Молитва перед трапезой в монастыре

Самое подробное описание: молитва перед трапезой в монастыре - для наших читателей и подписчиков.

Молитвословия за трапезой

МОЛИТВОСЛОВИЯ ЗА ТРАПЕЗОЙ

Наш Церковный Устав знает только две трапезы — обед и ужин. И только для этих двух случаев дает в богослужебных книгах соответствующие чины благословения трапезы и благодарения после нее. Это и понятно, ибо наш Устав слагался по преимуществу в монастырях, где и раннее утро, и вся первая часть дня (почти до полудня) были заняты богослужением.

Но и в монастырях часть братии, несущей разные послушания, отстояв полунощницу, первую часть утрени и шестопсалмие, с началом чтения кафизм отправляются на различные послушания, нередко сопряженные с нелегким физическим трудом. Тем более мирские люди, обязанные житейскими заботами, после утренней молитвы должны исходить на “дело свое и на делание свое даже до вечера” (Пс. 103, 22-23). Ввиду предстоящих трудов необходимо подкрепление телесных сил пищею. Так установилась третья — утренняя трапеза, поставляемая как в мирских домах, так и монастырях, но в последних только для тех, кому с утра предстоит работа. Эта третья трапеза — завтрак — в особенности у мирских людей стала традиционной, неотменной, обычаем узаконенной и потому как бы уставной. Для людей же, занятых тяжелыми физическими трудами, в частности, для русского народа-земледельца, живущего в довольно суровых климатических условиях, и сверх этих трех раз — особенно в долгие летние дни, когда земледельцы в тяжелую страдную пору трудятся от зари до зари, устанавливались дополнительные трапезы. Второй завтрак, получивший название “полдника”, и “паужинок” — легкое подкрепление пищей между обедом и ужином. Но и сверх этого хлебосольный русский народ всегда ради гостя спешил и спешит поставить хотя бы небольшое угощение, устроить хотя бы скромную братскую трапезу. А за последнее столетие не только в городе, но и в деревне, не только у мирян, но и у иноков, стало почти обязательным чаепитие, устраиваемое и ради гостей, и в дополнение или взамен завтрака и полдника.

Верующие люди как всякое вообще дело, так, в частности, принятие пищи, хотя бы и не предусмотренное Уставом, всегда предваряют и завершают молитвой. В монастырях пред трапезой и после нее совершаются общие гласные молитвы, сопровождаемые в соответствующие моменты пением. В Древней Руси в мирских домах в этих случаях возносилась общая гласная молитва для всех участников трапезы. К сожалению, со времен петровского обмирщения Святой Руси почти совсем забыт этот добрый обычай старины. Теперь чаще всего каждый из присутствующих при трапезе читает про себя какую кто знает молитву. Лишь в немногих семьях, берегущих старозаветные обычаи, да при праздничных и поминальных трапезах, возглавляемых священнослужителями, читается или поется общая молитва. Но и в этих случаях, даже в присутствии архиерея, при всяком принятии пищи, будь то завтрак, обед, ужин или только чаепитие, по большей части, читается одно и то же: пред трапезой “Отче наш. ” , после нее — “Благодарим Тя, Христе Боже наш. .” , в наполовину сокращенной против даваемой в богослужебных книгах редакции, в которой она печаталась в молитвословах для мирян. Между тем в богослужебных книгах для двух уставных трапез даются совершенно различные чины предтрапезных и послетрапезных молитвословий, составленные применительно к характеру той и другой трапезы. Соответственно этому и для всех иных случаев принятия пищи должны быть особливые для каждого чины благословения предлагаемых снедей и благодарения после вкушения их.

Желание насколько возможно приблизить домашнюю предтрапезную и послетрапезную молитву к Церковному Уставу, как это было в древности на Святой Руси, послужило поводом для составления предлагаемых чинов. В основном для них использованы соответствующие последования богослужебных книг с применением их для мирского обихода и для совершения одними мирянами без священника.

