Самое подробное описание: молитва в стихах пресвятой богородицы - для наших читателей и подписчиков.
Молитва Пресвятой Богородице
Молитва песнопение Пресвятой Богородице, иконы Божией Матери.
Духовное пение – группа Гвадалахара
Дизайн: Вадим Шилов, Алесь Скорик.
В оформлении использованы: фото Св.-Николаевской церкви в г. Запорожье, часовни, фрески и иконы Божией Матери “Богородица Перивлепта”, “Владимирская”, “Умиление”, “Избавительница”, “Вечная радость”, “Взыграние младенца”, “Взыскание погибших”, “Целительница”, “Казанская”, “Виленская-Остробрамская”, “Ефесская-Корсунская”, “Иверская” (мироточивая), “Иерусалимская”, “Объятия Отча. Уссурийская”, “Державная”, “Елецкая-Черниговская”, “Тихвинская”, “Торжество Пресвятой Богородицы. Порт-Артурская”, “Яко орля крылья”, “Знамение”, Молитва.
Свидетельство о публикации № 3860
Рекомендуйте стихотворение друзьям
- © Светлана Скорик :
- Духовная поэзия
- У стихотворения 6 407 читателей.
- Комментариев: 5
- 2012-09-22
Молитва песнопение Пресвятой Богородице, иконы Божией Матери. Молитва: слайд-шоу. Исполняет Руслан Силин. Группа Гвадалахара.
Проголосуйте за стихотворение: Молитва Пресвятой Богородице
-
Стихотворения по теме:
- “Как чисто в деревенском храме. ” Стихи о деревенском храме. Как чисто в деревенском храме. Нарядная сверкает ель.
- Иконе Озерянской Божией Матери Стихи об иконе Озерянской Божией Матери, история её появления на Слобожанщине. И сияет сквозь темень окна Богородица нам в Озерянах. Преклонюсь пред иконой святой.
- Моя молитва Молитва о жизни и здоровье, об отсрочке последнего суда. Молитва дерзания. Снизойди к дерзновенному воплю окаянной, заблудшей души. Евгений Гринберг.
- О, Мати Споручница грешных! Стихи-молитва, обращение к иконе Божией Матери «Споручница грешных». О, Мати Споручница грешных, ошибки, поступки прости.
- «И в груди Ее девичьей. » Стихи о Благовещении, о Богородице. Почему Ей поверилось. в то, что нёс словно чудо прекрасный посланник крылатый? Светлана Скорик.
Молитва песнопение Пресвятой Богородице, иконы Божией Матери. Молитва: слайд-шоу. Исполняет Руслан Силин. Группа Гвадалахара.
Молитва в стихах пресвятой богородицы
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы
и Приснодевы Марии
покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякаго зла,
молящи Сына Твоего Христа Бога нашего, спасти души наша» 2-й тропарь канона на день Покрова
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября, пришедший на Русь из Византии, стал одним из самых почитаемых.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: "Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем".
"Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога" – это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресный день, 14 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 15 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал "паче лучей солнечных". Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: "Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?" Епифаний ответил: "Вижу, святый отче, и ужасаюсь".
Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. "Царю Небесный, – глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, – приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан". Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, "долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там".
Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.
В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: "Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества. восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая". В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: "С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя".
Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).
Покров Пресвятой Богородицы
Церковная история знает множество примеров явного свидетельства о помощи Божьей христианам. Немало примеров говорят о заступничестве ангелов, святых и Пресвятой Богородицы. Церковный календарь, в основе своей сформировавшийся в Византии с 5 по 11 век, содержит дни памяти таких случаев. Но совсем немногие такие праздники стали значимы, а то и уникальны на Руси так, как праздник Покрова Божьей Матери. Наверное, малая популярность некоторых византийских памятных дат обусловлена тесной их связью с конкретным временем и местом. С праздником Покрова произошло обратное. По свидетельству некоторых русских паломников, в Константинополе какое-то время помнили о видении святому Андрею и даже в храме во Влахерне было иконографичекое изображение этого чуда.
