Самое подробное описание: молитва к вайшнавам - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Молитва, обращенная к вайшнавам (на русском и английском языках)
Молитва, обращенная к вайшнавам
сакала ваиш̣н̣ава-паде мора намаска̄ра
итхе кичху апара̄дха нахука а̄ма̄ра
хоийачхен хоибен прабхур джато бхакта джан
вандана̄ кори’ а̄ми саба̄ра чаран̣а
Я почтительно склоняюсь к лотосоподобным стопам всех вайшнавов, моля о том, чтобы моих попыток служить им не коснулась и тень оскорбления. Я с почтением склоняюсь к лотосоподобным стопам всех вайшнавов прошлого, настоящего и будущего.
I respectfully bow to the lotus feet of all the Vaiṣṇavas, praying that there is no offence in my attempt to please them. To all Vaiṣṇavas who have been, and all Vaiṣṇavas who shall be, I offer my obeisances to their lotus feet.
Основатель-ачарья: Шрила Б. Р. Шридхар Махарадж
Севаите-Президент-Ачарья: Шрила Б. С. Говинда Махарадж
Преемник Севаите-Президент-Ачарья: Шрила Б. Н. Ачарья Махарадж
ОСНОВНЫЕ МОЛИТВЫ ГАУДИЯ-ВАЙШНАВОВ
ОСНОВНЫЕ МОЛИТВЫ ГАУДИЯ-ВАЙШНАВОВ
Гимны и мантры, прославляющие Радху и Кришну
ом гйана-тимирандхасйа джна(гйа)нанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах
Я в глубоком почтении склоняюсь перед своим духовным учителем,
который открыл мне глаза, факелом знания рассеяв мрак невежества.
шри-чаитанйа-мано-‘бхиштам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам
Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, начавший в этом мате-
риальном мире движение, призванное осуществить желание Господа
Чайтаньи, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?
ванде ‘хам шри-гурох шри-йута-пада-камалам
шри-гурун ваишнавамш ча
шри-рупам саграджатам саха-гана-рагхунатханвитам
садваитам савадхутам париджана-сахитам
В глубоком почтении склоняюсь я клотосным стопам своего духов-
ного учителя и всех наставников, ведущих меня по пути преданного
служения. Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами –
Шриле Рупе Госвами, Шриле Санатане Госвами, Рагхунатхе дасу Гос-
вами и Дживе Госвами – и всем их последователям. В глубоком поч-
тении я склоняюсь перед Шри Адвайтой Ачарьей Прабху, Шри Нитья-
нандой Прабху, Шри Чайтаньей Махапрабху и Его преданными, во гла-
ве со Шривасой Тхакуром. И наконец, я в глубоком почтении скло-
няюсь к лотосным стопам Господа Кришны, Шримати Радхарани и всех
гопи, во главе с Лалитой и Вишакхой.
Шрила Прабхупада пранати
нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине
В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милос-
тью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог
Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных
намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине
О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся пе-
ред тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение
Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в ко-
торых широко распространился имперсонализм и философия пустоты.
ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намах
Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, предан-
ными Господа. Они исполнены сострадания к обусловленным падшим
душам и подобны древу желаний, которое может исполнить любое же-
намо маха-ваданйайа кришна-према-прадайа те
кришнайа кришна-чаитанйа-намне гаура-твише намах
О самое милостивое воплощение Господа! Ты – Сам Кришна, явив-
шийся в облике Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху. Ты, чье тело
приобрело золотистый цвет тела Шримати Радхарани, щедро раздаешь
чистую любовь к Кришне. В глубоком почтении мы склоняемся перед
панча-таттватмакам кришнам бхакта-рупа-сварупакам
бхактаватарам бхактакхйам намами бхакта-шактикам
Я склоняюсь перед Верховным Господом, Кришной, который неотли-
чен от Своих ипостасей – преданного, воплощения Господа в образе
преданного, проявления Господа в качестве преданного, чистого
преданного и энергии преданности.
хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те
О Кришна, о океан милости! Ты – источник творения и друг всех
страждущих. Ты – повелитель пастухов и возлюбленный гопи, из ко-
торых Радхарани наиболее дорога Тебе. В глубоком почтении я скло-
няюсь пред Тобой.
джайатам суратау пангор мама манда-матер гати
Слава всемилостивым Радхе и Мадана-мохану! Они ведут меня, хро-
мого и неразумного, по пути истины, и во всем мире для меня не
существует ничего, кроме Их лотосных стоп.
