Молитва иерея перед литургией амвросия медиоланского

Самое подробное описание: молитва иерея перед литургией амвросия медиоланского - для наших читателей и подписчиков.

Благослави молитву мою

Молитва Амвросия Медиоланского

Господи Боже мой!

Удостой меня быть орудием мира Твоего.

Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть.

Чтобы я прощал, если обижают.

Чтобы я соединял, где ссора.

Чтобы я говорил правду, где господствует заблуждение.

Чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение.

Чтобы я возбуждал надежду, где мучает отчаяние.

Чтобы я вносил свет во тьму.

Чтобы я нес радость, где горе живет.

Господи Боже мой, удостой

Не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,

Не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал,

Не чтобы меня любили, но чтобы я других любил.

Благослови молитву мою и помоги мне всей душой и телом предстать без рассеяния пред Тобою.

Научи меня молиться Тебе.

Утверди меня в вере.

Даруй мне пламенную любовь к тебе.

Освяти все помышления мои, чувства и дела мои.

Научи в каждом событии распознать волю Твою и дай силы исполнить ее.

Замкни уста мои для слова злого и пустого и удержи руку мою от дурного дела.

Если случится беда, дай силы принять ее в твердости и понести как жертву ради тебя.

Источником добра сделай меня, Господи, для всех, с кем встречусь сегодня.

Прими молитву мою за тех, кто не знает Тебя, и избавь их от неверия.

Благодарю Тебя, Господи, за Божественное дыхание жизни, за душу мою, за все, что окружает меня, за близких и далеких, за небо и землю и, превыше всего, за Животворящую Любовь Твою.

Дай мне, Господи, весь день помнить и благодарить Тебя.

Преподобный Амвросий Медиоланский

Город Медиолан (ныне Милан) сильно скорбел о смерти своего любимого епископа Аксентия. Избрание нового архипастыря сопровождалось долгими спорами, пока церковные своды огласил громкий крик младенца: «Амвросий – епископ». Народ подхватил крик…

Кто же этот Амвросий? Он был сыном римского наместника Галлии. Еще в раннем детстве Господь отметил своего избранника, явил чудом. Однажды, когда Амвросий, будучи еще младенцем спал, в его полуоткрытой детский ротик влетели пчелы и оставили на языке будущего проповедника мед, ничуть не повредив мальчику. Когда он стал подрастать и жил в Риме с матерью, случилось ему однажды увидеть, что у епископа целовали руку. После этого, играя в родительском доме, он протянул домашним свою маленькую ручку со словами: «Целуйте, я также буду епископом».

Во время избрания епископа Медиоланского Амвросий даже не был крещен, а лишь состоял в числе оглашенных. Когда по праву первого градоначальника он обратился к народу с речью перед избранием, именно тогда и раздался удивительный и непонятно откуда взявшийся глас: «Амвросий – епископ». Смиренный Амвросий пытался убедить горожан, что он грешник и недостойный такого сана, каялся перед людьми в своих личных грехах и даже пытался сбежать, но народ настоял. Сам император приказал префекту подчиниться, и Амвросий, приняв крещение и пройдя все ступени церковной иерархии, сделался епископом.

Святитель раздал все свое имущество, стал усердным и ярым проповедником, милостивым архипастырем своего народа. Святой Амвросий мужественно боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил гимн «Тебе Бога хвалим», который до сих пор поется на благодарственных богослужениях. Благодаря проповеди святого, уверовал и крестился блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви.

Святой принимал участие и в государственных делах, искоренив пережитки язычества. Епископ отличался честностью и никогда не страшился гнева сильных мира сего. Когда Феодосий решил войти в храм после истребления восставших на него жителей Солуни, святой не пустил в храм императора и наложил на него строжайшую епитимию, говоря: «Человек проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии». Это событие имело большое значение в становлении на Западе отношений Церкви и светской власти. Сказать такие слова богоподобному императору могущественного Рима с полной уверенностью в своей правоте, может только человек огромной веры, видящий Господа рядом с собой. Таким был святитель Амвросий.