Однако со временем, как и многие местночтимые праздники, эта история ушла из народной жизни и осталась только в жизнеописании святого Андрея.Однако на Руси это свидетельство оказалась, что называется, в нужное время и в нужном месте. Наши предки имели особое отношение к Божьей Матери, русским издревле была свойственна особая любовь к Богородице, и поэтому достаточно частное свидетельство об сугубом покровительстве или покрове Божьей Матери пришлось по сердцу русским христианам.
Трудно объяснить почему, но факт особого благоговения, особого почитания очевиден. Народное сознание именно с заступничеством Божьей Матери связывает свои надежды.Русские христиане сумели рассмотреть в том видении, которое, кстати, трудно исторически идентифицировать, удивительное внеисторическое, вненациональное, можно сказать, богословское свидетельство о глубине тех отношений, в которые вступают христиане с Матерью Господа Иисуса Христа. Удивительное отношение русских христиан к Богородице нашло свое воплощение в молитве в честь этого праздника: «Дева в этот день предстоит в Церкви, и со святыми невидимо молится о нас Богу. Ангелы с архиереями поклоняются, и апостолы с пророками ликуют: ради нас Богородица молит Превечного Бога».
Если взглянуть исторически, то увидим, что Князь Андрей Юрьевич Боголюбский хорошо знал житие своего святого тезки – Андрея Юродивого и почитал этого святого. Именно из жития он узнал о предстательстве Пресвятой Богородицы. В 1164 году князь ходил войной на камских болгар, одержал несколько побед над ними. Может быть, его беспокойство и чаяние помощи Божьей или благодарность Богу за победы помогли князю Андрею Боголюбскому не только обратить внимание на видение Богородицы святому Андрею, но и увидеть в нем глубокий богословский смысл и установить в честь этого события праздник.
В одной из рукописей ХII века приводятся слова князя: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества. восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». Очень показательно, что вскоре после установления праздника вновь построенные храмы стали посвящать Покрову. Так появился прекраснейший русский храм, именуемый «Покров на Нерли».
О значении праздника
Покрова Пресвятой Богородицы
Приведем размышления о празднике Покрова Божьей Матери известного русского философа и богослова о. Сергия Булгакова, в юности уходившего от христианской веры в марксизм, но вернувшегося в «дом отчий» и ставшего в страшное советское лихолетье, свидетелем христовой веры. В проповеди, произнесенной в самом начале безбожного антирелигиозного беснования на нашей земле, отец Сергий говорит: «. Не только 1000 лет назад молилась слезно Богородица, но молится ныне и здесь, и всегда, и всюду, и до скончания века.
И не только над присутствующими тогда простерся ее покров, но и над всем родом человеков, и над всем миром и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий покров Богоматери, хотя и не имеем очей, достойных это увидеть. Божья Матерь посредствует между землей и небом. Она есть любовь и милосердование, милость и жалость, прощение и заступление. Она не судит, но всех жалеет. Она – не правда суда и не суд правды, но материнское предстательство. И на страшном суде Сына своего Она молит праведного судию о прощении. Грех мира и скорби мира ранят сердце вселюбящее, на злобу и грех она ответствует любовью и слезами.
Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии
Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия, Ходатаица о нашем спасении.
Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы. Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.
Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. "Радуйтесь! Я с вами во все дни", – сказала Она, явившись святым апостолам.
Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына.
Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.
Икона – Покрова Пресвятой Богородицы
Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле. Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы. Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.
Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). Но Бог есть высшая Любовь (1 Ин. 4, 8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы. Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.
Дева Мария молилась за народ, а по окончании молитвы, сняла с Себя покрывало, и распростерла над всем стоящим народом.
Пока Богородица была в храме было видно и это покрывало, а когда она ушла то покров стал невидимым,
но осталась от него благодать в сердцах всех молящихся.
Помяни нас в Твоих молитвах, Госпожа Дева Богородица.
Да не погибнем мы за умножение грехов наших, покрой нас от всякого зла и лютых напастей.
На Тебя уповаем и Твоего Покрова праздник чествуем, Тебя величаем.
