Молитва святому ярославу

Самое подробное описание: молитва святому ярославу - для наших читателей и подписчиков.

Молитвы Ярославу Мудрому

К святому Ярославу обращаются с молитвами за помощью в учении и в работе (в поиске работы).

Текст молитвы

О святый благоверный, великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю!

Вознеси сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух Православныя веры, любовь, благочестие, в добрых делех преуспеяние;

да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просветити, заблудшия наставити и отпадшия обратити;

изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия, суеверий и наваждений вражиих.

Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше,

кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земли поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Молитва святому ярославу

Изображения в галерее

Краткое житие благоверного князя Ярослава Мудрого

Святой благоверный князь Киевский Ярослав (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды 1 . Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове. В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль как военный княжеский форпост на устье речного пути от Ростова к Волге. Согласно «Cказанию о построении града Ярославля», одновременно с самим городом князем Ярославом была заложена деревянная церковь пророка Илии, который являлся борцом с язычеством, в честь того, что в Медвежьем Углу в день памяти этого святого князь выдержал бой с ритуальной медведицей, преодолев местные языческие культы.

По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго.

В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение. Став великим князем киевским, Ярослав стал княжить совместно со своим братом Мстиславом, князем Тмутараканским, которому в 1025 г. отошло все левобережье Днепра, а столицей его княжества стал Чернигов.

При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев 2 , утвердив русские позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г. Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них — храм Киево-Софийский. В 1036 г., когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел. В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса, на том самом поле, где происходила битва, решившись распространить Киев гораздо далее прежней его черты. Этот храм, заложенный в 1037 г., был построен по образцу знаменитого храма Софийского в Константинополе, только в гораздо меньшем размере и с некоторыми другими значительными отличиями. Киево-Софийский храм, как только был окончен, сделался митрополичим кафедральным собором. При нем построен был митрополичий дом, в котором первосвятители русские начали иметь постоянное свое местопребывание.

Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу. Эта церковь, поставленная на главных городских воротах, посвящена была Благовещению Пресвятой Богородицы с тою мыслью, как замечает летописец, да «радость всегда будет граду тому святым Благовещением Господним и молитвами святой Богородицы и Архангела Гавриила».

После Благовещенской церкви Ярослав соорудил еще две каменные церкви, а при них и монастыри, неподалеку от Софийского собора: одну — на западе от него, по направлению к Золотым Воротам, во имя своего Ангела — святого Георгия Победоносца, другую — на юг от собора, во имя Ангела своей супруги — святой Ирины.

Не перечисляя других церквей, построенных Ярославом, преподобный летописец делает общее замечание: «И ины церкви ставляше по градом и по местам. и радовашеся Ярослав, видя множество церквий. » Кроме сооружения новых храмов он заботился о возобновлении и прежних. В 1039 г., говорит летопись, освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, Десятинная, которую создал отец Ярослава Владимир. 3

Из церквей, построенных в царствование Ярослава вне Киева, замечательнейшая есть Софийский собор новгородский, заложенный сыном великого князя Владимиром в 1045 г. и освященный в 14-й день сентября 1052 г. 4 Новгородским епископом Лукою. Подобно киевской Софийской церкви, и новгородская, как только была освящена, сделалась кафедральным собором местных епископов.

В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба 5 . Одним из первых дел великого князя было тогда собрать сведения, где находятся тела его избиенных братьев, и, услышав, что тело Глебово остается поверженным в пустыне, он повелел искать его. Долго искали, но не находили, и не прежде как через год оно найдено ловцами совершенно целым, нимало не изменившимся и не поврежденным ни от плотоядных зверей, ни от влияния стихий, хотя около пяти лет лежало без всякой защиты. С подобающею церковною честью оно было перенесено на судно, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви святого Василия.

Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Велели раскопать могилу и изнести гробы их на поверхность земли; и, когда митрополит с пресвитерами открыл эти гробы, увидели мощи угодников Божиих совершенно нетленными. Тогда же перенесли их в особо устроенную часовню, поставили на правой стороне и совершили над ними всенощную службу. Новые два чуда — исцеление хромого и слепого, совершившиеся при гробах святых братьев, еще более убедили всех в прославлении их от Господа. И тогда митрополит подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету. Немедленно в зимнее время было приготовлено дерево для церкви, а как только настало лето, она была сооружена над тою самою часовнею, в которой находились раки святых мучеников.

По сооружении церкви митрополит с собором духовенства в присутствии великого князя и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев на правой стороне и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно. По окончании литургии, во время которой новое внезапное исцеление хромого при мощах святых мучеников поразило и обрадовало всех присутствовавших во храме, как очевидцев чуда, торжествующий Ярослав сотворил великое угощение для митрополита, духовенства и всякого звания людей, богатых и убогих.

Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины — 15 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых.