прештхалибхих севйаманау смарами
Во Вриндаване, в храме из драгоценных камней, стоящем под дре-
вом желаний, на лучезарном троне восседают Шри Шри Радха-Говинда.
Их окружают спутники и приближенные, которые с любовью служат Им.
Я смиренно склоняюсь перед Ними.
шриман раса-расарамбхи вамши-вата-тата-стхитах
каршан вену-сванаир гопир гопинатхах шрийе ‘сту нах
Шри Шрила Гопинатха, источник трансцендентной сладости танца
раса, стоя на берегу Ямуны в Вамшивате, играет на Своей прослав-
ленной флейте, привлекая внимание девушекпастушек. Пусть же да-
руют они нам свои благословения.
тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе
Я выражаю свое почтение царице Вриндаваны, Радхарани, чья кожа
цветом подобна расплавленному золоту. Ты, о дочь царя Вришабхану,
очень дорога Господу Кришне.
(джайа) шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
Шри Чайтанью Махапрабху всегда сопровождают Его полная экспан-
сия Шри Нитьянанда Прабху, Его воплощение Шри Адвайта Прабху, Его
внутренняя энергия Шри Гададхара Прабху и Его пограничная энер-
гия Шриваса Прабху. Он стоит в центре, поскольку Он – Верховная
Личность Бога. Следует помнить, что эти таттвы всегда сопровож-
дают Шри Чайтанью Махапрабху, поэтому, чтобы выразить Ему свое
почтение, мы говорим шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда . Будучи про-
поведниками движения сознания Кришны, мы прежде всего выражаем
свое почтение Шри Чайтанье Махапрабху, произнося Панча-таттва
мантру, и только после этого произносим Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе
Харе. Человек, который повторяет Харе Кришна маха-мантру, может
нанести святому имени десять оскорблений, но при повторении Пан-
ча-таттва мантры (шри-кришна-чаитанйа прабху нитйананда шри-ад-
ваита гададхара шривасади-гаура-бхактавринда) эти оскорбления во
внимание не принимаются. Шри Чайтанья Махапрабху не придает зна-
чения оскорблениям, которые совершают падшие души, поэтому Его
называют махаваданйаватара, самым великодушным воплощением. Та-
ким образом, чтобы повторение маха-мантры (Харе Кришна, Харе
Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Ра-
ма, Харе Харе) принесло нам наибольшее благо, необходимо вначале
принять покровительство Шри Чайтаньи Махапрабху, для чего, преж-
де чем повторять Харе Кришна маха-мантру, следует произнести Пан-
ча-таттва мантру . В этом случае мантра Харе Кришна окажет на то-
го, кто ее повторяет, самое сильное воздействие.
ХАРЕ КРИШНА, ХАРЕ КРИШНА, КРИШНА КРИШНА,ХАРЕ ХАРЕ
ХАРЕ РАМА, ХАРЕ РАМА, РАМА РАМА, ХАРЕ ХАРЕ
Его Божественной Милости
А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады
Повторение трансцендентных звуков мантры Харе Кришна, Харе
Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Ра-
ма, Харе Харе – это возвышенный метод возрождения нашего созна-
ния Кришны. Все мы, живые духовные души, изначально обладаем соз-
нанием Кришны. Однако с незапамятных времен мы находимся в кон-
такте с материей, поэтому из-за влияния материальной природы на-
ше сознание загрязнено. Материальный мир, в котором мы сейчас жи-
вем, называют майей, иллюзией. (Майя означает "то, чего нет".) В
чем же заключается эта иллюзия? Эта иллюзия заключается в том,
что мы пытаемся господствовать над материальной природой, хотя
сами зажаты в тиски ее суровых законов. Когда слуга пытается под-
ражать всемогущему хозяину, говорят, что он находится в иллюзии.
Эти порожденные загрязненным сознанием представления о жизни зас-
тавляют нас пытаться эксплуатировать ресурсы материальной приро-
ды, но на самом деле мы только больше и больше запутываемся в ее
сетях. Мы прилагаем огромные усилия, стремясь покорить природу,
но попадаем в еще большую зависимость от нее. Однако стоит нам
возродить в себе сознание Кришны, как эта иллюзорная борьба с ма-
териальной природой мгновенно прекратится.