Благодатная Марие, Господь с Тобою,
Благословенна Ты в женах
и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших
Молитва основаны на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения (Лк. 1, 28–31; Мф. 1, 18–25). Церковь действительно ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. Еще в первые века христианства появилась молитва “Богородице, Дево, радуйся”, которую можно услышать на самых разных языках. Знаменитая “Ave, Maria” – это та же молитва на латыни. В церковных песнопениях говорится, что Божия Матерь стоит превыше Херувимов и Серафимов – высших ангельских чинов.
Молитвы о быстром замужестве на Покров
• О, Пресвятая Дева Мария, прими молитву сию от меня, недостойной слуги Твоей, и вознеси ее ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив он будет просьбам нашим. Прибегаю к Тебе как к Заступнице нашей: услышь нас, молящихся Тебе, покрой нас покровом Твоим, и испроси у Бога Сына Твоего нам всех благ: супругам любви да согласие, детям послушания, обиженным терпения, скорбящим благодушия, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды.
• Сохрани меня от гордости и самолюбия, дай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Как Закон Господа Бога нашего повелевает людям в честном супружестве жить, то приведи меня, Матерь Божья к нему, не для угождения желанию моему, но для исполнения предназначения Отца нашего Святого, ибо Он Сам сказал: нехорошо человеку быть одному и создав ему жену в помощницу, благословил их расти, плодиться и населять землю.
• Пресвятая Богородица, услышь смиренную молитву из глубины сердца девичьего моего: дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и в согласии прославляли Тебя и милосердного Бога: Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Икона Покрова Пресвятой Богородицы
Прошлое – это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать.
К таким событиям принадлежит чудо Покрова. Оно произошло очень давно – историки до сих пор спорят, когда именно это случилось. Но так ли это важно, если то, что произошло темной ночью во Влахернском храме Константинополя, вообще не имеет времени.
Древний Царьград поражал современников своими храмами и дворцами, ипподромами и базарами, могучими каменными стенами. Людям начала третьего тысячелетия он не показался бы особенно большим – всего несколько сот жителей, даже внутри городских стен – нивы, огороды, виноградники, мирно пасущиеся стада… Но тогда это был один из крупнейших городов ойкумены – обитаемого мира – столица огромной Византийской империи, царь городов и город царей.
В VI веке, во времена правления императора Юстиниана, ходил по улицам Царьграда поэт и пономарь Роман Сладкопевец, родом из сирийского города Ефес. Служил он в первейшем храме империи – соборе во имя Святой Софии – Премудрости Божией, но не имел дара истового и красивого чтения и пения. Однажды в праздник Рождества Христова Романа за невразумительное чтение даже отстранили от службы. Глубоко опечаленный, припал он в молитве к образу Богородицы, и тогда явилась Она ему и повелела взять свиток («кондакион», по-гречески) и проглотить его. И наутро так поразил Роман всех своим прекрасным пением, что вскоре был рукоположен во диакона константинопольского Влахернского храма. Он оставил нам около тысячи сочиненных им духовных песнопений, в том числе кондаков. День памяти святого Романа Сладкопевца отмечается православными христианами 14 октября.
А еще раньше опущенная в воды залива Золотой Рог риза Богородицы спасла город от скифов, чуть позже – от агарян, в 866 году – и от набега русских язычников Аскольда и Дира с дружиной. Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились – крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее. И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе, стало для них великим праздником.
