Молитва с поклонами в пост

Самое подробное описание: молитва с поклонами в пост - для наших читателей и подписчиков.

Молитва с поклонами в пост

2. В начале пения или чтения «Верую».

3. На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».

4. В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

2. При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».

3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

4. При возгласах «Приимите, ядите. », «Пийте от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».

5. При словах «Честнейшую Херувим. ».

6. При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».

7. Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом — по три раза.

8. Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.

9. При окончании пения или чтения каждой стихиры.

10. На литии после каждого из первых двух прошений ектении — по три поклона, после двух остальных — по одному.

2. На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть. ».

3. По окончании пения «Тебе поем. ».

4. После «Достойно есть. » или задостойника.

5. При возгласе «Святая святым».

6. При возгласе «И сподоби нас, Владыко. » перед пением «Отче наш».

7. При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз — при словах «Всегда, ныне и присно. ».

8. В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице. » — на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся. » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

9. В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего. ».

10. В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.

2. При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).

Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи. » на вечерне в самый день праздника.

При прикладывании ко Святому Евангелию, Кресту, честным мощам и иконам следует подходить в должном порядке, не спеша и не теснясь, класть два поклона перед целованием и один после целования святыни, поклоны надо совершать по дню — земные или глубокие поясные, касаясь рукой земли. Прикладываясь к иконам Спасителя, целуем ногу, а при поясном изображении – руку, или ризу, к иконам Божией Матери и святых — руку или ризу; к иконе Нерукотворенного образа Спасителя и к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя — целуем власы.

Молитва с поклонами в пост

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

О поклонах и крестном знамении: правила для мирян

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Каждый, кто хотя бы раз был на богослужении в православном храме, видел, как молящиеся совершали поклоны: кто-то наклонялся до пояса, кто-то падал на колени и касался лбом пола. Такая обрядность некоторым кажется пережитком прошлого, однако, всё в церковной службе направлено, в первую очередь, в помощь верующему для совершения им достойной молитвы. Совершение поклонов никак не унижает нашей личности и нашего достоинства, а «нужно это против гордости нашей, гнездящейся в глубине сердца. Гордость не любит кланяться», как проповедовал праведный Иоанн Кронштадтский. Так какие же бывают поклоны и как научиться правильно их совершать?

«Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, – пишет протоиерей Серафим Слободской в «Законе Божьем», – мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами». Поклон являет собой символическое внешнее действие, преклонение головы и тела, выражающее наше смирение и благоговение перед Господом.

Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон.

Поклоны бывают великие (называются также земными), когда молящийся становится на колени и касается головою земли, и малые (или поясные), когда наклоняется до пояса.

Церковным уставом не положены земные поклоны в воскресные дни, на это указывается в 20-м правиле 1-го и 90-м правиле 6-го Вселенских Соборов, двунадесятые праздники, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы. Поклоны прекращаются от вечернего входа (при пении «Свете тихий») под праздник до пения «Сподоби, Господи. » на вечерне в самый день праздника.

В Великий пост в порядок службы добавляются поклоны после молитвы «Царю небесный». На тропарях часов, на Литургии Преждеосвященных Даров и на каждой великопостной службе полагаются земные поклоны с молитвой преподобного Ефрема Сирина. Поклоны во время службы должны совершаться в положенное время и одновременно всеми присутствующими, так гласит Устав. «Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю… сие есть велие самочиние и безчиние» (Око церковное, лл. 3 об. – 4).

Святитель Филарет, митрополит Московский, писал, что «если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, – в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя» (Мф. 6:6).

В книге святителя Игнатия Брянчанинова «Аскетические опыты» приводятся такие наставления монахам (но это наставление будет полезно и мирянам): «При совершении правила и поклонов никак не должно спешить, должно совершать и правила, и поклоны с возможной неспешностью и вниманием. Лучше менее прочитать молитв и менее положить поклонов, но со вниманием, нежели много без внимания».

