Самое подробное описание: молитва матери со дна моря - для наших читателей и подписчиков.
Святые покровители ваших детей (Е. В. Щеголева, 2014)
Эта книга – незаменимый помощник каждой православной семьи, в которой уже есть или готовятся к появлению детей. Вы узнаете из авторитетных вероучительных источников, кто такие ангелы-хранители; как выбрать православное имя; как молиться всей семьей в церкви и дома; какие святые покровители у ваших детей. Также в книгу вошли рассказы о чудотворных иконах и главные молитвы за детей.
Оглавление
- Часть 1. Ангелы и святые
- Часть 2. Молитва матери со дна моря достанет
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святые покровители ваших детей (Е. В. Щеголева, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Часть 2. Молитва матери со дна моря достанет
Как молиться святым?
Хорошо известна фраза – «молитва матери за ребенка со дна моря достанет». Важно родителям не забывать об этом. Молитесь, просите, стучите в двери милосердия Божия, и Господь помилует и убережет ваших детей от всякого зла.
Святые и священнослужители о том, почему важно молиться за детей
Святитель Тихон Задонский:
«Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил страху Своему и умудрил во спасение».
Протоиерей Валериан Кречетов:
«Сказано: «Молитва матери со дна моря достанет», именно молитва матери. Блаженная Моника вымолила своего сына, Блаженного Августина, святитель Иоанн Златоуст – плод молитв его святой матери, великомученик Пантелеимон – тоже плод молитв своей святой матери, которая при муже-язычнике воспитала будущего величайшего святого. То есть здесь промысел Божий, как сказала святая Кассия, «через женщину пошел грех, через женщину и спасение».
Протоиерей Василий Зеньковский:
«О чем же прежде всего должны молиться родители в отношении детей?
Очевидно, что основное стремление родителей должно быть направлено к воспитанию ребенка живым членом Воинствующей Церкви Христовой. И молитву об этом Господь исполнит в свое время. Но когда придет это время, нам не дано знать; бывают случаи, что Господь вел юношей не прямым путем, но спасал их от гордости, допускал временно уклонения их с прямого пути и падения. Пусть в таких случаях не отчаиваются родители, но еще прилежнее умоляют Всемогущего.
Надо помнить в таких случаях пример горячей молитвы Моники за своего сына – Блаженного Августина. Последний в юношеские годы попал в дурную среду, стал вести порочную жизнь и присоединился к ереси манихеев.
Все, что могла, – все сделала Моника для исправления сына. Она не только увещевала его, но одно время даже лишила его общения с собою, удалив из своего дома, несмотря на безграничную любовь к нему. Моника оплакивала своего сына, как мертвеца, и непрестанно молилась о его возвращении к истинной вере.
Обращение его случилось не скоро, но до этого Господь не оставил ее без утешения, и в одном сновидении она видела ангела, предсказавшего ей о будущем обращении сына. Не оставляя своих увещеваний, она просила одного епископа повлиять на сына.
Епископ, однако, отказался от этого, учитывая, очевидно, безнадежность такой попытки при том состоянии духа, в котором был тогда Августин. Он посоветовал Монике не уговаривать его более, а лишь усердно молиться о нем Богу. Вместе с тем, видя силу ее горя, он как бы предсказал ей: «Не может быть, чтобы погиб сын таких слез».
Действительно, Августин был спасен этими горячими слезами и молитвами и стал впоследствии в ряды великих учителей Церкви. И, упоминая значение в его жизни молитв матери, его часто называют «сыном слез».
Святитель Феофан Затворник:
«Горюете о детях. – На то вы мать, чтоб о детях горевать. – Но приложите к гореванию молитву… И Господь ублагоустроит детей. Поминайте матерь Блаженного Августина. Плакала-плакала, молилась-молилась! И вымолила, и выплакала, что Августин опомнился – и стал, как следует быть».
