
Самое подробное описание: молитва мученика серафима - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Молитвы святым
Память: 25 января / 7 февраля (Собор новомучеников Российских), 28 ноября / 11 декабря
Священномученик Серафим Чичагов (миру Леонид Михайлович Чичагов) – храбрый офицер, священник, а потом и архипастырь-мученик, автор многих литературно-исторических трудов, в частности "Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря", послужившей канонизации преподобного Серафима Саровского, композитор, иконописец, врач, исследователь, разработавший своеобразную медицинскую систему.
Священномученик Серафим Чичагов – покровитель православного воинства, врачей и ученых, церковного клира. Ему обращаются за молитвенной помощью в болезнях и немощах, при семейных неурядицах, укреплении веры в гонениях и искушениях, о становлении доброй приходской жизни
Тропарь священномученику Серафиму Чичагову, глас 5:
Воинство Царя Небеснаго паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси. Наставления Кронштадскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия преумножил еси. Учитель благочестия и поборник единства церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси. Священномучениче Серафиме/, моли Христа Бога/ спастися душам нашим.
Кондак священномученику Серафиму Чичагову, глас 6:
Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми своими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самого Преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, В Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти.
Молитва священномученику митрополиту Серафиму Чичагову
О Боголюбезне Серафиме, велий во святителех и славный в мученицех! Пламенное восхождение твое лицезряще во обители горния, недоумеем, како благохвалити тя, паче же ти возследовати, дивный отче. Вемы бо воина тя предобра, храбрством изрядна и во бранех неодолима. Вемы тя и врача благодатна, в терпении неколеблема и во искусстве преизящна. Ты и живописания даром Церкви послужил еси и сладкопения талант Господеви принесл еси. Паче же, пастырю благий, аще и отреклся еси суеты мира, обаче вся тяготы и скорби того вмещал еси в пространное твое сердце. Не довлеет лета повествовати нам, паче же уразумети леностным умом непрестанныя ти труды по обителей святых летописанию, Серафима преподобнаго прославлению, жизни устроению церковней, разделений горьких врачеванию. Паки и в изгнаниих и заточениих образ веледушия и смирения крайняго светоявил еси, архиерею Божий. Над сим же всем солнцесияет мученический ти венец. Вся убо превозмогл еси о укрепляющем тя Христе. Сего ради в памяти твоей единяемся и усердно просим: не остави нашей худости, укрепи ны о Господе, еже заповеди Его непорочно хранити, еже Церковь святую от соблазн избавити вражиих, еже горняя нам мудрствовати, греховных же отступати и суетных. Се бо и дерзновение превелие, еже стяжал еси пред престолом Божиим, вемы, пресвятый наш отче. Сим утешаемся и молитвенному твоему заступлению себе о Господе предаем ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Акафист священномученику Серафиму Чичагову:
Житийная и научно-историческая литература о священномученике Серафиме Чичагове:
- Священномученик Серафим Чичагов – Православная энциклопедия "Древо"
- Митрополит Серафим Чичагов и его "Медицинские беседы" – Отдел по социальному служению и благотворительности Томской епархии
Труды священномученика Серафима Чичагова:
- "Медицинские беседы". Том I – Митрополит Серафим Чичагов
- "Медицинские беседы". Том II – Митрополит Серафим Чичагов
Читать другие молитвы раздела "Православный молитвослов"
Читайте также:
© Миссионерско-апологетический проект "К Истине", 2004 – 2017
При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:
Покровительница Серафима Святая: икона, молитва, фото
За веру во Христа в дни страшных гонений, устроенных нечестивыми римскими императорами, пострадало немало верующих от различных казней и мучений. В это тяжелое для христиан время, при правлении императора Адриана (117-138 гг.) жила антиохийская гражданка, девица по имени Серафима (или по-другому – Серапия).
Приступая к рассмотрению вопроса «Святая Серафима – покровительница кого?», узнаем, как жила эта святая и чем прославила свое имя.
Она родилась в христианской семье в конце I века в Антиохии. После смерти родителей Серафима продала все свое имущество и раздала бедным, так как решила полностью посвятить свою жизнь своему Богу – Иисусу Христу. Многим мужчинам она нравилась, и они хотели взять ее в жены, но она отказывалась. А потом и вовсе уехала в Италию и продала себя в добровольное рабство.
Селение, где она остановилась, называлось Винден, и поселилась она в доме одной женщины по имени Савина, происходившей из богатого и знатного рода, которая стала покровительствовать ей во всем. Добропорядочная девушка Серафима своим трудолюбием и благотворительностью покорила сердце госпожи Савины и через некоторое время тоже привела ее к вере Христовой.
Святая Серафима: покровительница, биография
Такая активная деятельность в исповеднии веры во Христа молодой христианки Серафимы очень сильно не понравилась игемону Бериллу, и тогда он послал отряд своих воинов, чтобы они взяли ее под стражу. Савина не могла оставаться в стороне и резко воспротивилась этому, но Серафима, уповая на Бога своего, бесстрашно пошла за солдатами, только перед этим она попросила свою госпожу усердно за нее молиться. Но блаженная Савина все равно не оставила ее одну с нечестивыми и тоже отправилась с ней к игемону.
Тот, увидев Савину – особу знатную и влиятельную, пришел в смущение и замешательство и вскоре отпустил ее домой вместе с Серафимой.
Но через три дня игемон решил устроить судилище и приказал доставить к нему блаженную Серафиму. Тогда девушку вероломно схватили и привели на суд. Савина не хотела так оставлять это дело и опять пришла с ней, но теперь у нее уже не было возможности помочь ей, она рыдала, кричала и ругалась на жестокого игемона, но все было напрасно, и ей пришлось возвратиться домой.
Жертва Богу
Серафима – святая антиохийская дева, отказалась поклоняться и принести жертву языческим богам, ибо считала, что это не боги, а бесы, потому что она была истинной христианкой. Тогда игемон Берилл предложил принести ей ту же жертву ее Богу Иисусу Христу, но она сказала, что жертва Господу – это вера в Него, поклонение и молитва. Игемон поинтересовался тогда, в чем же состоит ее жертва и где находится храм Христа, которому она молится? Серафима сказала, что выше познания Бога Небесного ничего нет, а жертва ее заключается в девственной непорочности, к этому подвигу с помощью Господа она привела и других девушек, и добавила, что в Священном Писании говорится: «Вы – храм Бога живого».