Замечательно, как в своих творениях святой Амвросий определяет мужество: «Истинное мужество состоит в том, когда кто побеждает самого себя, воздерживает гнев, не увлекается временными выгодами, не скорбит в несчастии, не забывается в счастии, и на перемену обстоятельств смотрит не более, как на перемену ветра. Что выше и славнее, как поработить плоть управлению разума, для того, чтобы она во всех предприятиях веры исполняла волю души? Истинное мужество неусыпно в трудах, твердо в бедствиях, строго против наслаждений плоти; ничто так не противно мужеству, как быть побеждаему корыстью. Воины, жадные к добыче, часто погибают между пораженными ими неприятелями. Забывая свою победу и бросаясь на корысть, они часто дают случай снова напасть на них неприятелям, уже обратившимся в бегство».

Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика.

Святитель мирно скончался в ночь на Святую Пасху. Его оплакали не только христиане, но и язычники. Мощи святителя покоятся в Милане в соборе его имени, Амвросиевой базилике, под жертвенником, между обретенными им мучениками Протасием и Гервасием. Церковь совершает память его 20 декабря, в день постановления его во епископа.

Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. После этого великого светильника осталось много трудов и гимнов. Так сохранилось «Слово о том, как должно сретать (встречать) день Рождества Христова»: «Вам известно, сколь велика радость, и сколь многочисленяо бывает собрание народа в тот день, когда празднуют рождение Царя земнаго. Как вожди и начальники, так и все воины, облекшись в шелковыя одежды, препоясавшись дорогими, златом сияющими поясами, спешат тогда в блистательнейшем великолепии предстать пред лице Царя своего. Ибо они знают, что радость Царя увеличится, когда он увидит особенную красоту их убранства, и что он тем вящщему предастся веселию, чем большее они покажут усердие во время торжества его (Царь, как человек, не зрит на сердце, и судит о расположении к себе по одной внешности: и потому, кто более любит Царя, тот и одевается тогда в светлейшия одежды) …Все это они делают с усердием, потому что и сами надеются получить за то великую награду.

Братия! если сыны века сего, ради временной чести, встречают с таким приготовлением день рождения земнаго Царя своего: то как должны мы сретать день рождения вечнаго Царя нашего Иисуса Христа, Который за наше к нему усердие наградит нас не временною, но вечною славою, и сподобит нас чести не земнаго начальства, переходящаго к преемнику, но небеснаго царства, которое не имеет преемника? Каково же будет нам воздаяние, о сем говорит Пророк: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (…).

Он известен также, как преобразователь церковного пения: ввёл размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Сохранились стихотворения знаменитого святителя.

СОЗДАТЕЛЬ НЕБА ЗВЕЗДНОГО

Создатель неба звездного,

Для верных – Свет немеркнущий,

Христе, всех нас избавивший,

Молитву нашу выслушай.

Скорбя о мире гибнущем,

Себя обрекшем тлению,

Ты нашим стал спасением

И исцеленьем немощи.

Восстал средь тьмы погибельной

Ты Солнцем Божьей Истины:

Взошел из лона дивного,

Рожденный Девой Чистою.

Твоей великой силою

Все в мире этом держится;

Земное и небесное

Смиренно славит Господа.

Тебе, Святый, мы молимся,

Сердец Судья всеведущий,

Нас сохрани для вечности

От злобы искусителя.

Христе, наш Царь возлюбленный,

Тебе с Отцом Создателем

И с Духом Утешителем

Да будет слава вечная!

Молитва святителю Амвросию Медиоланскому

О преславный чудотворче, в скорбех скорый помощниче и усердный о мире к Богу молитвенниче, отче святый Амвросие! Вемы, яко велие ко Спасу имаши дерзновение, предстоя горнему престолу Его, и сего ради смиренно припадаем ти: молися Ему, угодниче Божий, да подаст народу Российскому благоденственное и мирное житие, да избавит от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменных, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя язвы и от всякаго зла; нам же всем, верою празднующим святую память твою и усердно ходатайства твоего чающим, да ниспослет вся благопотребная ко временному и вечному житию нашему, паче же оставление грехов, мир помыслов, тишину сердечную, здравие душам и телесем нашим. Ей, святителю Божий, пастырю Христов милостивейший, Покровителю наш готовейший! Услыши нас, еще единаго от тебе просящих: буди теплый молитвенник и предстатель ко Господу о духовных пастырех и отцех наших (имена), иже немощи наша носят и матерски о нас болезнуют, дондеже возобразится в нас Христов, да сохранит Он, всеблагий и вся могущий Владыка, дражайшия дни жития их в нерушимом мире и крепости сил духовных и телесных, да приведет нас, недостойных рабов Своих, их окормлением и молитвами, твоим же ходатайством и заступлением ко пристанищу жизни нескончаемыя, идеже херувими и серафими, святии вси с Богородицею и с тобою, покровителем нашим, непрестанными гласы славят Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святителю отче Амвросие, моли Бога о нас!

