Молитва лермонтова урок литературы

Самое подробное описание: молитва лермонтова урок литературы - для наших читателей и подписчиков.

Молитва как жанр в поэзии М.Ю.Лермонтова. Цель урока: Уяснить особенности такого жанра поэзии Лермонтова, как молитва. – презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемНаталья Волкова

Похожие презентации

Презентация по предмету “Русский язык, Литература, Чтение” на тему: “Молитва как жанр в поэзии М.Ю.Лермонтова. Цель урока: Уяснить особенности такого жанра поэзии Лермонтова, как молитва.”. Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Молитва как жанр в поэзии М.Ю.Лермонтова

2 Цель урока: Уяснить особенности такого жанра поэзии Лермонтова, как молитва

3 Что такое молитва? Установленный текст, читаемый при обращении к Богу, Богородице, к святым с просьбой о чем-нибудь.

4 Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»

5 Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка,

6 И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка

7 Когда росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой

8 Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край откуда мчится он, –

9 Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, – И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога…

10 Выводы: 1. Лермонтов хотел видеть мир, как и хотели романтики, гармоничным, совершенным и прекрасным. 2. Но жизнь предстала перед поэтом, в отличие от Пушкина, лишенной гармонии. 3. На фоне этой дисгармонии отчетливо проступают идеалы Лермонтова: вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле.

11 Стихотворение Молитва («В минуту жизни трудную»)

12 В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть

13 Есть сила благодатная в созвучье слов живых, И дышит непонятная,, Святая прелесть в них.

14 С души как бремя скатится, Сомненья далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…

15 4. Присутствие Бога ощущается не разумом, а чувством Так, звуки в «чудной» молитве непонятны, но обладают «Силой благодатной», исцеляя больную душу, «и дышит непонятная, святая прелесть в них» Так, звуки в «чудной» молитве непонятны, но обладают «Силой благодатной», исцеляя больную душу, «и дышит непонятная, святая прелесть в них»

16 Стихотворение Молитва («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)

17 Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием,

18 Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного

19 Окружи счастьем душу достойную; Дай ей спутников, полных внимания, Молодость светлую, старость покойную, Сердцу незлобному мир упования.

20 Что такое молитва? Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,

21 Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную.

22 5. Лермонтов молится перед иконой Богородицы не за себя («душу пустынную», «странника в свете безродного» 6. Его мольба о «деве невинной», обреченной жить в «мире холодном»: вручая «теплой заступнице» «деву невинную»,, Лермонтов просит окружить её «счастьем душу достойную» : просит все, что составляет счастье человека на земле («Сопутников, полных внимания, молодость светлую, старость покойную») 6. Его мольба о «деве невинной», обреченной жить в «мире холодном»: вручая «теплой заступнице» «деву невинную»,, Лермонтов просит окружить её «счастьем душу достойную» : просит все, что составляет счастье человека на земле («Сопутников, полных внимания, молодость светлую, старость покойную»)

23 7. Лермонтов просит за невинную душу перед Богородицей от рождения до «часа прощального» 8. Трагизм современного человека заключается в том, что он лишь изредка уповает на благое влияние неба на свою судьбу, он предоставлен сам себе в холодном мире. Поэтому значительно чаще поэт обращается к трагическому опыту человека на Земле.

Похожие презентации

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Когда волнуется желтеющая нива,

Пейзажная лирика Лермонтов о родной природе Анализ стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива» Урок литературы в 5 классе Составила Тарасенко С.И. Муниципальное.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова « Когда волнуется желтеющая нива …». Многочленное сложноподчинённое предложение в поэтической речи.

Подготовка к ЕГЭ М.Ю.Лермонтов Когда волнуется желтеющая нива… 7 класс Анализ поэтического текста.

Христианские мотивы в лирике поэта. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова Мотив одиночества «Парус», «Листок», «Тучи» Тема о природе «На севере диком»,

Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива”

Работу выполнила : Красноперова Евгения, ученица 6 а класса.