Митрополит Антоний Сурожский:
«Когда ребенок рожден, надо над ним и о нем молиться, даже если почему-либо не молишься вместе с ним. А чтобы молиться вместе, мне кажется, надо искать молитвы (допустимо их и сочинять), которые могут дойти до ребенка, – не вообще до ребенка, а именно до этого ребенка. Чем он живет, кто он такой, как, будучи собой, он может говорить с Богом – это знают только родители, потому что они знают, как их ребенок говорит с ними».
Старец Паисий Святогорец:
– Если мы познали Христа поздно, когда дети наши уже выросли, что нам делать, чтобы наставить их на путь Божий?
– Здесь только молитва приносит плоды. Мы должны со многой верой просить у Бога милости для этих детей, которые невиновны в своем неверии. Признаем, что ответственность лежит только на нас, смиримся и покаемся искренно, и Бог им поможет. Он все же бросит им какой-нибудь спасательный круг, чтобы спаслись и они.
– Батюшка, несмотря на то, что мы все это исполняем, дети наши становятся необузданными. Иногда они переходят все границы. Мы не знаем, что нам делать.
– Будем давать иногда отвертку в руки Христа, чтобы Он Сам навел порядок, подкрутив некоторые винтики. Не будем думать, что со всем мы можем справиться сами».
Преподобный Амвросий Оптинский:
«Когда помышляем о спасении ли собственном или о спасении нам близких, то всегда должны твердо помнить, что «многими скорбми подобает внити в Царствие Небесное», как учит нас слово Божие; и по слову апостольскому, «его же любит Господь, наказует, биет же всякого сына, его же приемлет».
Старайся содержать все это в памяти и почаще молись так: «Господи! Ты един вся веси, вся можеши, и всем хощеши спастися и в разум истины прийти. Вразуми сына моего познанием истины Твоея и воли Твоея святыя, и укрепи его ходити по заповедям Твоим и меня грешную помилуй!»
Если так будешь делать, то будешь получать облегчение в скорби своей и вместе оказывать духовную помощь сыну своему».
Старец Паисий Святогорец:
«Только молись, да действует благодать Христова. Ты теперь, когда твой ребенок уже взрослый, только одно можешь сделать: показать любовь и молиться Богу, дабы Он действовал для пользы твоего ребенка, потому что если ты, родитель, питал его добротой и любовью, то он, куда бы ни пошел, с кем бы ни связался, в какой-то момент увидит, что вне семьи климат нездоровый и что всюду – выгода и лицемерие. Так твой ребенок вернется домой естественным образом. Но если в доме – грызня, ругань, ссоры, тогда сердце его и не подумает, и не захочет вернуться. О, как нам нужно быть внимательными, ибо этот возраст только любви и молитвы хочет».
Как молиться за детей?
Что же это такое – молитва? Какими словами лучше разговаривать с Господом и святыми?
Молитва – это наш разговор с Богом. Это радость, что у нас есть такой Друг, с Которым мы можем поделиться своими радостями и печалями.
Всегда, в любое время, как к своему родному отцу или матери мы можем обращаться к Богу, нашему Отцу Небесному, и к Владычице нашей Божией Матери с молитвой – когда нам трудно, когда мы не знаем, как поступить или когда у нас все хорошо. Бог любит всех людей и знает каждую нашу мысль, каждое чувство. Если мы обращаемся к Нему даже мысленно, даже про себя – Он слышит нас.
Учителя Церкви и Святые Отцы заповедали нам иметь во время молитвы прежде всего смирение и сердечное сокрушение о своих грехах: если человек в своем сердце не осознает себя грешником, то Бог не услышит его. Молитва же вместе с искренним смирением и покаянием непременно будет услышана. «На кого воззрю, – говорит Господь нам через пророка, – токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих».
Помните, «нет большего греха, – по слову святителя Феофана Затворника, – чем молиться Богу без страха, внимания и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу».
Какими словами молиться?
