Самое подробное описание: молитва хвалебная иисусу - для наших читателей и подписчиков.
Молитва хвалебная иисусу
МОЛИТВЫ: ХВАЛЕБНАЯ, ПРОСИТЕЛЬНАЯ, ПОКАЯННАЯ И БЛАГОДАРСТВЕННАЯ
По своему содержанию христианские молитвы очень разнообразны.
На первом месте святыми отцами ставится молитва хвалебная. “Молясь, – поучает святитель Василий Великий, – не вдруг приступай к прошению. Начни славословием все Сотворившего” [42].
Хвалебной молитвой называется та, в которой мы прославляем Господа за все Его Божественные совершенства[43]. “Молитвою хвалы, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – мы созерцаем совершенства Бога, исповедуем Его премудрость, благость, провидение, помощь. “[44]
Дело восхваления Бога со стороны христианина не только вполне понятное, но настолько естественное, что иное отношение христианина к Богу было бы равносильно отрешению его от прямых требований своей природы. Сам Господь многократно воссылал хвалу и славословие Небесному Отцу Своему (Ин. 6, 11; Лк. 10, 21; Мф. 26, 27, 10), всю земную жизнь Свою обращал к славе Его (Ин. 5, 41-44; 7, 13; 8, 50; 17, 4).
Подобным образом учили и святые апостолы. Так, святой апостол Павел призывает “единодушно едиными усты славить Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа” (Рим. 15, 6, ср.: 1 Кор. 10, 31, 1 Пет. 4, 11).
Святые отцы учат, что мы “для того и созданы разумными и столь возвышены над бессловесными, чтобы возносили к Создателю всяческих непрестанные хвалы и славословия”[45].
Познавая величие Божие в окружающей нас природе, в человеческом роде, созерцая Его благость в истории домостроительства спасения людей, мы не можем не восторгаться Его бесконечными совершенствами и не приносить от чистого сердца “честь и славу Его величию, премудрости и благости”[46]. Прославление Творца и Владыки – долг всякого христианина.
А чтобы знать как нужно хвалить Бога, какие должно возносить Ему хвалебные песни, Священное Писание и святые отцы дают нам в руководство и самые образцы их.
Так, в Ветхом Завете 103-й псалом является образцом восхваления Бога как премудрого Творца и всемогущего Промыслителя. Святой пророк Давид прославляет Господа, “возвеличившегося зело” чрез Свои величественные творения и Промысл над ними. “Благослови, душе моя, Господа”, – обращается пророк Давид сам к себе, – одевающегося “светом, яко ризою”, простирающего “небо яко кожу” (ст. 1-2).
Ты, Боже, – говорит он, – все сотворил: духовный мир (ст. 4) и вещественный (ст. 5, 19) с непостижимой премудростью (ст. 24) и все содержишь Своим Промыслом, всему даешь жизнь и необходимое для нее (ст. 27-28). Никакая тварь не может существовать без Твоего надзора и Промысла (ст. 29). “Благослови, душе моя, Господа” (ст. 35), – заканчивает свою хвалу пророк Давид теми же словами, которыми ее и начал. “Постараемся и мы так благословлять Бога”, – призывает святой Исихий в заключительных словах толкования этого псалма[47].
В Новом Завете образцом хвалебной молитвы является песнь семи Ангелов, в которой они прославляют Господа, великого в Своих делах и Единого святого (Откр. 15, 3-4).
Из святых отцов образец для хвалебной молитвы приводит святитель Василий Великий. Вот он: “Благословляю Тебя, Господи, долготерпеливого и незлобивого, ежедневно являющего Свое долготерпение мне грешнику, и всем нам дающего свободу покаяться. Ибо для того, Господи, молчишь и терпишь нас, чтобы мы славословили Тебя, домостроительствующего спасение рода нашего, посещавшего нас то страхом, то увещаниями, то чрез пророков, а напоследок пришествием Христа. Ибо Ты сотворил нас, а не мы. Ты Бог наш (Пс. 99, 33)”[48].
И в богослужении нашей святой Православной Церкви есть много образцов хвалебных молитв. Вот некоторые из них: “Сый Владыко, Господи Боже Отче Вседержителю поклоняемый. “[49], “С сими блаженными силами. ” [50]. Хвалебные молитвы в честь Божией Матери: “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь. “, “Достойно есть. ” и другие.