Лики любви (Какою может быть любовь?) По лирике М.Ю.Лермонтова Выполнила: Корнишова Н.А., учитель МБОУ «Верхне-Кубинская СОШ»

В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается мысль о взаимозависимости человека и природы. В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается.

А счастье было так возможно …( по творчеству М.Ю.Лермонтова. С использованием технологии критического мышления.) Работу подготовила учитель русского языка.

М.Ю. Лермонтов « Когда волнуется желтеющая нива» Учитель Терёшина Т.П.

Библейские мотивы в русской литературе. Работу выполнил: ученик 10 класса МКОУ СОШ п. Зерновой Яковлев Дмитрий. Руководитель: учитель русского языка и.

Тема Родины и природы в лирике М.Ю. Лермонтова Урок литературы в 9 классе Подготовила Учитель русского языка и литературы МОУ «Уральская средняя общеобразовательная.

Презентация к лекции 14 Сезоны года: Лето. Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под.

«…Чтоб душой с другими поделиться…» (О стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва»)

Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…

Муниципальное общеобразовательное учреждение Кадетская школа г.Барнаула Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова Урок литературы,5 класс, УМК Т. Ф.Курдюмовой.

ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА УРОК 4. Христианство ( крупнейшая мировая религия ) Православное христианство ( религия народов РФ ) Православие.

Исследовательская работа ученицы 7Б класса МОУ СОШ 2 г. Красноармейска Московской области Хлыстовой Екатерины.

Еще похожие презентации в нашем архиве:

MyShared.ru – крупнейшая база готовых презентаций с возможностью предпросмотра. Загружай и скачивай презентации бесплатно!

М.Ю.Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…». Когда волнуется желтеющая нива,

Урок литературы на тему: “Неугасающая сила молитвенного слова в стихотворении “Молитва” М.Ю. Лермонтова”. 7-й класс

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “христианская молитва”, её назначением;
  • помочь детям почувствовать красоту и силу молитвенного слова в русской лирике XIX века;
  • развивать навыки анализа лирического произведения; воспитывать духовно-нравственные качества учащихся.

Оборудование: доска , портрет М.Ю.Лермонтова, стенд с книгами, иллюстрации учащихся, музыка, схема анализа лирического произведения, тексты стихотворения М.Ю.Лермонтова “Молитва”(1839 г.), карточки для проведения рефлексии

Предварительная подготовка к уроку

1. Найти образцы молитвенной лирики в стихотворениях П.Вяземского, А.Григорьева и

Е.Баратынского и выучить наизусть 1 из них.

2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение “Три “Молитвы” М.Лермонтова”.

II. Объяснение нового материала

1. Запись темы урока и обращение к эпиграфу

Учитель. Ребята! Сегодня у нас не совсем обычная тема урока. Прочитайте выразительно строки, записанные на доске. Как вы их понимаете?

Дети. Учащиеся высказывают свои предположения и вместе с учителем выясняют, что речь идёт о словах молитвы

2. Слово учителя

У. Христианство внесло в словесность высшее начало, дало особый строй мысли и речи.

“Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины” (Ин.1;14) – вот откуда происходит поэзия. Христос – Логос, Слово воплощённое заключало в себе всю полноту истины, красоты и добра. Из него проистекало евангельское благовествование и слово апостолов; к нему со временем примыкает слово христианского Предания, слово Отцов и Учителей Церкви.

Словесным выражением живого богообщения является христианская молитва.

– Что такое молитва? (обращение к записи на доске)

Молитва – моление, религиозно-мистическое обращение с просьбами о чём-нибудь к Богу, к святым. (Словарь русского языка С.Ожегова)

Она вмещает бесконечно много: веру в отеческую любовь Всеблагого, убеждённость в силе молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Молитва Господня (“Отче наш…”) заповедана самим Иисусом и входит в текст Евангелия. Другие молитвы сложены в разные эпохи людьми, которые достигли высот в духовной жизни и обрели дар молитвенного творчества. Таким даром обладали Макарий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин и многие другие святые, подвижники, мученики, чьи молитвы издавна вошли в церковный обиход.