Молясь перед иконой, мы должны понимать, что сама икона не Бог, а только образ Бога или святого. Поэтому мы молимся не иконе, не дереву и краскам, а тому, кто на ней изображен. По словам Святых Отцов и учителей Церкви, «честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз». Это означает, что, поклоняясь образу Бога, мы поклоняемся Ему Самому. А иконы почитаются как святыни, как окно в Царство Небесное.
Какими словами молиться? Можно молиться своими словами – обращаться к Богу и рассказывать Ему то, что у нас на душе. Но при этом, какими бы искренними и сердечными ни были наши «собственные» молитвы, их недостаточно. Хорошо молиться Богу теми молитвами, которым нас научили святые угодники Божии. Все эти молитвы мы слышим в храме, этими молитвами люди молятся уже много столетий. Их можно найти в специальном сборнике молитв – православном молитвослове.
Собранные в молитвослове молитвы написаны Святыми Отцами, поэтому они являются для нас школой молитвы. В них мы учимся приближаться к Богу смиренно и с чистым сердцем, так же, как это делали Святые Отцы во время своих молитв.
Какие бывают молитвы?
Частная и общая.
Частная – это домашняя молитва, общей или общественной молитвой называют ту, которую совершают в храме. С апостольских времен самой необходимой общественной молитвой является литургия, совершаемая в храмах по воскресным дням – на ней верующие едиными устами и единым сердцем славословят Бога. Общественное богослужение обладает великой духовной силой.
Словесная (в частности, песенная) и молитва внутренняя, творимая молча, про себя.
Молитва о себе и о других.
Молитва друг за друга выражает взаимную любовь членов Церкви. Верующие молятся не только о живущих, но и об усопших людях.
Для выражения наших чувств к Богу и святым угодникам Церковью даны разные молитвы. По содержанию молитвы бывают:
Мы благодарим и славим Господа, когда все в нашей жизни обстоит благополучно. Мы пробуждаемся от сна и благодарим Господа за то, что Он сохранил нас в ночи, благодарим по окончании дела за помощь, после вкушения пищи – за то, что Он дал нам ее, а вечером, отходя ко сну, возносим слова благодарности за проведенный день.
Молитвы, в которых мы просим Господа о чем-то – о милости Божией, о прощении грехов, о даровании благ душевных и телесных, небесных и земных.
В огорчениях, неприятностях, горестях и скорбях усиливается наша молитва. Мы просим не оставить нас в горести, а наставить и утешить. А как важна и необходима молитва, когда несчастье случается с нашими близкими – родственниками или друзьями. Преподобный Серафим Вырицкий, великий молитвенник и святой говорил: «И особенно сильна молитва близких, молитва матери, молитва друга – она имеет великую силу».
Человек постоянно согрешает, провиняется перед Богом. Поэтому должен молиться о прощении, каяться в совершенных им грехах. О чем бы мы ни просили Господа, обращаясь к Нему, сначала нужно покаяться, а потом уже просить о наших нуждах. То есть любая просительная молитва начинается с покаяния.
Как научиться понимать молитвы?
Прежде чем молиться, важно понять, сколько у нас есть для этого времени, а не сколько страниц или молитв надо прочесть. Не обязательно читать много молитв. Ведь общение с Богом – это радость, а не повинность, выполняемая из-под палки. Приступая к молитве, надо примириться с теми, кого обидел, кому причинил зло, а потом уже со вниманием и благоговением встать на молитву. Потому что, как мы будем просить что-нибудь у Бога, имея нечистое сердце, как будем просить о прощении, если сами не простили своему ближнему даже маленьких обид?
Перед молитвой нужно отрешиться от обычных забот и занятий, собрать свои рассеянные мысли, как бы затворить дверь души для всего земного, житейского и устремить все свое внимание к Богу.
