Молитва общая в церкви

Самое подробное описание: молитва общая в церкви - для наших читателей и подписчиков.

О силе общей молитвы

Проповедь в неделю святителя Григория Паламы

«Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2: 5) .

Эта истина вытекает из многих свидетельств Священного Писания, в том числе из поучения Святого Евангелия, которое читается сегодня. Возьмем, к примеру, слово, сказанное Господом: Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Посмотрите, братья мои, Господь не сказал: «видя веру расслабленного», а веру их, то есть тех, кто нес на постели этого расслабленного.

Действительно, если бы эти четверо, несшие расслабленного, не имели великой веры, они не стали бы так утруждать себя: ведь они, видя такое множество народа вокруг Спасителя и не имея возможности пробраться к Нему с расслабленным, нашли другой способ поставить его пред Христа. Они разобрали крышу дома, в котором находился Господь, и спустили через нее постель с больным. Потрудившись так, им удалось показать его Спасителю, ибо они имели огромную веру в то, что если Христос увидит его, то сжалится над ним и исцелит его от болезни.

По вере своей, твердой и непоколебимой, они получили то, чего ожидали. Ибо видя их веру и усилия, наш Пресвятой и милосердный Спаситель сказал расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои, а потом добавил: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мк. 2: 5-11). И тот вдруг встал, здоровый, взял свою постель и вышел на глазах у всех, так что все изумились и стали славить Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали (Там же, 12).

Вы видите, братья мои, это преславное чудо, совершенное Господом ради веры их, то есть, расслабленного и тех, кто нес его!

Но разве только тогда Спаситель совершил преславное чудо ради веры нескольких человек? Нет, воистину нет. Господь Бог и Спас наш Иисус Христос – один и тот же от века и до скончания века: преблагий, милостивый и щедрый к верующим в Него воистину (Пс. 144:18). Ибо мы и сегодня каждый день видим тысячи и тысячи христиан, прибегающих к Нему во всех своих бедах и скорбях.

Пресвятой Дух говорит в псалмах: избавит Господь души раб Своих, и не прегрешат вси уповающии на Него (Пс. 33: 21). Кто мог бы пересказать и описать все несметные чудеса, которые преблагий Бог совершает над всеми любящими Его и прибегающими к Нему с несокрушимой и твердой верой? Мы, стоя здесь для служения благочестивым христианам, видим и слышим от многих благодарения за благодеяния, полученные ими от Бога. Один благодарит, что после совершения богослужений в святом храме он исцелился от болезни, которой страдал; другой благодарит, что Бог отвел от него пагубу, врагов, опасность, угрожавшую ему.

Все Тот же преблагий и щедрый Спаситель, исцеливший расслабленного из сегодняшнего Евангелия по его вере и по вере несших его, и в наши дни совершает бесчисленные чудеса, помогая всем добрым христианам, прибегающим к Нему с правой верой и горячей, неотступной молитвой. А как вера одних помогает другим — об этом мы уже столько раз слышали в Святом Евангелии, когда читали о жене хананеянке, слуге сотника, сыне Наинской вдовы и многих других, о которых не время здесь говорить.

Почитайте Деяния святых апостолов, и вы увидите, как много может молитва многих людей, молящихся в храме о тех, кто находится в опасности. Мы знаем, что великий апостол Петр за исповедание истины был схвачен, связан и брошен в темницу, где его стерегли четыре стражи по четыре воина в каждой. И пока Петра сторожили в темнице, Церковь непрестанно возносила о нем молитвы. И вдруг Ангел разбудил Петра, говоря: встань скорее! – и цепи упали с его рук (Деян. 12: 7). Ангел сказал ему: опояшься и обуйся в сандалии, – и он сделал так. Потом Ангел говорит ему: оденься и иди за мною. И, выйдя, он пошел за Ангелом, но не знал, что все, делаемое Ангелом, было в действительности: он считал, что видит видение.

И пройдя и первую стражу, и вторую, они подошли к железным воротам, ведущим в город, и тут ворота сами открылись, и они, выйдя в них, прошли одну улицу, и тут же Ангела Господня не стало с ним. А Петр, придя в себя, сказал: теперь я воистину знаю, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ иудейский (Там же, 8-11).