Со временем именно наша страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук тысячелетней Византийской империи светоч Православия и понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву Третьим Римом. …А теперь перенесемся из знойного, роскошного и богатого Константинополя во Владимиро-Суздальскую землю XII века, в стольный град ее Владимир, где правил великий князь Андрей Боголюбский (1111-1174) – второй сын великого князя Юрия Долгорукого. Втянутый в бесконечную братоубийственную войну за главный на Руси Киевский престол, князь Андрей проявлял чудеса храбрости, не раз жизнь его висела на волоске. Но был он добр душою, мягок сердцем, более иного мечтал о мире в своей стране, о том, чтобы заступничество Пречистой, Ее чудесный покров защищали Русь от внешних врагов и от внутренней розни. «Яко тамо (в Царьграде) сущая народы в церкви милостиво покры, тако и нас, грешных раб Твоих, покрой кровом крилу Твоего», – писали древнерусские книжники. Великий князь Андрей Боголюбский утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова – в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль. Словно яркая свеча озарил он все последующее русское зодчество. Призывая на Русь покров Пречистой, великий князь Андрей украсил свой стольный град многими замечательными храмами в честь Богородицы. На краю горы во Владимире – огромный златоглавый Успенский собор. Над главными Золотыми воротами города – храм Положения ризы Богоматери… Но самый первый на Руси храм Покрова, что на Нерли, так и остался непревзойденным творением зодчих. Всю жизнь боролся великий князь Андрей против розни и разобщенности своей земли. Свято верил, что покров Богородицы защитит Русь «от стрел, летящих во тьме разделения нашего». Пришло время, и развеялась та тьма. Поэтому праздник Покрова и мыслится как праздник всей Русской земли и мира православного: «Богородица всему миру правдивый Покров». «Тебе вся земля дары приносит, яко Царице, Божией Матери», – читается на службе в праздник Покрова. Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах – в храмах и монастырях.
В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии. 14 октября в многочисленных Покровских храмах России служились и служатся праздничные службы. Из века в век вспоминает Святая Русь дивное видение, бывшее Андрею юродивому и его ученику Епифанию во Влахернском храме. И верит Святая Русь, что распростерт над нею чудесный покров Богородицы, чему веками давались всё новые подтверждения. Среди них – осада Пскова в 1581 году, когда град сей осажден был еретическим войском польского короля Стефана Батория. Тогда Пречистая явилась некоему благочестивому иноку Досифею и повелела обнести образ Покрова из Печерского монастыря по псковским стенам, после чего город удалось отстоять, несмотря на пробитые польскими орудиями огромные проломы в его стенах. В память об этом вблизи проломов была построена церковь и специально для нее написан образ – особый извод Покрова, известный как Псково-Покровский, или «Явление Богородицы старцу Досифею». Владычица пишется здесь вместе с преподобными Антонием и Корнилием Печерскими в окружении благоверных князей киевских и псковских.
Самые ранние из известных икон Покрова относятся к XIII веку. Уже к следующему столетию сложились два основных извода этой иконы. Московский извод изображает само чудесное видение, которого удостоились Андрей с Епифанием; здесь Пречистая Сама держит покров в Своих руках. В изводе новгородском Богородица пишется в позе Оранты, с подъятыми вверх руками, а покров держат парящие пред Нею Ангелы – считается, что это изображение того чуда, которое еженедельно свершалось во Влахернском храме. …В прошлые времена русские крестьяне, собрав урожай, готовились к свадьбам: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком». Девушки-невесты всегда ставили на Покров свечи перед иконой праздника – которая раньше поставит, та прежде и замуж выйдет. До Покрова крестьяне хранили пожинальник – последний сноп с последней сжатой полосы, на Покров же его торжественно выносили во двор и давали скотине, чтобы оберечь ее от зимней бескормицы и иных бед. Многое, очень многое изменилось в нашей России за века и особенно за ушедшее ХХ столетие. Но и сегодня, в начале XXI века, остановитесь перед образом Покрова Богородицы – он есть в любом храме. Посмотрите на икону внимательнее, и вы увидите ожившую в линиях и красках человеческую историю и в то же время – святыню, как бы окно в другой мир, где нет ни времени, ни пространства. Где вместе с нами, ныне живущими на земле, возносят молитвы Всевышнему Богу Ангелы и святые всех времен и народов, и души благочестивых наших предков. Всмотритесь в икону, ее можно читать, как книгу, – именно так и делали наши пращуры. Всмотритесь, и вы увидите нефы и алтарь Влахернского храма, хоть сам он давно исчез с лица земли; увидите завесу, закрывающую знаменитый Влахернский образ Богородицы. Она обычно пишется в темно-красных тонах – в цветах императорского пурпура. В центре на амвоне – знакомый нам Роман Сладкопевец со свитком в руках, живший задолго до Андрея юродивого. Но и этот Андрей стоит рядом – в ветхом рубище, указывая потрясенному ученику Епифанию на дивное видение… Рядом с Романом Сладкопевцем – византийский император, Вселенский патриарх, иноки, народ, а надо всеми – Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Икона Покрова объединила всё – и мир небесный, и мир земной. И в самом средоточии иконы – Пресвятая Богородица, держащая в руках Своих благодатный покров. Он так велик, что свободно покрывает собою весь православный мир. А еще выше – образ Того, к Кому обращены все взоры и все моления, – образ Спасителя.
