Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский, был сначала епископом Севастийским в Армении (ок. 357), а впоследствии был вызван императором Констанцием в Антиохию для защиты от арианской ереси и получил Антиохийскую кафедру.
Святой Мелетий весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане окружали Констанция и склоняли его на свою сторону. Антиохийский Святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно прививал своей пастве добродетели и благие нравы, полагая, что на подобной ниве легче взойдут семена истинного вероучения.
Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого. Тем же святителем Мелетием был крещен и возрастал при нем и другой величайший светильник Православия – святой Иоанн Златоуст, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово.
После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал Богословский трактат “Изложение веры”, который способствовал обращению к Православию многих ариан.
В 381 году, при императоре Феодосии Великом (379 – 395), состоялся II Вселенский Собор. В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: “Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем”, при этом .Святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой Григорий Нисский почтил память почившего похвальным словом.
Сохранились беседа святого Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к императору Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.
Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского.
Святой Мелетий был сначала епископом Севастийским в Армении1, но потом следующим образом был возведен на архиепископский престол в Антиохии. Архиепископ Антиохийский Евдоксий2, последователь арианского заблуждения, прельщаемый богатством константинопольского престола, захотел перейти туда, так как занимавший перед тем место архипастыря в Константинополе злочестивый еретик Македоний3 был извержен, а в царство Констанция4, сына Константина Великого, церковь Константинопольская изобиловала многими сокровищами и была гораздо богаче антиохийской и других церквей; посему Евдоксий, пренебрегая престолом антиохийским, начал домогаться престола константинопольского. Узнав о происках своего архиепископа, жители Антиохии сильно обиделись на Евдоксия, негодуя на него за то, что он презирает свою церковь, и потому изгнали его. Отправившись в Константинополь, Евдоксий получил там престол5; а жители Антиохии, собрав собор, совещались все вместе, кого бы выбрать на место Евдоксия; на этом соборе большую часть присутствующих составляли арияне, которые были тогда в большой силе; число же православных было невелико; к тому же их презирали и называли евстафианами, по имени святого Евстафия6, который в бытность свою архиепископом Антиохийским потерпел изгнание за православную веру. На устах всех присутствующих на том соборе было имя святого Мелетия, все хотели иметь его у себя архиепископом, но особенно желали того ариане: ибо они считали его своим единомышленником и надеялись, что он и евстафиан склонит к их мудрованию и всю Антиохию научит арианскому заблуждению. Итак, на собор общим голосом Мелетий был избран на архиепископскую кафедру; соборное постановление все подтвердили подписью своих рук и отдали его на сохранение бывшему на том соборе святому Евсевию, епископу Самосатскому7, мужу православному. Затем послали свою просьбу к святому Мелетию вместе с царской грамотой, и с великой честью при большом стечении народа привели его в Антиохию; прибытие в город этого святого мужа епископ Феодорит8 описывает так: “Когда призванный царем великий Мелетий приближался к Антиохии, ему вышли навстречу все, кто носил сан священника, церковнослужители и все граждане: здесь были и иудеи и неверующие, все желали одного – увидеть славнейшего Мелетия”.
Так описывает это событие Феодорит. Итак, святой Мелетий был возведен на архиепископский престол в Антиохии, ибо был он муж достойный того, премудрый и исполненный святости; о нем свидетельствует и святой Епифаний9, живший тогда же. Осыпая его похвалами, о нем так он пишет: “В великом почтении у нас тот муж (святой Мелетий), везде о нем идет добрая слава; в жизни своей он постоянен, честен, обычаи его достохвальны; народ любит его за непорочную жизнь; все весьма удивляются ему”.
Так отзывается о Мелетии святой Епифаний. Насколько любил его народ, это видно из того, что при его посвящении каждый старался пригласить его к своему дому, желая, чтобы прибытие святого дало ему благословение.
Святой Евсевий, епископ Самосатский, видя, что в Антиохийской церкви происходит такое волнение от еретиков, которые изгнали неповинного своего епископа святого Мелетия, сожалел об этом весьма сильно. Встав, он вышел из Антиохии, не сообщая никому о том, и отправился в свой город. Узнав об уходе Евсевия, ариане вспомнили, что у него находится на сохранении грамота на архиепископство святого Мелетия, составленная и подписанная всем собором: они боялись, как бы святой Евсевий не стал обличать их когда-либо на соборе, что они сами себе единогласно выбрали архиепископа, а потом сами же и изгнали его: посему они упросили царя, который был тогда в Антиохии, чтобы он повелел послать за Евсевием и взять у него грамоту.
