я мягок был доселе,

То значит мне не помешал

А кто-то и не вспомнит нас,

А мы живем на этом месте,

Входит Королева. Голова её слегка наклонена.

КОРОЛЕВА: А, ты отдыхаешь…

И блеска в глазе не найду,

Быть может, платье ты по моде желаешь?

КРЕСТЬЯНЕ: О, Дева Мария, подай нам и дай!

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

От бога не видно нисколько подмоги!

И холод и голод нас мучит давно,

Мы стонем и плачем, в душе нашей зло!

Испортил мои рыболовные снасти!

Воткнуть бы мотыгу ему между глаз,

И чтоб разломилась голова тотчас!

АНГЕЛЫ: Планеты в напряжении.

Берег реки. По нему идет Ян на проповедь.

ЯН: О, сколько тайн вокруг витает!

Без знания закона встреч

Ни связи их я не узнаю

Ни в форму мне их не облечь.

Я как прибор настроен чутко

На меру времени и сил.

И помню всех я, кто приходит,

И кто когда о чем спросил.

Быть может просто слишком много

Мне довелось услышать, а?

Ведь знаю изнутри берлогу

Я зверя лютого – Греха.

Ко мне приходит Королева,

И девка подла и смутьян,

И заползает в ухо слева

Но это крест мой,

Осознанье я места этого держу,

Хоть не предвижу всех событий,

Я пред судьбою не дрожу.

Иль воздух стал чуть тяжелей,

Иль словно кто потуже узел

Потягивает в кушаке?

Случится, станет, и пройдет.

Пройду по совести, и тенью

Скользну в большой водоворот.

Мой ум в потемках рыщет и

До безумия доводят меня свирепые мысли!

В народе зреет недовольство,

Супруга ходит не своя,

Мое любое своевольство

Не терпит, глазы затая.

Но не привык я, чтоб желанья

Мои наткнулись на забор,

И с детства самого готов был

Всем моим действиям простор!

Теперь же разозлен я сильно,

Я из себя смотрю на мир,

И я казнить готов обильно

Всех тех, кто мне подпортит пир!

Давно хотел спросить досуже

Откуда нынче столько стужи

В твоих словах, в твоих глазах,

В твоих руках, в твоих ногах,

В твоих румянах и шелках?

Ты ночь проводишь в почивальне,

Одна, а может быть и нет?

Меня не впустишь и с тобою

Лишь лунный свет, а может нет?

И речь суха твоя и голос

Ты бережёшь как будто впредь,

И не по вкусу тебе пряник,

Так может быть по вкусу плеть?!

Откуда столько мыслей вдруг?

Глава всего лишь разболелась,

И дни сложились в скучный круг.

На исповеди ты теперь.

Скажи, о чем же ты мечтаешь,

Когда закроешь свою дверь?

И оттого мне нужно так,

Что я испытываю муки,

И тело – мой суровый враг…

Сейчас я вижу, что к чему!

Ну что ж, не хочешь выдать правду,

Так я пошлю тогда к нему!

АНГЕЛЫ: Слабовольные люди подчиняются большему числу законов.

Королева в слезах убегает. Крол злобно плюет на пол. Приводят Яна.

КРОЛ: Ответствуй, поп на страже бога,

Моя жена к тебе вхожа,

О чем спешит тебе с порога

Поведать эта госпожа?

Какие грехи в теле юном

Как псы алкают вперебой?

И что за мысли ткутся умом

За моей каменной спиной?

Здесь исполняем свою роль,

И дело каждое должны мы

С душою делать, так, Король?

Ведь исповедь души чужой

Есть тайна, и о ней кромь бога

Судить не может кто другой.

Ведь я – Король и все могу,

Под мной сидит моя держава,

Так говори скорей, я жду!

Но власть твоя невелика,

И наши радости и боли,

Все потеряется в веках.

Того, что просишь ты так жадно,

Тебе я не могу сказать.

И много из того, что было

Я сам бы предпочел не знать.

КРОЛ: Да как ты смеешь упираться?

Ты больно много возомнил!

Здесь я – король! И все случаться

Здесь будет так, как я решил!

Яна уводят. Крол изо всей силы топает ногой.

Темница. Ян Непомуцкий на каменном холодном полу, редко посыпанном соломой.

ЯН: На сделку с совестью? Ну нет уж.

Ослабло тело, но не дух.

Ни загнивающая ветошь,

Ни стаи жирных черных мух,

Ни крики мучеников бедных,

К коим и я принадлежу,

Ничто во мне сменить не смогут,

Не может как сменить межу

АНГЕЛЫ: Во вселенной есть твердые и мягкие вещества.

