Молитва крестного хода на пасху

Самое подробное описание: молитва крестного хода на пасху - для наших читателей и подписчиков.

Крестный ход – это. Суть и описание процессии. Пасхальный крестный ход

В православных церквях, а также в католических, но исполняющих в своей религиозной жизни восточные литургические обряды, вошло в традицию устраивать торжественные шествия с хоругвями и иконами, впереди которых обычно несут большой крест. От него подобные процессии получили название крестных ходов. Это могут быть шествия, устраиваемые в Пасхальную неделю, в Крещение или по случаю каких-либо знаменательных церковных событий.

Рождение традиции

Крестные ходы ─ это традиция, пришедшая к нам из первых веков христианства. Однако во времена гонений на последователей евангельского учения они были сопряжены с немалым риском, а поэтому совершались втайне, и сведений о них почти не сохранилось. Известны лишь отдельные рисунки на стенах катакомб.

Наиболее раннее упоминание о совершении подобного обряда относится к IV веку, когда первый император-христианин Константин I Великий перед решающей битвой увидел в небе знамение креста и надпись: «Сим победиши». Приказав изготовить знамёна и щиты с изображением креста, ставшие прообразом будущих хоругвей, он двинул колонну своих войск на врага.

Далее летописи сообщают, что столетие спустя епископ Газский Порфирий, прежде чем возводить на месте разорённого языческого капища очередной христианский храм, совершил к нему крестный ход чтобы освятить землю, поруганную идолопоклонниками.

Император во власянице

Известно также, что последний император единой Римской империи Феодосий I Великий имел обыкновение каждый раз, отправляясь в поход, совершать со своими воинами крестные ходы. Эти процессии, впереди которых шёл император, облачённый во власяницу, всегда завершались возле гробниц христианских мучеников, где честное воинство повергалось ниц, испрашивая их ходатайства перед Небесными Силами.

В VI веке крестные ходы в церквях были окончательно узаконены и вошли в традицию. Им предавалось столь большое значение, что византийский император Юстиниан I (482-565 гг.) издал особый указ, согласно которому запрещалось совершать их мирянам без участия духовных лиц, поскольку благочестивый правитель усматривал в этом профанацию священного обряда.

Наиболее распространённые виды крестных ходов

Став со временем неотъемлемой частью церковной жизни, крестные ходы сегодня имеют самые разнообразные формы и совершаются в целом ряде случаев. Среди них наиболее известны:

  1. Пасхальный крестный ход, а также все прочие шествия, связанные с этим главным праздником годового православного круга. Сюда относится крестный ход в Вербное воскресенье ─ «хождение на осляти». В Страстную субботу прообразом крестного хода является вынос плащаницы. Совершается он на Пасхальной заутрени (подробнее об этом будет рассказано ниже), а также ежедневно в течение Светлой седмицы и каждое воскресенье до дня отдания Пасхи.
  2. Крестные ходы во дни больших православных праздников, а также престольных, отмечаемых общиной какого-либо конкретного прихода. Подобные процессии часто организуют в честь освящения храмов или торжеств, посвящённых особо почитаемым иконам. В этих случаях маршрут крестного хода пролегает из села в село, или из храма в храм.
  3. Для освящения воды различных источников, а также рек, озёр и т. д. Совершаются они в день Крещения Господня (или в предшествующий ему сочельник), в пятницу Светлой седмицы ─ праздник Живоносный источник, и 14 августа в день Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
  4. Погребальные крестные ходы, сопровождающие покойных на кладбище.
  5. Связанные с какими-либо, как правило, неблагоприятными жизненными обстоятельствами, например, засухой, наводнениями, эпидемиями и т. д. В подобных случаях, крестный ход ─ это часть молебна о заступничестве Небесных Сил и ниспослании избавления от постигших бедствий, к числу которых относятся также техногенные катастрофы и военные действия.
  6. Внутри храма, совершаемые в ряде праздников. Разновидностью крестного хода считается также и лития.
  7. Совершаемые по случаю каких-либо государственных праздников или крупных мероприятий. Например, за последние годы вошло в традицию отмечать крестными ходами День народного единства.
  8. Миссионерские крестные ходы, проводимые с целью привлечения в свои ряды неверующих или последователей иных религиозных учений.

