Молитва ураза байрам

Самое подробное описание: молитва ураза байрам - для наших читателей и подписчиков.

Как готовиться к празднику Ураза-байрам и что надо успеть сделать

5 июля в России будут праздновать Ураза-байрам. Как провести праздник правильно и что необходимо успеть сделать перед праздничной молитвой – в материале ИА «Инфо-Ислам».

Действия перед праздничной молитвой

Основные празднества Ураза-байрам, конечно, проходят утром в мечети. После утренней молитвы народ собирается для слушания проповеди имама и чтения специальной молитвы. Но что необходимо совершить прежде, чем прийти в мечеть? Исходя из изречений пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, и из его действий необходимо сделать следующее:

  1. Искупаться. Необходимо совершить ритуальное омовение гусль. Основой гусля являются три основных действия: а) полоскание рта; б) промывание носа; в) омывание всего тела водой. Вода должна коснуться всего тела. В случае если вы хотите получить больше награды от Всевышнего, то нужно совершить гусль со всеми действиями, которые относятся к категории сунны Пророка, мир ему и благословение.
  2. Воспользоваться мисваком. Можно использовать как сам мисвак, так и различные зубные пасты и щетки, самая главная цель достижение чистоты полости рта и удаление запаха.
  3. Воспользоваться благовониями. Благовониями на людях могут пользоваться только мужчины, женщины же могут использовать благовония только для мужа.
  4. Надеть лучшую одежду. По традиции она должна быть новая или самая чистая.
  5. Отправиться на намаз пораньше. Желательно послушать чтение Корана, затем послушать праздничный вагаз – проповедь и совершить праздничную молитву, после нее читается хутба на арабском языке.
  6. Перед тем как отправиться в мечеть, желательно есть что-нибудь сладкое. Будет хорошо съесть нечетное количество фиников, как это делал пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего.
  7. По дороге в мечеть обычно произносят такбиры, то есть слова – «Аллаху акбар», что в переводе означает «Аллах Велик».

Садака аль-Фитр – то, о чем следует помнить перед праздничной молитвой!

Перед праздником мусульмане задумываются о садаке-фитр, или закят аль-фитр, который по велению Господа выплачивает каждый мусульманин.

Абдулла Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, вменил в обязанность мусульманам закят аль-фитр как очищение для постящегося от скверны пустословия и непристойности, а также как питание бедным. И кто выплатил его до праздничной молитвы, его закят принимается, а кто сделал это уже после праздничной молитвы, то это будет обычная милостыня, а не закят аль-фитр» – передано Абу Даудом, Ибн Маджа.

«Садака разговения» предназначена для тех же категорий, что и обычный закят, в данном случае следует руководствоваться 60-м аятом из суры «Покаяние». При этом, прежде всего, адресатами являются все же бедные и нуждающиеся. Так как в хадисе, переданном Абу Даудом и приведенным в этой статье первым, мы понимаем, что садака аль-фитр служит для человека во-первых, как очищение для постящегося от скверны пустословия и непристойности, а во-вторых, как питание бедным.

Отметим, что с точки зрения ханафитского мазхаба «садака аль-фитр» является обязательной (ваджиб) для каждого мусульманина и мусульманки и даже для тех, кто не обладает собственным доходом. В этом году размер садаки фитр – закят аль-фитр в этом году установлен в 100 рублей, а для тех, у кого есть возможность выплачивать Закят (богатых людей) – 600 рублей. Размеры этих милостыней устанавливаются согласно изречениям пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего, и исходя из стоимости пшеничной муки, фиников и изюма.

Самое главное – милостыню необходимо подать до совершения праздничной молитвы.

Как проводят Ураза-байрам дома?

Также желательно создавать атмосферу праздника дома. Поэтому в мечеть на праздничную молитву идут в основном мужчины. Женщины в это время готовят дома угощение. Дети должны чувствовать, что сегодня – праздник, поэтому по традиции богато накрываются столы, зовут в гости родственников и знакомых, а детей одаряют щедрыми подарками. Ид аль-Фитр – это праздник разговения. Поэтому в этот день красочно накрытые столы должны подчеркнуть смысл праздника.

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за ноябрь 2017

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за октябрь 2017

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за сентябрь 2017

Самое интересное на «Инфо-Исламе» за август 2017

Ураза-Байрам: порядок совершения праздничной молитвы

Сегодня после захода солнца произошло окончание Священного месяца Рамадан и наступление праздника Ид аль-Фитр (Ураза-Байрам), отмечаемого 5 июля практически во всем мусульманском мире.