Из всех дневных трапез основною является трапеза обеденная — самая полная, самая обильная, самая продолжительная, за которой разрешается принятие пищи до полного насыщения. Такому характеру обеденной трапезы соответствуют уставные молитвословия, ее окружающие. Правда, пред обедом поется только одна молитва, но то величайшая из молитв, если можно так выразиться, молитва молитв, молитва Господня. А после обеденной трапезы — целый пространный чин благодарения, не только за дарование нам “брашна в веселие”, но и за насыщение: “Яко насытил еси нас земных Твоих благ”. В настоящем опыте применения уставного чина послеобеденного благодарения для мирского употребления он прежде всего сокращен опущением всего, что относится к обряду возношения “Панагии” — хлеба в честь Богоматери, который и в обителях не всегда и не везде совершается. В уставное послеобеденное чинопоследование входят тропари праздника или дня, к которым в некоторых монастырях присоединяется тропарь соборного храма или святой обители. В соответствии с этим в предлагаемом здесь чине кроме тропаря служащегося в тот день праздника Господского, Богородичного или великого вселенского святого, вводится тропарь Всем Русским Святым, общий праздник которых может быть рассматриваем как бы храмовой или обительский для всех православных русских людей. После общего тропаря Всем Русским Святым, в соответствии с тою же мыслью о значении их для нас, русских людей, указываются тропари празднуемым в тот день Русским Святым. После этого на “Славу” вводится тропарь пророку Илии, который, по откровению одному лицу высокодуховной жизни, является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих. Соответственно этому несколько изменена редакция тропаря пророку. На “И ныне” в качестве Богородична взят из той же службы Всем Русским Святым тропарь в честь первописанной Владимирской иконы Богоматери, под благодатным покровом Которой слагалась вся история великого государства Российского. В заключение всего чина послеобеденного благодарения присоединяется моление о благотворителях, особенно уместное, когда трапеза — дар любви и попечения братии.

Вечерняя трапеза значительно отличается от обеденной. Она менее обильна, менее продолжительна. Для нее Устав рекомендует не готовить пищу заново, а довольствоваться оставшеюся от обеда. Вечерняя трапеза лишь для легкого подкрепления пищею отходящих ко сну, которую разве только нищие — “убогие” могли бы считать насыщением. Она значительно короче обеда. Соответственно короче и молитвословия, ее окружающие.

Не предусмотренная Уставом утренняя трапеза — завтрак — по характеру своему весьма отлична от обеденной, короче ее и ближе подходит к ужину. Соответственно должны быть отличны от обеденных и молитвословия, окружающие завтрак. Здесь могли бы быть употребляемы молитвословия вечерней трапезы, за исключением стихов 4 псалма, слова которых “в мире вкупе усну и почию” не соответствуют времени. Но для новой трапезы, не предусмотренной Уставом, может быть составлен и новый чин. Подобно тому, как пред ужином читается место из 21 псалма, то и пред завтраком может быть употребляемо известное многим мирянам молитвословие, составленное из 15-16 стихов 144 псалма: “Очи всех на Тя, Господи, уповают. ”. А после завтрака может быть, соответственно, чтение также хорошо известной многим мирянам одной из благодарственных послеобеденных молитв: “Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас. ”, ибо утреннее насыщение ввиду предстоящих трудов может быть полнее и обильнее вечернего.

Трапеза с чаем и все другие, излишние против Устава, являются как бы некоторым беззаконием, следствием наших немощей. Поэтому Оптинские старцы советовали такие трапезы предварять молением о прощении грехов наших, об исцелении немощей наших, а заканчивать обычною заключительной песнею Богородице: “Достойно есть”, в надежде на то, что и Богоматерь присоединит к нашим молитвам Свое дерзновенное ходатайство о прощении наших грехов, об уврачевании наших немощей.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ЗАВТРАКОМ

Как пред началом всякого молитвословия, прежде всего полагаются три поклона с покаянными молитвами:

Б о же, оч и сти мя гр е шнаго. (Поклон.)

Созд а вый мя, Г о споди, пом и луй мя. (Поклон.)

Без числ а согреш и х, Г о споди, пом и луй и прост и мя, гр е шнаго. (Поклон.)

Посем молитва перед трапезой

Очи всех на Тя, Г о споди, упов а ют, и Ты да е ши им п и щу во благовр е мении, отверз а еши Ты щ е друю р у ку Тво ю и исполн я еши вс я кое жив о тно благовол е ния.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христ е Б о же, благослов и я стие и пити е раб о м Тво и м, я ко Свят ес и , всегда, н ы не и пр и сно, и во в е ки век о в.

[Если трапезуют только миряне, то сам читающий молитву, обычно старейший, не благословляя трапезы, произносит:

Молитвами свят ы х от е ц наших, Г о споди Иис у се Христ е С ы не Б о жий, благослов и я стие и пити е раб о м Тво и м, я ко Свят ес и , всегд а , н ы не и пр и сно, и во в е ки век о в.]

