Молитва киево братской божией матери

Самое подробное описание: молитва киево братской божией матери - для наших читателей и подписчиков.

Молитва киево братской божией матери

икона Богородицы «КИЕВО-БРАТСКАЯ»

19 сентября (6 сентября по старому стилю) 23 мая (10 мая) и 15 июня (2 июня)

Явилась КИЕВО-БРАТСКАЯ икона Божьей Матери в 1654 году в городе Вышгороде Киевском и находилась в Борисоглебской церкви. В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), татары, бывшие в союзе с поляками, ворвались в город и разорили церковь, однако верующие успели вынести из храма чудотворную икону Божией Матери и пустили по Днепру на волю Божию.

Река вынесла святыню к берегу Подола в Киеве, где её взяли из воды и поставили в Киево-Братском монастыре. Подлинник КИЕВО-БРАТСКОЙ иконы БогоМатери до нашего времени не сохранился, точный список с неё находится в Киевском Покровском монастыре.

Также читайте у нас на сайте:

Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

Киево-Братская икона Божией Матери

«Не меньшие и нас обдержат печали, отвне и внутри. На внешнего человека находят болезни: то расслаба тела, то немота языка, то рук усыхание…

Внутренний же человек расслабляется грехами: нем и безъязычен, когда не хочет исповедовать беззакония свои; и, как отсохшую руку, имеет волю, не хотящую благого намерения приводить в исполнение.

Но во всех этих бедах есть у нас великая отрада – Пресвятая Богородица, если к Ней имеем веру несумненную, надежду дерзновенную и союз любви» (Святититель Димитрий Ростовский «Руно орошенное» стр. 37).

В наши дни, многие, вновь обретенные духовные ценности вносят свой огромнейший духовный вклад в жизнь верующих людей, идущих тесным спасительным путем совершенствования своих душ для жизни Вечной.

«Из-под спуда житейския толстоты» выплывают имена и образы, события и даты, личности и дела. Но при этом многое продолжает оставаться тайной.

К одной из таких церковно-исторических тайн предстоит прикоснуться и нам.

Речь будет идти о несправедливо забытой киевской святыне Киево-Братской иконе Божией Матери.

Не одно поколение православных киевлян, паломников, учащихся Могилянской, а в последствии Киевской Духовной Академии, духовно возросли у чтимой святыни Братского Богоявленского монастыря.

Церковная история и Предание сохранили описание чудес, связанных с явлением и прославлением Киево-Братской иконы в древнем граде Вышгороде.

Вышгород – древняя вотчина святой равноапостольной княгини Ольги (в крещении Елены, память совершается 11 июля ст. ст.), а в последствии всех киевских князей, всегда находился на особенном положении у своих покровителей. Впервые упоминается в летописи в 946 году: «Бе бо Вышегород град Вользин (Ольжин)», т. е. уделом святой Ольги, ее любимым местом и городом, устройству которого она много посвящала забот («Описание Киева» Берлинского). Упоминается также у Константина Багрянородного, как один из значительных городов. Он был расположен на высоком холме, прекрасно укреплен и служил северным форпостом Киева; около него обыкновенно переправлялись через Днепр, если шли на Киев со стороны Чернигова, или из Киева в Чернигов, чтобы не переходить Десны.

Город был украшен церквями и монастырями, в которых сохранялись древние иконы и множество других святынь. Известно, что в соборном храме Вышгорода хранились мощи первых святых древней Руси страстотерпцев князей Бориса и Глеба (в крещении Романа и Давида, память совершается 2 мая, 24 июля ст. ст.).

В 1131 году из Константинополя в дар святому благоверному князю киевскому Мстиславу (в крещении Феодора) была прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос, известная под именем Вышгородская (празднование совершается 21 мая, 23 июня, 26 августа ст. ст.).

Икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода (Митрополит Макарий (Булгаков) «История Русской Церкви», кн. 2-я, стр. 646). Множество исцелений и чудес проистекало от чудотворной Вышгородской иконы Божией Матери. И древний град Вышгород, и все пределы Киевские отныне были под покровом Царицы Небесной.

Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила наименование Владимирской.

Сведения же о Киево-Братской иконе, также являвшейся святыней Вышгорода, восходят к 17 веку, когда Киев и его пределы постоянно подвергались нападениям польско-литовских и крымско-татарских захватчиков.

«Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году», – так начинается повествование о иконе в книге «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ее святые иконы».

Описание чудесного явления иконы сохранились в работе «Історія України-Руси» украинского историка М. Грушевского. Там историк ссылается на древнее предание, которое рассказывает об этом так.

