Самое подробное описание: млекопитательница икона значение молитва - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
История иконы Божьей Матери «Млекопитательницы»
Единственный в России удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — это основанный в ее честь Щегловский мужской монастырь, что стоит на Тульской земле, в старинном граде Туле.
Ранее в соборном храме находился дивный образ Божией Матери «Млекопитательница» в серебряной ризе с бирюзовыми и красными украшениями.
В настоящее время в соборе Богородичного Щегловского монастыря пребывает для поклонения прекрасный список с чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница». Одежда Богоматери на этой иконе также написана в красных и синих тонах.
В монастырском храме в честь Никандра Псковского есть старинный чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница», написанный для этого малого храма обители и сохраненного Божией милостию и монахами неприкосновенным с тех давних пор. Еще до революции он был украшен серебряной ризой.
В настоящее время на этой старинной иконе Божией Матери «Млекопитательница» в Щегловском монастыре в Туле есть украшения: панагия — подарок митрополита Тульского и Белевского Алексия и крест с украшениями — подарок архимандрита Клавдиана, наместника Богородичной обители.
25 января Православный мир чествует икону Божией Матери «Млекопитательница». Новорожденный малыш нуждается в материнском молоке, поскольку в нем пища и здоровье, нуждается в ласке и утешении. Как и всякая мать, Пресвятая Богородица кормила молоком своим Иисуса Христа. Потому к Ней мы молимся, чтобы росли наши дети здоровыми, жизнью своей Бога славили, чтобы радовались, глядя на них, их питательницы.
А между тем, образ, который слывет покровительницей кормящих матерей, появился и прославился в мужском монастыре, оплоте строгости и целомудрия. Икона Божией Матери «Млекопитательница», прославилась не у малых детишек, а у строгих афонских монахов. И вскормила она их не молоком, а мудростью духовной и разумением книг Божественных.
История этой иконы уходит в глубину веков, в то время, когда появились первые монашеские обители и первая Лавра на Востоке — Лавра Саввы Освященного. Именно там хранился этот святой образ и отдан был по пророческому завещанию Саввы Освященного своему царственному тезоимениннику Савве Сербскому вместе с иконой «Троеручица».
Икона Богоматери, именуемая «Млекопитательница», в настоящее время находится на Афоне, в церкви Карейской Келии, принадлежащей Хиландарскому монастырю. Устное предание, до сих пор сохраняющееся в этой обители, говорит, что первоначально эта икона находилась в лавре преподобного Саввы Освященного, которая расположена в восемнадцати верстах от Иерусалима.
На снимке первый известный образ Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца. Этот святой образ и хранился некогда в основанном Саввой Освященным лавре, располагавшейся недалеко от Иерусалима, единственной лавре на Востоке, именуемой Великой.
Святой Савва Освященный (+532), один из основателей общежительного монашества и составитель известного иерусалимского устава, перед своим исходом из жизни временной оставил удивительное завещание, похожее больше на пророчество. Он открыл братии, окружавшей его смертный одр, что Лавру со временем посетит царственный тезоименинник — паломник по имени Савва, и ему должна быть дарована в благословение чудотворная монастырская икона Богородицы «Млекопитательницы». Со времени произнесения этого предсказания святыня около семи веков находилась в Лавре святого Саввы Освященного под Иерусалимом.
В первой половине XIII века явился в лавру на поклонение святитель Савва, первый архиепископ Сербии, младший сын Немани, основателя сербской королевской династии. Посещение прославленного владыки было воспринято как исполнение древнего пророческого завещания святого Саввы Освященного.
Cербский подвижник Савва — сын короля, отказавшийся ради монашеской жизни наследовать отцовский престол. Когда он молился у гроба Саввы Освященного, своего небесного покровителя, стоявший тут же игуменский жезл преподобного неожиданно упал на пол, а икона Пресвятой Богородицы, стоявшая до того неподвижно, вдруг несколько раз наклонилась…
Расценив все это как знак исполнения древнего пророчества, монахи отдали Савве Сербскому и завещанную ему «Млекопитательницу» (вместе с другой иконой Божией Матери — «Троеручицей»), и игуменский жезл.
