Молитва на освящение начатков плодов

Самое подробное описание: молитва на освящение начатков плодов - для наших читателей и подписчиков.

Служебник (цсл)

Содержание

  • В начало
  • Перейти на

Молитва на благословение артоса во Святую неделю Пасхи

Принесен бывает артос, сиесть хлеб на сие приуготовленный, и на нем крест написанный обычно, к иерею в олтарь, по совершении Божественныя Литургии и по заамвонней молитве, рекшу диакону:

Господу помолимся. И клиру: Господи, помилуй.

Чтет над ним иерей молитву сию:

Боже всесильный и Господи Вседержителю, иже рабом Твоим Моисеом во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горькия работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на кресте закланнаго волею нас деля Агнца, вземлющаго всего мiра грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих, и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

Абие же кропит артос священною водою, глаголя: Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Трижды.

И посем исходит, и полагает его на аналогии, людие же приемлюще антидор, лобзают артос.

Молитва на раздроблeние артоса в субботу Светлыя недели

По Божeственной литургии, принесeну бывшу артосу обычно в трапeзу, и отпевше трижды, Христос воскресе: с поклонeнием, прочeтшу, Отче нaш: и трапeзу благословившу обычно, диaкон глаголет:

Господу помолимся. И брaтия: Господи помилуй.

Иерeй глаголет молитву сию над артосом:

Господи Иисусе Христе, Боже нaш, Хлебе ангельский, Хлебе живота вечнаго, сошeдый с Небесе, напитaвый нaс во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, триднeвнаго рaди и спасительнаго воскресения, призри и ныне, смирeнно молим Тя, на мольбы и благодарения наша. И якоже благословил еси пять хлебов в пустыне, и ныне благослови хлеб сeй, яко да вси вкушaющии от него, телeснаго и душeвнаго благословeния и здрaвия сподобятся благодaтию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящeние нaше, и Тебе слaву возсылaем со безначaльным Твоим Отцом, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

Раздробив же артос обычно, раздаeт всем прeжде обеда. Может же раздробить его и на литургии по заамвонной молитве, и раздавaть верующим вместо антидора.

Молитва на благословение новаго меда в первый день августа

Необыменный в милости и неизреченный во щедротах, Господи Иисусе Христе, дивен Сый во славе и творяй чудеса. Ты, действом Святаго Духа иногда благословивый Израиля и его медом насытивый от камене, Сам и ныне призри свыше на создание Твое сие, и благословением Твоим Небесным благослови и освяти соты пчел и от них мед, и подаждь ему действенну благодать, паче всех совершенну, да всяк от него вкушаяй, приемляй и ядый обрящет благополучное здравие, и пищею сею насытится, и исполнится всякаго блага.

Яко Ты еси подаваяй всяческая благая и Тебе славу возсылаем со безначальным Твоим Отцем и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

И кропит священною водою.

Молитва на благословение гроздия в шестый день августа

Подобает ведати: Яко предание имамы от святых отец, от спасительнаго сего праздника Преображения снедати гроздие, идеже обретается, благословение приемше от иерея. Принесену бывшу гроздию в церковь и по анафоре раздроблену.

Глаголется же сия молитва на благословение гроздия от святителя или от иерея:

Господу помолимся. Господи помилуй.

Боже, Спасителю наш, благоволивый виноград нарещи Единороднаго Твоего Сына, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Тем плод безсмертия нам дарова, Сам и ныне плодный сей виноград благослови и нас, рабы Твоя, вкушающия от него, Истиннаго Винограда причастники сотвори, неврежденну жизнь нашу сохрани, и мир нам всегда даруй, и вечными Твоими неотъемлемыми даровании жизнь нашу украси, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых, от века Тебе благоугодивших, яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о приносящих начатки овощей

Владыко Господи, Боже наш, Твоя от Твоих приносити Тебе по предложeнию комyждо повелевый, и вечных Твоих благ воздаяние сим дaруяй, иже вдовы по силе приношeние благоугодно приeмый, приими и ныне принесенная от раба Твоего [или рабы Твоея] имярек, и в вечных Твоих сокровищах возложитися сим сподоби. Дaруй ему [ей] и мирскихъ Твоих благ обильное восприятие, со всеми полeзными ему [ей].