Чудо святой Серафимы
После допроса Серафима – святая дева римская – была отдана в руки бесстыжих и нечестивых египтянских юношей, которые захотели пробыть с ней всю ночь. Они повели ее в темную храмину. В это время Серафима начала исступленно молиться своему Господу. К часу ночи, когда юноши захотели надругаться над ней, вдруг неожиданно начался шум и землетрясение, и они обессиленные пали на землю. Серафима, увидев, что Господь защитил ее, всю ночь со слезами благодарности молилась Ему. Ранним утром пришли посланники игемона и увидели, что святая дева молится, а юноши как мертвые лежат и не могут ни встать, ни сказать что-нибудь, только водят безумными глазами. На такое чудо посмотреть собралось много народа.
Игемон понял, что его план по совращению девственницы не удался, Серафима – святая дева и невеста Иисуса Христа, и поэтому Он не дал юношам сделать свое грязное дело. Она же сказала, что Господь – хранитель и блюститель ее – всегда с ней.
Тогда игемон, видя все эти непонятные для него чудеса, и думая, что она волшебница, попросил ее призвать своего Бога и сделать так, чтобы к юношам вернулась их телесная сила и чтобы они сами рассказали, что с ними произошло ночью, и не обманывает ли она, что смогла сохранить свое девство?
Спасительная молитва
Серафима ответила, что колдовать она не умеет, единственное, что она может, это сердечно помолиться Богу, чтобы он послал им свою милость. Но сама идти к ним она отказалась, потому что это выглядело бы неприлично, и захотела, чтобы чудо исполнилось у всех людей на глазах и никто не подумал, что она волшебница. Серафима попросила игемона, чтобы принесли к ней этих обессиленных, немых молодых и расслабленных юношей.
Тогда игемон отправил за ними своих людей, а она начала молиться, и после слов: «Именем Господа Иисуса Христа повелеваю: встаньте на ноги!» – они встали и заговорили. Все видевшие это чудо пришли в ужас. Очнувшиеся парни стали рассказывать, что когда они хотели совершить свое нечистое дело, то вдруг между девицей и юношами явился прекрасный в блистающем свете ангелоподобный юноша, после этого видения на них напали страх, тьма, ужас и полное расслабление.
Мученические пытки
Игемон до последнего не мог поверить и просил Серафиму выдать ему свой колдовской секрет, а затем опять стал заставлять ее принести жертвы языческим богам, но она отвечала, что возненавидела их злое учение и не будет поклоняться бесам и волю сатаны не исполнит, потому что она верующая христианка.
Тогда судья придал ее новым мучениям, он приказал опалять ее тело огненными факелами, но тут же те, кто должен был совершить эту пытку, пали на землю, и факелы потухли. Потом ее хотели бить палками, но внезапно случилось сильное землетрясение. От одной из палок отскочила шепка и влетела прямо в глаз игемону, и через три дня Берилл ослеп.
После случившегося он пришел в жуткую ярость и приказал ненавистную ему Серафиму, презирающую царские заповеди и виновную в разных злодеяниях, убить мечом.
И тогда Серафима – святая мученица Христова – была обезглавлена. После казни ее тело забрала к себе благочестивая Савина, которая с великим благоговением и почестями совершила его погребение. Как драгоценнейшую жемчужину и великое сокровище она положила ее в своем семейном склепе, воссылая при этом хвалебные молитвы Господу Иисусу Христу. Через несколько лет этот склеп станет местом погребения и самой Сабины. Их общая могила будет украшена и освящена как место молитвы.
Икона “Серафима”
Молитва этой святой приведена ниже. А день ее памяти Православная церковь чтит 29 июля по старому и 11 августа – по новому календарю.
Мощи святой Серафимы Римской сегодня находятся в Италии в храме святой Савины, который был отстроен на месте ее дома на Авентинском холме. Эта церковь была основана в V веке при папе Келестине I (422-432 гг.) и впоследствии стала церковью при монастыре. Эта святая обитель известна еще и тем, что в ней погребен святой Доминик (1170-1221 гг.) – основатель монашеского ордена доминиканцев.
Икона святой Серафимы изображает ее держащей книгу, а иногда вместе со святой Савиной.
Святая мученица Савина тоже почитается римской церковью и изображается с короной и пальмовой ветвью. Она стала покровительницей домашних хозяек. Ведь именно в доме вдовы Савины однажды поселилась святая Серафима, которая приняла мученическую смерть 29 июля 119 г., а ее благодательнице Савине точно так же отрубили голову через время – 29 августа 126 года.
Канонизация
Святая Серафима – покровительница всех несчастных и обездоленных. Она была канонизирована византийской церковью и стала почитаема в православных святцах.
Молитва святой Серафиме начинается со слов: «Невесто Христова возлюбленная, Серафимо…» (тропарь, глас 8), «Серафимскою любовию Господа возлюбила еси…» (кондак, глас 2).
Сама же святая Серафима молилась со словами: «Господи Иисусе Христе, истинный хранитель и блюститель девства моего, призываю на помощь!» или «Всесильный Господин Боже! Ты сотворил небо, землю и море и все, что на них…».
Православные молитвы ☦
3 очень сильных молитвы Серафиму Саровскому
Молитва Серафиму Саровскому об исцелении и удачи на торговлю
«О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отыде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя, уможившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу Сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.»
Молитва Серафиму Саровскому о любви и замужестве
«О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме!
Призри от Горния славы на нас, смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохраняти, веру Православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойным быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства
Ей, святче Божий, услыши нас, молящихся тебе с верою и любовию, и не презри нас, требующих твоего заступления; ныне и в час кончины нашея помози нам и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския
На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый, буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему свету жизни вечныя богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поём со всеми святыми достопокланяемое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь!»
Молитва Серафиму Саровскому о помощи
«О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.»
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Библейские чтения
Календарь
Дни особого поминовения усопших 2017
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Священномученик Серафим (Чичагов) , Петроградский, митрополит
Дни памяти:
3 сентября (переходящая) – Собор Московских святых
13 мая (переходящая) – Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
25 июня (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
27 июня – Собор Дивеевских святых
18 ноября – Память Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 гг.
Труды священномученика Серафима (Чичагова)
В 1891 году Леонид Михайлович объявил о своем желании оставить военную службу и, к великому удивлению близких, вышел в отставку в чине полковника армии, решив избрать иной жизненный путь – священство.
– Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот.
Выйдя в отставку, Леонид Михайлович переехал с семьей в Москву и приступил к изучению богословских наук, готовясь к рукоположению. 28 февраля 1893 года он был рукоположен в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двунадесяти апостолов.
Он со свойственной ему энергией частью на свои средства, частью на пожертвования отреставрировал храм – во имя святителя Николая на Старом Ваганькове, принадлежавший Румянцевскому музею и в течение тридцати лет стоявший закрытым, в котором и стал служить. В том же году неожиданно скончалась Наталья Николаевна, оставив четырех дочерей, из которых младшей было десять лет. Поручив воспитание дочерей двум доверенным лицам, о. Леонид в том же году поступил в Троице-Сергиеву Лавру и принял иночество. 14 августа 1898 года он был пострижен в мантию с именем Серафим.