Символ Веры

Медиоланская Божественная литургия

Перед началом богослужения священник (диакон) приготавливает на жертвеннике дискос, звездицу и потир, покровцы (без большого воздуха), копие и лжицу на Престоле (если служит без диакона), одну большую просфору, воду и вино.

* Если перед литургией совершается утреня (агрипния), то Великое славословие на утрене не поется, а литургия начинается после 9-й песни канона или стихир на хвалитех.

Священник, облачившись по обычаю, отверзает завесу и Царские врата, (они остаются открытыми до конца службы) выходит и, встав перед амвоном вместе с двумя пономарями со светильниками, знаменует себя крестным знамением и поёт на глас 7-й попеременно с хором:

Священник: Подойду к престолу Божию.

Хор: К Богу, веселящему юность мою.

Священник: Исповедайтеся Господеви, яко благ.

Хор: Яко в век милость Его.

Священник: Исповедаю Богу Отцу Всемогущему и пред вами, братия, яко согрешил аз премного словом и делом, мыслию и нерадением, ведением и неведением и всеми моими чувствы. Сего ради молю вас, братия, молитеся о мне ко Господу и Богу нашему Иисусу Христу.

Все : Да помилует тебя Всемогущий Бог и, отпустив грехи твои, да приведет тебя к жизни вечной.

Священник: Аминь. Да помилует и вас Всемогущий Бог и, отпустив грехи ваши, да приведет вас к жизни вечной.

Священник: Прощение, разрешение и отпущение грехов наших благодатию Святаго Духа да подаст нам всемогущий и милосердый Бог.

Священник: Помощь наша во имени Господа.

Хор: Сотворшаго небо и землю.

Священник: Да будет имя Господне благословенно.

Хор: Отныне и до века. , и Тропарь праздника.

Священник тихо молится перед входом в алтарь:

Молю Тебя, всевышний Боже Саваоф, святый Отче: сподоби мя ныне облечься во одежду непорочности и препоясати чресла моя поясом любви и страха Твоего, и воспламенити изгибы сердца моего любовию к Тебе, да умолю Тебя за грехи мои и испрошу прощение грехов предстоящих, и принесу жертвы мирные за коегождо из нас.

Восходя на амвон, священник тихо продолжает:

И мене, дерзающаго приступити ко святому алтарю Твоему, не попусти погибнути, но очисти, украси и благосклонно приими чрез Христа Господа нашего.

По окончании пения тропаря священник благословляет народ:

Хор: И со духом твоим.

Священник произносит молитву о народе:

Боже, Творче и Управителю мира, даруй нам в день сей (памяти) (наименование праздника или святого дня) непорочно совершити торжество Тела и Крови Сына Твоего, да быти нам, искупленным по милости Твоей, неврежденным под покровом Твоим, и вся благовременная прошения наша, по коегождо своей потребе улучити чрез Господа нашего Иисуса Христа, Иже с Тобою живет и царствует, яко Бог, во единстве Святаго Духа, во веки веков.

Священник благословляет народ:

Хор: И со духом твоим.

Хор поет Великое славословие до слов “во славу Бога Отца. Аминь”.

Священник входит в алтарь Царскими вратами (пономари – боковыми) и становится перед св. Престолом. После пения Славословия, возглашается мирная ектения:

Диакон: В мире Господу помолимся.

Хор: Господи помилуй (на каждое прошение).

Диакон: О мире всего мира, о благостоянии и соединении святых Божиих церквей Господу помолимся.

О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе АЛЕКСИИ, и о Господине нашем Высокопреосвященнейшем Архиепископе . о пастырях церковных, епископах, священниках, диаконах, (зде начальствующих, учащих и учащихся) о всем клире и народе христианском Господу помолимся.

О властях державы нашей Российской, да совершат они правление свое по правде и любви, Господу помолимся.

