Конспект по орксэ православная молитва

Самое подробное описание: конспект по орксэ православная молитва - для наших читателей и подписчиков.

Конспект урока ОРКСЭ на тему «Православная молитва»

Московские документы для аттестации!

124 курса профессиональной переподготовки от 4 795 руб.

274 курса повышения квалификации от 1 225 руб.

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО “Столичный учебный центр” Департаментом образования города МОСКВА).

ДИПЛОМ от Столичного учебного центра: KURSY.ORG

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры» 4 класс

учитель начальных классов

Урок №4. Тема: « Православная молитва»

Цель: Расширить объём знаний обучающихся о понятиях «православие», «молитва», «благодать».

Задачи: 1.Раскрыть понятия «молитва», ее назначение и виды.

2.Развивать познавательную мотивацию обучающихся,

расширить личный опыт через осознание понятия «православная молитва».

3.Формировать коммуникативную компетенцию, умение отстаивания своего мнения.

Самоопределение. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе к учебе.

Проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личного смысла учения.

Понимать смысл выполнения самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности

Следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Фиксировать индивидуальное затруднение.

Выполнять контроль и коррекцию.

Составлять план действия по работе.

Самоорганизовывать свое рабочее место.

Слушать и понимать речь учителя и своих товарищей

Работать в парах, группах, распределять роли.

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Осознанно строить речевое высказывание в устно форме.

Выполнять действия по алгоритму.

Ориентироваться в учебнике.

Сравнивать, анализировать, обобщать.

Отвечать на простые вопросы.

Понимать текст, извлекать необходимую информацию.

Использовать знаково-символические средства.

Понять, что такое православие и православная молитва.

Объяснять, что значит слово «благодать» и кто такие святые.

Понять смысл главной православной молитвы «Отче наш»

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация «Какие бывают молитвы», аудио и видео – записи, учебник, символы «разноцветные колокольчики»

I .Самоопределение к деятельности

Учитель: Животворящие святыни!

Земля была б без них мертва,

Без них наш тесный мир – пустыня,

Душа-алтарь без Божества.

Учитель: Как вы понимаете смысл слова «святыня»?

(Ответы детей. Это то, к чему нужно относиться с глубоким уважением, почитанием, благоговейностью и т.д.)

II. Проверка домашнего задания. (Слайд 1)

-Какие дары Бог дал человеку?

(Ответы детей. Свобода, разум, совесть, доброта, любовь.)

– Как вера в Бога может влиять на поступки людей? (Слайд 2)

(Ответы детей. Люди становятся добрее, лучше, они создают прекрасное: храмы, иконы, картины, стихи, музыку и т.д.)

III . Актуализация знаний и фиксация затруднения к деятельности.

Сегодняшний урок мы начнем с русских народных пословиц. (Слайд 3)

1. «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы»

2. «С Бога начинай, Господом кончай»

3. «С молитвой в устах, с работой в руках»

IV. Постановка учебной задачи

Учитель: Может быть, кто-то уже догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Учитель: Прочитайте тему урока. (Слайд 4) (« Православная молитва»)

(Дети обозначают тему урока, сравнивают обозначенную ими тему с темой, записанной на слайде.)

IV . Работа с учебником по теме урока

Учитель: Откройте учебники на с. 12.

Учитель: Прочитайте, что вы узнаете на сегодняшнем уроке?

( – Что такое православие.

– Что значит слово «благодать».

Учитель: Прочитайте, что означает слово ПРАВОСЛАВИЕ и что такое МОЛИТВА?

Слово православие означает умение правильно славить Бога, то есть молиться. Люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. И потому обращение к Богу называется молитва.

Учитель: Все ли понятно?

Учитель: Где можно найди об этом дополнительную информацию?

Учитель: Ответьте на 1 вопрос учебника (с.15)

(Что значит молиться?)

(Варианты ответов детей)

Учитель: Найдите в тексте учебника информацию о том, что является противоположностью молитвы? (Дети находят нужную информацию)

Молитва противоположна магии. Если человек полагает, что он знает некие заклинания и формулы, которые навяжут его волю духам или Богу, значит, он встал на путь магии или колдовства. Во всех мировых религиях это считается недостойным и опасным путем.

