Молитва у мусульман при посещении могилы

Самое подробное описание: молитва у мусульман при посещении могилы - для наших читателей и подписчиков.

Молитва у мусульман при посещении могилы

Посещение могил усопших считается сунной в Исламе. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я одно время запрещал вам посещать могилы. Теперь же можете посещать их. Это напомнит вам о вечности».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил о том, что мусульманам предписано посещать могилы своих родственников и друзей, обращаться к ним с приветствием и посвящать им дуа. Ведь мусульмане не забывают об ушедших после смерти. Посещая могилы предков, мы просим прощения за грехи усопших.

В одном из хадисов сказано: «Когда какой-нибудь мусульманин проходит мимо могилы своего брата по вере, с которым он был знаком в мирской жизни, и приветствует его, Аллах возвращает душу умершего человека в тело, и он отвечает на приветствие своего брата».

Однажды Аиша (да будет доволен ею Аллах), любимая жена Пророка, увидела, что он возвращается с кладбища, и спросила его: «Коль мне придется пойти на кладбище, что нужно говорить?» Он ответил ей: «Скажи: «Приветствия мира вам, правоверные, обитающие в этих жилищах. Воистину, скоро мы присоединимся к вам. Да простит Аллах и нас, и вас, и всех мусульман»».

Умар ибн Аль-Хаттаб спросил Пророка об умерших в битве при Бадре: «Посланник Аллаха, как можно разговаривать с бездушными телами?». Он ответил: «Они слышат мои слова не хуже, чем вы, но они не могут мне ответить».

Когда мы читаем Коран для покойников на могилах или в других местах, при этом савабы от прочтения будут записаны умершим. (Ибн Абидин Раддуль Мухтар, I, 844).

Хадисы свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) приносил в жертву животных от имени своей общины, говорил о том, что разрешается чтение суры “Ясин” за покойников. Кроме этого Пророк говорил о том, что разрешается совершать хадж и раздавать милостыни от имени покойников. Также он говорил о том, что разрешено читать “Ясин” и “Ихлас” у могил.

В своей книге «Аль-Азкаре» имам Навави передает, что Имам Шафии и его друзья сказали: «Посетителю кладбища желательно (мустахаб) прочитать что-либо из Корана. Если же он сможет прочитать весь Коран, это еще лучше».

Молитва у мусульман при посещении могилы

Вход пользователя

23 Сентября 2010

Посещение могил, его правила, и порицаемые действия, распространенные при этом

Посещение могил было запрещенным в начале Ислама, но потом было узаконено Посланником Аллаха, как пришло в хадисе: “Я запрещал вам раньше посещать могилы, но теперь посещайте же их, воистину, они напоминают вам о загробной жизни” (Абу Дауд, 2816, Муслим, 1623, Ан-Насаи, 4354, Тирмизи, 974, и др)

Сказал Аль-Альбани: “У посещения могил две цели: первая – получение пользы посещающими от напоминания о смерти, и о том, что их исход – либо Рай, либо Огонь, и это первая цель от посещения, как указывают на это предшествующие хадисы. Вторая же – это польза для мертвого, и проявление благочестия к нему через приветствие ему, и мольбы за него, и просьбы прощения у Аллаха для него, и это – только для мусульман” см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-189

Сказал ан-Навави: “Собрались все ученые на том, что посещение могил – Сунна для мужчин, что же касается женщин, то касательно этого есть разногласие” (см. “Шарх Навави аля Муслим”, 7/46-47)

Однако, посещение могил, как и указал Посланник Аллаха, узаконено с целью размышления и напоминания о загробной жизни, а не с какой либо иной, как делают в наше время различные невежественные люди, устраивая на могилах праздники, маулиды, и тому подобное. И мы перечислим в этой краткой статье некоторые деяния, запрещенные при посещении могил.

Узаконенные деяния при посещении могил

Как и сказал Посланник Аллаха, посещение кладбищ узаконено для размышления о смерти и вечной жизни, поэтому нужно сконцентрироваться на мыслях об этом, и отстраняться от пустых мыслей и разговоров.

Также узаконено дуа за мертвых мусульман, об их прощении и милости к ним.

Передал имам Ахмад, от Аиши, что Посланник Аллаха выходил на кладбище Баки, и делал дуа за погребенных там, и она спросила его об этом, и он сказал: “Было мне приказано делать дуа за них” (Ахмад, 6-252, сказал шейх Аль Альбани: “Сахих”)

И Сунна – делать дуа Всевышнему Аллаху за умерших мусульман, прося Его о милости к ним, и прощении для них.

