Самое подробное описание: молитва святым в исламе - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Духовная сторона молитвы
Истинно, те, которые веруют, творят
благие дела, соблюдают молитву и платят
закят, получат свою награду от Господа.
И не узнают они ни страха, ни сокрушения[1].
Достоинство, посредством которого человек превосходит все остальные творения Аллаха, – это природная склонность, способность познавать Бога. Развитие данной способности – это полноценность и гордость в этой жизни, а также подготовленность к вечности, Дню Суда и тому неизбежному, что настанет после него. Познает человек Творца своего именно сердцем, никак не другими частями тела. Именно сердце знает Всевышнего, приближает к Нему, делает ради Него. Тело же – это то, что должно следовать сердцу, служить ему, быть инструментом для него.
Именно сердце может чувствовать, инспектировать то, что у него пред Богом. Именно сердце является тем, к чему обращены Божественные требования, назидания и укоры. Если оно пусто или наполняется чем-то иным помимо Творца, то закрывает для себя путь к Богу.
Сердце является ядром покорности Всевышнему Аллаху. И то, что совершается телами, к примеру религиозная практика, – это лучи сердечного света. Но в то же время под воздействием сердца человек может начать грешить и оступаться. Если внутри темень, то это выливается во внешнюю озлобленность, скверность, дурные поступки. Внутренняя освещенность верой проявляется во внешнем благородстве, праведности. Ведь из каждого сосуда изливается то, что находится в нем.
Когда человек познает свое сердце, он познает себя. Познав себя, он познает Господа. Кто же не понял и не познал свое сердце, тот невежественен во всем остальном.
Немало людей, которые невежественны в познании своих сердец и самих себя. Такое впечатление, что между ними и их внутренним духовным миром стоит перегородка. Перегородка эта – отсутствие видения самого себя, отсутствие инспектирования внутренних чувств и ощущений, непонимание того, сколь управляемы наш внутренний мир и то, что вокруг, волей и желанием Всевышнего Творца.
Человек в своем жизненном полете может броситься вниз на уровень безбожия и греховности, а может взлететь до невероятных высот.
Кто не слышит свое сердце, не понимает его и, как следствие, не может ощущать, оберегать его, тот не в состоянии наблюдать за неописуемыми красотами внутреннего и внешнего миров. У него отсутствуют сердечная зрячесть и проницательность. О таких сказано:
«Они забыли Всевышнего, а Он сделал так, чтобы они забыли себя. Эти люди – сошедшие с правильного пути, они беспутны» (Св. Коран, 59:19)[2].
«Возноси хвалу Господу твоему»
В Исламе установлена ежедневная обязательная (фард) пятикратная молитва (араб. салят, перс. намаз). Заповедь о ней была дана во время Вознесения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на Седьмое небо в Божественное присутствие. Это пришлось на семнадцатый день месяца Рамадан, за восемнадцать месяцев до переселения Пророка в Медину. Ранее верующие молились дважды в день: до восхода солнца и до захода[3].
«…Возноси хвалу Господу [молись, наполняясь чувством благодарности пред Ним] до восхода солнца [совершай утреннюю молитву] и перед закатом [послеполуденную молитву], восхваляй Его в часы ночи [читая ночную молитву], в начале дня [полуденную молитву] и в конце [выполняя вечернюю молитву-намаз], дабы мог ты обрести истинное счастье» (Св. Коран, 20:130).
Среди временных промежутков, отводимых для вознесения пяти обязательных молитв, Священный Коран особо выделяет ночь. Это время, когда замирает природа, все живое и неживое, созданное Творцом, умиротворяется и погружается в таинственный мрак.
«Все, что на небесах и на Земле, а также их тени склоняются перед Аллахом по утрам и вечерам, желая или не желая того» (Св. Коран, 13:15).
Именно ночное время наиболее благоприятно для молитвы. В месяце Рамадан особым мистическим трепетом окружена благословенная Ночь Могущества (Ляйлятуль-кадр). Не случайно обязательная молитва «Иша», молитвы «Витр», «Таравих» (во время месяца Рамадан), «Тахаджуд», а также возможные иные дополнительные молитвы, которые верующие определяют для себя, совершаются именно ночью.
«Поминай имя Господа твоего и утром, и вечером, а также ночью. Преклоняйся ниц пред Ним и славь Его долгой ночью» (см. Св. Коран, 76:25, 26).
«Возноси хвалу своему Господу, когда встаешь [восстаешь ото сна; поднимаешься с места, где сидел; встаешь на молитву-намаз], а также среди ночи возноси хвалу [благодари и возвеличивай] и при закате звезд [в конце ночи]» (Св. Коран, 52:48, 49).
Как молиться?
Молиться можно и нужно по-разному. Священный Коран и Сунна пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) содержат на этот счет много наставлений и примеров. Так, помимо пяти обязательных (фард) ежедневных ритуальных молитв есть рекомендуемые, дополнительные, праздничные молитвы, молитвы-ду‘а.
Все они, несмотря на их отличительные особенности, объединены в главном – вознесение хвалы Господу. Обращение к Творцу мироздания – вот чего не хватает в нашей сегодняшней жизни, обуреваемой соблазнами цивилизационного прогресса.
Ежедневная пятикратная молитва-намаз является основой духовной дисциплины, оказывающей колоссальное влияние на жизнь каждого мусульманина и всей исламской уммы. Как один из главных признаков богобоязненности и благочестия мусульманина, ежедневная молитва требует от него силы воли и твердости характера. А несоблюдение заповеди молитвы есть признание собственной слабости и безволия, следование своим прихотям и капризам, что в конечном итоге может привести к духовному падению человека[4]. Опираясь лишь на свои силы и возможности, человек рискует в любой момент ощутить полное бессилие перед не зависящими от него обстоятельствами, оказаться без опоры и помощи.
Выполнение обязательств пред Богом невероятным образом совершенствует и систематизирует нашу жизнь. Затруднения или сложности в этом, а особенно в постоянстве совершения молитв, возникают обычно из-за расхлябанности, замаскированной лени и неумения рационально использовать жизненные силы.