Помолимся Господу, да дарует нам благорастворение воздуха и изобилие плодов земных.

О примирении враждующих, спасении плененных, возвращении путешествующих, исцелении болящих и о всех страждущих и чающих Христова утешения Господу помолимся.

О еже сохранитися миру среди народов всея земли и о избавитися нам от всякаго зла Господу помолимся.

Помолимся Господу, и да простит нам прегрешения наши и сподобит нас жити свято и войти в жизнь вечную.

Услыши, Господи Иисусе Христе, усердное моление народа Твоего, собравшагося в Церковь Твою Святую в сей день памяти (имя) воспевати хвалы и славословия Тебе.

Не презри нас в нуждах наших: даруй пленным свободу, слепым прозрение, грешным прощение и вся, по коегождо своей потребе, яко пришел еси спасти всех нас.

С небесе святаго Твоего призри на нас и просвети народ Твой, души бо наши истинно веруют в Тебя, Спасителя мира, живущего и царствующего со Отцем и Святым Духом во веки веков.

*Если ектения не произносится, то просто поется трижды Кирие, элейсон (Господи, помилуй).

Священник благословляет народ:

Чтец: И со духом твоим. Пророчества (имя) чтение.

Священник: Пророческое чтение да исполнит нас божественною благодатию во имя Отца + и Сына и Святаго Духа.

Чтец: Аминь. И сразу читает паремию.

Чтец читает с хором прокимен дня по обычаю. Диакон кадит.

Чтец: И со духом твоим. Послание Святаго Апостола (имя) ко (имя) чтение.

Священник: Апостольское чтение да будет нам наставлением ко спасению, во имя Отца + и Сына и Святаго Духа.

Чтец: Аминь и чтение.

Диакон после чтения: Вонмем.

Аллилуиарий по обычаю.

Священник: Господь с вами.

Диакон: И со духом твоим. От (имя) святаго Евангелия чтение.

Священник: Евангельскими словами да истребятся наши согрешения, во имя Отца + и Сына и Святаго Духа.

Диакон: Аминь и чтение.

Священник после Евангелия благословляет народ:

Хор: И со духом твоим.

Священник ставит Евангелие на Горнее место и произносит проповедь.

* Здесь возглашается сугубая ектения или поется Господи, помилуй (трижды).

Диакон: Воспоем вси усердно, от всея души и от всего помышления нашего: Господи, помилуй.

Хор: Господи, помилуй (трижды) .

Господи Боже Вседержителю, Пренебесне Боже наш и отец наших, скоро услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй (трижды) .

Еще молимся о здравии и спасении Отца и Иерарха нашего . Архиепископа богоспасаемаго града сего . и о еже умножитися ему лета жития его, да в мире и любви право правит слово Христовой истины.

Хор: Господи, помилуй (трижды) .

Еще просим, Господи: даруй властям державы нашей Российской мудрость и благочестие, да совершат дело правления своего по правде и любви, на пользу и спасение воинства и страждущего народа нашего. Молимся все усердно: Господи, помилуй.

Хор: Господи, помилуй (трижды) .

Хор: Господи, помилуй (трижды) .

Рцем и о зде начальствующих, учащих и учащихся, о вразумлении их и о еже просветити разум их к послушанию и учению церковному, а сердце ко благочестию и мудрости – усердно молимся, услыши и помилуй.

Хор: Господи, помилуй (трижды) .

Еще молимся, и о еже избавитися им и нам от всякия скорби, гнева, беды, глада и нужды, пленения и нашествия врагов, горькия и внезапныя смерти.

Хор: Господи, помилуй (трижды) .

Священник: Исполни, Господи, прошения наша, и аще чего по неразумию просим, прости нас и помилуй, вся же нужная ко спасению во благовремении подай: старых поддержи, юныя настави, страждущих утеши, трудящихся и подвизающихся укрепи, учащихся просвети, воином споборствуй, путешествующим спутешествуй, заблуждающихся вразуми и всех предстоящих людей, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости, помилуй и спаси.

Яко Ты Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Священник: Мир всем.

Хор: Мир Твой, Господи.

Священник: Господь с вами.

Хор: И со духом твоим.

Хор поет Херувимскую песнь:

Се, отверзеся храм ковчега Завета, / и нисходит с неба Новый Иерусалим,/ в нем же пребывает жилище Бога и Агнца, / и слуги Его приносят Ему дары, глаголюще //: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, / иже бе и сый, и грядет.