По примеру равноапостольного Владимира, который «любил словеса книжная», и великий князь Ярослав до того был предан книгам, что часто сам читал их днем и ночью и не менее отца своего заботился о просвещении своих подданных. С этою целью он, поставляя по градам и селам священнослужителей, нарочито определял им из имения своего урок 6 , чтоб они чаще собирали народ в церкви и ревностнее учили его вере, как поручено им от Бога. Также он составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Собрав много книг, положил их при Киево-Софийском соборе и таким образом основал первую в нашем отечестве библиотеку. Посетивши в 1030 г. Новгород, сам завел там весьма значительное по тому времени училище, в котором начали обучаться триста детей старост и пресвитеров.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде, святой благоверной княгине Ирине 7 . Княгиня стала матерью большой и замечательной семьи: у нее было семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они получили отличное образование, включая знание нескольких языков, и являли пример нравственности и православного благочестия. Об этом можно судить по «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Илариона (около 1040 г.) 8 , где сказано: «. посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!» Старшие дети Ярослава и Ирины оставили заметный след в истории Руси. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

Князь Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси — «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим».

Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления (20 февраля 1054 г.). Е.Е. Голубинский в известном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» приводит свидетельство Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, великого князя Ярослава Владимировича называет святым.

В соответствии со сложившейся традицией, князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.

  • 1 Рогнеда Рогволодовна (др.-рус. Рогънеда, также Горислава, в крещ. Анастасия; ок. 960 — ок. 1000) — княжна полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода, одна из жен великого князя киевского Владимира Святославича, мать князя полоцкого Изяслава Владимировича — родоначальника династии Изяславичей Полоцких, великого князя киевского Ярослава Владимировича и первого князя волынского Всеволода Владимировича (согласно «Повести временных лет»).^
  • 2 Ныне Эстонский город Тарту.^
  • 3 Феопемпт, митрополит Киевский, (ок. 1037 – 1049). По происхождению грек. Стал митрополитом после 1030 г., возможно, около 1034 г. Впервые упоминается в русских летописях в 1039 г., когда он принимал участие в повторном освящении Десятинной церкви в Киеве. По некоторым данным до 1037 г. Киевская митрополия не подчинялась Константинополю, но к 1037 г. положение изменилось, византийцы укрепили свои позиции в Киевской Руси. И раз он немедленно взялся за переосвящение церкви, то скорее всего к 1037 г. в Царьграде считали освятивших в 995 г. Десятинную церковь еретиками.^
  • 4 По другим данным это событие произошло в 1050 году.^
  • 5 Мученики благоверные князья Борис и Глеб, во Святом Крещении Роман и Давид (1015 г.). Память их 24 июля/6 августа, 5/18 сентября и 2/15 мая (перенесение мощей).^
  • 6 Урок — дополнительное вознаграждение за хорошо выполненную работу, жалованье.^
  • 7 Ингигерда (швед. Ingegerd, 1001 — 10.02.1050), дочь короля Швеции Олафа Шётконунга и Эстрид. Большое влияние оказала на отношения Руси со странами Северной Европы. Основала в Киеве первый женский монастырь во имя своей покровительницы — вмц. Ирины и, по обычаю того времени, не только заботилась о монастыре, но и управляла им. В 1045 г. Ярослав и Ингигерда направились в Новгород из Киева на закладку Софийского собора. По одной из версий умерла в Новгороде 10.02.1050 г. (или 1049—1051), а по другой: Овдовев в 1054 г., она постриглась в монахини под именем Анна, скончалась в Новгороде 10.02.1056 г.^
  • 8 Митрополит Иларион (прозвище Русин; умер ок. 1055) — 6-й митрополит Киевский и всея Руси, современник Ярослава Мудрого, святитель. Первый митрополит русского происхождения в Древнерусском государстве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030—1050). Управлял митрополией с 1051 по 1054 гг. Память в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (преподобного Антония) почивающих — 28 сентября/11 октября и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских — в Неделю 2-ю Великого поста.^

    Молитва священномученику протоиерею Ярославу Савицкому, Ямскому

    О, святый страстотерпче священномучениче Ярославе, ты от юности Христа возлюбил еси и по благодати Его священство восприяв, яко светильник веры и благочестия просиял еси. В годину искушений, внегда обышедше обыдоша страну нашу врази веры Христовы, яви тя Господь пастыря добра, душу свою за чад Божиих положивша. Ныне убо призри на ны, приими от нас усердныя молитвы и вознеси я ко престолу Святыя Троицы, идеже ты в лице святых новомучеников и исповедников Российских предстоиши, яко да твоим ходатайством утвердит Господь страну нашу, да укрепит дух веры и благочестия в людех православных, в пастырех Церкви да утвердит ревность в служении Богу и ближним и да призрит милостивым оком на нас, предстоящих и прибегающих к твоей помощи. Испроси убо у Всемилостиваго Господа мира умирение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возстание, заблуждающимся на путь истины возвращение, подвизающимся в делех благих укрепление, сирым, неимущим, убогим и бездомным помощь и заступление. Споспешествуй, священномучениче Ярославе, святыми твоими молитвами настоятелю и братии святаго храма, идеже совершал еси служение свое во времена лютых гонений на веру православную, просвети умы и сердца наша светом Божественнаго учения, научи Бога и ближняго нашего любити и заповеди Господни соблюдати, да не по имени токмо, но всем житием нашим чада Божия явимся. Не забуди, отче Ярославе, обители святыя Гродненскую Рождество-Богородицкую и Свято-Екатерининскую, но соблюди от всякаго зла всех живущих и подвизающихся в них и на поклонение в них приходящих. Осени всех нас небесным твоим благословением, в скорбех и болезнех утешение, избавление и исцеление нам подаждь, да возблагодарим прославившаго тя Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