На обратном пути из Палестины в Сербию святитель Савва посетил Святую Афонскую Гору, где им был основан Хиландарский монастырь. От святителя Саввы Сербского «Млекопитательница» перешла Хиландарскому монастырю на Афоне, к восстановлению и расширению которого он имел со своим отцом, в монашестве Симеоном, прямое отношение. Именно этой обители он и оставил в неотъемлемое наследство и украшение икону Божией Матери «Млекопитательница», поставив ее в церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней находился Типик (устав) святителя Саввы.
(На снимке ниже: старец Симеон у входа в древнюю келлию «Типикарница» св. Саввы Сербского в Карее — административной «столице» Святой горы Афон.)
Для монахов, желающих подвизаться в одиночестве, была построена свт. Саввой Сербским эта отдельная от Хиландарского монастыря келлия в центре Афона — Карее. Ее настоятель обладал полной независимостью. Связь с Хиландаром заключалась лишь в том, что настоятеля келлии избирал и поставлял хиландарский игумен.
Савва Сербский поставил икону Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы на Афоне в церкви при Карейской келлии. В знак особого почитания чудотворная иерусалимская святыня была поставлена в иконостасе не по левую сторону от царских врат, а по правую, где обыкновенно помещают икону Святой Троицы или образ Спасителя. В церкви икона Господа Вседержителя занимает место по левую сторону от царских врат в иконостасе, то есть там, где должна стоять икона Богоматери.
Прославили этот образ строгие афонские монахи. Богословский смысл святого образа очень глубок: «Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком Слова Божьего (1 Петр 2,2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5,12)».
Для устроения монашеской жизни в Карейской келлии святой Савва написал особый устав (Типик), ставший образцовым для сербского скитского монашества. Согласно ему монах, подвизающийся в келлии, должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и принимать пищу в течение пяти дней лишь раз в день, а по понедельникам, средам и пятницам еще и без вина и масла.
В церкви при Карейской келлии, названной впоследствии Типикарницею, так как в ней и находился Типик святителя Саввы, и была поставлена «Млекопитательница».
Наследие святителя Саввы Сербского живет в православном Церковном предании славянских народов. С его именем связано первое введение Иерусалимского Устава в славянских иноческих обителях, по Типику святого Саввы доныне живет Сербский Хиландарский монастырь на Афоне.
Принадлежащая святителю редакция Кормчей книги с толкованиями Алексия Аристина стала наиболее распространенной в Русской Церкви. В 1270 году митрополиту Киевскому Кириллу был прислан из Болгарии первый список Кормчей святого Саввы. С него была списана одна из древнейших русских Кормчих — Рязанская Кормчая 1284 года. Она, в свою очередь, легла в основу печатной Кормчей, изданной в 1653 году и неизменно с тех пор переиздававшейся в Русской Церкви. Таков вклад святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
В середине XIX в. — в 1848 году — прославился еще один список иконы «Млекопитательница», привезенный в Россию схимонахом Ильинского скита на Афоне Игнатием. Он был послан в Россию для сбора пожертвований и был благословлен в путь этой иконой.
В Харькове от нее было явлено первое чудо — у столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, отнялись руки. Покаянные молитвы у привезенного образа принесли ему исцеление, и за этим первым чудом последовало и множество других: в Ельце, Задонске, Туле, Москве…
Основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле святой Варсонофий, в миру Василий Иванович Макарухин, родом из первопрестольной, будучи в то время сорока трех лет от роду, поклонился святому образу в Москве, где икона пребывала два месяца.
Есть все основания полагать, что во время уединенной молитвы перед этим образом Пресвятой Богородицы получил укрепление в вере Василий Макарухин. Тогда и задумал он употребить все свое большое состояние на одно большое богоугодное дело — построить монастырь в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». И таким образом передать и современникам, и будущим прихожанам, то есть нам с вами, завет свт. Саввы Освященного, завет свт. Саввы Сербского, завет афонских монахов: …дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой пище Православия. То есть от начальных азов к богословию, к пониманию спасительного смысла возрастания в вере, призыва идти за Христом для спасения души, достижения Царства Божия, вечной жизни.