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ЗАВТРАКА

Благодар и м Тя, Христ е Б о же наш, я ко нас ы тил ес и нас земн ы х Твоих благ, не лиш и нас и Неб е снаго Твоег о Ц а рствия, но я ко посред е учеников Твоих приш е л ес и , Сп а се, мир да я й им, приид и к нам, и спас и нас.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: С нами Бог Сво е ю благод а тию и человекол ю бием, всегда, н ы не и пр и сно, и во в е ки век о в.

(В отсутствие иерея: Молитвами свят ы х от е ц наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.)

И три заключительных поклона с молитвами:

Б о же, оч и сти мя гр е шнаго. (Поклон.)

Созд а вый мя, Г о споди, пом и луй мя. (Поклон.)

Без числ а согреш и х, Г о споди, пом и луй и прост и мя гр е шнаго. (Поклон.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД ОБЕДОМ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем:

О тче наш, Иже ес и на небес е х! Да свят и тся и мя Тво е , да при и дет Ц а рствие Тво е , да б у дет в о ля Тво я , я ко на небес и и на земл и . Хлеб наш нас у щный даждь нам днесь; и ост а ви нам д о лги н а ша, я коже и мы оставл я ем должник о м н а шим; и не введ и нас во искуш е ние, но изб а ви нас от лук а ваго.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Христ е Б о же, благослов и я стие и пити е раб о м Твоим, я ко Свят ес и , всегд а , н ы не и пр и сно, и во в е ки век о в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови я стие и пити е рабом Твоим, я ко Свят ec u , всегда, ныне и присно, и во веки веков.)

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ ОБЕДА

Творим отпуст: Молитвами свят ы х от е ц наших, Господи Иис у се Христ е Б о же наш, помилуй нас.

Благослов е н Бог, м и луяй и пит а яй нас от юности н а шея, да я й пищу вс я кой пл о ти, исп о лни р а дости и вес е лия сердц а н а ша, да всегд а вс я кое дов о льство им у ще, преизоб и луем во всякое д е ло благ о е, во Христ е Иис у се Г о споде н а шем: с Н и мже Теб е сл а ва подоб а ет, держ а ва, честь и поклон е ние, со Свят ы м Д у хом во в е ки. Ам и нь.

Сл а ва Теб е , Г о споди, сл а ва Теб е , Свят ы й, сл а ва Теб е , Цар ю , я ко дал ес и нам бр а шна в вес е лие: исп о лни нас и Д у ха Свят а го, да обр я щемся пред Тоб о ю благоуг о дни и непост ы дни, егд а возд а си ком у ждо по дел о м ег о .

Благодар и м Тя, Христ е Б о же наш, я ко нас ы тил ес и нас земн ы х Твоих благ, не лиш и нас и неб е снаго Твоег о Ц а рствия, но я ко посред е ученик о в Твоих приш е л ес и , Сп а се, мир да я й им, приид и к нам и спас и нас.

Затем поются или читаются тропари в тот день служащихся праздников — Господского, Богородичного, Архангелов, Предтечи, Апостолов и великих Вселенских Святителей (с поклоном после каждого тропаря).

Посем тропарь Всем Русским Святым (глас 8):

Я коже плод кр а сный Твоего спас и тельнаго с е яния, земл я Р у сская прин о сит Ти, Г о споди, всех свят ы х, в той проси я вших. Тех мол и твами в м и ре глуб о це Ц е рковь и стран у нашу Богор о дицею соблюд и , Многом и лостиве.

И тропари празднуемых в тот день русских святых (с поклонами).

Слава: Тропарь пророку Илии (глас 4):

Во пл о ти а нгел, прор о ков основ а ние, втор ы й предт е ча приш е ствия Христ о ва, Или я сл а вный, от а нгела п и щу при е мый и вдов и цу во вр е мя гл а да препит а вый, и нам, почит а ющим тя, благод а тный пит а тель б у ди.

К Заст у пнице стран ы н а шей Приснод е ве Богор о дице притец е м, и к первоп и санной ик о не Е я н ы не припад е м, с верою зов у ще из глубин ы душ и : о М а ти Б о жия, спас и з е млю Р у сскую, исц е ли сокруш е ние е я , и в е рных люд е й ут е ши.

