
Самое подробное описание: молитва на трудного подростка - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Эффективные заговоры на послушание ребенка
Довольно распространенный случай, когда родители заботятся о ребенке, уделяют ему немало внимания, но ребенок все равно непослушный. Хамство, истерики и скандалы становятся обычным делом в этой семье. В таких случаях приято использовать заговор на послушание ребенка, ведь каждому родителю хочется иметь хорошего, воспитанного ребенка, которым можно гордиться. Хочется сделать так, чтобы все другие семьи завидовали их семейному благополучию.
Заговор на послушание ребенка
Если сделать это психологическими и воспитательными методами не представляется возможным, то на помощь приходит магия, ведь родители перепробовали все возможные методы, только результата это не принесло. Отцы и матери обращаются за помощью к магии в тех случаях, если обычные традиционные методы не увенчались успехом. Некоторые родители приводят малыша на прием к психологу, чтобы тот помог решить сложившуюся проблему. Вот только нередко, даже самые опытные специалисты в области психологии не могут определить причину такого поведения малыша.
Если капризы ребенка не проходят
Если ребенка одолевает неспокойный сон, капризы и плачь, то мать не может спокойно за этим всем наблюдать. Наши предки нашли способ решения данной проблемы. Во время купания, нужно читать следующий заговор:
«Матерь Божья, помоги мне. Сделай так, чтобы с ребенка капризы ушли, как с гуся вода стекает. Аминь».
Если этот вариант обряда вам не подходит, то есть другой способ. Во время того, как будете укладывать малыша спать, читайте следующий наговор:
«Пусть сон окутывает малыша, а капризы улетучиваются от него. Прошу, чтобы ребенок смог нормально спать, и родителям своим не мешать. Аминь».
Если малыш перестал слушать родителей
С древних времен использовались молитвы, которые позволяли улучшить послушание детей. Существует огромное количество таких заговоров. Самый распространенный способ заключается в том, что во время кормления ребенка, нужно читать следующую молитву:
«Кормлю малыша со своих рук. Таким образом, я хочу забрать его волю. Всю жизнь теперь буду окружать своего ребенка, раба Божьего (имя), от невзгод и проклятий. Я стану ребенку самым верным защитником и другом. Прошу, чтобы он искал помощи у меня, а у не посторонних. Аминь».
Если ребенка одолевают кошмарные сны, то нужно проводить следующий обряд:
- наберите из водоема воду, это может быть, как река, так и колодец – главное, не стоит использовать воду из-под крана;
- зайдите в комнату к ребенку, когда он спит;
- перекрестите в воздухе ребенка, и прочтите заговор: «Я рожала малыша, и давала ему жизненное счастье. Желаю, чтобы мой ребенок никогда не болел, и хорошо спал ночами. Пусть ночами малыш спит, а днем позволяет мне работать. Аминь».
Если сын перестает слушать родителей
В принципе, для подростка изменение в поведении – нормальная вещь. Если сын в подростковом возрасте связался с плохой компанией, и стал хамить родителям, то стоит провести специальный обряд, который позволит быстро и эффективно решить сложившуюся ситуацию. Проведение обряда должно состояться в тот момент, когда сын пребывает в доме. Возьмите вещь, которая принадлежит вашему ребенку, причем он сам должен дать вам эту вещь. Не вздумайте забирать ее самостоятельно. Вас должно переполнять чувство заботы.
Чтобы ребенок был послушным, на вещь нужно читать следующий наговор:
«Желаю, чтобы мой ребенок стал снова меня слушаться. У чужых людей пусть не ищет помощи. Прошу помочь мне, чтобы сын хорошо учился. Чувство ненависти, которое находится в его душе, пускай уйдет безвозвратно. Пусть раб Божий (имя сына) почитает своих предков, чтобы они не тратили свои силы. Прошу наделить наш дом гармонией, чтобы его переполняло умиротворение. Пусть совесть, которая исчезла у сына, вновь вернется. Чтобы родителей почитал, и больше никогда не перечил. Меня очень беспокоит сын. Аминь».
Важно помнить, что слова должны читаться правильно. Поэтому, если вы не уверены в правильном произношении, напишите слова на листе бумаги. Держите постоянно его при себе, чтобы в определенный момент быстро прочитать необходимые слова. Вещь необходимо снова вернуть ребенку для дальнейшего пользования.