Я ответил Паше, что по своему общественному положению не могу быть принятым Государем и передать ему в уста то, что она мне поручает. Меня сочтут за сумасшедшего, если я начну домогаться быть принятым Императором. Я не могу сделать то, о чем она меня просит.
В смущении я покинул келью старицы. После нее пошел к двум монахиням, помнившим преподобного. Они жили вместе и друг за другом ухаживали. Одна была слепая, а другая вся скрюченная и с трудом передвигалась по комнате: она заведовала прежде квасоварней и как-то, передвигая в погреб по ступенькам лестницы тяжелую бочку с квасом, полетела вниз, и вслед за ней бочка, ударившая ее по средним позвонкам спинного хребта всею своею тяжестью. Обе они были большие молитвенницы, слепая монахиня постоянно молилась за усопших, при этом души их являлись к ней, и она видела их духовными очами. Кое-что она могла сообщить и о преподобном.
Перед отъездом в Саров я был у о. Иоанна Кронштадтского, который, передавая мне пять рублей, сказал:
Придя к монахиням, я прочитал перед слепой записочку, в которую вложил пять рублей, данных мне о. Иоанном. Помимо этого я назвал имя своей покойной матери и просил молиться за нее. В ответ услышал:
Я вспомнил, что моя младшая сестра скончалась трех лет.
Мне пришлось сознаться, что он действительно самоубийца, и рассказать про беседу с о. Иоанном.
Для приведения ее в исполнение я вскоре взял отпуск и снова отправился в Дивеево. Там мне был предоставлен архив монастыря, так же как и в Саровской пустыни. Но прежде всего я отправился к Паше и стал расспрашивать ее обо всех известных эпизодах жизни преподобного, тщательно записывал все, что она передавала мне, а потом ей записи прочитывал. Она находила все записанное правильным и, наконец, сказала:
В это время игумения Дивеевского монастыря отправилась в Нижний Новгород на ярмарку, чтобы закупить годовой запас рыбы для монастыря, а когда я в ее отсутствие пожелал навестить Пашу, то застал ее совершенно больной и страшно слабой. Я решил, что дни ее сочтены. Вот, думалось мне, исполнила волю преподобного и теперь умирает. Свое впечатление я поспешил передать матери казначее, но она ответила:
Через неделю игумения приехала с ярмарки, и я тотчас пошел сообщить о своих опасениях относительно Прасковии, уговаривая ее немедленно сходить к умирающей, дабы проститься с ней и узнать ее последнюю волю, иначе будет поздно.
– Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все что хочешь за нее.
С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю:
– Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас.
Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидим. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца».
Используя свои связи в придворных кругах, архимандрит Серафим сумел встретиться с императором Николаем II и склонил его в пользу открытия мощей.
При обсуждении этого вопроса в Синоде возникла смута. Практически весь Синод был против. Куда ехать? Зачем? Мощей нетленных нет, только кости. Ехать в глушь, в лес!
Поэтому жизнь людей, взятых из мира и поставленных на духовный путь, особенно многотрудная и многоскорбная. Подобное произошло и со мной. Иные опоясывали меня и вели туда, куда я не ожидал и не мечтал идти, и эти люди были, конечно, высокой духовной жизни. Когда по их святым молитвам во мне открылось сознание, что Сам Господь требует от меня такой перемены в пути ради Его Божественных целей, что это необходимо для всей моей будущей жизни, для предназначенных мне еще испытаний и скорбей, для моего сораспятия Христу, то несмотря ни на какие препятствия, поставленные мне миром, я исполнил святое послушание и сначала принял священство, а по вдовстве – монашество. Долго я переносил осуждения за эти важные шаги в жизни и хранил в глубине своего скорбного сердца истинную причину их. Но наконец Сам Господь оправдал мое монашество в ближайшем моем участии в прославлении великого чудотворца преподобного Серафима. Ныне, по всеблагой воле Господа, я призываюсь на высокое служение Церкви Христовой в сане епископа».
На Сухумской кафедре епископ Серафим прослужил недолго и в 1906 году был переведен в Орел. В Орловской епархии он пробыл до 1908 года. Это время владыка деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, организовал в епархии приходские советы с возложением на них обязанностей церковной благотворительности.
Революция 1917 года застала архиепископа Серафима в Санкт-Петербурге; вернувшись в Тверь, он узнал, что епархиальный съезд проголосовал за удаление его из епархии и Синод, руководимый обер-прокурором Львовым, отправил его на покой.
Письмо было получено Тучковым на следующий день и оставлено без последствий, дело шло своим чередом. Наконец, 17 июля 1924 года уполномоченный ОГПУ Гудзь предложил освободить митрополита Серафима из-под стражи, и вскоре тот был освобожден. В это время власти приказали живущим в Москве архиереям покинуть город. Владыка хотел поселиться в Дивеевском монастыре, но игумения монастыря Александра (Траковская) ему в этом отказала.
В монастыре митрополит часто служил, а в воскресные и праздничные дни всегда. После таких служб устраивался праздничный обед, на котором присутствовал и митрополит Серафим.
Свою первую литургию в Петербурге он совершил в Преображенском соборе на Литейном проспекте, где когда-то был старостой.
Владыка служил каждое воскресенье в одном из храмов города или пригорода. После службы он проповедовал. В кратких и сильных словах он разъяснял смысл Таинства, как сильна молитва после пресуществления Даров:
Особо почитал владыка Царицу Небесную и часто говорил о большой любви Божией Матери к земле Русской. «Эта любовь явилась в многочисленных иконах Божией Матери на Святой Руси. Но росли наши грехи и беззакония: Божия Матерь отступила от нас, и скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что такое время будет и мы до него доживем».
Всю жизнь митрополит боролся за чистоту православия. Святой праведный Иоанн Кронштадтский незадолго до своей смерти, благословляя его в последний раз, сказал:
– Я могу покойно умереть, зная, что ты и преосвященный Гермоген [6] будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас и благословляю.
У владыки Серафима было много духовных детей. Сохранилось его письмо из ссылки (Архангельск, 1922 год) духовному сыну Алексею Беляеву [7] . Вот выдержка из него: «Все мы люди, и нельзя, чтобы житейское море не пенилось своими срамотами, грязь не всплывала бы наружу и этим не очищалась бы глубина целой стихии.
Ты же будь только с Христом, единой Правдой, Истиной и Любовью, а с Ним все прекрасно, все понятно, все чисто и утешительно. Отойди умом и сердцем, помыслами от зла, которое властвует над безблагодатными, и заботься об одном – хранить в себе, по вере, божественную благодать, через которую вселяется в нас Христос и Его мир.
