Самое подробное описание: молитва если чувствуешь вину - для наших читателей и подписчиков.
Как жить с виной
Понятие греха – одно из фундаментальных понятий христианства, и мы постоянно слышим, читаем, произносим это слово. Но есть другое слово – «вина». В церковном обиходе, в религиозной своей жизни мы слышим его гораздо реже, чем слово «грех»; создается впечатление, что слово «вина» не из церковного словаря. Что есть вина? По сути, это внешний результат, следствие нашего греха, и еще – наш долг, зачастую неоплатный. Мы принесли ущерб другим людям, мы стали причиной их страданий, через нас в мир вошло некое «количество» зла. Даже если у нас есть возможность как-то пострадавшим от нас людям воздать, хотя бы извиниться перед ними – кто вернет им то время, те жизненные силы, которые отняты принесенной нами болью? Даже если эти люди нас простили – а некоторые из них склонны прощать в силу родственной любви, – должно ли нам самим от этого стать легче? А как часто бывает, что возможности загладить вину у нас нет, содеянное непоправимо, долг неоплатен – совсем.
Одна женщина – тонкая, чуткая, глубоко верующая – убеждала меня в том, что по раскаянии нашем и вина изглаживается, раны, нанесенные нами, заживают, а если пострадавший от нас человек уже на том свете – тогда и вовсе не надо переживать: ему хорошо, а если плохо, то не по нашей уже вине. После первой своей исповеди я спросила священника, так ли это. Священник ответил: надеяться на это позволительно, но вот уверенности, успокоенности не может быть.
У кого точно не может быть успокоенности, так это у тех, кто хотя бы невольно (если вольно, то это другой разговор) стал причиной смерти. Как журналист, я знаю несколько случаев, когда виновники трагедий, вызванных неосторожностью, непредусмотрительностью, неумением обращаться с оружием и т.п., сами кончали с собой. Вряд ли стоит эти случаи здесь рассказывать. Скажу лишь, что забыть этих людей я не в силах и что в каждом из них я вижу себя: со мной такого не было, но ведь могло быть! Минутами кажется: чтобы жить самой, мне нужно найти какие-то убедительные доводы для убившего себя человека, какие-то основания для того, чтобы сказать ему: «Живи».
Церковь в этих случаях говорит именно «живи»: самоубийство христианину запрещено. Но, призывая человека к жизни, она ведь не может не отвечать на вопрос: «Как теперь жить?» И она отвечает на этот вопрос, о какой бы вине, смертельной или несмертельной, мы ее ни спрашивали. Не надо думать, что ответа на вопрос о жизни с виной у христианства нет.
Прежде всего – чего мы ищем, чего хотим, спрашивая, как нам жить? Мы хотим, чтоб нам стало легче; мы ищем покоя, может быть даже комфорта. Иными словами – возможности спокойно спать. Но святые отцы Церкви не искали себе покоя, не рассчитывали на него. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно открыть обычный молитвослов: «Кое убо не содеях зло, кий грех не сотворих в души моей…» (преподобный Симеон Метафраст). Это отношение к содеянному злу совершенно противоположно распространенным психотерапевтическим советам «оставить прошлое прошлому»; забыть о том, чего уже не исправишь; не изводить себя «попусту». Святой не может и не хочет забыть о содеянном им зле. Он предпочитает видеть свою земную жизнь такой, как она есть. Для чего? Для того, чтобы очищать себя покаянием. Это возможно только представляя себя реально. Мы, сегодняшние, просто не можем обойтись без чувства собственной положительности; не можем, кажется, существовать, не причисляя себя мысленно к светлой части человечества: «У меня, конечно, есть недостатки, и я кое-что в жизни сделал не так, но в целом-то ведь я хороший человек. Ну не такой же я, как всякие там мерзавцы!» А ясное видение содеянного, память о нем выводит нас из этого фарисейского состояния.
Никому, конечно, такого креста не пожелаешь, но мне кажется, что человек, сбивший кого-то машиной и по-настоящему это переживающий (переживают не все, многие и здесь себя оправдывают), никогда уже не сотворит зла сознательно. Никогда не будет жесток, черств, высокомерен. Конечно, близким жертвы от этого ничуть не легче, но я и не пытаюсь смягчить ситуацию – она действительно страшна. Однако тот, кто стал ее причиной, – погибнет, если отвернется от нее, найдя способ себя оправдать или просто сумев забыть; и спасется, если примет весь ее ужас до конца.
Да, это не на стенку проекция, не на экран какой-то – на души человеческие, на судьбы; это помощь горькая, страшная, но кто ж виноват, что иной помощи мы не принимаем, голоса Божиего, в тайне звучащего, не слышим?
Чем больше вина, тем меньше оставляет она человеку ложных выходов, боковых дорожек; раздавленный огромной виной человек с неизбежностью должен понять, что путь у него теперь один – вверх, к Тому, Кто сказал разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23: 43).