Воздушные крестные хода

Любопытно отметить, что в наш век научно-технического прогресса появилась абсолютно новая неканоническая форма проведения крестного хода с использованием технических средств. Под этим термином обычно подразумевается перелёт, совершаемый группой священников с иконой на самолёте, совершение ими молебнов в определённых местах.

Начало ей было положено в 1941 году, когда таким образом был обнесён вокруг Москвы чудотворный список Тихвинской иконы Божьей Матери. Эту традицию продолжили уже в перестроечные годы совершив облёт границ России, приуроченный к 2000-летию Рождества Христова. Считается, что, сколько длится крестный ход, совершаемый на самолёте, столько времени благодать Божья ниспосылается на землю.

Особенности совершения крестного хода

Согласно православной и восточнокатолической традиции, Пасхальный крестный ход, как и любой другой, совершаемый вокруг храма, шествует в направлении, противоположном движению солнца, то есть против часовой стрелки ─ «противосолонь». Православные же старообрядцы совершают свои крестные ходы, двигаясь в направлении солнца ─ «посолонь».

Весь участвующий в нём церковный клир идёт попарно в облачении, соответствующем данному случаю. При этом ими поётся молитвенный канон. Обязательным атрибутом крестного хода является крест, а также возжжённые кадильницы и светильники. Кроме того, во время шествия несут хоругви, древним прототипом которых являются военные знамёна, ставшие когда-то частью священных обрядов, поскольку в них принимали участие императоры. Также из глубины веков пришла традиция нести иконы и Евангелие.

Когда бывает начало крестного хода на Пасху?

Среди множества вопросов, интересующих всех, кто только начинает свой «путь к храму», в преддверии Светлого Христова Воскресения этот задаётся наиболее часто. «Во сколько крестный ход на Пасху?» ─ спрашивают в основном те, кто посещает церковь не регулярно, а лишь во дни главных православных праздников. Ответить на него, назвав точное время, нельзя, поскольку происходит это около полуночи, и некоторые отклонения как в одну, так и в другую сторону вполне допустимы.

Полунощница

Праздничная церковная служба, во время которой совершается крестный ход, начинается вечером в Страстную субботу в 20:00. Первая её часть называется Полунощницей. Она сопровождается печальными песнопениями, посвящёнными крестным страданиям и смерти Спасителя. Священник и дьякон совершают каждение (окуривают кадилом) вокруг Плащаницы ─ матерчатого плата с изображением, положенного во гроб, Христа. Затем с пением молитв, они уносят её в алтарь, и кладут на Престол, где Плащаница будет находиться 40 дней вплоть до праздника Вознесения Господня.

Главная часть праздника

Незадолго до полуночи наступает время Пасхальной заутрени. Все священники, стоя у Престола, совершают молебен, в конце которого слышен звон колоколов, возвещающих приближение светлого праздника Воскрешения Христова и начало крестного хода. По традиции, торжественная процессия трижды обходит храм, каждый раз при этом останавливаясь у его дверей. Независимо от того, сколько длится крестный ход, они остаются закрытыми, символизируя тем самым камень, преграждавший вход во Гроб Господень. Лишь на третий раз двери открываются (камень отброшен), и процессия устремляется внутрь храма, где совершается Светлая Заутреня.

Праздничное пение колоколов

Важной составляющей торжественного шествия вокруг храма является колокольный звон ─ во сколько крестный ход на Пасху выходит из дверей храма, во столько же начинают раздаваться его радостные звуки, именуемые «трезвоном». Сложность этого вида колокольного звона заключается в том, что он включает в себя три самостоятельные части, постоянно чередующиеся и разделённые лишь небольшой паузой. Испокон века считалось, что именно во время крестного хода звонарям выпадает наиболее благоприятный случай блеснуть своим мастерством.

Завершается праздничное Пасхальное богослужение обычно не позднее 4 часов утра, после чего православные разговляются, вкушая крашеные яйца, пасхи, куличи и прочую снедь. В продолжение всей Светлой седмицы, оглашаемой радостным звоном колоколов, было принято веселиться, ходить в гости и принимать у себя родных и близких. Одними из главных требований к каждому хозяину дома были щедрость и хлебосольство, столь распространённые на православной Руси.

