Молитва при разводе в исламе

Самое подробное описание: молитва при разводе в исламе - для наших читателей и подписчиков.

Любовь и секс в Исламе. Часть восьмая: Развод. Нормы расторжения брака по Шариату.

Запрос на развод

Любовь и секс в Исламе. Часть восьмая: Развод. [ислам]

Нормы расторжения брака по Шариату

Это значит, что женщина может вернуться к своему прежнему мужу только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним.

Недозволенным новшеством, а стало быть и грехом, будет объявление талака после половой близости с женой после очищения, а также объявление талака во время менструации. Муж, объявивший жене талак во время менструации или при послеродовом кровотечении, должен немедленно покаяться для избавления от греха, и, если намерение о разводе было твердым, объявить ей это после очищения от кровотечения.

б) если муж станет отступником;

в) если муж будет уличен в интимных отношениях с матерью или дочерью жены.

после прекращения действия никяха по этой причине, то для нового никяха им надо вновь принять Ислам. Необходимость хулла в этом случае отпадает)”.

женщина, находившаяся в супружеских отношениях со своим мужем, не может вновь вступать в брак. Период идда необходим для определения

возможной беременности и установления последующего отцовства. Он установлен Всевышним Аллахом для защиты прав женщины и ребенка. Количество

дней периода идда может быть больше или меньше в зависимости от состояния женщины на момент развода. Например:

лет в Исламе подсчет ведется по лунному календарю. Количество дней в году по лунному календарю на 11 дней меньше и составляет 354 дня).

верующей. Если ему ненавистно в ней дурное, то пусть удовлетворится тем, что доброго в ней есть” (Муслим). Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также подчеркивал, что лучший из мусульман тот, кто лучший для своих жен. “Уверовавшие, наилучшим образом проявляющие свою веру, – это те, у кого мягкий нрав, а из этих лучшие те, что добры к своим женам” (Тирмизи). Однако Ислам – это практическая религия, и в ней действительно признается, что существуют обстоятельства, когда сохранение брака невозможно. В этих случаях добрый совет и контроль

над собой не могут разрешить проблему. Что же делать, чтобы сохранить брак в таких случаях?

(4:128). В этом случае жене следует искать примирения с мужем (через посредство родственников или без него).

швейцарские медики. Они установили, что разведенные мужчины намного больше подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чем одинокие женщины. Анализ документов страховых фирм позволяет врачам утверждать: у разведенных представителей “сильного пола” чаще наблюдаются нарушения психики, попытки самоубийства. Да и в больницы одинокие попадают в 8 раз чаще, чем женатые.

на развод не приводит ни к чему хорошему. Принуждать такие пары к продолжению совместной жизни против их воли не только неэффективно, но и неразумно. Неудивительно, что весь христианский мир в итоге добился разрешения на развод.

как она осквернена: ибо сие есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел”

Поскольку возобладала точка зрения гиллелитов, то восторжествовала нерушимая традиция иудейского права давать мужу свободу в инициации развода без всякой веской причины на это.

“Плохая жена несет унижение, потупление взоров, ранит сердце. Опускаются руки и слабнут колени мужчины, жена которого не способна дать ему радости. Женщина – источник греха, и через нее мы гибнем. Не храни воду в худом сосуде и не позволяй дурной жене вести речи, какие ей хочется. Если же она восстает против воли твоей, дай ей развод и отправь от себя” (Екклесиаст, 25:25).

на другой женщине или сожительствовать с незамужней женщиной без совершения свадебного обряда и иметь от нее детей, которые, в соответствии с иудейским правом, будут считаться законнорожденными. Покинутая жена, напротив, не сможет выйти замуж за другого человека, пока она является замужней перед законом, и не может сожительствовать с другим мужчиной, поскольку в этом случае будет считаться прелюбодейкой, а ее дети от этой связи будут считаться вне закона на десять последующих поколений.

Всё, что мы должны знать о разводе

Многие ошибочно полагают, что, если муж с женой не живёт более 3 месяцев, то у них автоматически считается развод. А некоторые и вовсе не задумываются о том, когда произносят слова, приводящие их к разводу. И естественно, неизбежен тот факт, что от незнания своей религии супруги живут в браке и не подозревают о том, что в действительности их брака не существует, т. е., они живут в грехе, Да убережёт нас Всевышний Аллах от этого! О том, что значит развод в исламе, каким образом он осуществляется, и в каких случаях он считается действительным, на эти и многие другие интересующие нас вопросы ответит преподаватель по исламской юриспруденции (фикху) ИТиМО Мухаммад Мухаммадов.

Мухаммад, расскажите, пожалуйста, что значит развод в Исламе?

Лексическое значение развода это- «хиллюль акди», т.е., развязывать завязанное, каноническое значение «талак» -это разрыв брачных уз определёнными словами. Слово Талак использовалось ещё и во время джахилии (до ислама), но не было определено количества развода, которое предусмотрено в исламе (1-3), т.е., они имели право давать один развод за другим, возвращая своих жён до истечения срока идды (трёх очищений от менструального цикла), т.е., без ограничений.

Многие люди полагают, что развод ни в коем случае нельзя давать, так ли это, и в каких случаях развод давать желательно или обязательно?

Первое- развод бывает обязательным. В шариате есть такое понятие как «иляъ», когда муж даёт клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или больше 4 месяцев. Допустим, муж говорит: «Я не буду вступать с тобой в половые отношения 5 месяцев». В этом случае, по истечению 4 месяцев, если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не даёт развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».

Второе- развод бывает желательным, т. е., сунна. Например, если муж не в состоянии обеспечивать свою жену по Шариату, а она требует этого. Также желательно дать развод, если муж не обеспечивает жену из-за того, что у него нет к ней влечения, и не может себя заставить обеспечивать её, в этом случае шариат отдаёт предпочтение разводу, чтобы не мучились оба. Желателен развод, если жена совершает большие грехи, к примеру, как прелюбодеяние, или что-либо порочащее достоинство мужа, но, если есть опасение, что после развода другие мужчины воспользуются ситуацией и будут принуждать её к прелюбодеянию, в этом случае лучше сохранить с ней брак с целью уберечь её от этого. Желательно давать развод, если у жены трудный характер, который муж не может терпеть, но если мужу не трудно выносить её характер, то лучше не давать ей развод. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Хорошая женщина среди женщин подобна вороне с белыми крыльями», т.е., их настолько мало, как в природе мало ворон с белыми крыльями. Может возникнуть вопрос, читая достоверный хадис: «Самое ненавистное из всего дозволенного Аллахом это развод»: как же нужно понимать эти слова, может ли быть так, что Аллах что-то дозволил и это ненавидит? Нет. Хадисоведы комментируют его следующим образом: Пророк (мир ему и благословение) сказал так, чтобы люди боялись этого и только в крайнем случае давали развод, тем самым предостерегая их от этого.