СТРАЖНИКИ: Пошли, говорить с тобой Король хочет.

Иль бога время все просил?

Ну что ж твой бог, не внял молитвам?

Не дал тебе побольше сил?

Скажи, избавься от мучений,

И продолжай свои дела,

Вернешься, и нравоучений

Твоих вновь зазвенит пила!

Добавить нечего уже,

А воле быть или неволе,

Решать об этом не тебе.

И я, и ты всего лишь гвозди,

Забиты чьим-то молотком,

Не обольщайся, на полозьях

Мы повлечемся по пути,

Который нам уже проторен,

Другого будет не найти.

Что сам ты выбрал

Свой из тюрьмы последний путь,

И кто б ты ни был, что б не ведал,

С пути тебе уж не свернуть.

Казнен ты будешь всеприлюдно,

С моста во Влтаву сброшен вниз,

Я думаю, что обоюдно

Удовлетворен наш каприз.

Прага. Карлов мост. Толпа народа. Все ждут казни викария Яна Непомуцкого. В толпе гомон смешался с плачем.

Нам солнца, дождя, овощной урожай,

Чтоб в печке всегда было красным полено,

На зубе хрустело свиное колено!

Наказан пусть будет мятежник и жлоб!

Мы жаждаем крови, надорванный зоб

Пускай захрипит, захлебнувшись в реке!

Мы правду сжимаем в правой руке!

ЖЕНЩИНА 1: Господи, что же это такое? Что же вы делаете?! Остановитесь!!

Бучач. Город загадочного Мастера.

Западная Украина. Тернопольская область, городок Бучач, которому не очень давно исполнилось 750 лет.

Так выглядел Бучач на рисунке Наполеона Орды в 19 веке, когда этот талантливый, неутомимый и всем интересующийся человек путешествовал по Волыни, Подолии и Галиции, запечатлевая местные достопримечательности. 177 рисунков и литографий, сделанных в Украине дошли до нас, в том числе и этот.

Если мы сравним изображенное на рисунке 150-летней давности с заглавной фотографией, то заметим, что замковые руины остались в прежней поре, да и собор, который справа, практически не изменился.

Так думала я, когда передо мной возникло долгожданное слово – “Бучач”.

Передо мной расстилалась довольно унылая, но напряженная автотрасса, которая полого спускалась вниз, к лесу, который виднелся на горизонте.

Как мне объяснили – до центра Бучача, где находились самые известные достопримечательности, связанные с именем Пинзеля, нужно было пройти примерно 2 км. Но разве для меня, натренированной дорогой, это расстояние?

И пошла я на поиски следов Пинзеля.

На Тернопольщине, как я заметила, эти обереги очень пышно украшены. И чистота возле них – идеальная.

К поездке, как обычно, я готовилась. У меня были переписаны все памятные места, связанные с его именем. И это, конечно же, облегчало поиск. Да и было гораздо интереснее разглядывать эту придорожную скульптуру, зная её грустную историю.

Святой Ян Непомук. Одна из самых первых работ Пинзеля в Бучаче. Первоначально скульптура смотрела на проходящих и проезжающих поселян, поселянок, паломников, монахов и прочий люд, который крестился, снимая шапки и просил благословения у этого Святого. Но позднее дорогу перенесли, и фигура Святого оказалась стоящей спиной к автотрассе “Бучач-Тернополь”.

Ян Непомуцкий – Saint John of Nepomuk – небесный покровитель Праги и всей Чехии. Хотя это имя известно во всей Европе,именно здесь, в Праге, в 1393 году трагически расстался с жизнью исповедник короля Вацлава Четвертого. И это не легенда.Ян Непомуцкий – реальная личность.Чем же так не угодил исповедник чешскому королю? В 1393 году в пражскую тюрьму было брошено три священнослужителя, которые не соглашались с превосходством светской власти над церковной. Вскоре два священника были выпущены на свободу, а Ян Непомуцкий был подвергнут страшным пыткам. После чего его в мешке бросили во Влтаву. Тело нашли, но король не разрешал достать его. Но когда над ним зажглись чудесные огни, жители Праги не выдержали. Поняв, что это Святой, они извлекли мученика и похоронили

Когда же в Соборе Святого Вита сделали достойную усыпальницу, Святой Ян Непомуцкий был помещен туда.

Считается, что Ян Непомуцкий не раскрыл тайну исповеди. А именно этого добивался у него король Вацлав. Очень уж хотел узнать в чем каялась перед Богом его супруга.

Атрибутами Святого Яна Непомуцкого являются крест с распятием,ореол из звезд вокруг головы и пальмовая ветвь. Все это мы и видим на этой замечательной скульптуре.