Читая молитвы, надо следить за тем, чтобы правильно ставить ударения в словах и не искажать их смысл. Часто бывает, что при чтении молитвы наши мысли где-то блуждают. Если мысли рассеиваются, лучше вернуться к тому месту молитвы, с которого это началось. При этом надо замедлить чтение и постараться обращать внимание на каждое слово.
Чтобы научиться молиться, надо знать молитвы и понимать их. Это не всегда просто, ведь они хоть и написаны русскими буквами, но на церковно-славянском языке. Это язык особый, священный. Он похож на наш русский язык, но все же отличается от него. Он гораздо лучше может выразить святые чувства и мысли, чем современный русский язык.
Язык православной молитвы становится понятен постепенно. Совсем непонятные места в молитвах можно уточнить в толковом молитвослове – в нем печатаются переводы молитв на русский язык.
Писатель Владимир Крупин:
«Вспомним, как один инок говорит старцу, что не понимает смысла псалмов. «Ничего, читай, бесы понимают и трепещут», – был ответ.
Постижение языка молитвы – это наше восхождение по лествице. Никому еще не удавалось одолеть лествицу в два прыжка. Она требует прохождения каждой ступеньки. Есть тайна воцерковления, неподвластная нам. Воцерковление свершается независимо от нас, и не скоро, не быстро – в свои, единственно полезные для нас сроки. Ты читаешь утренние и вечерние правила, стоишь на службе, слушаешь батюшку, обретаешь духовника, посещаешь святые места, читаешь великие книги столпов Православия… Все же не сразу.
И вот ты уже приходишь к тому, что язык Церкви становится тебе не только понятен, а он уже твой, родной, он в тебе, он единственный, на котором тебя услышит Господь».
Так как молитва приближает нас к Богу, то чем чаще мы молимся, тем лучше. Первым условием для тех, кто хочет научиться молиться, является регулярность. Для молитвы нужно отводить определенное время дня. Мы должны приучить себя к молитве, ведь молитва – это не только радость общения с Богом, но и труд. Поэтому регулярность важнее, чем количество молитв. Важна молитва ежедневная, постоянная, ставшая правилом нашей будничной жизни (отсюда и название – утреннее и вечернее молитвенное правило).
По уставу нашей Святой Церкви каждый христианин должен молиться каждый день
Поблагодарим Господа за то, что Он сохранил нас ночью, и попросим Его Отеческого благословения и помощи в наступающем дне.
Перед отходом ко сну поблагодарим Господа за прожитый день и попросим сохранить нас во время ночи.
В течение дня тоже не забываем о молитве. Помолимся перед началом каждого дела и по окончании его, перед принятием пищи и после нее.
По особым случаям.
Например, в день рождения. В такой важный день обязательно помолимся Богу. Ведь это благодаря Ему мы появились на свет.
Для тех людей, которые в силу жизненных обстоятельств не успевают читать обычные утренние и вечерние молитвы, преподобный Серафим Саровский составил особенное правило, которое так и называется – «Серафимово правило»: утром, перед обедом и вечером трижды читать «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся», единожды «Верую», а занимаясь необходимыми делами творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».
Афонские старцы о молитве
Старец Паисий говорил: «Когда человек духовно здоров и удаляется от людей, чтобы больше помочь людям своею молитвою, тогда всех людей он видит святыми и только самого себя – грешным».
Старец Иосиф говорил: «Когда ум получит молитву и человек почувствует радость, тогда молитва будет совершаться внутри него непрерывно, без его собственного усилия. Будет ли он есть или идти, спать или просыпаться, внутри него будет твориться молитва, будет мир и радость». И добавил: «По долгом времени действия молитвы внутри человека рождается рай. Он освобождается от страстей и становится другим человеком. Если же случится ему быть и в пустыне… Ох, ох! Тогда и неописуемы блага мо-литвы».