Разрешается поднятие рук для дуа, поскольку передала Аиша, что Посланник Аллаха делал так. (Ахмад, 6-92, Малик, 1-239, Насаи, 1-287, с хорошим иснадом)

И перечислим те дуа, что пришли в Сунне, при прохождении у ворот кладбищ или при входе на них.

1. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ لَلَاحِقُونَ أَسْأَلُ اللَّهَ لَنَا وَلَكُمْ الْعَافِيَةَ)

(Ассаламу алейкум ахляддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа инна, ин ша’Аллаху ляляхикун. Ас’алю Ллаха ляна уа лякум аль-афия)

“Мир вам, о обитатели жилищ, верующие мусульмане! Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Прошу Аллаха для нас и для вас благополучия!” (Передал Муслим, 1620)

2. (السَّلَامُ عَلَى أَهْلِ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَيَرْحَمُ اللَّهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مِنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَلَاحِقُونَ)

(Ассаламу аля ахли ддияри миналь му’минина уаль муслимин, уа йархаму Ллахуль мустакдимина минна уаль муста’хирин, уа инна инша’Аллаху бикум ляляхикун)

“Мир обитателям жилищ из числа верующих мусульман! И да смилуется Аллах над предшествующими из нас, и задержавшимися! И воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам” (Передал Муслим, 1619)

3. (السَّلَامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ مِنْ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ أَنْتُمْ لَنَا فَرَطٌ وَنَحْنُ لَكُمْ تَبَعٌ أَسْأَلُ اللَّهَ الْعَافِيَةَ لَنَا وَلَكُمْ)

(Ассаламу алейкум ахля ддияри миналь му’минина уаль муслимин. Уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун. Антум ляна фаратун, уа нахну лякум табаун. Ас’алю Ллахаль афията ляна уалякум)

“Мир вам, о люди жилищ, верующие мусульмане! Воиистину, мы если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Вы для нас предшественники, а мы за вами последуем. Прошу у Аллаха благополучия для нас и для вас” (Ан-Насаи, 2013, иснад достоверный)

4. السَّلَامُ عَلَيْكُمْ دَارَ قَوْمٍ مُؤْمِنِينَ وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللَّهُ بِكُمْ لَاحِقُونَ وَدِدْتُ أَنَّا قَدْ رَأَيْنَا إِخْوَانَنَا)

(Ассаламу алейкум дара коумин му’минин, уа инна, инша’Аллаху бикум ляхикун, уадидту анна код ра’айна ихванана)

“Мир вам, о жилище народа верующего. Воистину, мы, если пожелает Аллах, присоединимся к вам. Хотел бы, чтобы мы увидели наших братьев (в вечной жизни) (Муслим, 367)

Разрешено ли женщине посещать могилы?

Ученые разошлись на три мнения в этом вопросе: запретность, разрешенность с нежелательностью, и разрешенность без нежелательности. И третье мнение – это риваят от Ахмада, и также сказал Малик, и некоторые ханафиты. И это мнение более правильное. И на дозволенность следующие аргументы:

1. Хадис Анаса: «Прошел Посланник Аллаха, да благословит Аллах и приветствует, мимо женщины, которая плакала около могилы, и сказал ей: «Бойся Аллаха, и терпи!» (Бухари, 1283, Муслим, 927) . И Посланник Аллаха приказал ей не плакать, однако не запретил ей само посещение.

2. Аиша посещала могилу своего брата. И передается от Ибн Аби Маликата, что Аиша пришла с кладбища однажды, и он спросил ее: «О мать правоверных, откуда ты пришла?» И она ответила: «С могилы своего брата, АбдурРахмана ибн Аби Бакра». Он сказал ей: «А не запрещал ли Посланник Аллаха посещать могилы»? Она ответила: «Да, запрещал, а затем приказал посещать их» (Хадис достоверный, Хаким, 1-386, Бейхакы, 4-78, и основа его есть у Ибн Маджи (1569))

3. Обобщенность на мужчин и женщин слов Посланника Аллаха: «Раньше я предостерегал вас от посещения могил, но теперь посещайте их..» (Муслим, 977, Абу Дауд, 3235, Ан-Насаи, 4-89, Тирмизи, 1054)

“Основа в обращении – то что оно идет одновременно к мужчинам и женщинам, и не разрешено разделять между ними кроме как имея доказательство на это” (см. “Дурус Аби Исхак”, 4-18)

Деяния, запрещенные при посещении могил

Сюда входит дуа к мертвым об удовлетворении нужд и прощении грехов, обет им, закалывание для них жертв, тауаф (обход) вокруг их могил, и тому подобное. Все эти обряды являются видами поклонения, которые нельзя отдавать никому кроме Аллаха.