Вы видели, возлюбленные верующие, какое великое и преславное чудо совершил преблагий Бог с апостолом Петром. А почему? Потому что множество верующих в Церкви прилежно молились о нем Богу (Там же, 5).

Будем же помнить, что где двое или трое собраны во имя Господне, там Он посреди них (Мф. 18: 20). Тем более там, где собрано несколько христиан, молящихся о тех, кто пребывает в опасности или просит о чем-нибудь Бога. Но нигде не может молиться вместе так много христиан, как в святых храмах, где их молитвы соединяются с молитвами священников и, словно фимиам, возносятся к Богу, от Которого сходят милость и помощь всем, нуждающимся в Его милости. Там священник в святом алтаре ходатайствует пред Богом о всех православных христианах, находящихся повсюду.

Самые важные общие молитвы, совершаемые в наших храмах о верующих, – это Святая Литургия и Таинство Елеосвящения (Соборования). Сколько же чудес совершилось и совершается сегодня благодаря Святой Литургии! На нее, особенно в Праздники, собирается больше всего верующих. Таким образом, их общие молитвы, вознесенные с великой верой, соединяются с молитвами священников в святых алтарях и более всего способствуют исполнению их прошений.

Молитвы веры священников, соединенные с молитвами верующих, совершают самое великое чудо на земле от дней Христовых и до ныне. Этим несказанным чудом является преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы на Святой Литургии. Таким образом, без Святой Литургии у нас нет Святого Причастия, а без него мы не можем соединиться со Христом, не можем быть прощены, а значит – спасены, ибо сам Господь говорит: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6: 53).

Видите, сколь огромны сила и значение Святой Литургии? Видите, что Святая Литургия – наша, и она составляет фундамент нашего спасения, поскольку держит нас в прямой и перманентной связи со Христом, с небесными святыми и земными людьми?

Другим чудом Святой Литургии, как плода веры и общей молитвы, является то, что она, вместе с другими богослужениями, более всего содействует сохранению православной веры в мире. Что стало бы с нашей верой, если бы люди не делали ее живой, действенной и спасительной посредством Святой Литургии? Некоторые христиане уходят в секты только потому, что не бывают регулярно на Святой Литургии и не ощущают ее силы.

Святая Литургия, как венец семи славословий [1] , также много способствует единению, примирению, сближению и братанию православных христиан как чад Церкви Христовой. На протяжении двух тысяч лет только Церковь и богослужения, совершаемые в святых обителях, собирали христиан вокруг священников и алтарей, соединяли их молитвой в одну веру, исцеляли от болезней, разрешали от грехов на святой исповеди, соединяли со Христом молитвой и Святыми Таинствами, вели их по жизни путем спасения по учению Святого Евангелия.

Благодаря богослужениям, богослужебным книгам, Святой Литургии, проповеди и церковному пению Православная Церковь сохранила, кроме единства в вере и мироощущении, также единство языка, древней религиозной культуры и всей тысячелетней православной традиции. Между тем, все это – чудеса и плоды общей веры и молитвы.

На Святой Литургии Церковь также возносит молитвы и вынимает частицы за умерших и силой Жертвы Христовой вызволяет из ада многие души усопших. Разве мы в храме не молимся все вместе о наших почивших, не поем им вместе со священниками «вечную память» и не желаем им Царства Небесного? Один только Бог знает, сколько душ вырвано из мук адовых силой литургической Жертвы и панихид, и это тоже – плод благодати священства и общей молитвы.

Вот таким образом, молясь вместе со священниками в храме, мы способствуем чуду прощения и вызволения из ада многих душ наших братий, умерших неподготовленными. Видите, сколько чудес совершается на Святой Литургии в результате общей молитвы? Поэтому великую награду получат те, кто регулярно ходит в церковь и молится о себе, о болящих, о благодетелях, о зло творящих и об усопших. Особенно о них, потому что души умерших ждут освобождения от адского осуждения по молитвам Церкви и нашим молитвам.

Другие чудеса веры и общей молитвы христиан совершаются в Таинстве Елеосвящения. Это самая мощная молитва и служба Церкви о болящих. Поэтому христиане должны просить об этом Таинстве священников каждый раз, когда у них в семье случится больной, и как можно больше христиан должно участвовать в Соборовании, потому что молитва веры исцелит болящего, и если он совершил грехи, простятся ему (Иак. 5: 15).