    Тропарь священномученику Ярославу Ямскому

    Приспе день светлаго торжества,/радуется весь Ямская,/ и вси православные людие с нею ликовствуют,/ восхваляюще память свсященномученика Ярослава,/ пастыря добраго,/ душу свою за веру Христову положившаго /и сохраняющаяго от искушений и бед,/ всех, вопиющих верно/ спасай нас молитвами твоими, Ярославе, отче наш.

    Пастырю добрый и страстотерпче Ярославе Ямский, /моли милостиваго Бога, /да сердца народа русскаго к Себе обратит /и лютых прегрешений оставление / подаст душам нашим.

    Яко страстотерпца и служителя Христова,/ Церковь Русская преславно почитает тя, отче Ярославе,/ ты бо жизнь твою страданьми за веру истинную увенчав,/ преселился еси во обители Небесныя,/ идеже предстоя Святей Троице,/ не престай молитися о чадех своих,/ сохраняй нас любовию тебе поющих:/ радуйся, заступниче и молитвенниче земли нашея.

    1 Этот Тропарь (на тот же глас) поется:

    В Гродненском Рождество-Богородичном монастыре:

    Днесь исполняется радости обитель Рождество-Богородицкая,/ и с нею вси православнии людие гродненстии ликовствуют,/ восхваляюще священномученика Ярослава,/ душу свою за веру Христову положившаго,/ и сохраняющаго от искушений и бед/ всех вопиющих верно:/ спасай нас молитвами твоими, Ярославе отче наш.

    В Свято-Екатерининской обители Московской епархии:

    Днесь исполняется радости обитель Свято-Екатерининская,/ и с нею вси православнии людие земли Московския ликовствуют,/ восхваляюще священномученика Ярослава,/ душу свою за веру Христову положившаго,/ и сохраняющаго от искушений и бед/ всех вопиющих верно:/ спасай нас молитвами твоими, Ярославе отче наш.

    Календарь: Сегодня

    Объявления

    Вопросы священнику

    Вопрос священнику можно отправить по адресу:

    Я вышла замуж за мусульманена, могу я заказать сорокоуст?

    Возможно ли Таинство Венчания между девушкой, крещенной в Русской православной церкви, и мужчиной, крещенным в Армянской апостольской церкви?

    Почему в вашем храме становятся на колени в воскресенье?

    Молитва святому ярославу

    НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

    В Новогоднюю ночь (с 31 декабря на 1 января) в Свято-Духовском кафедральном соборе Херсона будет совершаться ночная литургия и Новогодний молебен. Начало Богослужения в 23.00

    Акафист святому благоверному князю ЯРОСЛАВУ МУДРОМУ

    Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, благоверне княже Ярославе, добре во благочестии пожив, веру непорочну соблюл еси и, храм пречуден Премудрости Божия в стольном граде Киеве устроив, ныне на Небесех предстоиши Престолу Святыя Троицы, молися низпослати нам велию и богатую милость.

    Измлада явился еси, богомудре Ярославе, Божественный сосуд избран Богови, во благочестии жительствовавши, многия святыя церкви устроил еси; темже похваляем тя, княже наш, яко народу твоему ты еси удобрение, Киеву слава и земли нашея утверждение.

    Избранный от Предвечнаго Царя Небеснаго и Церкви Зиждителя, данный стране нашей ходатаю изрядный и заступниче пречудный, святый княже Ярославе, приими похвальная пения любовию чтущих святую память твою и моли Христа Бога сохранитися неврежденным нам от враг видимых и невидимых, да со умилением вопием ти: Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Ангельское житие возлюбив от юности и ко исканию единаго на потребу направив помыслы твоя, княже Ярославе, дивный образ был еси добродетелей христианских и совершенства духовнаго; темже и возвеличен был еси на земли пред братиею твоею и на Небеси прославлен еси от Господа. Мы же, благодаряще Творца и Спаса нашего, славословим тя, яко великаго избранника Божия, со умилением зовуще:

    Радуйся, земли Русския княже богоизбранный.

    Радуйся, пречестная отрасль равноапостольнаго князя Владимира.

    Радуйся, благовеpия пpедков наследниче.

    Радуйся, мудрости Соломоновы подражателю.