Данный праздник, прежде всего, знаменателен тем, что в этот день утром верующие большинства стран мира отправятся в мечети для совершения праздничной молитвы (ид намаза).

Согласно ханафитскому мазхабу, совершение праздничной молитвы относится к категории необходимых действий (ваджиб). Шафиитские же богословы относят его к категории желательных (суннат).

Однако, так или иначе, совершение данного намаза является необходимым не для всех мусульман. Совершение праздничного намаза могут пропустить следующие категории людей:

3. Находящиеся в пути (мусафиры) – более 87 км от дома и отлучившиеся менее чем на 15 суток.

4. Недееспособные люди (как физически, так и умственно)

Относительно возможности восполнения данной молитвы мнения богословов также расходятся. Ученые-ханафиты считают, что праздничный намаз восполнить нельзя, ибо его совершение должно быть коллективным и в мечети. Шафиитские богословы, в свою очередь, утверждают, что молитва ид восполняема, так как возможно ее совершение в одиночку.

Время начала праздничного намаза наступает, когда солнце поднимается над линией горизонта примерно на 3 метра (спустя 30 минут после восхода солнца). Окончание времени, отведенного для данной молитвы, – это тот момент, когда солнце находится в зените.

Порядок совершения праздничного намаза в Ураза-Байрам

Желательные действия перед выполнением ид-намаза:

1. Полное омовение (гусль)

2. Чистая одежда

3. Надушиться благовониями

Сама праздничная молитва состоит из 2 ракаатов, совершение которых имеет свои особенности. Во-первых, в ид намазе верующие выполняют целых 6 такбиров (по 3 в каждом из ракаатов). Во-вторых, в первом ракаате после чтения суры «Аль-Фатиха» необходимо читать суру «Аль-Ал`а» (Высочайший).

Все иные действия аналогичные, как и в обычной двухракаатной молитве. До или после выполнения намаза имам, как правило, читает проповедь, состоящую из двух частей.

Читайте также:

Комментарии

Демотиваторы

Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.

Ураза-байрам

С наступлением времени вечернего намаза накануне дня Ураза-байрама и начинается праздник. С этого времени желательно всем мусульманам читать такбир, лучше громко: « Аллагьу акбар, Аллагьу акбар, Аллагьу акбар. Ла илагьа илла ллагьу ва ллагьу акбар. Аллагьу акбар ва лиллагьил хIамд ». Читают такбир до совершения ‘ид-намаза (праздничного суннат-намаза в день Ураза-байрам) и вечером, и ночью, и утром при перемене состояния и т. д.

Ночь на Ураза-байрам желательно провести в бдении, в служении Аллаху. Если не сможете оживить всю ночь, оживите хотя бы большую часть, если и это затруднительно, проведите в ибадате хотя бы один час и постарайтесь ночной и утренний намаз исполнить в мечети вместе с джамаатом.

В эту ночь читают Коран, читают зикру, салават, дуа и т. д. (а те, у кого долги по намазу – возмещают их).

С наступлением полуночи и до ‘ид-намаза желательно также заняться личной гигиеной (купание в честь праздника, стрижка волос и ногтей и т. д.).

В день Ураза-байрам следует подняться с постели пораньше, желательно совершить полное омовение тела (если это не было совершено ночью), почистить зубы. В этот день следует надевать чистую (лучше новую) одежду, надеть на палец серебряное кольцо, надушиться благовониями и, поев что-нибудь из сладостей (желательно финики), пораньше отправиться в мечеть для совершения праздничного намаза (‘ид-намаза).

В день Ураза-байрам следует быть радостным и веселым, приветствовать верующих, поздравлять их с праздником и желать им принятия поста Всевышним, посещать родственников, соседей, знакомых, других мусульман и самому принимать гостей, соответственно подготовившись к этому заранее.

В этот день также раздают милостыню (садака) бедным, посещают могилы близких (могилы посещают и накануне Ураза-байрама).

Не забудьте снять закят-сах и отдать его по назначению.

Праздничный намаз

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘ Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: « Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха ». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют « вместе с джамаатом » или « за имамом ».

Вслед за ниятом сразу произносят « Аллаху акбар » и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву « Ваджахту ». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят « Аллаху акбар », затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры « Фатиха »), читают:

« СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар ».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят « Аллаху акбар », затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится « Аллаху акбар » и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого « Аллаху акбар » читают « А ‘узу. » и суру « Фатиха ». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры « Фатиха » опять произносят « Аллаху акбар » и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву – четыре раза).

В обоих ракаатах после суры « Фатиха » желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате « Къаф », во втором – « Икътараба », а кто не знает, в первом – « Къул я аийугьал кафирун », во втором – « Къулгьу » (« Ихлас »).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘ Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.

