Самое подробное описание: молитва евангелиста марка - для наших читателей и подписчиков.
Молитва евангелиста марка
Апостол МАРК ЕВАНГЕЛИСТ
Евангелист Марк (миниатюра Codex Aureus, 778—820 гг.)
Родился 7 октября 11 года нашей эры в Иерусалиме. Племянник (согласно другим переводам – двоюродный брат) апостола Варнавы (Кол.4:10). С рождения страдал параличом ног. Он целыми днями неподвижно лежал в своей постели.
Обычно Иисусу было достаточно одного прикосновения, чтобы избавить человека от недуга. Но в этом особо тяжелом случае Христос в течение недели лечил мальчика молитвами и возложением рук. И произошло чудо – постепенно у больного стало нарастать мясо на усохших ногах, и через некоторое время мальчик, хромая, стал передвигаться. Через полгода Марк мог ходить.
Отец ребенка был безмерно благодарен Иисусу, у него был лишь один сын и наследник, кроме трех дочерей. Став верным последователем Иисуса, Марк всегда был готов помочь Учителю, о чем бы тот ни попросил.
Именно в доме отца Марка и состоялась знаменитая Тайная вечеря, после которой Иисус был арестован в Гефсиманском саду.
В Библии Марк Евангелист упоминается как Иоанн по имени Марк. Именно в его доме собирались первые христиане после распятия Иисуса.
Марк некоторое время ходил с Иисусом, присутствовал при распятии и воскрешении.
– Пойдите в город, и встретится вам человек, несущий кувшин воды, последуйте за ним.
Пасхальная вечеря должна была пройти в доме его отца.
Собравшись на вечерю, Учитель и ученики первым делом вымыли себе ноги. Они это делали ежедневно, так как постоянно ходили босиком. Иисус говорил, что земля-природа – это мать, которая питает своих детей живительной силой, и поэтому человек, который ходит босиком, получает силу от земли через ступни ног. Иисус всегда соблюдал правила чистоты и приучил к этому своих сподвижников. В Библии описывается, что Иисус, желая преподать ученикам урок смирения и послушания, своими руками омыл каждому из них ноги. На самом деле ничего этого не было, каждый мыл свои ноги самостоятельно. При этом ученики, обливая друг друга водой, весело подшучивали друг над другом. Они не сидели с благочестивыми, постными лицами, как это иногда изображается на картинах и фресках. Все апостолы были молодыми, здоровыми ребятами, из которых энергия била ключом, собираясь вместе за одним столом, они вели интересные разговоры и обменивались остротами. Эти вечерние застолья вовсе не походили на тоскливые заседания скучных святош. Пасхальная вечеря не стала исключением.
В этот вечер за столом сидели не тринадцать человек, как считается обычно, а пятнадцать. Иисус, двенадцать апостолов и хозяин дома со своим сыном. На правах хозяев двое последних сидели на почетных местах возле Иисуса – по левую сторону Марк Евангелист, по правую – его отец.
В Библии встречается такое загадочное выражение (Ин 13, 23): «Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса».
Иногда, когда ученики усаживались в круг возле костра, лежа на боку, кто-нибудь своей головой обязательно оказывался ближе других к груди Иисуса.
На Пасхальной вечере все сидели именно за круглым столом. Согласно обычаю, на столе находились маца – пресный хлеб, приправа из горьких трав и вареный ягненок, которого нужно было съесть, не сломав ни одной косточки. На стол также были поданы и другие кушанья – красное виноградное вино, домашний сыр, луковицы, вареные яйца и даже пироги с яблоками. Иисус не соблюдал строгие иудейские правила, которые подробно предписывали, как именно должна проходить пасхальная трапеза – седер. Он считал, что не стоит обращать внимание на разные мелочи – главное, чтобы человек в душе был верен Богу, и этого будет достаточно. За столом прислуживали две женщины – жена Марка и его мать. Готовить пищу помогала служанка, но она к гостям не выходила.
По характеру Марк был очень мягким человеком, добрым и немногословным, щедрым, с уважением относился к старшим, к малым детям, к женщинам. Проповеди Иисуса он понял буквально и все старался делать так, как говорил Сын Божий.
Евангелие – это повествование о жизни Иисуса Христа. В Библии в Новом Завете содержится четыре таких рассказа – их авторами считаются Матфей, Марк, Лука и Иоанн.
Все, что имеется в мире на сегодняшний день, – это рукописи с переводами и копиями Евангелий, сделанные неизвестно когда неизвестно кем. Единого мнения по поводу возраста этих рукописей у исследователей нет, но даже по самым смелым предположениям, эти письмена созданы спустя сотни лет после жизни Иисуса.