    Радyйся, всем житием своим Богy послyживый.

    Радуйся, всех концев земли Русския покpовителю.

    Радуйся, заповедей Хpистовых веpный исполнителю.

    Радyйся, дивный хранителю, от Бога всем нам дарованный.

    Радуйся, святый благоверный великий княже Ярославе.

    Видевше, еще отрок сый, прехвальне Ярославе, отца твоего от злых дел к благим деяниям изшедшаго и Светом Христовым озареннаго, купно с братиями твоими святое Крещение восприял еси и сердцем твоим богопросвещенным благодарственно воспел еси Господеви: Аллилуиа.

    Разум твой, угодниче Христов, духовным ведением Милосердный Господь озари, яко ты, житие богоугодное возлюбив и благочестивым родителем твоим внимающе, в страсе Божии, молитве и добродетелех возрастал еси. Сего ради, Господь, видя верность твою в малом, над многими тя постави, мы же с любовию взываем ти сице:

    Радуйся, в истинах христианских измлада наставленный.

    Радуйся, от юности Господа всем сердцем возлюбивый.

    Радуйся, во испытаниих многих Богом дивно хранимый.

    Радуйся, подвиги мужества, яко добрый воин, во брани явивый.

    Радуйся, водительству Духа Святаго издетска прилежавый.

    Радуйся, добродетелем преславных предков твоих подражавый.

    Радуйся, благодатныя дары Всесвятаго Утешителя Духа стяжавый.

    Радуйся, и нас даром мудрости обогащающий.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Силою Вышняго укрепляемый, блаженне Ярославе, в кротости и в смирении души твоея возрастал еси, уготовляя себе на служение княжеское, и о помощи небесней молился еси, взывая Богу: Аллилуиа.

    Имея страх Божий в сердце твоем, благоверный княже Ярославе, послушание явил еси отцу твоему Владимиру и, по воли его, от великаго Киева в пределы земли Ростовския княжити прешел еси, идеже жителей в вере в Бога истиннаго утвердил еси и храм великаго пророка Илии тамо воздвигл еси, сим показуя велию любовь твою ко Господу и святым Его, и подвизая нас хвалебно взывати к тебе:

    Радуйся, лампадо веры православныя неугасимая.

    Радуйся, к ближним своим любы преизобильная.

    Радуйся, неутешных в скорбех утешение.

    Радуйся, блаженный храмоздателю.

    Радуйся, благолепия церковнаго любителю.

    Радуйся, зло творящих вразумление.

    Радуйся, Правды Христовы ревнителю.

    Радуйся, Отечества Небеснаго любителю.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Буря вражды братоубийственныя сотрясе землю Русскую, егда Святополк Окаянный, властолюбием ослепленный, повеле убити братий твоих возлюбленных Бориса и Глеба; ты же, блаженне Ярославле, скорбя о смерти их, на Господа упование и надежду возложил еси и Его силою правду на Руси утвердил еси, воспевая выну: Аллилуиа.

    Слышавше о премногих скорбех, претерпенных тобою, святый благоверный княже Ярославе, от Святополка Окаяннаго, величаем выну укрепившаго тя Господа, сохраньшаго тя, егда понужден быв пределы Киевския покинути и преселитися в пределы Новгородския, из нихже с вои своими паки в землю отеческую пришедши, правду Божию утвердил еси. Мы же, вере и мужеству твоему подражая, взываем сице:

    Радуйся, пресельник в земли твоей бывый.

    Радуйся, горняго града выну усердно взыскавый.

    Радуйся, мудрый странниче, на путь спасения стопы твоя направивый.

    Радуйся, Божий избранниче, скорби многия претерпевый.

    Радуйся, кротко и мирно в Великий Новград княжити возвративыйся.

    Радуйся, богоугодно и праведно тамо княживый.

    Радуйся, иго Христово всем сердцем возлюбивый.

    Радуйся, всем сердцем его приявый.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Боготечною звездою воссиял еси делы твоими богоугодными, княже Ярославе, и ныне предстоиши Престолу Вседержителя; сего ради молим тя: купно со святыми сродники твоими сотвори молитву Царю царствующих, да, вашего ради соборнаго предстательства, пробавит милосердие Свое народам словенским, и утвердит ны в вере православней, вопиющих Ему ныне: Аллилуиа.

    Видевше житие твое праведное, славляху тя людие, своего правителя милостиваго, благоверне Ярославе; ты же похвалы человеческия ни во чтоже вменяя, гордынею неуязвлен пребыл еси, показуя всем образ истиннаго смирения, емуже поучаяся, с любовию вопием ти таковая:

    Радуйся, исполнителю правды евангельския.

    Радуйся, образе нищеты духовныя.

    Радуйся, добродетелей пребогатое сокровище.

    Радуйся, благочестивых великая славо.

    Радуйся, вдов и сирот питателю.

    Радуйся, скорбных сердец утешителю.

    Радуйся, яко послужил еси Господеви всяким благоyгождением.