Сознание Кришны не является чем-то, искусственно навязанным
уму; это сознание – изначальная энергия живого существа. А когда
мы слышим трансцендентные звуки мантры
Харе Кришна, это сознание возрождается в нас. Именно такой ме-
тод самоосознания рекомендуют для нынешней эпохи авторитеты. Бо-
лее того, каждый может убедиться на собственном опыте: пение этой
маха-мантры, или Великой Песни Освобождения, приводит к тому, что
человек сразу же начинает испытывать трансцендентный экстаз, ко-
торый нисходит с духовного уровня. Когда же человек поднимается
над уровнем чувств, ума и интеллекта и обретает духовное видение,
он достигает трансцендентного уровня. Звуки мантры Харе Кришна,
Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Ра-
ма Рама, Харе Харе духовны по своей природе, и потому звуковая
вибрация, возникающая при повторении мантры, трансцендентна ко
всем низшим уровням сознания – ума, интеллекта и чувств. Поэтому
нет необходимости понимать смысл маха-мантры, предаваться умозри-
тельным рассуждениям или прилагать какие-либо интеллектуальные
усилия. Она нисходит непосредственно с духовного уровня, и пото-
му любой человек без всякой предварительной подготовки может на-
чать повторять эту мантру и ощутить экстаз, который она приносит.
Мы убедились в этом на практике. Даже ребенок может участво-
вать в пении мантры, и даже собака может принять участие в нем.
Разумеется, тому, кто слишком запутался в сетях материальной жиз-
ни, понадобится немного больше времени, чтобы достичь этого уров-
ня, но даже поглощенный материальной деятельностью человек очень
быстро может подняться на духовный уровень. Самое сильное воздей-
ствие на слушателей мантра оказывает тогда, когда она сходит с
уст чистого преданного Господа, поэтому, чтобы мгновенно ощутить
эффект мантры, нужно слушать, как ее поет чистый преданный Госпо-
да. Насколько это возможно, необходимо избегать слушать мантру,
когда ее поет и повторяет непреданный. Молоко, которого косну-
лась своим языком змея, становится ядовитым.
Хара – это форма обращения к энергии Господа, а Кришна и Ра-
ма – формы обращения к Самому Господу. Слова Кришна и Рама озна-
чают "высочайшее наслаждение", а Хара – это верховная энергия
наслаждения Господа (в звательном падеже Хара изменяется на Харе
), которая помогает нам достичь Господа.
Материальная энергия, называемая майей, также одна из многочис-
ленных энергий Господа. И мы, живые существа, тоже представляем
собой энергию Господа, которая называется пограничной. Погранич-
ная энергия, то есть живые существа, выше материальной энергии.
Когда высшая энергия соприкасается с низшей, возникает неестес-
твенная ситуация, но когда высшая пограничная энергия вступает в
соприкосновение с высшей энергией, Харой, живое существо возвра-
щается в свое естественное счастливое состояние.
Эти три слова – Харе, Кришна и Рама – трансцендентные семена
маха-мантры, которая является духовным зовом обусловленной души,
молящей Господа и Его внутреннюю энергию Хару о защите. Повторе-
ние маха-мантры подобно непритворному плачу ребенка, зовущего
мать. Мать Хара помогает преданному снискать милость верховного
отца – Хари, или Кришны, и Господь открывает Себя преданному, ис-
кренне повторяющему эту мантру .
Таким образом, в эту эпоху повторение маха-мантры: Харе Кришна,
Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Ра-
ма Рама, Харе Харе, – является самым действенным методом духовно-
Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, родившийся в середине сем-
надцатого столетия, – великий духовный учитель, принадлежащий к
цепи ученической преемственности движения сознания Кришны. Об
этой песне он говорит: "Тот, кто со всем вниманием громко возно-
сит во время брахма-мухурты эту прекрасную молитву, обращенную к
духовному учителю, в момент смерти получит возможность непосред-
ственно служить Кришне, Господу Вриндавана".