Третье- развод бывает не разрешённым, т.е., харам. Не разрешается давать развод во время менструального цикла жены, с которой у мужа до этого были половые отношения. Возникает вопрос, а почему харам? Шариат в этом случае не хочет ущемить права женщины, поскольку в этом случае срок идды (очищения) у неё значительно удлиняется, но, если жена требует у мужа развод в этот период, давать жене развод не запрещено, поскольку жена идет осознанно на этот шаг. Также не разрешается давать развод жене в период, когда у неё нет менструального цикла, но он в этот период вступал с ней в половые отношения. Допустим, муж дал три развода жене в этот период, а жена окажется беременной, возможно, он пожалеет об этом, тем самым он наносит вред и ей, и себе. Не разрешается давать развод жене, не восполнив ей её очередную ночь, т. е., если у мужчины две или более жён, ему не разрешается давать развод одной из них, пока не проведёт с ней ночь, которую провёл с другой, пока не будет равенства в этом. Также не разрешается смертельно больному мужу давать развод жене с целью лишить её наследства, если он умрёт. Во всех вышеперечисленных примерах, хоть и говорится, что давать развод не разрешается, а, если дать развод, он будет считаться действительным, но за это муж впадёт в грех.

И наконец, четвёртое- развод давать нежелательно (карахат) без какой-либо причины.

Можно ли сразу дать жене троекратный развод?

Дать сразу жене три развода это не харам, но желательно ограничиться только одним, чтобы позже не пожалеть об этом.

Считается ли развод действительным, если он был дан в состоянии опьянения? Если да, то имеются ли исключения, когда Шариат не считает его действительным?

Опьянение бывает разным, допустим, человеку делают операцию, ему сделали наркоз, он тоже пьяный, но в этом случае развод не считается. Если же человек, употребляя алкоголь, осознавал его запретность, то развод действителен, хотя при условии, что его насильно заставили выпить алкоголь и при этом он дал развод, он считается недействительным.

Произойдёт ли развод, если сказать жене: «Ты кяфир»?

В арабском языке, слово куфру имеет два значения: вышедший из религии и неблагодарный. Если муж говорит жене: «Ты кяфир», и при этом имеет в виду «неблагодарная», развода не будет, но если он говорит: «Ты кяфир», или же на русском языке «Ты не мусульманка», т.е., «Ты ушла из религии», тогда развод будет. Здесь необходимо кое-что уточнить, в случае, если между мужем и женой ещё не было половой близости, то сразу же после этих слов произойдёт развод. Если же половая близость уже была, то тогда, если муж момента произнесения этих слова до истечения срока идды заново примет Ислам, развода не будет, но если он за этот период не примет заново Ислам, то его жена считается разведённой с момента, как он сказал эти слова. Необходимость принятия Ислама на этом примере заключается в том, что, говоря жене эти слова, муж сам становится не мусульманином.

Насколько известно, если у женатого мужчины спросить: «Ты развёлся со своей женой?» или «Ты дал развод своей жене?» и он ответит «Да», то это считается один развод. Так ли это на самом деле или же нужно учитывать его намерение?

Если мужчина, прежде, чем ответить на этот вопрос понимает, что спрашивающий провоцирует его на развод, и он ответит «Да», развод будет. А если он ответит: «Я дал ей развод», в этом случае учитывается его намерение.

Если муж необдуманно сказал слова развода, повторив 3 раза “я с тобой развожусь”, при этом между ними близости ещё не было, но потом, очень пожалев об этом, хочет вернуть её, возможно ли это?

Обдуманно или необдуманно сказанные слова развода делают жену запретной для мужа. То есть, получается окончательный развод. Разницы нет, была интимная близость или нет. Если после трёх разводов мужчина желает вернуть обратно жену, то она не имеет права выйти снова за того же мужчину, который ей дал трёхкратный развод. Бывшие супруги могут пожениться заново только в том случае, если она выдержит срок идды (примерно три месяца), выйдет замуж за другого, вступит с ним в половой контакт, разведётся с ним, выдержит срок идды (примерно три месяца). Многие необдуманно произносят слова развода в шутку, считается ли при этом развод?

Да, развод считается, поэтому не стоит шутить на эту тему.

Когда муж даёт развод, всегда ли учитывается его намерения?

В арабском языке есть такие понятия как «сарих» и «кинаят», слова развода делятся на два вида. Первый вид – это форма слов, которая не нуждается в намерении, и вторая – кинаят, во время произношения слов, близких по смыслу иметь намерение на развод. К первому виду относятся слова талак- развод: «Ты разведена», «Я даю тебе развод», и здесь уже не важно, имел ли он намерения на развод, шутил ли он или произнёс в гневе. Ко второму виду относятся слова «Ты мне не жена», «Иди к маме», «Я отпускаю тебя» и т.д., в этом случае учитывается намерения во время произнесения этих слов.

Если муж отправил смс с текстом «я даю тебе три развода», а после он сказал, что у него при этом не было намерения на развод, остаются ли они мужем и женой в такой ситуации?

В этом случае учитывается намерение мужа при написании этих слов, будь то с помощью смс- сообщения, либо в виде письма. Может возникнуть вопрос почему, ведь это форма слов, которая не нуждается в намерении. На самом деле слова: «Я даю тебе развод» или «Я с тобой развожусь» не нуждаются в намерении при произнесении их вслух или шёпотом, т.е., главным условием является произнесение их языком.

Муж дал жене один развод, а после уехал на заработки на 6 месяцев, нужно ли им возобновить никях?

Если в течение срока идды он вернул её, то она остаётся его женой, если же по истечению этого срока он захочет её вернуть, то, естественно, необходимо возобновить никях.