Мы все любим наших детей, но иногда они просто выводя�
Мы все любим наших детей, но иногда они просто выводя�
Дети – это цветы жизни! Но что же делать, если ребенок
Дети – это цветы жизни! Но что же делать, если ребенок
Проблемная дочь
В те моменты, когда начинают у девочек развиваться гормоны, они очень сильно подвергаются психологическим проблемам. Они могут замкнуться в себе, и перестать воспринимать родителей. Мать всегда замечает малейшие изменения в поведении дочери. Если она замечает, что дочь стала общаться с сомнительными взрослыми ребятами, то ее сердце начинает беспокоиться. Если вы хотите избежать негативных последствий, то нужно читать определенный заговор.
«Господи, прошу направить мою дочь, рабу Божью (имя), домой. Пусть ее дорога никуда не сворачивает. Маму нужно постоянно слушать. Я не пожелаю дочери плохого. Пусть она поймет, как я ее люблю. Прошу сделать так, чтобы она вернула свое отношение ко мне. Я стану ей самой верной подругой, самой преданной сестрой. Я заменю ей всех, только, чтобы наладились наши отношения. Ребенку своему желаю только счастья. Святой Ангел пусть заботится о ней. Аминь».
Не переживайте, на дальнейшей судьбе дочери данный заговор не отразится. Она станет счастливой, и у нее будет хороший молодой человек. Читать заговор нужно во время того, как дочь спит. Помните, ребенку нужно доверять.
«Трудных» детей воспитывают трудом. И молитвами
Корреспонденты «Вечёрки» побывали на предприятии с рабочими местами для подростков, склонных к правонарушениям
Купол церкви на улице Доблести возникает неожиданно: среди серых многоэтажек, выстроенных вплотную одна к другой, прямо за типовым двухэтажным зданием советских времен. Многие посетители храма Святых Равноапостольных Константина и Елены — несовершеннолетние. Но детьми назвать их сложно. Они уже столкнулись с жестокостью в семье, бедностью, нуждой, насилием. Некоторые совершали мелкие кражи и даже преступления. Большинство так и не социализировались в школе, еле-еле перебивались с двоек на тройки, хулиганили. Здесь, на предприятии «Новое поколение», им предоставляют работу. По принципу «труд сделал из неблагополучного подростка благополучного» предприятие работает с 1994 года, и довольно успешно. А вот храм построили здесь недавно. Корреспонденты «ВП» посмотрели на то, как «трудные» дети работают… и молятся.
Больным ленью — по 300 рублей в месяц
Сразу у входа на предприятие — медпункт. Там дежурит врач. Но посетителей совсем нет.
— Ребята у нас здоровенькие, приходят разве что с царапинами, порезами, — объясняет медсестра Оксана Борецкая. — Правда, есть одна болезнь. Я бы даже сказала, эпидемия. От нее здесь лечат комплексно, в каждом отделе — в цехах, в церкви, всюду. Это лень! Бывает, знаете, придет парень и говорит: «У меня давление!» А я смеюсь, говорю: «Ты откуда слово-то такое знаешь?»
Тот, кому лень, получает в конце месяца зарплату 300 — 500 рублей. А кому не лень, в свои 16 лет может неплохо подзаработать и даже иметь доход в 20 тысяч рублей ежемесячно. Все зависит от выработки. Ребята собирают настольные игры на тему кино, дорог, автомобилей, моды и прочего. На предприятии работают 200 человек.
Направление на работу от органа опеки
Сразу за медпунктом — отдел комплектации игр. Работают здесь одни девочки. Уже в дверях видно, как у них в ушах, носах, губах, подбородках поблескивают сережки пирсинга. Волосы — палитра всех цветов, от темно-фиолетового до ярко-красного. Но одежда одинаковая — аккуратные белые халатики.
Леди за одним из столиков раскладывают маленькие цветные деревянные машинки по пакетикам.