Царь тотчас же послал за Евсевием всадника, с тем чтобы он как можно скорее настиг епископа. Когда посланный настиг Евсевия и передал ему царское повеление, святой епископ отвечал: “Я не могу теперь отдать грамоты, а отдам ее только тогда, когда все вверившие мне ее соберутся опять вместе”.
Так посланный вернулся к царю, не добившись ничего. Тогда царь сильно разгневался и, написав послание, отправил его к святому Евсевию; в этом послании было сказано, что, если Евсевий не отдаст грамоты, ему отсекут правую руку. Царь написал так для того, чтобы только устрашить святого, приводить же свою угрозу в исполнение он запретил посланному. Когда царский посол вторично прибыл к святому епископу и вручил ему грозное послание, Евсевий, прочитав его, простер обе свои руки со словами: “Вы можете отсечь не только одну правую руку, но даже и левую, но грамоты я не отдам, ибо она явно обличает злобу и беззаконие ариан”.
Снова пришлось возвратиться послу ни с чем. Услышав такой ответ святого, царь весьма удивился неустрашимому мужеству и неизменному постоянству Евсевия и впоследствии пред многими отзывался о нем с великими похвалами.
В то время собрался поместный собор в Антиохии, собранный святым Мелетием и Евсевием Самосатским. На нем ариане исповедали единосущие Сына с Отцом и признали правой веру, утвержденную на 1 Вселенском Соборе в Никее; но это их исповедание было неискренне и ложно, ибо когда вскоре после этого умер царь Иовиан и на престол вступил Валент14, еретики ясно доказали, что они не отстали от своего зловерия; они обратили в свое заблуждение даже и царя через жену его Домникию. Тогда снова стали гнать церковь православных, снова стали изгонять ее пастырей: этот нечестивый царь Валент пробыл долгое время в Антиохии, утверждая там и насаждая ересь арианскую; наущаемый еретиками, он изгнал и святейшего архиепископа Мелетия; и находился в изгнании святой до самой смерти Валента.
Услышав эти слова, преподобный Симеон принял этот совет; он снял оковы и связал себя свободной своей волей, чтобы быть добровольным узником Иисуса Христа.
Так святой Мелетий всех удивил, посрамил еретиков, а православных укрепил в вере православной: утвердил он также и святого Григория Богослова на патриаршеском Константинопольском престоле. Вскоре после сего, когда собор еще не состоялся и еще не все епископы съехались в Константинополь, святой Мелетий мало поболел, мирно предал Господу свою душу20, повергнув царя, архиереев и весь православный народ в сильную скорбь. Все с честью погребли сего славного архипастыря, и перенесли в Антиохию: здесь его честное тело положено было близ священномученика Вавилы на защищение города во славу Христа Бога нашего, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.
Духовнаго твоего дерзновения убоявся, отступник бегает Македоний: молитвенное же служение совершающе твои раби, любовию притекаем, ангелом собеседниче Мелетие, огненный мечу Христа Бога нашего, вся безбожныя закалаяй. Воспеваем тя светильника, просветившаго вся.
1 Севастия Армянская – на северо-востоке Малой Азии.
2 Евдоксий занимал патриаршую кафедру в Антиохии с 357 по 358 г.
3 Македоний I, патриарх Константинопольский, занимал патриаршую кафедру в 341 г.; потом как еретик был низвержен, но несколько раз захватывал в свои руки патриаршую власть до 360 г. Македоний нечестиво учил о Святом Духе, что Он вот служебная тварь, не имеющая участия в Божестве и славе Отца и Сына.
4 Император Констанций царствовал с 337 по 361 г.
5 Евдоксий патриаршествовал в Константинополе с 360 по 370 г.
6 Святой Евстафий патриаршествовал в Антиохии с 323 по 331 г.
7 Святой священномученик Евсевий, епископ Самосатский, мученически скончался около 380 г. Память его совершается 22 июня.
8 Феодорит, епископ Кипрский, – один из замечательнейших учителей Церкви и знаменитый церковный историк V века. Вышеозначенное событие описано им в его церковной истории.