К благодарению за насыщение может быть присоединено моление об устроителях трапезы и благодетелях. Тогда по окончании тропаря Богородице иерей возглашает:

М и лостиве Господи, пом и луй раб о в Тво и х, нас м и лующих. Все повторяют этот припев. Иерей: Слава. И мы: И ныне. Затем поют катавасию:

Изб а ви от бед и скорб е й раб о в Твоих, пит а ющих нас, М и лостиве, я ко мы ус е рдно к Теб е прибег а ем, к М и лостивому Пит а телю н а шему и всем м и лостивым помилование обещ а вшему.

Иерей произносит ектению: Пом и луй нас, Б о же, по вел и цей м и лости Тво е й, м о лимтися, усл ы ши и пом и луй.

Иерей: Ещ е м о лимся о м и лости, ж и зни, м и ре, здр а вии, спас е нии, посещ е нии, прощ е нии и оставл е нии грех о в. (Мирской начинает прошение: Помилуй Господи. далее продолжение общее) всех л ю бящих, м и лующих и пит а ющих нас, благод е ющих и служ а щих нам, запов е давших и о них же запов е дано нам мол и тися, и всех ср о дников их, о е же возд а ти им за люб о вь к нам, помян у ти их в е ру в с и лу мол и твы бр а тии и свящ е нников Твоих, и по вере их исп о лните вся прош е ния их, изл и ти на них бл а га дух о вная и тел е сная, благослов и ти усп е хом труд ы и начин а ния их, и сохран и ти их от вс я ких скорб е й (наип а че же да не б у дет им ск о рби за си е д е ло любв и , нам соверш а емое), м о лимся Теб е , Милос е рде Г о споди, усл ы ши нас гр е шных, мол я щихся Теб е , и пом и луй.

Иерей: Яко милостив.

Слава: (Поклон.) И ныне: (Поклон.) Господи, помилуй. (Трижды.) (Поклон.) Благослови.

Иерей: Благослов е н Бог, м и луяй и пит а яй нас от Своих бог а тых дар о в, Св о ею благод а тию и человекол ю бием, всегд а , н ы не и пр и сно, и во в е ки век о в.

(В отсутствие иерея мирские: Молитвами свят ы х от е ц н а ших, Господи Иис у се Христ е Б о же наш, пом и луй нас.)

В заключение полагается три поклона с обычными молитвами и все благодарят устроителей трапезы и старшего из сотрапезников.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД НЕУСТАВНЫМИ ТРАПЕЗАМИ

Три кратких покаянных молитвы с поклонами:

Б о же, очисти мя грешнаго. (Поклон.)

Созд а вый мя, Господи, помилуй мя. (Поклон.)

Без числ а согреш и х, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго. (Поклон.)

Пресвят а я Тр о ице, пом и луй нас; Г о споди, оч и сти грех и н а ша; Влад ы ко, прост и беззак о ния н а ша; Свят ы й, посет и и исцели н е мощи н а ша, и мене Твоег о р а ди. Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.)

И благословение как пред завтраком: Христ е Б о же, благослов и . Молитвами свят ы х от е ц.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ НЕУСТАВНЫХ ТРАПЕЗ

Дост о йно е сть, я ко во и стинну, блаж и ти Тя, Богор о дицу, Присноблаж е нную и Пренепор о чную и М а терь Бога н а шего. Честн е йшую херув и м и славн е йшую без сравн е ния сераф и м, без истл е ния Бога Сл о ва р о ждшую, с у щую Богор о дицу Тя велич а ем.

Слава, и ныне. Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С н а ми Бог. или Молитвами свят ы х от е ц. И три покаянные молитвы с поклонами.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПЕРЕД УЖИНОМ

После трех покаянных молитв:

Яд я т уб о зии, и нас ы тятся, и восхв а лят Г о спода взыск а ющии Его, жив а б у дут сердца их в век в е ка.

Слава, и ныне. Господи помилуй. (Трижды.) Благослови.

И благословение как пред завтраком: Христ е Б о же, благослов и . или Молитвами свят ы х от е ц.

МОЛИТВОСЛОВИЯ ПОСЛЕ УЖИНА

Б ы сть чр е во Тво е Свят а я Трап е за, им у щая Неб е снаго Хл е ба, Христ а Б о га н а шего, от Нег о же всяк яд ы й не умир а ет, я коже реч е всех, Богород и тельнице, Пит а тель.

Честн е йшую херув и м, и славн е йшую без сравн е ния сераф и м, без истл е ния Б о га Сл о ва р о ждшую, с у щую Богор о дицу Тя велич а ем.