«Не следует бездумно усердствовать в земных поклонах, – как пишет в статье Ю. П. Граббе, будущий епископ Григорий, – когда Церковный Устав предписывает не совершать их. По изъяснению св. Василия Великого, стояние без земных поклонов есть символ будущего века, когда сыны Церкви окончательно, с помощью Божией победившие грех, уподобятся ангелам, про которых Церковь поёт, что они на зло пребывают недвижимы, т.е. не поддаются никаким соблазнам, будут вечно пребывать в праведном блаженном состоянии, будут неподвижно стоять в истине.

Стояние без земных поклонов есть знамение полной победы Христовой над дьяволом, той победы, которая особенно ярко показана в воскресении Господнем, а ещё полнее будет показана после всеобщего воскресения».

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения:

Положено креститься без поклонов:

В начале пения или чтения «Верую. », «Царю Небесный. », «Единородный Сыне и Слове Божий. ».

На отпусте «Христос, истинный Бог наш. ».

В начале чтения Священного Писания: Апостола и паремий.

Креститься с поясным поклоном:

При входе в храм и при выходе из него (три поклона).

При возгласах: «Приимите, ядите. », «Пиите от нея вси. », «Твоя от Твоих. ».

После пения «Отче наш» на Литургии в праздничные и воскресные дни.

При возгласе «Святая святым» в праздничные и воскресные дни.

После пения «Честнейшую Херувим. ».

Во время чтения Трисвятого, чтения или пения трикратного «Аллилуйя», «Приидите, поклонимся. », после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже. », перед отпустом (три поклона).

На литии (после каждого из первых двух прошений ектений – по три поклона, после двух остальных – по одному). При чтении молитвы «Владыко Многомилостиве. » осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.

В начале чтения или пения «Сподоби, Господи. » на вечерни и Великого славословия на утрени (три поклона).

При чтении канона, на 1-й и 9-й песни, при первом молитвенном обращении (припеве) к Спасителю, Божией Матери, святым.

При пении «Буди имя Господне. » в конце вечерни и Литургии (три поклона).

При всех возгласах «Главы наша Господеви приклоним» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову до возгласа священника.

После пения «Слава, Тебе Боже наш, слава Тебе» до и после чтения Евангелия, а после возгласа «Вонмем» осеняем себя крестным знамением и преклоняем голову.

На Литургии в начале пения «Херувимской» полагаем крестное знамение и преклоняем голову до выноса Святых Даров. После слов священника «Всех вас да помянет Господь Бог. » три поклона.

Креститься с земным поклоном:

В дни поста при входе в храм и при выходе из него (три поклона).

В дни поста, на утрени, после каждого припева к песне Богородице «Величит душа моя Господа. », после слов «Тя величаем. ».

По окончании пения «Тебе поем. ».

После «Достойно есть» или задостойника.

После пения «Отче наш» на Литургии в будние дни.

При возгласе «Святая святым» в будние дни.

При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим. », и второй раз – при словах «Всегда, ныне и присно и во веки веков».

В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время возгласа «Свет Христов просвещает всех».

В Великий пост на Литургии Преждеосвященных Даров во время пения «Да исправится молитва моя. » и «Ныне Силы Небесные. » преклоняются до земли.

В Великий пост, на великом повечерии, при пении «Пресвятая Владычице. » (поклон на каждом стихе); при пении «Богородице Дево, радуйся. » и прочее на великопостной вечерни (три поклона).

В Великий пост, при чтении молитвы святого Ефрема Сирина.

В Великий пост, при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» (три земных поклона).

На великой вечерни в праздник Святой Троицы, при возгласе диакона «Паки и паки, преклонше колена. », преклоняют колени и склоняют голову до земли до окончания молитв.

Поясной поклон без крестного знамения:

При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас. », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа. », «И да будут милости Великаго Бога. ».

В конце отпуста, если священник произносит его без креста.

Земной поклон без крестного знамения:

Великим постом, в конце великого повечерия, при молитве «Владыко Многомилостиве. » преклоняются до земли до окончания молитвы.

Великим постом, в конце великого повечерия, после слов священника «Простите, все честные отцы и братие. ».

Креститься не положено:

Во время чтения Шестопсалмия.