А что будет, если жена по истечению срока идды выйдет замуж, а этот муж скажет, что он её вернул, как быть ей в этой ситуации? Вообще, возможно ли вернуть жену, не сообщив ей об этом, и какие есть условия возврата жены?

В случае, если муж приведёт двух свидетелей, которые слышали, что он её возвращал до истечения срока идды, его слова принимаются и жена к нему возвращается, если же нет свидетелей, жена остаётся со вторым мужем.

Обязан ли муж после развода дать жене что-либо?

Если муж дал один или два развода жене, до истечения срока идды он должен обеспечить её как законную жену. Если же муж дал три развода, он должен выплатить мутъат жене, с которой у него до развода были половые отношения. Жене, с которой не было половых отношений, после развода выплачивать мутъат не обязательно. Также мутъат не обязательно выплачивать жене, которая расторгла брак из-за недостатка мужа или муж расторгнул брак из-за её недостатка.

Имеет ли право жена дать себе развод?

Если муж даёт жене право на развод, то она имеет право дать себе развод, но должна она это сделать незамедлительно, сразу после слов разрешения мужа.

Мухаммад, спасибо Вам, что вы нашли время ответить на наши вопросы, столь актуальные для молодых пар и для семейных пар вообще, и в завершение нашего интервью пожелания нашим читателям.

Прежде хотелось бы напомнить известную всем историю из жизни Праведного халифа Умара ибн Хаттаба, когда один мужчина пришёл к нему в дом, чтобы пожаловаться на свою жену. Дойдя до двери дома, он услышал, как жена Умара кричала и ругалась. Видя все это, он уже собрался было идти обратно, думая, что Умар сам в таком же положении, и поэтому едва ли может предложить ему какое-либо решение этой проблемы. Умар увидел, что человек развернулся и готовится уйти, позвал его и поинтересовался целью его визита. Гость сказал, что явился с жалобой на свою жену, но, увидев, что у халифа дела с женой обстоят точно так же, хотел уйти. Тогда Умар сказал ему, что терпит выходки своей жены, поскольку у неё есть на него ряд прав. Он сказал: “Неужели же она не готовит для меня еду, не стирает мне одежду или не вскармливает грудью моих детей, поэтому я могу не тратить лишних денег на повара, прачку и няню-кормилицу, хотя закон никак не обязывает её делать все то, что она делает. И, кроме того, она приносит умиротворение моей душе и не позволяет совершать неблагопристойные дела. Поэтому я и терплю её выходки. И в таких случаях для тебя будет правильнее относиться к своей жене также, как я отношусь к своей”. Хочу пожелать мужчинам, чтоб они все-таки осознали, что не бывает женщин с совершенным характером, будьте крайне терпеливыми к недостаткам женщин, как это делали праведные халифы и не спешите с разводом.

Что же касается женщин, хотелось бы им пожелать, чтоб они понимали и принимали природу мужчины, что он вспыльчивый, и если задевать его мужское достоинство, мужчина, не моргнув глазом, может дать развод. Очень часто женщины, при ссоре прося у мужа развод и говоря, что он ей больше не нужен и что она уходит от него, могут спровоцировать мужа дать ей развод, не раздумывая, о чём в скором времени они оба могут пожалеть, но будет поздно. Поэтому понимайте друг друга и будьте терпимей!

Существует много серьёзных проблем, которые в данной статье невозможно обсудить во всех тонкостях. В каждом случае могут возникнуть свои сложности, и каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Всем терпения, и пусть Всевышний Аллах убережёт нас от необдуманных поступков, амин!

Беседовала: Мадина Гасанова

Ислам в Кузбассе

  • Академия Корана: Наша цель – помочь вам получить наивысшую награду Аллаха Об АкадемииОбразование онлайн становится популярнее с каждым днем, ведь.
  • Изучение Арабского языка и Таджвида Отличный Сайт! Я с этого сайта с 0 нуля выучил арабский алфавит, потом научился.
  • Обучение намазу (необходимый минимум) بسم الله.
  • Учите Арабский ✅ Учи арабский, и ты будешь понимать Коран и Сунну на языке их.
  • Онлайн трансляция из Благословенной Мекки и Лучезарной Медины Запретная мечеть аль – Харам в Мекке:Мечеть ан – Набави в.

Ответы на вопросы о семейной жизни в Исламе (Талак)

Развод — это разрыв взаимоотношений с женой, выраженный словесно, или письменно, или знаком. Суть развода заключается в том, что он порицаем, так как через него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями.

Если мужчина не любит жену и не может переносить супружеские отношения с ней, то ничего страшного не случится, если он даст ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:

1. Нельзя давать женщине развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в тот период, когда у нее менструации, то он совершает запретное. Против этого возражают Аллах и Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Развод в этом случае должен быть отменен, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. Лучше всего, если она останется в качестве жены до тех пор, пока у нее еще раз не наступят менструации. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод.

2. Если муж имел с женой половые сношения после завершения менструаций, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится, забеременела она или нет.

Если муж имел половые сношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в половые отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет.

Всевышний Аллах сказал: «О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в отсчитанный для них срок» (Сура Развод, аят 1).

Сказал Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах: «Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте ей развод, когда у нее менструации завершатся».

Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза.

Не говори: «Ты — разведена два раза», или: «Ты — разведена три раза», или: «Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена». Повторять трижды «Ты — разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал о ком-то, объявившем развод трижды:

«Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Один из присутствующих при этом спросил: «А не убить ли его, о Посланник Аллаха?»

Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб божий должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их.

Всевышний Аллах сказал: «Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя». (Сура «Развод», аят 1). Он также сказал: «А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный». (Сура «Корова», аят 229).

Поскольку развод — это разрыв с женой, он регулируется многочисленными предписаниями, среди которых укажем на следующие:

1. Необходимость соблюдения периода, в течение которого женщина после развода или смерти мужа не имеет права снова выходить замуж, если муж имел с ней половую близость.

Если мужчина дает развод женщине или умирает до того, как вступил с ней в половые сношения, она не обязана соблюдать срока, в течение которого она не может вступать в новый брак.

Это соответствует следующим словам Всевышнего: «О те, которые уверовали! Если вы женитесь на верующих женщинах, а потом разведетесь с ними раньше, чем их коснетесь, то вам не следует обязывать их к сроку, какой считаете вы» (Сура Сонмы, аят 49).

