Молитва музыкальное произведение

Самое подробное описание: молитва музыкальное произведение - для наших читателей и подписчиков.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Молитва

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Программное содержание. Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.

П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами – утренней и вечерней.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Вторая пьеса более грустная.

П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней – более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает. (Звучит фрагмент.)

Программное содержание. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.

П е д а г о г. На прошлом занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского – «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria».

«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери – деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.)

Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)

Второе – создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».)

Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.

Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria» Ф. Шуберта и «Ave, Maria» Баха-Гуно? (Звучат пьесы в записи.)

Д е т и. Оба произведения немного грустные.

П е д а г о г. Да, но это не грусть-скорбь, а светлая грусть. Оба произведения звучат задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат фрагменты.) Прислушайтесь, а какие инструменты вы слышите?

Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во второй звучит хор.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта исполняет оркестр, а «Ave, Maria» Баха-Гуно поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь внимательно, то услышите, что в обоих произведениях звучит ещё и орган. Его низкие, торжественные звуки, как аккомпанемент, сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)

Программное содержание. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.

П е д а г о г. Мы слушали два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта и Баха-Гуно, говорили, как они похожи тем; что немного грустные и одновременно светлые. А могли бы вы сказать, чем они отличаются по настроению? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. Первое произведение взволнованное, второе – более спокойное.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта звучит взволнованно, трепетно, порывисто, с открытостью, с большим напряжением, а у Баха-Гуно – более строго. Хотя в этой пьесе тоже чувствуется волнение, но оно более сдержанное. Я рассказывала вам, что это произведение написано двумя композиторами. Но Бах и Гуно жили в разное время, в разных странах. Бах – в Германии, а Гуно – во Франции. Бах написал прелюдию, не думая о том, что другой композитор, Гуно, сочинит к ней свою мелодию. Послушайте еще раз прелюдию И. С. Баха. (Звучит запись.)

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. В этой музыке как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву – наполнена светом, чистотой, добром. «Ave, Maria» Баха-Гуно вы слушали в исполнении органа, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и хор. В этом произведении есть яркая кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Взволнованная.

П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и спокойная в начале музыка в кульминации звучит с мольбой, волнением, горячо. Но потом наступает успокоение, просветление. (Звучит запись.)

«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно, взволнованно, с открытым чувством, порывисто. В начале, во вступлении, вы слышите спокойные, сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот вступают скрипки, и их голоса звучат тепло, трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит запись.)

Чайковский. Детский альбом. «Утренняя молитва»

Рекомендации по исполнению. Пьеса спокойного, светлого, сосредоточенного характера. Важно выбрать темп исполнения, не делающий её статичной. Необходимо добиться стройности звучания аккордов, объединения их общим движением, слышать мелодию в верхних голосах аккордов, линию басов, объединить их в длинные фразы.

Чайковский. Детский альбом. «В церкви»

Рекомендации по исполнению. При исполнении этой пьесы возникают аналогичные трудности: слышание звуковой «арки» между верхними и нижними голосами аккордов, мягкого гармонического заполнения средних голосов, объединение аккордов в длинные фразы. В обеих пьесах использованы сходные приёмы письма: аккордовое звучание, имитирующее церковное хоровое пение, длительные органные пункты (в конце), усиливающие характер сосредоточенности, некоторой отрешённости. В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинную мелодию, звучащую на православном богослужении (Шестой глас осьмогласия), на которую поются разные молитвы («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. », «Ныне отпущаеши», «Воскрешение Христово видевше. » и др.).

1. Презентация, ppsx;

Бах – Гуно. Аве, Мария (3 варианта исполнения – без вокала, с вокалом и адапт. для малышей), mp3;

Чайковский. Детский альбом. В церкви (3 варианта исполнения – фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом), mp3;

Чайковский. Детский альбом. Утренняя молитва (3 варианта исполнения – фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом) , mp3;

Шуберт. Аве, мария (2 варианта исполнения – с вокалом и без вокала), mp3;

3. Сопроводительная статья – конспект занятий, docx;

4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

Сделай, чтоб лучше

Сделай, чтоб стало

И чтобы весеннее

Людей, и птиц, и зверей,

Прошу Тебя, отогрей.

