Молитва пересвету и осляби

Самое подробное описание: молитва пересвету и осляби - для наших читателей и подписчиков.

Молитва пересвету и осляби

Избрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарные возносим:

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии

(Радуйтеся, Александре и Андрее, преподобнии воини русскии).

Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим:

Радуйтеся, воини праведнии;

радуйтеся, русския победы знамение.

Радуйтеся, монаси благонравнии;

радуйтеся, послушницы славнии.

Радуйтеся, ратницы непобедимии;

радуйтеся, Духом Божиим хранимии.

Радуйтеся, монашеский хитон избравшии;

радуйтеся, на поле брани просиявшии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Видел есть Господь, яко раби вернии во святей обители подвигами возрасте, примером иноческому житию бысте, волю Божию исполнившии, святыми молитвами окрепшии, Богу Вседержителю вопияше: Аллилуиа.

Разумом не вместити высоту подвига вашего, сердце же его радостно приемлет, и мы недостойнии, святих молитв ваших вопрошающе, о подвизе вашем знаменном с радостию возглаголем:

Радуйтеся, поклонницы Царя Христа;

радуйтеся, усерднии Христовы ратницы.

Радуйтеся, молитвенницы обильнии;

радуйтеся, Христовым Духом сильнии.

Радуйтеся, в сонме святых российстих просиявшии;

радуйтеся, за веру Богу жизнь предавшии.

Радуйтеся, молитвами благоухавшии;

радуйтеся, ими врагов отгнавшии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Силою Божию просвещеннии, елеем благодатным помазаннии, на подвиг ратный благословеннии, в духовней брани землю русскую отстоявшии, святых наставников наследницы, со ангели ныне славословите Бога: Аллилуиа.

Имуще любовь Христову, вси блага мiрстии ни во что вменисте, вси богатства и имения раздасте, на подвиг ради спасения духовнаго ушедшии, его же во страданиих обретшии, спустя столетия на победу вашу взираем и благодарно возопиим:

Радуйтеся, монаси досточтимии;

радуйтеся, ангели, облаченнии в схимы;

радуйтеся, за Русь святии молитвенницы;

радуйтеся, веры Христовыя светильницы;

радуйтеся, духовно умиленнии;

радуйтеся, на поле брани упокоеннии;

радуйтеся Царствия Божия наследницы;

радуйтеся, Ангелов святии собеседницы;

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

На бурю вражиих напастей с духовным плачем взирали есте, да спасет Господь Русь православную, вашими молитвами и ныне спасаемся, с любовию ко Господу припадаем: Аллилуиа.

Слышавше Слово Божие, велие оное приемше, спасения шлем обретосте, во иночестве страсти низложивше, ножем духовным врагов спасения отметавше, молитвы непрестаннии ко Господу возносивше, победу достойно обретшии, и ныне мы победе вашей радуемся:

Радуйтеся, схимницы смиреннии;

радуйтеся, Святым Духом исполнении.

Радуйтеся, воини русскии;

радуйтеся, шедшии тропы узкия.

Радуйтеся, защитницы усерднии;

радуйтеся, победительницы нерукотвореннии.

Радуйтеся, Светом Христовым просиявшии;

радуйтеся, победу над смертию приявшии;

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Боготечною звездою победа ваша просияла есть, за веру Христову с любовию постояли есте, землю русскую от неверных языков очищающе, и ныне Бога победно хвалите: Аллилуиа.

Видевше Света Истины, к Солнцу Правды сердце обратисте, обителию Бога души соделавшии, и врага духовнаго не убоясте и врагу ратному не вмале ниже предасте, твердость духа вашего, яко урок усердный, со умилением прославляем:

Радуйтеся, Евангелия любители;

радуйтеся, воинам ратным покровители.

Радуйтеся, Христа и Бога зрители;

радуйтеся, смирению учители.

Радуйтеся, воини мужественнии;

радуйтеся, насельницы дружественнии.

Радуйтеся, сомолитвенницы славнии;

радуйтеся, семена засеявшии на Руси державнии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Проповеданием незримым ныне сияете, землю русскую духом прозресте, святым праотцам воспевающе, и Отечеству меру измеристе, Божиим даром его восприимше, и мы ныне с усердием с Вами припадаем и с покаянием Богу глаголем: Аллилуиа.