Насколько эти рукописи соответствуют правде, сколько в них внесено исправлений и искажений, никому не известно. Ученые только могут спорить о том, насколько тот или иной эпизод из Нового Завета соответствует правде жизни, согласовывается с законами логики и укладывается в наши сегодняшние представления о той эпохе.
То, что в Евангелиях далеко не каждое слово правдиво, видно сразу при первом же прочтении Нового Завета. Матфей, Марк, Лука, Иоанн во многом противоречат друг другу, в поступках действующих лиц много непонятного и нелогичного.
Из множества существовавших тогда рукописей об Иисусе были выбраны четыре – от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. После соответствующей обработки эти Евангелия были объявлены каноническими, то есть официально признанными Церковью. Все другие Евангелия были объявлены не соответствующими истине – их стали называть апокрифами.
Император Константин приказал изготовить 50 экземпляров исправленного Священного Писания и бесплатно передать их руководителям христианских общин. Это был весьма дорогостоящий подарок, потому что в то время книги на телячьей коже стоили немалые суммы.
Все остальные рукописи, противоречащие императорским Евангелиям, подлежали уничтожению.
В православной церкви: 8 мая (25 апреля по старому стилю) и 17 января (4 января по старому стилю).
В католической церкви: 25 апреля.
31 января в Венеции (день перенесения мощей).
Считается покровителем египетских христиан, города Венеции (Италия) и острова Райхенау (Германия), на котором хранится часть мощей апостола.
В протестантских церквях (евангелисты, англикане): 25 апреля.
СОБОР СВЯТОГО МАРКА
Собор Святого Марка
Базилика была построена для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были привезены из Александрии в Венецию. Мощи были привезены венецианскими купцами Буоно и Рустико, которые в 828 году, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: телоевангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов (событиям, связанным с перенесением мощей, посвящены мозаикипресбитерия и одной из люнет центрального фасада). После перенесения мощей в город, апостол Марк заменил святого Феодора в роли небесного покровителя Венеции, а символом города стал знак этого евангелиста – крылатый лев.
Похищение мощей апостола Марка из Александрии (мозаика пресбитерия собора Сан Марко, XI век)
Строительство собора было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году, а завершено в 832 годуего братом дожем Джованни Партечипацио. Строительство современной базилики было начато в 1063 годупри доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожаДоменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере.
Под престолом находятся мощи св. Апостола и Евангелиста Марка
Марка просят о добрых отношениях в семье, о совете и любви между мужем и женой.
Молитва СВЯТОМУ АПОСТОЛУ И ЕВАНГЕЛИСТУ МАРКУ
О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
Апостоле святый и евангелисте Марко, моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим.
ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 3
У верховнаго Петра научився, апостол Христов был еси, и яко солнце странам возсиял еси, Александриом удобрение быв, блаженне; тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещ вся яко свет, столп церковный. Сего ради твою память чтуще, светло празднуем, Марко Богогласе, моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим.
С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси, апостоле, и, языки вся уловив, Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, Божественное проповедав Евангелие.
Верховнаго апостола ученик быв, с ним Христа, Сына Божия, проповедал еси, на камени истины утвердив лестию колеблющияся. На немже и мене утвердив, души моея исправи стопы, яко да вражиих сетей избавлься, непреткновенно славлю тя: ты бо всех просветил еси, Марко мудре, Божественное проповедав Евангелие.
Святой Апостол Марк. Акафист Апостолу Марку
Как известно, святое Евангелие состоит из четырёх книг, авторами которых являются святые евангелисты — Матфей, Марк, Лука и Иоанн. История церкви знает и иные труды, претендующие на обладание Евангельской истиной, но только эти признаны церковью, и считаются каноническими. Прочие называются апокрифами и не признаются. Автором второй из канонических книг является святой апостол Марк — один из семидесяти апостолов. О нём наш рассказ.
Кто такие апостолы
Прежде всего, необходимо дать некоторые пояснения по поводу того, кто такие апостолы, и почему в одних случаях их количество исчисляется двенадцатью, а в других — семьюдесятью. Из Нового Завета нам известно, что Иисус Христос призвал на служение Ему двенадцать человек. Это были самые простые люди, не образованные и тяжёлым трудом добывающие свой хлеб. Вместе с ними он возвещал о скором пришествии Царствия Божия и изгонял бесов. Слово «евангелие» переводится с греческого, как «благая весть». Вот основной задачей этих двенадцати человек – сподвижников Христа – и было нести людям эту благую весть. Именно они и стали именоваться двенадцатью апостолами. Все они поимённо указаны в Евангелии.