Восседает посреде его / на престоле величества своего Агнец, / и глас возглашает пред Ним, глаголя: / победил лев от колена Иудина, корень Давидов; / и животна четыре непрестанно взывают /к Сидящему на престоле//: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, / иже бе и сый, и грядет.

Священник раскрывает антиминс и читает над ним молитву:

Боже, Боже, сообщивый благодать Твоего достоинства естеству человеческому, сподоби нас причастниками быти божества Сына Твоего, ставшего причастником нашей тленности.

Сына, с Тобою живущего и царствующего, яко Бог, во единстве Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

После молитвы священник и диакон подходят к жертвеннику. Священник принимает большую просфору и знаменует ею дискос крестообразно трижды, тихо говоря:

Приими, милостивый Отче, сей святый хлеб, да соделается он телом Единороднаго Cына Твоего, во имя Отца + и Сына + и Святаго Духа +. Аминь.

Потом вливает вино и воду в чашу трижды крестообразно, говоря:

Из ребра Христова истекла кровь и вода, во имя Отца + и Сына + и Святаго Духа +. Аминь.

Прими, милостивый Отче, сию чашу, да соделается вино, смешанное с водой, Кровию Единородного Сына Твоего, во имя Отца + и Сына + и Святаго Духа +. Аминь.

Потом, преклонившись, священник произносит:

И приими, Всесвятая Троице, приношение сие наше об устроении и сохранении во единстве православной веры христианской, и о спасении и благостоянии рабов Твоих, зде предстоящих и молящихся, (здесь священник читает имена по диптихам (запискам) о здравии) и всех, заповедавших нам, недостойным, молитися Тебе за них и ихже приношение мы прияхом.

И всех верных христиан живых и усопших помяни, Господи, да сподобятся по милосердию Твоему получити прощение всех грехов своих и награды вечного блаженства, верно пребывая в хвале Твоей, к славе и чести имени Твоего, Боже милостивейший, Творче всего сущего, чрез Христа, Господа нашего.

Священник кадит покровцы и покрывает ими сосуды. Затем принимает кадило и, трижды покадив предложение, отдает кадило диакону, который кадит алтарь, иконостас и молящихся, возвращается в алтарь, кадит жертвенник и отдает кадило пономарю.

Священник подает диакону дискос, берет чашу и, в предшествии пономарей со светильниками и кадилом, выходит северными дверями. (Хор прерывает пение Херувимской.) В Царских вратах священник благословляет молящихся сосудами, говоря:

Всех вас, благочестивых и православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор поёт Аминь и продолжает пение Херувимской. Священник входит в алтарь, ставит сосуды на Престол, снимает с дискоса покров (на чаше покровец остается), кадит предложение, отдает кадило и, простирая руки над дарами, произносит молитву:

Благословение Бога Всемогущего + Отца и + Сына и + Святаго Духа обильно да снидет с небесе на сие приношение наше, и да будет сие приношение благоприятно Тебе, Святый Господи, Всемогущий Отче, вечный Боже, милосердый Создателю всего сущего.

После пения Херувимской песни священник благословляет народ:

Хор: И со духом твоим.

Все поют (читают) Символ веры.

После пения Символа веры священник благословляет народ:

Хор: И со духом твоим.

Священник громко читает молитву над приношением:

Молим, Господи, да будет благоприятно Тебе приношение сие в день сей святый памяти (имя святого или праздника), да по благости Твоей чрез причащение святых даров сих сподобимся быти во образе Христовом, в Нем же, веруем мы, и наше естество пребывает, иже с Тобою живет и царствует, яко Бог, во единстве Святаго Духа, во вся веки веков.

Священник: Господь с вами.

Хор: И со духом твоим.

Священник: Вознесем сердца.

Хор: Возносим ко Господу.

Священник: Возблагодарим Господа.

Хор: Достойно и праведно.