Господи мой, Боже!

Душу возношу к Тебе.

Святый, научи меня,

Дай мне понять, что есть Любовь.

Господи мой, Боже!

Научи меня любить.

Не покидай меня, Господь!

Не покидай меня!

Не оставляй меня!

Господь, спаси и помилуй меня!

Даруй, Господь, Веру и Любовь!

Даруй, Господь, Веру и Любовь!

Если не открывается презентация или не воспроизводится звуковое сопровождение, если на компьютере установлена устаревшая версия Microsoft Ofice или не установлена вообще. Как бесплатно, корректно и в полном функционале открыть презентацию? Специально для пользователей нашего сайта подготовленный материал: «Microsoft PowerPoint Viewer – Средство просмотра презентаций PowerPoint»

Урок музыки «Послание молитвы». 7-й класс

Тип урока: Углубление в тему.

Цели:

  • Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
  • Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
  • Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
  • Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.

Задачи:

  • Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
  • Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
  • Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
  • Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
  • Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.

Музыкальный материал:

  • “Мати Божия” П.Чеснокова.
  • “Отче наш” Н.Кедрова-отца
  • “Аве Мария” Ф.Шуберта
  • “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
  • “Белоснежные церкви” современная песня.

Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.

На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.

– Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.

– Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.

– Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.

– Как такая музыка называется? (церковная, духовная)

А почему духовная? (Ответы детей).

– Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.

– Сегодня мы рассмотрим молитву – как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?

Сообщение темы (“Послания молитвы”)

– А что такое молитва? (Ответы детей)

Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.

Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Она как свет нам душу освещает.

– И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.

– В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?

(Ответы детей – Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)

– А можно сказать, что она звучит благозвучно? – Да.

– Одно из главных понятий музыкального искусства – ГАРМОНИЯ – означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.

Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.

– Был здесь порядок? Да.

(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)

Ознакомление с новой информацией.

– Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.

Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.

Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.

– И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.

– Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.

(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)

– Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.

– Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? – Да.

– А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.

– Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.

“Аве Мария” – одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.

Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).

– Трогают нас слова? Да.

– Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.

– А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.

(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения – транспонировала в соль мажор).

– Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.

Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.

Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.

Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.

– Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.

(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.

– Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”

– Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.

(Разучивание 1 куплета).

“Песня” – говорил Булат Окуджава, – исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”

– На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

ИТОГ: – Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.

– Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?

(С образами Бога, света, добра, гармонии.)

– На что способна такая музыка?

В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.

– И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.

(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация

– Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).

– И закончить я хочу словами А.П.Чехова

“Человек должен быть верующим или

Должен искать веры.

Иначе жизнь его пуста. ”

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Урок 13 молитва в творчестве русских композиторов

МОЛИТВА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.

2. Звучит фрагмент «Вечерней музыки» В.Гаврилина(1-2-9)

-Давайте сравним две молитвы. Что роднит их и что отличает друг от друга?

Роднит: Общий эмоциональный настрой и тембр голоса(бас).

Отличает: 1) В Арии Сусанина преобладает песенная основа, оркестровое сопровождение досказывает мысли героя, трехчастная форма.

3. –Послушаем ещё одну молитву, но это уже песня-молитва. Она называется «В минуту скорбную сию». Автор – Иеромонах Роман, который поёт свои стихи и молитвы под гитару.

-Откройте тетрадь на странице 28-29. Текст поможет вам при слушании.

-Это «покаянная» или «просительная» молитва?

ПЕНИЕ (слова на стр.28 в тетради).

Давайте подведём итог урока:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №45

Цель урока: выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление информационно-жанрового богатства народной.

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки для 7 класса. «Героико – патриотическая тема в произведениях художников.

Знать о роли фантазии в творчестве художника, о травах из русских волшебных сказок, об основных элементах хохломской росписи (травка.

Через анализ стихотворений открыть новые черты в характере М. Ю. Лермонтова – поэта и человека

Цель урока: Формировать у учащихся эмоциональное отношение к музыкальному образу; показать целостность выражения музыкальной мысли;.

Методические рекомендации. Данный урок может быть представлен учащимся 5-7 классов

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная.

Оценка 4.7 проголосовавших: 16
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here