Возвесел и л ны ес и , Г о споди, в твор е ниих Тво и х, и в д е лех рук у Тво е ю возр а дуемся. Зн а менася на нас свет лиц а Твоег о , Г о споди, дал ес и вес е лие в сердце мо е м, от плод а пшеницы, вин а и ел е я своего умн о жишася. В м и ре вк у пе усн у , и поч и ю, я ко Ты, Господи, ед и наго на упов а нии всел и л мя ес и .

Слава, и ныне: Господи, помилуй. (Трижды.) Благослови.

И окончание как после завтрака: С нами Бог. или Молитвами святых отец.

МОЛИТВОСЛОВИЯ НА ПОМИНАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Если на поминальной трапезе присутствует иерей, то сначала совершается обычная заупокойная лития, после которой поется Отче наш. и следует благословение трапезы.

Если же в числе присутствующих нет иерея, то после трех обычных поклонов:

Молитвами свят ы х от е ц наших, Господи Иис у се Христ е Б о же наш, помилуй нас. Аминь.

Свят ы й Б о же, Свят ы й Кр е пкий, Свят ы й Безсм е ртный, помилуй нас (Трижды с поклонами.)

Слава, и ныне. Аминь. Пресвят а я Тр о ице, помилуй нас; Господи, оч и сти грехи н а ша; Влад ы ко, прост и беззак о ния н а ша; Свят ы й, посет и и исцел и н е мощи н а ша, и мене Твоег о р а ди.

Господи, помилуй (Трижды).

Слава, и ныне. Аминь.

О тче наш, Иже ес и на небес е х! Да свят и тся имя Тво е , да при и дет Ц а рствие Тво е , да б у дет воля Тво я , я ко на небес и и на земл и . Хлеб наш нас у щный даждь нам днесь; и ост а ви нам д о лги н а ша, я коже и мы оставл я ем должник о м нашим; и не введ и нас во искуш е ние, но изб а ви нас от лук а ваго.

И заупокойные тропари: Со д у хи пр а ведных сконч а вшихся д у шу раб а Твоег о (раб ы Твое я ), Сп а се, упок о й, сохран я я ю во блаж е нней ж и зни, я же у Теб е , Человекол ю бче.

В пок о ищи Тво е м, Г о споди, ид е же вси свят и и Твои упокоев а ются, упок о й и д у шу раб а Твоег о (рабы Твоея), я ко Ед и н ес и Человекол ю бец.

Слава: Ты ес и Бог, сош е дый во ад и у зы оков а нных разреш и вый. Сам и д у шу раб а Твоег о (раб ы Твое я ) упок о й.

И ныне: Ед и на Ч и стая и Непор о чная Д е во, Бога без с е мене р о ждшая, мол и спаст и ся душ е ег о (е я ).

Затем трижды произносится сия молитва с 15 поклонами: Помян и , Господи, д у шу ус о пшаго раб а Твоег о (ус о пшей раб ы Твое я ) и мя (поклон). Ел и ка в жити и сем я ко челов е к согреш и , Ты же, я ко Человекол ю бец Бог, пом и луй (поклон), и в е чныя м у ки изб а ви (поклон), и Неб е снаго Ц а рствия прич а стником (причастницей) учин и (поклон), и душ а м н а шим пол е зное сотвор и (поклон).

После этого поется или читается в качестве предобеденной молитвы Отче наш, за ней следует призывание Божия благословения на трапезу по чину для мирян.

В начале поминальной трапезы прежде других снедей всем предлагается кутия. А пред последним сладким блюдом, каким традиционно подается кисель с молоком (в постные дни с миндальным или маковым), — приносится так называемое пивомедие — сладкий неалкогольный напиток. В заключение все встают и, если трапеза совершается в день погребения или поминовения: в 9-й, 20-й, 40-й дни по кончине и в первую годовщину — поют стихиру на глас 6-й:

Зр я ще мя безгл а сна, / и бездых а нна предлеж а ща, / воспл а чите о мне, бр а тие и др у зи, / ср о дницы и зн а емии: / вчер а шний бо день бес е довах с в а ми, / и внез а пу н а йде на мя стр а шный час см е ртный; / но приид и те вси л ю бящии мя, / и цел у йте мя последним целов а нием, / не ктом у бо с в а ми похожд у / ил и собес е дую пр о чее; / к Суди и бо отхожд у , / ид е же несть лицепри я тия: / раб бо и влад ы ка вк у пе предсто я т, / царь и воин, бог а тый и уб о гий / в р а внем дост о инстве: / к и йждо от сво и х дел / ил и просл а вится, ил и постыд и тся. / Но прош у всех и мол ю , / непрест а нно о мне мол и теся Христ у Б о гу, / да не низвед е н (низвед е на) б у ду по грех о м мо и м на м е сто муч е ния, / но да вчин и т мя, ид е же Свет жив о тный.