Возсиял есть Христос в сердцах праведних, святих ликов узреть начертания не возмогли бы, аще послушание не бысте исполнили, сердцем ко Господу горесте, жизнь за веру сложити готовии, и мы укрепления духовнаго просим и со смирением восклицаем:

Радуйтеся, благодатнии послушницы;

радуйтеся Христовы ратницы.

Радуйтеся, Богом хранимии;

радуйтеся, земнии Херувими.

Радуйтеся, Силу Божию приявшии;

радуйтеся, за спасение жизнь отдавшии.

Радуйтеся, Христа во славе сретившии;

радуйтеся, в сонме праведнем светящии;

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Хотевше спасения единого, награды земнии с покаянием отвергшии, с усердием к Богу припадосте, во святой обители иноческаго образа сподобльшии, окормляемии благодатным наставничеством, награды небеснии обретосте, к Богу одесную молите: Аллилуиа.

Новии избранницы Христовы, стремена духовнии одернусте, видевше немощь человеческую, Богом на пути подъятии и за усердие возрадованнии:

Радуйся, Александре, Челубея-злаго победивший;

радуйся умерщвление от онаго приявший.

Радуйся, венец за подвизи от Бога получивший;

радуйся, Андрее, на поле ратнем главу победно сложивший.

Радуйся, обретый упокоение;

радуйся, во святых прославление.

Радуйтеся, блазии ратницы;

радуйтеся, Христовы подвижницы;

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Странное чудо зрим умиленно, Царица Преблагая, на подвиг воинов своих ты обличила еси, слыша молитвы русския и прошения. Русь святую ты не оставила еси, Христовых воинов во обители раиския приимшая, тамо они ныне благодарственно Богу взывают: Аллилуиа.

Вси святии дивятся, яко архангели небеснии отсупников диаволских низвергосте, тако воини преподобнии сразисте языков неправедних, с Именем Божиим на устах, Его заступничество призывающе. И мы, недостоинии и грешнии, с замиранием сердечным молим:

Радуйтеся, ратницы непобедимии;

радуйтеся, человецы, духовною скверною неопалимии.

Радуйтеся, Богородице молитвенницы;

радуйтеся, Христа ученицы;

радуйтеся, войнам Христовым пристанище;

радуйтеся, воинам ратным прибежище.

Радуйтеся, молитвенницы знаменнии;

радуйтеся, схимницы праведнии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Вси помышления свои к Богу возносите, спасители земли русския, и ныне нас не оставляете, с плачем святым сердечным к Отцу Небесному взываете: Аллилуиа.

Ветии многовещаннии, яко рыбы безгласныя, не возмогут возрещи высоту подвига вашего, для пределов русских знаменнаго, мы же, окамененнии, Духа Божиего просим и с покаянием сердечным восклицаем:

Радуйтеся, в битве духовней победу земную одержавшии;

радуйтеся, за веру Христовую пострадавшии.

Радуйтеся, воини победители;

радуйтеся, от страстей омытии.

Радуйтеся, скорбями иноческими очищеннии;

радуйтеся, Христовым Духом просвещеннии.

Радуйтеся, небеснии послушницы;

радуйтеся, за Россию святии заступницы;

радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Спасти хотите, премилосердно, души русския, защитницы всем с верою к вам прибегающим и молитвенно к заступничеству вашему взывающим. И мы, разумеюще ваше успеяние, к Богу возопиим: Аллилуиа.

Стена еси людем русским, славное чудо явил еси, Господи, на поле брани Куликовом, духовных воинов ратниками земными соделал еси, прославляя землю русскую, и мы благочестно к сим воинам взываем и их усердно славим:

Радуйтеся, русския Церкви украшение;

радуйтеся, русския земли спасение.

Радуйтеся, всадницы святии;

радуйтеся, защитницы Руси.

Радуйтеся, князем святим избрании;

радуйтеся, Богом утверждении.

Радуйтеся, Евангелие приявшии;

радуйтеся, в вере твердо постоявшии.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Пение благодарно приносим о воинех земных и небесных. Силою свыше укрепляемии, на подвизе ратнем просиявшии, дружину русскую прослависте, в убиении жизнь приемше, непрестанно ныне глаголете: Аллилуиа.

