Самое подробное описание: кодак молитва что это - для наших читателей и подписчиков.
Содержание
Чем отличается кондак от икоса и что такое акафист?
Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом – краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте.
При императоре Анастасии I (491–518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
Икос (греч. oikos – дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) – приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.
Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.
Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования.
Акафист (греч. akathistos, от греческого а – отрицательная частица и kathizo – сажусь, гимн, при пении которого не сидят, «неседальная песнь») – особые хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери или святых.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” – краткая хвалебная песнь; “икос” – пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки – “Аллилуйя” (на еврейском – “хвалите Бога”).
При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.
Первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.
Кодак молитва что это
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ
Прп. Патапия и иных.
7:00 Утреня. Часы. Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня.
Чем больше я интересуюсь, как правильно молиться, тем больше возникает вопросов. Объясните мне, пожалуйста, как часто нужно креститься во время молитвы, что означает фраза “Ин тропарь, глас 4”, означает ли это, что данный тропарь нужно читать 4 раза или это что-то другое означает? Чем отличается тропарь от кондака и от икоса? Прежде чем читать Акафист необходимо прочитать все молитвы до “Отче наш”. У меня есть книга “Закон Божий”, в ней даются основные понятия, которые должен знать всякий христианин. В этой книге до “Отче наш” есть хвалебная молитва Господу Богу, молитва Господу Иисусу, Молитва Святому Духу, Ангельская песнь Пресвятой Троице, Славословие Пресвятой Троице и молитва Пресвятой Троице. Я все эти молитвы прочитываю, а потом уже читаю Акафист Пресвятой Богородице. Достаточно ли этих молитв или нужно ещё какие-либо? Юлия
Лучше всего приобрести "Молитвослов" и молиться по нему. Там все эти молитвы написаны одна за другой, некоторые из них связаны между собой молитвой "Господи, помилуй". В "Молитвослове" представлены и утренние молитвы, и вечерние, и молитвы к Причащению.
Глас 4 означает, что данная молитва поётся на распев 4-го гласа. В церковном пении главных распевов восемь. Поэтому 4 раза читать данное молитвословие не следует.
Ин тропарь – это значит иной (другой) тропарь. Это означает, что данной иконе написан не один тропарь, а два.
Тропарь – это краткая песнь, в которой прославляются дела Божии, Божией Матери или святых угодников. То есть, каждый тропарь составляется в честь определённого праздника, иконы Божией Матери или какого-либо святого. В тропаре кратко выражается сущность праздника или образ жизни святого.
Икос – это церковное песнопение, которое представляет собой прославление святого, иконы Божией Матери или какого-либо события. Кондак – это также церковное песнопение, выражающее суть праздника.
Икос и кондак сходны по содержанию. Разница между ними в том, что кондак короче икоса. Можно так сказать: кондак – это тема, а икос – развитие.
Дорогая Юлия! В молитве главное не количество, а качество: состояние нашего сердца. Сильной и истинной становится только та молитва, которая произносится со вниманием, благоговением, сокрушением сердца, сознанием своей повреждённости и обещанием Богу исправиться.
Некто из послушников подошёл к нему и исповедал, что настолько навык к молитве Иисусовой, что постоянно имеет памятование о Боге. На что святой отец сказал: это невелико, велико будет, когда ты сочтёшь себя хуже всякой твари.
Местная религиозная организация православный приход Пантелеимоновского храма
г. Жуковского Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
При использовании материалов с сайта ссылка на Пантелеимоновский благовест обязательна
Церковные непонятности: что такое тропарь, кондак, канон, ирмос, акафист?
Часто в православных календарях или молитвословах можно встретить слова «тропарь святому» или «кондак праздника». Порой такие надписи встречаются на обороте небольших иконок. Давайте попробуем разобраться, что эти слова значат. Это поможет человеку чувствовать себя уверенней в церковной жизни.
Говоря просто, тропарь и кондак – это небольшие молитвословия, которые содержат в себе не только саму молитву, но и краткое объяснение праздника или прославление святого. Поются они в тот день, когда вспоминается святой или случается праздник. Обычно, тропарь и кондак составляют парное песнопение, исполняемое хором на службе.