Месяц шавваль

Первое число месяца шавваль является праздничным днем – ‘Ид-уль-Фитр (Ураза-байрам). Второй и третий дни шавваля также являются праздничными.

В месяце шавваль суннат (желательно) поститься шесть дней. Один из хадисов гласит: « Тот, кто постился в течение рамазана, а затем продолжал поститься шесть дней шавваля, (получит вознаграждение) как будто он постился целый год ».

Шесть дней поста в шаввале можно соблюдать и с перерывами, но желательно – подряд, сразу после Ураза-байрама, т. е. начиная со второго числа.

Из книги « Мусульманские праздники, священные дни и ночи ».

Молитва ураза байрам

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник

Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, мольба

постящегося перед разговением не отвергается» . Ибн Маджах 1753, аль-Хаким

1/422. Хафиз Ибн Хаджар, аль-Бусайри и Ахмад Шакир подтвердили

Абу Дауд 2357, аль-Байхакъи 4/239. Достоверность хадиса

подтвердили имам ад-Даракъутни, аль-Хаким, аз-Захаби, аль-Альбани.

ﺫﻫﺐ ﺍﻟﻈﻤﺄ ﻭﺍﺑﺘﻠﺖ ﺍﻟﻌﺮﻭﻕ ﻭﺛﺒﺖ ﺍﻻﺟﺮ ﺇﻥ ﺷﺎﺀ ﺍﻟﻠﻪ

/Захаба ззама-у уабталлятиль-‘урукъ, уа сабаталь-аджру инша-Аллах/.

«О Господи, я постился для Тебя (ради Твоего довольства мною), уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя дары Твои. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»

Праздничный намаз (Курбан-байрам и Ураза-байрам)

Б огословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничный намаз, проводимый дважды в год /1/ , на Ураза-байрам и Курбан-байрам, по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда» /2/ . В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, данный намаз совершается только коллективно /3/ . В одиночку, считала данная группа ученых, праздничный намаз не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам /4/ . Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше — в этот же день /5/ . Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.

Порядок выполнения праздничной молитвы

Время ее совершения наступает через 20 — 40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20 — 40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).

Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Для призыва верующих на молитву могут быть произнесены слова «ас-саляту джами‘а».

Краткое описание праздничнго намаза /6/

Первый рака'ат

3) три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;

Второй рака'ат

1) чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;

2) три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон /7/ . Последующие действия такие же, как в обычной двухрака'атной молитве.

Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.

Подробное описание праздничного намаза

Первый рака'ат:

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два рака'ата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» /8/ .

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины — на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир: «Аллаху акбар» («Господь превыше всего») /9/ . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам — сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой /10/ . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу:

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») /11/ с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища /12/ . Между такбирами имам делает незначительные паузы /13/ .

По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя) /14/ .

«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:

Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.

Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин /15/ .

После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) /16/ в первом рака'ате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» /18/ в обычном порядке делает поясной /19/ и земной поклоны.

Второй рака'ат:

Во втором рака'ате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» /20/ .

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» /21/ , читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом рака'ате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища /22/ . Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон /23/ . Затем все делается так же, как при совершении первого рака'ата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго рака'ата, они садятся на левую ступню /24/ и читают ташаххуд.

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,

Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» — опустить.

Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,

Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им /25/ (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.

Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:

Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,

Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

По прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, — в левую /26/ . На этом два рака'ата праздничной молитвы завершаются.

1. Продолжая сидеть, желательно прочитать следующее (про себя):

«Астагфируллаа, астагфируллаа, астагфируллаа».

2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя):

Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу /27/ .

Необходимо заметить, что во время совершения двух рака'атов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар /28/ и проговаривает девять такбиров один за другим /29/ .

Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира:

Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста — закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.

Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар /30/ (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.

На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.

Комментарии

/1/ Праздничный намаз совершается в мечетях дважды в год (по лунному календарю) — в праздник Ураза-байрам и в праздник Курбан-байрам.

/2/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.

/3/ Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве — трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Подробнее см.: Мусульманское право 1–2. М.: 2011. С. 280, 281.

/4/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.

/5/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1391, 1392.

/6/ Праздничный намаз состоит лишь из двух рака'атов, совершаемых вместе с имамом.

/7/ Некоторые подробности, касающиеся требований шафиитского мазхаба, см. ниже.

/8/ Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. А прихожане должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

/9/ Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба, такбир произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187. Оба варианта возможны. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 300.

/10/ Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой руки. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873.