Существуют следующие сроки, в течение которых женщина после развода не имеет права выходить снова замуж: три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации; три месяца, если она не имеет менструаций; время до рождения ребенка, если она беременна.

2. Запретность жены для мужа в том случае, если он до этого давал ей развод дважды.

Имеется в виду следующая ситуация: муж дал жене развод, а затем вернул ее до окончания срока, в течение которого она не имеет права снова выйти замуж, или женился на ней по завершении этого срока, дал ей развод второй раз и вернул ее до истечения указанного срока, либо женился по окончании этого срока, а затем третий раз развелся с ней. В этом случае она становится запретной для своего мужа до тех пор, пока она не вступит в законный брак с другим мужчиной, который поживет с ней и даст развод. Только после этого прежний муж может взять ее снова в жены.

Это соответствует следующим словам Всевышнего: «Развод — двукратен: после него — либо удержать, согласно обычаю, либо отпустить с благодеянием». (Сура Корова, аят 229).

«Если же он дал ей развод (в третий раз), то не разрешается она ему, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними (имеются в виду первый муж и его жена), что они вернутся друг к другу, если они думают выполнять ограничения Аллаха. Таковы границы Аллаха, которые разъясняет Он людям понимающим» (Сура «Корова», аят 230).

Таким образом, Аллах делает жену запретной для мужа, который дал ей трижды развод до тех пор, пока она не побывает замужем за другим. Это вызвано тем, что в первые годы Ислама женам давали развод неограниченное число раз и снова их возвращали. Так, некто, осерчав однажды на свою жену, сказал: «Клянусь Аллахом, я не дам тебе приюта, но и не расстанусь с тобой». «Как это?» — спросила жена. «Я дам тебе развод, — ответил муж, — а когда приблизится завершение положенного срока, я возвращу тебя. Затем дам развод и снова возвращу до истечения срока». Женщина рассказала об этом Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и Аллах Всевышний ниспослал следующее: «Развод — двукратен», ограничив число разводов до трех раз, что оградило женщин от произвола их мужей.

Господи наш! Не уводи нас в сторону после того, как вывел на правильный путь. Дай нам Твою милость, ведь Ты — Дающий. Господи наш! Дай нам хорошее в жизни земной и загробной, и спаси нас от мук огня. Да благословит Аллах Пророка нашего Мухаммада, его семью, его сподвижников и да приветствует их всех!

И в завершении воздадим хвалу Аллаху, Господу всех миров.

Подразумеваемый развод и сомнение насчет своего намерения

Неявный развод и сомнения насчет развода.

Вопрос: Если я сказал слова, подразумевающие развод, но у меня возникли сомнения насчет того, действительно ли я намеревался развестись, каково шариатское постановление в этом случае? У меня проблемы, связанные с забывчивостью, наущениями шайтана и сильной неуверенностью. Заслуживаю ли я порицания в том, что я иногда говорю, будь то в молитве, или насчет развода?

Ответ: Хвала Аллаху…

Во-первых: Развод бывает двух видов: явный и подразумеваемый. Явный развод, это когда человек говорит недвусмысленные слова развода, например: «ты разведена», или: «я даю тебе развод».

Подразумеваемый (или неявный) развод, это примерно следующие слова: «возвращайся к своей семье», или: «ты мне не нужна», или «Аллах избавил меня от тебя» и т.п.

В первом случае (явный развод), развод происходит даже при отсутствии намерения.

Во втором случае, когда произносятся слова с неоднозначным смыслом, развода не происходит, согласно мнению большинства ученых – ханафитов, шафиитов и ханбалитов, если у человека не было намерения развестись или косвенных доказательств, как например гнев, ссора или просьба жены о разводе. В таких случаях, развод происходит, даже если не было намерения развестись. Принятие косвенных доказательств является мазхабом ханбалитов и ханафитов. См. «аль-Мавсу’а аль-Фикхиййа» (29/26).

Что касается сомнений, намеревался ли он развестись или нет, в этом случае развода не происходит, потому что основным принципом является отсутствие развода.

Во-вторых: Тот, кто страдает от наущений шайтана насчет своих слов или веры, то это не принимается во внимание в вопросах развода или в других делах. Например, тот, у кого есть сомнения насчет развода со своей женой, или он думает, что если сказал определенные слова, или подумал об определенной вещи, то он развелся со своей женой. В этих случаях, развода не происходит.

Развод под воздействием гнева

Вопрос: Мусульманка говорит, что её муж в моменты сильного гнева много раз говорил: «Ты разведена». Каково шариатское постановление в этом случае, особенно, если у них есть дети?

Ответ: Хвала Аллаху… Шейха Ибн База, да помилует его Аллах, спросили о человеке, жена которого плохо относилась к нему и оскорбляла его, и он развелся с ней в состоянии гнева. Он ответил:

– Если слова развода произнесены в момент сильного гнева, когда ты не осознавал, что делаешь и не контролировал себя под воздействием её скверных слов, оскорблений и т.д., и ты дал развод в состоянии сильного гнева, не осознавая этого, и она признает это или у вас есть справедливые свидетели случившегося, то развод не состоялся. Потому что шариатские доказательства указывают, что в момент сильного гнева – тем более, если ты не осознавал происходящее – развод не считается действительным.

Об этом свидетельствует хадис, который передали Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа от Аиши, да будет Аллах доволен ею, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нет развода и нет освобождения (раба) в состоянии иг’лякъ».

Большинство ученых сказали, что иг’лякъ – это принуждение или сильный гнев. По причине этого гнева человек не осознает, что делает, поэтому он подобен тому, кто потерял сознание, или умалишенному, или пьяному из-за силы своего гнева, и в этом случае развода не происходит. Если он не понимает, что он делает и не может контролировать свои слова и действия, по причине сильного гнева, то развод не считается состоявщимся.

1 – Сильный гнев, когда человек не осознает, что он делает. Это сравнивается с помешательством, поэтому развод считается недействительным, по мнению всех ученых.

2 – Сильный гнев, когда человек осознает, что он делает, но его гнев настолько силен, что это вынуждает его дать развод. В этом случае также развод считается недействительным, в соответствии с правильным мнением.