Если же поминовение совершается в других случаях, кроме перечисленных, поется стихира, глас 8-й:

Пл а чу и рыд а ю, / егд а помышл я ю смерть, / и в и жду во гроб е х леж а щую / по о бразу Б о жию созд а нную н а шу красот у , / безобр а зну, безсл а вну, / не им у щую в и да. / О чудес е ! Что си е е же о нас бысть т а инство?/ К а ко пред а хомся тл е нию, / к а ко сопряг о хомся см е рти?/ Во и стинну Б о га повел е нием, / я коже п и сано есть, / Пода ю щаго прест а вльшемуся (прест а вльшейся) упоко е ние.

Затем иерей: Во блаж е нном усп е нии раб у Божию (раб е Б о жией) имя, прест а вльшемуся (прест а вльшейся) в е чная п а мять.

В отсутствие иерея старший из мирян: Раб у Б о жию (раб е Б о жией) прест а вльшемуся (прест а вльшейся) в е чная п а мять.

Все: В е чная п а мять (трижды).

Пьют заупокойную чашу и вкушают последнее блюдо. Трапеза оканчивается обычным благодарением.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАСХАЛЬНЫХ СНЕДЕЙ

Господи Иис у се Христ е Б о же наш, по вел и кой ск о рби Крест а и страд а ний Тво и х р а дости безм е рной тридн е вным воскрес е нием всех исп о лнивый! Благодар и м Тя, я ко спод о бил ес и н ы не и нас, п о прище пост а соверш и вших, дост и гнути свят ы х сих дней и радости св е тлаго Твоего воскрес е ния прич а стниками б ы ти. Благодар и м Тя, я ко по милос е рдию Твоем у и неизреч е нному снисхожд е нию к н е мощем н а шим утеш а еши нас и трап е зою пр а здничною в подкрепл е ние и услажд е ние н е мощной плоти. Т е мже молим Тя, благослов и сей пасх а льный хлеб, мл е ко огуст е вшее, я ица и прочия пасх а льныя сн е ди, наип а че си и , от н и хже, повин у ющеся Уст а ву Церкви, в мимош е дшие дни пост а возд е рживались рабы Твои, да б у дут они вкуш а ющим их со благодар е нием во здр а вие, в подкрепл е ние сил тел е сных, в вес е лие и р а дость, да вс я кое дов о льство имуще, изоб и ловати будем и в дел а благ а я, и от полноты благодарнаго сердца сл а вити Тя, Воскр е сшаго, пит а ющаго и утеш а ющаго нас, к у пно же с Тобою и Безнач а льнаго Твоего Отца и Свят а го Духа во веки веков. Аминь.

Молитва сия может быть прочитана иереем или старейшим из присутствующих на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения.

МОЛИТВА ИНАЯ ПРИ ЗЕЛО СКУДНОЙ ПАСХАЛЬНОЙ ТРАПЕЗЕ

Господи Иис у се Христ е Б о же наш, по великой ск о рби Креста и страд а ний Твоих, радости безм е рной тридн е вным воскрес е нием вся исп о лнивый! Благодар и м Тя, я ко спод о бил ес и и нас, п о прище поста соверш и вших, дост и гнути святых сих дней и радости св е тлаго Твоего воскрес е ния прич а стниками быти. М о лим Тя: благослов и и освят и хлебы си и , и хже раб ы Твои по ск у дости своей вместо пасх а льных сн е дей угот о ваша и пред Твое Свят о е Лиц е принес о ша. Да будут они вкушающим их верным в сл а дость и утеш е ние, и ск у дость трап е зы да не омрачит праздничной радости людей Твоих. Светом воскресения да разс е яны будут все скорби и печали, да все и богатые и убогие, и изоб и лующие, и в скудости с у щие славят Тя, Воскр е сшаго, и в скорбях отраду нам Подающаго, к у пно же с Тобою и Безнач а льнаго Твоего Отца и Свят а го Д у ха, во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ В ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Господи Иис у се Христ е Б о же наш, изв о ливый спасения нашего ради на земл и во пл о ти яв и тися и от Безнев е стныя и Пречистыя Девы Марии неизреч е нно род и тися! Благодарим Тя, я ко сподобил ес и нас, подвигом поста предоч и стившихся, достигнути великаго праздника Твоего Рождества и в радости духовной со ангелами воспевати Тя, с п а стырями славосл о вити, с волхв а ми поклонятися. Благодарим Тя, яко по великому милосердию Твоему и безмерному снисхождению к н е мощем нашим утеш а еши нас ныне не т о чию изоб и льною пищею духовною, но и трапезою праздничной.

