Молитва тебе поем смысл

Самое подробное описание: молитва тебе поем смысл - для наших читателей и подписчиков.

Молитва тебе поем смысл

После приглашения оглашенным удалиться из храма, произносятся две краткие ектении и поется Херувимская песнь: “Иже Херувимы тайно образующе, и Животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа (трижды)“.

По-русски эта песнь читается так: “Мы, таинственно изображая Херувимов и воспевая трисвятую песнь Троице, дающей жизнь, оставим теперь заботу о всем житейском, чтобы нам прославить Царя всех, Которого невидимо ангельские чины торжественно прославляют. Хвала Богу!” Отдельные слова Херувимской песни означают: тайно образующе — таинственно изображая или таинственно представляя из себя; животворящей — жизнь дающей; припевающе — воспевая; отложим — оставим; житейское попечение — заботу о житейском; яко да — чтобы; подымем — поднимем, прославим; дориносима — торжественно носимого, прославляемого (“дори” — слово греческое и значит копье, так что “дориносима” значит копьеносимого; в древности, желая торжественно прославить ларей или военачальников, сажали их на щиты и, подняв вверх, носили их на этих щитах пред войсками, причем щиты поддерживались копьями, так что издали казалось, что прославляемых лиц несут на копьях); ангельскими чинми — ангельскими чинами; аллилуиа — хвала Богу.

Херувимская песнь напоминает верующим, чтобы они теперь оставили всякую мысль о житейском, представляя себе, что они, подобно Херувимам, находятся близ Бога, на небе, и как бы вместе с ними поют Ему трисвятую песнь — хвалу Богу. Пред Херувимской песнью открываются царские врата и диакон совершает каждение, а священник в тайной молитве просит Господа очистить его душу и сердце от совести лукавой и силою Св. Духа удостоить его принести Богу приготовленные Дары; затем священник с диаконом вполголоса трижды произносят херувимскую песнь, и оба отходят к жертвеннику для перенесения честных Даров с жертвенника на престол. Диакон, имея на левом плече “воздух” (большой покров), несет на голове дискос, а священник в руках святую чашу. Выйдя из алтаря северными дверями (пение Херувимской песни в это время прерывается на словах “отложим попечение”), они останавливаются на амвоне и, обратившись лицом к верующим, молятся за Святейшего Патриарха, за правящего архиеререя, митрополитов, архиепископов, епископов, за священство, монашество, за создателей храма, за присутствующих православных христиан, и возвращаются чрез царские врата в алтарь; честные Дары поставляются на престол на развернутом антиминсе и покрываются “воздухом”, после чего царские врата затворяются и закрываются завесой; певчие же тем временем заканчивают Херувимскую песнь. Перенесение Даров с жертвенника на престол называется великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть. Верующие в это время должны стоять с наклоненною головою и молить Господа помянуть их и всех близких к ним во Царствии Его; при словах же священника “Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог. “ нужно вполголоса сказать: “и священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков”.

С этой минуты верующие не должны выходить из храма до окончания Литургии. Насколько предосудительно нарушать это требование, видно из 9-го апостольского правила: “Всех верных, входящих в церковь. и не пребывающих на молитве до конца, как бесчиние в церкви производящих, подобает отлучать от общения церковного”. После Символа веры возгласом “Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити” обращается внимание верующих на то, что наступило время приносить “святое возношение” или жертву, то есть совершать святое таинство Евхаристии, и с этого момента надлежит стоять с особенным благоговением. В ответ на этот возглас поется: “Милость мира, жертву хваления”, то есть будем приносить с благодарностью за даруемую нам свыше милость небесного мира единственно доступную нам жертву хваления. Священник благословляет верующих словами: “Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы (любовь) Бога и Отца и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами”, и, призывая к благоговейному предстоянию, возглашает: “горе имеим сердца”, то есть будем иметь сердца устремленными вверх — к Богу. На это певчие от лица молящихся благоговейно отвечают: “Имамы ко Господу”, то есть мы уже имеем сердца устремленными ко Господу.