Во время чтения или пения псалмов и стихир. На стихирах и псалмах только тогда полагаются поклоны, когда к этому призывают сами слова «поклонимся», «покланяемся», «кланяемся», «припадем», «припадаем» и т. д.

3. О поклонах. Журнал «Духовные ответы» (декабрь 1999).

5. «Полный молитвослов для мирян по Уставу Православной Церкви», изданного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Обязательная молитва в Великий Пост.

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми.

терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков

12 раз с поясными поклонами

с одним земным поклоном в конце

В молодые годы был я злоязычен, – вспоминал преподобный о себе, – бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям».

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия

и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя

прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков

Дневник Петра 27:

  • Травы для похудения.
  • РАССУДИТЕЛЬНОСТЬ В ПОСТЕ.
  • • Обязательная молитва в Великий Пост.
  • Печенье постное "Кругляшки".
  • Кокосово-овсяное печенье на рассоле, постное.

Комментарии:

Пока нет комментариев.

Вставка видео

Вы можете загрузить своё видео на наш сайт Videoreka.ru и вставить его в свою запись, для этого скопируйте код под видео и вставьте его в форму ниже.

Если вы хотите вставить видео с Youtube, для этого нажмите ссылку “Поделиться” под видео, выберете вариант “HTML-код”, скопируйте его и вставьте в форму ниже

Для добавления этого видео в вашу статью, скопируйте и вставьте следующий код в нужное место текста.

под своим именем.

Сейчас обсуждают:

У каждого в голове свои тараканы, но мои стопудово гениальные личности.

Молитва прп. Ефрема Сирина, поклоны в Великий пост. Дома и в церкви

Удивительно, но беглый поиск в интернете не даёт простого ответа на то, как меняется молитвенное правило с наступлением Великого поста. Раньше это указание содержалось в каждом церковном календаре, а сейчас то и дело выпадает из него, проигрывая в борьбе за место более насущным вопросам.

В 2017 году Великий пост начинается с 27 февраля, а Пасха Христова выпадает на 16 апреля . Читайте напутствие члена канонической комиссии отца Вадима Коровина, а также пару ссылок на уместные в пост материалы по этой ссылке .

В статье ниже Вы прочитаете о молитвах, читаемых дома в великий пост, краткое житие прп.Ефрема Сирина, а также очень познавательное описание изменений в уставе о поклонах, совершаемых на службе в церкви.

Мы также предлагаем Вашему вниманию прямую ссылку на подробную, а главное – понятную “инструкцию” о том, как в домашних условиях читать правильные каноны и готовиться к св. Причастию . Эта информация будет полезна тем, кто планирует подготовиться к исповеди с соблюдением всех православных традиций.

Домашняя молитва в пост

Аще ли великий пост

(кроме суббот, воскресений и праздников):

То вси поклоны земные; после молитвы «Царю Небесныи» полагается земной великий поклон.

В завершение утренних и вечерних молитв перед отпустом творим 17 земных поклонов:

Молитва преподобного Ефрема Сирина

Часослов, второй половины ХVІ века с молитвой преп.Ефрема Сирина

З а молитв Святых Отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии помилуй нас. Аминь (поклон поясной).

прп. Ефрем Сирин Россия; XV в.; памятник: Иоанна Лествичника и Ефрема Сирина книги, полууст. в два столбца; местонахождение: РГБ, www.ruicon.ru

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Земной поклон-метание (не касаясь головой пола).

Д ух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Земной поклон-метание.

Е й, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. Земной поклон-метание.

Следом еще шесть земных поклонов-метаний с молитвами:

Г осподи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды с поклонами)

Б оже, милостив буди мне грешному (поклон)

Б оже, очисти грехи моя и помилуй мя (поклон)

Б ез числа согреших, Господи, прости мя (поклон)

Повторяем шесть поклонов-метаний еще раз, а следом говорим молитву св. Ефрема целиком с одним земным поклоном в конце.

Г осподи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь. (Поклон-метание)

Несколько комментариев к данной молитве приведены на сайте Лиговской общины г.Санкт-Петербург.