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель получает благословение из океана милости. По-
добно тому как облако, проливающее дождь, гасит лесной пожар, ду-
ховный учитель гасит пылающий огонь материального существования и
спасает людей, охваченных этим пламенем. Такой духовный учитель –
океан благих качеств, и я в глубоком почтении склоняюсь к его ло-
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Движение санкиртаны Господа Чайтаньи Махапрабху – источник неп-
реходящей радости для духовного учителя, который порой повторяет
святое имя, порой танцует, охваченный экстазом, а порой поет и
играет на музыкальных инструментах. Его ум наслаждается нектаром
чистой преданности, и потому волосы на его теле временами встают
дыбом, по телу пробегает дрожь, а слезы ручьями льются из глаз. В
глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного
йуктасйа бхактамш ча нийунджато ‘пи
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Всегда занятый поклонением Шри Шри Радхе и Кришне в храме, ду-
ховный учитель вовлекает в него также своих учеников. Они обла-
чают Божества в прекрасные одежды, надевают на Них украшения,
моют Их храм и занимаются другими видами служения, поклоняясь та-
ким образом Господу. В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным
стопам такого духовного учителя.
критваива триптим бхаджатах садаива
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель предлагает Кришне чудесную пищу четырех
видов*. И когда духовный учитель видит, что преданные, вкусив
бхагават-прасада, полностью удовлетворены, он испытывает радость.
В глубоком почтении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовно-
* Пищу, которую лижут, жуют, сосут и пьют.
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель всегда жаждет слушать повествования о бесчис-
ленных любовных играх Радхики и Мадхавы, Их имена и описания Их
качеств и форм и всегда готов воспевать Их. Духовный учитель жаж-
дет наслаждаться этим непрестанно, и потому я в глубоком почте-
нии склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
йа йалибхир йуктир апекшанийа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовный учитель очень дорог Господу Кришне, ибо он очень уме-
ло помогает гопи, которые, проявляя необыкновенное искусство, де-
лают в рощах Вриндаваны различные приготовления, чтобы довести
любовные игры Радхи и Кришны до совершенства. В глубочайшем сми-
рении я склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя.
уктас татха бхавйата эва садбхих
кинту прабхор йах прийа эва тасйа
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Духовному учителю следует оказывать то же почтение, что и Вер-
ховному Господу, ибо он – Его ближайший слуга. Так гласят все бо-
гооткровенные писания, и этому указанию следуют все авторитеты.
Духовный учитель – истинный представитель Шри Хари [Кришны], и я
в глубоком почтении склоняюсь к его лотосным стопам.
йасйа прасадад бхагават-прасадо
йасйапрасадан на гатих куто ‘пи
дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам
ванде гурох шри-чаранаравиндам
Благословение Кришны можно обрести лишь по милости духовного
учителя. Без его милости любые попытки достичь совершенства обре-
чены на провал. Поэтому я должен всегда помнить о своем духовном
учителе и прославлять его. Не меньше трех раз в день должен я
склоняться в глубоком почтении к лотосным стопам своего духовно-
дхирадхира-джана-прийау прийа-карау нирматсарау пуджитау
шри-чаитанйа-крипа-бхарау бхуви бхуво бхаравахантаракау
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Ру-
пой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Гос-
вами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Го-
палой Бхаттой Госвами, – которые танцуют в экстазе, поглощенные
пением святых имен Кришны. Они – океан любви к Богу, и, пос-
кольку они ни к кому не питают вражды, они пользуются любовью и
негодяев, и честных людей. На них лежит благословение Господа
Чайтаньи, и что бы они ни делали, каждому они приносят радость.
Они целиком посвятили себя миссионерской деятельности, цель кото-
рой – спасти все обусловленные души материальной вселенной.