Сказал Всевышний Аллах: “Скажи: “Воистину, моя молитва, мое жертвоприношение, и моя жизнь, и моя смерть – все это для Аллаха, Господа миров, нет Ему сотоварища.” (сура аль-Анам 172-173)

Сказал также Аллах: “Кто же более заблудший, чем тот, кто взывает к кому-либо помимо Аллаха, кто не ответит ему вплоть до Судного Дня”. (аль-Ахкаф, 5-6)

Передал Муслим от Али ибн Аби Толиба в своем Сахихе, что тот сказал: “Сказал мне Посланник Аллаха о четырех: проклял Аллах того, кто режет для кого-либо помимо Аллаха… (Муслим 1978)

Также сказал Посланник Аллаха: “Кто умер и при жизни он делал дуа к кому-либо помимо Аллаха, тот будет в Огне.”(Передал Бухари 4137)

Сказал Посланник Аллаха: “Да падёт проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения!” (Аль-Бухари 1/144, 6/359, 8/108 и 10/234, Муслим 531)

Также сказал: «Наихудшими из людей являются те, кого Час застигнет живыми и которые превращают могилы в мечети». (Этот хадис также передал Абу Хатим в “ас-Сахихе” Ахмад 1/435. Ибн Хиббан (340) назвал его достоверным)

Аиша передала о том, что Умм Салама рассказала посланнику Аллаха о церкви, которую она видела в Эфиопии и об иконах, которые в ней были. Он сказал: “Когда у них умирает праведный человек или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле мечеть и рисуют в ней его изображения. Это наихудшие из творений Аллаха” (Аль-Бухари 1/(438 и 444), 3/167, 7/145, Муслим 528)

3. Проведение на могилах каких-то праздников и маулидов

Запрещается проведение на могилах каких-то празднеств и маулидов. Сказал Посланник Аллаха: “Не делайте мою могилу местом для сборищ и празднеств” (Абу Дауд, 1/319, Ахмад, 2-367, и др, назвали хорошим шейх-уль Ислам Ибн Теймия, хафиз Ибн Абдуль Хади, и др.)

И если Посланник Аллаха запретил устраивать праздники на его могиле, то что говорить про могилы кого-то другого?

Сказал аль-Альбани: “Этот хадис – доказательства на запрет устраивания праздников на могилах Пророков и праведников” см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-220

К тому же, устраивание на могилах празднеств и маулидов противоречит цели посещения могил, о которой сказал Посланник Аллаха, а это напоминание о загробной жизни.

Этому деянию нет подтверждения в достоверной Сунне, поэтому это является порицаемым нововведением.

Сказал Аль-Альбани: “Что же касается чтение Корана при посещении могил, то это из того чему нет основы в Сунне, однако упомянутые хадисы о посещении могил указывают на отсутствие законности этого, ведь если бы это было узаконено, то непременно делал бы это Посланник Аллаха, и научил бы этому своих сподвижников, особенно когда спросила его Аиша, что ей говорить, когда она будет посещать могилы, и он научил ее лишь саляму и дуа” (см. “Ахкамуль джанаиз”, 1/191)

И также, ясное указание на то, что на кладбищах не читается Коран, содержится в хадисе, который передал имам Муслим: “Не превращайте ваши дома в кладбища, воистину, шайтан убегает из дома, в котором читается сура “Аль-Бакара” (Муслим, 2-188, Тирмизи, 4-42, и др)

И сравнил Посланник Аллаха дом, в котором не читается Коран, с кладбищем, и это подкрепляет тот смысл, о котором идет речь.