Канон – крупная форма
В молитвословах есть и каноны, которые отличается от тропаря и кондака. Это более длинное произведение, состоящие из девяти песен. Каждая песнь канона состоит из ирмоса (первая строфа) и тропарей (4-6 последующих строф). В основе этих песен лежат девять песен из Священного Писания. Канон знаком почти всем верующим – три канона (Господу, Богородице и Ангелу Хранителю) входят в правило к Причастию.
Трудность, с которой сталкиваются неподготовленные люди – это то, что в разных ситуациях одни и те же слова могут значит разные вещи. Это явление есть и в церковном мире. Каноном называют правила, принятие церковные соборами. Кроме того, говорят об иконописном каноне – это устоявшийся образец для написания иконы. Наконец, каноном (или кану́ном) иногда называют столик для поминальных свечей. Нужно учитывать многозначность слова, чтобы правильно понимать его значение.
Каким бы древним и устоявшимся не казалось богослужение, гимнография постепенно развивается. В XIX и XX веке в Русской церкви получил большое распространение жанр акафиста. Строфы в нём начинаются со слова «радуйся» и общее настроение акафиста обычно радостное, а тематика – похвальба святому или прославление Бога. Хотя жанр пользуется большой народной популярностью, в церковное богослужение входит только один Великий акафист (Пресвятой Богородице), написанный в глубокой древности и слабо связанный с современными текстами. Он поется в субботу 5-й седмицы Великого Поста, один раз в год.
Пришли из истории
Сами слова эти пришли из греческого языка.
«Тропарь» переводится как тон, лад или мелодия. Упоминания о пении тропарей находятся в древнейших христианских летописях, датируемых IV и V веком. Это самый древний вид церковных песнопений.
«Кондак» в переводе означает палочку, на которую наматывался свиток из пергамента. В древности кондаки представляли собой не одну строчку, а длинную поэму, посвященную православному празднику. Первый сочинитель таких «поэм» – святой Роман Сладкопевец. С течением времени, в службе остались только первые строчки тех поэм – они и называются кондаками теперь.
Собор Александра Невского в центре Софии
На смену им пришли другие длинные тексты – это были каноны. «Канон» переводится с греческого как правило, мерило или норма. В богослужении он появился примерно в VIII.
Слово «акафист» буквально можно перевести как «не сижу». Иногда их обозначают «неседальными песнями» в противовес «седальнам», другому виду песнопений.
Гимнография – церковная песенная поэзия
Можно сказать, что тропарь, кондак, канон и акафист – это жанры церковной песенной поэзии, иначе называемой гимнографией. Есть и множество других видов песнопений и возгласов. Мы лишь приподняли завесу тайны над красотой и гармонией церковных наук и богослужебных понятий. Надеемся, что эта статья поможем вам подружиться с миром православного богослужения.
Значение праздника Сретения Господня, ирмосы, тропарь, кондак и величание
Молитвы каноны акафисты
Акатисти, тропари, молитве
Добавить комментарий Отменить ответ
- Ateist к записи Быть атеистом плюсы и минусы
- Андрей к записи Семь смертных грехов. 7 смертных грехов и борьба с ними!
- Аноним к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
- Ирина к записи Католическая молитва святой Марте в православных устах
- Хранитель к записи Конец света — воображение ума или реальность, когда наступит апокалипсис
- Тамара к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
- Иван к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
- Сергей к записи Молитвы о сохранении семьи. Молитва о семье святым
Жизнь в православии
Москва, Яковоапостольский переулок,
д. 12, строение 1
© 2017 Жизнь в православии
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru
Хотите получать обновления?
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые публикации
Кодак молитва что это
Гимнография – основные термины
- Катавасию
- Ипакои
- Акростих
- Светилен
- Аллилуарий
- Непорочны.
Всего гласов восемь:
- 4 главных (прямых, или высоких)
- 4 побочных (косвенных, или низких)
Они составляют так называемую систему "осмогласия" (то есть восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки.
По прошествии недели глас меняется на следующий, от 1 до 8, таким образом круг осмогласия повторяется каждые 8 недель.
В рамках каждого гласа дополнительно различаются напевы для прокимнов, стихир, тропарей и ирмосов (за редким исключением). Однако музыкальная основа гласа при этом сохраняется.
Тропарь (греч. — тон, лад, мелодия, глас, напев) — одно из древнейших церковных песнопений.
Это краткая песнь, в которой прославляется святой (святые) или раскрывается сущность праздника. Также тропарями называются отдельные, содержащие законченную мысль, молитвенные воззвания, из которых состоят каноны, и, иногда, другие краткие молитвословия.