С Ильинским скитом связывают происхождение известных икон Божией Матери «Млекопитательница», находящихся в Москве и Одессе. Настоятель скита Гавриил, причисленный ныне к лику святых, преподнес в 1894 г. список «Млекопитательницы» афонской работы «в дар и благословение в храм Богоявления, что на Елоховом поле» в память о двухмесячном пребывания «в оном храме» чудотворного образа из Ильинского скита.
На отдельных списках иконы «Млекопитательница» могут быть начертаны по-гречески и в славянском переводе слова тропаря: «Радуйся, Владычице, жизни нашей Питательнице, млеком своим Господа, яко Младенца, питавшая!»
К иконе Божией Матери «Млекопитательница» обычно обращаются за помощью кормящие матери. Считается, что она имеет особую благодать защищать матерей и детей, но чудеса, по молитвам к ней явленные, могут коснуться и каждого из нас.
Особое почитание образ «Млекопитательницы» приобрел среди южан — народов Италии, Греции, Балкан, для которых эта святыня являлась родной, а также служила памятью о Святой Земле. На Руси икона Божией Матери «Млекопитательницы» не получила большого распространения, видимо, из-за сугубо «прикладного» ее понимания как моленного образа для кормящих матерей.
Празднование в честь чудотворной иконы Богородицы «Млекопитательницы» совершается 25 января (12 января по старому стилю), в день памяти святителя Саввы Сербского, особо послужившего ее прославлению.
Обретение первой российской (Крестогорской) «Млекопитательницы» относят к 1650 г. Она была обнаружена на высоком дереве в урочище Крестогорск в 20 верстах от Минска. На месте ее явления был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором она и была помещена над царскими вратами. Чтобы верующие могли к ней приложиться, был устроен особый механизм для спуска иконы вниз. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, упоминают, в частности, что она спасала людей во время нашествия шведов.
Иконография
Икона Божией Матери «Млекопитательницы», по-гречески «Галактотрафусы», изображает Богородицу, кормящую грудью Младенца Иисуса.
Одним из чтимых образов «Млекопитательницы» является фреска в верхней части южной стены притвора сербской церкви Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1330 г.).
Богоматерь представлена сидящей на престоле под киворием с подвешенной к нему лампадой и кормящей Младенца, расположенного у Нее на коленях. С обеих сторон от престола изображены два поклоняющихся ангела.
Вверху изображения написаны слова последнего стиха каждого икоса акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная». Эта надпись, заключающая в себе смысл всего Великого Богородичного акафиста, свидетельствует о большом почитании в Сербии образа «Млекопитательницы». Сам факт изображения кормящей Божией Матери на престоле под киворием говорит о глубоком символическом значении, которое придавалось этой иконе у сербов: Божия Матерь, из Которой «течет мед и млеко» (стих 6 икоса), мыслилась Подательницей Жизни вечной, образом Рая.
Списки с иконы
Святой образ иконы Божией матери «Млекопитательница» есть в мужском монастыре святого Герасима Иорданского. Это прекрасная икона довольно больших размеров, напоминающая фреску. Икону почитают в монастыре, ей поклоняются паломники.
Один из наиболее известных чудотворных списков иконы Богородицы «Млекопитательницы» находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания этого образа неизвестно. По преданию, он принадлежал одному афонскому подвижнику, схимонаху Игнатию, который в 1848 году был послан в Россию для сбора пожертвований в пользу обители. От иконы было множество чудес в русских и украинских городах. В частности, в Харькове произошло чудо поражения обеих рук некоего столяра, поправлявшего киот иконы без должного благоговения, и чудесное исцеление согрешившего после молебного пения перед святым образом.
В Италии почитаемый образ «Млекопитательницы» находится в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста Равенне.
Другие чтимые списки иконы «Млекопитательницы» прославились в Москве и Одессе. Их история связана с именем преподобного Гавриила Афонского, настоятеля Свято-Ильинского скита.
В главном приделе московского Богоявленского собора хранится икона Божией Матери «Млекопитательницы» с предстоящими святителем Николаем Чудотворцем и пророком Иоанном Предтечей. Пресвятая Богородица изображена с короной на голове, которую поддерживают коленопреклоненные Ангелы. Надпись на иконе гласит: «Сия святая икона написана и освящена на Святой Афонской Горе в скиту святого пророка Илии и посылается в дар и благословение в царствующий град Москву в храм Богоявления, что на Елоховом поле. В незабвенную память двухмесячного пребывания в оном храме чудотворного образа Пресвятой Богородицы „Млекопитательница“, принадлежащей вышесказанному скиту в бытность настоятеля архимандрита Гавриила. 1894 год».