Чин Крестного хода на Светлой седмице и в период от Антипасхи до отдания Пасхи

На практике крестный ход пасхальным чином совершается в следующие дни:

— во всю Светлую седмицу;

— воскресные дни (от Антипасхи до Недели о слепом);

— если храмовый праздник случится в этот период (впрочем, на храмовый праздник всегда бывает крестный ход).

Крестный ход по Типикону следует совершать после утрени, однако по традиции он почти повсеместно бывает после литургии. При этом точный момент начала крестного хода варьируется: архим. Иоанн (Маслов), свидетельствует, что в практике Троице-Сергиевой Лавры начинается крестный ход после возгласа «Благословение Господне на вас…». Однако в Санкт-Петербургской Духовной Академии выход бывает сразу после заамвонной молитвы (а возглас «Благословение Господне на вас…» произносится уже после крестного хода).

Понятно, что современные варианты совершения крестного хода отличаются от того чина, который излагается в Типиконе (см. «в понедельник Светлыя седмицы на утрени»); более того, нет универсального чина крестного хода, ибо существующие в разных регионах и храмах практики различаются в деталях. Мы подробно изложим чин крестного хода так, как он совершается в Санкт-Петербургской Духовной Академии; при желании можно сравнить его с московской практикой, описанной в пособии архим. Иоанна (Маслова) [Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 282-283].

Итак, назначенные люди с фонарем, запрестольным Крестом и хоругвями по окончании причащения мирян становятся в притворе. Во время заамвонной молитвы там собирается хор, и сразу по окончании молитвы хор поет «Христос воскресе из мертвых…» 3 раза, духовенство в это время выходит из алтаря царскими вратами. Возглавляет шествие человек в фонарем, за ним несут запрестольный Крест, следом — хоругви. Сразу за хоругвями идет хор, за хором — диаконы со свечами и кадилами, далее — младшие священники, несущие артос, иконы и Евангелие. Венчает группу священнослужителей настоятель, держащий Крест с трисвечником. Рядом с настоятелем идет пономарь, несущий чашу со святой водой и кропило. После настоятеля – весь народ.

Во время крестного хода совершается 4 остановки соответственно четырем сторонам света. Первая остановка бывает примерно напротив середины южной стены храма, вторая – у алтаря, третья – напротив центра западной стены, последняя – у входа в храм. Во время шествия вплоть до 3-й остановки хор поет ирмосы пасхального канона (начальный ирмос «Воскресения день…» поют сразу при выходе из храма после троекратного «Христос воскресе из мертвых…»); между ирмосами поется припев пасхального канона «Христос воскресе из мертвых». Между 3-й и последней остановками поются стихиры Пасхи. Во время шествия совершается трезвон, на время остановок звон прекращается.

На каждой остановке совершается окропление народа следующим образом: диаконы возглашают: «Господу помолимся, рцем вси», хор поет громко троекратное «Господи, помилуй», затем священник[9] окропляет народ на 4 стороны света (восток – запад – север – юг), каждый раз возглашая «Христос воскресе» (на что следует ответ «воистину воскресе»). После каждого из 4-х христосований хор поет конечное «Христос воскресе из мертвых…» 1 раз.

Во время 2-й остановки (у алтаря) поется прокимен Пасхи «Сей день, егоже сотвори Господь…» и читается воскресное Евангелие (чаще всего выбирают 1-е воскресное Евангелие, Мф. 116). Перед Евангелием диакон говорит «И о сподобитися нам…» и прочие возгласы по чину.

После 4-й остановки все входят в храм при многократном пении пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…». Когда настоятель поднимется на амвон, он поворачивается к народу и благословляет со словами «Благословение Господне на вас…»; и бывает отпуст литургии по чину.

Когда крестный ход совершается в период от Антипасхи до отдания Пасхи, то после окончания крестного хода поется еще «Буди имя Господне…» 3 раза. Есть и другая практика, согласно которой крестный ход «вставляется» между 2-м и 3-м пением «Буди имя Господне…», т.е. хор поет дважды «Буди имя Господне…», затем совершается крестный ход по чину, по окончании которого поется «Буди имя Господне…» 3-й раз и далее возглас «Благословение Господне на вас…».