Из-за духовного несовершенства человека, его постоянного пребывания в мире суеты и земных искушений зачастую он бывает не готов пять раз в день в строго определенное время (будь то дома, на работе или в пути) найти нужные, достойные Господа слова для Его восхваления и мистического диалога с Ним. А какие человеческие слова хвалы и благодарности достойны Господа миров, если не Его Слово, обращенное в вечность и данное нам в Священном Коране? Это не «чужие» слова молитвы, как может показаться на первый взгляд; это слова Всевышнего, Который, говоря языком Писания, ведает о том, что нашептывает человеку его душа, и Который «ближе к нему, чем [его] сонная артерия» (см. Св. Коран, 50:16). Ритуал чтения Священного Писания в молитве нисколько не умаляет, не обезличивает, но – наоборот! – усиливает, возвеличивает, сакрализует ее.
Одной из надуманных преград в сознании человека для начала изучения, приобщения себя к молитвенной практике является необоснованный страх перед необходимостью заучивания молитвенных формулировок на арабском, для большинства неродном, непонятном языке. Здесь очень важно отметить, что для ведения полноценной религиозной практики, как и вообщем для жизни, человеку совершенно не обязательно учить арабский язык, максимум – знание алфавита и корректная артикуляция[5].
Подходить к этому стоит проще. Во-первых, Ислам дан не только для арабов или специалистов арабского языка, а для всех людей. Во-вторых, Всевышний не требует того, что больше наших сил и возможностей (см. Св. Коран, 2:286). Ну и в-третьих, религиозная практика должна оживлять нас (см. Св. Коран, 8:24), придавать больше жизненных сил и энергии, воодушевлять на более значительные и общественно полезные дела и поступки, достижения и открытия.
Первым делом человеку, начавшему приобщать себя к ритуальной практике (а новичков, как правило, гнетут различного рода домыслы и сомнения), важно осознать, что обязательная молитва – это то, с чем ему идти в течение всей своей жизни. От этого понимания становится гораздо легче, молитва превращается в естественное продолжение нормальной, полноценной жизни. Точно так же при сдаче экзамена впервые появляются волнение, сбивчивость, что-то забывается, но со временем, когда человек набирается знаний, опыта, мудрости, экзамен не только не отягощает, но появляется даже потребность в сдаче экзаменов, показывающих нам тот уровень, на который мы поднялись (или опустились) за последнее время.
Намаз как диалог с Богом
Господь участвует в диалоге с человеком, но Его речь – в мире сверхчувственной реальности. Об этом свидетельствуют следующие слова Всевышнего, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): «Я [Господь Бог] разделил молитву[6] между Мною и молящимся человеком на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лил-ляхи раббиль-‘алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой»; когда скажет: «Ар-рахмани ррахим» («Милость Которого вечна и безгранична»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Мялики яумиддин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой»; когда скажет: «Ийякя на‘буду ва ийякя наста‘ин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это – между Мною и рабом Моим. Ему Я [дам] то, что он попросит»; когда скажет: «Ихдина ссыратоль-мустакым, сыратол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдуби ‘аляйхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые сошли с него»), то скажу: «Это – рабу Моему. И ему – то, что он просит»[7].
Молитва тела
В молитве важную роль играют не только душа и сердце, но и тело. Оно участвует в каждом движении души, ибо незримые психофизические механизмы поддерживают обратную связь между положением тела и состоянием души и сердца: трудно сосредоточиться на молитве, вальяжно сидя на диване, но определенные положения тела помогают собраться с мыслями и почувствовать ответственность момента во время молитвы. Участие тела в совершении молитвы символизирует «молитву тела», восхваление плотью Творца.
Так, например, стояние в намазе – выражение бодрости духа, собранности, готовности к исполнению воли Божьей, а коленопреклонение символизирует покорность Господу, смирение и покаяние. Более того, мусульманские эзотерики[8] в ритуале намаза видели отражение того, как славит Господа все сотворенное: простирание ниц символизирует поклонение растительного мира, поясной поклон – поклонение мира животного, стояние в молитве – поклонение человека, творения, наделенного разумом.
«Разве тот, кто поклоняется в часы ночи, падая ниц и стоя, страшится [наказания в] будущей жизни и надеется на милость Господа [равен тому, кто не делает этого]?!» (Св. Коран, 39:9).
«Рабы Милостивого – те, которые ходят по земле смиренно и, когда обращаются к ним с речью невежды, говорят: «Мир [вам]!» И те, которые проводят ночи, падая ниц и стоя пред Господом своим» (Св. Коран, 25:63, 64).
Суть молитвы (намаза)
В чем же суть исламской молитвы? Несомненно, молитва мусульманина – это вознесение хвалы Единому Господу, это признание Его Единственности и Всемогущества, покаяние и испрашивание у Него милости, благоволения и помощи. Но сокровенная суть исламской молитвы – это предание себя Богу, Его воле, полное упование (ат-таваккуль) на всеведение и мудрость Любящего Творца.
Исламская молитва – это молитва тех, кто свидетельствует: «Скажите [о верующие, не споря, а разъясняя свою позицию и историческую последовательность]: «Мы уверовали в Бога, в то, что ниспослано нам, а также во все то, что было ниспослано Ибрахиму (Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Исхаку (Исааку), Я‘кубу (Иакову) и их потомкам, а также – Мусе (Моисею) [Тора] и ‘Исе (Иисусу) [Евангелие], и во все то, что было дано пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и мы Ему [Единственному Господу] покорны» (Св. Коран, 2:136).
Послесловие
Мусульмане ежедневно молятся не только о себе и своих близких, но и обо всей мировой общине верующих, умме последнего Пророка, расселенной на пяти континентах земного шара, включающей многие народы планеты. Так складывается география исламской молитвы.
Мусульмане возносят молитву-ду‘а об умерших. Это яркое свидетельство того, что они твердо верят в Жизнь Вечную, в жизнь после смерти; верят в грядущее Воскрешение из мертвых. В этом заключается направленность исламской молитвы – в Вечность, вопреки земному бытию.
Мусульмане молятся о защите от зла Антихриста и от мук адских. В этом заключается особое своеобразие и эсхатологический[9] смысл исламской молитвы, молитвы, обращенной к событиям, которые будут связаны с Концом Света, Воскрешением из мертвых и Судным Днем.
Вопросы по теме
Я не молюсь. Имею ли я право называться мусульманкой?
Вы имеете полное право называться мусульманкой, если согласны с постулатами веры и религиозной практики, не отрицаете их.
Чего ожидать, какие должны быть чувства у человека, недавно начавшего соблюдать религиозную практику?