Потребность “говорить к Богу”, открываться Всевышнему в том или ином жизненном состоянии присуща многим русским поэтам. Поэтическая молитва стала необходимостью и в творчестве русских поэтов XIX века.

3. Беседа с учащимися

– О чём же говорят они в своих стихах ?

Прослушивание выступлений учащихся (чтение стихотворений П.Вяземского,

А.Григорьева и Е.Баратынского под музыку)

– В чём особенность этих стихотворений?

Д. Они очень лиричны, проникновенные. Поэты размышляют о жизни и смерти, обращаются с мольбой к Богу, ищут душевного покоя.

У. Поэтическая молитва становится необходимостью для многих лириков. В ней получили художественный и вместе с тем религиозный исход нравственные кризисы, умственные борения, житейские драмы.

А знаете ли вы, что М.Лермонтов, чьё творчество мы с вами изучали, тоже обращался к молитвенному слову. О том, какие молитвы были написаны поэтом, вам расскажет…

Д. Выступление заранее подготовленного ученика “Три “Молитвы” М.Лермонтова”

У. Как прекрасно чувствовал Лермонтов несравненную красоту и преображающую силу молитвенного слова! И мы убедимся в этом, обратившись, пожалуй, к самой лиричной его молитве – “Молитве” 1839 года.

4. Идейно-художественный анализ стихотворения М.Лермонтова “Молитва” (по схеме)

У. Послушайте стихотворение. Выразительное чтение стихотворения учителем.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Какое настроение передано поэтом?

Д. Стихотворение необычайно лирично. Трудно лучше изобразить то радостное умиление, ту свободу от земных тягот, которые даются человеку в молитвенном богообщении.

Историческая справка Стихотворение было написано для светской красавицы Марии

У. Из скольких частей состоит стихотворение?

Д. Стихотворение состоит из 3 частей.

У. О чём говорит поэт в 1 части?

Д. Построенная на контрасте, эта строфа повествует о необходимости молитвенного слова в трудные минуты жизни.

У. Какие образные средства помогают автору ярче выразить основную мысль?

Д. Ярче выразить основную мысль поэту помогают следующие тропы. Это эпитеты:

“трудную минуту”, “молитву чудную”; метафора “теснится ль в сердце грусть”. А инверсия главных и второстепенных членов предложения позволяет сделать акцент именно на существительном.

У. Чему посвящена 2 строфа стихотворения?

Д. Автор воспевает могущество божественного слова, говорит о “святой прелести” слов “чудной” молитвы, помогающей спастись от тягот дня сегодняшнего.

У. Чтобы глубже понять эти строки, давайте ещё раз их внимательно перечитаем. Вдумайтесь в значение каждого слова!

Выразительное чтение 2 строфы стихотворения.

Какие образные средства помогают нам почувствовать проникновенную силу молитвенного слова? Что напоминают эти строки?

Д. Они очень просты и понятны, поэт обращается к лексике и интонации, близким к народной е и интонации, близким к народ-ие 2 строфы стихотворения.пы.остное умиление, ту свободу от земных тягот поэзии.

У. Какое настроение передано в финальной части стихотворения? О чём она?

Д. Она о том просветлении, о радости, об умиротворенности, которые наступают в душе человека после общения с Богом.

Делается вывод об идейном содержании произведении.

У. Понравилось ли вам это стихотворение?

У. Оно очень лирично, поэтому его положили на музыку более 40 композиторов

(М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, А.С.Даргомыжский и др.).

История создания “Молитвы” М.И.Глинкой, известным русским композитором, не совсем обычна. Поздняя осень 1847 года. Смоленск. Тяжёлая пора в жизни композитора.

По его признанию, “оставшись один в сумерки…почувствовал такую глубокую тоску, что, рыдая, молился умственно и выимпровозировал “Молитву” без слов для фортепьяно…”. Позже, в конце 1854 г., к сочинённой ранее музыке Глинка добавил стихи Лермонтова “В минуту жизни трудную”. Впервые это произведение было исполнено в

Петербургском театральном училище певицей Д.М.Леоновой в 1855 году.