В кратких строках молитвы преподобного Ефрема Сирина запечатлен весть путь духовного совершенствования человека. Мы просим помощи у Бога в борьбе со своими пороками: унынием, ленью, празднословием, осуждением других. И просим увенчать нас венцом всех добродетелей: смирением, терпением и любовью. Эта молитва часто повторяется “во дни печальные Великого Поста” – дни покаяния и очищения души.

В отличии от “метаний”, дозволенных на молитве прп. Ефрема Сирина (голова не пригибается к земле), при исполнении земного поклона необходимо коснуться головой рук или пола

Пример совершения великопостных поклонов на молитве “Мариино стояние”

Комментарии

Отжени – отгони, Празднословие – пустые, напрасные разговоры.

Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего – Да, Господи Царю, дай мне видеть мои согрешения, чтобы не осуждать брата моего.

Не проверявшийся нами новообрядческий исследователь оригинального звучания молитвы преподобного Ефрема Сирина (по традиции без ссылок на давность исследуемого текста) приводит следующие интересные наблюдения:

В греческом варианте перевода слова «дух уныния и небрежения» звучат как «дух праздности, многоделания, любоначалия»: Κύριε και Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς•

При переводе молитвы на русский язык древнегреческое слово ἡ περιεργία (periergia) – «излишний труд», «многоделание», «чрезмерная деятельность», стоявшее на втором месте в списке грехов, – было заменено унынием. Почему так было сделано, сказать сейчас очень трудно. Но, так или иначе, от этого данный фрагмент молитвы на русском языке приобрел несколько иной смысл.

Великий земной поклон на службе у казаков-некрасовцев

При толкованиях русского варианта молитвы обычно подчеркивается, что стоящая на первом месте грехов праздность неизбежно за собой порождает уныние. Праздность тут понимается как духовный грех, как небрежение собой и своим внутренним миром, как отсутствие духовной работы. Так что есть большая доля правды в пословице «лень – мать всех пороков».

Что же касается греческого варианта, то тут получается удивительная симметрия. Первое слово в списке грехов – ἡ ἀργία (argia) – «праздность», «лень» – дословно означает безделье. Оно образовано от отрицательной приставки ἀ—и древнегреческого слова τό ἔργον (ergon) – «дело», «работа», «труд». А второе греческое слово – περιεργία – образовано от того же слова τό ἔργον и приставки περι—со значением «сверх», «чрезмерно». То есть по-гречески первые слова буквально звучат как «не дай мне духа безделья, многоделания…».

На нашей исполинской лестнице для возжигания главного паникадила со смыслом оказалось даже число ступений – 33 – возраст Христа…

И получается, что одинаково неправильны как духовная праздность и лень, так и чрезмерное многоделание, когда за круговертью забот и суетой сует, второстепенных и незначительных дел забывается главное, то самое «единое на потребу». Кстати, неслучайно в русском языке слова «излишество» и «лишение» одного корня. Эти противоположности сходятся в том, что и то и другое означает отсутствие единственно правильного отношения к предмету.

Кроме того, в греческом варианте интересно рифменное созвучие «отрицательных духов»:

πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς.

Новообрядцы также в исследовании приводят и полный текст молитвы прп.Ефрема Сирина на греческом. Кто может подтведить его (не)соответствие подлинникам 12-15 веков – милости просим отозваться!

Κύριε καὶ Δέσποτα τῆς ζωῆς μου, πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας, καὶ ἀργολογίας μή μοι δῷς.

Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης[1], ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς, καὶ ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ.

Ναί, Κύριε Βασιλεῦ, δώρησαι μοι τοῦ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα, καὶ μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου, ὅτι εὐλογητὸς εἶ, εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων. Ἀμήν.

Житие преподобного Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин (то есть сириец) родился в Низибии (Сирия) в первых годах IV в. По сказанию его сирского жизнеописания, преподобный Ефрем был сыном языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал его из родительского дома.

Прп. Ефрем был в юношестве безрасудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание. Святитель Иаков знал высокие достоинства своего ученика и использовал их на благо Церкви – поручал ему читать проповеди, обучать детей в училище, взял его с собой на I Вселенский Собор в Никее (325 г.).