Священник: Воистину достойно и праведно, преподобно и спасительно всегда и везде благодарити Тя, святый Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, чрез Господа нашего Иисуса Христа, воплотившагося спасения нашего ради, Его же восхваляют бесчисленные сонмы и воинства Ангелов, с ними же и мы воспеваем неизреченную славу Твою, (благословляет звездицей крестообразно дискос) непрестанно взывая:

Хор: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних. Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Священник: И ныне усердно молим Тебя, милостивый Отче, и просим чрез Иисуса Христа, Сына Твоего, Господа нашего, приими и благослови сии дары, сии приношения, сию святую непорочную жертву, приносимую Тебе за святую Твою соборную Церковь. Умири, огради, соедини и управи ю во всем мире – вкупе со служителями Твоими, Патриархом нашим АЛЕКСИЕМ и Архиепископом нашим . и со всеми православными и исповедниками соборной и Апостольской веры.

Помяни, Господи, рабов Твоих: [всечестнаго отца нашего протоиерея . с братией и прихожанами святаго храма сего, зде начальствующих, учащих и учащихся, и ] всех зде предстоящих и молящихся, ихже вера известна и благочестие Тебе ведомо, за нихже приносим Тебе жертву хваления, за себя и всех ближних наших, за избавление душ наших, за надежду спасения и благоденствия нашего.

Хор: Помяни, Господи Боже наш.

В общении со святыми, прежде ублажим Преславную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, Матерь Господа и Бога нашего Иисуса Христа, и святых апостолов и мучеников твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддея, (здесь поминается святой дня) Амвросия Медиоланского и всех святых Твоих, их же молитвами да ограждены будем во всем помощью Твоего покрова, чрез Христа Господа нашего.

Молим Тя, Боже наш, да будет приношение сие преблагословенно, достойно и благоприятно, и да будет оно нам Телом и Кровию возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа.

Хор поёт большое: Аминь.

Омывает руки у края престола, тихо говоря: Умыю в невинности руце мои и подойду к престолу Твоему, Господи, да услышу глас хваления Твоего и возвещу вся чудеса Твоя.

Господь наш Иисус Христос пред днем оным, егда нашего ради и всех спасения пострадал, взяв хлеб во святыя и непорочныя руце Свои, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу Своему Всемогущему, благодарив, благословил, преломил, даде святым своим учеником и апостолам, рек: “ПРИИМИТЕ И ЯДИТЕ ОТ НЕГО ВСИ, СИЕ БО ЕСТЬ ТЕЛО МОЕ, ЕЖЕ ЗА ВАС И ЗА МНОГИХ ЛОМИМОЕ”.

Священник: Подобно и чашу после вечери взяв, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, благодарив, благословил и подал апостолам и ученикам Своим, рек: “ПРИИМИТЕ И ПИЙТЕ ИЗ НЕЯ ВСИ, СИЯ БО ЕСТЬ КРОВЬ МОЯ”,

Священник: заповедал так и сказал им:

“ВСЯКИЙ РАЗ, ЕГДА БУДЕТЕ ТВОРИТИ СИЕ, ТВОРИТЕ В МОЕ ВОСПОМИНАНИЕ, ВОЗВЕЩАЯ СМЕРТЬ МОЮ, ИСПОВЕДАЯ МОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ, ОЖИДАЯ ПРИШЕСТВИЯ МОЕГО, ЕГДА АЗ ПАКИ С НЕБЕСЕ ПРИИДУ К ВАМ”.

Хор: Аминь, и поёт на 6-й глас: Помилуй нас, Господи Боже, Отче Вседержителю.

Священник: И ныне, вспоминая преславное страдание Его и воскресение от преисподних, и вознесение на небо, приносим Тебе жертву сию непорочную, жертву разумную, жертву бескровную, сей святый Хлеб и сию Чашу Жизни вечной.

И просим, и молим, приими приношение сие на горний Твой престол руками Ангелов Твоих, яко Ты благоволил еси прияти дары праведного раба Твоего Авеля и жертву патриарха нашего Авраама и первосвященника Твоего Мелхиседека.

[Малая эпиклеза из литургии св. ап. Иакова: Помилуй нас, Боже Вседержителю, и ниспосли на нас и на предлежащия дары сия Духа Твоего Всесвятаго, Господа Живоворящего (воздевает руки) , да посетит святым и благим, и славным Своим наитием, освятит и сотворит убо хлеб сей Тело святое Христово (благословляет хлеб),

Иерей: И чашу сию Кровь честную Христову (благословляет чашу),

Иерей: Да будет всем, иже от них причащающимся, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Иерей: Во освящение душ и телес.