Одесский образ находился до революции на Ильинском подворье в Одессе в великолепном трехпрестольном храме, построенном в 1894–1896 годах прп. Гавриилом Афонским. Главный престол собора был освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница». В настоящее время в этом храме, преосвященном в честь святого пророка Божия Илии, образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел, а сама икона, привезенная преподобным Гавриилом Афонским, находится в Свято-Успенском одесском мужском монастыре. В киоте иконы хранятся редчайшие святыни: часть ризы Христа Спасителя и часть хитона Пресвятой Богородицы.
В России известны еще два образа Божией Матери «Млекопитательницы», прославившиеся чудотворениями. Один из них являлся афонским списком чудотворного образа, посланным в 1860-м году в Курскую губернию. Второй образ — обретенный. Он был обнаружен в 1650 году на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Вскоре на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, помогавшей при избавлении от различных бед и недугов, спасавшей людей во время нашествия шведов.
Без Семене от Божественнаго Духа, / волею же Отчею зачала еси Сына Божия, / от Отца без матери прежде век суща, / нас же ради из Тебе без отца бывша, / плотию родила еси и Младенца млеком питала еси. // Темже не престай молити избавитися от скорбей душам нашим.
Душ наших чувствия очистивше, / узрим на иконе таинство преславное, / Творца Вселенныя и Господа вышних сил, / во объятиях держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема, / и, со страхом и радостию поклоняющеся Тебе / и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем: // радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.
Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к Тебе притекающих: зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа: аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов м дщерей человеческих зриши: темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и состадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившыя их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави, даруй им здравие и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающыя их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающыя нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих, услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления приими благодарная хваления сердец наших, вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.
Млекопитательница икона значение молитва
Первоначально икона находилась под Иерусалимом в Лавре святого Саввы Освященного. Святой Савва Освященный, умирая (а было это в 532 году), оставил пророчество о посещении Лавры царственным паломником Саввой из Сербии и наказал даровать ему «Млекопитательницу» в благословение.
Минуло семь веков, шло четырнадцатое столетие.
И вот пророчество сбывается – святитель Савва, первый архиепископ Сербский посетил Палестину. Во исполнение завета Святого Саввы ему был дарован образ Божией Матери «Млекопитательница», а вместе с ним – чудотворная икона «Троеручица» и жезл игумена.
На обратной дороге из Палестины Савва Сербский посетил Святую Гору Афон, где основал Хиландарский монастырь. Вот здесь, в церкви Карейской Келии и оставил он святой образ «Млекопитательницы». В силу своей значимости, размещена икона была по правую сторону иконостаса (обычное место для икон Святой Троицы или Спасителя). День обретения иконы монастырем и стал днем празднования “Млекопитательнице”.
Места поклонения Млекопитательнице
Во-первых, оригинальный образ в церкви Карейской Келии.
Списки с этой иконы, по древней традиции, на некоторое время ставятся под нее, тем самым, находясь в ее намоленной веками атмосфере, как-бы заряжаются от нее чудодейственной энергией.
Один из главнейших чудотворных списков с Хиландарской Млекопитательницы находится в скиту святого пророка Илии на Афоне. Время и место написания его неизвестно. Этой иконой настоятель Ильинского скита отец Паисий благословил схимонаха Игнатия, посланного в 1848 году в Россию для сбора пожертвований в пользу обители.
Были зафиксированы многочисленные случаи чудесных исцелений при следовании Игнатия с иконой через Харьков, Елец, Тулу и Москву. Серебряная с позолотой риза «Млекопитательницы» украшена дорогими разноцветными камнями. На обороте иконы перечислены чудеса, бывшие от нее.
В городе Печ ( на территории бывшей Сербии, а теперь в Косове ), в церкви Богородицы Одигитрии имеется древняя фреска (ок. 1330 г.) с изображением Млекопитательницы. Богоматерь, кормящая младенца Иисуса, сидит на престоле под дарохранительницей. Слева и справа от нее два поклоняющихся ангела.