3 – Обычный, не очень сильный гнев, когда человек полностью контролирует себя. В этом случае, развод считается состоявшимся, по мнению всех ученых.

См. «Фатава ат-Талякъ» (стр. 19-21), собранный доктором Абд-Аллахом ат-Таййар и Мухаммадом аль-Муса.

Упомянутого Шейхом — да помилует его Аллах – во втором пункте мнения также придерживались Шейх Ислама Ибн Тайимйа и его ученик Ибн Къайим, да помилует Аллах их обоих. Ибн Къайим написал на эту тему исследование под названием «Иг’асат аль-Ляхван фи Хьукми Талякъ аль-Г’адбан», в котором он написал:

1 – Не сильный гнев, который не влияет на сознание или здравомыслие человека, и он знает, что говорит и понимает смысл этого. Нет разногласий в том, что в этом случае развод, освобождение раба и договора являются действительными.

2 – Гнев, достигающий такой силы, что человек не знает, что он говорит или делает. Нет разногласий в том, что в таком случае развода не происходит. Если гнев настолько силен, что он не знает, что говорит, то нет сомнения, что ни одно его слово не принимается в расчет. Только слова мукалляфа (взрослый человек в здравом уме) принимаются в расчет, если он знает, что говорит и что это означает, и если говорящий имеет в виду именно это.

3 – Гнев, который занимает среднее положение между вышеописанными видами. Такой гнев выходит за рамки обычного, но не настолько силен, чтобы заставить человека вести себя, как сумасшедший. Это область разногласий, однако шариатские доказательства свидетельствуют, что развод, освобождение раба и договора в этом случае являются недействительными, и это один из видов иг’лякъа, как это разъяснили имамы. (Муталиб Ули ан-Нуха 5/323, Заад аль-Ма’ад 5/215)

Муж должен бояться Всевышнего Аллаха и избегать слов развода, чтобы это не привело к распаду его семьи.

Мы советуем обоим супругам бояться Аллаха в соблюдении Его пределов и беспристрастно посмотреть на то, что произошло между ними: был ли это со стороны мужа обычный гнев, который является единственный видом гнева, при котором развод считается действительным, согласно консенсусу ученых? Они должны оберегать свою религию и не допустить, чтобы наличие у них детей повлияло на правдивость в описании гнева перед муфтием, который выносит решение о разводе, чтобы получить решение, которое они хотят.

Тот факт, что у супругов есть общие дети, должен препятствовать использованию опрометчивых слов развода. Так же, нельзя прибегать к хитрости, используя детей для того, чтобы найти лазейку в шариатском постановлении после того, как развод состоялся, и пытаться найти способ повлиять на фукаха, чтобы получить нужное им решение.

Мы просим Аллаха благословить нас всех пониманием Его религии и соблюдением Его законов. И Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид

Муж плохо обращается с ней и не обеспечивает её

Вопрос: Я замужем за парнем, который не любит меня, не расходует на меня своё имущество, плохо со мной обращается и не желает того, чтобы я придерживалась Сунны. Он заставляет меня работать. Я хочу просить его развестись со мной, но мои родители не желают этого. Каково мнение Шариата об этом?

Ответ: Вся хвала Аллаху.

Во-первых: Достижение любви и покоя между супругами есть одна из важнейших целей женитьбы, которые преследует Шариат. И если между ними есть хорошее отношение и возможность сохранить брак, то женщине не пристало требовать расторжения этой крепкой связи и освобождать себя от договора (брака).

(Передается) от Саубана, да будет доволен им Аллах, что он сказал:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если женщина просит у своего мужа развод без уважительной причины, то она будет лишена возможности почувствовать благоухания рая». (Хадис приводится у Абу Дауда под № 2226 и у других. Аль-Албани подтвердил достоверность этого хадиса).

Слова «без уважительной причины» означают: «без наличия вреда, который бы вынудил ее просить расставания».

Шейх-уль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Все ученые согласны, что в случае, когда между супругами хорошие отношения, развод запретен». (Аль-кауа’ид ан-нуранийа. – С. 265).

Во-вторых: Слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «без уважительной причины» указывают, что если пребывание с мужем приносит женщине горе и вред, то она может просить у мужа развода.

Шейх-уль-ислам Ибн Теймия, да помилует его Аллах, сказал: «Если он не может достойно и хорошо к ней относится, то их разводят». (аль-Фатауа аль-кубра. – Т. 3 – 150).

Каждый из пунктов, упомянутых в вопросе, а именно: отказ от обеспечения своей жены, плохое к ней отношение… и так далее, уже в отдельности разрешает ей просить развод. И что же говорить, если они присутствуют все вместе?!

В вопросе развода родители жены не имеют власти, особенно, если она совершеннолетняя и разумная. Они не имеют право заставлять ее развестись, как и не имеют право запрещать ей, если она нуждается в нём. В отличие от права отца, как опекуна своей дочери при никяхе (женитьбе). См. «Аль-маус‘а аль-фикхийа аль-кувейтийа» (Т. 19 – 248 – 250).

Однако мы советуем Вам, прежде чем сделать этот шаг, найти посредника между вами, который мог бы дать совет мужу и попытаться уладить отношения между вами. Хотя бы на столько, чтобы с ним можно было продолжать жить. Мы подтверждаем, что у него нет права повелевать Вам греховное, работать в смешанном коллективе, к примеру, или не обеспечивать Вас и обходится с вами плохо. Если это не принесёт пользы, то постарайтесь убедить в этом своих родителей, даже если придётся найти того, кто разъяснит им Вашу с мужем ситуацию: что продолжать жить с ним для Вас большая трудность, и что это вредит Вам и Вашей религии. Важно прежде оставления дома, в котором вы живете с мужем, подумать о подготовке дома, в который Вы планируете переехать после своего шага.

Просим Аллаха внушить вам правильный выбор, исправить Вашего мужа и облегчить Вам путь к легчайшему! А Аллах знает лучше.

Он дал ей третий развод и утверждает, что сказал его в гневе

Вопрос: Я, моя сестра и мама ссорились с мужем моей мамы. Так как он ударил ее по руке, а мой брат стал кричать, нападать на него и выпроводил его из дома. После того, как он вышел и подождал на улице пару минут, он потребовал: «Откройте дверь». Мама открыла ему, а он ей заявил: «Ты разведена», после этого мама дверь закрыла. Это был уже третий развод.