Дерзаю вознести свой глас,
Лице слезами омывая:
Услышь меня в сей скорбный час.
Мой дух от бед и зол избавь,
Пролей мне в сердце умиленье,
На путь спасения наставь.
Готов для Бога все терпеть,
Будь мне покров во горькой доле,
Не дай в печали умереть.
За всех молитвенница нас;
О, защити, когда ужасный
Услышим судный Божий глас.
Глас трубный мертвых воскресит,
И книга совести все бремя
Грехов моих изобличит.
К Тебе молюся всей душой:
Спаси меня, моя отрада,
Умилосердись надо мной!
Твоей любви сравненья в мире нет!
О Матерь Божья! Под Твоим Покровом
Имеем мы прибежище от бед.
Тепло мы всюду чувствуем его:
На ложе сна, в пути и в Божьем храме
Хранит нас ткань Покрова Твоего.
От пуль спасает воина в бою,
И над младенца колыбелью вея,
Он дарит нежность и любовь Твою.
Там, где любви безсмертной торжество,
И день и ночь, простертая над нами,
Хранит нас ткань Покрова Твоего!
Тайна тайн непостижимая,
Глубь глубин необозримая,
Радость радости земной,
Над родимою землей
Херувимов всех Честнейшая,
Без сравнения Славнейшая,
Без истленья Бога родшая,
Радуйся, о Благодатная,
Ты молитвы влага росная
Цвет земли неувядаемый,
Персть сияньем растворенная,
Глина девством прокаленная –
Плоть рожденная сиять,
Тварь до Бога вознесенная,
Диском солнца облаченная
На серпе луны взнесенная,
Ты покров природы тварной,
Свет во мраке, пламень зарный
В грозный час, когда над нами
Над забытыми гробами
В час великий, в час возмездья,
В горький час, когда созвездья
И земля между мирами,
Предстанет на Суд,
В час, когда вся плоть проснется,
Чрево смерти содрогнется
(Солнце мраком обернется)
И как книга развернется
И разверзнется пучина,
И раздастся голос Сына:
– “О, племя упрямое!
Я стучал – вы не открыли,
Жаждал – вы не напоили,
Я алкал – не накормили,
Я был наг – вы не одели. ”
И тогда ответишь Ты:
– “Я одела, Я кормила,
Чресла Богу растворила,
Плотью нищий дух покрыла,
Солнце мира приютила,
В чреве темноты. ”
В час последний в тьме кромешной
Над своей землею грешной
Ты расстелишь плат:
Надо всеми, кто ошую,
Кто во славе одесную,
Чтоб не сгинул ни единый
Ком пронзенной духом глины,
Без изъятья, – навсегда,
И удержишь руку Сына
От последнего проклятья
Максимилиан Волошин 1919г.
Позову – молитвою без слов,
ты откликнешься – горячей речью.
Снежной скатертью падет Покров
на просторный стол короткой встречи.
облако чуть сдвинет – вечный ветер.
Вздрогнем – как бела уже земля,
розовых берез развиты ветви.
словно воин, вставший за околицей,
и пройдет в раскрытых небесах
по горящей кромке – Богородица.
и тропарь откроешь: глас четвертый.
Кратким гимном отзовется свод,
и скользнет к ладоням Плат простертый.
ткани прозрачной с каймой обгоревшей,
чуть прикрывающей брошенный Рай,
нас, огрубевших, когда-то согревший.
двери, от ветра запевшей негромко.
листья сбивающей первой позёмки.
странник, тебя обогоняющий где-то.
Осень, быть может, это – лишь горсть
жаркой рябины, когда-то воспетой.