Вот что открыл своим духовным чадам старец Амфилохий: «Когда я сижу на высокой скале молитвы, тогда никакие волны не могут меня достать. Но они меня окатывают, когда я нахожусь низко. Умная молитва овладевает человеком, пленяет его и освящает. Когда в душе вспыхнет огонь молитвы, тогда весь хворост сгорает и уничтожается. В начале молитвы чувствуешь радость, потом сладость, и в конце, как плод, приходят слезы, ибо чувствуешь присутствие Иисуса. Молитва делает человека ребенком. Она возвращает его к той простоте и невинности, которую имел Адам в раю прежде падения. Молитвою человек приобретает благословенное и святое бесстрастие. Молитвою освящается то место, на котором сидишь, и то дело, которое делаешь. Молитвою устраивается все. Ты ходишь по морю, и для тебя не существует расстояний. Молитвою исправляются намерения людей, даются храбрость, вера и терпение в жизни».
Старец Иероним говорил: «Не оставляй молитвы. Бойся нерадения и равнодушия. Когда ты молишься утром и чувствуешь умиление, то весь день будешь летать, как на крыльях. А когда ты утро начинаешь без молитвы, то все у тебя пойдет кувырком».
Тот же старец такие давал советы своему духовному чаду относительно молитвы: «Больше твори молитву, создавая для этого и подходящую тишину. Если не можешь много молиться утром, то молись в полдень или вечером. Выбери себе такой час для молитвы, в который была бы тишина. Молись, пока не сойдет дождь, то есть пока не придут слезы. Многие молятся ночь напролет и не насыщаются. Молитва – это усладительное занятие».
Цель мира – славословие Бога. Старец Иоиль так говорил об этом: «На небе славят Бога Ангелы и святые, звезды и птицы. На земле славят Бога мудрецы и неграмотные, монахи и пустынники. Славословие Бога – это нить, связывающая все части мира. Это конечный смысл, высочайшая цель мира, следовательно, и человека».
Тот же старец говорил так: «В радостном покое молящегося человека подготавливается почва, и благие помыслы с небесными звуками начинают потихоньку напевать в его уши прекрасные советы, которые суть небесные беседы».
Почему Бог исполняет не все молитвы?
Мы очень часто бываем уверены, что молимся правильно и то, о чем просим в молитвах, нам действительно необходимо. Но Господу виднее. Только Он знает, что действительно нужно и полезно человеку, его душе.
Преподобный Исаак Сирин:
«Если молишься Богу о чем-либо и Он медлит услышать тебя, не скорби об этом. Ты не умнее Бога. Делается же это с тобою или потому, что ты недостоин получить просимое, или потому, что пути сердца твоего не соответственны, но противны с просимым тобою, или потому, что ты не достиг еще той меры, которая нужна для того, чтоб принять дарование, просимое тобою. Не должно нам преждевременно искать того, что свойственно при великом преуспеянии, чтоб дарование Божие, по причине скорости принятия его, не было пренебрежено. Все удобно достигаемое и утрачивается скоро. Все же обретенное с болезнию сердца хранится тщательно».
Митрополит Антоний Сурожский:
«Я помню, как один пожилой человек рассказывал мне, что в детстве он много месяцев просил Бога даровать ему изумительную способность, которой обладал его дядя, – вынимать каждый вечер свои зубы изо рта и класть их в стакан с водой, и как счастлив он был позже, что Бог не исполнил его желание. Часто наши молитвы – такие же ребяческие, как и эта, и, конечно, они остаются неисполненными».