В заключение разговора о крестном ходе хочется обратить внимание на то, что к организации чинного и поистине торжественного крестного хода настоятель должен подходить со всей ответственностью. Следует стремиться к тому, чтобы ни церковнослужители, ни прихожане не воспринимали крестный ход как «прогулку» вокруг храма, но видели в нем продолжение богослужения, причем в особо торжественной форме. С особым вниманием нужно отнестись к выбору того человека, который будет вести за собой всех других – т.е. того, кто несет фонарь на крестном ходе. Это ответственное дело следует поручать опытным прихожанам или пономарям, так как именно фонарщик, идущий впереди, задает среднюю скорость крестного хода[10]. Кроме того, фонарщик должен четко знать, когда и в каких местах следует остановиться, а когда – продолжить шествие. Так как на остановках первым всегда становится фонарщик, то несущие Крест и хоругви должны ясно представлять, какую позицию относительно фонарщика каждый из них должен занимать во время остановок.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2017 год. (0.007 с) .

Крестный ход на Пасху

Близится Пасха, а с ней и священная спасительная ночь Светлого Воскресения Христова.

В эту ночь еще с древних апостольских времен христиане бодрствуют и участвуют в крестном ходе.

Что такое крестный ход?

Крестный ход — это торжественное шествие священнослужителей и верующих с иконами, хоругвями (церковными знаменами) и другими святынями. Такая служба освящает большие территории.

Крестные ходы совершаются несколько раз в году: на Пасху, Крещение, в праздник второго Спаса для водоосвящения, а также в честь святынь и великих церковных или государственных событий.

Бывают также и чрезвычайные крестные ходы, устанавливаемые церковью по особо важным случаям: при вражеских нашествиях, голоде, засухе или иных бедствиях.

По времени крестные ходы могут быть краткими (например, пасхальный) и долгими — до нескольких месяцев. Бывают они и на суше, и на море…

Когда к лику святых был причислен великий флотоводец адмирал Ушаков, в его честь был совершен морской крестный ход на Черном море с остановками в местах побед адмирала Ушакова.

А в XX веке появился еще один вид крестных ходов — воздушный: на самолете облетают город с иконами, хоругвями и с воздуха окропляют его святой водой.

Но крестный ход может пройти даже под водой! Так, несколько лет назад Архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий (до принятия монашества он был морской офицер) на борту подводной лодки в Северном Ледовитом океане совершил божественную литургию и крещение членов экипажа.

Свое же начало крестные ходы получили из Ветхого Завета. Тогда древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием.

А сейчас вместо труб звучат колокола: совершается церковный колокольный звон — благовест. Он освящает и пространство вокруг, и людей…

Пасхальный крестный ход

Незадолго до полуночи во всех храмах начинается служба. Все священнослужители в полном облачении становятся у Престола и вместе с молящимися зажигают свечи.

В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.

И под этот непрекращающийся трезвон колоколов вокруг храма начинается крестный ход. Как говорят священнослужители, это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Церковь, как духовная невеста, идет «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху».

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним — запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери.

Далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свеченосцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники.

В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения.

Завершает шествие предстоятель храма с трисвечником и крестом в левой руке.

Кстати, если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут обычные жители.

Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня.

Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Колокола в эту минуту умолкают.

Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор.

Затем священник произносит стихи древнего пророчества святого Царя Давида, поют стихи о воскрешении Христа.

Открываются церковные двери, и крестный ход с этой радостной вестью шествует в храм, как когда-то и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!», и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!»

Богословский смысл совершения крестного хода на Пасху

В православных храмах всегда проходит крестный ход на Пасху. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа. Оно ежегодно проводится в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Священнослужители и верующие трижды проходят вокруг храма, а затем, стоя у его крыльца и услышав благую весть о Воскрешении Спасителя, входят в отрытые двери церкви, где с этой минуты и начинается пасхальная служба.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Православный крестный ход: история и традиции

Торжественное церковное шествие стали называть «крестным ходом» благодаря тому, что в начале процессии всегда идет священнослужитель, который несет большой крест. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой во время крестных шествий. Такие процессии выглядят очень торжественно. Их возглавляют священнослужители, читающие молитвы и несущие религиозные реликвии: крест, иконы и церковные знамена с изображением библейских сцен (хоругви). А следом за святыми отцами идут верующие.