локанам хита-каринау три-бхуване манйау шаранйакарау
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Ру-
пой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Гос-
вами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Го-
палой Бхаттой Госвами, – которые тщательно изучили богооткровен-
ные писания, желая ради блага всего человечества установить веч-
ные религиозные принципы. Почитаемые в трех мирах, они – истин-
ное прибежище для всех живых существ, поскольку охвачены чувства-
ми гопи и поглощены трансцендентным любовным служением Радхе и
папоттапа-никринтанау тану-бхритам говинда-ганамритаих
ванде рупа-санатанау рагху-йугау шри-джива-гопалакау
В глубоком почтении я склоняюсь перед шестью Госвами – Шри Ру-
пой Госвами, Шри Санатаной Госвами, Шри Рагхунатхой Бхаттой Гос-
вами, Шри Рагхунатхой дасом Госвами, Шри Дживой Госвами и Шри Го-
палой Бхаттой Госвами, – которые глубоко постигли Господа Чай-
танью и потому замечательно описывают Его трансцендентные качес-
тва. Они способны очистить все обусловленные души от последствий
их греховной деятельности, пролив на них дождь трансцендентных
песен о Говинде. Они вызволяют живых существ из всепожирающей
пасти освобождения и обладают искусством углублять океан тран-
Дата добавления: 2015-08-28 ; просмотров: 197 | Нарушение авторских прав
Читать онлайн “Сострадание вайшнава” автора Госвами Сатсварупа Даса – RuLit – Страница 32
Но сострадание не ограничивается такого рода проповедью. Чтобы понять, что такое внутренняя жизнь, основанная на сострадании, нужно задаться вопросом: «Насколько всеобъемлюще сострадание вайшнава?» Осознав значимость миссии конкретного вайшнава, мы сможем, хотя бы в общих чертах, понять, что происходит в его сердце. Шрила Прабхупада, к примеру, часто говорит, что сострадание вайшнава обращено на все живые существа. Вот один из многих комментариев на эту тему:
Когда один из органов тела поражает болезнь, весь организм помогает больному органу. Подобно этому, преданный осознает свое единство со всеми живыми существами, что проявляется в сострадании, которое он испытывает ко всем обусловленным душам. В «Бхагавад-гите» (5.18) сказано: пандитах сама-даршинах – человек, обладающий знанием, одинаково относится ко всем обусловленным живым существам. Преданные с состраданием относятся ко всем обусловленным душам… Поскольку преданные обладают знанием истины и понимают, что каждое живое существо является неотъемлемой частицей Верховного Господа, они стараются дать сознание Кришны каждому, желая счастья всем живым существам. Если какой-то орган тела поражен болезнью, организм мобилизует все свои силы, чтобы помочь этому органу. По аналогии с этим, преданные заботятся о каждом человеке, который забыл Кришну и потому обладает материальным сознанием. Преданный делает все для того, чтобы вернуть все живые существа домой, к Богу, – в этом проявляется его равное отношение ко всем существам».
– Шримад-Бхагаватам, 4.7.53, комментарий
Такое основанное на сострадании отношение к другим живым существам настолько глубоко, что оно намного превосходит сострадание к самому себе, к своим родным и близким и даже к своей стране, нации или биологическому виду. Тот, кто относится к ним таким образом, знает, что каждое живое существо – вечная душа, слуга Бога. Такой человек желает лишь одного -делиться сознанием Кришны со всеми живыми существами.
Откровенно говоря, проявление такого глубочайшего сострадания – это нечто для нас недоступное. И хотя чистые вайшнавы обладают непостижимым могуществом, в смирении своем они тоже считают, что неспособны на такое сострадание. Мы – всего лишь незначительные слуги Бога, и способности наши ограниченны. Преданные порой говорят, что в былые времена правители содействовали утверждению в обществе духовных истин. Преданные склонны думать, что правительство должно делать это и сейчас. Но даже правительству не под силу обеспечить выполнение миссии вайш-навов во всей ее полноте. Она слишком масштабна. Поэтому вайшнавы должны обращаться к Кришне, что означает молиться Ему. Если мы хотим, чтобы весь мир счастливо пребывал в сознании Кришны, нам следует молиться Кришне о том, чтобы это свершилось.
Некоторые преданные считают, будто молитва – удел бхаджананаиди. Однако все серьезные гоштхьянанди тоже молятся Кришне. Утверждать, что для гоштхъянанди молитва противоестественна, значит выступать против того примера, который подали нам наши ачарьи. Не говоря уже о том, что «Шримад-Бхагаватам» изобилует молитвами как о благе преданных, так и об освобождении непреданных.
В Пятой песни «Шримад-Бхагаватам» Прахлада Махараджа молится: «Да воцарится мир и благоденствие во всей вселенной и да успокоятся все злонравные существа. Пусть каждый обретет умиротворение, занимаясь бхакти-йогой, ибо, встав на путь преданного служения, живые существа начнут заботиться о благе друг друга. Так давайте же служить трансцендентному Господу Шри Кришне, и пусть мысли о Нем никогда не покидают нас» (Шримад-Бхагаватам, 5.18.9).