Светозарною свещею молитва святых отец ваших от натиска диаволскаго вас ограждала есть; и вы покорливии в послушании, суровии ко врагу иноверному, на нас с плачем взираете, а мы усердно взываем:

Радуйтеся, святии праведницы;

радуйтеся, благочестия ратницы.

Радуйтеся, победы вместилище;

радуйтеся, заветов Христовых хранилище.

Радуйтеся, трудов покаяния стяжатели;

радуйтеся, победы русской зачинатели.

Радуйтеся, плодов велиих показатели;

радуйтеся, процветания Руси благовестители.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Благодати двери отверзшии, Христа во страданиих вопрашасте, молитвы ваши Господь приял есть, и вы возмогли есте с чистым сердцем славословити: Аллилуиа.

Поюще смирение ваше, его же с умилением славим. Души не отдав погибели, в подвизе усердном пребывасте, и камения с души низложивше, в Небесных Землях во веки радуетеся. И мы к вам припадаем и в сокрушении сердечном взываем сицевая:

Радуйтеся, ратницы святии;

радуйтеся, попечители блазии.

Радуйтеся, за Россию молитвенницы;

радуйтеся, небеснии праведницы.

Радуйтеся, подвижницы статнии;

радуйтеся, мученицы благодатнии.

Радуйтеся, Духа Святаго приятели;

радуйтеся, блаженнаго покоя получатели.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

О воини святии, Александре и Андрее, христолюбивым смирением вашим вы Русь с колен подъяли есте, Россию прослависте, православную силу в земном бою показавше, знамением народу нашему бысте, умолите и нам, грешным, спасение и днесь Руси очищение и укрепление в твердыне веры православныя, мы же о вас всехвально Бога славим: Аллилуиа.

Сей Кондак глаголи трижды и паки чтется 1-й Икос

Ангелам небесным подобно, из воинства духовнаго явленнии войску русскому во укрепление, подвижницы Христовы, смиренно послушание исполнившии и венцы духовнии победно приявшии. Мы же, грешнии, к вам припадаем, подвиг ваш духовный сице славим:

Радуйтеся, воини праведнии;

радуйтеся, русския победы знамение.

Радуйтеся, монаси благонравнии;

радуйтеся, послушницы славнии.

Радуйтеся, ратницы непобедимии;

радуйтеся, Духом Божиим хранимии.

Радуйтеся, монашеский хитон избравшии;

радуйтеся, на поле брани просиявши.

Радуйтеся, Александре и Андрее, воини преподобнии.

Избрании от рождения ратницы духовнии, воспеваем вам умиленно, воспоминающе о подвизе вашем, и глаголы благодарныя возносим:

Радуйтеся, Алекснадре и Андрее, воини преподобнии.

Воини небеснии, ангели досточтимии, сокрушенно к вам припадаем и с плачем умиленным просим: Не оставите землю русскую, напасти от врагов терпящу, изменами исполненну, лицемерством диавольским задавленну. Умолите Бога Вседержителя о спасении народа нашего, в подвизех монахов укрепите, Церковь русскую от расколов, ересей, лжеучений уберегите, народу русскому православное единство, праведное, о Бозе, умолите, войско русское в Православии утвердите, победы оному на полях сражения даруйте. Святии преподобнии воини Александре Пересвете и Андрее Ослябя, молите Бога о нас, грешных. Аминь.

Православный Саров

время на работу php-скриптов 0,0554 s

время на запросы к БД 0,0125 s

запросов к БД 37

Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя

15 января 2014 года

Тема: «Небылинные богатыри. Пересвет и Ослябя». Работа ученика 7 А класса МБОУ СОШ № 14 Ермолаева Сергея Владимировича, руководитель: Леонтьева Мария Николаевна, учитель русского языка и литературы.

На уроках литературы мы каждый год изучаем былины. Их герои – богатыри, защитники земли Русской, ее границ, государственности, культуры, чести и достоинства. Мы знаем, что былинный богатырь – это собирательный образ, включающий в себя все лучшие черты и качества мужчины: храбрость, силу, мужественность, доброту, веру в справедливость, способность наказать обидчика, защитить слабого, сберечь духовные и материальные ценности. Понятно, что обычному человеку трудно и даже практически невозможно сочетать в себе все эти качества. Или все-таки возможно?

