Самое подробное описание: молитва и благовестие - для наших читателей и подписчиков.
Молитва и благовестие
Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии
Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы. Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.
Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. “Радуйтесь! Я с вами во все дни”, – сказала Она, явившись святым апостолам.
Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына.
Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.
Благовестие
Разъясняют пастыри
Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.
Какова духовная жизнь, такова и молитва
– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.
Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова) . И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.
Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.
Священник Валерий Духанин
Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.
Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.
Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед
Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.
Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.
Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.
Главное – всецелое устремление к Богу со смирением
Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»
– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.
О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник , когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.
Священник Димитрий Шишкин
Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.
И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.
Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.
Молитва должна вызывать покаянные чувства
Священник Святослав Шевченко
– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.
Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь , Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.
Молиться как мытарь, а не как фарисей
Священник Игорь Сильченков
– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».
Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».
Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.
Помнить о том, зачем мы молимся
Священник Павел Коньков
– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.
Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.
Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!
Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.
Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.
И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.
© 2011-2012 Православная община Свято-Николаевского храма Донецкой Епархии УПЦ МП, ПрАО «Донецксталь-МЗ»
«Благовестие». г. Донецк, ул. Челюскинцев, 174. Телефон: (062) 335-73-64
Молитва и благовестие
Новые книги на сайте
нажмите на картинку
Мир вам дорогие читатели!
Мы рады, что вы хотите прочесть или иметь статью "Важность молитвы". Мы хотим в нашем разделе поместить эту статью полностью. Это очень важно для глубокой проработки этой темы, хотя возможно, статья немного сжата по сравнению с проповедями, которые помещены на сайте на третьей странице, начиная с проповеди "Важность молитвы", последовательно четыре проповеди: "Важность молитвы"; "Толкование Откр.5,8"; "Умаление"; "Курительный состав".
В самом начале этой статьи я должен предупредить читателей, что под этим общим названием «важность молитвы» содержатся следующие подтемы, на которые есть и наговоренные проповеди:
1. что такое молитва,
2. умаление, повержение, смирение пред величием Бога,
6. толкование Откровения 5,8,
7. курительный состав,
Еф.1,13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
Рим.8,26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
Возьмём это место Писания за наш главный текст.
Отсюда логично следует, что человек не рождённый свыше и не имеющий Святого Духа, не может должным образом молиться. Неверующие и религиозные люди, которые не являются детьми Божиими и Святого Духа не имеют, пытаются в этом вопросе выйти из положения с помощью молитвенников. Ясно, что они не знают, как нужно молиться. Этот пробел они пытаются возместить готовыми молитвами, которые выучивают наизусть и повторяют изо дня в день, как шарманку.
На основании духовного пробуждения в бывшем СССР люди ищут пути установления связи с Господом Иисусом, но религиозные традиции ведут их в ложном направлении. Молитвенники являются одним из элементов традиции, которые, согласно 1Пет.1,18, преданы нам от отцов и не могут нас спасти. Создавали эти молитвенники либо религиозные люди, не имевшие Святого Духа, либо дети Божии, но духовно бедные!
В Пс.64,5 читаем: «блажен, кого Ты избрал и приблизил». Это большое преимущество, ценная привилегия вообще иметь право молиться и взывать ко Всемогущему Богу, а также получать от Него ответы! Только через Жертву Христа, через страдания и смерть Сына Божиего святейший Бог стал сердечным и доступным. Его святости и праведности, Его величеству и власти трона необходимо было в отношении наших грехов в полнейшей мере удовлетворить желания. Необходимо было принести жертву чистую, без порока, невинную, безгрешную и послушную воле Бога. И только эта чистая, святая Жертва могла открыть шлюз (затвор) любви и милости Господней для людей. По этому случаю Святое Писание сообщает нам в:
Евр.10,19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
Евр.4,16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи.
Нам нужно глубоко понять и постичь, что мы, как люди, на основе нашей вины и греха заслужили, собственно, только проклиятие, но никак не симпатии и склонности Бога или даже ответа на наши молитвы. И всё таки, основываясь на примирении через Кровь Иисуса, Бог приглашает к тесному и богатому общению с Ним:
1Ин.1,3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.
1Кор.1,9 Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Свою личность, Свои имена, Своё существо и Свой характер, Свою волю и план Бог открыл в Своём Слове. Об этом читаем в:
Ин.1,1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
[Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие".
Это является величайшей привилегией на земле. О самом Иисусе в дни Его присутствия в плоти на земле, как Сына Человеческого говорится в:
Лк.5,15-16 Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. 16 Но Он уходил в пустынные места и молился. И далее читаем в:
Лк.6,12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.