Не видеть этого зла нельзя; но ведь вполне возможно не допускать, чтобы оно отвлекало от Божией правды. Да, оно есть и ужасно по своим проявлениям, но как несчастны те, которые ему подчиняются. Ведь мы не отказываемся изучать истину и слушать умных людей, потому что существуют среди нас сумасшедшие в больнице и на свободе. Такие факты не отвращают от жизни; следовательно, с пути правды и добра не должно нас сбивать то, что временами злая сила проявляет свое земное могущество. Бог поругаем не бывает, а человек что посеет, то и пожнет.
Учись прощать всем их недостатки и ошибки и ввиду подчинения их злой силе, и, несомненно, ненормального состояния духа. Говори себе:
В Петербурге митрополит прослужил пять лет; 14 октября 1933 года указом Синода он был отправлен на покой. 24 октября он совершил свою последнюю службу в Спасо-Преображенском соборе и вечером выехал в Москву. Первое время владыка жил в резиденции митрополита Сергия (Страгородского), пока подыскивали жилище. В начале 1934 года он поселился в Малаховке, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал полдачи. Это были две небольшие комнаты и кухня. В одной комнате была устроена спальня владыки, с большим количеством книг, икон и рабочим письменным столом. Другая комната отведена под столовую-гостиную. Здесь стояли обеденный стол, фисгармония и диван; на стене висел большой образ Спасителя в белом хитоне [8] , написанный владыкой.
Спокойными и безмятежными были последние месяцы жизни митрополита в Удельной. Самое скорбное это были старость и связанные с нею болезни. Он сильно страдал от гипертонии, одышки, последнее время от водянки, так что передвигался с трудом и из дома почти не выходил. Днем к нему приходили духовные дети, иные приезжали из Петербурга; посещали владыку митрополиты Алексий (Симанский) и Арсений (Стадницкий), приезжая на заседания Синода. Вечерами, когда все расходились, митрополит садился за фисгармонию и долго-долго играл известную духовную музыку или сочинял сам. И тогда мир и покой разливались повсюду. Благодатная жизнь подходила к концу. Ее оставалось немного. И что еще сделать, как еще при немощах и болезнях потрудиться Господу. И так хотелось единственного – быть рядом с преподобным, которому он послужил когда-то.
Но что же может вознести в те обители, где он обитает, всю жизнь распинавший в себе плоть с ее страстьми и похотьми? Только мученичество. Первохристианский венец.
Митрополита арестовали глубокой осенью 1937 года. Ему было восемьдесят четыре года, и несколько последних дней он чувствовал себя совершенно больным, так что сотрудники НКВД затруднились увозить его в арестантской машине – вызвали скорую помощь и отвезли в Таганскую тюрьму. Они решили его убить. Допрос был формальностью. 7 декабря Тройка НКВД постановила: митрополита Серафима – расстрелять.
[7] Впоследствии он стал священником. Скончался 15 декабря 1987 года в Пюхтицком женском монастыре, где жил последние годы на покое.
[9] В Бутово расстрелы и захоронения стали производиться с конца 1936 года. До этого расстрелянных хоронили на свободных участках кладбищ Москвы. Поначалу в Бутово был обустроен «стрелковый полигон», чтобы приучить население окрестных деревень к выстрелам. Устройством мест расстрела занимался исполняющий обязанности коменданта У НКВД по Московской области Садовский А.В. Руководили расстрелами начальник УРКМ Семенов М.И. и начальник АХО НКВД по Московской области Берг И.Д. Расстрелы производились специальной группой, в которую входили исполнявший обязанности начальника по охране зоны «Бутово» Шинин С.А., а также Чесноков Ф.Я. и Ильин И. Приговоренных привозили автозаками, иногда по сорок-пятьдесят человек в машине. Всего в день привозили по триста-четыреста человек. Захоронения производились во рвах длиной около пятисот метров каждый. Небольшие группы расстрелянных хоронили в ямах. После расстрела охранники зоны убирали трупы и засыпали рвы /Архив УКГБ по Москве и Московской обл. Арх. № П-67528. Л. 2-5, 283-285, Архив УКГБ по Омской обл. Арх. № 271080/.
Тропарь священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
Во́инство Царя́ Небе́снаго/ па́че земна́го возлюби́в,/ служи́тель пла́менный Святы́я Тро́ицы яви́лся еси́./ Наставле́ния Кроншта́дтскаго па́стыря/ в се́рдце свое́м слага́я,/ да́нная ти от Бо́га многообра́зная дарова́ния/ к по́льзе наро́да Бо́жия преумно́жил еси́./ Учи́тель благоче́стия/ и побо́рник еди́нства Церко́внаго быв,/ пострада́ти да́же до кро́ве сподо́бился еси́./ Священному́чениче Серафи́ме,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
Саро́вскому чудотво́рцу тезоимени́т быв,/ те́плую любо́вь к нему́ име́л еси́,/ писа́ньми свои́ми по́двиги и чудеса́ того́ ми́ру возвести́в,/ ве́рныя к его́ прославле́нию подви́гл еси́/ и благода́рственнаго посеще́ния/ сама́го Преподо́бнаго сподо́бился еси́./ С ни́мже ны́не, священному́чениче Серафи́ме,/ в Небе́сных черто́зех водворя́яся,/ моли́ Христа́ Бо́га// серафи́мския ра́дости на́м прича́стником бы́ти.
Величание священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
Велича́ем тя,/ священному́чениче Серафи́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ ты бо мо́лиши за нас// Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
О, вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, священному́чениче Серафи́ме! Приими́ ны́не на́шу смире́нную песнь благодаре́ния и умоли́ Вседержи́теля Бо́га в Неразде́льней Тро́ице прославля́емаго низпосла́ти нам мир и благоде́нствие, да сохрани́тся от разоре́ния держа́ва на́ша. Любо́вию и му́дростию твое́ю лю́ди росси́йстии к едине́нию собо́рному приведи́ и от ересе́й и раско́лов огради́. Си́лою хода́тайства твоего́ терпе́ние в ско́рбех и боле́знех нам низпосли́. О, всехва́льный святи́телю Христо́в! Испроси́ у Всеми́лостиваго Бо́га пода́ти нам пре́жде конца́ покая́ние, да сподо́бимся с тобо́ю зре́ти лица́ Его́ добро́ту неизрече́нную, воспева́юще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Акафист священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
15 апреля 2008 года
Избра́нный архиере́ю и до́брый во́ине Христо́в,/ святи́телю о́тче Серафи́ме,/ воспису́ем ти похва́льная пе́ния,/ ты бо, всем се́рдцем Бо́га возлюби́в,/ ве́рен Ему́ да́же до сме́рти пребы́л еси́/ и вене́ц Небе́сныя сла́вы прия́л еси́./ Те́мже, я́ко име́яй ве́лие дерзнове́ние ко Го́споду,/ моли́ Це́ркви Росси́йстей непоколеби́мей пребы́ти/ и сыново́м земна́го оте́чества твоего́ спасти́ся,/ да с любо́вию зове́м ти:
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
А́нгельскому служе́нию подража́я, богому́дре святи́телю Серафи́ме, ревни́тель Правосла́вныя ве́ры яви́лся еси́ и, ду́шу пла́менную име́я, мно́гим лю́дем изря́дный наста́вник был еси́. Мы же, благодаря́ще Бо́га, дарова́вшаго нам такова́го архипа́стыря сла́вна, воспева́ем ти сицева́я:
Ра́дуйся, сла́внаго ро́да до́брое прозябе́ние;
ра́дуйся, свети́льниче ве́ры негаси́мый.