Цель нашей работы – изучить жизнь русских воинов-монахов Александра Пересвета и Родиона (в монашестве Андрея) Осляби и на их примере доказать, что богатыри – не выдумка народа. Они существовали на самом деле. И подвиги, совершенные ими, возможны только благодаря высокой духовной силе, которой они обладали.

В нашем Отечестве есть великий сонм людей Божиих, служивших Христу на ниве богоугодной жизни, сынов света духовного. Здесь святители, святые и князи благоверные, блаженные юродивые и праведные миряне, преподобные воздержники и мученики безстрашные, и даже монахи-воины, соединившие в своем житии последние два подвига воедино, став преподобномучениками. Имена их светятся на скрижалях родной истории ярко, подобно двум неугасимым лампадам над их священными гробами: это Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя). Для них уже загорелся и невечереющий день в вечном царствии Христовом.

Биография Пересвета и Осляби.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатного рода бояр Брянского княжества. О Пересвете говорится в самом древнем литературном памятнике — ”Задонщине” — вполне определенно, что он был ”бряньский боярин”. Об Ослябе мы узнаем только из ”Сказания о Мамаевом побоище” — о том, что он был Любутским боярином (г. Любутск территориально входил в Брянское княжество). Существует предположение, что он также был родом из Брянска; в одном месте даже сказано об обоих: ”брянские бояре”. Есть также версия, что Ослябя был двоюродным братом Пересвета.

С детских лет, трудясь и молясь, они проходили суровую школу мужества. Будущие избранники воспитывались в благочестии как воины Царя Небесного и воины царя земного, призванные защищать Родину и Веру отеческую.

Об их жизни известно очень мало. В давние времена люди жили гораздо проще и чище и не думали, как сделать себе имя, оставив подробности своей жизни. Доподлинно же о святых монахах-воинах можно сказать с некоторыми подробностями и вкраплением редких фактов очень кратко: рождение — воспитание — служба — монашество — битва — смерть и венец всего: рождение в жизнь вечную — спасение души и ожидание воскресения во Царствии Любви, Света и Правды, чтобы вместе с Господем быть.

Пройдя положенное житейское поприще, обремененное ранами душевными и телесными, два брата решили спасать свои души, избрав путь иноческий.

Существует предание, согласно которому Александр (Пересвет) принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что на реке Устье среди величавой красоты сосновых боров. Обитель была основана по благословению Сергия Радонежского в 1363 году.

Впоследствии эти два воина оказались во обители Живоначальной Троицы. Можно только догадываться, как Пересвет и Ослябя перешли в Троице-Сергиев монастырь. Ясно достоверно только то, что когда князь Дмитрий (будущий Донской) в 1380 г. приехал за благословением на битву к преподобному Сергию, они были уже его послушниками. И самое главное: это все было промыслительно и неслучайно.

Великое испытание выпало на долю русского народа в тринадцатом-четырнадцатом веках. Грозной тучей надвинулись полки ордынские. Разбойников было несметное количество. Огромные страшные потери понесла земля родная под иноплеменным ярмом. На Руси же тогда царствовала междоусобица.

В те времена витал в воздухе миф о непобедимости ордынских воинов. Ходили слухи о том, что одолеть их в честном бою было невозможно, поскольку они будто бы владели некоей мистической силою. И чтобы превозмочь их коварство, одних физических данных было недостаточно. Нужна была великая сила духа, нужна была помощь Свыше. Поэтому усердный молитвенник пред Господом Сергий Радонежский, узнав волю Божию, решился послать на битву духоносных монахов. Нужно было воодушевить русское воинство.

Благословение Сергия Радонежского.

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов.

Великий князь попросил: ”Дай мне из своего полка двух воинов, Александра Пересвета и брата его Андрея Ослебяту, и ты с нами вместе поборешься”.

Помолившись за Божественной Литургиею, преподобный старец окропил священною водою его со всем христианским воинством, благословил великого князя крестом святым и сказал ему: ”Иди, господин, помянув Бога; Господь Бог да будет тебе помощником и заступником”. А тайно предсказал ему: ”Погубишь супостатов своих, как должно твоему царству…. Только мужайся и крепись и призывай Бога на помощь”. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудренные духовно и в воинском искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Были они в миру известными витязями в сражениях.