На следующий день он сказал матери, что произнес слова развода в гневе, и что они точно не считаются разведенными. Прошу вас помочь нам, и разъяснить положение этого развода, так как мы носим хиджаб, и боимся, чтобы наша мама не совершила большой грех.

Ответ: Хвала Аллаху. Мы советуем Вам обратиться к одному из ученых в своей стране, которому Вы доверяете, чтобы он послушать версию произошедшего со слов Вашей родительницы и ее мужа, и чтобы он узнал и понял, каков был гнев мужа, когда он произносил слова о разводе.

Шейх Ибн ‘Усеймин, да помилует его Аллах, после перечисления видов гнева (они разъяснены в вопросе, упомянутом выше) сказал: «Теоретически, мнение о том, что развод в гневе не считается действительным, является верным. Но что лучше с практической точки зрения и воспитательной: давать фетву, подтверждающую это, или давать ее только в определенных ситуациях, когда мы уверены в правдивости слов мужа? Во-вторых. Если мы бы сказали, что развод в состоянии гнева недействителен, то количество тех, кто говорит: „Я был в гневе и развелся со своей женой“ увеличилось бы. Подобный человек не различает первую степень гнева от второй, и происходит своего рода спекуляция. Решение о том, что развод в гневе недействителен, приведет к тому, что люди станут невнимательными в вопросе развода. Если же человек видит, что муж правдив и не станет проявлять небрежности в этом вопросе, в этом случае он обращается к фетве, что гласит о недействительности развода в гневе. Если же видно, что муж небрежен в этом вопросе и лишь желает вернуть свою жену любыми путями, то в этом случае следует дать фетву о том, что развод произошел. В подобном подходе проявляется мудрость в отношениях между людьми, и этот подход играет важную роль в исламском законоведении, даже в вопросах материальных. Возможно, иногда, мы запретим человеку принимать определенную пищу, несмотря на то, что она дозволена, но запретим, так как она вредит ему. А другому мы скажем, что она дозволена, так как не причиняет ему вреда». «Аш-шарх аль-мумти‘» (13/29).

А Аллаху ведомо лучше.

Примеры уважительных причин для требования у мужа расторжения брака (хул’)

Если женщине ненавистен нрав мужа: например, он слишком строг и вспыльчив, слишком много сердится, критикует без повода и упрекает за малейшую ошибку, то она имеет право на хул’ (расторжение брака по требованию женщины).

Если ей неприятен его внешний вид. Например, у него есть физический дефект, уродство или недуг. В таком случае она так же имеет право на хул’.

Если он делает упущения в исполнении религиозных обязанностей: не совершает молитву, или пренебрегает коллективной молитвой, или без уважительной причины пропускает пост в Рамадане, или совершает запретное, подобно совершению прелюбодеяния, распитию спиртного, или слушает песни, посещает увеселительные места и так далее. Все это дает ей право на хул’.

Если он ущемляет ее права на материальное обеспечение, одежду и другие необходимые расходы, имея возможность на это, то она имеет право на хул’.

Если он не выполняет супружеские обязанности из-за полового бессилия или по причине того, что он не желает ее или предпочитает другую, или он несправедливо распределяет время между своими женами, то она имеет право на хул’.

А Аллах знает лучше.

Шейх Абд-Аллах б. Абд ар-Рахьман б. Джибрин, да помилует его Аллах.

Развод с беременной женщиной

Вопрос: Мой муж развелся со мной во время моей беременности и затем, еще до того, как я родила, он пришел ко мне и сказал, что мы не разведены, поскольку беременная женщина не может быть разведена. Поэтому я хотела бы знать разведена я или нет. Мы очень любим друг друга и у теперь нас маленький сын. Прошу вас ответить как можно скорее.

Ответ: Хвала Аллаху. Шейха Ибн База, да смилостивится над ним Аллах, спросили, возможен ли развод с беременной женщиной. Он ответил:

— Этот вопрос возникает среди простых людей – некоторые из них считают, что развод с беременной женщиной невозможен. Я не знаю, почему они так думают, ведь этому нет основы в словах ученых. Наоборот, все ученые считают, что такой развод возможен. Это единогласное мнение ученых, и в этом вопросе нет разногласий среди них. Согласно Сунне, развод (талякъ) с женщиной происходит в двух ситуациях:

1. Когда женщина беременна. Развод в таком случае – сунна, а не нововведение.

2. Когда женщина чиста от менструаций, и (после очищения) ее муж не имел с ней полового акта. То есть она очистилась от месячных или послеродового кровотечения, а перед этим ее муж имел с ней половую связь. В этом случае так же развод соответствует сунне. См. «Фетвы шейха Ибн База о разводе» (1/45-46).

Если муж возвращает ее в период выжидания (‘идда), то она остается его женой, поскольку ‘идда беременной женщины заканчивается только после родов. Всевышний говорит (перевод смысла): «Для беременных срок установлен до тех пор, пока они не разрешатся от бремени» (Коран, 65:4). Это срок выжидания беременной женщины, как разведенной, так и вдовы. Муж должен считать это одним разводом.

А Аллах знает лучше.

Она не любит своего мужа, но он отказывает ей в разводе

Вопрос: Я соблюдаю религиозные предписания, но не люблю моего мужа по многим причинам. Он знает это, но отказывает мне в разводе, и я часто отказываю ему в супружеских контактах. Каково религиозное положение этого вопроса?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых. Женщине не дозволено требовать у мужа развода без причины. В случае наличия причины, такой как ущемление ее прав или несправедливое отношение к ней, не будет греха, если она попросит развод.

Передали Абу Дауд (2226), ат-Тирмизи (1187) и Ибн Маджа (2055) со слов Савбана – да будет доволен им Аллах, – что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине, попросившей у своего мужа беспричинного развода, запретен запах Рая». Ал-Албани подтвердил достоверность хадиса в «Сахих Аби Дауд».

Если мужчина не ущемляет права жены и не поступает с ней несправедливо, но он ненавистен ей до такой степени, что она не может жить с ним и не выполняет свои супружеские обязанности, то они оба должны попытаться исправить положение. Если это не приведет к положительному результату и их жизнь зайдет в тупик, то Аллах оставил для нее выход в виде хул’а – она отдает весь махр, который он дал ей, а мужчине предписано принять махр и расстаться с ней.