Можно ожидать появления чувств вдохновения, гармонии, самодостаточности, в то же время – позитивный настрой на самоотдачу, мобилизацию духовных, интеллектуальных, потенциальных, редко активизируемых сил…
Не стоит ожидать «волшебного света» или «голоса свыше», но уловить и каждый раз поддерживать свою персонифицированную сердечную связь со Всевышним вполне может каждый.
Я очень хочу начать делать намаз, но у меня проблема – я боюсь начать и сделать что-либо неправильно.
Нужно удалить чувство страха и сомнения. Подобно ребенку, делающему робко первые шаги, так и вы постепенно начинайте приобщаться к молитве.
Отчего нужно молиться именно на арабском, ведь все равно думать и мыслить я буду на русском языке?
Изучение арабского языка не относится к категории чего-то обязательного. Основной необходимый минимум для мусульманина в данном вопросе – молитвенные формулы, читаемые в намазе именно на арабском языке. Их немного. Они объединяют миллиарды мусульман самых различных национальностей. Придя в любую из сотен тысяч мечетей мира (Париж, Лондон, Москва, Токио, Каир, Дамаск, Нью-Йорк, Мекка), вы свободно сможете совершить очередную обязательную молитву за местным имамом, какой бы национальности он ни был.
Когда вера ослабевает, сам того не замечая, сделав машинально намерение, я совершаю молитву напоказ. Я понимаю, что сам себя обманываю, но получается это как-то автоматически. Подскажите, как избавиться от этого?
Делайте то, что в ваших силах, сохраняя морально-психологическое равновесие.
Также не нужно ожидать от каждой молитвы-намаза невероятного воодушевления. Минимум от обязательной молитвы, даже если она совершена механически, – это выполнение обязательства пред Творцом. Максимум – умиротворенность, уверенность, удаленность от всех отрицательных эмоций, воодушевленность и воздаяние (аджр) от Всевышнего для молящегося как в этой жизни, так и в вечности.
К тому же молитва-намаз «удерживает человека от совершения явно негативного, пагубного»[10]. Обязательная молитва – это очень важная составляющая в воспитании человека как набожной и высоконравственной личности.
А чтобы не отвлекаться на пробегающие в голове мысли во время намаза, переключите внимание на выверение правильности телодвижений, на произнесение слов молитвы и их смысл. Это не трудно.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[2] См.: Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин [Сокращенный вариант книги имама аль-Газали «Воскрешение наук о вере»]. Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997. С. 293, 294.
[3] См.: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1966. Т. 1. С. 352.
[4] «Между [верующим] человеком и неверием – оставление молитвы» – гласит хадис Пророка. Но даже, казалось бы, далекий от веры в Бога индивидуум в час трудностей и испытаний невольно, инстинктивно обращается к Высшей Силе, Высшему Разуму с мольбой о защите и помощи. И можно с уверенностью сказать, что молитва есть отражение той сверхчувственной реальности, которая таится в сокровенных уголках души каждого человека, независимо от его мировоззренческих убеждений. Но высший смысл и настоящее таинство молитва обретает в монотеистической традиции.
[5] Положение органов речи при произнесении того или другого звука речи.
[6] Мусульманские богословы считают, что под словом «молитва» подразумевается чтение суры «аль-Фатиха» в каждом ракяате любой молитвы-намаза.
[7] Хадис от Абу Хурайры; св. х. имама Муслима. См.: Аль-Куртуби А. Талхыс сахих аль-имам муслим. Т. 1. С. 176 (раздел «Молитва» (китаб ас-саля), хадис № 17); Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 1. С. 12, 13.
[8] Т.е. толкователи скрытого, тайного смысла вещей и явлений.
[9] Эсхатология – учение о Конце Света, о том, как и когда это произойдет, каковы будут последние дни мира. Эсхатологические учения Ислама, Христианства и Иудаизма имеют много общих черт.
Молитва в Исламе
«Выстаивай молитву большую часть ночи. …Поминай имя Господа твоего и всецело посвяти себя Ему»
Выстаивая молитвы по ночам, отрешившись от дневной суеты и забот, с чувством трепета и богобоязненности внимая тишине ночи и голосу своего сердца, мусульманин имеет возможность снискать Божественную благодать (баракят), найти подлинное душевное умиротворение.
В молитве сердце благочестивого мусульманина находит свое служение Господу, трепетно ощущает, что предстоит пред своим Создателем. Несомненно, Господь, воля Которого ежесекундно проявляется в мире во всем – как в глобальном, так и в малом – неизмеримо и немыслимо возвышен, а человек слаб и немощен, но, тем не менее, молитва являет собой возможность прямого, непосредственного контакта с Богом.
Наиболее полным и совершенным воплощением молитвенного опыта предшествующих тысячелетий стали молитвенные позы и жесты исламского ритуала.
Ошибки мусульман в понимании христианского вероучения
1) Приписывание христианству тринитарных ересей
Основной «богословский» тезис мусульман в полемике с христианством – это тезис о «единобожии» ислама и «многобожии» христианства. Мусульмане, начавшие изучать христианство, в большинстве своем начинают повторять слова мусульманских апологетов о том, что христиане поклоняются трем Богам. Обычно они говорят о том, что христиане поклоняются Богу Отцу (Аллаху), Марии и их Сыну – Иисусу (Это написано в Коране). Реже они утверждают что Отец, Сын и Святой Дух Святой Троицы – это три разных Бога. Понятно, что ни первое, ни второе утверждение не имеют ничего общего с христианским учением. Тем не менее, миф о том, что христиане поклоняются трем Богам, – это один из самых устойчивых стереотипов мусульман.
Позиция мусульман в вопросе о Святой Троице очень похожа на позицию, которую в свое время озвучивали представители многих псевдохристианских сект: динамистов, медалистов (патрипассиан), павликиан, савеллиан, мариамистов и т.д., которых принято называть антитринитариями. Истоки подобного ложного понимания догмата о Святой Троице уходят корнями в далекое прошлое, еще к III веку нашей эры.
По всей видимости, именно позицию секты мариамистов по вопросу о Святой Троице основоположник ислама Мухаммед воспринял как учение Христианской Церкви.
В Коране Мухаммед резко возражает против позиции мариамистов, правда – одновременно возражая против Божественной Сущности Иисуса Христа:
«И вот сказал Аллах: “О, Иса, сын Мариам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать богами кроме Аллаха”?» (5:116).