Совершение святого таинства Причащения составляет главнейшую часть Литургии. Оно начинается словами священника “Благодарим Господа!” Верующие выражают свою благодарность Господу за все Его милости поклонением Ему, а певчие поют: “Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней”. Священник в это время в тайной молитве, называемой евхаристическою (благодарственною), прославляет бесконечные совершенства Божии, благодарит Господа за сотворение и искупление человека и за все Его милости, известные нам и неизвестные, и за то, что Он удостаивает принимать от нас эту бескровную Жертву, хотя Ему предстоят высшие существа — Архангелы, Ангелы, Херувимы и Серафимы, “победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще”. Последние слова священник произносит вслух, а певцы восполняют, воспевая песнь, которую взывают Ангелы: “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь Сил небесных), исполнь (наполнены) небо и земля славы Твоея”. К этой песни, называемой серафимскою, певцы присоединяют восклицания, которыми народ приветствовал вход Господень в Иерусалим: “Осанна (еврейское благожелание: спаси, помоги Бог!) в вышних! (в небесах) благословен грядый (идущий) во имя (во славу) Господне, осанна в вышних!” Слова “победную песнь поюще. “ взяты из видений пророка Иезекииля (Иез. 1, 4—24) и апостола Иоанна Богослова (Откр. 4, 6—8); они в откровении видели престол Божий, окруженный Ангелами в образе орла (поюще), тельца (вопиюще), льва (взывающе) и человека (глаголюще), которые беспрерывно восклицали: “Свят, Свят, Свят Господь Бог”.

Священник тайно продолжает евхаристическую молитву, прославляя благодеяния Божии, бесконечную любовь Божию, явленную в пришествии на землю Сына Божия, и, вспоминая Тайную Вечерю, когда Господь установил таинство причащения, произносит вслух слова Спасителя: “Приимите, ядите, сие (это) есть Тело Мое, еже (которое) за вы (за вас) ломимое во оставление (прощение) грехов” и “Пийте от нея вси, сия (эта) есть Кровь Моя Новаго Завета, яже (которая) за вы и за многия изливаемая во оставление грехов”. После этого священник в тайной молитве кратко вспоминает заповедь Спасителя о совершении причащения, прославляет страдания Его, смерть, воскресение, вознесение и второе Его пришествие и вслух произносит: “Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся” (о всех членах Церкви и все благодеяния Божии).

Певчие протяжно поют: “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи; и молимтися, Боже наш”, а священник в тайной молитве просит Господа ниспослать Духа Святого на предстоящих людей и на предложенные Дары, чтобы Он освятил их. Затем вполголоса он читает тропарь 3 часа: “Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящихтися”. Диакон произносит двенадцатый стих 50 псалма: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей”. Священник опять читает тропарь 3 часа, диакон произносит тринадцатый стих 50 псалма: “Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене”. Священник третий раз читает тропарь 3 часа. Благословляя Святой Агнец (на дискосе), он говорит: “И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего”. Благословляя вино (в Святой Чаше), он говорит: “А еже в чаши сей — честную Кровь Христа Твоего”. Диакон по каждом возгласе говорит: “Аминь”. Наконец, благословляя хлеб и вино вместе, священник говорит: “Преложив Духом Твоим Святым”. Диакон же трижды говорит: “Аминь, аминь, аминь”. В эти великие и святые минуты хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Священник делает пред Святыми Дарами земной поклон как Самому Царю и Богу. Это — самый важный момент Литургии.

По освящении Святых Даров священник в тайной молитве просит Господа, чтобы причащающимся Святые Дары послу жили “во трезвение души (т. е. укреплением во всяком добром деле), во оставление грехов, в приобщение Св. Духа, во исполнение (получение) Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе (т. е. чтобы дали право обращаться к Господу со всеми нуждами), не в суд или во осуждение”, и вспоминает тех, за кого принесена эта Жертва: Св. Дары приносятся Господу Богу, как благодарственная Жертва за всех святых. В особенности же (“изрядно”) вспоминает священник Пресвятую Деву Марию, а потому громко произносит: “Изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии”, на что верующие отвечают хвалебною песнью в честь Божией Матери: “Достойно есть. “ (В св. Пасху и во все двунадесятые праздники (до отдания их), вместо “Достойно есть” поется в честь Божией Матери задостойник, т. е. 9-й ирмос праздничного канона с соответствующим припевом). Священник тем временем тайно молится за усопших и, переходя к молитве за живых, вслух: “в первых помяни, Господи, Великого Господина. “, поминая высшую церковную иерархию. Верующие отвечают: “И всех и вся”, то есть помяни, Господи, всех верующих. Молитва за живых оканчивается возгласом священника “И даждь нам единеми усты и единем сердцем (единодушно) славити и воспевати пречестное (славное), и великолепое (величественное) имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков” и благословением его, преподаваемым всем присутствующим в храме: “И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами”.