Ра́дуйся, изде́тска Бо́га возлюби́вый;
ра́дуйся, в Нем еди́нем наде́жду полага́вый.
Ра́дуйся, оте́чества на́шего кра́сный пло́де;
ра́дуйся, моли́твенниче ко Го́споду усе́рдный.
Ра́дуйся, любо́вию к Бо́гу и лю́дем преиспо́лненный;
ра́дуйся, на́роду Бо́лгарскому ра́тным по́двигом послужи́вый.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Ви́дя себе́ отроча́ мла́до и си́ра су́ща, Серафи́ме всесла́вне, Отцу́ си́рых ско́рби серде́чныя прине́сл еси́ и́, Того́ покро́вом покрыва́емь, в моли́твах и уче́нии усе́рдие ве́лие яви́л еси́. Мы же, прославля́юще Отца́ Небе́снаго, ни еди́наго си́ра оставля́ющаго, воспева́ем с тобо́ю Ему́: Аллилу́ия.
Ра́зум почита́ющих тя, святи́телю, недоумева́ет, коль мно́гия тала́нты дарова́ ти Госпо́дь, я́же ты, я́ко ве́рный раб Христо́в, умно́жил еси́ сия́ во сла́ву Це́ркве. Сего́ ра́ди Госпо́дь, ви́дя ве́рность твою́ в ма́лом, над мно́гими тя поста́ви, мы же с любо́вию взыва́ем ти си́це:
Ра́дуйся, в и́стинах христиа́нских измла́да наста́вленный;
ра́дуйся, от ю́ности Го́спода всем се́рдцем возлюби́вый.
Ра́дуйся, во испыта́ниих мно́гих Бо́гом ди́вно храни́мый;
ра́дуйся, по́двиги му́жества, я́ко до́брый во́ин, во бра́ни яви́вый.
Ра́дуйся, зако́ны Бо́жия в творе́нии Его́ уразуме́вый;
ра́дуйся, лю́дем боля́щим и неду́жным сострада́вый.
Ра́дуйся, целе́бными древесы́ врачева́ние лю́дем подава́вый;
ра́дуйся, святы́м враче́м-безсре́бреником уподо́бивыйся.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Си́лою Вы́шняго направля́емь, в чи́не иере́йстем Бо́гу послужи́ти возжеле́л еси́, святи́телю о́тче Серафи́ме, и, благослове́нием пра́ведника Кроншта́дтскаго укрепля́емь, вся кра́сная ми́ра сего́, я́ко уме́ты, вмени́л еси́ и, на служе́ние па́стырское ре́вностне устреми́вся, добр плод сотвори́л еси́, поя́ во умиле́нии се́рдца Зижди́телю Бо́гу: Аллилу́ия.
Име́я тща́ние о Це́ркви Христо́вой, святы́й пра́ведный Иоа́нн пред кончи́ною свое́ю благослови́ тя ико́ною свято́ю и завеща́ ти, я́ко ча́ду своему́ духо́вному, ра́товати о Правосла́вии. Мы же, восхваля́юще усе́рдие твое́ в исполне́нии во́ли Бо́жией, со благогове́нием вопие́м ти:
Ра́дуйся, послуша́ния па́стырю Кроншта́дтскому до́брый рачи́телю;
ра́дуйся, заве́тов его́ ве́рный исполни́телю.
Ра́дуйся, отца́ твоего́ духо́внаго от поноше́ния защити́вый;
ра́дуйся, ве́рных к единомы́слию призыва́вый.
Ра́дуйся, па́ствы твоея́ богому́дрый окорми́телю;
ра́дуйся, уста́вов церко́вных при́сный блюсти́телю.
Ра́дуйся, чистоты́ Правосла́вныя ве́ры пропове́дниче;
ра́дуйся, Преда́ния оте́ческаго благогове́йный храни́телю.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Бу́ря недоуме́ния смути́ тя, святи́телю, егда́ блаже́нная ста́рица Параске́ва откры́ тебе́ повеле́ние преподо́бнаго Серафи́ма, е́же возвести́ти Импера́тору Росси́йскому о откры́тии святы́х моще́й его́. Ты же, после́дуя зо́ву сему́, ле́топись оби́тели Диве́евския соста́вил еси́ и в прославле́нии подви́жника Саро́вскаго усе́рдно потруди́лся еси́, воспева́я Бо́гу: Аллилу́ия.
Слы́шавше ве́рнии лю́дие благода́тныя труды́ твоя́, прославле́ния ра́ди Саро́вскаго подви́жника подъя́тыя, святи́телю Серафи́ме, просла́виша Бо́га, дарова́вшаго ти му́дрость и ра́зум. Сего́ ра́ди и мы, по́двиги твоя́ помина́юще, гла́сом хвале́ния вопие́м ти:
Ра́дуйся, преподо́бнаго Серафи́ма пла́менно возлюби́вый;
ра́дуйся, усе́рдными труды́ твои́ми того́ просла́вивый.
Ра́дуйся, благода́тнаго посеще́ния его́ удосто́енный;
ра́дуйся, обетова́нием ста́рца, вку́пе при́сно пребыва́ти, обра́дованный.
Ра́дуйся, святы́ми его́ моли́твами укрепле́нный;
ра́дуйся, све́том любве́ его́ ди́вно просвеще́нный.
Ра́дуйся, я́ко се́рдце твое́ скрижа́льми Ду́ха Бо́жия соде́лал еси́;
ра́дуйся, я́ко ду́ши ве́рных Боже́ственным ра́зумом озари́л еси́.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Я́ко боготе́чная звезда́, просия́л еси́, досточу́дне, егда́ жезл архиере́йский вручи́ ти Госпо́дь и поручи́ смотре́нию твоему́ па́ству мно́гих градо́в и ве́сей Росси́йских. Ты же, ду́шу за лю́ди полага́я, премно́гия доброде́тели яви́л еси́ и, чистоту́ Правосла́вия огражда́я, благоче́стие христиа́нское насажда́л еси́, призыва́я пе́ти Бо́гу: Аллилу́ия.