К числу хвалебных молитв нужно отнести и наши акафисты [51], представляющие собой песнопения духовной радости и отрадного торжества. Да и каждое наше богослужение начинается и заканчивается хвалением – прославлением Господа, троичного в Лицах.
Восхваляя Бога, христианин возносит к Нему и просительную молитву. Это такая молитва, в которой мы выражаем пред Богом наши нужды – как телесные, так, главным образом, и духовные [52].
Наша обязанность ее возносить вполне понятна. Человек имеет слабые силы, недостаточные ни для того, чтобы при помощи только их он мог спастись, ни для того, чтобы при их только содействии мог благополучно вести даже внешнюю, материальную, свою жизнь. Только Господь может укрепить наши немощи и даровать нам необходимое и для духовной жизни, и для внешней.
В Ветхом Завете к возношению просительной молитвы призывает Сам Бог Отец (Пс. 49, 15), а в Новом – Бог Сын – Господь наш Иисус Христос (Мф. 7, 7; Ин. 16, 23-27).
”Кто никогда не приносит Богу прошений, тот мало верует в Его благодать и силу, или совсем не верует”, – говорит святитель Филарет (Дроздов) [53].
Правда, Господь знает наши нужды прежде нашего прошения (Мф. 6, 8) и по Своей беспредельной благости готов удовлетворить их, но по требованию вечного правосудия Он не делает и не сделает этого без желания на то самого человека, а тем более Он не сделает этого против желания его. “Хотя Бог сотворил нас без нас, но спасти нас без нас не может”, – говорит епископ Петр [54]. Господь не нарушает свободы самого человека. Если бы Свои благодатные дары Он сообщал человеку без его желания, то они остались бы чуждыми душе человека и не принесли бы ему никакой нравственной пользы. А свое желание получить от Бога помощь в деле устроения своего спасения, или даже желание получить необходимое и для этой земной жизни, человек и выражает в молитве. Молитва, по четкому определению святителя Филарета Московского, есть “простертая рука для принятия благодати Божией, отверзтые уста для вкушения пищи небесной” [55]. Как нищий, чтобы принять оказываемую ему помощь, должен протянуть руку, и дитя, чтобы утолить свой голод, открыть уста, так и человек, чтобы воспринять благодатную помощь свыше, должен устремляться к Богу всеми силами и способностями своего духа.
Примером просительной молитвы в Ветхом Завете может служить молитва иудейского царя Иосафата. Вначале он говорит о всемогуществе Бога, в руках Которого сила и крепость, Который спасал народ Свой, уповающий на Него (2 Цар. 20, 5-9). И ныне, говорит далее иудейский царь: избавь нас, Боже, от руки врагов наших (ст. 10-12). В заключение Иосафат выражает свою всецелую преданность Богу и надежду на Его небесную помощь (ст. 12) [56].
В Новом Завете образцами просительной молитвы являются Первосвященническая (Ин. 17) и Гефсиманская (Мф. 26, 39; Мк. 14, 35-36, 39; Лк. 22, 41-44) молитвы Господа нашего Иисуса Христа; молитва первенствующей христианской Церкви (Деян. 6, 24-30) и молитвы святого апостола Павла (Еф. 3, 14-19; 1 Фес. 3, 11-13).
Из богослужения нашей святой Церкви – “Спаси, Боже, люди Твоя. “, “Благословляй благословящия Тя, Господи. “, все ектении и прочии.
Испрашивая у Господа тех или иных благ, человек не может и не сокрушаться о своих грехах, которые составляют главнейшее препятствие к получению Божией милости. Отсюда получает свое начало покаянная молитва. Это такая молитва, в которой человек, будучи глубоко проникнут сознанием тяжести своих грехов, пламенно и усердно [57], со слезами и плачем просит Господа отпустить ему их, не наказывать его за них [58], освятить его труд над исправлением сердца.
Покаянная молитва с формальной стороны имеет сходство с просительной молитвой: и в первой, и во второй христианин испрашивает у Господа милостей. Но в своем существе она отличается от просительной: в покаянной молитве предметом служат не потребности жизни, как бывает это в просительной, а только просьба о прощении грехов. Часто покаянная молитва следует непосредственно за проступком.