Далее идет следующая часть Литургии верных.

Оно начинается просительной ектенией: “Вся святыя помянувше, паки и паки миром Господу помолимся”, то есть помянув всех святых, опять и опять помолимся Господу “о принесенных и освященных честных Дарех”, чтобы (яко да) Человеколюбец Бог наш, приняв их (прием я) во святый, пренебесный и духовный (мысленный) Свой жертвенник как духовное благоухание, как приятную Ему жертву (в воню благоухания духовнаго), ниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа. Далее следуют обычные прошения просительной ектений, которая оканчивается возгласом священника “И сподоби (удостой) нас, Владыко, со дерзновением (смело, как дети просят отца) неосужденно смети (осмелиться) призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати”. Поется молитва Господня “Отче наш”. Хорошо делают настоятели, когда все присутствующие приглашаются петь эту молитву. Далее следуют преподание мира и преклонение глав, во время которого священник молит Господа освятить верующих и сподобить их неосужденно причаститься Святых Таин. В это время диакон, стоя на амвоне, крестообразно опоясуется орарем для того, чтобы, во-первых, беспрепятственно служить священнику во время причащения, и во-вторых, выразить свое благоговение к Святым Дарам в подражание Серафимам, которые, окружая престол Божий, закрывали лица свои крылами (Ис. 6, 2—3). При возгласе диакона “Вонмем!” завеса задергивается, и священник, поднимая над дискосом Святый Агнец, громко возглашает: “Святая — святым”. Это означает: Святые Дары могут быть преподаны только “святым”, то есть верующим, которые освятили себя молитвою, постом, таинством покаяния (исповеди). Сознавая свое недостоинство, певчие от лица верующих возглашают: “Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь”.

Первыми причащаются в алтаре священнослужители. Священник раздробляет Святой Агнец на четыре части, причащается сам и преподает Святые Тайны диакону. Части для причащения мирян по причащении священнослужителей опускаются в потир. Во время приобщения священнослужителей поется стих, называемый “причастным”, а затем поется какое-либо песнопение или читаются молитвы перед причащением. Открываются царские врата для причащения верующих мирян, и диакон, имея в руках святую чашу, произносит: “Со страхом Божиим и верою приступите”. Открытие царских врат в это время напоминает открытие гроба Спасителя, а вынос Святых Даров — явление Иисуса Христа по воскресении. Преклоняясь пред святой чашей, как пред Самим воскресшим Спасителем, певчие от лица верующих поют: “Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися (явился) нам”. Причащающиеся миряне, “со страхом Божиим и верою” приступая к святой чаше с предварительным поклоном, повторяют вполголоса произносимую священником молитву пред причащением “Верую, Господи, и исповедую. “, в которой исповедуют свою веру в Иисуса Христа, как Сына Божия, Спасителя грешных, веру в Таинство Причащения, в котором под видом хлеба и вина принимают истинное Тело и истинную Кровь Христову, как залог вечной жизни и таинственного общения с Ним; и просят Его удостоить их неосужденно причаститься Святых Таин во оставление грехов, обещая не только не изменять Христу, не быть Иудою-предателем, но и среди жизненных страданий, подобно благоразумному разбойнику, твердо и смело исповедовать свою веру. Сделав земной поклон, верующие для принятия Святых Таин поднимаются на амвон. Раньше этого времени ради порядка и благоговения к святыне не следует сходить со своего места; и совершенно недопустимо при этом стеснение других и желание в числе первых причаститься; каждый должен помнить, что он первый есть только грешник. Крестообразно сложив руки на груди подходят причащающиеся к царским вратам, не делая крестного знамения пред святой чашей, которую по причащении лобызают также не крестясь, чтобы не толкнуть святой чаши.