Семьдесят ближайших сподвижников Христа
Но число тех, кому благодатью Божией был ниспослан дар апостольского служения, не ограничивалось двенадцатью. Святой евангелист Лука повествует о том, что Иисус Христос, кроме двенадцати апостолов, о которых шла речь выше, призвал также и других семьдесят верных своих служителей. Их он отправлял по двое в те города и селения, в которые намеревался прийти Сам. Спаситель наделял их многими чудотворными способностями. Свершая добрые дела с их помощью, апостолам было проще вселить веру в сердца простых людей, более склонных воспринимать чудеса, чем слова проповедника.
Вот к числу этих семидесяти апостолов – благовестителей Царствия Божия – и относится евангелист Марк. Их список, который можно увидеть в православном Месяцеслове, составлен в V – VI веках, то есть через пятьсот лет после описываемых событий, и некоторые исследователи склонны допускать вкравшиеся в него неточности. Однако есть среди них имена, не вызывающие сомнений. Это в первую очередь евангелисты Лука и Марк.
Молодой последователь Иисуса
Апостол Марк, именуемый также Иоанном, родился и провёл свою юность в Иерусалиме. Об этом периоде его земной жизни известно крайне мало. Можно только с уверенностью сказать, что будущий евангелист был племянником другого верного последователя христианского учения — святого апостола Варнавы, одного из семидесяти проповедников божественной истины. Из книги «Деяния апостолов» известно, что после Вознесения Господня в доме его матери постоянно собирались для совместных молитв апостолы и их последователи.
Достаточно вспомнить эпизод, когда освобождённый из иродовой тюрьмы святой апостол Пётр направляется в дом матери Марка. Он находит там собрание своих единомышленников. Даже служанка по имени Рода, узнав в ночном госте, стучащем в ворота, ближайшего сподвижника и ученика Христова, не могла сдержать радость и бросилась в дом – сообщить присутствующим о его чудесном избавлении.
В своём Евангелии, написанном им в 62 году в Риме, апостол Марк упоминает о себе лишь анонимно в одном из эпизодов повествования. Принято считать, что именно он был тем юношей, который, завернувшись в плащ, следовал за Иисусом в ночь ареста, и убежал от воинов, пытавшихся его схватить. Именно он, вырвавшись от них и оставив в их руках свою одежду, скрылся нагой во мраке ночи. Очевидно, он нашёл спасение в доме своей матери, который, как мы знаем, примыкал к Гефсиманскому саду.
Евангельская проповедь на Крите
Известно, что своё служение апостол и евангелист Марк нёс бок о бок с апостолами Петром, Павлом и Варнавой. С Павлом и Варнавой он совершил путешествие на Крит, попутно посетив Селевкии. Проповедуя Евангелие Иисуса Христа, они с востока на запад прошли весь этот остров, обращая в истинную веру многих его жителей. Исполненные Благодати Божией, святые благовестники творили чудеса. Так, например, «Деяния апостолов» рассказывает о том, что апостол Павел, силою дарованной ему свыше, наслал слепоту на лжепророка и волхва Вариисуса, препятствовавшего обращению в новую веру проконсула Сергия Павла.
Путешествие к берегам Нила
Когда по окончании трудов на Крите апостол Марк вернулся в Иерусалим, то вскоре его ждало новое путешествие. Вместе со своим ближайшим наставником — первоапостолом Петром – он отправился в Рим. В «вечном городе» учитель дал ему повеление следовать дальше, в Египет, утопавший в те времена во мраке язычества. Исполняя волю Петра, апостол и евангелист Марк направил свой путь к берегам Нила. Здесь он стал основателем новой церкви, которой суждено было сыграть важную роль в истории христианства. Именно среди знойных пустынь зародилось и получило своё развитие будущее монашество. Здесь, в крайне тяжёлых для выживания условиях, на практике создавалась школа аскетизма.
В своих путешествиях апостол Марк не раз ещё будет возвращаться в Египет. Это произойдёт вскоре, после того как, встретившись в Антиохии с апостолом Павлом, он вместе со своим родным дядей — апостолом Варнавой – посетит Кипр. Во время этого, второго по счёту путешествия на берега Нила Марк вместе с апостолом Петром продолжит начатое им дело и станет основателем христианских общин во многих городах страны.