Т е мже м о лим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сн е ди, верным людем Твоим уготованныя, наип а че си я , от нихже повин у ющеся Уставу Церкви Твое я , в мимош е дшии дни поста воздерживались рабы Твои, да будут он е вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы, всякое дов о льство имуще, изоб и ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, к у пно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ СКОРОМНЫХ СНЕДЕЙ (В ПРАЗДНИК ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА)

(читается на первой праздничной трапезе вместо обычной формулы благословения)

Господи Иисусе Христе Боже наш! Благодарим Тя, я ко даров а л ес и нам, п о прище поста святых апостолов прешедшим, дост и гнути праздника славных Первоверх о вников Петра и Павла.

Молим Тя, отверзающаго щедрую руку Твою, исполняющего все живущее благ Твоих, дающаго всем пищу, соответствующую времени и правилам церковным, благослови праздничныя сн е ди, верным людем Твоим уготованныя, наип а че сия, от нихже повинующеся Уставу Церкви Твоея, в мимошедшие дни поста воздерживались рабы Твои, да будут он е вкушающим их со благодарением во здравие, в подкрепление сил телесных, в веселие и радость. Да вси мы всякое довольство имуще, изоб и ловати будем и в дела благая, и от полноты благодарнаго сердца славити Тя, питающаго и утешающаго нас, купно же и Безначальнаго Твоего Отца и Пресвятаго Духа во веки веков. Аминь.

(Если праздник Первоверховных Апостолов случится в среду или пяток, молитва сия читается пред трапезой на следующий день).

ЕПИСКОП АФАНАСИЙ — СТАРЕЦ И ПОСЛУШНИК

Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский (2 июля 1887— 28 октября 1962) — архиерей тихоновского поставления, в судьбе которого отразилась вся трагическая послереволюционная судьба Русской Православной Церкви. По воспоминаниям современников, “старец-епископ был один из тех редчайших людей, которым хочется поклониться до земли и припасть к коленям, ища у них неоскудевающего мужества и неугасимого тепла. А поклониться можно было бы, даже если знать только одни чисто внешние факты его жизни”. [1] Сам Владыка писал в конце 50-х годов, на склоне своей жизни, что он провел “на епархиальном служении 33 месяца, на свободе, не у дел — 32 месяца, в изгнании — 76, в узах и горьких работах — 252 [месяца]”. [2] У архиерея-исповедника в лагере была “любимая работа” — уборка отхожих мест и вывоз нечистот; он понимал это “послушание” лагерным властям как роднящее его со святым гимнографом Православной Церкви — преподобным Иоанном Дамаскиным.

Гимнографическое наследие самого епископа Афанасия еще ждет своих исследователей. Но и не зная имени молитвенника о земле Русской, прихожане часто всем храмом, соборно поют стихиры на стиховне из службы “Всем Святым, в земле Российской просиявшим”: “Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру Православную, в нейже тебе утверждение”. [3] Составитель этой службы, владыка Афанасий, является еще автором величаний многим святым и иконам Божией Матери, особенно чтимым в Русской Церкви, службы иконе Божией Матери “Максимовской”, замечательного исследования “О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви”.

На Поместном Соборе 1917-1918 годов в Соборный Совет тогда еще иеромонахом Афанасием был представлен доклад “О внесении в церковный месяцеслов всех русских памятей”, по которому было вынесено определение:

1. Должен быть издан полный месяцеслов с полным указанием всех празднеств в честь икон Божией Матери и всех памятей святых, как вселенских, так и местно чтимых, с тропарями и кондаками, с краткими сведениями о святых иконах и из житий святых, с указанием места их почитания. Означенный месяцеслов должен быть разослан во все храмы.

2. Имена святых, почитаемых всею Русскою Церковью, вносятся в месяцеслов при всех богослужебных книгах, где этот месяцеслов печатается.

3. Должны быть собраны все имеющиеся службы русским святым, и в честь икон Божией Матери, исправлены, пополнены синаксарями и впредь печатаемы — в минеях месячных; службы в честь св. икон и святых, местно чтимых, должны быть помещены в минеях дополнительных.