По вере родителей и воспитателей и по словам Спасителя “Не препятствуйте детям приходить ко Мне” и “пийте от нея вси” в это же время причащаются и дети (без исповеди до семилетнего возраста).

По причащении верующие принимают теплоту, то есть церковное вино, смешанное с водою, чтобы не осталась во рту хотя малейшая частица Святых Даров. По причащении мирян, священник опускает в святую чашу все частицы, которые были вынуты из служебных и принесенных просфор, с молитвою, чтобы Господь Своею Кровию и молитвами святых очистил грехи всех, за кого были вынуты частицы. Затем он благословляет верующих словами “Спаси, Боже, люди Твоя (верующих в Тебя) и благослови достояние Твое” (собственность Твою, Церковь Христову). В ответ на это поют: “Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную; Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть”. Содержание этой песни: мы увидели истинный свет, так как, омыв грехи свои в таинстве крещения, называемся уже сынами Божиими по благодати (милости), сынами света, получили Святого Духа чрез святое миропомазание, исповедуем истинную (православную) веру, поклоняемся Нераздельной Троице, потому что Она спасла нас (“Та бо нас спасла есть”). Диакон, взяв из рук священника дискос, переносит его на жертвенник, а священник, взяв святую чашу и благословляя ею молящихся, возглашает “Всегда, ныне и присно, и во веки веков”, и относит ее на жертвенник. Это последнее явление Святых Даров верующим, перенесение их на жертвенник и возглас священника напоминают нам вознесение Господа Иисуса Христа на небо и обещание Его пребывать в Церкви “во вся дни до скончания века” (Мф. 28, 20).

Текст песни Тебе поем, Тебя благословим – St.Petersburg Chamber Choir Nikolai Korniev – We Praise Thee

3 чел. считают текст песни верным

0 чел. считают текст песни неверным

Композитор: Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Опубликовано: 1910 год

Тебе благодарим, Господи.

И молим, и молимтися Боже наш,

и молимтися Боже наш,

и молимтися Боже наш,

Боже наш. Боже наш. Composition : number 12 from the Liturgy of St. John Chrysostom .

Великая тайна совершилась!

Written by Иеромонах Дорофей (Баранов)

Мы подошли к самому важному в литургии — моменту освящения Даров. Христос — глава Церкви — является посреди молящихся; все внимание сосредотачивается на этом событии, и начинается заключительная часть литургии — ходатайственные молитвы и поминовение членов Церкви.

Напомним о том, что во время возгласа священника “Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся” бывает возношение Святых Даров. Оно совершается диаконом (или самим священником, если служба проходит без диакона) крестообразно сложенными руками: дискос и потир поднимаются над престолом, то есть возносятся над ним. Священнодействие возношения и произносимые при этом слова можно рассматривать как образное выражение нашего смирения перед Богом, поскольку мы ничего не можем принести Ему, что бы уже изначально не было Его. Как бы простирая к Богу (вознося) эти приготовленные для освящения Дары, мы должны помнить о том главном даре, которого от нас в свою очередь ожидает Бог,— это наше очищенное от страстей сердце.

Хор в это время начинает тихо и протяжно петь слова молитвы, которую священник произносит перед престолом сразу после возношения Даров: “Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш” . Смысл этого песнопения очень глубок, можно сказать, что оно выражает как бы “программу” духовной жизни человека, основное содержание деятельности человеческой души. Толкователь литургии епископ Виссарион (Нечаев) дает такое разъяснение: “Мы приносим Тебе, Боже Отче, в Святых Дарах жертву хваления, славословия, благодарения и умилостивления. Мы воспеваем (поем) Тебя как существо бесконечно великое и совершенное; мы славословим (благословим) Тебя как дивного во всех делах, премудрого, всеблагого и всемогущего Творца и Владыку вселенной; мы благодарим Тебя как высочайшего нашего Благодетеля, не пощадившего за нас возлюбленного Твоего Сына, и, уповая на Твое милосердие, умоляем Тебя, ради Его Крестной Жертвы на Голгофе и ради таинственной Его Жертвы на престоле алтаря,— умоляем о помиловании нас от вечного осуждения и о благопоспешении нам в духовных и телесных нуждах” [1] .