История крестных ходов берет свое начало с момента зарождения христианства. И если изначально совершался только крестный ход на Пасху, то со временем, после прекращения гонений христиан, данный обычай стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Сейчас торжественным православным шествием сопровождаются практически все значимые события церковной жизни.

Крестные ходы издревле проводились:

  • в честь церковных празднеств;
  • при перенесении мощей святых, а также других религиозных святынь;
  • во время различных природных бедствий, эпидемий и войн, когда люди просили у Бога защиты и спасения от постигших их бед.

Известно, что сама церковная история Руси началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне. Православные на Руси часто совершали шествия не только в честь церковных праздников, но и в случае различных бедствий, в том числе и природных катаклизмов. Например, обходили с иконами поля в периоды засухи, а также села и города во время страшных эпидемий.

В летописях встречается упоминание об одном из первых массовых крестных ходов, произошедшем в середине 14 века, когда на Русь напала моровая язва, от которой больше всего пострадали жители Пскова. Тогда архиепископ Новгородский Василий, неся крест и святые мощи, в сопровождении духовенства и горожан совершил шествие вокруг города. Вместе со священнослужителями в крестном ходе приняли участие практически все местные жители, кто ещё держался на ногах, начиная со стариков и заканчивая младенцами, которых родители несли на руках. Все время пока шел крестный ход, священники и верующие молились, громогласно взывая сотнями голосов: «Господи помилуй!».

Долгое время крестным ходом признавалось только пешее шествие с участием священнослужителей и верующих. Однако со временем благодаря техническому прогрессу по благословению духовенства стали совершаться и неканонические лётные, или воздушные крестные ходы.

Во время Великой Отечественной войны, 2 декабря 1941 года, вокруг Москвы облетел самолет с чудотворным списком Тихвинской иконы Божией Матери на борту (по другим данным, это была икона Казанской Божией матери). После этого столица была спасена от вражеского наступления.

Пасхальное шествие: правила и символическое значение

Изначально крестный ход совершался только в день Светлого Христова Воскресения. Это шествие испокон веков символизировало собой не только церковь, идущую навстречу Спасителю, но и то, что до появления вести о воскрешении Христа все были вынуждены блуждать в потемках, пока Он не указал всем дорогу к Свету. Поэтому пасхальный крестный ход, хоть и является достаточно кратким, обставляется очень торжественно, а участие в нём очень важно для любого христианина.

Церковное богослужение в честь Воскрешения Христова начинается ровно в 00.00 часов в ночь с Великой субботы на Светлое воскресение. Незадолго до полуночи во всех церквях совершается торжественное пасхальное шествие.

Несмотря на позднее время, шествие проходит под несмолкаемый колокольный трезвон. Священнослужители и молящиеся трижды проходят вокруг храма, каждый раз останавливаясь перед его главным входом. Первые два раза двери церкви закрыты перед прихожанами. Момент, когда люди стоят в ночной темноте перед запертыми храмовыми дверями имеет большое символическое значение. Церковь напоминает о том, как современники Христа до его воскрешения так же стояли во тьме перед закрытым входом в пещеру, где покоился Спаситель, словно перед закрытыми райскими вратами.

Около полуночи, когда крестный ход вновь, уже в третий раз, прославляя Святую Троицу и воскресшего сына Божия, подходит к дверям церкви, они торжественно распахиваются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Тем самым церковь словно открывает для людей небесные врата рая и указывает путь к ним. После чего вся процессия входит в храм, что символизирует собой путь жён-мироносиц вошедших в Иерусалим, для того чтобы сообщить апостолам благую весть о Воскрешении Христа. Жёны-мироносицы, не знающие о Воскрешении Христа, именно на третий день пришли к его гробу, дабы натереть тело Спасителя драгоценными маслами. И только придя ко входу в пещеру, где, как они думали, покоился Иисус Христос, женщины узнали о свершившемся чуде, после чего они направились в Иерусалим, дабы рассказать всем о воскрешении Сына Божьего.

То, что двери храма раскрываются перед верующими только на третий раз, имеет глубокий богословский смысл. Иисус Христос воскрес на третий день, поэтому пасхальное шествие и должно обойти храм трижды.

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ➠

Популярное в рубрике:

«Пасха — один из главных христианских праздников, во время которого проводятся грандиозные крестные .

Оценка 5 проголосовавших: 5
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here