V .Работа по теме урока (Просмотр презентации «Какие бывают молитвы?»

У православных людей есть три вида молитвы.

Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи».

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха.

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще – о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость.

Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом.

Самая высокая молитва – славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»).

Учитель: Прочитайте, что означает слова «БЛАГОДАТЬ» и кто такие «СВЯТЫЕ»?

Если человек молился искренне и правильно – он, как говорит опыт православной культуры, прикасается сердцем к Богу и внутренне меняется. Действие Бога, меняющее человека, называется благодать («благой, добрый дар»). Люди, которые под действием благодати изменились так, что из их сердец и поступков струятся вера, надежда, любовь, называются святыми.

Православные люди убеждены, что Бог общается с людьми через Свою благодать. Благодать действует в сердцах людей, очищая их и приводя их к святости. Поэтому для православных слова и поступки святых христиан очень значимы. Действия Божией благодати, воплощенные в добрых поступках и мудрых словах тысяч православных святых вместе называются православное Предание (слово предание в русском языке означает то же самое что слово традиция в латыни).

VI. Физкультурная минутка (Слушание аудиозапись «Мелодия леса: шум листвы, пение птиц» выполнение расслабляющих упражнений для глаз, плеч, рук и т.д. )

VII . Самостоятельная работа в группах с иллюстрациями учебника (с.12-14)

Учитель: Ребята, рассмотрите иллюстрации и подумайте, чему они учат ?

( Варианты ответов детей. Когда и как можно молиться. )

Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

Учитель: Ребята, а может ли молитва звучать?

(Ответы детей. Да, в песнопениях в храмах.)

Учитель: Пение, как и слово, выражает наши мысли и чувства, настроение – радость и горе, скорбь, и надежду, просьбу о помощи.

Учитель: С глубокой древности музыка вошла в быт человека настолько, что без нее, казалось, не бьется сердце и умирает душа. Первое, что слышит человек, зашедший в православный храм – это пение. Из Библии мы узнаем, что пение серафимов и херувимов (ангелов) – это гимн Богу, это воспевание Его Славы.

Особые избранники Божия в исключительно исторические моменты обретали дар слышать пения ангелов: это святой пророк Исаия, это Вифлеемские пастухи, видящие Небесное воинство, благовествующее Рождество Христово и слышавшие их чудный хор: «Слава в вышних Богу и на земле мир», это и Святой Иоанн Богослов, сподобившийся высочайших тайн и многие другие угодники Божии слышали ангельское пение. О чем свидетельствует и Церковное Предание.

Чаще других песнопений и молитв при Богослужении Церковь православная произносит: «Трисвятое», «Аллилуйя», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», «Отче наш».

О происхождении «Трисвятого» или ангельской песни Пресвятой Троице повествует православное Предание, что оно чудесно открыто Богом в Константинополе через одного отрока. В 446 году, когда византийцы, устрашенные сильным и продолжительным землетрясением, совершали усердное моление Богу о прекращении бедствий, отрок был поднят на воздух и слышал там ангелов, поющих «Трисвятое». Об этом небесном пении отрок объявил святому Проколу, константинопольскому архиепископу, который передал «Трисвятое» церкви видимой для ежедневного совершения. Бедствие прекратилось.

О происхождении «Отче наш» повествую Евангельские строки, о том что Сам Господь научил Своих учеников этой молитве, когда они спросили Его как молиться.

VIII . Слушание «Отче наш». (Объединенный хор Свято-Троицкой Сергеевой лавры и Московских духовных школ.)

(Перед слушанием учитель дает задание найти на страницах учебника текст известной молитвы «Отче наш» и в момент слушания следить за словами текста. После прослушивания дети отвечают на вопросы: знакома им эта молитва или незнакома, все ли понятно, делятся своим опытом, где и когда они слышали эту молитву.)

Учитель: Это очень известная молитва, название которой образовано от ее первых слов. Полностью она звучит так:

Отче наш, иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Так молитва звучит на старинном церковнославянском языке, который и сегодня принят в православном мире.