Яко благословися имя Твое, и прославися Твое Царство, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Молитва над всяким плодом

Господи, Боже наш, положивый верующим в Тя пользование творении Твоими, Сам благослови предлежащия плоды сия словом Твоим, молимся Тебе, милостию и человеколюбием Единороднаго Сына Твоего, с Нимже благословен еси, со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва на освящение начатков плодов

Семинарский храм

Почему на Преображение освящаются яблоки, виноград и прочие плоды?

К особенностям праздника Преображения Господня относится и то, что в этот день совершается освящение плодов.

Обычай освящать плоды — древний. Предписания относительно этого обычая изложены в 3-м Апост. Правиле: «Если кто, епископ, или пресвитер, вопреки учреждению Господню о жертве, принесет к алтарю иные некоторые вещи или мед или молоко, или вместо вина приготовленный из чего-либо другого напиток, или птицы, или некоторых животных, или овощи, вопреки учреждению, кроме новых колосьев, или винограда в надлежащее время: да будет извержен от священного чина. Да не будет же позволено приносить к алтарю что-либо иное, разве елей для лампады и фимиам, во время святого приношения.» Основанием для установления обычая освящать плоды именно 6 (19) августа было то, что на Востоке (в частности, в Греции) к этому времени поспевают плоды, важнейшие из которых — колосья и виноград — приносятся для благословения и в знак благодарности Богу за получение этих плодов для пропитания человека, а также по прямому их отношению к таинству Евхаристии, о чем мысль выражается и в самой молитве, читаемой над «гроздием».

В Русской Церкви, в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящаются яблоки. При этом яблоки, как бы заменяющие собой виноград, освящаются другой молитвой — «На освящение начаток овощей» (и плодов).

Преображение Господне в народном календаре славян — один из первых праздников урожая. До Преображения практически повсеместно запрещалось употреблять в пищу плоды нового урожая: яблок, многих овощей, винограда и др. В день праздника хозяева приносили в церковь колосья пшеницы и семена нового урожая; над ними читались молитвы; их кропили святой водой. Часть освященной пищи отдавали нищим («На второй Спас и нищий яблочко съест»), часть — жертвовали церкви, а семена и колосья часто оставляли до следующего урожая, чтобы именно этими зернами начать сев.

В России праздник Преображения известен под названием «Второй», или «Яблочный», Спас. Это связано с наиболее строгим запретом на употребление яблок, впервые освящаемым именно на Преображение. Известны многочисленные поверья, объясняющие и комментирующие этот запрет. Считали, в частности, что св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает души умерших детей и угощает их яблоками; если же чья-нибудь мать нарушала запрет, ее ребенок лишался яблока. Поэтому запреты этого дня наиболее строго соблюдались матерями, у которых когда-либо умерли дети. После освящения яблок в церкви ими разговлялась вся семья.

На Русском Севере на Преображение справляли «гороховый день»: празднично одетые люди шли на гороховое поле, разговлялись молодым горохом, угощали друг друга и поздравляли с урожаем.

У южных и западных славян Преображение считался днем, с которого начинался сбор винограда; после освящения винограда в церкви его разрешалось употреблять в пищу.

Освящение плодов 6 (19) августа имеет еще и другое таинственно-символическое значение, а именно: в событии Преображения Господу угодно было показать то новое обновление, в которое вступило человеческое естество по Воскресении Господа и вступят в общее воскресение все верующие. Но поскольку в мир через человека вошел грех, пришла в расстройство в связи с этим и природа, которая вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. И в этой Недели человек утверждается церковным благословением плодов.