Послушайте эту музыку.

У. Смог ли композитор передать настрой и глубину чувств Лермонтова? А что почувствовали вы?

У. Как вы думаете, почему разные поэты в разные эпохи обращались к такому жанру, как молитва? Письменные ответы учащихся (7-10 минут).

У. Вот и подошёл к концу наш урок. Я думаю, что каждый из вас смог открыть для себя что-то новое, смог стать чуточку лучше, чуточку добрее. А это самое главное в наше нелёгкое время.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение М.Лермонтова “Молитва”

Если вам было интересно на уроке, если то, о чём мы говорили, тронуло вашу душу, поднимите солнце. А если урок вам не понравился, показался скучным, оставил равнодушным, то поднимите тучу.

Список использованной литературы

  1. Котельников В.А. О христианских мотивах у русских поэтов.- ж. “Литература в школе”. 1994, №2,3
  2. Лермонтовская энциклопедия. Гл. ред. В.А.Мануйлов.- М.: “Советская энциклопедия”, 1981
  3. Лермонтов М.Ю. Избранные произведения в 2 томах.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963, т.1
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1960
  5. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме:

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва»

Урок «Тема спасения души в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» (7 класс) направлен на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся. Процесс обучения на уроке организуется и направляется как результат совместной деятельности учащимися. Используются методы исследовательской деятельности. Выступая в роли литературоведов, учащиеся получают возможность освоить универсальные способы деятельности (познавательную, ценностно-ориентационную, практическую, коммуникативную).

Предварительный просмотр:

Тема спасения души

Лермонтова «Молитва» (открытый урок

Тема: Тема спасения души в стихотворении Лермонтова «Молитва».

Цели: – научиться анализировать стихотворный текст;

– постигнуть поэтический дар поэта;

– научиться бережно относиться к слову;

  1. Запись плана изучения нового материала
  1. Тема трагического одиночества в лирике Лермонтова.
  2. Тема спасения одинокой души в стихотворении «Молитва»:

а) одну молитву чудную твержу я наизусть.

б) просвещающая благодать.

3. Роль окраски слов, звуков в понимании движения души от грусти и тоски к

Молитва – возношение ума и сердца к Богу. Через молитву мы просим от Бога всего, что необходимо для души.

Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека.

Вступительное слово учителя :

Лермонтов – поэт трагический. Читая его стихи, мы улавливаем нотки грусти, тоски. Создаётся ощущение, что поэт мучается одиночеством души. Сейчас вы прочитаете эти стихи, выскажите свои мысли, чувства по поводу прочитанного, как вы ощутили трагическое одиночество поэта. А все думаем над вопросом: Есть ли выход для человека, ощущающего душевное одиночество?

  1. «Парус» – Картина Лермонтова «Парус».
  2. «Сосна» – Картина «Сосна».
  3. «Утёс» – Картина «Утёс».
  4. «И скучно, и грустно»

Вернёмся к нашему вопросу: Есть ли выход для человека, ощущающего душевное одиночество? (обсуждение)

Вывод: Да, пытался поэт найти выход, рисовал, размышлял на природе. Но бывает так тоскливо на душе, что и эти занятия не помогают. На душе кошки скребут, говорят в этом случае. И вот отдельные люди, когда нестерпимо болит душа обращаются к Богу через молитву и покаяние.

Кто из вас посещает церковь? Кто знает молитвы? Прочитайте. (Молитва Господня)

Вывод: Что же такое молитва? Это возношение ума и сердца к Богу. Через молитву мы просим от Бога всего, что необходимо для души. К Богу обращается каждый в своё время.

Мучаясь сомнениями не сразу приходит к пониманию Бога и Лермонтов. У него несколько стихотворений с одинаковым названием. Послушаем одно из них и попробуем представить себя на месте Лермонтова, почувствовать его состояние души.

( «Молитва») А теперь послушаем другое стихотворение с таким же названием. Ощущаете ли вы в этом стихотворении горечь, иронию?