Иерей: В плодоношение дел благих.

Иерей: Во утверждение святой Твоей соборной и апостольской Церкви, юже основал еси на камене веры, да врата адова не одолеют ея, избавляя ю от всякия ереси и от соблазна делающих беззаконие, сохраняя ю даже до скончания веков (благословляет чашу и дискос).

Еще помяни Господи, усопших рабов Твоих (чтение имен усопших по диптихам), со знамением веры предваривших нас и покоящихся сном мира. Молим Тебя, Господи, даруй им и всем, упокоившимся во Христе, место прохлады, света и мира чрез Христа, Господа нашего.

И нам, смиренным и грешным рабом Твоим, уповающим на множество милости Твоея, благоволи даровати часть и общение со святыми Твоими апостолами и мучениками, не яко воздаяние за дела наша, но яко милость Твою чрез Христа, Господа нашего.

Снимает с Чаши покров и крестообразно вливает теплоту в чашу:

Чрез Него же Ты, Господи, всегда твориши вся благая сия, + освящаешь, + животворишь, + благословляешь и обильно подаешь нам, рабом Твоим, к укреплению веры и прощению всех грехов наших.

+ Чрез Него и + с Ним и + в Нем Тебе, всемогущему Богу Отцу, в единстве Святого Духа, всякая честь, сила и слава, держава, + бессмертие + и власть + в бесконечные веки веков.

Священник раздробляет при помощи копия Агнец на две части, и одну из них еще на две части, говоря:

Тело Твое раздробляется, Христе, и Чаша благословляется. Кровь Твоя да будет нам всегда к жизни и ко спасению души, Боже наш.

Опуская малую частицу в Чашу, говорит:

Соединение освященного Тела + и Крови + Господа нашего Иисуса Христа да будет нам, вкушающим, жизнью и радостью вечной.

Спасительными заповедями наученные и божественным наставлением руководимые, со дерзновением глаголем:

Все поют (читают) Молитву Господню.

Священник: Яко Твое есть Царство и сила, и слава Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Избави нас, молим Тебя, Господи, от всех зол прошедших, настоящих и будущих, и предстательством Преславной Приснодевы и Богородицы Марии со святыми апостолами Твоими Петром и Павлом, Андреем и Иаковом и Амвросием, исповедником Твоим и архиереем, и всеми святыми твоими: умири, Милостиве, дни наши, да укрепляемые помощию милосердия Твоего от греха освободимся, хранимыя от всякого смятения, чрез Господа нашего Иисуса Христа, с Тобою живущего и царствующего, яко Бог, во единстве Святаго Духа, во вся веки веков.

Мир и причастие Господа нашего Иисуса Христа да будет всегда с вами.

Хор: И со духом твоим.

Возлюбим друг друга.

Хор: Благодарение Богу.

Священник тихо молится:

Мир на небеси, мир на земли, мир во всяком народе, мир пресвитером церковным, мир Христа и Церкви да будет всегда с нами.

(Громко) Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник громко читает молитвы пред причащением: Господи Иисусе Христе, рекший апостолом Твоим: “Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам”, не призри на грехи моя, но на веру Церкви Твоей, и по воле Твоей благоволи примирити ю и соединити во Христе, живущий и царствующий во веки веков.

Священник: Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, по воле Отчей, при содействии Духа Святаго оживотворивый мир смертию Твоею, избави мя чрез сие святейшее Тело и Кровь Твою от всех неправд моих и всех зол, и сотвори, да поучуся присно заповедем Твоим, и не попусти мне никогдаже отступити от Тебе, с Богом Отцом и Духом Святым живущего и царствующего, яко Бог, во веки веков.

Священник: Причащение Тела и Крове Твоея, Господи Иисусе Христе, еже аз, недостойный прияти желаю, да не будет мне в суд или во осуждение, но да будет в ограждение и исцеление души и тела по благости Твоей.

Хор поет Аминь и причастен дня (праздника) по обычаю.

* Здесь можно закрыть Царские врата и завесу.

Священник раздробляет копием вторую малую часть св. Хлеба на количество причащающихся священнослужителей. Творит обычные поклоны и, приняв в ладони Тело Христово, произносит:

Святый Господи, всемогущий Отче, вечный Боже, даруй мне прияти Тело сие Иисуса Христа, Сына Твоего и Господа моего, и да не будет оно мне во осуждение, но во оставление всех грехов моих.