Передал ал-Бухари (5273) от Ибн Аббаса – да будет доволен ими Аллах, – что жена Сабита б. Къайса пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказала: «О, посланник Аллаха, я не порицаю Сабита б. Къайс из-за его характера или его отношения к религии, но я не хочу совершить куфр после того, как приняла Ислам». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты согласна отдать его сад?». Этот сад был подарком в качестве махра для нее. Она ответила: «Да».Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Возьми свой сад и разойдись с ней». В версии Ибн Маджы (2056) сказано: «Я не выношу его». Ал-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Ибн Маджа».

Ее заставила просить развод глубокая неприязнь к нему. В словах «я не хочу совершить куфр после того, как приняла Ислам» имеется в виду ущемление его прав, и что она не сможет выполнить то, что Аллах вменил ей в обязанность: подчинение мужу и хорошее отношение к нему.

Во-вторых. Мы хотели бы напомнить Вам, что если у вас нет очевидного оправдания для требования развода, отказ от разделения ложа является большим грехом, о чем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если мужчина позвал свою жену в постель, а она отказалась, и он лег спать рассерженный, ангелы будут проклинать ее до утра». Хадис передали ал-Бухари (3237) и Муслим (1736).

Вам следует выбрать праведных людей среди Ваших или его родственников, того, кто сможет дать ему совет и призвать расстаться с вами надлежащим образом.

В-третьих. Мужу мы советуем не удерживать жену, когда она страдает с ним. Если он хочет, чтобы она осталась, и отказывается развестись, то он должен наладить семейные отношения и устранить причины, вызывающие у нее антипатию. Если он не может сделать этого, он должен развестись с ней или удовлетворить ее просьбу о расторжении брака (хул’), а не заставлять жену совершать грех, проявив непокорность (нушуз) и ослушание.

Ученым постоянного комитета по изданию фетв был задан вопрос: «Женщина не любит своего мужа, хотя у нее нет претензий к его характеру и выполнению религиозных обязанностей. Она вернула ему весь махр. Нужно ли заставить этого мужа развестись с женой, если он удерживает ее несмотря на то, что она сильно не любит его?».

Они ответили: «Если женщина не любит своего мужа и боится, что может преступить ограничения, установленные Аллахом, в таком случае предписан хул’, когда она возвращает махр и расстается с ним, согласно хадису о жене Сабита б. Къайса… Если между ними возник спор, дело должно быть передано шариатскому судье, который разъединит их». «Фатава ал-Ладжна ад-Даима» (19411).

Просим Всевышнего Аллаха исправить дела мусульман. И Аллах знает лучше.

Шариатское постановление о женщине, чей муж пропал без вести

Вопрос: Если муж не появлялся девять месяцев, она не видела его все это время и не знает, где он находится, оправдывает ли это требование развода через хуль’? Если да, должна ли она выждать срок ‘идды перед тем, как снова выйти замуж?

Ответ: Хвала Аллаху. Если в вопросе имеется в виду, что муж этой женщины пропал без вести, то эта ситуация относится к категории, которую ученые называют: «женщина, чей муж пропал без вести»,то есть от него нет никаких вестей. Известно много мнений ученых насчет срока выжидания перед тем, как муж может быть признан мертвым. В соответствии с наиболее предпочтительным мнением, этот период должен определить судья, и это решение (иджтихад) зависит от обстоятельств и времени. Таким образом, къадий называет период выжидания, после которого вероятнее всего муж может считаться мертвым, и по истечению этого срока он официально выносит решение о смерти. После этого его жена выжидает срок (‘идда) в 4 месяца и 10 дней, который необходимо выжидать женщине в случае смерти мужа, после чего она имеет право выйти замуж.

Если же ей известно, где находится ее муж, и что он покинул ее на такой длительный срок, то она считается в положении женщин, мужья которых поклялись не вступать в половую близость со своими женами. В таком случае женщина или ее попечитель (вали) должны связаться с ним или обратиться к судье, который обязывает его вернуться к ней, а в случае отказа расторгает или аннулирует брак. А Аллах знает лучше.

Шейх Мухьаммад Солихь аль-Мунаджид

Как мужчина, давший развод, возвращает свою жену?

Вопрос: Как я знаю, человек, решившись жениться, просит у родителей одобрения и согласия. Однако, что делать, если супруги разошлись, а сейчас думают сойтись вновь? Нуждаются ли они в одобрении своих семей и проходом через всё, то же самое снова?

Ответ: Хвала Аллаху. Если муж дал своей жене первый или второй развод, и если ещё не закончился период ‘идды (окончание трёх периодов менструаций или рождение ребенка для беременной женщины), то он может вернуть свою жену словами: «Я вернул тебя» или «Я удержал тебя». Этим возобновление брака будет считаться верным. Или же может совершить какое-либо дело, намереваясь вернуть жену. К примеру, совершить половой акт с намерением возобновить брак. Этим брак также возобновится.

Сунной в этом вопросе является свидетельствование о возобновлении брака, то есть призыв двух свидетелей-мужчин в соответствии со словами Всевышнего Аллаха:

«Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (сура «ат-Таляк», аят 2).

Этим осуществится возобновление брака.

Если же после первого или второго развода у жены прошёл период ‘идды, то необходимо заключить новый брак. В этом он подобен остальным мужчинам: он просит руку у опекуна женщины и у неё самой. Когда она и её опекун согласятся, то они договариваются о махре, который удовлетворит её, и в присутствии двух справедливых свидетелей-мужчин заключают брак.

Если же он дал ей окончательный – то есть третий – развод, то она становится запретной для него, пока не заключит брак, соответствующий Шариату, с другим мужчиной, и пока он не совершит с ней половой акт, а после расстанется с ней: или разведётся, или умрёт. Так как Всевышний Аллах сказал:

«Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого» (сура «аль-Бакара», аят 230).

Мужу запрещено договариваться с другим мужчиной, чтобы тот женился на его бывшей жене, а потом покинул ее. Подобное является одним из больших грехов. Такой брак не делает её дозволенной для бывшего мужа, и даже более этого, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял как первого мужа, так и второго мужа, который своей женитьбой решил сделать женщину дозволенной для первого мужа.