Другие места Корана свидетельствуют о том, что точку зрения мариамистов Мухаммед воспринимал как истинно христианское учение о трех Богах (Суры 4:169; 5:77; 6:101).
Ересь мариамистов появилась и распространилась в околоаравийских регионах в V веке н.э., еще до возникновения ислама. Сторонниками этого учения стали бывшие язычники, которые до знакомства с христианством поклонялись богине Венере, «царице неба». Однако, приняв христианство, они фактически не отказались от этого культа. Это привело к ложному пониманию учения Церкви.
Считая себя христианами, вместо Венеры объектом поклонения они избрали Деву Марию (отсюда и их название).
Мариамисты, как и «христиане», описанные в Коране, действительно учили, что существует три Бога: Бог Отец, Мария и Их Сын Иисус Христос. На самом же деле, Церковь не считает Деву Марию богиней.
Православная Церковь боролась против ереси мариамистов и категорически отвергала ее, отлучая ее адептов от Причастия.
К концу VII века, когда учение ислама уже окончательно утвердилось и текст Корана (в 651 году) был утвержден и канонизирован мусульманами, ересь мариамистов была полностью искоренена – данная секта просто исчезла.
Однако их еретическое учение осталось на страницах Корана и в мировосприятии мусульман, среди которых до сих пор бытует мнение, что Троица христиан – это Бог Отец (Аллах), Мария и Иисус Христос.
В действительности, учение Церкви не имеет ничего общего с многобожием, поскольку учит, что Бог един в Трех Лицах. Святая Троица – это Отец, Сын и Святой Дух, что полностью сообразуется с данными Священного Писания.
Иисус Христос не противопоставлял себя Богу Отцу, но учил, что «Я и Отец – одно. Видевший Меня видел Отца. Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин.10:30 ; 14:9; 14:10).
Мусульмане часто ссылаются на слова Корана: «Поистине, Бог – только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок» (4.171).
«Бог один, не рождал Он и не был рожден» (114.2 3) Они не понимают того, что, согласно учению Церкви, Бог Отец вовсе не рождал Бога Сына в физическом смысле.
Православные христиане живут по Библии. С точки зрения Библии, наша позиция безупречна, а ссылки мусульман на авторитет Корана для нас не имеют значения, так как мы не признаем богодухновенности Корана. С тем же успехом в полемике с нами оппонент мог бы апеллировать к опусам мормонов или к «Капиталу» Карла Маркса – все это для нас не имеет никакого веса.
Что самое интересное, хотя в исламе и отвергается Святая Троица, Коран не только не отрицает, но и придает особенное значение Святому Духу. С. Путилов справедливо указывает в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «Действительно, согласно Корану единственным во всей человеческой истории от Святого Духа родился Иса…»
В Коране читаем: «Мариам сохранила девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров»(21: 91).
У мусульман бытует мнение, что указанный в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил. Однако это опровергается самим Кораном, который, как и Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса.
Согласно Корану, когда Архангел Гавриил в виде человека предстал перед Мариам, жившей целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное смущение.
«Если ты богобоязнен, – молвила она, – то не приближайся ко мне ни на шаг» (19:16-21). Как видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом:
«В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:26-35 ).
Из этого отрывка явственно следует, что Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и то же.
С. Путилов пишет в своей книге «Крест в мире полумесяца»:
«В действительности, Коран … тоже делает такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает хотя бы в истории с Благовещением. Действительно, открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус, сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели, и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим, священная книга мусульман также признает, что Святой Дух – это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а некое творческое и животворящее начало, которое исходит от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему усмотрению…»
2) Мусульмане считают Библию искаженной
Когда исследователи-библеисты говорят о неискаженности книг Нового Завета – можно сказать, что они имеют дело с совершенно уникальной ситуацией. От первого тысячелетия до нас дошло свыше 5000 рукописей книг Нового Завета.
Как пишет советский историк, специалист по древним языкам А.Ч. Козаржевский в своей монографии «Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы», полные своды книг Нового Завета встречаются уже в рукописях IV в. (Синайский и Ватиканский кодексы). Рукописи отдельных книг относят к III в.: Оксиринхский папирус, найденный в 1902 г. Артуром Хантом и датируемый началом III в., несет на себе фрагмент Евангелия от Матфея.
Древнейшей записью Евангелия является папирус, который ученые-библеисты обозначают как «папирус Райленда», или «папирус p52». Этот папирус был найден в Египте в 1920 г. исследователем Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. солдата.
Этот папирус содержит фрагмент 18-й главы Евангелия от Иоанна, передающий беседу Христа с Пилатом во время суда. Найден папирус в Нижнем Египте, в небольшом селении, среди писем воинов, стоявших здесь гарнизоном.
Эта находка отстоит от предполагаемого церковной традицией времени написания Евангелия (96–ЮО гг.) всего на 20–30 лет – очень небольшой срок, если учесть, что за это время Евангельский текст должен был успеть попасть в Египет из Малой Азии (Эфеса), где писал Евангелие св. Апостол Иоанн Богослов.
Этот папирус хранится в Библиотеке Райленда в Манчестере. Все исследователи, независимо от своей конфессиональной принадлежности, датируют этот папирус первой половиной II в.
Евангелие от Иоанна написано позже всех Евангелий; Апостол Иоанн был юношей во времена земной жизни Христа, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р. Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, то есть на рубеже I–II вв. Евангелие от Иоанна дошло до нас почти полностью в папирусе, именуемом среди библеистов «Бодмер II», или «p66». Этот древний текст относится, по уточненным недавно данным, к первой половине II в. Возможно, он создан позже папируса Райленда, но зато содержит в очень хорошей сохранности текст почти всего Евангелия от Иоанна, написанный на 108 страницах (рукопись содержит в себе полностью главы 1–14 и фрагменты глав 15–-22).
Эти находки, особенно папирус Райленда, опубликованный в 1935 г. исследователем С. Робертсом, заставили даже атеистически настроенных критиков отнести дату написания Евангелий в том виде, в каком мы их теперь знаем, к концу I в.
Польский исследователь Зенон Косидовский пишет в своей книге «Сказания евангелистов»: «Считается установленным с полной достоверностью, что четвертое Евангелие было создано в 95–100 годах».