Литовское войско под предводительством своего князя Радзивилла, готовясь напасть на Киев, что бы его разграбить, остановилось на постойм в Вышгороде. Естественно, в Вышгороде литовцы – полуязычники, полукатолики (а также кальвинисты) начали грабить город, не останавливаясь и перед святыней. Очередь дошла и до соборной церкви, где и находилась икона Божией Матери.

Событие происходило во время войны России с Польшей (1654 – 1667г.г.), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страсотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом.

«Один татарин, как говорит предание, хотел на иконе переплыть Днепр. Икона сама поплыла и стала среди Днепра против Братского монастыря. Татарин сидел на ней и кричал; из монастыря приплыли и взяли в лодку икону и татарина, который после этого крестился и постригся в монахи…В это время икону Богоматери, принесенную водою до Киево-Подола, приняли, с подобающею честию поставили в Братский монастырь, где она стоит и доселе».

«Святыню сего храма (Богоявленской церкви) составляют: а) чудотворная икона Братской Божией Матери, принесенная волнами Днепра из разореннаго татарами Вышгорода в 1662 году; она находится на правой стороне храма у столба в особом киоте, на возвышении; еженедельно по субботам пред иконою читается акафист Божией Матери…» (Протоиерей Феодор Титов. Путеводитель при обозрении святынь и достопримечательностей Киево-Печерской Лавры и г. Киева. 1910 г. С. 161).

В книге «Православныя Русския обители» о Братском монастыре сказано: «Богоявленский первоклассный необщежительный училищный монастырь занимает обширное пространство по Александровской площади, между Набережно-Николаевскою, Волынскою и Ильинской улицами, обнесенное каменной оградой, увенчанной со стороны площади трех-ярусной колокольней… Соборная церковь Богоявления Господня построена на месте деревянной гетьманом Иваном Мазепою в 1693 г.

В этом храме хранятся святыни обители – чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по р. Днепру в 1662 г. из разоренного татарами в г. Вышгороде соборнаго храма…», (С. 567).

В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной 1807 году, приводится описание иконы. Есть указания на то, что существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Божией Матери», составленная вскоре после 1692 года.

Интересная информация о Братской иконе находится в книге известного киевоведа и историка Константина Шероцкого «Киев. Путеводитель.» издания 1917 года. Там пишется: «Посредине храма у средняго правого столпа находится чудотворный, очень популярный в 17-18 в. образ Братской Божией Матери. Он украинскаго письма 17 в. в обычном типе наместных икон и происходит из иконостаса Вышгородскаго храма, разрушеннаго польско-литовскими войсками в 1651 г. История прибытия этой иконы из Вышгорода рассказана на интересном гравированном изображении ея, сделанном известным киевским гравером 17-18 в. Илларионом Мигурою, который год появления иконы в Братском монастыре считает 1654 г. Икона приплыла по Днепру и была извлечена от туда монахами, поспешившими на зов татарина, ухватившагося за икону, чтобы переплыть Днепр. Икона ныне сильно переписана, но старыя гравюры дают понять, что черты рисунка неизменны», (Шероцкий К. Киев. Путеводитель. 1917 г.).

Каждую субботу, после часов, перед литургией перед Киево-Братской иконой совершался акафист Божией Матери.

Известны имена святых угодников Божих молившихся пред этим образом: святители Феодосий Черниговский (память совершается 5 февраля, 9 сентября ст. ст.), Иоасаф Белгородський (память совершается 4 сентября, 10 декабря ст. ст.), Димитрий Ростовський (память совершается 21 сентября, 28 октября ст. ст..), Софроний Иркутский (память совершается 30 марта, 30 июня ст. ст.), преподобный Феофил, Христа ради юродивий (память совершается 14 июля, 28 октября ст. ст.) и многие другие.

Многие светила науки и культуры, вышедшие из стен Киевской Академии, черпали молитвенное вдохновение, прося помощи и заступничества у Пресвятой Богородицы. Архиепископ Филарет (Гумилевский) (1805-1866), включивший историю явления и прославления Братской иконы в свой труд «Жития святых чтимых Православной Церковью, Михаил Ломоносов (1711-1765) и Григорий Сковорода (1722-1794), епископы, священники, ученые, лучшие умы эпох ХУІІ, ХУІІІ, ХІХ и ХХ веков.