Первое слово этой молитвы – «Отче». Это хорошо нам знакомое слово «отец». Но в древнем церковном славянском языке был звательный падеж. Так слово отец в звательном падеже становилось «отче». В русском языке только слова «Бог» и «Господь» сохранили эти старые формы звательного падежа («Боже!» и «Господи!»).

Бог именуется Отцом потому, что это по-семейному теплое и простое обращение.

Слово «иже» означает «который».

«Еси» – значит «ты есть».

«На Небесех», то есть на «Небесах». Это не то небо, по которому плывут облака и на котором видны звезды. В молитвах Небо – это указание на Бога или на тех самых ангелов, которые пришли на помощь Герде. Выражение «Небесный Отец» уточняет, к какому именно Отцу обращается молящийся: не к земному, давшему ему тело, а к Небесному, Творцу его души.

«Да святится имя Твое». Здесь человек говорит, что имя Бога для него свято, то есть чрезвычайно дорого.

«Да приидет Царствие Твое». Человек говорит Богу: «Пусть Твоя любовь и Твой мир царят в моем сердце, я готов исполнять Твою волю».

«Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли». Человек доверяет Богу: «Ты, Боже, знающий все лучше меня, исполни Свой замысел обо мне и обо всем мире!».

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». Хлеб это еда. Но в слове насущный приставка «на» означает «сверх» и указывает, что молитва просит о чем-то большем. На-сущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня.

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним.

«И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. Значит, молящийся просит, чтобы таких случаев, когда он может ошибиться и выбрать зло, было поменьше в его жизни.

«Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; здесь это обозначение зла и злого духа («тролли» в сказке Андерсена). Это просьба о защите от зла. Зло надо отталкивать от себя, не позволять себе даже в мысли и в мечте согласиться с ним.

Учитель: Теперь, когда мы знаем, как звучит православная молитва, надо понять, какая молитва считается неправильной. Неправильно – желать в молитве зла и боли другим людям.

IX . Обобщение и повторение

Контрольное компьютерное тестирование.

(Дети выполняют тесты, контроль как усвоили материал урока)

X . Подведение итога урока.

ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ

XI . Домашнее задание.

Учитель: Посоветуйся со сверстниками, родителями, другими взрослыми о том, бывают ли подарки, которые нельзя увидеть и пощупать? Можно ли подарить человеку хорошее настроение? Приведи примеры такой радости. Запиши свои мысли.

Учитель: Удалось ли нам раскрыть тему сегодняшнего урока? Оцените свою работу на уроке, покажите символы:

1.Если вам было все понятно и интересно – золотой колокольчик

2. Если у вас были затруднения, и не все было понятно- серебряный колокольчик

3.А если вы не поняли, о чем шла речь на уроке и вы волнуетесь и тревожитесь – синий колокольчик.

Учитель: Теперь, когда мы знаем, что такое православная молитва, мы можем назвать ее святыней? Мы можем предположить, что строки А.С. Пушкина, прозвучавшие в начале урока подтверждают это? (Ответы детей)

Учитель: Человек, который умеет правильно и искренно молиться становится добрее и мудрее, а его душа становится чище и светлее, потому что в своем сердце он обращается к Богу!

Не зря в пословице молвится «Свет в храме от свечи, а в душе от молитвы».

Спасибо вам за урок!

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 65% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

  • 1188
  • 16.03.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Урок ОПК на тему "Православная молитва"

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: – Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

– Как бы вы поступили в такой ситуации?

– Какое решение нашла девочка?

Д.: – Девочка обратилась к молитве.

У.: – Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: – Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: – Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: – Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва – обращение верующего к Богу.

– А что значит православная молитва?

– “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

– Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

– Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение – за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

– За то можно благодарить Бога?

– Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

– Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

– Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

– Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

V. Вторичное закрепление.

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже – Который; Иже еси на небесех – Который находится на небесах, или небесный;

на небеси – на небе;

насущный – необходимый для существования;

днесь – сегодня, на нынешний день;

должником нашим – тем людям, которые против нас согрешили;

искушение – соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго – всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

VII. Первичный контроль.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

2. Проверка. (Слайд 17)

VIII. Итог урока. (Слайд 18)

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.

Оценка 3.1 проголосовавших: 152
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here