Основываясь на работах разных исследователей-библеистов, диакон Андрей Кураев в своей статье «Искажен ли текст Нового Завета» делает справедливый вывод о папирусе рукописи Евангелия, найденной в ранце солдата из Египта: «Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала».
В наши дни археологи говорят о новозаветных рукописях начала второго века.
Историки и археологи беспристрастно свидетельствуют, что Евангелия были написаны в очень древнюю эпоху. Мы знаем, что уже христианскими авторами конца I в. (св. ап. Варнавой, свт. Климентом Римским) цитируются 14 из 27 новозаветных книг, а авторы, чье творчество приходится на первую половину II в. (свтт. Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Ерм), использовали цитаты из 24 новозаветных книг.
Зачастую мусульмане говорят: да, мы знаем, что эти древние рукописи существуют, но это всего лишь маленькие фрагменты, а в средние века эти фрагменты ваши попы дополнили своими собственными сочинениями. По мнению некоторых мусульман, эти мифические «средневековые попы» что-то из Евангелий выбрасывали, а что-то вставляли. Нередко мусульмане утверждают, что христиане Средних веков вычеркнули из Евангелий пророчества о Мухаммеде.
Но эти утверждения легко опровергаются. Дело в том, что те Церкви, которые мы называем дохалкидонскими (армянская, сирийская, коптская), в V–VI вв., к сожалению, отпали от единства со Вселенским Православием.
Диакон Андрей Кураев пишет:
«…С точки зрения историков это означает, что появилась уникальная возможность сопоставить греко-римское христианство с другими версиями христианской жизни…
Поскольку эти общины (т. н. дохалкидонские Церкви) порвали всякие отношения с Православным Константинополем и, тогда еще Православным, Римом, это означает, что если бы в последующие века цензоры в Греции или в Италии взялись бы править Евангелие, то армяне, копты, эфиопы или сирийцы эту правку никогда бы не приняли. Более того – их национально-церковная литература сразу наполнилась бы гневными выпадами:
“Смотрите, до чего дошли эти греки и римляне в своем еретичестве – даже Евангелия они цензурируют!” Но нет таких криков. И Библия у нас едина. Мы можем сравнивать их переводы Писания с нашими. И подобное сличение показывает, что Библия неизменна. Нет такого фрагмента, который бы отсутствовал у латинян, но был бы у коптов, нет такого текста у сирийцев, который бы отсутствовал в славянской Библии…
Сравнение тысяч рукописей и десятка древних переводов новозаветных книг показывает, что не было таких фрагментов, которые были бы в Библии во II-IV веках, но в X или XV в. были бы оттуда выброшены цензорской рукой…»
Имеет смысл сравнить судьбу Евангелий с судьбой Корана. Древнейшие дошедшие до нас рукописи Корана (хранящийся в Ташкенте «Самаркандский кодекс» и кодекс стамбульского музея Топкапи) не могут быть отнесены ко времени ранее конца VIII в. и отстоят от даты кончины Мухаммеда приблизительно на 150 лет.
Вроде бы, временная дистанция сопоставима с аналогичной дистанцией в истории текстов Нового Завета.
Но история знает одно немаловажное событие, произошедшее в период между смертью Мухаммеда и временем создания коранических рукописей, дошедших до нас. Собирание разрозненных записей откровений Мухаммеда и воспоминаний его современников началось после его кончины, и лет через 20 после его смерти одна из этих коллекций – составленная юношей Заидом – была халифом Усманом провозглашена единственно верной. Все остальные записи, в том числе и хранившиеся у вдов пророка, были объявлены ложными и сожжены.В частности, об этом мы можем прочитать в книге известного исследователя ислама Дж. Гилкриста «Мухаммад – пророк ислама».
Общеизвестно, что сам создатель исламской религии не записывал получаемых им откровений и не собирал их.
Самые древние рукописи Ветхого Завета датируются III в. до Р.Х. Речь идет о рукописях, найденных в окрестностях Вади-Кумран близ Мертвого моря. Из свыше 400 текстов, найденных там, 175 текстов являются библейскими. Среди них – все ветхозаветные книги, кроме книги Есфирь. Древнее всех из библейских текстов оказалась копия Книги Самуила (1, 2Цар.) (III в. до Р. X.).
Самой ценной находкой являются два манускрипта книги пророка Исаии – которого называют «ветхозаветным евангелистом» из-за его пророчеств о Христе.
Дошедшая до нас целиком книга великого пророка датируется II в. до Р. Х. До открытия ее в 1947 г. самым древним еврейским текстом был масоретский – 900 г. по Р.Х. Сличение двух документов, разделенных по времени десятью веками, показало исключительную надежность и точность, с какой на протяжении 1000 лет копировался еврейский священный текст. Ученый-библеист Глисон Арчер (G.L. Archer) пишет, что найденные в пещере Кумрана копии книг пророка Исаии «оказались слово в слово совпадающими с нашей стандартной еврейской Библией более чем на 95 процентах объема текста».
3) Мусульмане считают, что христиане поклоняются иконам как богам и воспринимают иконы как идолов.
Православные христиане живут по Библии. Из Библии мы знаем, что ветхозаветные иудеи молились в присутствии статуй ангелов. Статуи – это не что иное, как изображения. Правда, наши оппоненты могут сказать, что херувимы на ковчеге были скрыты от взоров завесой. Но на это мы можем справедливо возразить, что на самой завесе были также вышиты изображения херувимов.
«Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона и из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою» ( Исх. 26:1 ).
И перед этими изображениями совершались точно такие же культовые действия, которые в наши дни совершаются в православных храмах перед ликами икон: возжигались светильники и лампады ( Исх. 27:20-21 ), совершалось каждение.
Вспомним слова Библии: «Сделай жертвенник пред завесою, которая пред ковчегом откровения где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ и сделай из них состав, стертый, чистый, святый это будет святыня великая» ( Исх. 30, 1, 6-7 ).
Ветхий Завет с осторожностью, но допускает изображения священных реалий, изображение духовного мира. «Сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения» ( Исх. 25:18,22 ).
Это повеление указывает, прежде всего, на возможность изображать духовный тварный мир средствами искусства. Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма: «Сделал в давире двух херувимов из масличного дерева И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов» ( 3Цар. 6, 23, 28-29 ).
Напомню, херувимы были сделаны и для второго храма, построенного вместо разрушенного Храма Соломонова ( Иез. 41:17-25 ).