При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: сайт Почаевской Духовной Семинарии (http://pdsem.mrezha.net/)

Адрес: Индекс – 47025. Украина, Тернопольская обл., Кременецкий р-н, гор. Почаев, ул. Воссоединения,11.

Контактный телефон: (8-03546) 6-15-61., по e-mail: [email protected]

Дизайн, разработка и администрирование сайта Сторчевой С.В.

Молитва на благословение первых плодов и овощей.

Молитва на благословение первых плодов и овощей.

«Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прийми и ныне от Твоего раба (ими) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Похожие главы из других книг

Молитва на благословение иконы спасителя

Молитва на благословение иконы спасителя СЫЙ БОЖЕ ОТЧЕ, Вседержителю покланяемый, достойно есть яко воистинну, и праведно, и лепо великолепию святыни Твоея Тебе кланятися и Тебе славити, Единаго воистинну Сущаго Бога; безначальне, непостижиме, неописанне, неизменне,

Молитва на благословение винограда

Молитва на благословение винограда Диакон: Господу помолимся.Хор: Господи, помилуй.МолитваБоже, Спаситель наш, благоволивший виноградом наречь Единородного Твоего Сына, Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и через Него плод бессмертия нам даровавший! Сам и

Молитва о приносящих начатки овощей

Молитва о приносящих начатки овощей Влады?ко Го?споди, Бо?же наш, Твоя? от Твои?х приноси?ти Тебе? по предложeнию комyждо повеле?вый, и ве?чных Твои?х благ воздая?ние сим дaруяй, и?же вдовы? по си?ле приношeние благоуго?дно приeмый, приими? и ны?не принесе?нная от раба? Твоего? [или

Молитва на благословение стада.

Молитва на благословение стада. «Владыка, Господи Боже наш. Имеющий власть над каждым творением! Тебе мы молимся и Тебя просим: как благословил Ты и умножил стада патриарха Иакова, так благослови и этот скот стада Твоего раба (имя) и, размножая это стадо, сделай его

Молитва на благословение гумна.

Молитва на благословение гумна. Господи Боже наш, Источник благ! Ты, по Своему милосердию и благости, повелевший земле произрастить плод, Сам благослови и умножь это гумно и плоды, собранные и принесенные Твоими рабами, а их кладовые наполни всяким добрым плодом, пшеницей,

Молитва на благословение сетей.

Молитва на благословение сетей. «Господи Иисусе Христе Боже наш, насытивший пять тысяч пятью хлебами и двумя рыбами и от избытка их давший возможность набрать еще множество оставшихся кусков! Ты Сам, Всесильный Владыка, по молитвам. Преблагословенной, Славной Владычицы

Молитва на благословение стада

Молитва на благословение стада Владыко Господи Боже наш, власть имеяй всякия твари, Тебе молимся, и Тебе просим, якоже благословил и умножил еси стада патриарха Иакова, благослови и стадо скотов сих раба Твоего (имя), и умножи, и укрепи, и сотвори е в тысящи, и избави е от

Ритуал предложения первых плодов (26:1-11)

Ритуал предложения первых плодов (26:1-11) Когда израильтяне вступят во владение Обетованной землей, им надо будет исполнить два ритуала. Поскольку законоположение о принесении десятины в каждый третий год уже было дано, представляется, что эти два ритуала, сопутствовавшие

Приношение первых плодов и десятины

Приношение первых плодов и десятины 1 Когда ты придёшь в землю, которую Вечный, твой Бог, даёт тебе в наследие, завладеешь ею и поселишься в ней, 2 то возьми все первые плоды, которые ты вырастишь на земле, которую Вечный, твой Бог, даёт тебе, и положи их в корзину. Затем иди на

О празднике Первых плодов

О празднике Первых плодов 26 И в день приношения первых плодов, когда приносите вы Господу первый хлеб нового урожая, в ваш праздник Недель, тоже созывайте священное собрание; никакой повседневной работой не занимайтесь. 27 Приносите в жертву двух молодых быков, одного