9 Святой Епифаний, архиепископ Кипрский, – известный церковный писатель III в. Скончался в403 г. Память его 22 мая.
10 Савеллий неправильно учил о таинстве Пресвятой Троицы, утверждая, что Бог есть одно Лицо: как Отец – Он на небе, как Сын – на земле, как Святой Дух – в тварях.
11 Юлиан Отступник царствовал с 361 по 363 г.
12 Память святого Вавилы, епископа Антиохийского, совершается 4 сентября.
13 Иовиан царствовал с 363 по 364 г.
14 Валент царствовал с 364 по 378 г.
15 Грациан царствовал с 383 по 392 г.
16 Флавиан патриаршествовал с 381 по 404 г.
17 Разумеется святой Симеон, первый столпник, память которого празднуется Церковью 1 сентября.
18 Феодосий Великий воцарился в 379 г. и царствовал до 395 г.
19 В 881 г. На этом соборе осуждена была ересь Македония, и Никейский Символ веры был дополнен и закончен новыми пятью членами Символа.
20 Святой Мелетий, патриарх Антиохийский, скончался в 381 г. во время II Вселенского Собора. Святой Григорий Нисский, пред лицом собора, почтил память святого Мелетия похвальным словом, а святой Златоуст то же сделал по вступлении своем в сан священства. От святого Мелетия сохранилась беседа, трактующая, главным образом, об единосущии Сына Божия с Богом Отцом и письмо к императору Иовиану, представляющее его исповедание Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.
12 февраля, все даты указаны по старому стилю
Житие святого отца нашего Мелетия, архиепископа Антиохийского
Житие святого отца нашего Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца
Житие преподобной Марии, подвизавшейся в мужском образе под именем Марина, и отца ее преподобного Евгения
Память святого Антония, патриарха Константинопольского
Другие Святые угодники:
Собор вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 30 января.
Память святого священномученика Александра иерея. 15 марта.
Память преподобного Георгия Исповедника, митрополита Митиленского. 7 апреля.
Память преподобного Евфросина, Псковского чудотворца. 15 мая.
Память святого апостола Алфея. 26 мая.
Страдание святой преподобномученицы Феодосии. 29 мая.
Житие святого Ефрема, патриарха Антиохийского. 8 июня.
Житие святого пророка Иезекииля. 21 июля.
Житие святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября.
Житие Аврамия Затворника и блаженной Марии. 29 октября.
Память святых мучениц Кириены и Иулиании. 1 ноября.
Уподо́бився доброде́тельми Христо́вым апо́столом, о́нех вла́сть и престо́л насле́довал еси́ я́вственно, Меле́тие всесла́вне, правосла́вия сто́лп и благоче́стия побо́рниче бы́в.
Всыновле́н Бо́гу, и́же от Бо́га Бо́га Сло́ва не низве́л еси́ в тва́рь безу́мно, но просла́вил еси́, Отцу́ Собезнача́льна и Сопресто́льна, Соде́теля и Зижди́теля все́х веко́в, богоприя́тне.
Пребоже́ственныя Тро́ицы таи́нник бы́л еси́ всеи́стиннейший, Отцу́ Сло́во Единосу́щно честву́я и сопресто́льно и Боже́ственный Ду́х, единоесте́ствен Отцу́ и Сло́ву, всечестны́й о́тче Меле́тие.
Богоро́дичен: Во́инства вы́шних, Всечи́стая, си́л Тя́ ублажа́ют, ро́дове же вси́ челове́честии досто́йно сла́вят, Тебе́ бо ра́ди еди́ныя, су́щи на земли́, с небе́сными совоку́пльшеся, пою́т, Де́во, Рождество́ Твое́.
Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.
Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель, Богочести́вым неи́стовно разжже́; си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Пресве́тло научи́л еси́ Еди́но чти́ти Божество́, е́же во Отце́, и Сы́не, и Ду́се, и си́лу безме́рну, и ца́рство еди́но я́ве сво́йством, кре́пко соблюда́емым ко́ейждо Ипоста́си. Ему́же и поя́, вопия́л еси́: лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.
Святы́ни хра́м, святи́телю, бы́в, вся́ освяща́еши, твое́ и́мя нарица́ти тща́щияся, и о́браз, о́тче, тво́й, любо́вию я́же к тебе́ напису́ющия, блаже́нне, и ве́рою пою́щия: благослови́те, вся́ дела́ Госпо́дня, Го́спода, по́йте и превозноси́те Его́ во ве́ки.