См. книгу шейха ‘Абдуль-‘Азиза бин База «Фатауа ат-таляк» (Т. 1. – С. 195 – 201).

Действителен ли тройной развод в одной фразе?

Вопрос: Я развелся с женой около восьми лет назад. Когда я попросил Кади зарегистрировать развод, я сказал: «Я развожусь с моей женой такой-то, дочерью такого-то, три раза». Но при записи акта, пишущий записал это как один развод. Это дало моей жене надежду, что я верну её обратно, и она до сих пор не вышла замуж… Теперь я хочу взять ее обратно, и ее семья тоже этого хочет. Должен ли я пойти против моего намерения и действовать на основе того, что записано в акте или нет?

Ответ: Хвала Аллаху. Мнения ученых разошлись в вопросе того, кто дал жене тройной развод в одном выражении (т.е. сказал: я развожусь с тобой трижды). Большинство ученых считают, что тройной развод действителен, а другие считают, что это засчитывается как один развод.

Шейха Абдуль-Азиз ибн База (да смилуется над ним Аллах) спросили: Человек дал своей жене тройной развод в одной фразе, каково постановление по этому поводу?

Он ответил: Если человек разводится со своей женой три раза с одного слова, такие, как говорят, «Ты разведена три раза» или «трижды разведенная», большинство ученых считают такую женщину разведенной три раза, и что она становится запретной для него, до тех пор, пока она не побывала замужем за другим человеком в серьезном браке, не в браке «тахлиль»1, а затем они разошлись, по причине смерти нового мужа или развода с ним. Они обосновывают это, тем, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) считал тройной развод действительным, и ввёл это среди людей.

Другие ученые считают, что это следует рассматривать как один развод, и муж может взять ее обратно, если идда2 еще не закончилась. Если идда закончилась, он может жениться на ней заново. Они приводят в качестве доказательства, хадис из «Сахиха Муслима», от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Во время Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время Абу Бакра и в первые два года правления Умара, тройной развод считался как один. И Умар сказал: «Поистине люди проявили спешку3 в том, в чем должны быть терпеливы4, а что если мы утвердим их слова5 ?», и он утвердил это». В другом риваяте Муслима: Абу аль-Сахба сказал Ибн ‘Аббасу, да будет доволен ими Аллах: «Разве во время Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и во время Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, и в течении первых трех лет правления Умара, да будет доволен им Аллах, тройной развод не считался как один?» Он сказал: «Да».

Также в качестве доказательства они приводят сообщение, переданное имамом Ахмадом в Муснаде, с хорошим иснадом, от Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, что Абу Ракана развелся со своей женой, сказав «я развожусь с тобой три раза», но потом пожалел об этом, и Пророк, мир ему и благословение Аллаха, вернул её ему и сказал: «Это всего лишь один (развод)». И они (ученые) отнесли смысл этого и предыдущего хадиса к тому, что тройной развод считается как один, совместив эти два хадиса со словами Всевышнего: «Развод допускается дважды». (Коран, 2:229). А так же словами Всевышнего и Великого: «Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха. Он разъясняет их для людей знающих». (Коран, 2:230).

Этого мнения придерживался Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обеими), согласно достоверному сообщению, переданному от него. В другом его риваяте передается, что он придерживался мнения большинства. Того мнения, что тройной развод должен рассматриваться как один, придерживались также Али, Абдурахман бин Ауф и Зубайр бин аль-Аввам (да будет доволен Аллах ими всеми).

Это было также мнением ряда Табиинов, Мухаммада ибн Исхака, автора ас-Сира, и некоторых уляма из ранних и поздних ученых. Этому мнению отдавали предпочтение так же Шейх аль-Ислам Ибн Таймия и его ученик Ибн аль-Каййим (да смилуется над ними Аллах). Я тоже поддерживаю это мнение, по причине этих текстов, а так же потому, что это милосердие к мусульманам и добро для них. (Фатава Ислямийа, 3/281, 282).

Вероятно, Кади так же придерживался точки зрения, состоящей в том, что тройной развод засчитывается как один развод. Основываясь на этом, не будет греха, если вы возьмете её обратно. Однако, после истечения срока «идда» вы не можете взять ее обратно, − вы должны заключить с ней новый брачный контракт.

Что касается принятия ее обратно после того, как идда закончилась − то есть, после трех менструальных циклов − это недопустимо, потому что, как только идда женщины завершена, она становится «чужой» для своего мужа, и она не является допустимой для него, за исключением с нового брачного контракта. (Фатава Ислямийа, 3/293).

И Аллах знает лучше.

1 Брак тахлиль — запрещенный вид брака, заключаемый с разведённой женщиной, с целью последующего развода с ней, для того, чтобы она имела возможность выйти замуж за того человека, с которым прежде она уже трижды развелась. (Здесь и далее прим. редакции).

2 Здесь, идда — срок, который должа выждать разведенная женщина, прежде чем сможет снова выйти замуж, и который составляет три полных менструальных цикла. Согласно шариату, получившая развод женщина остается в супружеском доме на весь период идда.

3 Т.е. Всевышний Аллах проявил милость к Своим рабам, сделав женщину запретной для мужа только после третьего развода и тем самым оставил дорогу для тех, кто раскаялся и пожелал вернуть жену обратно. Но люди сами навлекли на себя трудности в этом вопросе, собрав три развода в одной фразе и пожелав сделать жену запретной для себя с одного раза.

4 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о ком-то, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Так же пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Три вещи воспринимаются всерьез, и когда их произносят всерьез, и когда их произносят ради забавы. Это – брак, развод и возобновление брака». («Сунан ат-Тирмизи», «Сунан Абу Давуд», «Сунан Ибн Маджа»).

5 Т.е. постановил, что отныне, тройной развод в одной фразе будет считаться как три развода. Умар, да будет доволен им Аллах, был категоричен в вопросах религии и не позволял людям относиться легкомысленно к шариату Аллаха.

ЕЩЕ СТАТЬИ

КОММЕНТАРИИ

ВРЕМЯ НАМАЗА Прокопьевск

Ислам в Кемеровской области

В книге представлено уникальное исследование по истории ислама и жизни мусульман в Кемеровской области.

Оценка 3.1 проголосовавших: 177
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here