Итак, как только раздается возглас священника “Твоя от Твоих…” и сразу после этого начнется песнопение “Тебе поем…”, все присутствующее на литургии должны все свое внимание обратить внутрь себя. Ничто не должно отвлекать нас от этого важнейшего момента литургии, когда духовенство в алтаре молится о схождении Святого Духа.

“Низпосли Духа Твоего Святаго…”

Наступает важнейшая минута всей литургии. В алтаре перед престолом священник приготовляется молиться о схождении Святого Духа на Дары. Духом Святым совершилось величайшее событие во вселенной — воплощение Бога Слова. Так же должно Святым Духом произойти пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Священник и диакон поклоняются трижды перед престолом, при этом с трепетом молясь о себе: “Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя” или “Создавый мя, Господи, помилуй мя”. Затем священник, в сознании своего недостоинства, но в то же время с мыслью об исключительной высоте и ответственности этого служения, а также помня о том, что совершитель таинства Сам Христос, воздевая руки, с умилением молится, прося Господа ниспослать Духа Святого на молящихся и на предлежащие Святые Дары: “Еще приносим Ти словесную сию и безкровную службу, и просим, и молим, и мили ся деем, низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащия Дары сия”. Эта молитва, по словам архимандрита Киприана (Керна), “показывает, что Церковь литургически исповедует свою веру в Духа Святаго как Силу освятительную и совершительную…” [2]. Слова этой молитвы о том, что мы приносим “словесную сию и безкровную службу” раскрывают характер нашего служения: “Богу надо приносить не кровавые жертвы и даже не вещественные приношения плодов и пр., а чистое приношение нашего духа, слова, истекающие из наиболее высокого, что есть в человеке, от его духа” [3].

Затем священник, по установившейся в Русской Церкви традиции, читает еще и такую молитву: “Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящих Ти ся” . Это тропарь третьего часа. Как мы знаем из книги Деяний апостольских, именно в третий час дня [4] произошло Схождение Святого Духа на апостолов, то есть Пятидесятница.

Тропарь третьего часа читается священником трижды. После первого прочтения диакон произносит стих 50-го псалма: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей” . После второго прочтения тропаря диакон продолжает стихом того же псалма: “Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене” . Эти стихи раскрывают душевное состояние молящихся в этот момент в алтаре священнослужителей.

После прочтения иереем молитвы призывания Святого Духа и повторяющегося тропаря третьего часа диакон, с благоговением приклоняя главу и указывая орарем на дискос, говорит священнику: “Благослови, владыко, святый хлеб” . Священник, благословляя хлеб иерейским благословением, произносит: “И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего” . Благословляя вино в потире, священник говорит: “А еже в Чаше сей — Честную Кровь Христа Твоего. После каждого из этих благословляющих действий священника диакон произносит: “Аминь” . И, наконец, благословляя оба сосуда, дискос и Чашу вместе, священник говорит: “Преложив Духом Твоим Святым”. Диакон запечатлевает это троекратным “Аминь” .

Что происходит в этот момент, нельзя описать на человеческом языке, используя образы и понятия, нам доступные. Это — величайшая тайна, проникновение в которую невозможно для человека, как невозможно для него и проникновение в тайну Троичности Божества или Воплощения Бога Слова. Отчасти, по данной от Бога благодати, могут говорить об этом святые люди.

“Великая тайна совершилась! Хлеб и вино стали истинными Телом и Кровию Спасителя. Всемогущество Божие незримыми для человека путями совершило эту тайну — бренными руками иерея! На святом престоле уже не образ и не вид, но самое истинное Тело и самая истинная Кровь Христовы. По Божиему смотрению не изменился вид и вкус хлеба и вина, чтобы быть снедью человеку, но это уже не хлеб и не вино, а Тело и Кровь Христовы, это Сам Христос Спаситель” [5].