Думаю, многие из вас видели больных, исцелившихся или получивших облегчение благодаря Таинству Соборования и помазания освященным елеем. Другие из вас, может, ездили к святым мощам и чудотворных иконам и видели больных, чудесным образом исцелившихся там по молитвам присутствующих или по молитвам святого Василия Великого [2] , читаемым священником, с постом и верой.

Вот лишь несколько чудес, совершающихся в храме силой веры и общей молитвы.

Прошли, с помощью Божией, две недели святого и Великого поста. Исследуем же теперь свою совесть и спросим себя: примирились ли мы с ближними своими, испросив прощения, и с Богом, принеся Ему исповедь у священника, за эти 14 дней поста? Ходили ли чаще на Святую Литургию в эти воскресенья и удостоились ли принять Тело и Кровь Христовы? Воздерживались ли от скоромной пищи, гнева, пьянства и всякого греха, вступив в святой пост? Подавали ли милостыню нищим и приняли ли решение поститься и молиться Богу до Святой Пасхи? Поминаем ли дорогих и родных нам усопших, молимся ли об их прощении?

Те из вас, кто делал это, продолжайте молиться, ходите в храм и исцеляйте расслабление души своей молитвой, милостыней и покаянием. А кто не сделал ничего для души в эти покаянные дни, не откладывайте, начните отныне совершать спасение свое, покуда у нас еще есть время.

Напоминаю вам, что сегодня Святая Церковь совершает память святителя Григория Паламы, митрополита Фессалоникийского, святого XIV века, учителя молитвы. Он был учителем, делателем и защитником непрестанной молитвы Иисусовой. Просите у него помощи и идите, по силам, вслед его молитвы.

Если мы будем делать так, то будем получать великую пользу из всего, пройдем течение поста с духовным деланием и удостоимся славного Воскресения Христа Бога. Аминь.

14 марта 2014 г.

[1] Семью славословиями в Православии называется суточный круг богослужений, а именно: полунощница, утреня с первым часом, час третий, шестой, девятый, вечерня и повечерие (см. гл. 263 творений свт. Симеона Фессалоникийского).

[2] Молитвы святого Василия Великого входят в чин изгнания бесов.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Митр. Афанасий Лимассольский

Духовная жизнь начинается со слез

Митрополит Лимассольский Афанасий

Через слезы действует молитва в человеке. Пока ты не плачешь, ты будешь страдать. Если же научишься плакать, начнешь отдыхать душой.

О слезах на молитве, Причастии и внимании

О. Софиан (Богиу)

«Молитва, произнесенная без внимания, это ноль»

О слезах на молитве, Причастии и внимании

Архимандрит Софиан (Богиу)

Если бы наш ум сосредотачивался на каждом слове молитвы, польза для нас была бы огромной. Но поскольку ум наш блуждает, то мы, помолившись, остаемся теми же людьми, что были и раньше, до того как помолились.

Поучения в неделю о расслабленном

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Поучения в неделю о расслабленном.

О наказаниях Божиих

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Се здрав был еси: ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5, 14). Это завещание Господа возвещает нам, что мы подвергаемся болезням и прочим бедствиям земной жизни за согрешения наши. Когда же Бог избавит нас от болезни или бедствия, а мы снова начнем проводить греховную жизнь, то снова подвергаемся бедствиям, более тяжким, нежели какими были первые наказания и вразумления, посланные нам от Бога.

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Какие воскресные молитвы читают на службе в храме и дома?

Когда идёт молитва, верующий склоняет голову в знак смирения и почтения, делает поясные и земные поклоны, может лежать ниц с головой, преклонённой до земли. Все эти поклоны при знании устава церкви верующий делает не просто так и не тогда, когда вздумается. Всё в богослужении наделено смыслом и имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны. К примеру, земные поклоны с касанием головой земли и последующим непосредственно за этим подниманием имеют глубокий символический смысл: из-за греха мы пали к земле и благодаря искуплению Христову вновь имеем возможность быть взятыми на небо. Среди всех молитв и служб воскресные – это особенные службы, праздничные.