Монахи сделали по слову игумена своего. И дал им Сергий ”вместо тленного оружие нетленное: Крест Христов нашит на схимах. И повелел им вместо шеломов возложить на себя”, и отдал их в помощь великому князю, промолвив: ”Вот тебе мои воины, а за тебя, государь, поборники”. Напоследок сказал им угодник Божий: ”Мир вам, братья мои, пострадайте как добрые воины Христовы!” И всему православному войску дает он Христово знамение, мир и благословение.

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина.

Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Он был любимым батыром Мамая. Сила его была подобна силе древнего гиганта-филистимлянина Голиафа; ”пять сажен высота его, а трех сажен ширина его”. Был Челубей не простым воином. По одной из версий, он входил в секту воинов; исповеданием ее являлось одно из древнейших буддийских верований, именуемое ”бон(г)-по”. Это верование — древнее поклонение космосу, и не просто планетам, стихиям и эфиру, но духам-богам, обитающим в них. Челубей был самой высокой степени посвящения в этой секте. По сказанию, он был непобедим: 300 боев, и во всех “враг” был повержен!

Поэтому с ним мог справиться не просто ратник, но воин Христов, облеченный духовною, Божией силою. В этом состоит сакральный мотив посыла именно монахов-воинов.

Поединок Пересвета с Челубеем.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла.

Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы. По наиболее распространённой версии, Андрей Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1398 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок.

Значение Куликовской битвы.

21 сентября отмечаются две знаменательные даты: первая – это духовный праздник – Рождество Богородицы, второй – годовщина Куликовской битвы. На Куликово поле во главе своих дружин отправились несколько русских князей, но вернулись они оттуда – единым русским народом.

На Куликовом поле была основана великая империя – московская Русь. Но не только величие русского народа проявилось в этой битве. Тогда в составе русских войск были и представители других народов, которые сложили свои головы в этом же сражении. Другие народы всегда приходили к нам на помощь и бились вместе с русскими. Каждый народ внёс свою лепту в строительство нашей великой Империи. И каждый этот взнос для нас очень дорог. Это праздник всех народов великой России – только вместе мы сила!

Куликовская битва 1380 г. – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды. Растущая мощь Московского княжества, усиление его авторитета среди русских княжеств, отказ Москвы платить дань стали основными причинами замысла правителя Золотой Орды Мамая по организации большого похода на Русь. На поле Куликовом сошлось более 300 тысяч воинов. Было нанесено сокрушительное поражение Золотой Орде. Куликовская битва стала коренным переломом в борьбе Руси против татаро-монгольского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства, на утверждение русского национального самосознания. В Куликовской битве погибло с русской стороны 12 князей, 483 боярина и тысячи простых воинов. Князь Дмитрий Иванович получил тяжелое ранение.

Древний бытописатель горестно замечает: “Бысть брань крепкая и сеча зла зело, и лияшеся кровь, аки вода, и падоша мертвых множество безчисленно от обоих сил. И не можаху кони ступати по мертвым. Не токмо же оружием убивахуся, но сами себя биюще, и под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко немощно бе вместитися на поле Куликове, между Дону и Мечи, множества ради многих сил сошедшеся”.

После битвы князь Димитрий стал обходить Великое Поле, засеянное телесами его дорогих соратников и политое русскою кровию, на котором взошла Первая Великая Слава Руси. «Даже деревья от великия печали преклонилися». Увидев Пересвета монаха и тут же поблизости лежащего знаменитого богатыря Григория Капустина, великий князь обратился к ним и промолвил: “Видите, братья, своего зачинателя, ибо этот Александр Пересвет, пособник наш, благословлен был игуменом Сергием и победил великого, сильного, злого татарина, от которого многие люди испили бы смертную чашу”.

Русь одолела могущественных варваров и поверила бесповоротно в свои силы. Пусть знают и окончательно запомнят все интервенты-агрессоры: “Кто поднимет меч, тот мечем и падет” бесславно. Летописец восклицает: “Возвысил Бог род христианский, а поганых уничижил и посрамил их суровство”. Имена красных воинов земли Русския Небесный Воеводо в лепоту облекл еси; имена двух из них — Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби) с того времени прославляются как имена местночтимых святых Радонежских.