Ви́дя оскуде́ние ве́ры в наро́де на́шем, я́ко страж неусы́пный Це́ркве Христо́вы яви́лся еси́, богому́дре, и, заве́ту преподо́бнаго Серафи́ма о стяжа́нии Ду́ха Свята́го после́дуя, призыва́л еси́ ве́рныя лю́ди правосла́вную ве́ру и́стинным благоче́стием укрепля́ти. Мы же, о сем ра́дующеся, глаго́лем ти сицева́я:
Ра́дуйся, па́ствы твоея́ прему́дрый управи́телю;
ра́дуйся, хра́мов и оби́телей Бо́жиих до́брый украси́телю.
Ра́дуйся, в служе́нии святи́тельстем ре́вность показа́вый;
ра́дуйся, к церко́вным та́инствам благогове́йно приступа́ти призыва́вый.
Ра́дуйся, к дея́нию богомы́слие приложи́вый;
ра́дуйся, моли́тву в основа́ние доброде́телей полага́ти науча́вый.
Ра́дуйся, смире́нием твои́м мно́гия доброде́тели стяжа́вый;
ра́дуйся, ко спасе́нию путь ве́рным показа́вый.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Пропове́дуя сло́во и́стины, призыва́л еси́, святи́телю Серафи́ме, па́стыри вку́пе с миря́нами возрожда́ти жизнь церко́вную, да усе́рдием их не уга́снет ве́ра Правосла́вная, пра́вда же Бо́жия да вразуми́т лю́ди росси́йския воспева́ти хвале́бную песнь Бо́гу: Аллилу́ия.
Возсия́ благода́ть, святи́телю о́тче Серафи́ме, в житии́ твое́м, ты бо, труды́ к трудо́м прилага́я и тща́ние неусы́пное о ча́дех церко́вных име́я, и́стинный па́стырь Христо́в в земли́ Росси́йстей яви́лся еси́. Сего́ ра́ди воспева́ем тя си́це:
Ра́дуйся, па́стырскаго служе́ния до́брый рачи́телю;
ра́дуйся, прему́дрости Бо́жией ди́вный стяжа́телю.
Ра́дуйся, мно́гими дарова́нии от Го́спода украше́нный;
ра́дуйся, и́стинныя ве́ры усе́рдный пропове́дниче.
Ра́дуйся, е́ресей и душевре́дных уче́ний обличи́телю;
ра́дуйся, ю́ным от собла́знов ми́ра ве́рное огражде́ние и защище́ние.
Ра́дуйся, во благостоя́нии Це́ркве спасе́ние Росси́и ви́девый;
ра́дуйся, до конца́ дней твои́х Оте́честву на́шему ве́рно послужи́вый.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Хотя́й в Правосла́вии страну́ Росси́йскую утверди́ти и от губи́тельства враг ви́димых и неви́димых огради́ти, боле́зновал еси́ се́рдцем о Оте́честве твое́м, святи́телю Серафи́ме, и, Го́споду предстоя́, усе́рдно моли́л еси́ о спасе́нии ста́да Христо́ва, вопия́ к Нему́: Аллилу́ия.
Но́ваго Серафи́ма яви́ тя Госпо́дь, егда́ на Оте́чество на́ше прии́де тьма безбо́жия. Ты же, святи́телю, тезоиме́нному ста́рцу подража́я, приле́жно моли́л еси́ Пресвяту́ю Богоро́дицу, я́ко Засту́пницу Усе́рдную, да отве́рзет две́ри милосе́рдия Своего́ и укрепи́т лю́ди росси́йския в ве́ре Правосла́вней. Сего́ ра́ди вопие́м ти си́це:
Ра́дуйся, и́скренней любо́вию к Бо́жией Ма́тери испо́лненный;
ра́дуйся, ми́лостию Ея к земли́ Росси́йстей уте́шенный.
Ра́дуйся, я́ко Засту́пницу Оте́чества и Сте́ну Неруши́мую Ю́ благовести́вый;
ра́дуйся, моли́твою к Ней па́ству укрепи́вый.
Ра́дуйся, усе́рдный и те́плый пред Не́ю моли́твенниче;
ра́дуйся, Гербове́цкия Ея́ ико́ны сугу́бый почита́телю.
Ра́дуйся, Покро́в Пресвяты́я Богоро́дицы над оби́телию Диве́евскою просла́вивый;
ра́дуйся, мно́гая чудеса́ благода́тная, от Нея́ быва́емая, списа́вый.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Сла́вное явле́ние си́лы Бо́жией ви́дим на тебе́, святи́телю Христо́в Серафи́ме, егда́ кресто́м вооружи́вся, сло́вом благода́тным лю́ди правосла́вныя от неве́рия огражда́л еси́, заблу́ждшия же и совраще́нныя вразумля́л еси́, неуста́нно взыва́я к Бо́гу: Аллилу́ия.
Весь бысть, я́ко серафи́м о́гненный, всеблаже́нне о́тче, неусы́пно пеки́йся о слове́снем ста́де твое́м. Те́мже тя, я́ко па́стыря до́браго, пе́сньми похва́льными воспева́ем та́ко:
Ра́дуйся, Це́ркве Правосла́вныя тве́рдое укрепле́ние;
ра́дуйся, е́ресей и раско́лов небоя́зненное посрамле́ние.
Ра́дуйся, стра́ждущим и в беде́ су́щим ско́рый помо́щниче;
ра́дуйся, душ немощны́х ди́вный цели́телю.
Ра́дуйся, отпа́вших от Правосла́вия кро́ткий вразуми́телю;
ра́дуйся, смяте́нных и озло́бленных му́дрый наказа́телю.
Ра́дуйся, заблу́ждшия к покая́нию приводи́вый;
ра́дуйся, любо́вию твое́ю сердца́ хла́дная согрева́вый.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Вся́кое естество́ а́нгельское восскорбе́, егда́ наро́д земли́ на́шея хла́дностию ве́ры от Бо́га отступи́. Ты же небоя́зненный защи́титель Правосла́вия яви́лся еси́, угото́вав себе́ к му́ченическому страда́нию. Тем, тя ублажа́юще, со благогове́нием вопие́м Бо́гу: Аллилу́ия.
Вити́йствующий язы́к оскудева́ет пред мно́жеством дарова́ний, от Бо́га ти да́нных, досточу́дне о́тче, я́же му́дре употреби́в, я́ко многопло́дная ма́слина яви́лся еси́. Мы же, а́ще и неиску́сни есмы́, оба́че ча́да твоя́ су́ще, восхваля́ем тя си́це:
Ра́дуйся, сло́ва Бо́жия ре́вностный пропове́дниче;
ра́дуйся, па́стырей и наро́да церко́внаго усе́рдный учи́телю.