— Будет игра, железная дорога, — объясняет одна из девочек. — Нужно, чтобы в каждом мешочке было по четыре машинки разного цвета. Я лично зарабатываю примерно по 3000 рублей в месяц. Ничего, нормально. Мы тут сидим, разговариваем. Не скучно. Потом покупаю продукты на эти деньги. И еще с каждой зарплаты — по одной шмотке или украшению. Такой подарок самой себе.
А больше дарить подарки этой девочке некому. Мама пьет. Остальные родственники давно отвернулись. Сюда она попала по направлению органов опеки. А потом и подругу с собой позвала. У той похожая ситуация, и «тоже в школе как-то не ладилось», так что в опеке охотно выдали направление в «Новое поколение».
На предприятие все дети попадают именно таким образом, по направлениям от инспекторов отделов по делам несовершеннолетних, районных комиссий по делам несовершеннолетних и прочих подобных органов. Направляют и условно осужденных подростков, и уже совершавших преступления, правонарушения, и так называемых трудных детей.
На предприятии есть и некий карьерный рост. Тех, кто хорошо справляется с работой, могут повысить до отдела технического контроля, а также перевести в упаковочный цех. Тут у дверей, у первого из автоматов, стоит молодой парень, упаковывает настольную игру «Наша семья». Представляется Ярославом.
— Ярослав, а ты сам в эту игру играл?
— Да, попробовал разок. Ничего так.
— С кем играл? С семьей? Игра ведь семейная…
— Нет, я с друзьями поиграл. С семьей все сложно.
— Неужели игру упаковывать лучше, чем учиться в школе?
— Да нет, не лучше, конечно. Так получилось. Но я понимаю, что пора уже идти получать образование.
У 90% детей, оказавшихся в «Новом поколении», очень серьезные проблемы дома, в семье. Вот оно, лишнее подтверждение тому, что институт семьи в России в плачевном состоянии. И как результат — дворовая одинокая, озлобленная молодежь.
В этом цехе молодые работники упаковывают «Кино», «Семью», другие настольные игры.
У кого шахматы, а у кого — бумбокс
На втором этаже располагается еще пара цехов. Тут склеивают детали и коробки. Из одного из помещений доносится модная танцевальная музыка. Причем басы звучат так, будто включена профессиональная диджейская установка. Но, оказывается, играет обычный старенький бумбокс. Под него молодые работники, два десятка «трудных» парней по 15 — 16 лет, клеят крышки для игр, пританцовывая. Какую ставить музыку, решают коллегиально. А включать ее придумал местный мастер-воспитатель Артем Прокофьев. Он и сам совсем недавно трудился в этом же цехе на склейке коробок. Теперь получил повышение. Выработка у него была большая, так что получалось зарабатывать по 20 тысяч в месяц. Сейчас Артем получает еще больше, уже в виде постоянного оклада. А музыка — способ мотивации. Бывает, конечно, что не помогает. Тогда приходится поговорить по душам.
— Если просто заявить: «Давай, работай», тебя и интеллигент не послушает, а тем более здешние ребята, — объясняет Артем. — Их нужно мотивировать. Чем? Зависит от личности. Чаще всего подходит тема денег. Объясняю, что можно заработать ощутимую сумму. Тем более я — живое доказательство этого! Но некоторым на самом деле важно нечто иное. Например, возможность быть самостоятельным, взрослым, независимым. Так или иначе, подход можно найти к каждому.
А в соседнем цехе, наоборот, тихо-тихо. В центре зала — шахматная доска. Мастер-воспитатель Михаил Егоров, социальный педагог с 20-летним стажем, «обкатывает» свое ноу-хау.
— Выполнил план? Сыграй партию в шахматы, но только если вместо перекура! — объясняет он свой подход. — И ведь все втянулись, играют, и с таким азартом. Действительно, стали предпочитать перекурам шахматы. Знаете, этих ребят называют «трудными». Но для кого они трудны? Для общества? Возможно. Но лично для меня трудно разве что поднять их утром на работу.