Смысл воскресного молитвенного богослужения

Важно знать, например, что в церкви есть дни, когда земные поклоны не делают, более того, они запрещены уставом. Это вызвано смыслом празднуемого события. Прежде всего это воскресные молитвы, полиелейные дни, от праздника Рождества до самого Крещения, вся Пятидесятница от Пасхи до дня Святого Духа и дни, перед которыми проходят полиелейные торжественные всенощные бдения. Запрещение поклонов в эти дни было уже оговорено на первом Вселенском Соборе, где чётко сказано, что это правило распространяется на всю церковь, и молитвы в эти дни стоит совершать, стоя на ногах.

Постановления соборов

Церковь придаёт очень важное значение совершению молитвенного правила на службах и дома. Это видно из того, что постановление о том, как совершать воскресные молитвы, проводить полиелейные дни и Пятидесятницу, повторяется ещё в ряде правил. VI Вселенский Собор тоже разъясняет в 90 правиле о воздержании от земных поклонов с вечернего субботнего входа до вечернего воскресного входа. Это символизирует радость и почитание воскресения Христова.

Василий Великий в трудах «О Святом Духе» (91 правило) говорит, что в начале (1 день) седмицы воскресные молитвы необходимо совершать стоя и прямо, по причине воскресшего Христа и нашего будущего с ним воскрешения, нашей обязанности искать высших. Поэтому в день воскресный стоять прямо перед Богом во время молитвы – это напоминание нам о дарованной благодати. Этот день назван единым восьмым днём, символизирующим время, последующее за настоящим – вечность, нескончаемый век. Церковь учит своих прихожан совершать воскресные молитвы стоя, чтобы часто напоминать о нескончаемой жизни, не вознерадеть к преставлению в оную.

Цель церковной молитвы

Празднуя победу жизни над смертью, Христа над дьяволом, церковь в воскресный день строит соответствующим образом службу. Поэтому молитвы на воскресной службе на коленях в эти дни недопустимы, это будет противоречить всему смыслу праздника.

Церковное богослужение имеет назидательную для верующих цель при чтении псалтири и песнопениях. Важно знать об истинном учении Христа, стать расположенным к молитве и покаянию. При этом важно в молящихся вызвать чувство благодарности к Богу за все. Важно почувствовать молящемуся нужду в усиленной молитве о дальнейших милостях к нам и получить успокоение душе.

От домашней молитвы утренние воскресные в церкви отличаются тем, что совершаются священнослужителями, законно находящимися в храме, рукоположенными через таинство священства. Через молитву христианин входит в таинственное общение с Богом, а через таинства получает от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Церковные молитвы соединены особым образом. В них входит и чтение псалмов, Священного Евангелия. На протяжении службы последовательно развивается определённая мысль.

Суть воскресной молитвы

В статье можно описать лишь некоторые моменты, раскрывающие смысл, который несёт воскресная молитва. Текст полной литургии стоит искать в специальных источниках.

  • На литургии вместе со священниками во время пения «Тебе поем» нужно с благоговением и страхом Божиим молиться о ниспослании Святого Духа на всех стоящих в храме. При этом про себя произносят тропарь третьего часа, а затем: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…». И опять по себя произносят тропарь с последующими словами стиха: «Не отвержи мене от лица Твоего…». Ещё раз читается молитва и повторяется тропарь: «Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа. » Все эти молитвы творят молча, про себя и с умилением.
  • Когда освящаются в алтаре Святые Дары, нисходит Святой Дух, присутствующие члены церкви потщатся получить освящение и обновление. Тогда со смирением призывают Дух Святой.

Про воскресные стихиры и тропарь

В стихирах воскресения идёт речь о том, чтобы Бог извёл душу из темницы. Обращаясь ко Христу, молящийся говорит о Его великой победе над адом, о крестной смерти, об освобождении мертвых. Душа кающегося грешника молит Христа, источника жизни, помиловать её и даровать молящемуся пребывать с праведниками. Он из глубины сердца взывает к Господу и просит услышать его, грешника, глас. Душа вопиет к Богу и радуется Воскресению Христову!

Воскресный тропарь говорит об ангельских силах и Марии, ищущей Христа во гробе. Но нет Его там – Он воскрес!

Ответы на вопросы

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

  • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» – на Божественной Литургии;
  • песнь «Воскресение Христово видевше…» – на воскресном всенощном бдении;
  • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» – на пасхальной службе.

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фото: Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся. »
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа – Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы – «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого – «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

Авторизуйтесь

Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

Оценка 4.7 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here