    Радуйся, яко за нас ходатайствуеши пред Ним своим заступлением.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Проповедником добродетелей христианских явился еси, преблаженне княже Ярославе: ты бо, ревнуя о благочестии не словом токмо, но всем житием своим, церкви возводил и украшал еси, людем был еси милостивый заступник и попечитель. Сего ради и мы, грешнии, надеющиися на твое милосердное о нас попечение, усердно прибегаем к твоему заступлению, взывающе благодарно Богу: Аллилуиа.

    Возсиял еси в стране нашей светом добрых дел твоих, святый Ярославе, и на свещнице Церкве Православныя поставлен был еси, да светиши Отечеству твоему земному и приводиши к Солнцу Правды люди твоя, со упованием таковыя похвалы тебе возносящия:

    Радуйся, верный Христов последователю.

    Радуйся, Отечествия Небеснаго усердный взыскателю.

    Радуйся, руце твои на рало Господне возложивый.

    Радуйся, вспять лица твоего николиже обративый.

    Радуйся, Евангелия Царствия Божия проповедниче благогласный.

    Радуйся, богомудрыми твоими словесы многи в разуме просвещаяй.

    Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю вечнаго спасения.

    Радуйся, вразумителю грешных ко исправлению.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Хотяй прославити Божественнаго Искупителя нашего и Его Пречистую Матерь, повелел еси, всемудре Ярославе, воздвигнути в стольном граде Киеве Врата Златыя, ихже венчал еси храмом Благовещения Пресвятыя Богородицы, да всякий пребывающий во граде сем, под благодатным покровом Царицы Небесе и земли пребывает и радости духовныя о сем да исполняется, непрестанно воспевая: Аллилуиа.

    Новый Иустиниан великий воистину явился еси, богомудре княже Ярославе, яко храм великий и преславный в честь Святыя Софии – Ипостасныя Премудрости Божия создал еси и законам справедливым и судам милосердным основание в державе твоей положил еси, благочестие христианское и научение книжное насаждая. Сего ради молим тя: настави всех нас, чтущих святую память твою, быти наследниками дел благих твоих и добродетелем твоим богоугодным последовати, воспевающих ти похвалы сия:

    Радуйся, душеполезных знаний преизобильное излияние.

    Радуйся, душевреднаго мрака светлое озарение.

    Радуйся, неверных смыслов милостивое просвещение.

    Радуйся, неправо мудрствующих внезапное низвержение.

    Радуйся, верных незыблемое уверение.

    Радуйся, отъемлющий духовное помрачение.

    Радуйся, миром и любовию души наши наполняющий.

    Радуйся, наветов вpажиих мyдpый pазоpителю.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Странника и пришельца себе на земли быти помышляя, блаженне Ярославе, не ведал еси покоя в трудех твоих, люди твоя во благочестии утверждая и державу твою миром ограждая; сего ради ныне в лике святых благоверных князей пребываеши, веселяся купно с ними и поя Богу: Аллилуиа.

    Всею душею Господеви послуживши и всем житием своим Ему благоугодив, прославился еси благочестием, великий княже, и, ко блаженному успению достигши, в мире дух свой Богу предал еси. Мы же, поминающе праведное житие твое и блаженное упокоение, вопием ти:

    Радуйся, храмы Божиими грады многия украсивый.

    Радуйся, величию земли нашея тем послуживый.

    Радуйся, во всем житии твоем вере Христовой поревновавый.

    Радуйся, крепость державы твоея тем созидавый.

    Радуйся, в народоправлении велию мудрость проявивый.

    Радуйся, о благе народа своего усердно пекийся.

    Радуйся, общаго мира в пределех страны твоея устроителю.

    Радуйся, людем твоим помощниче богодарованный.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Весь еси в вышних, богоблаженне княже Ярославе, во обителех райских водворяяся, обаче и нас, тебе тепле почитающих, не оставляеши, наставляя к разуму Божественному и деланию усердному заповедей Христовых. и всякия благополезныя прошения наша исполняеши, подвизая нас Отцу Небесному благодарственно воспевати: Аллилуиа.

    Ветия многовещанныя и риторы искусныя не возмогут по достоянию воспети подвиги твоя, недоумеют бо изрещи достойныя тебе похвалы, княже праведный. Мы же, во всех трудех и подвизех благодать Божию в тебе видяще и на предстательство твое уповая, взываем ти сице:

    Радуйся, лучу светозарнаго солнца Христа, земли нашей сияющий.

    Радуйся, в молитвах о нас ко Господу неумолкающий.

    Радуйся, за Отечество твое пред Господем милостивый печальниче.

    Радуйся, христоподражательнаго жития на земли наставниче.

    Радуйся, столпе правоверия Божия непоколебимый.

    Радуйся, истины поборниче непреодолимый.

    Радуйся, утешение скорбящих и крепкая оградо обидимым.