Вывод: Перед нами маленький рассказ о молитве, когда человек не найдя опоры в себе, в жизни обращаются к Богу.

Найдите самые главные словосочетания с эпитетами и выпишите их: молитва чудная, сила благодатная, святая прелесть – слова связаны с верой.

Как вы понимаете слово благодатная (несущая благо).

От слова благодать (значение слова). Благодать – это обещание спасения, но для спасения человек должен обрести веру + покаяние.

Прочитаем I четверостишие.

Какое настроение владеет лирическим героем?

Какой эпитет помогает понять это? (минуту трудную)

Какой глагол помогает понять ощущение печали тяжести? (теснится)

Если бы вы были художником, какой бы цвет избрали для передачи душевного состояния в I четверостишии?

Изменилось ли душевное состояние во II части?

Какое чувство рождается в душе человека, творящего молитву? (надежда)

Какие эпитеты подчёркивают, что человек, творящий молитву, обретает надежду? (сила благодатная, святая прелесть)

Всё было черно и вдруг надежда, каким бы цветом вы изобразили это душевное

III ч. Каково душевное состояние героя в III четверостишии?

Какое сравнение подчёркивает, как благодатная сила воздействует на душу человека? (С души как бремя скатится)

Как понимаете слово бремя? (тяжесть)

Какой цвет изберём?

– вера, слёзы облегчения

ответ души на молитву.

Вывод: поэт хочет, чтобы мы вместе с ним сопереживали движению души от грусти и тоски к надежде и вере. Посмотрите, как контрастны I и III четверостишие. Но поэт желает, чтобы мы почувствовали это движение от тоски к вере душой, а не только разумом. Вместе с движением от тоски к надежде и вере меняется окраска слов, звуков.

Представим себя на минутку литературоведами.

Карандашом расставим ударения в I четверостишии. На какой главный звук падает в каждом слове ударение?

Сосчитайте эти У. Сколько их?

А теперь мысленно считайте до 13 и произнесём вслух этот У. Что получилось? Какой это звук утренний, дневной, ночной? (Страшно, темно на душе, хочется выть по – волчьи).

Проверим встречается ли этот звук во II и III четверостишии, а какие гласные звуки слышите здесь? (а, Э) строки как бы взлетают, ощущаем облегчение и покой.

Посчитаем сколько глаголов в I четверостишии? (1) единственное действие – герой творит молитву, всё остальное – это действие слов живых, силы благодатной воли.

В какой части больше всего глаголов? Назовите их. Какие наречия. Эти слова категории состояния. Мы ощущаем две сферы (человеческую и божественную).

О чём вас заставило задуматься стихотворение Лермонтова?

Вот сейчас мы с вами убедились, что перед нами гений, если возьмём Евангелие от Иоанна и прочитаем начало главы: Вначале было слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога, всё через него начало быть.

Лермонтов имел божественный дар владения словом.

«Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся,

И нам сочувствие даётся

Как нам даётся благодать»

Обобщение: О чём нас заставило задуматься стихотворение «Молитва»?

Что необходимо для спасения души?

Какой смысл вы вкладываете в понятие «душевная красота»?

На дом: Написать отзыв о стихотворении «Молитва».

Выписать строки, которые особенно запомнились, объяснить почему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Образ бунтующей, мятежной и одинокой души поэта в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»Цели:- расширить знания учащихся о личности Михаила Юрьевича Лермонтова, его творческих.

Исследовательская работа на тему: Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» Работа выполнена ученицей 8 «Б» класса, МБОУ Заполярного района «СОШ п. Ис.

План – конспект урока литературы в 5 классе.

План- конспект урока по литературе” Патриотизм в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

Урок литературы в 5-м классе по теме: “Правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”.Тема урока – правда истории и вымысел в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

Урок изучения нового материала (анализ лирического текста).

Урок завершает изучение лирики Лермонтова в 6 классе. На уроке используется элементы анализа лирического текста. Из понятий теории литературы изучаются “антитеза”, “метафора”.

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here