Фантасты популярнее Чехова
Некоторых работников мастера будят лично, ведь здесь же, в «Новом поколении», расположена социальная гостиница для временного проживания. Она рассчитана только на мальчиков. Так заведено, а почему — никто не знает. Так или иначе, пользуются ею многие ребята. Всякое бывает: отчим-наркоман, мама на полгода отправлена в психбольницу, старший брат напивается и изнутри запирает входную дверь. А здесь можно переночевать (при условии: никаких гостей и алкоголя), посмотреть телевизор, и даже библиотека имеется. Среди книжек и братья Стругацкие, и даже Чехов, но, по словам местных смотрителей, здешние подростки читают разве что пару глав фантастики с яркими обложками и «Встречу тиранов» Кира Булычева.
Церковь и космос на острие борьбы с суицидальными настроениями
От восьми подобных предприятий, находящихся в разных районах города и Ленобласти, «Новое поколение» на улице Доблести отличается возведенной прямо во дворике церковью. Сюда, в храм Святых Равноапостольных Константина и Елены, подростки приходят только по желанию. И приходят практически все. Охотно.
Дети с удовольствием ходят в церковь каждый день.
Вот рядом со ступеньками старательно вспахивают землю двое парней. Завидев настоятеля протоиерея Михаила Бравермана, они отрываются от работы, уважительно здороваются. Отец Михаил их за работу хвалит и следует в храм.
— Не вставай спиной к алтарю и не жуй, пожалуйста, поди выбрось свою жвачку в мусорное ведро, — говорит он одному из посетителей спокойно, тихо, дружелюбно, но не заискивающе.
Мальчик перестает жевать, неестественно дергаться, выходит на улицу, возвращается уже без жвачки, берет свечку, идет к иконам.
Рядом с церковью к тому же выстроено помещение для церковно-просветительских занятий. Небольшая постройка снаружи похожа на дачный летний домик или маленький ангар, но внутри — космический корабль. Дизайн придумали сами подростки. Одна стена — фотообои со снимком космоса. Вокруг — изображения планеты, фотографии. В центре расположен стол с крутящимися стульчиками. Рядом с иконой, на небольшой сцене, синтезатор.
Сотрудники «Нового поколения» говорят, что, после того как к труду добавили духовную составляющую, с подростками стали твориться настоящие чудеса. Хамоватые ребята превращаются в спокойных и доброжелательных молодых людей, начинают интересоваться учебой, жалеют о многих своих поступках и словах. И еще, именно здесь борются с самым страшным — суицидальным настроением.
Отец Михаил объясняет детям, что такое добро и зло и почему жизнь прекрасна.
— Современная молодежь нуждается в объяснении понятий добра и зла, — говорит протоиерей Михаил Браверман. — Вера — свободный выбор каждого. Церковь же обращена ко всем. Здесь могут ответить, почему ты пришел в этот мир, почему плачешь и радуешься. Когда мне кто-то говорит о суициде, я могу объяснить, что жизнь — прекрасна. И ребята это понимают, а вскоре сами убеждаются, что так оно и есть.
В подтверждение этих слов в дверях появляется девочка Аня по фамилии Счастливая, которая, заслышав последние фразы беседы, утвердительно кивает и говорит, что в какой-то момент поняла это.
Органы опеки и другие надзорные органы направляют на работу на предприятие 14 — 18-летних подростков, склонных к правонарушениям. Предприятие выпускает 52 вида игр для торговых сетей России и стран СНГ. За 18 лет на нем отработали 18 тысяч детей.
После завершения работы только 1% подростков совершили преступления, 95% поступили в средние профессиональные учебные заведения или устроились на работу. На 9 площадках в Петербурге (на улице Доблести, проспекте Космонавтов и проспекте Авиаконструкторов, в Колпинской воспитательной колонии и двух спецшколах в Петродворце) и Ленобласти (городах Ломоносове и Кингисеппе, поселке Мехбаза) сейчас работают более 1000 человек. В том числе 200 человек работают на площадке № 1 на улице Доблести, из которых 153 подростка прописаны в Красносельском районе и 47 подростков — в Кировском.
Работа идет 5 дней в неделю с 9.00 до 18.00, обучение дети проходят в вечерних школах по спецпрограмме.
Начальник 2-го отдела Управления по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД по СПб и Ленобласти Клавдия Карловская:
— Преступления, которые совершают трудные подростки, как правило, корыстно-имущественные и зачастую связаны с тем, что у детей нет легальных возможностей заработать. А здесь им такую возможность предоставляют. И то, что повторные правонарушения среди подростков, поработавших в «Новом поколении», очень большая редкость, подтверждает эффективность такой работы.