4. Должны быть изданы полные лицевые святцы с изображениями как вселенских, так и всех русских святых и с изображениями икон Богоматери. [4]

Собиранию материалов во исполнение этого Соборного определения — служб празднеств в честь икон Божией Матери и местночтимых святых, житийных справок и сведений о почитании иконописных изображений — Владыка Афанасий посвятил всю жизнь. Обширная переписка отражает величие проделанной работы. Результатом было появление (уже после кончины Владыки) полных богослужебных Миней в 1970-1980 годах, подготовленных к печати и изданных к юбилею 1000-летия Крещения Руси Издательством Московской Патриархии.

О другом своем “делании” епископ Афанасий писал: “. Священный Собор 1917-1918 гг., признавая дело исправления богослужебных книг настоятельно необходимым, высказал пожелание, чтобы учрежденная с этой целью при Святейшем Синоде временная комиссия была преобразована в постоянное учреждение, что и осуществлено Святейшим Патриархом Алексием, который резолюциею от 6 ноября 1956 г. учредил при Священном Синоде Богослужебно-календарную Комиссию”. [5]

Интересно обратиться к истории вопроса исправления богослужебных книг. Еще Святитель Феофан, Затворник Вышенский, писал по этому поводу: “Наши богослужебные песнопения все назидательны, глубокомысленны и возвышенны. В них вся наука богословская и все нравоучение христианское, и все утешения, и все устрашения. Внимающий им может обойтись без всяких других учительных христианских книг. А между тем большая часть из сих песнопений непонятны совсем. А это лишает наши церковные книги плода, который они могли бы производить, и не дает им послужить тем целям, для коих они назначены и имеются. Вследствие сего, новый перевод церковных книг богослужебных неотложно необходим. Необходим упрощенный и уясненный перевод богослужебных книг. Необходим новый славянский (курсив мой — А. И.) перевод” (Собрание писем. Вып. II, Письмо 289.). Остроумно и прозорливо высказывался по этому вопросу Патриарх Московский и всея Руси, святитель Тихон: “Для русской Церкви важно иметь новый славянский перевод богослужебных книг (теперешний устарел и во многих местах неправильный), чем можно будет предупредить требование иных служить на русском обиходном языке”.

В предсоборной дискуссии начала века большинство архиереев единодушно высказывались за исправление богослужебных текстов, в которых греческая грамматика и словопроизводство порой скрывают, а часто и искажают смысл и содержание многих богослужебных чтений и песнопений. Но также говорилось об уроках, которые надо извлечь из церковно-книжного исправления в XVI и XVII веках, когда хорошо организованное дело, порученное целому штату справщиков, кроме пользы привело еще и к печальным событиям времен патриарха Никона. В дискуссиях как обязательное звучало требование перевода текстов на славянский язык — язык общий для всех славянских племен в родной православной вере. (Кстати, в этих дебатах были пожелания и для издателей: необходимо выпускать маленькие богослужебные книжки для раздачи в храме народу, чтобы каждый мирянин успешнее изучал язык и строй службы. Не только “читал и воспевал” сам, но и сделал невозможным небрежное совершение богослужения. )

Владыка Афанасий и этот труд — труд справщика — сделал послушанием всей жизни. Сразу по возвращении из ссылки в 1955 году он пишет к ректору Московской Духовной академии архимандриту Сергию Голубцову: “С давних пор я начал марать мои минеи и другие богослужебные книги, исправляя старый славянский текст. Исправление богослужебных книг я считаю неотложным делом. И все мои запачканные книги я хотел бы отдать. в родную академию, — разумеется после смерти”. [6] Владыка понимал свою работу как начало и, завещая материалы в академию, предполагал, что она поможет приступить к решению большой научно-практической задачи, насущность которой ясно осознавалась еще в начале столетия.

В архиве владыки Афанасия сохранилась тетрадь молитв и молитвенных чинов для обиходного употребления. Несколько страниц в ней занимают сокращенные записи “Молитвословий за трапезой”, которые представляют собой не только замечательное историческое свидетельство нашего времени, научную и богословскую разработку небольшой, но важной темы, но еще и драгоценную крупицу молитвенного опыта старца-исповедника. Во вступительной статье к “Молитвословиям” Владыка делится своим сокровенным знанием, советуя перед обедом петь составленный им новый тропарь пророку Илии — святому, который “является питателем в наше время, особенно для молитвенно его призывающих”.

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

"Православие и современность. Электронная библиотека" (www.wco.ru).

"Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011-2017

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here