    Радуйся, защищение твердое и отрадо всем ненавидимым.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Спасительная наставления сыновом и народу твоему оставил еси, богомудрый княже, глаголя: «Любите друг друга; аще будете жити в любви между собою, то Бог пребудет с вами и покорит вам враги ваша». Сия убо поминаюше, просим тя: моли тобою чудодействующаго Бога, да и мы возможем в любви со всеми пребывати и спасения вечнаго достигнути ходатайством твоим, во веки благодарственно воспевающе: Аллилуиа.

    Царя Небеснаго верный раб и изрядный угодник был еси, благоверный великий княже Ярославе; сего ради благоразумия крилами украшаем, легко прелетел еси вся сети вражия. Мы же, дивящеся высоте твоего добродетельнаго жительства, с любовию и усердием сице тебе поем:

    Радуйся, великий угодниче Божий, жизнь земную свято и праведно скончавый.

    Радуйся, пришедый от скорбей многих в покой вечный.

    Радуйся, увенчанный от Христа венцем нетленныя славы.

    Радуйся, и по смерти заступлением твоим нас не оставляяй.

    Радуйся, заповеди Господни творити нас научаяй.

    Радуйся, окамененныя сердца во источницы милования обращаяй.

    Радуйся, отступивших от правыя веры на путь спасения возвращаяй.

    Радуйся, блуждающих по морю жития сего мудре окормляяй.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Пение молебное приими от нас, святый благоверный княже Ярославе, и молитву твою вознеси чтущих святую память твою ко Престолу Вседержителя, да, радующеся о твоем прославлении на Небеси и на земли и о твоем всегдашнем предстательстве, благодарственно вопием святых Святейшему Отцу Небесному: Аллилуиа.

    Светозарное светило, лучами христианских добродетелей сияющее, явился еси, Небо церковное украшая, богомудре Ярославе, и всем блуждающим во тьме неверия, сомнения, маловерия и нечестия луч надежды на спасение подаваяй и к Солнцу Правды Христу Иисусу путеводяй, да во свете заповедей Его со всеми верными шествуя, радостно тебе воспоют:

    Радуйся, душевными твоими очима выну Господа созерцавый.

    Радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем, шествовавый.

    Радуйся, во вся дни живота твоего Его искавый и в Нем намерение полагавый.

    Радуйся, блистанием добродетелей на земли светло сиявый.

    Радуйся, от Господа на Небеси венец нетленный приявый.

    Радуйся, яко тобою различных искушений избегаем.

    Радуйся, яко предстательством твоим благодатную помощь обретаем.

    Радуйся, яко тебе призывающия скоро предваряеши.

    Радуйся, яко любящих тя от различных бед и напастей изымаеши.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    Благодатию Божиею в непрестанном творении заповедей Христовых обогативыйся, по отшествии же твоем от земных наипаче к трисолнечному Престолу Пресвятыя Троицы приближися, но и от народа твоего духом любве твоея не отступивый; сего ради молим тя: пролей теплую твою молитву ко Господу, да сохранит Церковь Свою Святую неврежденну от ересей и расколов и вся чада ея да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуиа.

    Поюще добpодетели и чyдеса твоя, благоверный княже, купно же велия твоя труды и подвиги, во благоустроение державы нашея тобою подъятыя, усердно благодарим и восхваляем тя, с любовию зовуще:

    Радуйся, великий княже Ярославе, Престолу Царя Небеснаго предстояй.

    Радуйся, хвалу немолчную Пресвятей Троице возносяй.

    Радуйся, жизнь вечную в Царствии Небеснем получивый.

    Радуйся, яко дивный образ любве Отца Небеснаго в себе явивый.

    Радуйся, безпомощным скорый помощниче.

    Радуйся, о спасении грешных теплый молитвенниче.

    Радуйся, яко молитвам твоим Господь благоутробно внемлет.

    Радyйся, yгодников Божиих сонаследниче.

    Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

    О преславный угодниче Христов, великий княже Ярославе, вонми гласу моления нашего и ходатайством твоим испроси нам от Господа в жизни сей в вере и добродетелех утверждение, от ересей и расколов сохранение, от скорбей и напастей избавление, прегрешений наших прощение и в час смертный твердое спасения упование, да сподобимся Царствие Небесное наследовати и вечно воспевати Богу: Аллилуиа.

    (Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

    О святый благоверный, великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! Вознеси сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух православныя веры, любовь, благочестие, в добрых делех преуспеяние; да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просветити, заблуждшия наставити и отпадшия обратити; изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия, суеверий и наваждений вражиих. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земли поживше, жизни райския на Небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

    Святой благоверный князь Киевский Ярослав Владимирович (Мудрый), во святом крещении Георгий, родился в 978 г. и был сыном святого равноапостольного великого князя Владимира и полоцкой княжны Рогнеды. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, князь Владимир посадил Ярослава в Ростове. В годы княжения в Ростове, молодой князь Ярослав на месте завоеванного его воинами поселения Медвежий Угол основал город Ярославль как военный княжеский форпост на устье речного пути от Ростова к Волге. Согласно «Cказанию о построении града Ярославля», одновременно с самим городом князем Ярославом была заложена деревянная церковь пророка Илии,который являлся борцом с язычеством, в честь того, что в Медвежьем Углу в день памяти этого святого князь выдержал бой с ритуальной медведицей, преодолев местные языческие культы.