Приношение первых плодов и десятины

Приношение первых плодов и десятины 1 Когда ты придешь в землю, которую Господь, твой Бог, дает тебе в наследие, завладеешь ею и поселишься в ней, 2 то возьми все первые плоды, которые ты вырастишь на земле, которую Господь, твой Бог, дает тебе, и положи их в корзину. Затем иди

Молитва Божией Матери пред Ее иконой «Спорительница хлебов» об изобилии плодов земных и сохранении урожая от вредителей

Молитва Божией Матери пред Ее иконой «Спорительница хлебов» об изобилии плодов земных и сохранении урожая от вредителей О, Пресвятая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, Царице Небесе и земли, всякаго дома и семейства христианскаго благоустроительнице,

Молитва на благословение артоса.

Молитва на благословение артоса. (После заамвонной молитвы на литургии артос поставляется перед Царскими Вратами). «Боже Всесильный, Господь Вседержитель! Повелевший рабу Твоему Моисею, при выходе Израиля из Египта и освобождения Твоего народа от тяжкого рабства

Молитва на благословение винограда

Молитва на благословение винограда (6 Августа) „ Господи, благослови этот новый виноградный плод, при ясной погоде, чрез благорастворение воздуха и дождевые капли, по Твоему благоволению созревший к этому времени, чтобы он и его сок послужил нам вкушающим и веселием, и

Молитва на благословение первых плодов.

Молитва на благословение первых плодов. «Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому добровольно приносить Тебе Твое из Твоего и подающий за это в вознаграждение Твои вечные блага! Как принял Ты приношение вдовы, так и ныне приими от Твоего раба (имя) принесенное Тебе,

Молитва на благословение детей

Молитва на благословение детей Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего.(Осенить крестным

На освящение плодов. Проповеди митрополита Варсонофия

Бог обращается к человеку шёпотом любви, а если он не услышан – то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог обращается через рупор страданий.

Сейчас в наше время редко встретишь кого-нибудь из людей, кто бы сел за трапезу и помолился Отцу Небесному. Многие садятся в головном уборе, с сигаретой в руках и так вкушают пищу, которую Господь им послал. Раньше так никогда не было. Никто не смел даже сесть за стол, пока хозяин семьи не прочитает молитву «Отче наш» и не благословит стол. Сегодня мы этот обычай видим только в верующих семьях. Причина в том, что наше безразличное общество не только не знает заповедей Божиих, но и обычаи нашей старины, быт и уклад жизни наших отцов и дедов, которые знали, Кто посылает им хлеб насущный и как его вкушать. «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1Кор.10,31), – заповедует нам святой Апостол Павел.

Есть и пить во славу Божию, дорогие братья и сестры, значит есть и пить с благодарением к Всевышнему Творцу, питающему нас, и с молитвою, чтобы Господь благословил нам принятие пищи и пития в пользу душевную и телесную. Верный сын Православной Церкви, постоянный прихожанин нашего храма – знающий и чтущий Устав Церкви, в нужный день всегда придет в церковь, чтобы Церковь благословила и освятила то, что он принесет. Верующий человек знает силу этого благословения. Каждый год начатки от плодов и овощей, употребляемых в пищу, приносятся в храм и получают благословение небесное. Благословляются начатки, а благословение распространяется на все продукты, которые выращены или приобретены тем человеком, который начатки принес в храм.

Каждый плод или овощ, сам по себе вкусен и приятен, должен сделаться еще вкуснее и приятнее, когда приносится в храм Божий и когда над ним слышится древний голос Божий, благословляющий снедь райских плодов.

Обычай являться пред лице Господне с начатками плодов так древен, что мы находим следы его еще в семействе первого человека. В Церкви Ветхозаветной строгим Законом предписано было всему народу израильскому посвящать Богу начатки всех плодов земных. Владеющие полями иудеи должны были приносить к священнику первый сноп жатвы и два первых хлеба, а над снопом и над хлебами совершался обряд возношения перед Господом (Лев.23,10-17).