Мусульманам можно указать на то, что в этом храме, в котором были изображения ангелов, был и сам Иисус Христос – Которого они почитают как пророка. И этот Храм Христос называл Своим домом ( Мк. 11:17 ).
VII Вселенским собором было объяснено: поклонение – только Богу; изображениям – только почитание.
Для православного христиан всегда была актуальной заповедь «Богу твоему одному поклоняйся и Ему одному служи».
Св. Феодор Студит в IX в. писал о том, что честь, которую оказывают иконе, – направлена на первообраз.
VII Вселенский собор, объясняя смысл иконопочитания, определил, что изображения должны быть везде, дабы чаще человек вспоминал о Спасителе и чаще мог молитвенно воздыхать.
Иконы напоминают людям о Боге и тем самым побуждают к молитве. Православные христиане почитают иконы, но не поклоняются им, как идолам.
Однако мусульмане часто указывают на то, что среди людей, называющих себя христианами, нередко можно наблюдать таких, которые поклоняются иконам, как идолам.
На это им нужно возразить, что люди, на которых они указали, нарушают церковные каноны.
И мы можем сказать – среди мусульман также много людей, которые нарушают каноны ислама – например, употребляют алкоголь.
Сейчас в России большая часть людей, называющих себя православными, – это формальные христиане, зачастую не знающие даже основ своей веры. Практикующие христиане в современном обществе находятся в подавляющем меньшинстве.
4) Мусульмане утверждают, что ислам куда более логичен и понятен, чем христианство, с его до конца логически не объяснимым учением о Триединстве Бога
Что касается «понятности» и «логичности», то мы можем наблюдать, что религиозные лжеучения, более новые, чем ислам, придуманные более современными и образованными людьми, чем Мухаммед, еще более логичны и понятны в объяснениях своего мировоззрения, чем ислам.
И нет ничего удивительного, что многие современные секты так привлекательны в глазах многих людей, жаждущих прийти к общению с Богом.
Для нас очевидно, что любая религия, придуманная человеческим разумом с целью привлечения возможно большего количества сторонников, всегда является хорошо продуманной и логичной именно для человеческого понимания.
Существование Бога-Творца, создавшего этот мир, – это Тайна, выходящая далеко за пределы человеческого разума.
Невозможно нашим человеческим разумом понять, осмыслить эту Тайну до конца, невозможно эту Тайну до конца объяснить логическим путем.
Христианство в отличие от других религий создано Самим Господом Богом – а потому и не может быть до конца «логически понятным».
Ведь христианство является плодом не человеческого, а Божественного разума, повествует о реалиях не этого, а Иного мира и поэтому не вполне адаптировано для человеческого восприятия.
Некогда кощунственная попытка логичного Ария описать природу Богу в «логически понятном» виде и сделать христианство «логически понятным» встретила героическое сопротивление Церкви и потерпела сокрушительное поражение, несмотря на всю логичность и кровавый террор «разумных и понятных» еретиков-ариан.
Это произошло потому, что Вера Христова не есть философия, которую можно менять и переделывать, как угодно. Это Истинное Учение о Едином и Истинном Боге, пусть и не всегда до конца логически понятное.
Недаром наша вера держится на Таинствах. Достоинство верующего не в поисках «понятности», а в умении с любовию верить в своего Бога и верить своему Богу, давшему нам учение о Спасении.
Зачем же Богу так все усложнять? – спрашивают нас мусульмане. Ответ таков: эти «сложности» являются испытанием на твердость веры, и они не помешали сонмам подлинно верующих христиан, среди которых было множество умнейших, образованнейших людей, – жить во Христе, верить учению Святой Церкви и наследовать Царствие Божие. В отличие от тех, кто ищет легких и «логически понятных» путей.
5) Многие мусульмане считают, что не может быть истинным учение Церкви, в которой так много непорядочных священнослужителей
В дискуссиях с мусульманами часто можно наблюдать, как они с обсуждения христианства переходят на обсуждение христианских священнослужителей. Они повторяют слова некоторых мусульманских мулл, которые, рассказывая своим прихожанам о «лжеучении христианской Церкви», почему-то переходят на личности православных священнослужителей, вместо того чтобы попытаться опровергнуть христианское учение.
Логическая ошибка, часто встречающаяся среди мусульман, – это попытка обобщения на основании неполной информации. Например: «Встречал христианского попа, ездит на дорогом “мерседесе” и отдыхает за границей, неплохо, видно, стрижет свою паству». Но самое интересное – общий вывод: «Все христианские священники – это мошенники, которым нужно лишь материальное благополучие, про Бога они забыли».
Начнём с того, что христиане и не считают никого из людей безгрешными, в том числе и священников. При этом мусульман не волнует тот факт, что отнюдь не все священники ездят на «мерседесах»и отдыхают за границей. Наши оппоненты не хотят даже слышать о том что «дорогие иномарки» у многих священников – это подержанные автомобили, которые им подарили прихожане, устав смотреть, как священник со своей многодетной семьей мучается без личного автотранспорта.
Но на подобную помощь благотворителей может рассчитывать лишь малая часть священнослужителей Церкви. Большинство священников живут не в крупных городах, где имеются богатые благотворители.
Мусульмане забывают, что некорректно смешивать поступки людей и вероучение. Мусульмане повторяют ошибку многих атеистов. Они почему-то предпочитают не видеть, что большинство священников живет более чем скромно, а сельские священники часто живут в крайней бедности.
Безусловно, среди священнослужителей Христианской Церкви есть непорядочные люди. Но ведь и среди Апостолов был Иуда.
Наличие отдельных нечистоплотных священнослужителей никак не может свидетельствовать о неистинности Православия как учения и никак не может свидетельствовать против того, что Церковь – это Тело Христово.
Точно так же наличие отдельных непорядочных людей среди мусульманских мулл не может свидетельствовать о ложности ислама как учения.
Разумеется, и среди мусульманских мулл мы можем видеть таких которые ездят на «мерседесах» и других иномарках.
Но для православных христиан это не является основанием для того, чтобы считать ислам лжеучением.
О ложности ислама в первую очередь нам свидетельствует то, что адепты этой религии не признают Божественной сущности Господа нашего Иисуса Христа и отрицают Крестный подвиг Спасителя.