Генеральный директор предприятия «Новое поколение» Михаил Дмитриев:
— Мы можем дать им труд, но не компетентны объяснять, где добро, а где зло. Эту функцию как раз исполняет церковь, и мы поражаемся результатам. Я вижу, как изменяется поведение подростков.
Настоятель церкви Рождества святого Иоанна Предтечи (Чесменской) протоиерей Алексей Крылов:
— Задача церкви — быть рядом, помогать, поддерживать, помогать социализироваться. Ни в коем случае нельзя пытаться увезти этих ребят куда-то, запереть где-то, отгородить от общества. На примере бунтов в Северной Африке, Франции, Великобритании и других странах мы можем видеть, что происходит, когда молодежь выброшена в сторону. Это не трудные подростки, а просто дети, с которыми нужно быть рядом.
Ирина ПАНКРАТОВА, фото Натальи ЧАЙКИ
© «Вечерний Петербург» 2009-2017
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте www.vppress.ru, в соответствии с законодательством РФ об охране результатов интеллектуальной деятельности, принадлежат ООО «Издательский Дом «Вечерний Петербург», и не подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было форме без разрешения правообладателя.
Размещенные на сайте фрагменты из аудиовизуальных произведений использованы исключительно в информационных целях в порядке, установленном статье 1274 Гражданского кодекса Российской Федерации. Комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования.
Пять путей к серцу подростка: КАК ИСКУПИТЬ МОРАЛЬНЫЕ ОШИБКИ ПОДРОСТКОВ
В остальной части этой главы я хотел бы дать вам несколько практических советов, которые помогли многим родителям справиться с последствиями моральных ошибок подростков и искупить их. Когда мы относимся к просчетам подростков с пониманием и сочувствием, то ведем себя, по выражению Роузмонда, как хорошие родители, «поступающие правильно, когда ребенок ошибается».
1. Не вините себя
Прежде чем вы станете помогать своему сыну или дочери, сначала разберитесь со своими собственными чувствами. Первой реакцией большинства родителей на ошибки подростков бывает вопрос: «Что мы сделали не так?» Это логичный вопрос, особенно в обществе, где огромное внимание уделяется правильному воспитанию. Однако во многих книгах из серии «Помоги себе сам» и семинарах по вопросам воспитания слишком преувеличивают значение правильного воспитания и забывают о свободе выбора подростка. Подростки могут и будут принимать самостоятельные решения в доме и вне его. И у этих решений будут последствия. Плохой выбор ведет к плачевным результатам, а мудрый выбор приносит позитивные плоды.
Родители не могут следить за подростком и контролировать его двадцать четыре часа в сутки. Вы поступали так, когда вашей дочери было три года, но теперь ей тринадцать. Это пугает, но подростку надо дать свободу выбора.
Чем старше становится ваш ребенок, тем больше он принимает самостоятельных решений. Это обязательный и часто здоровый процесс, но возрастает риск ошибок. Родители, обвиняющие себя в ошибках подростка, оказывают ему дурную услугу. Это подросток принял неверное решение и теперь страдает от его последствий. Подросток будет просто счастлив, если ему будет кого обвинить в своих бедах. Если он сможет переложить груз своей вины на ваши плечи, он не сможет учиться на своих ошибках и, скорее всего, будет повторять их в будущем.
Обычно виновными в моральных промахах подростков считают себя те родители, которые понимают, что в предыдущие годы они были плохими воспитателями. Они читали книги, посещали семинары и поняли, что нарушили какой-то принцип воспитания. Я не хочу сказать, что родители не обязаны хорошо воспитывать своих детей. Я говорю, что вы несете ответственность за свои ошибки, но не ошибки подростка. Если вы понимаете, в чем конкретно ошибались в прошлом, исповедуйтесь в этом перед Богом и признайте это перед подростком. Попросите у обоих прощения, но не берите на себя ответственность за неправильные решения подростка.
2. Не читайте подростку проповедей
Обычно подросток чувствует себя виноватым. Подростки понимают, когда их поведение ранит родителей. Они осознают, что нарушили моральные нормы, которым их учили. Проповеди не нужны.