Отсюда, на примере Иисуса, видно, как важна и неотложна молитва к Господу Иисусу, а через Него – и к Небесному Отцу.
Рассмотрением темы: «Молитва к Святому и живому Богу» должны быть укреплены вера и доверие к Святому Писанию. Далее эта тема должна способствовать и тому, чтобы больше искать лицо Господа Иисуса. В Пс.64,3 написано: «Ты слышишь молитву! к Тебе прибегает всякая плоть». А в Иер.33,3 читаем: «Воззови ко Мне – и Я отвечу тебе». Из этих слов Господа Иисуса мы видим, что это относится к характеру Небесного Отца слышать молитвы и отвечать на них. Если мы исследуем Ветхий и Новый Заветы, то установим, что Бог в большинстве отвечал на молитвы. Приведём несколько случаев в доказательство того, что Бог охотно желает отвечать на молитвы:
Втор.9,18-19 И повергшись пред Господом, молился я, как прежде, сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, за все грехи ваши, которыми вы согрешили, сделав зло в очах Господа и раздражив Его; 19 ибо я страшился гнева и ярости, которыми Господь прогневался на вас [и хотел] погубить вас. И послушал меня Господь и на сей раз.
Важны ещё следующие места Писания:
Неем.9,9 Ты увидел бедствие отцов наших в Египте и услышал вопль их у Чермного моря,
Пс.17,7 В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.
Пс.27,7 Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
Пс.33,5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
Пс.39,2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
Мал.3,6 Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились.
Мтф.7,7-8 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
Ин.16,24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и получите, чтобы радость ваша была совершенна.
Ин.15,7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
Это значит, что наши мысли, наше сердце и всё наше нутро должны быть пронизаны Словом Божиим, чтобы молиться в соответствии с волей Господа Иисуса. Мы, как люди, преисполнены тьмой и мраком, и не знаем, как нужно правильно молиться, как угодно Богу. Так говорит Слово Божие в Рим.8,26, как мы выше упоминали. А в Иове 37,19 читаем следующее:
Иов.37,19 Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить.
1. в воле Господа Иисуса,
2. в плане Господа Иисуса,
3. в славе (в прославлении) Господа Иисуса.
Ис.5,21 Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!
Ответ на наш вопрос находим в Прт.3,5-6: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его». В Рим.12,2 также читаем: «чтобы вам познать, что (есть) воля Божия, благая, угодная, и совершенная». Об этом же Святой Дух говорит и в Еф.5,17: «Итак не будьте нерассудительными, но познавайте, что есть воля Божия».
Именно жизнь Иисуса на земле в плоти доказывает Его полнейшую зависимость от Бога, Его покорность Небесному Отцу во всём: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Ин.5,30). Этому и нам нужно научиться! Мы нуждаемся в Его мудрости, Его способности, Его руководстве, Его милости, чтобы совершать дела, которые в вечности не сгорят (1Кор.3,11.15; 2Кор.5,10). Безусловно, с одной стороны, мы в повседневности можем изливать перед Господом наши сердца во всех положениях и ситуациях, в нуждах, боязнях, притеснениях, преследованиях, болезнях, скорбях, бедствиях, затруднениях. Но ведь Небесный Отец милосерд и обязательно хочет, чтобы мы Ему всё доверяли. Он милостив, милосерд, терпелив и имеет для всего понятие и власть принять меры, помочь и для всего имеет вермя.
Но с другой стороны, Господь хочет также через молитву и Слово воспитать нас в Своих соработников (1Кор.3,9), чтобы исполнялась Его воля. Он проявляет к нам милость, чтобы мы могли участвовать в осуществлении Его мыслей и намерений. Это осуществляется в основном в молитвах и во взываниях за определённые пожелания, базирующиеся на Слове Божием. Например, в распространении Евангелия для спасения погибших грешников; для строительства Церкви Иисуса, в молитве за миссонирование в своей и других странах; в молитве за рост детей Божиих в вере, в Слове, в милости, в нашем изменении в существо Иисуса; в дальнейшем раскрытии и откровении писанного Слова, учения и глубины Святого Писания для назидани и укрепления верующих, а также активная борьба в молитве против сатаны и его демонов на основе победы Иисуса Христа на Голгофе для освобождения узников из мрака. И не забывать важнейшую область молитвы: благодарение, хвалу и прославление Бога, возвышение и прославление Его личности. Во всём этом мы видим, что нам нужно неотложно иметь постоянное и глубокое общение со Словом, чтобы мы могли иметь больше ответов на наши молитвы и в них жить для славы Господа Иисуса.