Старец Паисий Святогорец:
«Часто мы просим у Бога то одно, то другое, но Он не отвечает нам. Чтобы Он ответил на наше прошение и дал нам то, что просим, мы прежде всего должны иметь смирение. Все мы, и дети, и взрослые, имеем много эгоизма…»
Каким святым в каких нуждах молиться
Молиться можно Господу нашему Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, своему ангелу-хранителю и святому, имя которого носите вы или ваши дети. А также святым, получившим от Господа особую благодать помогать в тех или иных случаях. Например:
Во время болезни
Святому великомученику и целителю Пантелеимону
Божией Матери в честь Ее иконы «Тихвинская»
Святому апостолу и евангелисту Луке
Святым бессребреникам Косьме и Дамиану
Святым бессребреникам Киру и Иоанну
Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу
Блаженной Ксении Петербургской
Блаженной Матроне Московской
Если случилась беда или несчастье
Божией Материи в честь Ее иконы «Всех скорбящих Радость»
Божией Матери в честь Ее иконы «Утоли моя печали»
В грусти и унынии
Святителю Николаю Угоднику, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу
О помощи в путешествии
Божией Матери в честь Ее иконы «Смоленская», именуемой «Одигитрия»
Святителю Николаю Угоднику, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу
Святым апостолам Клеопе и Луке Евангелисту
Если боишься сглаза или колдовства
Священномученику Киприану и мученице Иустине
Если боишься внезапной смерти
Священномученику Садоку, епископу Персидскому
Преподобному Онуфрию Великому
Божией Матери в честь Ее иконы «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»)
Мученикам благоверным князьям Борису и Глебу, во Святом Крещении Роману и Давиду
В просьбе родить здоровых детей
Божией Матери в честь Ее иконы «Скоропослушница»
Божией Матери в честь Ее иконы «Феодоровская»
Божией Матери в честь Ее иконы «Целительница»
О счастьи брака
Благоверному князю Петру, в иночестве Давиду, и княгине Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромским чудотворцам
Бессребреникам и чудотворцам Косьме и Дамиану Асийским
О совете и любви между мужем и женой, о добрых отношениях в семье
Святым евангелистам: Иоанну Богослову, Марку, Луке и Матфею
Мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву
Мученице Параскеве, нареченной Пятницей
Святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских
Мученикам Адриану и Наталии
Божией Матери в честь Ее иконы «Взыскание погибших» (или «Избавление от бед страждущих»)
Божией Матери в честь Ее иконы «Нечаянная Радость»
Божией Матери в честь Ее иконы «Скоропослушница»
Предтече и Крестителю Господню Иоанну
Святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мир Ликийских
О просвещении разума к учению, в слабом учении детей, о просвещении и воспитании детей
Преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу
Праведному Иоанну Кронштадтскому
Равноапостольным Кириллу и Мефодию, учителям Словенским
Блаженной Ксении Петербургской
Святителю Иоанну Златоусту
О замужестве дочерей
Святителю Николаю Угоднику, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу
Праведному Филарету Милостивому
Молитвы этим святым можно найти в православных молитвословах и сборниках акафистов.
Сила церковной молитвы
Что действеннее – молиться дома или в храме? Такой вопрос часто задают новоначальные христиане.
Безусловно, любая молитва приносит пользу и тому, кто молится, и тому, за кого она возносится. Но особую силу, особую ценность молитве придает Церковь. И вот почему.
Каждый наш день наполнен сотнями важных событий. Наша повседневная жизнь обычно бывает далека от Бога и мыслей о Нем. Для того чтобы приблизиться к Нему, нам надо вырваться из обыденной обстановки и оказаться там, где все вокруг напоминает о Боге и Его Царстве.
Для этого и нужен храм.
Храм – это место, где живет Бог. Вездесущий, Он, конечно, находится везде. Но в храме Он у Себя дома и всегда ждет нас. Каждый раз, когда мы бываем в Его доме, Он принимает нас как радушный Хозяин, добрый Друг и любящий Отец.
В Своем доме Господь ближе к каждому молящемуся и скорее примет его молитвы, чем в каком-либо другом месте. Потому что храм – это дом молитвы, место общения человека с Богом, место, где совершаются церковные таинства. Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется…».
Мы идем на собрание верующих, чтобы всем вместе – соборно – быть Божьей семьей, Церковью, глава которой – Господь наш Иисус Христос. И Он всегда невидимо присутствует в храме среди нас, по Его же слову: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Это значит, если человек один дома молится, Господь его слышит, но рядом не присутствует. А если молится в храме, в обществе верующих, там уже Господь невидимо присутствует Сам среди них.