6) Христианство представляется мусульманам религией либеральной, аморальной, в противовес строгому, высоконравственному исламу. Религией, ничего не запрещающей, распускающей людей
Не один раз я слышал от мусульман: «Ваши женщины бесстыдно одеваются и ведут себя распущенно».
Мусульмане указывают на алкоголиков, бесстыдно одетых девушек распущенного поведения и говорят: «Вот ваше христианство. Мы не хотим, чтобы и наши сыновья были алкашами, а дочери – потаскушками с голыми ляжками».
На это им следует возразить, что люди, на которых они указали, – это не христиане. Это – люди потерявшие свои корни, всё это – плоды владычества в России безбожной советской власти в течение 70 лет.
Безнравственных людей в исламском обществе не меньше, если не больше. В городах с мусульманским населением, в Казани и в Уфе, – алкоголиков не меньше, чем, например, в Саратове или Самаре. В России много предприятий по производству алкоголя, владельцами и директорами которых являются мусульмане.
А если мы почитаем криминальную хронику в российских газетах – то увидим, что преступления на почве пьянства очень часто совершаются людьми с типично мусульманскими именами: Фарид, Ахмед, Рашид и др.
Говоря о том, что «ваши женщины бесстыдно одеваются и ведут себя распущенно», наши оппоненты из числа мусульман повторяют свою типичную ошибку. Логическая ошибка, часто встречающаяся среди мусульман, – это попытка обобщения на основании неполной информации.
Если мусульманин-иностранец (например, житель Саудовской Аравии), приехав в Казань или Уфу летом, увидит девушку с мусульманским полумесяцем на шее, которая на улице открыто курит и пьет пиво из банки и ходит в свехкороткой юбке и короткой майке, с голым пупком, – будет ли это для него достаточным основанием заявить что все мусульманки курят, употребляют алкоголь и непотребно одеваются?
А если он на трассе перед Казанью увидит стоящих в ряд проституток – будет ли это достаточным основанием заявить, что в Казани все женщины – проститутки?
Общеизвестно, что проституция существует во многих мусульманских странах, и не только в сверхлиберальной Турции.
Как видим, чересчур широкое обобщение, основанное на малой подборке фактов, некорректно. Об этом не стоит забывать нашим оппонентам, которые пытаются в пылу полемики делать широкие обобщения лишь на основании нескольких известных им фактов.
Рассказывая о мнимых преимуществах жизни в исламском обществе, мусульмане умудряются такие факты успешно замалчивать, хотя это и не всегда у них получается. Как правило, на межконфессиональных интернет-форумах мусульмане стараются уйти от «неудобных» вопросов об этих явлениях современного исламского общества.
Мусульмане часто говорят о том, что ислам учит целомудрию и супружеской верности, на интернет-форумах часто от них можно слышать о «позитивных строгостях ислама» – о строгих постах, о закрытых телах и волосах у женщин.
Но, говоря о том, что ислам учит целомудрию и супружеской верности, мусульмане почему-то забывают сказать о многожёнстве (которое никак не может быть признаком целомудрия) и о практике «временного брака» в некоторых исламских странах. А всё то, что мусульмане называют «позитивными строгостями ислама», они переняли из Византии, позаимствовали у православных христиан.
Мусульмане нередко говорят о том, что их религия обязывает молиться пять раз в сутки, и упрекают христиан в том что «они слишком мало молятся, потому что их религия слишком либеральная».
Видимо, они не знают, что христианам дана заповедь непрестанно молиться ( 1Фес. 5:17 ).
Настоящее христианство гораздо строже ислама и не является «религией аморальной и либеральной». Но настоящих христиан в наши дни очень мало.
Практикующие христиане в современном постхристианском обществе находятся в подавляющем меньшинстве.
Православные миряне выглядят не менее скромно и целомудренно, чем верующие мусульмане, но ведут гораздо более строгий образ жизни.
По духовной же чистоте жизни они не сопоставимы с последними, ибо ислам, даже в самом строгом своем выражении, не предусматривает чистоты помыслов.
Сам факт того, что на протяжении двух тысячелетий Церковь не снизила столь высокую «планку требований» для своих верующих, свидетельствует о том, что этот идеал реально достижим. И примером тому – сотни тысяч святых, фактом канонизацией которых Церковь засвидетельствовала, что эти люди воплотили этот нравственный идеал в своей жизни.
От мусульман приходится слышать: «»Ислам – религия более строгая, чем христианство, поэтому, став мусульманином и выполняя строгие требования этой религии, человек становится более сильным в плане духовном».
Они забывают о том, что христианство учит обузданию собственных страстей – таких, например, как похоть, ненависть, сребролюбие.
Известный православный публицист Юрий Максимов пишет: «Ислам же, напротив, потакает всем им: например, хотя и признает, что Богу угоднее милосердие, но позволяет месть, хотя и говорит, что Богу приятнее единство семьи, но признает развод по любой прихоти мужа, хотя и поощряет милостыню, но ублажает страсть к накопительству, почитая богатых».
Церковь благословляет брак с одной лишь женой, мусульманская религия дозволяет иметь четыре жены и бесчисленное количество наложниц.
Я думаю, всем понятно, что соблюдать супружескую верность в законном браке с единственной женой намного сложнее, чем иметь связь практически с неограниченным количеством женщин.
Ислам запрещает вкушать свинину. Понятно, что гораздо проще не есть свинину, чем блюсти заповедь воздерживаться от греха даже в мыслях – как учит христианство.
Юрий Максимов пишет: «Некоторые как нечто высокое приводят в пример мусульманский закон, запрещающий винопитие. Но при внимательном рассмотрении и в этом религия арабов уступает учению Церкви. Христианство не запрещает употребление вина как такового, но строго-настрого запрещает пьянство – пьяницы Царства Божьего не наследуют ( 1Кор. 6:10 ). А любому очевидно, что только сильный человек может, употребляя спиртное, соблюсти меру и не впасть в пьянство, полный же отказ от спиртного является куда более легким путем преодоления этого греха».
Мусульмане постятся лишь три недели, тогда как в Православной Церкви постными являются почти две трети дней в году, причем пост длится полные сутки, а не только днем (как в исламе). Для того чтобы поститься 240 дней и ночей – усилий надо гораздо больше, чем для поста на протяжении 20 дней.