Это и есть вайшнавский вариант молитвы «На земле мир, а в человеках благоволение». Далее в комментарии Шрила Прабхупада пишет:
«Махараджа Прахлада – идеальный пример такого вайшнава. Он молится не за себя, а за всех живых существ, и не только за добродетельных, но и за злобных и порочных. Он всегда беспокоился даже о таких злодеях, как его отец, Хираньякашипу. Махараджа Прахлада ничего не просил у Господа лично для себя, но он молился за своего отца-демона, чтобы Господь простил его. Таков вайшнав: он всегда думает о благе всей вселенной».
Ради служения Кришне вайшнавы желают того, что может показаться невозможным. Желание Прабхупады дать сознание Кришны всему миру основывалось на указании Господа Чайтаньи донести Его Имя до каждого города и деревни. Именно поэтому Прабхупада основал Общество сознания Кришны. Но на что может рассчитывать наше крошечное Общество в этом мире, отданном на растерзание Кали-юге? У нас нет сплоченности даже между собой. Как же мы можем рассчитывать на то, чтобы покорить весь мир любовью к Богу? Размышляя о желании Прабхупады и желании всех сострадательных вайшнавов, мы можем пытаться осуществить это желание, но в конечном счете нам не остается ничего иного, как молиться.
Кришна отвечает на молитвы Своих преданных, даже если эти преданные ничего особенного из себя не представляют: «Кришна видит ушами. Как только вы начинаете молиться Кришне, Кришна сразу же обращает на вас Свой взор. Услышав вашу молитву, Он говорит: „Вот Мой преданный» (утренняя прогулка, 1 ноября 1975 года, Найроби).
В писаниях есть много примеров преданных, которые молились Господу за кого-то другого и так удостоились милости Господа. Нередко преданные считают, что заслуживают милости Господа, будучи падшими и ни на что не способными. Чем искреннее мы выражаем потребность служить Господу, исполняя проникнутую состраданием миссию нашего духовного учителя, тем больше потребности ответить нам взаимностью чувствует Кришна. «Единственное, что от нас требуется, – это
стать искренними в своих намерениях, и тогда Господь Сам поможет нам прийти к Нему» (Шримад-Бхагаватам, 3.13.49, комментарий).
Всякий раз, когда разговор касается молитвы, кто-нибудь из преданных говорит: «Одними молитвами книги не распространишь. Кто-то должен идти на улицу и проповедовать». Но вовсе не обязательно противопоставлять молитву активному служению. Активная деятельность становится служением лишь тогда, когда она основана на внутренней молитвенной жизни. Сострадание вайшнава всеобъемлюще. Если мы хотим расширить свое понимание основанной на сострадании миссии, то нам нужно обратить взгляд вглубь себя, заняться самопознанием и научиться размышлять. Лишь тогда наши попытки помочь другим приобретут духовную глубину, и лишь тогда наша приверженность состраданию станет несокрушимой.
Молитва о развитии сострадания
(мертвец не может проповедывать)
Все чистые преданные Господа, подобно Прахладе Махарадже, исполнены сострадания к грешникам и приходят в материальный мир, чтобы спасти их. Они терпеливо выносят всевозможные трудности и лишения, так как терпение – одно из непременных качеств вайшнава, стремящегося вызволить всех грешников из ада материальной жизни. Поэтому к вайшнавам обращаются с такой молитвой:
крипа-синдхубхйа эва ча
вайшнавебхйо памо намах
Главной заботой вайшнава является спасение падших душ.
– Шримад-Бхагаватам, 4.21.47, комментарий
Что делать, если, несмотря на наше искреннее желание стать вайшнавами, спасение падших душ так и не стало нашей главной целью? Если мы будем откровенны с собой, то увидим, что большую часть времени мы либо погружены в собственные заботы, либо хотим быть предоставленными самим себе. Как сократить эту пропасть между эгоизмом и состраданием?
Сострадание – одно из качеств преданных, и мы можем молиться о том, чтобы развить его в себе. Как внутреннее понимание, которого требует такая молитва, так и сила самой молитвы способны изменить нас. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (1,8.42) Шрила Прабхупада говорит о том, что Арджуна, потворствуя своим желаниям, не хотел сражаться со своими родственниками. Но, услышав от Господа «Бхагавад-гиту», он изменил решение и стал сражаться, делая это как служение. Поступив таким образом, Арджуна стал знаменитым преданным Господа и достиг совершенства, преданно служа Господу в качестве Его друга. «Все осталось, как и было: сражение, дружба, Арджуна и Кришна, но благодаря преданному служению Арджуна стал другим человеком».