Молитва эта так же необходима, как и рассмотренные выше виды молитв. “Много бо согрешаем вси”, – говорит святой апостол Иаков (3, 2). Но назначение человека состоит не в том, чтобы погрязать в грехах, а в достижении святости (Лев. 11, 44-45; 19, 2; 1 Пет. 1, 16), совершенства (Мф. 5, 48; Иак. 1, 4; Кол. 4, 12). Поэтому он должен всегда молитвенно каяться пред Богом и просить Его великих щедрот.
Слово Божие неоднократно призывает человека к покаянию (Езд. 10, 11; Деян. 17, 30). Этим призывом началась и Евангельская проповедь (Мф. 4, 17).
Святые отцы горячо убеждают христианина постоянно молиться Богу о прощении своих грехов. “Увещеваю, прошу и умоляю чаще исповедоваться пред Богом, – говорит преподобный Ефрем Сирин. – Не на позорище пред подобными тебе рабами вывожу тебя, не человекам принуждаю тебя открывать согрешения. Раскрой совесть свою пред Богом, Ему покажи язвы, у Него проси врачевств, покажи себя не укоряющему, но врачующему” [59]. Святитель Филарет (Дроздов) считает, что кто не приносит молении о прощении грехов, тот не может принадлежать и к Царствию Божию [60].
В Священном Писании мы находим много образцов и покаянной молитвы. Из них, прежде всего, нужно указать на молитву иудейского царя Манассии во время пребывания его в вавилонском плену.
Вначале молитвы иудейский царь говорит о Боге как премудром Творце и грозном Судье за наши грехи (в конце 2 Пар., а-в). Но, – продолжает Манассия, – Ты, Господи, и многомилостив к кающимся, Ты обещал им отпущение грехов по великой Своей благости; поэтому и я, несмотря на многочисленные мои беззакония, с надеждой на Твои щедроты преклоняю колена сердца моего и прошу Тебя, Господи, не дай мне погибнуть с моими мерзкими делами, покажи на мне Свою милость (г-к). Заканчивает молитву Манассия обещанием впредь не прогневлять Бога своими неправдами, но прославлять Его своею праведной жизнью (к-л).
Образцами покаянной молитвы могут служить и псалмы пророка Давида: 24, 31, 37, 38, 129 и особенно 50, в котором израильский царь горячо сознает глубину своего падения, обращается к Богу с искренней мольбой о прощении грехов и выражает твердую надежду, что Милосердный Господь омыет его скверны и убелит “паче снега” [61].
В Евангелии этому покаянному воплю Давида соответствует, по словам святителя Тихона, “мытарево моление: Боже! милостив буди мне грешнику” (Лк. 18, 13) [62]. Действительно, в этих пяти словах есть все необходимое для того, чтобы снискать Божие милосердие и получить прощение грехов. Эта форма молитвы удивительна по своей смиренности и глубине чувства раскаяния. Самая краткость ее подчеркивает чувство смирения: мы как бы считаем себя недостойными утруждать внимание Господа многими словами. Мы вместе с тем и не смеем просить о прощении наших грехов, очевидно, считая их слишком тяжелыми. Мы просим лишь о милости к нам, о снисхождении, о смягчении наказания.
Подвижники, по свидетельству преподобного Иоанна Лествичника, употребляли следующие покаянные молитвы: “Увы, увы! горе мне, горе мне! пощади, пощади, Владыко!” “Помилуй, помилуй!” “Прости, Владыко, прости, если возможно!” “Отверзи нам, о Судия, отверзи нам (двери)! Мы затворили для себя грехами двери сии, отверзи нам!” “Просвети токмо лице Твое, и спасемся” (Пс. 79, 4) [63].
Образцами покаянных молитв в богослужении святой Церкви могут служить молитвы, входящие в чин исповеди. Богаты покаянным содержанием и все великопостные моления, в частности же – канон святого Андрея Критского и другие.
За исполнением наших прошений как о духовных нуждах, так и о телесных, естественно, следуют благодарения. Молитва благодарения – это такое расположение нашего духа, при котором мы считаем Бога источником всякого истинного нашего блага и в полноте чувств повергаемся пред Ним в знак своей сыновней признательности [64].
Основанием для благодарственной молитвы служит Божественная Любовь, изливающая на нас свои великие щедроты. Если мы получаем от ближних какую-нибудь услугу, то у нас невольно возникает к ним чувство благодарности. Это тем более нужно сказать в том случае, когда имеются в виду благодеяния Божии, так как они получаются человеком во множестве и притом постоянно. Человек ничего своего не имеет – всем обязан Богу. Отсюда благодарение необходимо.