Мне известны (тоже как журналисту, как судебному репортеру) люди, неспособные принять этот евангельский эпизод. Как же так: резал-резал людей, грабил-грабил на дорогах, а потом сказал несколько слов – и в рай! Где справедливость?
А она – в словах разбойника Благоразумного, разобравшегося наконец в происходящем: «Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23: 41). Вот как говорил об этом разбойнике святитель Иоанн Шанхайский в одной из своих проповедей:
«Глядя на Него, разбойник словно очнулся от глубокого сна. Ему ясно представилось различие между Ним и им самим. Тот – несомненный Праведник, прощающий даже Своим мучителям и молящийся за них Богу, Которого называет Своим Отцом. Он же – убийца многих жертв, проливавший кровь людей, не сделавших ему никакого зла.
Взирая на Висевшего на кресте, он словно в зеркале увидел свое нравственное падение. Все лучшее, что таилось в нем, пробудилось и искало выхода. Он осознал свои грехи, понял, что к печальному концу привела его лишь собственная вина и винить ему некого. Посему злобное настроение против исполнителей казни, каковым был охвачен разбойник, распятый по другую сторону от Христа, а вначале и он сам (см.: Мф. 27: 44), сменилось в нем чувством смирения и сокрушения. Он почувствовал страх грядущего над ним суда Божия.
Отвратителен и ужасен стал для него грех. В душе он уже не был разбойником. В нем проснулись человеколюбие и милосердие. Со страхом за участь своей души в нем сочеталось отвращение к происходившему надругательству над невинным Страдальцем».
Разбойник не вошел бы в райскую обитель, если бы забыл о том, что творил. Он вошел именно потому, что помнил.
Церковь, кстати, чтит не одного Благоразумного разбойника – многих; один из них – святой мученик Моисей Мурин. Его житие поражает – именно мученическим концом. Смерть от руки напавших на монашескую обитель разбойников он принял как желанную для себя расплату, как закономерное и необходимое следствие тех убийств, которые совершил сам. Как подтверждение Христовых слов: «Все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26: 52). Вот что делает с человеком память о вине.
«Вспоминать все это зло, которое я совершил в те годы, мне всего тяжелее… Весь этот кошмар… карамазовская грязь… Все это было при отсутствии у меня христианской веры…» – это из дневника Николая Евграфовича Пестова, профессора-химика, духовного писателя, подвижника, тайного просветителя обездоленной советской России. В молодости он был большевиком, комиссаром, служил в ЧК. А затем всю жизнь был движим великим раскаянием.
Но может ли обычный, далекий от аскетических подвигов человек чисто психологически выдержать эту тяжесть – постоянную память о вине? Способен ли он пребывать в таком напряжении изо дня в день? Ему ведь нужен отдых, нужно какое-то приемлемое самочувствие, и сон, в конце концов, нужен спокойный – чтобы не сгореть…
О сне в молитвах вечернего правила говорится не раз: «И неосужденна ныне сном уснути сотвори», «мирен сон и безмятежен даруй мне», «…да с миром лягу, усну и почию…» В какой-то момент меня, что называется, осенило: не о том здесь речь, чтоб нам хорошо выспаться, но о том, чтобы мы, не имеющие на самом деле права на необходимый нам покой, получили его по милости Божией – именно потому, что не можем без него обойтись. И это касается не только сна – всей нашей повседневной жизни. Наша вина не отнимает от нас права на осенний лес, на весенний воздух, на морской прибой, на дружбу и любовь, на творчество и познание. Потому что это все дает нам – Он. И мы плохо поступим, если не примем Его дара.
За каждой литургией мы слышим 50-й псалом Давида – покаянный вопль, вырвавшийся из груди царя-псалмопевца после того, как пророк Нафан указал ему на его страшную вину. По-настоящему вслушавшись в этот текст, человек удивляется. Чего просит Давид, погубивший честного и доблестного Урию из-за похоти своей? Он просит того, что после такого поступка представляется невозможным: радости. «Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя» (Пс. 50: 14). Но разве смог бы Давид просить себе радости, если бы не увидел без всяких прикрас и самооправданий – и глубину своего падения, и ужас его последствий для других людей?
25 апреля 2013 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Митр. Афанасий Лимассольский
Митрополит Лимассольский Афанасий
Через слезы действует молитва в человеке. Пока ты не плачешь, ты будешь страдать. Если же научишься плакать, начнешь отдыхать душой.
А. Богатырев
«Я и слова такого не знала: грех. Жила, как все жили. А кто у нас себя грешницами считал? Кто? Хоть одну бабу назови». – «Моя мать», – тихо вздохнула Антонина.
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков)
Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием.
Игум. Нектарий (Морозов)
Игумен Нектарий (Морозов)
Сначала мысль о том, что очень устал, что сил так жить, так работать больше нет, что надо наконец отдохнуть, расслабиться… Нет, не помолиться, не почитать, ведь это тоже труд, о котором даже думать не хочется.