Конечно, наша молитва в домашней обстановке тоже приносит очень много пользы. Но молитва общая, молитва Церкви особо важна и сильна. О церковной молитве Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного». Церковная молитва имеет особую силу еще и потому, что вместе с верующими ее возносит Богу и священник – человек, которому свыше дана власть совершать священные действия и возносить за людей молитвы Богу.
В храме мы молимся о себе, наших родных и особенно о детях.
Как сделать нашу молитву более сильной и значимой? Мы можем попросить помолиться вместе с нами всю Церковь, написав записку «О здравии».
Самая главная молитва за детей и близких
Самая главная церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией перед Литургией во время чтения часов.
Проскомидия – по-гречески «приготовление». Священник, делая приготовления к таинству Евхаристии (Причащения), вынимает из просфор частицы о здравии и упокоении тех, за кого верующие перед службой подали записки. Вынутые из просфор частицы в конце Литургии погружают в Святую Чашу, в то время, когда священник произносит слова: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».
Поэтому проскомидия – это не просто молитва за того или иного живого или умершего, а очищение грехов этой бескровной Жертвой. Ведь каждая частица, проникаясь Кровью Спасителя, становится как бы просительницей пред Ним за того, о чьем имени она вынута. Вот почему проскомидия в Православной церкви всегда считалась самым спасительным и плодотворным поминовением.
Если вы хотите помянуть на проскомидии своих родственников, детей и друзей, следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в свечную лавку храма записки с их именами.
Записка «О здравии»
Понятие «здравие» включает в себя не только здоровье, физическое благополучие человека, но прежде всего его духовное состояние. Поэтому в записку «О здравии» вписывают не только тех, кто болеет, но всех, кому мы желаем здоровья, спасения и благоденствия. И свое имя тоже.
Если у вас есть недоброжелатель, обидчик, завистник или даже враг, впишите его имя для молитвенного поминовения. Молитва за врагов – великая сила для прекращения вражды и водворения мира. Сам Спаситель молился за своих врагов. Известно множество случаев, когда один из враждующих вписывал имя своего недоброжелателя в записку о здравии – и вражда прекращалась.
Как правильно подавать записки?
Если вы хотите, чтобы поданная записка была прочитана внимательно, ее нужно оформить по правилам.
Записки надо подавать до начала Литургии или еще лучше вечером накануне.
В верхней части записки изобразите восьмиконечный крест.
Под крестом напишите назначение записки: «О здравии» или «О упокоении».
Пишите четким, понятным почерком, лучше – печатными буквами.
В записках можно писать имена ТОЛЬКО крещеных людей.
Вписывая имена живых и усопших, старайтесь подумать о каждом из тех, чьи имена пишете.
Если хотите помянуть многих людей, лучше подайте несколько записок, чем одну слишком длинную.
Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос «о здравии (или упокоении) кого?» – Алексея, Варвары.
Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия, Иоанна, а не Ивана) и полностью (Александра, Николая, но не Саши, Коли).
В записках не указывают фамилию, отчество, возраст, профессию – одно лишь только имя.
Никогда нельзя писать в одной записке живых и умерших вместе – это должны быть две разные записки – «О здравии» и «О упокоении».
Записки с именами подают в «свечной ящик», оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. За проскомидией священник читает записки и вынимает «поминальные частицы» из просфор. В конце Литургии просфоры возвращают в «ящик», где их можно получить после службы.
Записки на молебен или панихиду, которые совершаются после окончания Литургии, подаются отдельно. Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида» и т. д.), а далее пишутся имена обычным порядком.
Конец ознакомительного фрагмента.
Оглавление
- Часть 1. Ангелы и святые
- Часть 2. Молитва матери со дна моря достанет
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Святые покровители ваших детей (Е. В. Щеголева, 2014) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.