Меня очень заинтересовала личность Яна из Непомука. И вот почему. Недалеко от нас есть небольшой город Староконстантинов, в центре которого находятся развалины старинного доминиканского костела. Совсем недавно на одной из стен “проявились” какие-то лики.Один из этих ликов, по мнению многих исследователей – Св.Ян Непомуцкий.

В те далекие времена, когда борьба за власть между церковью и государством достигла своего апогея, Ян из Помука занимал должность генерального викария Пражского архиепископа. Правил в то время Вацлав Четвертый (1378-1419). Так как неугодного королю архиепископа арестовать было невозможно,- арестовали троих церковных служителей. Один из них был Ян из Помука. Все трое подверглись страшным пыткам и истязаниям. Что от них требовали – история умалчивает. Но двое подписали бумагу, где отрицали жестокое обращение с ними, а Ян умер от ран. И чтобы уничтожить улики, его тело сбросили с Карлова моста.

Обратимся к первоисточнику:”Эту неприятную историю борьбы за власть, происходившей между церковью и государством, в XIV веке церковь переписала следующим образом. Яна пытали по приказу ревнивого и подозрительного Вацлава, поскольку священник отказался разгласить то, что сказала ему на исповеди королева. Он так ничего и не сказал, и тогда его связали, заткнули рот кляпом и живого сбросили с моста; в том месте, где он утонул, над рекой появилось скопление звезд: он решился сказать «нет» императору, святотатственно потребовавшему нарушить тайну исповеди; отсюда и его прозвище Непомук, то есть «человек из Помука, сказавший нет» (на чешском не означает «нет»). Его тело — по крайней мере, некое тело — было найдено и погребено; некоторое время церковь пользовалась его именем в своей борьбе со светской властью, а затем о нем почти не говорили с конца XIV века и до середины XVII, когда церковь весьма неожиданным образом «воскресила» Яна”.

Замечательная картина! Слева королева исповедуется Яну Непомуцкому. В центре король Вацлав Четвертый требует рассказать ему тайны королевы. На заднем плане несчастного сбрасывают во Влтаву с Карлова моста.

Как бы то ни было – личность Яна Непомуцкого стала “символом чешской культурной, лингвистической и политической самобытности”. Каждый год, начиная с 1771 года, 16 мая в Прагу съезжаются чешскоговорящие жители, чтобы отметить праздник в честь Яна Непомука. “Святой Ян, ты знаешь ценность языка, защити нашу золотую драгоценность, наш язык”. (Из молитвы Св.Яну Непомуцкому).

Вот каким непростым Святым оказался этот исповедник – Ян из Непомука.

И сразу же добавлю, чтобы не вводить вас в заблуждение насчет герба. В Польше 6 родов Потоцких, приписанных к разным гербам. Фамилия оказалась очень распространенной. Наши Потоцкие – от деревни Поток в Тернопольской губернии.

Девиз “Mihimitem Absitgloriari Nisi in Cruce Domini”

А вот и перевод. Это цитата из Библии “Послание к Галатам”6:14. “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира”.

Действительно, в руках у Яна Непомука крест, который он протягивает к нам. Еще раз восхищаюсь мастерством скульпторов.

Этот Ян Непомук – живой.

Не знаю, как вам, а мне кажется, что застывшее страдание на лице Яна Непомука появилось именно тогда, когда его волочили по пыльной бучацкой земле за колхозным трактором.

Смотрим Википедию: “Гали́ция (также Галичина́) (укр. Галичина, польск. Galicja, нем. Galizien) — историческая область в Восточной Европе, примерно соответствует территории современных Ивано-Франковской, Львовской и большей части Тернопольской (кроме северных районов) областей Украины.

Показываю один из гербов Галичины, который известен с времен польского владычества на этих землях. Это было изображение черной коронованной галки на серебрянном фоне.

Парк оказался небольшим и безлюдным, но очень милым и ухоженным.

Мы уже подходим к Покровской церкви, которую, согласно исследованиям Бориса Возницкого в середине 18 века строил архитектор Бернард Меретин, а оформлял Иоанн Георг Пинзель на средства всё того же Николая Василя Потоцкого.

Мне кажется, что мне посчастливилось сделать редкие фотографии, связанные с работами этого скульптора, потому не буду спешить. А лучше растяну своё удовольствие и продлю интригу.

Потому возвращаемся немного назад по улице Галицкой и перед автовокзалом (пишу эти подробности для тех, кто попадёт в Бучач) поднимаемся по широкой дороге вверх.