ткани прозрачной, сбитой из хлопьев,
всхолмленной снежно на спинах рябин –
Божьим Покровом, его подобьем.
свет воцарившийся там, за околицей
лентой закатною – как омофор,
свет невесомый в руках Богородицы.
Ты моя Мати, Царица Небесная,
Ты мой Покров и Надежда моя.
Если на сердце мне горько и горестно
На помощь опять призываю Тебя.
О Мати неба и земли.
Услыши мя грешную и недостойную
От скорбей болезней меня изведи.
Как трудно мне грешной терпеть искушения
Коварный, лукавый смущает меня,
Лишь только с Тобою найду утешение
На помощь опять призываю тебя.
Честным омофором меня Ты покрой.
Какая я слабая, какая я грешная,
О Мати моя Тя меня успокой.
Спаси меня Мати от вечных мучений
И научи меня больше молчать.
Дай мне смирение, веру в спасение
И научи всех любить и прощать.
Настави мя Мати на истиный путь.
Сподоби услышать, Царица Небесная,
Как ангелы Божьи на небе поют.
Грехами опутана, а сердце как камень
И надо бы плакать, а слез что-то нет.
И как я предстану, великая грешница
На Страшный Суд Божий, какой дам ответ?
Свой взор материнский ко мне обрати,
Умоли Сына, Христа Вседержителя.
На Страшном Суде Ты меня защити.
Русь мою многострадальную,
Русь мою многораспятую
О Владычице Державная,
Мати Господа Всевышнего,
Умоли за землю Русскую
Сына Своего Сладчайшего,
Да воздаст Он нам по милости –
Не по нашему неверию.
Вижу – тучи собираются
Слышу – вороньё раскаркалось.
Только б Ты нас не оставила
В час великий испытания.
О Заступнице Усердная,
Даруй грешным покаяние,
Мне же, о Благословенная,
Даруй благо наивысшее:
Жить как Сын Твой заповедовал,
Боль людскую за свою считать.
на Покров Пресвятой Богородицы
На Покров незамужние девушки гадали:
В ночь на 14 октября, перед тем как лечь спать, девушка приговаривала: «Покрой землю снежком, а меня женишком» – и ложилась спать, ни с кем не разговаривая. Коли снился ей суженый, значит, в этот год должна она замуж выйти. Для гадания девушки пекли хлеб, клали на подоконник и смотрели сквозь окно, ожидая что вечером там покажется будущий жених.
Около праздника Покрова обыкновенно в нашем климате являются первые снега. Они покрывают все окружающее и этим самым невольно наводят на сближение этого естественного белого зимнего покрова со свадебным покрывалом или фатою.
К празднику Покрова заканчивалось на селе для девушек и парней время хороводов, и начинались посиделки, когда длинными осенними и зимними вечерами девушки занимались прядением, вышиванием, вязанием под пение народных песен, колядок и кантов.
В этот день – первый праздник холода – пекли блинцы (тонкие блины), "запекали углы", чтобы из жилища тепло не выдувало.
В день Покрова Пресвятой Богородицы православные люди на Руси шли всегда в храмы всеми семьями, чтобы в молитве испросить милости и заступления Божией Матери.
В народной традиции в день Покровы отмечалась встреча осени с зимой. Само название народные верования связывали с первым инеем, который покрывал землю, указывая на близость холодов.
• Если на Покров ветер северный, значит, зима будет холодной и с большими снегами, а если южный — теплая.
• Откуда на Покров ветер дует, с той стороны и придут первые морозы.
• На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.
• На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима.
• Снег на Покров — предвестник снежной и холодной зимы.
• Если на Покров падает снег, то и Дмитриеву дню (8 ноября) быть снежным, а вот если снега не будет, то и в день святой Екатерины (7 декабря) снег не выпадет.
• Если первый снег до Покрова выпадет, то зима не скоро наступит.
• Если "Покров наголе", то снега не будет до декабря.
• Если дуб и береза к Покрову потеряют все листья, то год будет легкий, а если не все, то быть суровой зиме.
• Какова погода на Покров, такова и зима будет.