Сказал имам Абу Бакр аль-Марузи, один из главных учеников имама Ахмада:

القراءة عند القبر بدعة، وإن نذر أن يقرأ كفر عن يمينه، ولم يقرأ لما روى أبو هريرة عن النبي ـ صلى الله عليه وسلم أنه قال: لا تجعلوا بيوتكم مقابر، فإن الشيطان ليفر من البيت يقرأ فيه البقرة فلولا أن المقبرة لا يقرأ فيها لم يشبه البيت الذي لا يقرأ فيه بالمقبرة

“Сказал имам Ахмад: “Чтение у могилы – нововведение. И если кто то дал обет так делать – пусть искупит его, но не читает. И довод на это – то что передал Абу Хурейра от Пророка (мир ему): “Не превращайте ваши дома в кладбища, воистину шайтан бежит из дома где читается сура аль-Бакара”. И уподоблен дом в котором не читается Коран кладбищу, лишь потому что на кладбище нельзя читать”

Источник: “Ар Риваятейн уаль уаджхейн”, стр. 92

Что же касается “хадиса”: “Читайте вашим мертвым суру “Ясин”, то он является недостоверным, по причине наличия в его иснаде неизвестных передатчиков. Признали его таковым имам Ад-Даракутни, хафиз Ибн Каттан, и многие другие алимы. (см. “Сильсиля Ад-Даифа”, 5861, “Арадатуль ахузи”, 6-34, “Аль-уахм уаль ихам”, 5-49, “Аль-Азкар”, 1-122, “Талик аля сахих Ибн Хиббан”, 7-269, Ат-Тальхыс, 2-104, и др)

5. Обращение в сторону могил для дуа к Аллаху за умерших

Сказал Посланник Аллаха: “Не молитесь в сторону могил” (Муслим, 1613)

Сказал Аль-Альбани: “Не следует обращаться в сторону могил во время дуа, по причине предостережения от молитвы в сторону могил” см. “Ахкамуль джанаиз”, 1-194

Сказал аль-Куртуби в разьяснении слов “..Не молитесь в их сторону..”: “То есть: не примайте их за киблу, не молитесь на них или в направление их, подобно тому, как поступали иудеи и христиане. Потому что это рано или поздно приводит к тому, что начинают поклоняться тем, кто в этих могилах. Это же послужило тому, что стали поклоняться идолам” см. «Джамиуль ахкамуль куран» 10/573.

Поэтому для молитвы за мертвых нужно обращаться в сторону Киблы.

Сказал Посланник Аллаха: “Ходить по горячим углям или по лезвию меча, или чинить сандалии своими ногами (поскольку это трудно действие – прим.) было бы лучше для меня, чем ходить по могиле мусульманина” (Ибн Маджа, 1567, его иснад достоверный)

Сказал Посланник Аллаха: “Нет для меня разницы между тем, чтобы опорожниться среди могил или посреди рынка (имеется ввиду, в степени отвратительности и порицаемости) (Ибн Маджа, 1567)

Передал Абу Дауд, и другие, от Башир Ибн Хасасия, что Посланник Аллаха увидел на кладбище человека, идущего между могил в двух сандалиях, и сказал ему: “О обладатель обуви, сбрось твою обувь!”

И тот, когда узнал Пророка, снял свои сандали и отбросил их в сторону. (Абу Дауд, 2-72, Ан-Насаи, 1-288, Ибн Маджа, 1-474, Ибн Аби Шейба, 4-170, и др)

Сказал имам Ахмад Ибн Ханбаль: “Снятие сандалий на кладбище – приказ Пророка” см. “Масаиль ан-Найсабури”, 953

Однако если состояние климата не позволяет проходить иначе, как в обуви, то в этом нет проблем инша Аллах.

Передал Муслим, от Джабира, что тот сказал: “Запретил Посланник Аллаха покрывать могилы гипсом, сидеть на них, строить на них возвышения, поднимать их уровень, и писать на них” (Муслим, 3-62, Тирмизи, 2-155, Бейхакы, 4-4)

Передал также Муслим, от Абу Хурейры: “Воистину, сидеть на горящих углях для вас так, что загорится ваша одежда, и дойдет до вашей кожи, лучше, чем сидеть на могиле” (Муслим)

Сказал шейх Ибн Усаймин: “Этот хадис доказывает, что запрещено сидеть на могиле мусульманина, и если он хочет присесть, то пусть сядет сзади могилы, или спереди, или слева, или справа, что же касается того, чтобы сидеть на ней, то это запретно” (см. “Шарх рияд ас-солихин”, 1-2112)

10. Громкий плач и причитания о покойном

Сказал Посланник Аллаха: “Воистину, мертвый наказывается в своей могиле по причине громкого плача его родных” (Бухари 1292, Муслим 927)

Сказала Умм Атыйя: «Когда мы клялись в верности Пророку, мир ему и благословение Аллаха, он взял с нас обещание не причитать по покойникам” (Бухари, 1306)

Сказал Посланник Аллаха: “Двое из людей в куфре: громко оплакивающая мертвого..” (Муслим, 1-45)

И пришло много хадисов, предостерегающих от плача и причитания по мертвым, и это считается из больших грехов.