Перед причащением Крови Христовой произносит:

Даруй, молю Тебя, Боже, да причащение Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа, благоволившего пролити ю за ны, очистит нас от всякия нечистоты греха и приведет нас к жизни вечной. Аминь.

После причащения благодарит:

Благодарение Богу, благодарение Богу! Да будут нам принятые дары Христовы по благодати Божией не во осуждение, но во спасение души, Боже наш. Утверди свершившееся в нас, Боже, и даруй Церкви Твоей спокойствие и мир.

Да вознесется, Господи, молитва наша пред престолом величества Твоего, и да не возвратится тщетным к нам моление наше. Господи, услыши молитву нашу и глас наш к Тебе да приидет чрез Христа, Господа нашего.

Священник раздробляет копием большую часть св. Хлеба на необходимое количество частей и выходит на амвон для причащения людей, говоря:

Со страхом Божиим, верою и любовию приступите.

* Если врата и завеса закрывались, то здесь они отверзаются.

* Если священник служит с диаконом или сослужащим священником, то Предстоятель выходит с дискосом, а второй иерей (диакон) выходит с Чашей и причащает из нее мирян.

Хор: Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам.

Священник перед причастием читает молитву “Святый Господи”.

Причащая мирян Телом Христовым, священник рукой влагает во уста частицу св. Хлеба и произносит:

Второй священник дает пить один раз из св. Чаши, говоря:

Миряне отвечают: Аминь.

Во время причащения хор поет причастен: Радуйся и веселися, Селение Ангелов. Радуйся, Дева Господня, радость пророков. Радуйся, благословенная, Господь с тобою. Радуйся, получившая чрез Ангела радость всему миру. Радуйся, родившая Творца и Господа. Радуйся, достойная быти Материю Христовою. Аллилуия.

После причастия мирян священник возглашает: Аллилуия, заходит в алтарь, ссыпает оставшиеся частицы в св. Чашу и благословляет народ:

Хор: И со духом твоим.

Молитва после причащения:

Благодарим Тя, Христе Боже наш, и устами, и всем сердцем нашим, яко и в настоящий день светлого сего торжества паки сподобил еси нас причащения Святых и Божественных, и спасительных Твоих Таинств и соединил еси нас, грешных, Телом и Кровию Твоею в Церковь святую Твою.

Соблюди нас, Отче и Владыко, во Твоей святыне до конца дней наших и да будет нам причащение сие во обновление и исцеление души и тела, в просвещение сердца и разума нашего, во отгнание всякаго врага и супостата.

И да сподобимся по исходе от земной жизни нашей вечнаго причащения Тебе, Христа и Бога нашего, в невечернем дне Царствия Твоего, идеже Ты присно живеши и царствуеши во единстве со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.

Хор: Аминь, и поёт 33-й псалом, во время которого священник относит св. Чашу на жертвенник и потребляет Дары. Затем возвращается к Престолу и благословляет народ, говоря:

Хор: И со духом твоим. Господи, помилуй (трижды).

Священник перед престолом, осеняя себя крестным знамением, возглашает:

Да благословит и услышит нас Бог.

Священник: С миром изыдем.

Хор: Во имя Христово.

Священник: Благословим Господа.

Хор: Благодарение Богу.

Священник, выйдя за амвон:

Да будет благоугодно Тебе, Святая Троица, смирение рабов Твоих, и сотвори жертву сию, принесенную нами недостойными пред очами Твоими, Тебе благоприятной, а нам же и всем православным христианам спасительной по милости Твоей, чрез Христа Господа нашего.

Потом священник, поднявшись на амвон, благословляет народ прямо, налево и направо, возглашая:

Да благословит вас Всемогущий и Человеколюбивый Бог, + Отец и + Сын и + Дух Святый.

Священник: Господь с вами.

Хор: И со духом твоим.

Священник читает первое зачало Евангелия от Иоанна.

Хор после чтения: Благодарение Богу.

Священник произносит напутственное слово и преподает молящимся Крест, а чтец читает благодарственные молитвы. Затем священник опять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.

© 2006, игумен Силуан (Туманов)

Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.

Оценка 4.7 проголосовавших: 17
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here