Основание Вавилонской церкви и путешествие в Рим
Ему принадлежит честь стать одним из основателей Святой Христианской Церкви в древнем Вавилоне, столь часто упоминаемом в Священном Писании. Путешествовавший с ним апостол Пётр направил из Вавилона письмо малоазийским братьям во Христе. Его текст включён в «Послания апостолов». Из него видно, с какой любовью Пётр отзывается о нём как о своём духовном сыне.
Когда из Рима пришла весть о том, что апостол Павел заключён в темницу, и над его жизнью нависла угроза, будущий евангелист находился в Ефесе, где местную церковь возглавлял один из ярких последователей христианского учения — святитель Тимофей. Это произошло в 64 году, в правление императора Нерона. Апостол Марк незамедлительно поспешил в Рим, но ничем не смог помочь Павлу.
Создание христианского училища в Александрии
Видя бесплодность своего дальнейшего пребывания там, он очередной раз отправляется в Египет и в Александрии основывает духовное училище, воспитавшее таких столпов христианства, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, Григорий Чудотворец и целый ряд других отцов церкви. Здесь же им было создано одно из выдающихся богослужебных произведений — чин Литургии для христиан Александрии.
Из столицы древнего Египта апостол направляется в глубины Африканского континента. Он проповедует Евангелие жителям Ливии и Нектополя. В период этих странствий в недавно оставленной им Александрии произошли волнения, вызванные активизацией язычества в его борьбе с христианством, и, по повелению Святого Духа, Марк возвращается обратно.
Конец земной жизни апостола Марка
По возвращении в Александрию, он совершает чудесное исцеление местного сапожника, в доме которого поселился. Это становится известно жителям города и привлекает к христианству новых сторонников, а также и возбуждает ярость в язычниках. Они принимают решение убить Апостола Марка. Нечестивцы напали на него во время Богослужения, и избитого бросили в темницу. Когда на другой день обезумевшая топа повлекла его по улицам города, то святой апостол скончался, предав свою душу в руки Божии.
Совершив своё злодеяние, виновники его кончины попытались сжечь тело праведника, но при этом вдруг померк дневной свет, и под раскаты грома город постигло страшное землетрясение. Язычники в ужасе бежали, а христиане города похоронили своего учителя в каменной гробнице. Память этого события отмечается церковью 25 апреля. В этот день по традиции читаются строки Евангелия и Акафист Апостолу Марку.
Почитание святого евангелиста Марка
Закончивший свой земной путь в 63 году, за свои заслуги он стал одним из наиболее почитаемых святых в христианском мире. Величание апостолу Марку совершается четыре раза в год. Кроме упомянутой уже даты 25 апреля, это 27 сентября и 30 октября. Также сюда надо отнести и день, когда поминаются все семьдесят апостолов Христа — 4 января. В дни памяти в храмах читается молитва апостолу Марку. В ней верующие просят святого евангелиста умолить Господа ниспослать им прощение всех прегрешений, отягчающих души и обременяющих совесть.
Апостол Марк — покровитель семьи
В православной традиции апостол Марк — покровитель семейного очага. Поэтому принято в случаях каких-либо раздоров и неурядиц в семье молитвенно обращаться к нему, испрашивая его помощи и заступничества. Следует заметить, что подобные просьбы уместны ко всем четырём евангелистам. По молитвам перед их честными образами каждый из них подаст помощь людям, в чьих семьях наступило охлаждение чувств, и чьи брачные отношения на грани разрыва.
Надо заметить, что почитание христианских святых имеет своей отправной точкой именно культ апостолов. Это не случайно. Сам Спаситель молил о них Бога Отца на Тайной Вечере. К их числу относится и апостол Марк. Икона с его изображением (или фреска), наряду с иконами остальных евангелистов, является непременным атрибутом православного храма.
Каждому из четырёх евангелистов соответствует его символическое изображение, взятое из образов Откровения Иоанна Богослова. Матфей изображается в виде ангела, Лука — в виде тельца, Иоанн — орла, а Марк — льва. Лев символизирует энергию, силу и неустрашимость в борьбе за идеалы христианства.
Акафист Апостолу Марку, как и все акафисты, включает в себя, кроме икосов, являющих собой хвалебное возношение святого, ещё и кондаки. В них в соответствующей литературно – поэтической форме содержится описание жизни и заслуг того, кому он посвящён. Это, несомненно, добрая традиция, так как даже людям, не расположенным к чтению житий святых, но оказавшимся в день чтения акафиста в церкви, открываются примеры высокого служения Богу. Одним из таких примеров уже на протяжении почти двух тысячелетий является жизнь святого апостола и евангелиста Марка.