Преподобный Ефрем 14 лет был в послушании у святителя Иакова – до его кончины. Вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедывал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии.

Св. Ефрем умер ок. 373-379 г. в сане диакона. Он оставил много толкований на Священное Писание и других сочинений, переведенных на греческий и читавшихся в церквах, много сочинений аскетического характера.

Знаменитая покаянная молитва была написана в 4 веке по Р.Х. на сирийском языке. Еще при жизни прп.Ефрема его творения были переведены на греческий язык. И получилось так, что сирийский подлинник его знаменитой великопостной молитвы до нас не дошел, остался только ее греческий перевод.

Преподобный Ефрем Сирин с характерным двуперстием, миниатюра XVI века с сайта www.ruicon.ru

О поклонах в Великий пост

В продолжение темы приводим пояснение к уставу о поклонах во время великопостных служб в храме, опубликованный на официальном сайте нашей Митрополии . Позволим себе проиллюстрировать материал фотографиями с праздничных служб от наших замечательных светописцев.

В частности, обращаем внимание на объяснение последовательности совершения поклонов на Великой павечернице и Литургии Преждеосвященных Даров, когда левая и правая половина храма кланяются не одновременно, а по очереди. К сожалению, нередко можно видеть замешательство в рядах наших прихожан во время таких поклонов.

В Великий Пост, в повседневной службе, практически все поясные поклоны в храме заменяются земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни (до «Сподоби, Господи, в вечер сей…») и Павечерницы (до «Слава в вышних Богу…») в воскресные дни Великого поста вечером, и Утрени повседневной (до первой «славы» на кафизмах) – во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс.

Имеются в великопостное время и свои, дополнительные, поклоны. Это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему…», положенные в Пост при конце всякого церковного последования. Но на Вечернях воскресных (под понедельник) и в праздничные (полиелеосные) службы в Великий пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов, а в конце праздничной великопостной Утрени – до трех.

На совершаемой в Пост в храме Великой павечернице после прочтения Символа Веры («Верую во Единаго Бога») поются по клиросам по дважды припевы: «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас» – и иные, с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом – другой.

Шедевр от Алексея Анатольевича Бойцова: Пасха на Рогожском – многотысячный Крестный ход в Москве

На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение (под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы), все указанные поклоны – поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется. После припевов «О Пресвятая Госпоже…» в чине великой Павечерницы следует «Трисвятое», на котором совершаются три поклона, всегда в пояс.

Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста и поклоны на великопостных субботних и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше.

В течение всего Поста по средам, пятницам, а также по отдельным праздникам, прилучающимся в Великий Пост посреди недели, служится (к сожалению, не во всех приходах) Литургия Преждеосвященных Даров. По чину своему эта служба есть подобие Вечерни, и ее духовная суть – усиленная, особо усердная молитва Богу. Моментом же, наиболее ярко выражающим эту суть внешне, является пение на амвоне диаконом или чтецом молитвы: «Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Когда данный стих из Псалтыря поется первый раз, то весь храм совершает земной поклон без крестного знамения, и клирос и прихожане в течение всего пения лежат «на лицы своем, молящеся».

Дальнейший порядок поклонов схож с описанным выше обычаем поклонения на великой Павечернице, на припевах «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая…». Когда вслед за диаконом «Да ся исправит» поет ведущий клирос (чаще – левый), вся «его» половина храма (соответственно, левая) поднимается и творит молитву стоя. Затем диакон поет следующий стих, а другой клирос (чаще – правый) вновь поет полностью «Да ся исправит…». Тогда вместе с певцами встает другая половина молящихся в церкви, правая, а левая снова творит земной поклон и находится в поклоне до конца пения.

Такое попеременное моление правой и левой половины стоящих в церкви происходит пять раз. (Во время пропевания последнего «Да ся исправит…» на первой половине этого стиха все молящиеся лежат «на лицы своем», а на пении второй половины стиха – все встают.)