Ра́дуйся, оте́чества на́шего му́жественный во́ине;
ра́дуйся, по́двигов ра́тных по́мощию Бо́жией до́блестный соверши́телю.
Ра́дуйся, душ и теле́с любвеоби́льный врачева́телю;
ра́дуйся, святы́х образо́в иску́сный живописа́телю.
Ра́дуйся, пе́сней церко́вных му́дрый сочини́телю;
ра́дуйся, дея́ний уго́дников Бо́жиих благогове́йный состави́телю.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Конда́к 10
Спасти́ хотя́й лю́ди Росси́йския, поста́ви тя Христо́с, о́тче Серафи́ме, па́стыря ве́рна слове́сных ове́ц, да не расточа́тся в годи́ну безбо́жия. Ты же, зо́ву Бо́жию после́дуя и благослове́нием пра́веднаго Иоа́нна Кроншта́дтскаго наставля́емь, Правосла́вие ре́вностно защища́л еси́ и призыва́л еси́ лю́ди в братолю́бии пе́ти Бо́гу: Аллилу́ия.
Сте́на заступле́ния бысть ти Богоро́дица Де́ва, о́тче чадолюби́вый, егда́ терпе́л еси́ гоне́ния и у́зы темни́чныя. Це́рковь же, в беда́х су́щую, и чад ея́ ве́рных моли́твами твои́ми и забо́тою па́стырскою укрепля́л еси́. Сего́ ра́ди мир правосла́вный сла́вит тя си́це:
Ра́дуйся, святе́йшаго Патриа́рха Ти́хона ве́рный послу́шниче;
ра́дуйся, священному́ченика Петра́ во испове́дании ве́ры подража́телю.
Ра́дуйся, митрополи́та Се́ргия и́скренний сподви́жниче;
ра́дуйся, алтаря́ Госпо́дня досто́йный служи́телю.
Ра́дуйся, всего́ себе́ в же́ртву Го́сподеви преда́вый;
ра́дуйся, гоне́ния мно́гая претерпе́вый.
Ра́дуйся, поруга́ния в заточе́нии кро́тко прие́мый;
ра́дуйся, правосла́вную ве́ру да́же до сме́рти сохрани́вый.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Конда́к 11
Пе́ние всеумиле́нное ко Пресвяте́й Тро́ице прине́сл еси́ се́рдцем и житие́м твои́м, святи́телю Серафи́ме, наипа́че же кончи́ною му́ченическою, просла́вльшей Бо́га; сего́ ра́ди преше́л еси́ во оби́тели небе́сныя, иде́же со А́нгельскими ли́ки пое́ши Триипоста́сному Бо́гу: Аллилу́ия.
Свет Христо́в просвети́ тя от младе́нства, святи́телю Серафи́ме, сего́ ра́ди, я́ко свети́льник, возсия́л еси́ лю́дем мно́гими доброде́тельми. Мы же, пребыва́юще во мра́це грехо́в и скорбе́й на́ших, назида́емся чу́дным житие́м твои́м и со упова́нием прославля́ем тя си́це:
Ра́дуйся, я́ко ве́рный раб, Христу́ после́довавый;
ра́дуйся, о́браз жития́ доброде́тельнаго и кончи́ны му́ченическия яви́вый.
Ра́дуйся, ве́рою несумне́нною враго́в посрами́вый;
ра́дуйся, в муче́ниях, я́ко зла́то в горни́ле, очище́нный.
Ра́дуйся, я́ко в не́мощи твое́й си́лу Бо́жию яви́л еси́;
ра́дуйся, я́ко смире́нием ко́зни диа́вольския посрами́л еси́.
Ра́дуйся, блаже́нную сла́ву от Бо́га стяжа́вый;
ра́дуйся, нетле́нным венце́м с новому́ченики увенча́нный.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Конда́к 12
Благода́тию Ду́ха Свята́го тече́ние жи́зни соверши́л еси́ и ве́ру соблю́л еси́ невреди́мо, святи́телю Христо́в Серафи́ме. Сего́ ра́ди прия́л еси́ вене́ц пра́вды, угото́ванный тебе́ от Подвигополо́жника Христа́, Ему́же, в ра́дости предстоя́ с новому́ченики и испове́дники Росси́йскими, вопие́ши: Аллилу́ия.
Пою́ще песнь хвалы́ Человеколю́бцу Бо́гу, ди́вному во святы́х Свои́х, прославля́ем тя, о́тче Серафи́ме, я́ко сокро́вище благода́тных даро́в Ду́ха Свята́го яви́лся еси́. Сего́ ра́ди во умиле́нии се́рдца взыва́ем ти си́це:
Ра́дуйся, во оби́тели небе́сныя водвори́выйся;
ра́дуйся, Пресвяту́ю Тро́ицу при́сно велича́ющий.
Ра́дуйся, в ри́зах бе́лых А́гнцу Бо́жию предстоя́щий;
ра́дуйся, оби́лием весе́лия духо́внаго преиспо́лненный.
Ра́дуйся, в ли́це святи́телей Христо́вых велича́емый;
ра́дуйся, в со́нме новому́ченик росси́йских прославля́емый.
Ра́дуйся, о нас пред Го́сподем непосты́дный хода́таю;
ра́дуйся, моли́тв с ве́рою к тебе́ прибега́ющих ско́рый исполни́телю.
Ра́дуйся, священному́чениче Серафи́ме, ве́ры Правосла́вныя пла́менный побо́рниче.
Конда́к 13
О, священному́чениче Серафи́ме, всеросси́йский свети́льниче и во́ине Христо́в добропобе́дный, венце́м му́ченичества от Го́спода увенча́нный! Не забу́ди ста́до твое́ и умоли́ Влады́ку Христа́ в любви́ к Правосла́вию нам утверди́тися, в ве́ре укрепи́тися и ве́чныя изба́витися му́ки, да с тобо́ю воспева́ем Ему́: Аллилу́ия.
Сей конда́к глаго́лется три́жды. И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.
О, вели́кий и пречу́дный уго́дниче Христо́в, священному́чениче Серафи́ме!
Приими́ ны́не на́шу смире́нную песнь благодаре́ния и умоли́ Вседержи́теля Бо́га в Неразде́льней Тро́ице прославля́емаго низпосла́ти нам мир и благоде́нствие, да сохрани́тся от разоре́ния держа́ва на́ша. Любо́вию и му́дростию твое́ю лю́ди росси́йстии к едине́нию собо́рному приведи́ и от ересе́й и раско́лов огради́. Си́лою хода́тайства твоего́ терпе́ние в ско́рбех и боле́знех нам низпосли́.