/11/ Если имам следует в религиозной практике Сунне Пророка с пояснениями ученых шафиитского мазхаба, то в первом рака'ате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», а во втором — пять, также перед сурой «аль-Фатиха». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

/12/ Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца. Также паузы между такбирами заполняются чтением про себя различных форм восхваления Всевышнего, однако наилучшей является следующая формула: «субхаанал-ла, валь-хамду лил-ля, ва ляя иляяхэ иллял-лаху вал-лаху акбар».

См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

/13/ Данные дополнительные такбиры, по мнению всех ученых, не относятся к основной части праздничной молитвы. Если они вдруг будут забыты имамом, то дополнительного земного поклона (садждатус-сахв) делать не нужно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400.

Относительно количества такбиров у исламских богословов было несколько мнений, каждое из которых в определенной степени правильно и верно с точки зрения Сунны. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1395.

/14/ Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, произносит слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» в обоих рака'атах вслух.

/15/ По мнению мусульманских комментаторов, слово «амин» означает «Боже, ответь на мою молитву» или «Да будет так».

При совершении праздничной молитвы (как и в трех из пяти обязательных, а также в пятничной), согласно ханафитскому мазхабу, когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», «амин» произносится всеми про себя, а по шафиитскому мазхабу — вслух.

/16/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1396, 1401.

/17/ Перевод суры см. в разделе «Тафсир» на сайте umma.ru.

/18/ Все такбиры имам проговаривает вслух.

/19/ По шафиитскому мазхабу молящийся, говоря «Аллаху акбар», поднимает кисти рук на уровень плеч, а затем делает поясной поклон. Возвращаясь в прежнее положение, он также поднимает кисти рук на уровень плеч, проговаривая «сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».

/20/ У шафиитов желательно в начале каждого рака'ата читать про себя «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

/21/ Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» произносит в обоих рака'атах вслух.

/22/ Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца.

/23/ Прихожане во всех движениях молитвы-намаза не опережают имама, а строго повторяют вслед за ним.

/24/ Шафииты перед заключительным приветствием обычно садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения являются правильными с точки зрения Сунны, и оба — лишь желательны.

/25/ Совершение ритмичных движений (дерганье) указательным пальцем при чтении ташаххуда или по завершении его не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев ученых, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Подавляющее большинство исламских богословов придерживалось именно этого мнения. К тому же некоторые правоведы считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Т. 1. С. 334. Подробныйбогословский материал по данному вопросу см. в моей книге «Как увидеть Рай?» или на сайте umma.ru в разделе «Фетвы».

/26/ Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.

/27/ Предположительный смысл данного действия, оговариваемый мусульманскими учеными, состоит в следующем: видение доброго предзнаменования (тафауль) в том, что кисти, вознесенные к небу с мольбою, переполняются Божественной благодатью, благом. По завершении молитвы-ду‘а верующий протирает этой благодатью свое лицо. В мусульманских богословских трудах присутствует множество доводов в пользу того, что данное действие имеет основание в достоверной Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Подробнее об этом читайте в материале «Протирание лица после мольбы-ду‘а» на нашем сайте или в моей книге «Как увидеть Рай?».

/28/ В отличие от пятничной проповеди, во время праздничной проповеди имам-проповедник, поднявшись на минбар, не садится, а всегда стоит. Это подчеркивали богословы-ханафиты. Остальные исламские ученые допускали, что имам может присесть, дабы отдохнуть. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1406.

/29/ Проговаривание имамом данных такбиров является сунной. Слушающим его прихожанам желательно говорить их про себя. Так утверждают богословы-ханафиты. Ученые шафиитского мазхаба считают, что присутствующие на праздничной проповеди не повторяют такбиры за имамом, а только слушают его.

/30/ См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 410; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1419.

Статья подготовлена с использованием материалов Ш. Аляутдинова

Дата по хиджре

Ближайшие знаменательные дни в исламе

29/30 ноября (12 раби` аль-авваля)

19 марта (1 раджаба)

Ислам онлайн видео

Свежие записи

Случайные записи

Ислам You Tube видео

Просим у Господа принять сей труд (выполненный лишь с надеждой на Его милость, довольство и любовь по отношению к нам) и простить возможные ошибки и прегрешения, ибо единственное намерение – принести людям пользу на пути Того, хвала Которому возносит все сущее на небесах и на Земле.

ММРО Махалля №1 г. Ульяновска РДУМ Ульяновской области

Мусульмане и Ислам в Ульяновске. Бесплатное обучение знаниям ислама. Время намаза. Наука, история мусульман и ислама. Исламские программы. Интересные статьи об исламе. События, новости мусульман Ульяновска.

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here