Православным сербам Богородица представлялась источником вечной жизни. «Радуйся, Невесто Неневестная» написано сверху на иконе.
Есть образ «Млекопитательницы» и в Италии, в базилике Сан-Джованни-Эванджелиста ( Равенна ).
В России иконы с таким сюжетом крайне редки.
В Москве, в Богоявленском соборе ( ул. Спартаковская, 15 ) находится икона Божией Матери «Млекопитательница» – подарок Преподобного Гавриила Афонского (с 1887 года – настоятель Свято-Ильинского скита на горе Афон, с 1894 – архимандрит), о чем свидетельствует надпись на иконе. Над головой Млекопитательницы корона, которую держат коленопреклоненные Ангелы. Внизу, справа от Богородицы – святитель Николай Чудотворец, слева — пророк Иоанн Предтеча.
В Москве есть еще один список Млекопитательницы – в храме святителя Николая Чудотворца в Бирюлево ( Булатниковский пр., д. 8а )
Чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», привезенная вышеупомянутым преподобным Гавриилом Афонским со Святой горы Афон, находится в Свято-Успенском мужском монастыре в Одессе ( пер. Маячный, 6 ). Образу «Млекопитательницы» посвящен правый придел храма.
В киоте иконы расположены редчайшие святыни – часть ризы Христа Спасителя и хитона Пресвятой Богородицы.
Другой образ чудотворной иконы находится также в Одессе, в Свято-Ильинском мужском монастыре ( ул. Пушкинская, 79 ), там же имеется аналойная икона Божией Матери «Млекопитательница», где на обратной стороне имеется надпись, начертанная рукой самого преподобного Гавриила Афонского.
В 1650 году под Минском, в Крестогорском урочище на дереве была обнаружена еще одна икона Богоматери «Млекопитательница». В честь ее чудесного обретения здесь вознесся храм Успения Богородицы. Икона была размещена над царскими вратами и могла спускаться вниз, чтобы верующие могли к ней прикоснуться.
А в Туле ( ул. Лизы Чайкиной, д.1 ), предпринимателем Василием Ивановичем Макарухиным, на предприятиях которого изготовлялась различная церковная утварь, в 1868 году был построен целый монастырь во имя образа Млекопитательницы. Это Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской монастырь – единственный в России удел Пресвятой Богородицы – Млекопитательницы, основанный в ее честь.
Имя главного спонсора строительства, в силу его скромности долгое время оставалось в тени. В 1879 году Василий Иванович переезжает из Москвы в монастырь на “иноческое” проживание, где и находится до самой своей смерти в 1890 году.
Ну и еще один монастырь со списком Млекопитательницы – Ново-Тихвинский женский монастырь в Екатеринбурге ( ул. Зеленая роща, 1 )
“. Приими, Госпоже Богородительнице, слезныя моления рабов Твоих, к Тебе притекающих.
Зрим Тя на святей иконе, на руках носящую и млеком питающую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа.
Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерние скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже теплее припадающе к цельбоносному образу Твоему и умиленно сей лобызающе, молим Тя, Всемилостивая Владычице: нас, грешных, осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкого недуга и горькия скорби избави.
Даруй им здравик и благомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающие их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою.
О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающие нас болезни скоро исцели, належащия на нас скорби и печали утоли, не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих и в день радости избавления приими благодарное хваление сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и намощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердую Заступницу и верную надежду рода нашего, во веки веков.
Еще вариант молитвы –
“. О, Всепетая Мати, Млекопитательница Спаса нашего!
Услыши сердечная воздыхания наша, буди теплая Заступница и Молитвенница за нас пред Сыном Твоим и Богом, о еже избавитися нам от грех наших, да не пребудем вне чертога Его, но сподобимся со всеми святыми пети Ему:
Текст молитв не догма.
Всякий страждущий может дополнять их своими сокровенными пожеланиями, в частности, при бесплодии можно вставить, к примеру, такой текст: “. Всемилостивая Матерь Божья, радость материнства познавшая, помоги, заступись за меня перед господом нашим Иисусом Христом, дай мне благополучно зачать, выносить, родить и выкормить здоровое дитя, даруй мне это счастье, не оставь меня в печали моей. “.