Дэниэлу, огорченному отцу, с которым мы познакомились в начале этой главы, я сказал: «Когда ваш сын приедет завтра домой из колледжа, не говорите ему с порога, что он виноват. Не говорите: „Почему ты так поступил? Ты же знаешь, что мы тебя не этому учили долгие годы. Как ты мог такое сделать? Ты что, не понимаешь, как нам тяжело? Ты все испортил. Поверить не могу, что ты такой дурак!” Я понимаю, что вы думаете именно так, — продолжил я, — но вашему сыну не нужно все это выслушивать. Он уже об этом думал, он сам задает себе такие вопросы. Если вы об этом скажете и зададите их ему, он начнет защищаться и перестанет сам искать на них ответ».
Подросток, совершивший ошибку, сам должен разобраться со своей виной, его не нужно осуждать.
3. Не умаляйте вины подростка
Многие родители пытаются сделать вид, что ничего особенного не произошло. Они стараются все уладить и защитить подростка, что, по моему мнению, совершенно неразумно. Если вы пытаетесь устранить физические последствия ошибки подростка, то поступаете с ним как с ребенком. Подростки учатся жизни на ошибках и их последствиях. Если родители устраняют последствия, подросток ничему полезному не учится. Напротив, он учится безответственности. «Я могу поступать нехорошо, а кто-то другой позаботится о последствиях» — такой вывод приводит к тому, что подростку бывает очень трудно научиться ответственному поведению.
Я знаю, вам трудно смотреть, как подростки страдают от последствий своих решений, но устранять эти последствия — значит лишить их величайшей возможности учиться жизни. Помню, один родитель сказал мне: «Самое трудное, что мне приходилось делать в жизни, — это выходить из тюрьмы, оставив моего мальчика за решеткой. Я знал, что мог внести за него залог, но, если бы я это сделал, он в тот же вечер опять пошел бы торговать наркотиками. Ради его же собственного блага я поступил так, чтобы он прочувствовал последствия своего проступка. И сейчас я понимаю, что это было одно из самых мудрых моих решений».
До сих пор мы говорили, что не нужно делать: не винить себя, не читать подростку нотаций и не пытаться все исправить. Теперь поговорим о том, что нужно делать.
4. Дайте подростку понять, что ваша любовь к нему безусловна
Прежде всего, покажите подростку, что любите его, что бы ни случилось. Это не противоречит сказанному выше. То, что вы позволяете подростку страдать от последствий неправильного выбора, как раз и есть проявление любви. Поступая так, вы действуете на благо подростка, а в этом — суть любви. Однако в данном случае я говорю об удовлетворении эмоциональной потребности подростка. Здесь очень важно знать о пяти «языках любви». Если вы знаете «родной язык» подростка, самое время обратиться к нему на этом «языке» как можно громче, а потом прибавить по возможности и обращения на четырех остальных «языках».
Если подросток совершил моральную ошибку, он чувствует себя виноватым. Это заставляет его скрываться от вас. Как Адам и Ева пытались спрятаться от Бога, так и подросток может прятаться от вас. Он может бояться, что вы его осудите. Реакция Бога на поведение Адама и Евы — хороший пример для родителей. Он сделал так, чтобы они страдали от последствий своего преступления, но одновременно сделал им подарок. Они пытались прикрыть свою наготу фиговыми листками. Он дал им кожаные одежды. Мудрый родитель продемонстрирует свою любовь подростку, какой ужасной ни была бы его ошибка.
Дэниэл и Мики позже рассказали мне, что, когда их сын вернулся домой из колледжа, они встретили его у двери с распростертыми объятиями. Они обняли его со слезами и сказали: «Мы тебя любим». Потом они сели и слушали, как сын признается в своей ошибке и просит у них прощения. Безусловная любовь создает подходящую атмосферу для свободного диалога. Подросток должен знать: что бы ни произошло, есть кто-то, кто всегда верит в него, ценит его и готов его простить. Если подросток чувствует себя любимым родителями, скорее всего, он встретит последствия своей ошибки с поднятой головой, примет их как нечто заслуженное и постарается извлечь полезный урок из своего опыта.