Естественность благодарственной молитвы подчеркивается словом Божиим. Оно возбуждает нас к ней и внушает ее (Пс. 49, 14-15; Кол. 3, 17; Фил. 4, 6).
”Кто не приносит благодарений, – говорит святитель Филарет Московский, – тот оказывает небесному Подателю всех благ такую несправедливость, которая и между человеками в отношении к земным благодетелям осуждается и наказуется общим презрением” [65]. В другом месте неблагодарность он называет неестественным состоянием души [66].
Господь дает нам все, поэтому мы и должны благодарить Его за все. “О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас”, – поучает святой апостол Павел (1 Сол. 5, 18) [67]. Святитель Иоанн Златоуст призывает благодарить за все блага “и великие, и малые” [68]. А поскольку Бог все устрояет для нашего блага, то мы должны благодарить Его и за постигающие нас бедствия. “Его же бо любит Господь, наказует”, – говорит слово Божие (Евр. 12, 6). “Надобно от сердца признать, – поучает святитель Тихон, – что великую милость делает с нами Бог, когда нас отеческим наказания жезлом биет, хотя плоти нашей немощной и горестно” [69]. Поэтому-то святитель Филарет, митрополит Московский, по прекращении губительной язвы в 1848 году и призывал народ возблагодарить Бога за этот род бедствия, ибо он умножил среди людей молитву, покаяние и смирение, что было забыто ими до страданий [70].
Благодарить нужно Бога не только тогда, когда получаем просимое, но и когда не получаем, “потому что неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как и получение”, – учит святитель Иоанн Златоуст [71]. В силу сего молитва благодарственная приближается по своему значению к хвалебной и потому нередко ставится после нее – на второе место.
Наконец, благодарить нужно не за себя только, но и за других. Этим самым мы уничтожим зависть к ним и воспитаем искреннюю любовь, “ибо, – как говорит святитель Иоанн Златоуст, – неуместно уже будет завидовать тому, за кого приносим благодарение Господу” [72].
В качестве образца благодарственной молитвы из Ветхого Завета можно привести 17-й псалом, воспетый святым царем Давидом после того, как Господь избавил его от всех врагов.
Во вступлении псалмопевец выражает свою горячую любовь к Господу, твердую надежду на Его всегдашнюю помощь (ст. 24) и затем переходит к главному предмету своей песни – изложению того, как он в своей жизни обращался с мольбою к Господу и был спасаем Им от врагов и опасностей. Сначала пророк Давид изображает опасности своей жизни, призывание Господа и Его скорое заступление (ст. 5-20), а потом изъясняет основания явленной к нему милости Господа (ст. 21-29) и рассказывает, какие именно Бог послал ему Свои милости (ст. 30-46). В заключении псалмопевец благодарит Господа, своего Защитника и Спасителя, и обещает прославлять Его между иноплеменниками: “сего ради исповемся Тебе во языцех” (ст. 47-51) [73].
В Новом Завете можно указать на благодарственную молитву Господа нашего Иисуса Христа по случаю радости возвратившихся с проповеди семидесяти учеников Его (Лк. 10, 21; Мф. 11, 25-26) [74].
Замечательный образец благодарственной молитвы указывает святитель Иоанн Златоуст в молитве одного святого мужа, который так благодарил Бога: “Благодарим за все Твои благодеяния, оказанные нам недостойным с первого дня нашей жизни до настоящего, – благодарим за все, что знаем и чего не знаем, за все явное и неявное, обнаруживающееся делом и словом, совершившееся по воле и против нашей воли, за все, с нами недостойными бывшее, за скорбь и ослабление скорби, за геенну, за мучение, за Царствие Небесное” [75].
Богослужение святой Православной Церкви содержит много образцов и благодарственных молитв. Сюда нужно отнести молитвословия благодарственного молебна, молитвы по причащении Святых Тайн. Сама центральная часть богослужения именуется Евхаристиею, что значит “благодарение” [76].
Последним и, до некоторой степени, особенным видом молитвы по содержанию является молитва ходатайственная, то есть молитва за других.