    По смерти старшего сына Вышеслава, князь Владимир перевел Ярослава в Новгород, где он и узнал о смерти отца. После смерти Владимира началась жестокая междоусобная борьба за Киевский престол. Старший сын Владимира Святополк вероломно убил своих братьев Бориса и Глеба и ценою крови братьев стал великим князем киевским. В замыслы Святополка, прозванного в народе Окаянным, входило и устранение Ярослава. Получив известие от своей родной сестры Предславы о намерениях Святополка, Ярослав с новгородцами и варягами выступил к Киеву. У Любеча после 3-месячного противостояния Ярослав победил Святополка, которому удалось бежать под защиту своего тестя, польского короля Болеслава Храброго.

    В 1018 г. войско Болеслава и Святополка вторглось на русскую землю и подошло к Киеву. После непродолжительной осады Киев пал. Ярослав собрал в Новгороде новое войско из варягов и новгородцев-ополченцев и вновь двинулся к Киеву с целью вернуть себе великокняжеский стол. Решающее сражение между Ярославом и Святополком произошло на реке Альте (1019 г.), где Святополк потерпел поражение. Став великим князем киевским, Ярослав стал княжить совместно со своим братом Мстиславом, князем Тмутараканским, которому в 1025 г. отошло все левобережье Днепра, а столицей его княжества стал Чернигов.

    При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же как и князю Владимиру, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив свои позиции в Прибалтике. После смерти брата Мстислава в 1035 г.Ярослав окончательно стал единодержавным князем Киевской Руси.

    Ярослав ознаменовал свое многолетнее царствование сооружением многих храмов. Важнейший из них – храм Киево-Софийский. В 1036 г., когда великий князь находился в Новгороде, он получил известие, что печенеги обступили Киев. Собрав многих воинов из варягов и новгородцев, Ярослав поспешил в свою столицу и здесь, присоединив к ним еще дружину киевскую, выступил против врагов, которых было несметное число. Злая сеча продолжалась целый день, и едва к вечеру Ярослав одолел. В память столько важной и благодетельной для отечества победы Ярослав и заложил великолепный каменный храм во имя святой Софии, или Ипостасной Премудрости Божией Господа Иисуса, на том самом поле, где происходила битва, решившись распространить Киев гораздо далее прежней его черты. Этот храм, заложенный в 1037 г., был построен по образцу знаменитого храма Софийского в Константинополе, только в гораздо меньшем размере и с некоторыми другими значительными отличиями. Киево-Софийский храм, как только был окончен, сделался митрополичим кафедральным собором. При нем построен был митрополичий дом, в котором первосвятители русские начали иметь постоянное свое местопребывание.

    Вслед за Софийским собором Ярослав воздвиг каменную церковь на Золотых Воротах, находившихся на западе от собора в земляном валу, которым в том же 1037 г. начал князь ограждать свою расширенную столицу. Эта церковь, поставленная на главных городских воротах, посвящена была Благовещению Пресвятой Богородицы с тою мыслию, как замечает летописец, да «радость всегда будет граду тому святым Благовещением Господним и молитвами святой Богородицы и Архангела Гавриила».

    После Благовещенской церкви Ярослав соорудил еще две каменные церкви (а при них и монастыри) неподалеку от Софийского собора: одну – на западе от него, по направлению к Золотым Воротам, во имя своего Ангела – святого Георгия Победоносца, другую – на юг от собора, во имя Ангела своей супруги – святой Ирины.

    Не перечисляя других церквей, построенных Ярославом, преподобный летописец делает общее замечание: «И ины церкви ставляше по градом и по местам. и радовашеся Ярослав, видя множество церквий. » Кроме сооружения новых храмов он заботился о возобновлении и прежних. В 1039 г., говорит летопись, освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, Десятинная, которую создал отец Ярослава Владимир.

    Из церквей, построенных в царствование Ярослава вне Киева, замечательнейшая есть Софийский собор новгородский, заложенный сыном великого князя Владимиром в 1045 г. и освященный в 14-й день сентября 1052 г. (по друг. – 1050) Новгородским епископом Лукою. Подобно киевской Софийской церкви, и новгородская, как только была освящена, сделалась кафедральным собором местных епископов.

    В царствование Ярослава были открыты мощи святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Одним из первых дел великого князя было тогда собрать сведения, где находятся тела его избиенных братьев, и, услышав, что тело Глебово остается поверженным в пустыне, он повелел искать его. Долго искали, но не находили, и не прежде как через год (следовательно, в 1020 г.) оно найдено ловцами совершенно целым, нимало не изменившимся и не поврежденным ни от плотоядных зверей, ни от влияния стихий, хотя около пяти лет лежало без всякой защиты. С подобающею церковною честью оно было перенесено на судно, привезено в Вышгород и погребено вместе с телом Бориса у церкви святого Василия.