Справа – заброшенное старинное еврейское кладбище.

Если мы обратимся к электронной еврейской энциклопедии, то прочитаем, что Бучач – это один из старейших еврейских центров в Галиции. Евреи здесь жили начиная с 13 века.

Судя по надгрбным памятникам, еврейская диаспора здесь процветала.

Думаю, что это еще одна тема для отдельного поста, так как Бучач – родина крупных деятелей мировой культуры, в том числе и лауреата Нобелевской премии.

Вдали чуть-чуть просматривается река Стрыпа. И очень хорошо видно, что весь город расположен на холмах.

Как видите – всё похоже. Герб Потоцкого, ангелы по бокам. Надписи на польском языке.

Богородица изображена без младенца, поэтому иногда её называют “Святой Анной”.

Это была единственная церковь, которую мне не удалось посетить.

“Буча́цька ра́туша — унікальна пам’ятка архітектури середини 18 століття в м. Бучачі Тернопільської області. Зведена 1751 р. в стилі рококо. Архітектор Бернард Меретин, скульптор Й.Г.Пінзель, фундатор – Микола Василь Потоцький.” – Вікіпедія.

Можно видеть, как был украшен фасад работами Пинзеля, которые, увы, остались в мизерном количестве. В 1865 году в Бучаче был страшный пожар, который уничтожил не только уникальные скульптуры, но и весь архив, в котором, наверняка, были документальные сведения о Мастере и его времени.

То есть, рукописи, иногда, все-таки горят.

Предвижу вашу реакцию. Никак не смахивает на богатейшего магната, мецената и ценителя искусств. Но то,что человек неординарный, который может в хламиде из холстины, обшитой бриллиантовыми пуговицами, появиться на заседании Львовского сейма, поверить можно.

Как всё-таки я люблю именно эту раннюю весеннюю пору года. Сквозь голые, но такие красивые ветви деревьев отлично просматривается всё то, что хочется увидеть. Да еще вдобавок эта ажурная сетка окутывает всё, как бы вуалью, придавая этим лёгкую и тревожащую душу загадку. Не так ли?

И мы с вами всё это обязательно рассмотрим.

Когда-то Бучач и его окрестности были со всех сторону окружены оборонными сооружениями. Да и сам холмистый рельеф местности представлял из себя хорошую защиту от неприятеля.

Монастырь расположен на горе, которая называется Федор. За ним также когда-то были оборонные укрепления. Не знаю, осталось ли там что-либо от них. Туда я в этот раз не добралась. Но судя по всему, на горе Федор есть что посмотреть.

В 19 веке братья Каэтан и Павел Потоцкие разрешили разбирать стены замка на строительный материал. Камнем мостили дороги и строили в городе здания. Похоже,что и сейчас красный камень пользуется спросом, несмотря на табличку времен УССР “Охороняється законом”.

А я глядела на эти пустые глазницы, трогала древние камни, и никак не могла включить воображение, чтобы представить себе подъезжающие кареты, дам, кавалеров, ливреи, звуки мазурки, интриги и прочие атрибуты развлечений польской шляхты.

Эх, где же вы, “николаи васили потоцкие”? Ау!

Похоже, что остаётся любоваться только макетом на все последующие времена.

“Золотая” липа, которой 600 лет.

Растет дерево-раритет на самой окраине Бучача, у дороги. Добираться к ней, конечно, далековато, но липа этого стОит.

Вот бы рассказала она, как под ней 18 октября 1672 года был подписан Бучацкий договор, который затем польские историки назовут самым позорным в истории Польши. Договор подвел итог польско-турецкой войне, в ходе которого казачье войско Петра Дорошенко воевало против поляков в союзе с турками. Согласно договору Подолия отходила Османской империи, а осттаки Киевского воеводства – запорожским казакам. Кроме того, Речь Посполитая обязана была платить туркам огромную контрибуцию. Но через год Ян Собесский разбил турок под Хотином. Хотя Бучач был отвоеван лишь спустя 10 лет.

Вот к какому историческому дереву я вас привела.

И как же я обрадовалась, когда увидела эти побеги с набухшими почками. Еще немного, и покроется эта чудо-липа листвой, а потом зацветет. И будет носиться в воздухе липовый запах, и будут здесь гудеть пчелы. И всё будет так, как было 600 лет назад.

Не эти ли липовые изощренные рисунки будоражили его фантазию, чтобы создавать свои неимоверные, экспрессивные, неспокойные, будоражущие душу скульптуры. Которые, кстати, изготавливались из липового дерева.

Часть 8 – Бучач. Город загадочного Мастера.

Оценка 4.7 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here