Тайнонаставле́ньми изря́днейшее твое́ ста́до просвети́л еси́, ны́не же перворо́дных Це́рковь возрасти́л еси́, приложе́ние бы́в от ве́ка просия́вшим святи́тельскими и та́йными слу́жбами. С ни́миже вопие́ши непреста́нно: свяще́ннии, по́йте, лю́дие, превозноси́те Го́спода во ве́ки.
Богоро́дичен: Науча́еми, Всечи́стая, е́же на Тебе́ та́инством и бы́вшее Тобо́ю пожина́юще душа́м избавле́ние и спасе́ние, зове́м со арха́нгелом Гаврии́лом Тебе́, — ра́дуйся, — вопию́ще, — Богоро́дице, — и ве́рно песнопою́ще Тя́, и превознося́ще, Чи́стая, во ве́ки.
Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.
Невеще́ственно невеще́ственному предстоя́, Его́же, и Зижди́теля все́х и Го́спода, и О́тчее Сло́во, и Му́дрость, су́щественне и соесте́ственне су́ща, ты́ богосло́вил еси́ све́тло, моля́, не преста́й спасти́ и́же ве́рою тя́, богоглаго́ливе, хва́лящия.
Труды́ потя́щася духо́вными и усе́рдно еще́ борю́щася за него́ с духобо́рцы, тя́ зря́ Благи́й и Святы́й Ду́х, венча́в я́ко победи́теля, прия́т досто́йно, и с вы́шними, всеблаже́нне, ликостоя́нии счисли́ тя́.
По́двиг соверши́в благочести́вый, и тече́ние сконча́в добре́йшее, и пра́вей ве́ре научи́в всеблагоче́стно, пра́ведный вене́ц от все́х Соде́теля прия́л еси́, богоглаго́ливе, собо́ра учи́телей пе́снь от пе́сней предпосыла́я.
Богоро́дичен: Удо́бно, Богоро́дице, преити́ жития́ пода́ждь ми́ бу́рю, напа́стей настоя́ния и страсте́й, я́ко бла́га укротя́щи и наставля́ющи к доброде́тели и стези́ пра́вости, да я́ко Благоде́тельницу непреста́нно велича́ю Тя́.
Святой Мелетий, архиепископ Антиохийский, был сначала епископом Севастийским в Армении (ок. 357), а впоследствии был вызван императором Констанцием в Антиохию для защиты от арианской ереси и получил Антиохийскую кафедру.
Святой Мелетий весьма ревностно боролся против арианских заблуждений, и по проискам еретиков три раза был изгоняем с кафедры, так как ариане окружали Констанция и склоняли его на свою сторону. Антиохийский святитель отличался необыкновенной кротостью, неустанно прививал своей пастве добродетели и благие нравы, полагая, что на подобной ниве легче взойдут семена истинного вероучения.
Святой Мелетий рукоположил во диаконы будущего святителя Василия Великого. Тем же святителем Мелетием был крещен и возрастал при нем и другой величайший светильник православия – святой Иоанн Златоуст, который впоследствии написал своему архипастырю похвальное слово.
После Констанция престол занял Юлиан Отступник, и святой был снова изгнан, ему пришлось скрываться в тайных убежищах. Возвращенный императором Иовианом в 363 году, святой Мелетий написал богословский трактат “Изложение веры”, который способствовал обращению к православию многих ариан.
В 381 году, при императоре Феодосии Великом (379–395), состоялся II Вселенский Собор. В 380 году святитель отправился на II Вселенский Собор в Константинополь и был его председателем. Перед началом Собора святой Мелетий поднял руку и показал три перста, потом соединил два перста, а один пригнул и, благословив народ, провозгласил: “Три ипостаси разумеем, о едином же существе беседуем”, при этом святителя осенил огонь, словно молния. Во время этого Собора святитель Мелетий отошел ко Господу. Святой Григорий Нисский почтил память почившего похвальным словом.
Сохранились беседа святого Мелетия о единосущии Сына Божия с Богом Отцом и его письмо к императору Иовиану об исповедании Святой Троицы. Мощи святого Мелетия были перенесены из Константинополя в Антиохию.
Рекомендуем
С помощью кнопки выберите банковскую карту или Яндекс.Деньги.