5. Выслушайте подростка, сопереживая ему
Мы уже говорили, что не время читать подростку нотации. Надо выслушать его и попытаться поставить себя на его место. Сопереживание — это способность проникнуть в чувства другого человека. Родители должны поставить себя на место подростка и понять, что привело его к ошибке и каково ему в настоящий момент. Если подросток видит, что родители пытаются понять его и проникнуть в его чувства, он говорит свободнее. С другой стороны, если подросток видит, что родители слушают его осуждающе и готовы во всем обвинить, разговор будет коротким, и подросток почувствует себя нелюбимым и отвергнутым.
Слушая подростка, задавайте ему такие вопросы: «Что ты чувствовал тогда? Ты думал, что мы тебя не поймем? Ты это имеешь в виду?» Эти вопросы дают подростку возможность прояснить свои мысли и чувства, а родителям — возможность понять его. Сопереживая подростку и слушая его, вы начинаете его понимать и обретаете способность действительно помочь ему.
6. Поддержите подростка
Выслушав подростка и поняв его мысли и чувства, вы сможете оказать ему эмоциональную поддержку. Дайте ему понять, что вы не согласны с его поступком и не собираетесь устранять его последствия, но при этом вы всегда с ним и будете его поддерживать, пока он сам борется с этими последствиями.
После того как Дэниэл и Мики выслушали историю своего сына и поплакали вместе с ним, Дэниэл сказал: «Я хочу, чтобы ты знал: мы с мамой всегда с тобой. Конечно, мы не рады тому, что случилось.
Мы не знаем, что из этого может получиться. Но мы будем с тобой и дальше. Мы надеемся, что ты возьмешь на себя ответственность за эту девушку и ее ребенка, и мы сделаем все, что сможем, чтобы тебя поддержать. Это не значит, что мы будем за все платить. Мы считаем, что это твоя обязанность. Но мы будем помогать тебе советами, молиться за тебя и делать все, чтобы этот опыт пошел тебе на пользу».
Это выражение эмоциональной поддержки. Подросток должен знать, что, даже если он ошибся, он не одинок в жизни. Кто-то может поддержать его в трудный и болезненный момент.
7. Помогите подростку советом
Помогите подростку советом, дайте ему наставления. Под наставлениями я не подразумеваю манипуляцию. Родители, которые склонны слишком строго контролировать подростка, обычно ужесточают свой контроль, если он совершил моральную ошибку. Если родитель принимает какое-либо решение и заставляет подростка выполнить его, это манипуляция, а не наставление. Наставление — это когда вы помогаете подростку осмыслить ситуацию и сделать выбор в связи с последствиями моральной ошибки.
Родители должны серьезно относиться к чувствам, мыслям и желаниям подростка. Их нельзя отметать прочь как незначительные. То, что подросток ошибся, не значит, что теперь решения за него должны принимать родители. Подросток не может стать ответственным взрослым человеком, если у него не будет права самостоятельно разрешать проблемы и принимать решения.
Родители могут помочь подростку довести рассуждения до логического заключения. Например, сын Дэниэла и Мики сказал:
— Я даже подумывал о том, чтобы уехать из этого штата, перебраться в Калифорнию и начать жизнь заново.
Мики поступила бы неразумно, если бы сказала:
— Это дурацкая идея. Это не решение.
Вместо этого она спросила:
— А если бы у тебя были деньги на поездку в Калифорнию, то какую бы работу ты искал?
После того как сын поделился своими соображениями на этот счет, она сказала:
— А ты стал бы посылать ей деньги на ребенка?
И ее сын ответил:
— Конечно. Я не собираюсь увиливать от ответственности.
— Наверное, ты мог бы связаться с нашим агентом по страховке машин и спросить, сколько она стоит в Калифорнии, — предложила Мики. — Мне кажется, у него есть родственники там, и он может знать, сколько стоит снять жилье.
Так Мики помогла своему сыну обдумать последствия идеи о переезде в Калифорнию.
Родители, которые умеют направлять подобным образом мысли подростка, продолжают влиять на его решения. Если же родители тут же осуждают подростка и не пытаются вникнуть в то, о чем он думает, разговор быстро прекращается, и подросток обращается за советом к кому-то другому. Подросток может даже принять заведомо неразумное решение в ответ на родительскую самоуверенность.