Так в описи святынь Лебединского монастыря Киевской Епархии (сейчас Черкасская епархия) есть указание: «Были в монастыре и чтимые святыни:

– икона Божией Матери «Киево-Братская» в серебряно-золотой ризе, которой в 1861 г. была благословлена игумения Филарета от благочинного монастырей Киевской Епархии архимандрита Иоанникия» (Свято-Николаевский Лебединский монастырь. С.8).

Празднование Братской иконе совершается четыре раза в году: 10 мая (23 н. ст.), 2 июня (15 н. ст.), 6 сентября (19 н. ст.) и переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.

С ХУІІ века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева.

Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем «Контрактовой»), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.

Ряд литературных произведений украинских классиков красочно изобразили влияние Братской иконы на жизнь и быт киевлян в ХІХ веке .

Выдающийся украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий, живший в ХІХ веке в Киеве и знавший его традиции, в одном из своих произведений «На Кожум’яках», показал, какое большое влияние в народе имела Братская икона. Вот несколько цитат из произведения:

«Гострохвостий: І хто вам наговорив оце? Божусь вам і присягаюсь перед Братською чудовною Богородицею, що се все брехня».

«Але ж божуся вам, присягаюсь! Нехай мене святий Хрест поб*є, нехай мене покарає Братська Богородиця!».

Из уст другого персонажа слышим:

«Сидір Свиридович: Свят, свят, свят! Братська чудовна Богородице! Заступи й помилуй!».

У Михаила Старицкого, не менее известного украинского драмматурга, в комедии «За двумя зайцами» есть так же упоминания о Киево-Братской иконе:

«Голохвастый: Вы не верите? Так знайте же, что я решительно никого не любил, не люблю и не полюблю, окромя вас. Да если б я любил так Братскую икону, то меня б ангелы взяли живым на небо!».

«Секлета: Да вы брешете! Присягните мне хоть на Братской!

Голохвастый: Пусть меня покарают все Печерские святые! Пусть меня большой Лаврский колокол покроет, когда брешу!

Секлета: Нет, таки присягните на коленях перед Братской!

Голохвастый (в сторону): От не отвяжусь! (Становится на колени.) Ну, пусть меня побьет Братская Божия Матерь, когда брешу!

Секлета: Ну, теперь верю, теперь верю!».

В начале ХХ века, а точнее после 1917 года, на долю Киево-Братской иконы и монастыря, как и на долю всего православного народа, выпали тяжкие испытания.

В 1919 году Киево-Братский монастырь и Киевская Духовная Академия были официально закрыты советской властью. Однако, академия неофициально функционировала вплоть до середины 1920-х годов – некоторые преподователи читали лекции и принимали экзамены на частных квартирах.

В монастырских церквах служба проводилась вплоть до начала 1930-х годов, как приходских. Одно время соборная церковь монастыря использовалась как кафедральный собор и служил здесь Патриарший Экзарх Украины архиепископ Киевский и Галицький Сергий (Гришин) (1889-1943) (в отсутствие Киевского митрополита Михаила (Ермакова) (1862-1929) в связи с арестом).

До сего дня остается неразрешимая тайна, где же сокрыта Киево-Братская икона Божий Матери?

Во всех современных церковно-исторических справочниках есть указание на то, что «Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона «мера в меру» находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери».

Почтить память Братской, приложиться к образу можно было до недавнего времени в трех храмах Киева: Ильнской церкви на Подоле (в приделе св. Иоанна Крестителя), в Крестовоздвиженской церкви (в Казанском приделе) на том же Подоле и в Киево-Покровском женском монастыре.

Но Промысл Божий судил иначе. Пришло время, когда началось духовное возрождение Православия на Украине, как и на всем постсоветском пространстве. И главным, основным центром возрождения становиться наш древний Киев с его многовековой духовной историей. Открываются древние киевские обители и храмы, строятся новые церкви, основываются новые монастыри. Возрождаются в стенах святой Киево-Печерской Лавры духовные школы – Семинария и Академия. Канонизируются новые сонмы святых – как древних подвижников, так и новых мучеников и исповедников. Вновь издается Священное Писание, святоотеческое наследие, житийная литература, научно-богословские труды. Тысячи молодых людей устремляются в лоно Церкви в поисках Истины. Сотни молодых пастырей и монашествующих выходят на служение Богу и людям в различных церковных институтах. Большое количество молодых людей в храмах освящают свой супружеский союз, крестятся и причащаются святых Тайн. Духовенство ведет огромную благотворительную и просветительскую работу.

В это время, весной 2007 года, в предместье Киева, в селе Горенка Киево-Святошинского района, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Владимира Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, создается община и приход в честь иконы Божией Матери «Киево-Братская», которая начинает труд по строительству церкви в честь великой киевской святыни – Братской иконы Божией Матери.