Православные благодарственные молитвы Господу Иисусу Христу
Практически каждый человек верит в Бога: одни приходят в святую обитель лишь в нужде, по веянию моды или по великим праздникам, другие подтверждают свою веру делами, исповедаются, причащаются. Молитва Господу Иисусу Христу проходит через человеческое сердце и открывает в нем путь всем добродетелям. Без молитвы душа не будет благочестивой.
Почему нужно благодарить Бога
Мы приходим в жизнь голыми и нищими, нуждаемся абсолютно во всем. Все блага, духовные и физические, мы получаем от Бога. Еда и одежда, красота природы и обилие урожая, любящие родители, блага цивилизации – все это дано нам свыше. Поэтому благодарственные слова молитвы, произнесенные по велению сердца, это тот мизер от нас Спасителю за то, что Он посылает нам.
В богослужебной практике Православной церкви имеется множество образцов благодарения Всевышнего: молитвы по Святом Причащении, молебные молитвословия, благодарения за всякое благодеяние, по выслушивании Божественной Литургии и прочие.
Благодарственная молитва святителя Иоанна Златоуста:
Святая Церковь по окончании Божественной Литургии совершает благодарственный молебен Иисусу Христу с молитвой:
Как заказать молебен в храме
Святое Евангелие гласит об исцелении Христом десятка людей, больных проказой. Один из них, став здоровым, вернулся и отблагодарил Спасителя, за что и был оправдан, других же Господь осудил. Чтобы не встать в ряд с осужденными, Церковь советует следовать благочестивому примеру выздоровевшего человека и совершать благодарение за всякое Божие благодеяние.
Для заказа благодарственного молебна Отцу Небесному, необходимо:
- прийти в храм, написать записку с названием молебна и именами благодарителей;
- записать их следует в столбик, в родительном падеже (то есть от кого: Ирины, Светланы, Василия) и ни в коем случае не от Володи, Машеньки, Сережи;
- указываются имена крещеных в православии людей;
- разрешается приписать к именам «статусы»: болящий, отрок, младенец, непраздная, воин;
- отдать заполненный бланк свечнице и внести рекомендуемое пожертвование;
- причину благодарности указывать не нужно;
- желательно приобрести свечу и поставить ее перед молебном в подсвечник, установленный перед ликом Христа.
Духовные правила
Благодарственные словословия возносятся не только за щедрость, здоровье и благополучие, но и за Божий гнев и наказание. Жизненные скорби – это испытание для нас, путь к спасению.
Чтобы быть услышанным Богом, необходимо придерживаться духовных правил при совершении молебна.
Личное присутствие на молебне обязательно. В случае, если человек прикован болезнью к постели, можно попросить кого-либо присутствовать от его имени.
На молитвенное служение опаздывать нельзя. Часто молебны служатся по окончании Литургии, в утренние часы, поэтому следует заранее узнать время начала молебна.
К молитвословиям следует относиться серьезно и осознанно.
Вслушивайтесь и вдумывайтесь в слова молитвы, про себя проговаривайте их вслед за священником. Не будьте безучастными – ведь это обращение к Богу лично каждого человека, заказавшего молебен.
Службы в храмах совершаются на церковно-славянском языке. Он понятен не каждому, поэтому стоит потрудиться и разобрать текст молебна заранее. Полезным будет изучить ход богослужения. Не обязательно покупать специальные богослужебные книги или молитвословы, сейчас практически все можно найти в интернете.
Часто благодарственные молитвы читаются вместе с другими требами: просительными, водосвятными, о неверующих, об исцелении и прочими. В большинстве приходов служится общий молебен, который объединяет все молитвы, заказанные в этот день. Не стоит беспокоиться, «качество» молитвы от этого не пострадает.
Фундамент для спасения души православного христианина – вера в Божий промысел. Все, что случается в нашей жизни, радость и горе, посылается Всевышним во благо нам.
Пока все отлично и имеется кров, вкусная еда, здоровье, достаток в семье – мы уверены, что Господь любит нас. Но как только случаются трудности, недуги и скорби, мы начинаем роптать и считаем, что Христос отвернулся, забыл про нас. Это не так, верующие люди обязаны благоговейно переносить посланные им испытания и не стенать при этом. В таких случаях в народе говорят: «Значит Господь посетил».
Необходимо словами благодарственной молитвы восхвалять Господа Иисуса Христа. Ведь Он таким образом направляет искупительный крест за совершенные нами грехи.