День Покрова совпадал с окончанием полевых работ и подготовкой к зиме. С этих пор начинали топить в хатах: приступали к работе пряхи и ткачихи. До святого дня сельчане берегли засохшие ветки яблони. Считалось если сжечь их именно в этот день, то всю зиму в доме будет тепло.
Угостите домового! В этот день домовой спать укладывается, и с этим связывали ритуал «Запекания углов». Домового просили хранить тепло дома зимой, пекли специальные блинцы – блины небольшого размера, а первый блин делили на четыре части и разносили по углам хаты как подношение, чтобы дух дома был сыт и спокоен.
• Не утеплишь дом до Покрова — всю зиму будешь мерзнуть.
• Если на Покров испечь много блинов, то в доме всю зиму будет тепло.
• Чтобы дети не болели, их выводили на порог дома и обливали водой сквозь решето или сито.
Ритуалы на замужество в покров Пресвятой Богородицы
Каждая девушка, которая хочет выйти замуж, знает о том, что на Покров надо встать раньше всех, зажечь свечу и помолиться Богородице о скорой свадьбе и о хорошем женихе.
Еще лучше, придти в церковь пораньше и поставить свечу перед иконою Покрова Богородицы, сказав: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком» или «Покров-Матушка, покрой землю снежком, а меня молодую платком».
• Кто раньше всех свечу поставит, тот раньше всех и замуж выйдет.
Заговор на скорую женитьбу
Заговор читайте с утра, смотря в окно. Лучше всего смотреть в ту сторону, где живет ваш любимый:
«Покров Батюшка, пошли венец мне, Рабе Божьей (имя). Пусть ангелы ставят тридевять тынов плохим женихам, а моему единственному, красну соколу (имя парня) путь яркой свечей освещают, ко мне Рабе Божьей (имя) зазывают, на брак венчальный благословляют! Аминь.»
Обряд на замужество на Покров
Вечером перед Покровом прочитайте на воду свадебный заговор. Водой этой умойте лицо и вытритесь рубашкой вашего мужчины.
«Благослови меня Боже на венчальный венец. Пусть придет моему девичеству конец. Не нужны мне больше девичьи косы, пусть незамужние девки их носят. А прошу взамен я бабий платок, да золотой венчальный перстенек. Благослови меня Бог, на святой Покров. Аминь.»
Обряд привлечения жениха в дом
Для этого ритуала на Покрову необходимо, чтобы на улице лежал снег. Нужно выйти во двор и мести снег к двери дома, приговаривая: «Как Батюшка Покров пришел, так и мой жених меня нашел. Я мету снежок, заметаю, жениха красного к себе в дом зазываю. Как покрывает мою голову покровом снежок, так бежит, спешит, ко мне женишок. Несет мне венчальный перстенек дорогой, красный кокошник да подзатыльник золотой. Меня, Рабу Божью (имя) в жены взять желает. Слово мое крепко, Аминь.»
Покровским вечером девушки на выданье читали перед образами особую молитву.
В Украине, например, такую: «Свята мати, Покровонько, накрий мою головоньку. Не стежкою, не квіткою, а чесною наміткою… хоч ганчіркою, аби не зісталася дівкою».
По народным преданиям, земля-мать тоже просит Покрову накрыть ее «білою наміткою».
Ну, а если несчастливая любовь ждала младую деву, то украинцы говорили: «Прийде Покрова, зареве дівка, як корова, — бо піде до чужої хати заміж, за милого або за нелюбого».
Фата издавна считалась важной свадебной принадлежностью. Если юноша набрасывал на голову девушке покрывало, она беспрекословно становилась его женой. В старину невесту вели под венец полностью закутанную фатой, которая ассоциируется с покровом Пресвятой Богородицы и ее заступничеством в браке.
• Чем больше снега на Покров, тем больше свадеб будет в этом году.
• На Покров сильный ветер дует — много будет невест.
• Если Покров весело проведешь, то жениха хорошего найдешь.
• Если парень на Покров за девушкой ухаживает, то быть ему ее женихом.
• Придет Батюшка (Матушка)-Покров, девке голову покроет.
• Если в середине октября выпадет снег, — это на счастье молодоженам.
Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии