Самое подробное описание: молитва в испании - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Молитва в испании
1. Облечение во всеоружие Божие и решение молиться в согласии
Бог мой, я благодарю Тебя за способность и возможность приступать к престолу Твоей благодати на основании праведности Господа нашего Иисуса Христа, дарованной нам Твоей милостью и принятой нами по вере в искупительную жертву Твоего Сына на Кресте. Благодарю Тебя, мой Бог, за Твою драгоценную Кровь, пролитую в прощение и оставление наших грехов. Благодарю за Твое Слово, которое живо и действенно, за власть в имени Иисуса Христа, за Дух Святой, за всеоружие Божие. Господь, укрепи меня могуществом силы Твоей для победоносной молитвы согласия. Помоги мне быть твердым (ой) и мужественным (ой) в молитве согласия, и я верю, что Ты, мой Бог, со мною. Ты не покинешь меня и не оставишь меня вовеки. Прямо сейчас я облекаюсь во всеоружие Божие, чтобы я мог противостать в день злой и, все преодолев, устоять против козней дьявольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Господь, я благодарю Тебя, что Ты помогаешь мне стоять в молитве согласия, препоясав чресла моего ума истиною, облекшись в броню праведности и обув ноги в готовность благовествовать мир; и держать в моих руках щит веры, которым я возмогу угасить все раскаленные стрелы лукавого и побеждать мир. И шлем спасения да будет всегда на моей голове, и меч духовный, который есть Слово Божие, живое и действенное, которое острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. Господь, я благодарю Тебя за то, что оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими я ниспровергаю замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Бога, ибо не воинством и не силою, но Духом Твоим, Господь. Я благодарен Тебе, Господь, за каждого участника молитвы согласия, я благословляю их и призываю на них защиту Твоей Крови, во имя Иисуса Христа! Господь, в Слове Твоем написано: «…если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца…». Я верю Твоему могущественному Слову всем моим духом и благодарю Тебя за то, что всё, о чем мы будем молиться в согласии со всеми участниками этой молитвы, мы получаем от нашего Небесного Отца. Ибо Ты Господь – совершитель веры нашей и Первосвященник исповедания нашего, во имя Иисуса Христа. Мф. 26:28; Еф. 6:10-18; 1Пар. 28:20; 1Фес. 5:8; 1Пет. 1:13; 1Ин. 5:4; 2Кор. 10:4-5; Зах. 4:6; Евр. 4:12; Мф. 18:19; Мк. 11:23-24; Евр. 3:1.
2. Молитва в согласии за Испанию и правительство
3. Молитва в согласии за пасторов Испании и их семьи
4. Молитва в согласии за умножение и рост церквей в Испании
5. Молитва в согласии за спасение всех людей в Испании
6. Молитва в согласии за мир в Израиле
Страстная неделя в Испании: молитвы, шествия, спектакль
МЕРИДА (Испания), 26 мар – РИА Новости, Елена Шестернина. Страстная неделя – одно из самых ожидаемых и красочных событий во всей Испании. Традиция за много веков не утратила ни первоначального религиозного смысла, ни внешних атрибутов, хотя, разумеется, приобрела новые черты, приспосабливаясь к событиям и новым временам. В этом году испанские католики молились за беженцев и жертв терроризма.
Согласно опросам, 70% населения Испании называют себя католиками, при этом более 60% из них почти никогда не ходят на мессы, не причащаются и не совершают иные обряды. Практикующих католиков в стране около 30%.
Однако Страстная неделя – дело особенное, ее отмечают по всей Испании. В стране конец Святой недели — официальные выходные дни, которые начинаются в четверг и заканчиваются в воскресенье.
Различные действа начинаются еще за неделю до пасхи – в Пальмовое (вербное) воскресенье, а завершаются в Пасхальное воскресенье. По всей стране – от больших городов до самых маленьких поселков – проходят красочные религиозные шествия, их традиция берет свое начало в XV веке. Каждое религиозное братство в течение этих дней должно совершить своеобразный "путь покаяния" — пройти от храма по улицам города и обратно. В процессиях участвуют "кающиеся грешники" и "носильщики", которые на своих плечах несут огромные платформы с фигурами Христа и Девы Марии. При движении платформ создается впечатление, что фигуры движутся. Для этого носильщики долго тренируются — ведь шествия продолжаются по несколько часов, а на каждого носильщика приходится до 120 килограммов веса.
Участники процессии одеты в традиционные одежды — длинные мантии и остроконечные колпаки с прорезями для глаз. Причем цвет одеяний зависит от братства. Символический смысл закрытых лиц – скрыть грешников от посторонних глаз. Многие идут без обуви, у некоторых на ногах цепи. Процессии сопровождают женщины в черных платьях и черных мантильях, а также оркестры.
"Сейчас церемонии проходят по-другому, чем еще несколько десятилетий назад. Конечно, это прежде всего религиозное действо, но все же в определенной степени и спектакль – приходят не только верующие, но и туристы, и просто местные жители, невзирая на их религиозные убеждения. Да и пойти выпить бокал вина после церемонии не считается зазорным. Церковь к этому относится вполне нормально", — рассказывает Марио Эрнандес Маккирриан, представитель руководства кофрадий города Мерида.
Мэр города, расположенного в Эстремадуре и вошедшего в 1993 году в число городов Всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря уникальным сооружениям времен Римской империи, Антонио Родригес Осуна рассказывает, что в дни Страстной недели Мериду посещают до 45 тысяч туристов. "Это в основном – на 85% — испанцы, остальные иностранцы. Приезжают главным образом те, кто посещают Севилью, отсюда это два часа езды на машине", — говорит он.
Всего в организации шествий в Мериде принимают участие около 15 тысяч человек, а занимает подготовка несколько месяцев.
Апогеем является ночь на субботу, когда платформу с фигурой распятого Христа проносят через римский амфитеатр (Колизей), построенный в 8 году до нашей эры.
На подступах одетых в черное братьев и платформу встречают римские легионеры. Посередине Колизея, где когда-то проходили бои гладиаторов, установлены несколько десятков свечей, образующих огромный крест. На трибунах сидят местные жители, которые вместе со священниками возносят молитвы – в этом году как никогда часто произносились слова о беженцах.
По мере Крестного хода — платформу с фигурой распятого Христа проносят по кругу Колизея — звучит тест Священного писания, описывающий страдания Христа в последние моменты жизни. Затем платформа возвращается в главный собор города, куда направляются местные жители, чтобы припасть к ногам Христа.
Местные власти во всех испанских городах относятся к проведению Страстной недели крайне внимательно – издаются специальные брошюры с подробной программой событий и описанием маршрутов шествий, а также их участников.
В некоторых городах проходят до 30 процессий. И если человек оказался в центре города, то обязательно увидит хотя бы одну из них.
Ты можешь создавать тематические коллекции и сохранять, например,
все рецепты в одном месте, чтобы не потерять их.
Спасибо! Ожидайте модерации
Тебе это не нравится?
Ты можешь заблокировать домен, тег, паблишера или канал и мы перестанем рекомендовать тебе их. Ты всегда можешь разблокировать их в настройках.
Спасибо, твоя жалоба принята.
Вход на Surfingbird
Добро пожаловать на Surfingbird.ru!
Внутри ты найдешь тысячи интересных ссылок, фото и видео.
Молитва в испании
Молитва «Отче наш» на испанском языке.
- 22 авг, 2016 в 15:32
А несколько наших девочек возле музея «Чертей» в Каунасе, познакомились с девочками-ровесницами из Польши, и обменялись адресами для дальнейшей переписки. Но, поскольку мы были из режимного военного города, ох, и влетело же им от руководителей поездки за общение с иностранными гражданами.
Что же касается меня…Тихонько сняла пионерский галстук и отправилась в местный костел. Тогда я еще не понимала, что можно разговаривать с НИМ напрямую, но благоговение в этот момент точно испытывала.
Католические службы отличаются от православных. Но молитва «Отче наш» читается везде. Очень интересно слушать ее на испанском.
Па́дрэ нуэ́стро кэ эстáс эн лоссъéлос, Сантификáдо сэ́а ту Нóмбрэ,
Бэ ́ нга а нос ó трос ту рэ ́ ино , Á гасэ ту болунт á д аси ́ к ó мо эс эн ель съ é ло , эн ля ть é рра .
Эль пан нуэ ́ стро сустансья ́ л дэ к á да ди ́ а д á носле ó й .
Пэрдóнанос нуэ́страс дэ́удас, аси́кóмо носóтрос пердонáмос ануэ́строс дэудóрэс.
Но́ нос дэ́хэс каэ́р эн ля тэнтасьё́н, мас ли́бранос дэль мали́гно.
Аóра и сьéмпрэ и пор лос си́глос дэ лос си́глос.
Да приидет Царствие Твоё. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе.
Хлеб наш насущный дай нам на сей день
И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава во веки.
По этой ссылке можете найти, как звучит молитва «Отче наш» на других языках мира.
Молитвы в режиме он-лайн
Группа волонтеров из Вальядолида запустила новый нетривиальный интернет-сервис, предназначенный для ежедневных молитв в режиме он-лайн.
Нужна помощь в Испании? Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это более 100 наименований услуг на родном языке в любом регионе Испании.
Комментарии
Your browser does not support iframes.
Другие материалы из рубрики «Общество»
Связаться с нами
ПН-ПТ с 9 00 по 19 00 по испанскому времени.
Сообщение об ошибке
Ошибка в тексте
Ваше сообщение будет отправлено автору. Спасибо за участие.
Молитва в испании
Мусульманская молитва в католическом соборе в Испании
- Apr. 2nd, 2010 at 8:47 PM
Спикер организации продолжал оправдываться, что в Австрии они привыкли в рамках межрелигиозных встреч мусульман и христиан совместно с христианами молиться в церквях иил мечетях. Однако после того, как храмовые охранники потребовали, чтобы те это прекратили, мусульмане стали охранникам угрожать (по словам испанского национального радио).
В наши дни многие мусульмане требуют возвращения своей бывшей мечети.“
Со многим согласен, но… В Стамбуле я обошел почти все мечети (византийскими храмами интересовался), несмотря на мой весьма немусульманский вид принимали меня там везде очень радушно. В Моските был в прошлом октябре – местные церковные охранники у меня вызвали неприятное впечатление. Москита очень большая, места много, католическая часть (16-17 вв.) занимает в центре 10-15% от общей площади. Кто бы от этого умер, если бы и мусульманам выделили угол?
Меня с мамой в Стамбульских мечетях тоже принимали очень радушно, и вообще с неприязненным отношением к европейцу я (впрямую) не сталивался. В Турции мне очень понравилось. Но я старался с турками общаться хоть на самом элементарном и полном ошибок, но турецком языке.
Если бы я был ректором, настоятелем или иным ответственным лицом Кордовского собора (бывш. мечети), вероятно, я бы разрешил гостям сотворить свои молитвы — почему бы и нет. Однако я не знаю там обстановки — возможно, отношения с местными мусульманами обострены, как раз из-за их требований собор в качестве мечети вернуть. Это после 800 лет!
Так что даже если бы никто от этого не “умер”, волнения могли и подняться, как знать.
Даже если не нравятся охранники выражением лица или чем иным, выступать против их законных требований, да ещё угрожать ножом — это уж слишком.
Я по дефолту готова уважать любого человека, но как только я вижу, что уважение односторонне (только с моей стороны), дефолт тут же кончается.
А как там, где Вы живёте? Уважают свою культуру – я про немцев и иных европейцев?
Время намаза в Мадриде, Испания
Время намаза сегодня (пятница, 22 декабря 2017 г.)
Время намаза на неделю
Направление на священную Каабу в Мекке
Страница содержит результаты вычислений и показывает время намаза сегодня в Мадриде для всех молитв:
А также отображает время восхода солнца. По умолчанию расчёты производятся по методу «Всемирная мусульманская лига (MWL)». Методы расчётов, или как их еще называют — конвенции, используются для расчёта времени молитв в различных регионах. Можно изменить метод расчёта и выбрать один из следующих:
- Шииты Исна Ашари (Джаффариты)
- Университет исламских наук, Карачи
- Исламское Общество Северной Америки (ISNA)
- Всемирная мусульманская лига (MWL)
- Умм Аль-кура, Мекка
- Египетский научно-исследовательский центр
- Институт геофизики Тегеранского университета
Кроме времени намаза в Мадриде на сегодня, на странице доступна таблица с расписанием времени намаза на любой произвольный промежуток времени. В таблице желтым цветом отмечаются времена молитв в пятницу (время пятничного намаза в Мадриде).
Справа находится карта, которая показывает точную киблу (направление) из Мадрида в сторону Каабы.
Заметим, что при самостоятельной возможности наблюдения восхода и захода солнца, следует производить расчёты самостоятельно — это даст лучшую точность вычислений. Если вы нашли ошибку в наших расчётах, пожалуйста, сообщите нам, чтобы мы могли исправить ошибку и сделать расчёт правильным и более точным.
Все расчёты произведены по координатам Мадрида : долгота 40.4168, широта -3.70379
Мы предоставляем самый лучший сервис точного времени по всему миру.
ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСПАНИИ
Испания шестнадцатого века дала богатую духовную литературу и удивительно много святых. В некоторой степени это объяснялось ее географическим положением и сложившейся исторической ситуацией. Отрезанная Пиренеями от Франции, Германии и Нидерландов, Испания не так сильно пострадала от последствий протестантской реформации, как ее северные соседи. По сравнению с ними Испания была погружена в тот блаженный покой, который необходим для развития духовности и создания произведений о христианской жизни. И хотя инквизиция ограничивала свободу, о которой можно было бы мечтать, тем не менее она не воспрепятствовала появлению ряда самых высоких духовных творений. К сожалению, из-за таких представителей, как Мельхиор Кано, инквизиция сеяла огромную подозрительность, ненужную жестокость, несправедливые обвинения и в результате породила явно антимистические настроения, абсолютно несвойственные испанскому характеру. Самые выдающиеся писатели-мистики этой эпохи попали в заточение, а работы многих и многих других были внесены в Индекс запрещенных книг.
Однако же для упорного преследования Alumbrados инквизицией имелась веская причина. В начале шестнадцатого века псевдомистицизм с его разнообразными проявлениями в безнравственности и лжевидениях, в стигматах и экстазах привлекал многих, особенно из среды необразованного монашества. С 1524 г. началось постепенное просачивание в Испанию лютеранской доктрины: отрицание объективности нравственного закона, отказ от совершения добрых дел и утверждение о том, что личностью руководит непосредственно Святой Дух. Духовные писатели из францисканского и доминиканского орденов пытались скорректировать крайности псевдомистиков, но к 1515 г. стало очевидно, что требуются более серьезные меры, то есть — инквизиция. Первыми представили столь необходимую духовную доктрину францисканцы. Алонсо Мадридский (+1521) опубликовал трактат об аскезе, называвшийся Искусство служения Богу. Он впервые разъяснял, в чем состоит основное богословие духовной жизни, и предупреждал против всех видов чувственного и иллюзорного; он также разрабатывал три фундаментальные темы: самопознание, возрастание в добродетели и практика мысленно творимой молитвы. Св. Тереза Авильская очень настоятельно рекомендовала эту работу своим монахиням.
В 1527 г. Франциск де Осуна (+1540) опубликовал свою Третью азбуку духовности,XCIV трактат о мистике молитвы, оказавший глубокое влияние на св. Терезу Авильскую.514 В стиле, напоминающем рейнландских мистиков, Осуна подчеркивает, что сосредоточенности в Боге можно достичь только через отказ от чувств и что совершенная молитва сосредоточения состоит в беспредметном размышлении, при котором душа может полностью раствориться в Боге. Все это, однако, Должно совершаться в духе радости, ибо, утверждает Осуна, печальные и унылые малого достигают в молитве. Весь трактат строится на психологической основе, что было очень по Душе св. Терезе и отличало также и ее собственные работы.
Бернардин Ларедский (+1540), физик, ставший братом-францисканцем, в 1535 г. опубликовал Восхождение на Сион, а в 1538 г. он опубликовал новый вариант этой работы, отразивший значительные изменения его учения. Св. Тереза Авильская говорит об огромном воодушевлении и утешении, которые она черпала в Восхождении в период своих особых раздумий о том, доступна ли ей медитация о Христе. Интересно отметить, что если издание 1535-го года придерживается мистического учения Ришара Сен-Викторского, то в издании 1538-го года отражается учение Псевдо-Дионисия, Хуго Балмского, картузианца, и Генриха Херпа.
Восхождение делится на три части. В первой части рассматривается процесс самоотречения, в котором душа разрушает грех и взращивает добродетель и который неотделим от самопознания и смирения. Бернардин утверждает, что созерцательная молитва не должна считаться исключительно монашеской прерогативой, что она доступна всем христианам, которые воспитывают в себе смирение и подражают Христу. Во второй части Восхождения приводятся медитации о тайнах жизни, смерти и воскресения Христа. Затем, в третьей части трактата, представено учение только о созерцательной молитве. Если в издании 1535-го года Бернардин (вслед за Ришаром Сен-Викторским) подчеркивает роль разума в созерцании, то в издании 1538-го года, говоря о мистическом созерцании, он отдает предпочтение воле, превосходящей интелект по насыщенности любовью.
Наконец, нам следует упомянуть среди францисканцев св. Петра Алкантару ( +1562), реформатора францисканского ордена в Испании, человека, к которому за советом обращалась св. Тереза Авильская. Ему приписывают Трактат о молитве и медитации,XCV однако его авторство в свое время оспаривалось многими. Св. Тереза утверждает, что он был “автором нескольких небольших книжек о молитве, написанных в Испании и широко читаемых в настоящее время”.516 По наиболее признанной гипотезе св. Петр осуществил переработку Книги о молитве и медитации,XCVI написанной в 1554 г. Луисом Гранадским, предпринявшим в 1555 г. новую редакцию своей работы, а в 1566 г. создавшим окончательный ее вариант. Оба автора имели большое влияние за пределами Испании, а их учение о молитве послужило источником для работ св. Франциска Сальского.
Луис Гранадский (+1588) принадлежал к выдающимся писателям-мистикам из числа испанских доминиканцев шествадцатого века. Хотя ему и не удалось укрыться от зоркого глаза испанской инквизиции и избежать осуждения, тем не менее его книги были настолько популярны, что очень скоро появились их переводы на все языки, включая языки некоторых миссионерских стран. После того, как несколько его книг были занесены в Индекс запрещенных книг, Луис подал эти же книги на рассмотрение Тридентскому Собору и получил официальное одобрение своего учения. То, что должно было, казалось, повредить его репутации духовного писателя, сверх всех ожиданий обернулось победой Луиса, получившего в 1562 г. звание доктора священного богословия по прямому ходатайству доктора-генералаXCVII доминиканского ордена. Тридцать пять из восьмидесяти четырех лет жизни посвятил Луис Гранадский проповеди и написанию книг о духовной жизни, и в 1588 г., в год его смерти, генеральный капитул доминиканцев вынес краткое определение: “Vir doctrina et sanctitate insignis et in toto orbe Celebris”.
После св. Игнатия Лойолы Луис Гранадский первым из духовных писателей составил методику молитвы для мирян, которую в Испании приняли и некоторые монашеские ордена. Она состояла из шести пунктов: подготовка (обычно ночь накануне); чтение текстов для медитации; собственно медитация (включавшая изучение, приложение, вывод); благодарение; приношение; и прошение. Луис различал медитацию-воображение (рассматривающую события из жизни Христа) и интеллектуальную медитацию (рассматривающую божественное свойство или богословскую истину). Мало кто из духовных писателей превзошел Луиса Гранадского в дискурсивной медитации.
Кроме работ о молитве Луис писал также трактаты, направленные на обращение христиан к более благочестивой жизни. По причине ли столкновения в начале своего пути с инквизицией, или по какой-то другой причине став осторожным, Луис Гранадский редко трактует духовные проблемы, но именно это послужило основанием его повсеместной известности. Его трудами восхищались великие святые, среди них: св. Тереза Авильская, св. Карл Борромео, св. Винсент Де Поль, св. Луиза де Марильяк и св. Франциск Сальский.
Основная тема, проходящая через все работы Луиса Гранадского, сводится к тому, что все христиане призваны к самосовершенствованию и, хотя совершенство необязательно достигается здесь и сейчас, каждый должен всеми силами стремиться к тому, чтобы стать лучше. Каждый христианин выбирает путь самосовершенствования в соответствии со своим характером, жизненным положением и полученными от Бога дарами.
Не все идут к святости одинаково, поэтому Луис перечисляет различные пути: непосредственно молитвенный путь, путь стяжания добродетелей, презрение к миру, мучительный путь сораспятия, подражание святым, просто путь исполнения заповедей, а также созерцание Бога в творении, далее созерцание области благодатного, а затем — сверхъестественного.
Независимо от выбираемого пути христианин должен, как неизменно подчеркивает Луис, жить так, как жил Христос, и отождествляться с Христом через благодать, которую Он заслужил для нас Своим мучением и смертью и которую Он передает нам через Церковь и таинства. При этом снова и снова возвращается Луис к мысли о том, что самый прямой и действенный путь к святости — путь молитвы. Для него это просто логичный вывод из богословского положения о том, что сущность христианского самосовершенствования состоит прежде всего в любви; следовательно, молитва — язык любви, а поэтому и сущностная составляющая христианской жизни.517
Напоминает Луиса Гранадского своим апостольством и страданиями, причиненными инквизицией, епархиальный священник св. Иоанн Авильский (+1569), прославленный как апостол Андалусии. Он был настолько повсеместно почитаем, что фактически каждый, кого признавали святым, был с ним в каком-либо общении. Св. Тереза Авильская несколько раз обращалась к нему письменно; ему обязаны своим обращением св. Франциск Борджиа и св. Иоанн Божий. Он обладал в удивительной степени даром различения духов, и достиг в своей жизни великих высот мистического опыта.
Подобно Луису Гранадскому, св. Иоанн учил медитации простой, христоцентричной и доступной людям, идущим разными жизненными стезями. Очень осторожный в мистических вопросах, он, однако же, защищал мистический опыт от всех относящихся к нему с подозрением. Так, когда св. Тереза прислала ему экземпляр Книги о моей жизни, он рекомендовал ей в ответном письме непременно исправить некоторые выражения, а другие разъяснить.
В 1531 г. Иоанн Авильский был осужден испанской инквизицией и провел больше года в заточении. Трактат Иоанна Audi, filia, et vide, опубликованный в 1556 г. без его разрешения, в 1559 г. был внесен в Индекс запрещенных книг. До 1574 г., до смерти автора, он не переиздавался. Трактат подвергся изрядным изменениям, так что историки, изучающие процесс духовного развития, возмущаются действиями инквизиции, ограничивавшими писательскую деятельность великих мистиков, таких как Иоанн Авильский, не осмеливавшихся распространять через печать высокое богословие, излагавшееся в их проповедях и беседах.
Апостольская деятельность Иоанна Авильского охватывала широкие круги священства того времени; и хотя сам он не основал монашеской организации для священников, многие попадавшие под его влияние вступали в орден иезуитов. Он и сам хотел вступить в этот орден, однако этому так никогда и не суждено было осуществиться. Ученики Иоанна Авильского были сторонниками духовного направления, включавшего сыновнее повиновение своему наставнику, практику мысленно творимой молитвы, развитие мистического богословия, основанного на Евангелиях и учении ап. Павла, а также проповедническую деятельность. Каждый попадавший под духовное руководство Иоанна Авильского очень скоро начинал понимать, что этот человек обладает исключительным даром проникновения в смысл тайны Христа. Христоцентрическую мистику Иоанна можно сформулировать в следующих положениях: все благое исходит от Христа; нашим соединением со Христом измеряется и наше соучастие в плодах искупления; наше соединение с Христом начинается с веры и крещения и совершенствуется через причастие; абсолютная преданность Христу рождает в нас плоды надежды и радости.
Среди августинцев наиболее выдающимся духовным писателем был Луис Леонский (1528-1591), профессор Сала-Чанкского университета, литературный редактор первого издания трудов св. Терезы Авильской. Большой знаток еврейского языка, он осуществил перевод Песни Песней и составил комментарии к этому тексту, за что был арестован инквизицией и заключен в тюрьму почти на пять лет.
Работа Луиса Леонского Имена ХристаXCVIII несомненно является шедевром.519 сточники работы — библейские и патриотические, хотя некоторые ученые обнаруживают следы германской и нидерландской мистики, а также сходство со стилем Иоанна Креста. Однако, несмотря на то, что труды Луиса Леонского по достоинству получили высокую оценку, почитают его больше за литературную и эстетическую сторону работ, чем за вклад в развитие духовности.
О вкладе иезуитов в испанскую духовную традицию говорить не приходится вплоть до семнадцатого века, хотя отдельные иезуиты были очень тесно связаны с современными им течениями. Нетрудно отыскать причины отсутствия писателей-иезуитов в золотом веке развития испанской мистики. Прежде всего, Общество Иисуса было все еще довольно молодым, чтобы окончательно оформиться; оно боролось за выживание с оппозицией в лице отдельных епископов и старых монашеских орденов. Затем, св. Игнатий утвердил Духовные упражнения в качестве каркаса духовной жизни иезуитов, а потому мало что побуждало иезуитов к поиску дополнительных методов молитвы или богословия духовной жизни. Далее, постоянная угроза расправы со стороны испанской инквизиции, вероятно, побуждала новоиспеченный монашеский орден к особой осторожности, чтобы не вызвать враждебного отношения. Наконец, сами иезуиты переживали внутренний кризис, связанный с поиском правильного соотношения созерцательного и деятельного аспектов жизни Общества.
В 1556 году, когда скончался св. Игнатий, почти две трети членов Общества составляли испанцы. Ориентированные на деятельную жизнь, а живущие при этом в период, когда большинство мистических произведений подчеркивали значение молитвенной практики, направленной на достижение созерцания, иезуиты вынуждены были вынести решение о введении обязательной орденской молитвы. Когда на Втором всеобщем капитуле 1565-го года не удалось прийти к согласию, делегаты переложили решение проблемы на вновь избранного верховного генерала Франциска Борджию. Через месяц он установил для всех членов Общества совершение ежедневной орденской молитвы.
Постепенно добавлялись другие молитвы, пока в 1573 г. Третий всеобщий капитул снова не поставил вопрос об орденской молитве в надежде вернуться к первоначальному образу жизни, установленному св. Игнатием. Однако Меркурий, верховный генерал, отказался вводить какие-либо изменения, хотя в марте 1575-го года он запретил чтение работ ряда авторов как не соответствующих духу Общества, в частности, работ Таулера, Рейсбрука, Момбэра, Херпа, Ллулла, св. Гертруды, св. Мехтильды и других.
Пока длился спор о месте орденской молитвы в жизни Общества, многие иезуиты перешли к картузианцам, однако спор не прекратился и суть его можно фактически сформулировать следующим образом: дискурсивная медитация — это вид орденской молитвы, соответствующий Обществу Иисуса; аффективная молитва и молитва созерцательная чужды духу иезуитов. Несколько иезуитов продолжали настаивать на аффективной молитве и проповедовать ее практику; среди них — Кордесес, осужденный Меркурием в 1574 г., и Балта-зар Альварес, которого тот же верховный генерал заставил замолчать в 1577 г.
Альварес был рукоположен в священство в 1558 г., и его первое назначение было в Авилу, где он обрел известность, благодаря тому, что был духовным руководителем св. Терезы Авильской. В то время ему только исполнилось двадцать пять лет, а св. Тереза, по свидетельству ее автобиографии, переживала как раз очень трудный период. Позднее, когда его перевели в город Медина-дель-Кампо, Альварес сам пережил опыт мистической молитвы и по приказу своего провинциала написал небольшой трактат для объяснения молитвы покоя, который представляет собой одно из лучших опровержений лжемистицизма Alumbrados.
Несмотря на то, что оппозиция между иезуитами-сторонниками аффективной или созерцательной молитвы и иезуитами, придерживавшимися, как они считали, подлинного учения св. Игнатия о дискурсивной молитве, действительно существовала, не следует преувеличивать ее значение. Иезуиты созерцательного крыла были абсолютно преданы проповедническим целям Общества, а защищавшие дискурсивную молитву были убеждены в необходимости внутренней жизни и общей молитвы. Кризис был окончательно разрешен пятым верховным генералом Аквавивой, который, похоже, больше всего желал сохранить единство Общества. Он вынес решение в пользу дискурсивной молитвы и аскетизма, однако также подчеркнул, что ошибочно оценивать молитву только с позиции апостольства. Молитва сама по себе представляет ценность, а ее существенная функция — вести нас к познанию Бога, к любви к Богу и даже к созерцанию. Молитва сама уже представляет благородную цель, но в Обществе она не может рассматриваться в отрыве от призвания иезуитов к деятельности, Аквавива предпочитал ничем не препятствовать орденской молитве, но оставить ее совершение на личное усмотрение каждого, что гораздо больше соответствовало учению св. Игнатия. После правления генерала Аквавивы иезуиты начали писать произведения о духовной жизни.
Возглавляет список иезуитов-писателей семнадцатого века св. Альфонс Родригес (+1617), смиренный брат коадъюк-тор, духовность которого развивалась в направлении, похоже, прямо противоположном рекомендованному Обществу Иисуса Аквавивой. Дважды Альфонсу было отказано во вступлении в Общество. В конце концов его принял Кордесес, провинциал Арагона. Альфонс вступил в общество вдовцом и всю монашескую часть жизни провел уборщиком в иезуитской коллегии на Пальма де Майорка. По просьбе своих начальников он вел дневник духовной жизни, полной испытаний, суровых искушений и высших проявлений мистической молитвы.526 Многое из написанного им не публиковалось вплоть до девятнадцатого века, поэтому Альфонс был незаслуженно обойден вниманием. Он был мистиком, достигшим вершин созерцательной молитвы на пути смирения, абсолютной покорности Богу и беспрекословного повиновения.
Совсем другим, не похожим на св. Альфонса и намного более известным был Альфонс Родригес (+1616), наставник иезуитского новициата в Андалусии, обширная работа которого была опубликована под названием Ejercicio de la perfecciуn y las virtudes cristianas. Родригесу было за семьдесят, когда книга была составлена по материалам духовных бесед, которые он проводил с иезуитами-новициями. Тексты касаются почти исключительно вопросов аскезы и нравственности, однако несправедливо, видимо, обвинять Родригеса в антимистических устремлениях только потому, что он уделял мало внимания мистическим темам, ибо материал книги связан с воспитанием и подготовкой новициата. Тем не менее, по-видимому, слишком резкую грань проводит Родригес между аскетической дискурсивной молитвой и молитвой мистической, вплоть до того, что он, кажется, понимает мистическое созерцание как нечто экстраординарное и не допускает существования никакой переходной молитвы от молитвы дискурсивной к мистической. Его книга Практика христианского самосовершенствованияXCIX была известна очень широко, а как только была переведена на французский, многие монашеские институты включили ее в список обязательных для чтения книг, хотя в новое время она была отправлена в архив вследствие своей законнической нравоучительности и чрезмерного аскетизма.
Луис де ла Пуэнте (+1624) начал писать, когда ему было уже за пятьдесят. Первой его работой было двухтомное исследование Медитации о тайнах нашей святой веры. Со времени своего третьего периода послушания в Обществе он находился под сильным влиянием Балтазара Альвареса и к концу жизни написал его биографию. Несмотря на то, что его учение почти полностью ограничено аскетическими ступенями молитвы, он способствовал разрушению предубеждения против мистической молитвы и мистических состояний.
Вполне логично, что Луис выступает за использование Духовных упражнений и признает, что, хотя мистическая молитва есть особый дар Божий, она обычно дается тем, кто не отступал от медитаций и сосредоточенного размышления о божественных тайнах. По-разному он именует созерцательную молитву: молитва присутствия Божиего, молитва отдохновения, молитва молчания, молитва внутренней собранности. Однако при описании созерцания де ла Пуэнте придерживается ортодоксальной традиции великих учителей: “созерцание. с одного взгляда распознает высшую истину, восхищается ее величием и наслаждается, пребывая в ней”.
Первым же из всех авторов-иезуитов представил во всей полноте синтез аскетического и мистического богословия Альварес де Пас (+1620). Другие писатели создавали трактаты, затрагивавшие и аскетические, и мистические пласты духовной жизни, но их книги были, скорее, духовными руководствами, а не изложением мистического богословия. Альварес де Пас работал в Перу, где и писал свои книги на латыни. Издавал же их он во Франции (вероятно, опасаясь испанской инквизиции). Названия трех опубликованных томов его сочинений демонстрируют широту намеченных богословских изысканий: De vita spirituali ejusque perfectione (1608); De exterminatione mali et promotione boni (1613) и De inquisitione pads sive studio oratioms (1617). Он также предполагал написать том о деятельной жизни, характерной для апостольства, но книга осталась незавершенной.
Автор определяет духовную жизнь как жизнь освящающей благодати, признает различные ее степени и объясняет, что душа человека может бороться за совершенство духовной жизни, будь она деятельной или созерцательной, через постоянное возрастание в любви. Определенное место он отводит рассуждениям о необходимости избегать грехов, о важности взращивания смирения, о целомудрии, о бедности, послушании и об умерщвлении плоти.
Альварес де Пас выделяет четыре основных вида мысленно творимой молитвы: дискурсивная медитация, аффективная молитва, начальное созерцание и совершенное созерцание. Он определяет то, что до него не удавалось определить другим, а именно: форму молитвы, переходной от молитвы аскетической к молитве мистической. К его заслугам можно также отнести и введение оригинального термина — аффективная молитва, — который был воспринят последующими писателями. Он, однако, неизменно подчеркивает, что как дискурсивная молитва не может твориться только разумом (который превратил бы молитву в исследование), так и аффективная молитва является деятельностью не только чувств и эмоций. Вопрос состоит лишь в том, что в каждом типе молитвы играет ведущую роль; человек же должен во всех случаях привлекать к молитве и разум, и чувства. Цель молитвы — стяжание любви, именно поэтому аффективная молитва — более чистая форма молитвы по сравнению с дискурсивной. Творить ее можно тремя способами: многократными делами любви, к совершению которых побуждает благодать; простым, чистым актом проявления любви в присутствии Бога и через особое воздействие Бога на душу (начальное созерцание).
С другой стороны, совершенное созерцание проявляется двумя способами: во-первых, в необычных дарах, иногда посылаемых душе Богом в качестве мистических состояний (восхищенность, видения и т.д.), а во-вторых, в “простом познании Бога . совершаемом благодаря дару премудрости, что возвышает душу, временно прекращает работу ее способностей и помещает ее в состояние восхищения, радости и пламенной любви”.530 Души могут желать созерцания и даже смиренно молить о нем Бога, так как “это наиболее действенный способ обретения совершенства”.
На этом мы завершаем обзор испанской духовности, и хотя нами рассмотрены лишь немногие писатели-мистики, составляющие славу испанского золотого века, следует отметить, что ни одна другая католическая страна не внесла такого весомого вклада в мистическое богословие. Испания, подарившая Церкви св. Терезу Авильскую, св. Иоанна Креста и св. Игнатия Лойолу, дала также основателей миссионерских орденов, бесчисленных миссионеров для Латинской Америки и Востока, а в недавнее время — один из наиболее процветающих институтов религиозной жизни: Opus Dei.