О, всехва́льный святи́телю Христо́в! Испроси́ у Всеми́лостиваго Бо́га пода́ти нам пре́жде конца́ покая́ние, да сподо́бимся с тобо́ю зре́ти лица́ Его́ добро́ту неизрече́нную, воспева́юще Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.
Канон священномученику Серафиму (Чичагову), митрополиту Петроградскому

Мудрым девам уподобився, светильник душевныи во всем житии соблюл еси неугасим, и яко пламенем огня, достойно имени еже ко Христу любовию, к небесному житию востекл еси, и по славнем успении твоем, пред лицем Владыки твоего, яко богосветлая свеща сияеши, иноком наставниче, Серафиме преподобне, испроси любовию чтущим тя, умное светозарение Святыя Тройцы, мир и велию милость. Дважды. Слава, и ныне.
Богородичен. Иже нас ради рождеися от Девы, и распятие претерпев Благии, испровергии смертию смерть, и воскресение явль яко Бог, не презри ихже созда рукою Своею, яви человеколюбие Свое милостиве, приими рождьшую Тя Богородицу молящуся за ны, и спаси, Спасе наш, люди согрешьшия.
Ирмос. Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса.
Слава. Любовь познал еси, юже превышнии Отец нам даде, возлюбленнаго ради Сына, и Тройцы чадо явился еси неложное, Распятому за ны терпением даже до конца подражал еси, и светом Воскресения Его присно наслаждаешися.
И ныне. Юже прежде сложения мира, в Невесту избра небесныи Жених, и ангельскии лик немолчными гласы поет, образ Твой пречистый, Марие, верныи служитель Твой паче видимых всех возлюби, ныне же лицем к лицу зрит Тя ясно.
Ирмос. Твоя певцы, Богородице, живыи нетления источниче, лик Себе совокупльши духовен, утверди, и в божественней Ти славе, венцем славы сподоби.
Слава. Еже к Богу дерзновением твоим вооружаеми, на иже без правды гонящих нас мужески ополчаемся, Исусово имя присно в сердцах имуще, Тройце державней песнь трисвятую поюще, пение Бога нашего.
И ныне. Не умолчим еже славити Твоя величия, Марие Пречистая, на Тя все упование наше возлагаем, яко Мати явилася еси, Иже небесы и землею невместимаго, ангелом Царя и человеком Спасителя.
Ирмос. Седяи во славе, на престоле Божественнем, на облаце легце прииде Исус Пребожественныи, от Пречистыя Девы, и спасе вопиющия, слава Христе, силе Твоей.
Слава. От младенства явлен был еси, яко сосуд избранныи, и до старости Богу работая, от силы в силу восходиши, возрастая премудростию же и добро-детельми, на злобу мирскую евангельски младенствуя.
И ныне. Голубице пречистая и боголюбивая, междорамии златыми паче солнца блистающи, Яже теплаго молитвенника Твоего, знаменьми и чудесы осияваеши, возсияй в сердцах наших богоразумия и чистоты зарю, и Свету невечернему сотвори причастники.
Ирмос. Удивишася всяческая о божественней славе Твоей, Ты бо, браку неискусимая Девице, прият во утробе надо всеми сущаго Бога, и родила еси безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающа.
Слава. От рода добра, промыслом Вышняго Царя избранныи, яко многоценен камень, к венцу Небесныя Царицы возложися, в нем же предивною славою сияя, исцелении лучи болящим душам испущаеши.
И ныне. Церкви Божия преукрашенная, Еяже ради ангелом Непостижимыи, на земли яко человек явися, ныне церквам устави смущения, просвети душам недоумения, совестныя раны уврачуй, приводя во единомыслие люди Своя, яже Сын Твой стяжа, честною Си кровию.
Ирмос. Божественное се и всечестное, совершающе празднество, богомудреннии, Божия Матере, приидите, руками восплещем, от Нея Рождьшагося верою славяще.
Слава. Едино просил еси на земли от Бога, еже жити во ограде святей Его, яко горлица гнездо обрете, олтари Господа сил, Царя небеснаго, в них же во гласе исповедания, непорочную жертву хвалы принося, духом веселяшеся.
И ныне. Ты едина еси избавление наше, Приснодевая чистая, о Тебе узы вражия удобь разрушаются, и плененныя свобождаются. Отжени от паствы Сына Твоего душепагубныя волки, силою Креста и молитв Твоих, Богомати Владычице.
Ирмос. Не послужиша твари, богомудрении паче Зиждителя, но огненное прещение мужески поправше, радовахуся поюще, препетыи Иже отцем Господь и Бог, благословен еси.
Слава. Яко от разбойник раны терпеливно подъял еси, яко о люте мучащих тя моляшеся, помози и мне, иже бесовскими прилоги, даже до отчаяния разбиену, душу мою избави, многими напастьми вражиими, от путей святых низринуту.
И ныне. Свет от Света, Иже прежде век восиявыи, и в лета последняя на землю пришед, во Твою пречистую утробу вселися, негасимую Тя, Богородице, свещу показа, иже вся мирския концы, истинным богоразумием просвещающу.
Ирмос. Отроки благочестивыя в пещи, Рожество Богородиче спасло есть. Тогда убо образуемо, ныне же действуемо, вселенную всю воздвиже пети, Господа воспевайте дела, и превозносите Его во веки.
Слава. Лучами добродетелей твоих, лед нечувствия в душах разваряеши, речными устремлении чудес твоих, церковь Божию веселиши, темже и неверствия и ересей свирепыя волны потопи, да Христа Бога поем и превозносим во веки.
И ныне. Едина еси, Марие, в дщерех земных порока не имущи, яко ряснами златыми, благодатию небесною преудобрена, сего ради славящих Тя, Богородицу, радости безсмертныя причастники сотвори, да в родех родов воспеваем имя Твое, и превозносим во веки.
Ирмос. Радуйся, Царице, матерем и девам славо, всяка бо доброгласна благоглаголива уста мудрящаяся, не могут Тебе воспети достойно, недоумеет же разум всяк Твоего Рожества разумети. Тем же Тя согласно славим.
Слава. От псаломских удолии, и от апостольских садов, яко цветцы похваления, неискусною собранная рукою, приемли милостивно, отче, устен младенческая немования, и яже от смиренна сердца воздыхания, и прости согрешьшаго на небо и пред тобою, неключимаго раба твоего.
И ныне. Устами радости восхвалю Тя, рано в гуслех исповемся Ти, Исусе Боже, Девыя Сыне, возшедыи на небо пренебесное, и на земли чаемыи со славою. Ты возвеличил еси в мире, иже премирныя Твоея любве рачителя, но и нас совершающих память его, помяни, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем.
Случайный тест
Цитата дня
Слушает исповедь Сам Господь ушами духовного отца, и разрешает Он же устами духовника.