Многим родителям бывает трудно так помогать подростку. Легче высказать все, что мы думаем, и выразить догматическое мнение о ценности или абсурдности его идей. Так подросток не научится самостоятельно принимать решения. Подростку не нужны приказы, ему нужны советы.
Другой способ наставить подростка на путь истинный — это поделиться с ним своими идеями. «Может быть, ты мог бы. » — звучит гораздо уместнее, чем: «Я считаю, что ты должен. » Помните, подросток должен оставаться независимым и самостоятельным, несмотря на совершенную им ошибку. Родители не должны забывать об основных подростковых ценностях, когда помогают ему учиться на своих ошибках. Вы можете видеть возможности, которых не видит подросток. Ваши соображения могут оказаться полезными для него, ваши приказы — вряд ли.
Если вам трудно вести себя подобным образом, может быть, вам будет проще записать свои идеи, а потом изменить их, превратив из приказов в советы. Например, изначально Дэниэл думал: «Ты должен оставить учебу, по крайней мере на этот семестр, и найти работу, чтобы заработать денег и помочь девушке. Тебе понадобятся советы. Мы тебе с этим поможем. Следующей осенью ты сможешь вернуться в колледж, на вечернее отделение». Дэниэл снова и снова обдумывал, что сказать сыну. Обычно Дэниэл выражал свои мысли именно так — директивно говорил, что надо делать. Но в данном случае он взял бы на себя слишком много ответственности.
Если бы Дэниэл выразил те же самые мысли не в форме «указаний», а в форме «предложений», атмосфера беседы была бы гораздо благоприятнее. Дэниэл должен был сказать: «Может быть, ты мог бы оставить учебу на семестр, чтобы найти работу и заработать денег. Тебе, вероятно, пригодился бы совет специалиста. Если хочешь, мы с мамой поможем тебе оплатить это. Следующим летом, когда родится ребенок, ситуация может совершенно измениться. Конечно, есть и другие возможности. Подумай об этом, и, если хочешь, мы можем поговорить с тобой еще, позже».
На первый взгляд разница очень невелика. Но в том, что касается личной ответственности, между ними дистанция в миллионы световых лет. Дэниэл скорее повлияет на сына, если произнесет второй вариант речи. Наставление — это не приказы, это советы, помогающие подростку принять ответственное решение.
Даже если после всех разговоров вы видите, что подросток готов принять неразумное решение, которое только усугубит сложность ситуации, вы все равно не должны приказывать, только советовать. Признайте, что подросток — независимая личность, и, в конце концов, он имеет право на самостоятельные решения.
В подобной ситуации родитель может сказать: «Брэд, я хочу, чтобы ты сам принимал решения, потому что это твоя жизнь, и тебе предстоит расхлебывать последствия. Но мне хотелось бы поделиться своими опасениями в связи с твоим решением». Вы делитесь опасениями и потом говорите: «Вот почему мне кажется, что здесь нужен другой подход». И вы делитесь своими собственными соображениями. Вы не перекладываете ответственности за принятие решений с плеч подростка на свои, вы не требуете от него полного повиновения, но делитесь своими мыслями и чувствами, сформулированными так, чтобы подростку хотелось к ним прислушаться.
Если в конце концов подросток принимает решение, которое вы считаете неразумным, позвольте ему страдать от последствий. Когда последствия окажутся негативными, и подросток снова потер-
пит неудачу, повторите описанный выше процесс, при этом помня: вы не должны контролировать подростка. Быть ответственным родителем — значит научить подростка учиться на собственных ошибках.
Библиотека
Стань лучше.
Помоги ближнему.
О проекте Православие.By
Работа портала «Православие.By» осуществляется по благословению Высокопреосвященного митрополита Филарета, почетного Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Сайт не является официальным приходским или церковным изданием. Белорусский православный информационный портал «Православие.By» ставит перед собой задачу показать пользователям интернета истинность, красоту и глубину Православия. Если вы хотите задать вопрос или высказать свое мнение по поводу сайта или статей, напишите нам, воспользовавшись почтовой формой. Обратная связь.
При перепечатке ссылка на Православие.by обязательна.