Восемь дней “стояли на костях”; хоронили героев за Веру и Отечество живот (жизнь) свой положивших. Срубили церковку Рождества Богородицы над братской могилой у р. Непрядвы. А Пересвета и Ослябю схоронили не здесь, а в Старом Симоновом монастыре близ Москвы. Тут же, по преданию, упокоились до светлого Второго славного Пришествия Христова и 40 ближайших бояр князя Димитрия.

Ушли на битву москвичи, белозерцы, ростовчане, суздальцы, владимирцы, костромичи, дмитровцы. а вернулись единым русским народом!

Димитрий Донской пробыл на Москве четыре дня и затем направил стопы свои к Живоначальной Троице, к отцу Сергию. Преподобный встретил его со крестами близ монастыря и изрек: “Радуйся, господин князь великий, и веселись твое христолюбивое войско!” И вопросил его о своих любимцах. Великий же князь отвечал ему: “Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!”

При захоронении воинов Великий князь со всем воинством громким голосом провозгласили “им вечную память с плачем и со слезами многими”. Склонив голову перед свежими могилами лучших сынов Отечества, Димитрий Иванович сказал вещие слова: “Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за все христианство между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богом! Простите меня и благословите в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога”.

Куликовская битва получила широкий международный отклик. В литературном произведении того времени “Задонщина” сказано, что слава Руси дошла до Италии, Германии и Византии. На Куликовом поле русские осознали силу политического единства. Авторитет Московского княжества неизмеримо возрос. Победа явилась важным шагом на пути к полному освобождению от ордынского ига. Вернувшись с войском 1 октября 1380 г. в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство мужского Высокопетровского монастыря в память о битве, ведь победе на Куликовом поле предшествовала нравственная победа русского народа, противоставшего соблазнам и искушениям. Эта традиция духовного подвига в борьбе с духом времени остается актуальной и в современной России.

Благодарность и память потомков.

Александр Пересвет и Андрей Ослябя пречислены к лику святых как святые воины-монахи.

Героям Куликовской битвы, воинам Пересвету и Ослябе будет поставлен памятник в Москве.

В честь Андрея Осляби и Александра Пересвета были названы броненосецы Российского флота, погибшие в русско-японской войне. В настоящее время в боевом составе Тихоокеанского флота находится большой десантный корабль «Ослябя».

Имя и подвиг героя-монаха Пересвета знает любой школьник, потому что школьной программой по истории России предусмотрено изучение Куликовской битвы. Имя Родиона Осляби не знает почти никто. Меня на изучение его биографии натолкнула случайно увиденная картина Павла Рыженко «Ослябя». Заинтересовало необычное имя, а потом возник вопрос, почему этот герой незаслуженно забыт? Теперь, изучив биографию и выступив с докладом на конференции, я постарался отдать должное уважение памяти святого монаха.

Таким образом, Александр Пересвет и Андрей Ослябя – это настоящие русские богатыри (не случайно в слове «богатырь» корень – бог – ), воины-монахи, своим примером вдохновившие войско на победу.

Как подтверждает история нашего государства, все великие победы русской армии одержаны, в первую очередь, благодаря духовному превосходству наших воинов.

Церковь всегда благословляла нелегкое воинское служение, молилась о даровании побед, в скорбные дни разделяла с народом боль утраты по погибшим на поле брани воинам.

Неслучайно на протяжении всей истории Государства Российского тесный союз между служителями Церкви и Отечества был видимым знаком духовной и державной силы России, символом доблести и чести воинства, его единения с русским народом, вокруг которого сплачивались все народы России.

1. Аникин В. П. Ступенька к мудрости. М. Детская литература, 1988.

2. Демин В. Тайны русского народа. М. «Вече», 2006.

3. Митяев А. В. Героические страницы истории родины IX – XVIII вв., М. Просвещение, 1991.

4. Святые воины Пересвет и Ослябя. Героизм силой Христовой и Христа ради.

5. Памятник героям Пересвету и Ослябе как память и символ возрождения России. ocalhost/I:/Сер.%20чтения/Пересвет%20и%20Ослябя/Памятник%20героям%20Пересвету%20и%20Ослябе%20как%20память%20и%20символ%20возрождения%20России.mht

При использовании любых материалов ссылка (гиперссылка) на сайт Православный Саров обязательна

Оценка 3.1 проголосовавших: 177
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here