Помимо того, произведения земли (древесные плоды, масло, мед) сын Израилев мог употреблять в пищу не прежде, как посвятив начатки их Господу (Исх.23; Чис.18; Втор.26; Притч.3,9). Этим посвящением выражалась благодарность Вседержителю, от Которого нисходит всякое даяние благое и всякий дар совершенный (Исх.1,17), и освящалось право пользоваться Его дарами.

По принесении к алтарю, начатки обращаемы были на содержание левитам и благочестивый израильтянин спокойно потом возвращался домой и веселился о свыше ниспосланных ему благах.

Чувство сыновней любви к Отцу Небесному столь свойственное православным христианам, само собою располагает не прежде посягать на употребление плодов нового лета, как освятив их принесением в храм Господень и призыванием над ними всеосвящающего имени Божия. Потому-то обычай приносить новые плоды в храм для освящения принадлежит к древнейшим христианским обычаям. Так правилами апостольскими и соборными заповедуется приносить для благословения новые колосья и плоды овощные, когда созреют, чтобы новыми не вкушать их без церковного благословения.

«Справедливо и свято, – говорит святитель Григорий Богослов о приношении плодов, – приносить в дар Богу, от Которого и мы сами и все наше, начатки с гумна и точила, чтобы часть, принесенная усердно в дар, привела в безопасность и остальное».

Истинный христианин всегда помнит, что он «получает плоды от земли не столько за свои труды и усердия, – пишет святитель Василий Великий, – сколько по благости Бога, возращающего их, потому что и насаждающий никто, и напояющий, а все возращающий Бог».

Начатки от плодов и овощей, дорогие братья и сестры, положено освящать тогда, когда наступит время их зрелости. На этом основании Церковным Уставом заповедуется приносить виноградные плоды в Церковь для молитвы и благословения в праздник Преображения Господня.

В наших краях за неимением виноградных плодов разрешается приносить в храм повсюду растущие яблоки, которые начинают созревать к этому времени, а также и начатки всех плодов земных, когда наступит их зрелость. И как над яблоками, так и над всеми овощами положено читать молитву «о приносящих начатки овощей».

В чине освящения начатков овощей и плодов Святая Церковь приглашает православных христиан возблагодарить и прославить Господа за Его милость, явленную в плодоношении земли.

В молитве священнослужитель молит Господа, да примет Он приношаемые начатки с таким же благоволением, как принял приношение вдовицы, да благословит и умножит богатые плоды земли и вкушающим от них дарует душевное и телесное благословение со здравием.

Начатки благословляются и освящаются святейшим именем Бога, в Троице славимого и кроплением святой воды: «благословляется и освящается, овощ сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святого Духа».

После благословения Святой Матери Церкви плоды или овощи земные действительно послужат нам в радость и веселие, и во славу Господа щедродаровитого.

После этого мы можем срывать, срезать с деревьев и кустов плоды: фрукты и овощи и смело вкушать их, не боясь, что мы может быть похожи на нашу праматерь Еву, которая сорвала плод без благословения Божия, по внушению змия.

Плоды также могут нам служить образом, который напоминает нам, что каждый из нас должен быть плодоносным деревом в вертограде Господнем, который есть Царство Божие. Не напрасно ведь Господь истинных своих последователей сравнивает с гроздьями или ветками виноградника, которые от Него – Божественной Лозы приемлют сок жизни, должны приносить мног плод. В случае же не принесения надлежащих плодов, каждой душе грешника придется быть выброшенной из виноградника и повергнуться в огонь. Нам людям не приятно, когда у нас в саду пустоцвет, а значит не ждать нам плодов. То как неприятно Господу, Который столько для нас сделал, видеть нас бесплодными. А ведь Господь за нас положил жизнь Свою. Мы знаем как для Господа дорого всякое дерево, то есть каждая душа христианина. Как приятен Господу Иисусу Христу плод от виноградника, и как горько бесплодие худых деревьев. Кто имеет уши слышать, да слышит. Аминь.

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here