Сразу же после освящения Даров все находящиеся в алтаре делают земной поклон перед престолом, а точнее, перед Самим Христом. Обычно молящиеся в храме не видят за закрытыми Царскими вратами самого момента Пресуществления Даров [6] , однако все христиане должны знать о том, что происходит в алтаре во время пения “Тебе поем” . И, конечно, непременным правилом благочестия для христианина на литургии должно быть преклонение колен в конце этого песнопения. Исключением из этого правила являются воскресные дни и период Пятидесятницы (от Пасхи до Троицы). Если же в храме очень тесно, то также не следует делать земные поклоны, так как это создаст серьезные неудобства рядом стоящим богомольцам.

“И всех и вся”

Литургия вступает в свою заключительную часть. Священник, предстоя перед Христом, видя на престоле совершившуюся Жертву, принесенную за весь мир, начинает поминовение всех членов Церкви Христовой. Это поминовение, иначе ходатайство, одна из самых важнейших сторон служения священника. Он — ходатай пред Богом. Праведный Иоанн Кронштадтский прямо об этом говорит, обращаясь к иерею: “Если ты не воздыхал о спасении духовных чад своих, то ты — плохой пастырь” [7] . Поэтому священник молит Господа за причастников, чтобы Святые Дары послужили им к оставлению грехов и не были бы в осуждение: “Якоже быти причащающимся, во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение”.

Затем священник как бы уже от лица всех продолжает молитву о почивших в вере праотцах, отцах, патриархах, пророках, апостолах, евангелистах, мучениках, исповедниках, постниках и о всякой праведной душе, в вере достигшей окончания земного поприща. Особым образом, уже во всеуслышание (на слух этот возглас следует сразу по окончании пения “Тебе поем”), иерей вспоминает о Богоматери, совершая при этом каждение престола: “Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии”.

О ком же нам в первую очередь вспоминать перед Христом, как не о Его Пречистой Матери! “Ведь Она — честнейшая Херувим, верховная Христианка, спострадавшая Христу, испившая вместе с Ним до капли чашу страданий, у Которой, по словам Сименона Богоприимца, оружие прошло душу. Она пронесла Свой крест страдальческого материнства с честью и достоинством!” [8]. Поэтому-то мы и молимся Ей с особым усердием — “изрядно”.

После этого возгласа хор начинает петь известное песнопение “Достойно есть”. В дни двунадесятых праздников Господских или Богородичных и во все дни их попразднства, а также в некоторые дни Великого поста и во весь период Пятидесятницы вместо “Достойно есть” поется так называемый “задостойник” — песнопение из утреннего канона празднуемого события.

После возгласа “Изрядно о Пресвятей…” священник продолжает свое поминовение. Теперь он вспоминает всех святых, прославленных Богом, поименно поминая святых текущего богослужебного дня, а также всех живых и усопших членов Церкви. Это он делает вполголоса, а громко возглашает лишь поминовение Святейшего Патриарха и Правящего Архиерея Епархии, молясь о них от лица всех, чтобы Господь сохранил их на пользу Церкви “в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины”.

Все эти пространные (особенно когда служится литургия святителя Василия Великого) ходатайственные молитвы “показывают, какое значение придает Церковь всему совершающемуся в жизни человека и как она вникает во все подробности житейского обихода человека. Ни одна сторона этой жизни не является в глазах Церкви “мелочью”, чем-то незначительным и второстепенным. Церковь освящает все своими молитвами и заботами” [9]. Молящийся в храме народ отвечает на священнические поминовения единодушно, не только устами хора, но и каждый из глубины сердца, как бы запечатлевает вселенский характер литургии словесной печатью: “И всех и вся”.

Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на Божественную литургию. ^

Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. ^

По восточному счету времени суток третий час дня соответствует 9 часам утра. ^

Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Объяснение Божественной литургии. ЖМП. №3. 2006. ^

Если служба архиерейская или же служит священник, награжденный правом служить литургию с открытыми Царскими вратами до “Отче наш”, люди в храме могут видеть момент Пресуществления Даров и делать земной поклон одновременно с духовенством. ^

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Священнику. М., 2005. ^

Священноисповедник Сергий Правдолюбов. Объяснение Божественной литургии. ЖМП. №3. 2006. ^

Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. ^

Рубрики журнала

При перепечатке ссылка на Воцерковление.ru обязательна • © 2017 Воцерковление.ru

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here