Невозможно не согласиться с мнением Юрия Максимова: «…Можно вполне объективно сказать, что христианство – религия сильных людей, тогда как ислам – это религия для слабых и хилых. Христианство – для свободных, ислам – для рабов. Мы говорим здесь о самой важной для человека свободе – свободе от греха и собственных страстей, от которых не в силах освободить своих последователей мусульманская вера».
7) Мусульмане говорят что ислам – это «религия сильного человека», а христианство – «религия для слабых», «религия пацифистская»
Выше мы уже показали что именно христианство, а не ислам, является религией сильного человека.
Однако современные мусульмане часто говорят, что «мусульмане сильнее христиан», что христиане – трусы, которых они побеждают и запугивают, как хотят. Поэтому за ними, мусульманами, правда, то есть, Бог на их стороне (так они считают).
Этим они показывают, что плохо знают историю.
Христианская держава Византия была действительно сильной державой – когда ее жители действительно были христианами. Мы, православные христиане, понимаем: главные причины падения Византии – это причины духовные.
Точно так же и западный мир – отказавшись от Бога и став миром постхристианским, он потерял свою силу; это Божия кара. Когда люди европейской цивилизации вернутся к Богу – тогда Бог вернет и силу!
От мусульман можно слышать о том, что христианство является «религией пацифистской, религией непротивления злу».
Однако христианство никогда не было «пацифистской» религией. Слова Спасителя о том, что Его сила в немощи совершается, надо понимать именно применительно к необходимости Его Крестной Смерти, ибо в тот конкретный момент не было иного выхода, как спасти нас от вечной смерти таким трагическим путем. Христос никогда не отвергал применения силы и показал нам пример справедливого насилия, когда с побоями изгнал торговцев из Храма; не возбранял Он Своим ученикам и носить оружие.
Приводится в Священном Писании пример – о сотнике (римском офицере), который просил Иисуса Христа исцелить своего слугу и который удостоился высочайшей похвалы от Него: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры» ( Лк. 7:9 ). Христос ничего не говорил ему о том, что тот должен отказаться от воинской службы.
Иоанн Креститель (которого и мусульмане признают пророком) также считал воинское служение вполне приемлемым. Воины, которые приходили к нему и спрашивали: «Что нам делать?», в ответ слышали не повеление о дезертирстве, а призыв воздерживаться от греха во время своей службы: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» ( Лк. 3:14 ).
Блаженный Феофилакт Болгарский писал, что святой Иоанн Креститель «воинов убеждает не похищать, но довольствоваться оброками, то есть жалованьем, какое обыкновенно дается от царя. Смотри, как Иоанн простой класс народа, как незлобивых, убеждает делать нечто доброе, то есть уделять другим, а мытарей и воинов – удерживаться от зла. Ибо сии не были еще способны, не могли совершать что-нибудь доброе, а им достаточно было не делать зла».
В Новом Завете читаем и о том, что военнослужащий императорской римской армии, сотенный начальник по имени Корнилий, в числе других получил Дар Духа Святого, в чем ему военное звание нисколько не помешало. Он был первым из бывших язычников, который удостоился вступления в христианскую общину, при этом Апостол Петр не запретил ему остаться в военном звании ( Деян. 10 ).
Вспомним, что говорится о сотнике: «Муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога, он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия» ( Деян. 10:1-3 ).
Итак, христианство – это не только миролюбивая религия, но и – религия воинского служения.
Оборонительная война всегда однозначно благословлялась Церковью.
Недаром очень многие православные святые по своей профессии являются воинами и оружие изображается на иконах в качестве атрибута этих святых людей.
Но если в исламе ведение войны основано на ненависти к противнику на поле брани, то в христианстве основанием воинского служения является любовь к защищаемым: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин. 15:13 ).
Таково далеко не пацифистское учение Господа нашего Иисуса Христа.
Мы, православные христиане, и в плане «силовом» всегда были и будем сильнее мусульман, при условии нашей верности Богу.
8) Часто от мусульман можно слышать о том, что в плане историческом христианство является религией «преходящей», «отжившей», при этом мусульмане говорят об «исторической статичности» ислама
Говоря об «исторической статичности ислама» либо об «исторической стабильности ислама» мусульмане имеют в виду, что канонов исламской религии стабильно в большей или меньшей степени придерживается большинство представителей народов традиционного ислама (которых иногда в СМИ называют «этническими мусульманами»), считая законы этой религии для себя обязательными.
Мусульмане говорят: «Если тот или иной народ принял ислам – от этой истинной религии этот народ уже не откажется».
Этому наши оппоненты противопоставляют тот аргумент, что от христианства большинство его приверженцев (даже те кто формально продолжает себя считать христианами) отошли, не считая христианские ценности для себя определяющими.
В этом мусульмане видят подтверждение «божественности» религии Мухаммеда. Здесь нужно сказать, что искушений больше там, где есть Истина. А где ее нет, где общество и так во власти сатаны – там и террора с его стороны, различных искушений – не требуется.
В исламе же мы видим: люди сами вырабатывают себе правила, более или менее приемлемые для них (поскольку удобны для выполнения), и живут своим чередом. Правила же, которых придерживаются настоящие христиане (выше мы частично перечислили эти правила), – строги, поскольку даны Самим Господом Богом.
Но эти строгие требования христианской религии вполне выполнимы – потому что Иисус Христос, Которому возможно всё, подает христианам силу совершать все вышеперечисленное, и сверх того.
Поэтому именно христианство, а не ислам, является религией сильного человека.
Мы, православные христиане, пусть нас и мало, находимся на переднем крае борьбы с сатанинским злом. Христианство (настоящее, не формальное) – это религия для сильных людей, которые не знают покоя в своей духовной борьбе никогда.
Пусть многие отпали, но Церковь Христова выстоит, верные будут вознаграждены.
Невозможно не согласиться со словами известного апологета Юрия Максимова: «…Нужно знать и помнить, что со всех, кому надлежало стать сильным, но кто по своей воле остался слабым, спросится по всей строгости – в свое время».
Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф. 11:12 ).
Мы не можем возродить христианский мир. Сделать это нам своими силами просто невозможно. Богу же возможно всё ( Мф. 19:26 )!
Именно от нас зависит, чтобы Господь, видя наши устремления к добру, возродил ради немногих и весь Христианский мир, вернув Себе отпавших и ослабевших чад.
Использованная литература:
1. Сергей Путилов. Крест в мире полумесяца. Москва, «Благо», 2006
4. Козаржевский А. Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М., 1985.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.