Прот. Александр Шаргунов
Протоиерей Александр Шаргунов
Новая, самая популярная философия и идеология: не существует никакого греха! Хватит преследовать людей. Пришло время освободить их от чувства вины — идет ли речь о взаимоотношениях полов, о деньгах, о неверности, о лжи, об эгоизме, о сластолюбии, об амбициях, о свободном образе жизни и тысяче других вещей.
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
- В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
- Новые книги издательства Сретенского монастыря.
- Специальная рассылка к большим праздникам.
Как молиться о победе над чувством вины
Практические указания
- Все люди борются с чувством вины. Кто-то подавляет его, а кто- то оказывается сам подавлен им. Что вы будете делать с чувством вины, выбирать вам.
- В молитве отдайте чувство вины Господу. Запишите все ваши переживания, связанные с этим, и попросите Святого Духа показать вам источники их возникновения. Если чувство вины появилось в результате греховных мыслей или поступков, необходимо покаяться и оставить их. Иногда нужно попросить прощения у человека и исправить свои ошибки. Когда действует Святой Дух, Он всегда обличает в конкретном грехе, исповедав который, мы обретаем прощение и освобождение. Святой Дух всегда дает надежду, Он приводит нас к Христу и показывает путь освобождения.
- Чувство вины может быть ложным. Отличить ложное чувство от настоящего помогает истина. Если это дело лукавого, вы будете ощущать непонятный страх, а не вину за конкретный грех. Вы можете молиться, исповедовать грехи, читать Библию и делать все, что в ваших силах, но легче вам не станет. Если причина чув ства вины — в вас, или оно имеет бесовский источник, то рано или поздно вы окажетесь в тупике и потеряете надежду. Отчаяние и замешательство будут лишь возрастать по мере того, как вы все с большим усердием будете молиться и искать Бога. Появится чувство безысходности. Единственный способ избавиться от подобного чувства вины — противостать дьяволу и не отступать, пока вы не почувствуете себя свободным.
- Иногда исповедание греха не приносит облегчения. Такое случается по нескольким причинам:
Во-первых, возможно, вы не покаялись во всем, что касается дай ной проблемы, или не желаете признать свою ответственность за произошедшее. Может быть, вы до конца не простили или не бы ли полностью откровенны с Богом во всем, что касается этого греха Во-вторых, помните, что после того, как вы попросили Бога про стить и очистить вас на основании 1Ин. 1:9, Он очистит вас и от по рочной совести («от всего дурного, что было у нас на совести» — РВ) на основании Евр. 10:22. Сатана часто обвиняет нас уже после того, как Бог очистил нас кровью Иисуса. Попросите Господа удалить из вашего разума все мысли, как-то связанные с этим грехом.
В-третьих, возможно вы не хотите окончательно порвать с каким- то грехом. Покайтесь в вашем нежелании, и если нужно, попросите Нота дать вам желание творить Его волю и оставить этот грех.
В-четвертых, сатана все еще может наносить вам удары, и он будет пытаться украсть мир из вашего сердца. В Иак. 4:7 сказано: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас». Обратите внимание на то, что этот стих разделен на три части: 1) покоритесь Богу, 2) противостаньте дьяволу, и 3) затем он убежит от вас. Покориться Богу означает удалить все, что может разделить вас с Ним. Удостоверьтесь, что вы исповедали все грехи и в тайне сознательно не цепляетесь ни за один из них. Обязательно попросите Вога очистить вашу совесть. Исполнив все сказанное, вы можете противостать дьяволу и приказать ему во имя Иисуса Христа больше вас не беспокоить. Не поддавайтесь сомнениям и не допускайте мысли о том, что, может быть, Бог не простил вас. Сопротивляйтесь всякому сомнению и неверию, потому что Бог верен, и Он сказал, что простит наши грехи, если мы исповедуем их.
В-пятых, если вы сделали все, о чем говорилось в предыдущих пунктах, но так и не обрели мира в сердце, не зацикливайтесь на этом, но смотрите на Иисуса, зная, что Он победил сатану на кресте (Кол. 2:13-15). Сосредоточьтесь на Его обетованиях, верьте им, а не своим изменчивым ощущениям. Бог дал нам абсолютное прощение, а ощущение мира в сердце лишь прилагается к нему.
Места Писания для молитвы
«Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего» (Пс. 31:5).
«Смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу, ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей. Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя. Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, — и того нет у меня. Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня; поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!» (Пс. 37:6-8, 10, 11, 22, 23).
«Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:3,4,12).
«Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).
«Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши» (Пс. 102:12).
«Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Пс. 138:23, 24).
«Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Пр. 28:13).
«Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18).
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:5, 6).
«Испытаем и исследуем пути свои и обратимся к Господу» (Плач 3:40).
«Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19).
«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. » (Лк. 5:24).
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17).
«А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:21).
«Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:23, 24).
«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1).
«А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30).
«Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:31, 33-34).
«В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7).
«То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному!» (Евр. 9:14).
«И грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 10:17).
«Если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин. 1:7-9).
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника» (1Ин. 2:1).
«Ибо если сердце наше осуждает нас. Бог больше сердца нашего и знает все» (1Ин. 3:20).