После последнего «Да ся исправит» вместе со священником весь храм совершает три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина. И другие бывающие на Литургии Преждеосвященных Даров поклоны также являются земными.

Необходимо, однако, сказать и о том, что из этого правила есть следующие исключения. Когда Литургия Преждеосвященных Даров совершается в пятницу, на Вечерне, которая является частью Литургии, все поклоны поясные, так как Вечерня есть начало субботней службы, а во все субботы Великого поста земных поклонов не бывает. Собственно же Литургия Преждеосвященных Даров (начиная с «Да ся исправит») относится к пятнице, поэтому на ней все поклоны – земные, о чем уже говорилось выше.

Такой порядок поклонов поясных и земных бывает не только в пятницу, но и когда «Преждеосвященная» служба совершается за день до какого-либо праздничного дня, в который по Уставу и в Великий пост не положено творить земные поклоны (например, накануне Благовещения Пресвятой Богородицы).

Наконец, надо отметить, что поясными, а не земными, являются все поклоны на совершаемых в Великий пост требах (на погребениях, молебнах, соборованиях и в начале Исповеди).

Материал по теме:

Еп. Михаил (Семенов): Святая нить уроков Церкви в недели перед постом

Молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему» в пост

Мариино стояние. Венец подвижничества. Житие прп. Марии Египетской

Как читать Правильные каноны и готовиться к Причастию?

Практическая рекомендация по подготовке к исповеди и Причастию согласно традиционной Православной традиции.

Утренние и вечерние молитвы на церковно-славянском языке

Традиционная последосательность домашнего молитвенного правила в формате PDF.

Молитвы за обед и за ужин

Два плаката, изготовленные редакцией сайта STAROVE.RU. Предлагаем распечатать их и разместить на кухне или в трапезной.

Следует ли говорить “Спасибо”?

Короткая заметка столетней данности с описанием того, как и почему следует выражать слава благодарности, и почему привычный вариант не столь желателен.

Материал подготовлен для сайта STAROVE.RU

Избранные материалы:

Раздел «Церковь и Miр»

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « Исследования », « Истории жизни », материалы « На злобу дня » , информация о праздниках , а также стихи и проза читателей сайта «Старообрядческая мысль».

Раздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1 , страница 2 , страница 3 , страница 4

Какое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Что почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какой нательный крест является правильным?

Какой крест считается каноничным, почему недопустимо ношение нательного креста с изображением распятия и прочих образков?

Богоявленская вода. Рогожское. Фото

Эксклюзивные снимки запечатлевшие освящение Великой Богоявленской воды в Покровском кафедральном соборе РПСЦ в Рогожской Слободе.

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Вл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

СНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

STAROVE.RU: Россия в цифрах XX-XXI век

Эксклюзивное исследование сайта о том, какие в стране национальности, вероисповедания, динамика социо-экономических показателей на множестве примеров и сопоставлений.

«Самодержавие духа» или боязнь «потревоживания»?

Аргументированные размышления города о роли церковного раскола на историю России и современное положение Церкви в нашей стране.

Постановления Стоглавого Собора (1551 год)

Редкая и крайне подробная подборка материалов о Стоглавом Соборе, которые замалчивались официальной историей несколько веков.

Строго и красиво: избранное.

Праздники на Рогожском. Январь 2016. Богоявление – Крещение

Рождество Христово у старообрядцев Рогожское-2016

Как старообрядцы славят Христа. День второй: фото и видео

Фотографии с Пасхи на Рогожском

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Пасха Христова у старообрядцев

Фотозарисовка немного под другим углом, избранные и архивные фото по теме Пасхи на Рогожском и не только.

Христос Воскресе на Рогожском. Ночные фото Алексея Бойцова

Рогожская колокольня. Освящение. Фото шедевры Алексея Бойцова

Богоявление. Великая крещенская вода. Рогожское на фото Алексея Бойцова

Фото Владимира Саяпина с Праздника Недели Свв. Жен-Мироносиц -2015

Лучшие фото с праздника свв. Жен-Мироносиц

Подборка замечательных профессиональных фотографов, передающая дух самого «светского» старообрядческого праздника в Москве.