    Вскоре у могилы страстотерпцев начали совершаться знамения и чудеса. И когда церковь святого Василия по неосторожности пономаря сгорела, то старейшина града, доводя о том до сведения великого князя Ярослава, сообщил ему вместе и об этих знамениях. Ярослав немедленно пригласил к себе митрополита Иоанна, который по совещанию с великим князем сделал чрез несколько времени торжественный церковный ход из Киева в Вышгород к могиле святых. Велели раскопать могилу и изнести гробы их на поверхность земли; и, когда митрополит с пресвитерами открыл эти гробы, увидели мощи угодников Божиих совершенно нетленными. Тогда же перенесли их в особо устроенную часовню, поставили на десной стране и совершили над ними святую службу (всенощную). Новые два чуда – исцеление хромого и слепого, совершившиеся при гробах святых братьев, еще более убедили всех в прославлении их от Господа. И тогда митрополит подал великому князю совет построить в Вышгороде церковь во имя святых страстотерпцев и установить день священного торжества в память их. Князь с радостью последовал доброму совету. Немедленно в зимнее время было приготовлено дерево для церкви, а как только настало лето, она была сооружена над тою самою часовнею, в которой находились раки святых мучеников. По сооружении церкви митрополит с собором духовенства в присутствии великого князя и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев на десной стране и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно. По окончании литургии, во время которой новое внезапное исцеление хромого при мощах святых мучеников поразило и обрадовало всех присутствовавших во храме, как очевидцев чуда, торжествующий Ярослав сотворил великое угощение для митрополита, духовенства и всякого звания людей, богатых и убогих.

    Очень вероятно, что в царствование же Ярослава начали у нас праздновать и память святого равноапостольного князя Владимира в день его кончины – 15 июля, потому что, несомненно, тогда признавали уже Владимира в лике святых.

    По примеру равноапостольного Владимира, который «любил словеса книжная», и великий князь Ярослав до того был предан книгам, что часто сам читал их днем и ночью и не менее отца своего заботился о просвещении своих подданных. С этою целью он, поставляя по градам и селам священнослужителей, нарочито определял им из имения своего урок (жалованье), чтоб они чаще собирали народ в церкви и ревностнее учили его вере, как поручено им от Бога. Также он составил вокруг себя целое общество людей, довольно образованных, которые перевели, по его поручению, многие книги с греческого языка на славянский, а другие, вероятно, прежде в Болгарии или Руси переведенные, списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. Собрав много книг, положил их при Киево-Софийском соборе и таким образом основал первую в нашем отечестве библиотеку. Посетивши в 1030 г. Новгород, сам завел там весьма значительное по тому времени училище, в котором начали обучаться триста детей старост и пресвитеров.

    При Ярославе Мудром Киевская Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде (святой благоверной княгине Ирине). Княгиня стала матерью большой и замечательной семьи: у нее было семеро сыновей и пятеро дочерей. Все они получили отличное образование (включая знание нескольких языков) и являли пример нравственности и православного благочестия. Об этом можно судить по «Похвале святому князю Владимиру» митрополита Илариона (около 1040 г.), где сказано: «. посмотри на внуков и правнуков твоих, как содержат они благоверие, тобой переданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени!» Старшие дети Ярослава и Ирины оставили заметный след в истории Руси. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».

    Князь Ярослав оставил о себе память составлением свода законов Киевской Руси – «Русской правды», которая, дополненная его сыновьями и внуком Владимиром Мономахом, стала правовой основой жизни русского народа. Перед блаженной кончиной составил завещание сыновьям, которое начиналось словами: «Любите друг друга. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас и покорит вам врагов ваших, и вы будете жить мирно. А если будете ненавидеть друг друга и ссориться, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую достали они трудом великим».

    Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как местночтимого подвижника благочестия, началось сразу после его преставления (20 февраля 1054 г.). Е.Е.Голубинский в известном труде «История канонизации святых в Русской Церкви» приводит свидетельство Адама Бременского, который в «Деяниях первосвященников Гамбургской церкви», датируемых 1075 годом, великого князя Ярослава Владимировича называет святым.

    9 марта 2004 г. Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил внести его в святцы УПЦ.

    В соответствии со сложившейся традицией, князь Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей и студентов.

    митрополита Херсонского и Таврического Иоанна

    Главный редактор – Митрополит Херсонский и Таврический Иоанн

    Редактор сайта – Валентина Бершадская

    Программист и технический консультант – иерей Сергий Бершадский

    Фотограф – архимандрит Вениамин (Величко) и иеродиакон Марк (Королёв)

  • Оценка 3.1 проголосовавших: 152
    ПОДЕЛИТЬСЯ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here