Осенью 2007 года настоятелем прихода указом Митрополита был назначен игумен Ахила (Шахтарин) (автор данной работы).

15 марта 2008 года состоялся торжественный чин закладки храма, который совершил Блаженнейший митрополит Владимир в сослужении викарного епископа Переяслав-Хмельницкого Александра, с благочинным района протоиереем Василием (Русинкой) и духовенством Киево-Святошинского благочиния и гостей.

А 7 ноября 2008 года состоялось освящение церкви, которое так же совершил Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины в сослужении своего викария епископа Переяслав-Хмельницкого Александра, благочинного, духовенства района и гостей.

Церковь построена типовая, деревянная, вместимостью на 150 человек. В богослужебном обиходе возрожден субботний акафист Пресвятой Богородице пред чудотворной Киево-Братской иконой перед литургией, как было это в Братском монастыре.

На собрании общины было выяснено, что село Горенка исторически принадлежало Братскому монастырю, как вотчина. Название села было «Папирня», так как в селе находилась бумажная (паперова, по укр.) фабрика, изготавливающая бумагу для нужд Киевской Духовной Академии.

«Універсал гетьмана Богдана Хмельницького, підписаний ним в Чигирині 11 січня 1651 року, проголошував: «…поневаж Всемогущою Своєю рукою десною Бог сподобил мне неприятелів і гонителів Всходной Православной Церкви, Матки нашей, ляхів з України в Польщу далеко прогнати… тоді для благолепія церквей та монастирів маєтності людськи Домініканського монастиря село Мостище над річкою Ірпінь і річкою Котурка зо всіма приналежними грунтами, полями, сіножатями, борами, лісами і всіма млинами (в том числе и Горенка) подаєм у владу і спокійне уживання Києво-Братському монастиреві».

Про Горенку, як бачимо, згадки ще немає, але територія, що її займає Горенка, належала частково Києво-Братському монастирю, а ліси – Межигірському монастирю.

Пізніше цар Петро Олексійович підтвердив право Києво-Печерського монастиря на село Мостище (сусіднє з Горенкою, прим. авт.) зо всіма угіддями. Таким чином, в районі річок Котурка, Горенка і Водиця стикались інтереси двох монастирів». («Горенка історичний нарис», М. Ф. Потравний, стр. 12-14).

Своего приходского храма в селе никогда не было, поэтому решили, что первая в селе церковь должна быть посвящена в честь Божией Матери, Покровительницы киевских пределов. А так как в Братском монастыре находилась чудотворная икона Божий Матери и в честь ее никогда не было освящено храмов, решили построить церковь именно в честь этой иконы, чтобы Пресвятая Богородица взяла под Свой покров и наше селение и людей живущих в нем.

Жизнь прихода продолжает развиваться. Устроена воскресная школа для детей и взрослых, прихожане активно принимают участие в богослужениях, создан свой приходский хор, сотни людей находят свою дорогу к храму.

Главное, что возрождение духовной жизни происходит под непосредственным водительством Самой Пресвятой Богородицы, которая всегда пребывает на месте сем в Своем чудотворном образе Киево-Братском, ибо слова сказанные Божией Материю святому апостолу и евангелисту Луке, написавшему первый Ее образ (Владимирский): «Отныне с сим образом Моя благодать и сила», остаются актуальними и действенными и сегодня.

Эта икона прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году.

В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 – 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган.

Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно; вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи; святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность. Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года. Подлинник иконы до нашего времени не сохранился, точный список с нее находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность. Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре.

Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году. В 1662 году, во время войны России с Польшей (1659 – 1667), городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла икону к берегу Подола в Киеве, где она была с радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь. Там она и оставалась в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, сделанной в 1807 году, приводится ее описание. Существовала "Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери", составленная вскоре после 1692 года. Празднования Киево-Братской иконе Божией Матери свершаются трижды в году: 6 сентября, 10 мая и 2 июня. Все они посвящены чудесному явлению святой иконы в 1654 году. Подлинник иконы не сохранился. Писанная с нее икона "мера в меру" находится ныне в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Киево-Братская икона Богородицы

1. Переходящее праздноване в субботу Похвалы Пресвятой Бгородицы в Великом посту.

2. 10 мая по старому и 23 мая по новому стилям.

3. 2 июня по старому и 15 июня по новому стилям.

4. 6 сентября по старому и 19 сентября по новому стилям.

Часть 3 – Киево-Братская икона Божией Матери

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here