Неделя Святых Жен-Мироносиц. Фото прошлых лет.

Программа праздника 2014 года и подборка лучших профессиональгых снимков прошлых лет.

Фотоотчёт о Престольном празднике на Рогожском – Покрове Пресвятой Богородицы.

Колоритные фотографии с очередного собрания Рогожской общины, посвященному выбору делегатов на Освященный Собор.

Вместо поздравления настоятелю Покровского кафедрального собора по случаю 81-го дня Ангела от редактора сайта STAROVE.RU

Подборка профессиональных снимков с ежегоного старообрядческого праздника в Рогожской Слободе в Москве.

Фильм канала «Москва24» “Старообрядцы Москвы“, посвященный традиции освящения Великой воды:

Читайте в иллюстрированном обзоре на нашем сайте информацию о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

Журнал Дилетант. О расколе – правдиво

«Вокруг Света»: В. И. Суриков о картине «Боярыня Морозова»

ДОСТОИН! Как, кого и из кого ставят епископов в РПСЦ

Богатый фото репортаж о поставлении архиерея РПСЦ и зарисовка о современной жизни истинной Церкви.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

В контакте: http://vk.com/staroveru и http://vk.com/StarPraz

Похожие статьи

Старообрядцам возвращен храм в Гавриковом переулке в Москве

Рисованный лубок старообрядцев: собрание ГИМ у Сергея Андрияки

Праздник: св.Никола – зимний. Правило вере, и образ кротости. Житие и чудеса

Читайте также

С Праздником! Литературная матрица: Житие протопопа Аввакума

5 (100%) 14 votes 15 декабря нового стиля (2 декабря ст.ст.) Православная Церковь чтит память .

9 комментариев

Большое вам благодарение, братцы-старообрядцы, что храните древлеправославное благочестие! Есть куда оглянуться, к кому обратиться: а как должно быть? Есть образец 🙂 Нет, скорее, образ!

Да это же я написал! :)))))))))))))) Почти год назад! И нынче так же считаю :).

А снимок на Троицу сделан! 🙂

Ну, попробуй найди такой снимок земного поклона великопостный…

Здравствуйте. Как переводчик с греческого языка произведений древней монашеской литературы и преподаватель славянского, я решусь заметить, что слав. уныние не соответствует нашему сегодняшнему пониманию этого слова. Оно соответствует более греч. “ακηδια” – беззаботность, беспечность, точнее – духовное расслабление, и является его переводом в святоотеческой литературе. См., напр. прп. Иоанна Лествичника “Лествица”, слово 13: “Уныние (ακηδια) есть расслабление души, изнеможение ума, пренебрежение иноческого подвига, ненависть к обету, ублажатель мирских, оболгатель Бога, будто он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно, в телесном же служении крепко как железо, в рукоделии безленостно, в послушании лицемерно…Уныние подущает к странноприимству; увещевает подавать милостыню от рукоделья; усердно побуждает посещать больных… и.т.п. Наше современное понимание слова “уныние” – это то, что св. отцы называли “печаль”.

Спаси Христос за статью!

А вот бывают на этом сайте статьи, где не упоминаются “новообрядцы”? Я вот не понимаю, это для старообрядцев, чтобы узнать что-то новое, интересное, или сайт, занимающийся борьбой с РПЦ?

Михаил, Вы, конечно передергиваете. У нас много разных статей.

С РПЦ тоже никто не борется. Мы тут рассказываем в том числе о том, кто и как на наших глазах борется с остатками истинного Православия. Чаще всего в этом преуспевает церковь господствующая: к нашему привеликому сожалению. Делать вид, что в Багдаде все спокойно – не лучшая позиция по отношению к нашим близким. Да и в самом Багдаде все уже давно неспокойно.

Почитайте труды святых отцев и деяния Вселенских Соборов – там конкретные вещи обсуждались, и по ним принимались решения. И все ереси тоже во имя христианства провозглашались, но мудрые наши предки не стеснялись по ним иметь суждения и публично высказывать и порицать нарушения.

Добавить комментарий Отменить ответ

Зри такоже »

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here