Что же касается грусти, и слез, без подобных громких проявлений, то это разрешено, по причине хадиса Анаса, который сказал: «Я присутствовал на похоронах дочери Пророка. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сидел возле ее могилы, а из его глаз текли слезы». (Бухари, 1285)

Сказал имам Ибн Абдуль Барр: “Что же касается слез из глаз, и грусти в сердце, то Сунна утверждена о том, что это дозволено, и на этом большое количество ученых” (см. “Аль-истизкар”, 3-67)

11. Выделение специального дня для посещения могил

Выделение специального дня для посещения могилы является также новшеством, не узаконеным в Шариате, и дозволено посещать могилы в любое время, не выделяя для этого какой-то особенный и специальный день. Было спрошено у Постоянной Комиссии по фетвам: “Первый и последний день месяца Раджаб люди выделяют для посещения могил, это разрешено или нет?”

Ответ: Не разрешено выбирать какой-то особенный день из года, ни джума, ни первый день месяца Раджаб, ни последний, специально для посещения могил, по причине отсутствия доказательства на это. И лишь узаконено посещать их тогда, когда облегчится это, без конкретизиации какого-то особенного дня для посещения, согласно словам Посланника Аллаха: “Посещайте могилы, поистине, они напоминают вам о будущей жизни” шейх Абдуль-Азиз Ибн Баз, шейх Абдур-Раззак аль Афифи, шейх АбдуЛлах аль Гудаян, фетва 8818

12. Паломничество к могилам лишь с целью посещения их

Не разрешено совершать специальные путешествия и паломничества к каким-то могилам с целью их посещения, согласно хадису: Не отправляются в путь, кроме как к трем мечетям, мечеть аль-Харам, моя мечеть и мечеть аль-Акъса» (Муслим, 2475, Бухари, 1858, и др)

­Сказал имам Ибн Акиль: “Такое путешествие запрещено” см. “Мугни”, 2-93

И также это мнение сподвижников Абу Хурейры, Басры аль-Гифари, Ибн Аббаса, и многих ученых последующих поколений.

13. Жертвоприношение Всевышнему Аллаху на могилах

Сказал Посланник Аллаха: “Нет жертвоприношения на могилах в Исламе” (Абу Дауд, 2-71, Бейхакы, 4-57, Ахмад, 3-197, сказал шейх Альбани: иснад сахих, на условиях Бухари и Муслима)

Сказал мухаддис-саляф Абдур-Раззак: “Мушрики приносили в жертву овцу или корову на могиле” (Абу Дауд, 2-71)

Поэтому является запрещенным приносить жертву на могиле даже ради Лика Всевышнего Аллаха.

14.Табаррук (обтирание об могилы и целование их с целью получения благословения)

Данное деяние не узаконено в нашем Шариате, и не передается побуждений к этому, либо подобных действий, ни от Пророка, ни от его сподвижников, поэтому все это является порочным нововведением, запрещенным в Шариате.

Сказал Посланник Аллаха: “Каждое нововведение – это заблуждение” (Дарими, 95, Ибн Маджа, 42, Ибн Хузейма, 1785, и др, иснад достоверный)

15. Зажигание светильников над могилами

Передал Тирмизи, и другие, от Ибн Аббаса, что сказал он: “Проклял Посланник Аллаха зажигающих над могилами светильники” (Бейхакы, 934, Тирмизи, 294, Ан-Насаи, 2016, Ибн Хиббан, 3179, и назвали его достоверным имам Тирмизи, и другие)

Разрешено ли посещение могил кафиров?

Посещение могил кафиров разрешено, но лишь с целью получения урока и размышления, однако нельзя делать за них дуа о прощении, и просить для них милости. Из доказательств этому – хадис, который передал Муслим, от Абу Хурейры: “Посетил Посланник Аллаха могилу своей матери, и заплакал, и заплакали все кто был вокруг него, и он сказал: “Я попросил разрешения у моего Господа попросить прощения за нее, и Он не разрешил мне, и попросил у него разрешения посетить ее могилу, и Он разрешил мне, так посещайте же могилы, поистину в них напоминание о смерти” (Муслим, 3-65, Абу Дауд, 2-72, Ан-Насаи, 1-286, и др.)

И в конце работы– просим Аллаха простить нам, и нашим мертвым братьям и сестрам, и всем мусульманам – и дать нам хороший конец!

И в заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here