«Песни вечерни, возрастая в своей торжественности, заканчиваются высшим из всех видов церковного песнопения — тропарем, самое название которого указывает на особую сложность и богатство мелодии для него. В каждом гласе тропарный напев составляет венец всех других напевов, из которых с ним может соперничать разве прокимен. Поэтому тропарь на всех службах в ряду других песнопений занимает самое почетное место, открывая их ряд, как на утрене, завершая его, как на утрене же и вечерне, или заменяя все другие роды песнопения, как на литургии и на часах (на последних вместе с кондаком)».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
Древнейшее христианское упоминание тропаря мы находим в уставе Великой Константинопольской церкви; это — единственное песнопение древневизантийского богослужения.
- Отпустительные тропари — это краткое заключительное песнопение, прославляющее данный праздник, святого или явление иконы. Это собственно тропарь в настоящем смысле этого слова.
Тропари имеют свой специальный напев в каждом гласе.
По своему содержанию тропари могут приобретать и некоторые характеризующие их прилагательные, как например: Воскресен, Крестовоскресен, Богородичен, Мученичен, Крестобогородичен, Покоин, Троичен, Покаянен и т.д.
Кондак (греч. — палочка, на которую наматывался свиток пергамента) — небольшое песнопение в одну-две строфы, которое параллельно тропарю раскрывает суть праздника.
В современных богослужебных книгах это песнопение занимает очень скромное место и теряется в обширных песнях канона.
В своем теперешнем облике и объеме кондак очень похож на тропарь и даже поётся он по тропарной мелодии. Помещается кондак после 3-ей или 6-ой песни канона, а также повторяется на литургии и на повечерии. Изначально же, по своему происхождению и древнему употреблению, кондак был совсем другим произведением.
Однако в древности, ещё до появления канонов, кондак занимал совершенно исключительное место в богослужении. Он вовсе не ограничивался одной строфой, а представлял собою самостоятельное и большое поэтическое произведение, целую богословскую поэму.
Со временем, под влиянием входившего в обиход канона (тоже литургической поэмы, но уже с заданными рамками для каждой песни, приуроченными к песням библейским), кондак постепенно стал уступать место новому типу церковного песнотворчества и был им почти совершенно вытеснен.
Наш теперешний кондак, как уже сказано, мало чем отличается от тропаря. Действительно, при беглом на него взгляде, он, также как и тропарь, говорит о данном празднике или святом. Это и неудивительно, так как перед нами теперь лишь остаток — первая строфа, которая дает только основную тему, а всё её развитие, весь богословский и поэтический узор исчез из внимания современных богомольцев.
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология
Антифоны (от греч. против, и звук, голос) — означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора, буквально «противо-гласник». В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, например, тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Антифоны поются двумя хорами (клиросами) попеременно по одному стиху. Начинает исполнение правый клирос, затем продолжает левый и так они чередуются.
Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово антифон употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала. Вот главные случаи употребления этого термина:
1. Антифоны Псалтири
Первая кафисма Псалтири, разделяясь, как и прочие, на три "славы", удерживает за этими частями наименование «антифонов». Это объясняется тем, что или вся кафисма, или первая ее "слава" (первый антифон) поются, в соответствии с Уставом, на два хора.
2. Антифоны изобразительные или вседневные
Эти антифоны исполняются в самом начале Литургии оглашенных, сразу после великой ектении.
Антифоны изобразительные – это псалмы 102 и 145: «Благослови душе моя Господа. » и «Хвали душе ноя Господа. ». Они поются во все субботы, воскресные и праздничные дни. При пении изобразительных антифонов, вместо третьего антифона поются "Блаженны" (заповеди блаженств) и между ними тропари 3-й и 6-й или иной песни канона утрени;
Антифоны вседневные – это псалмы 9, 92 и 94, с соответствующими припевами. Они поются в седмичные дни, с понедельника по пятницу включительно, когда в эти дни нет праздника.
Сразу после изобразительных (вседневных) антифонов поётся гимн «Единородный Сыне. ».
3. Степенные антифоны
Степенные антифоны являются частью торжественной полиелейной утрени. Называются они так потому, что составлены были применительно к 15 псалмам (119-133), называвшихся у евреев песнями степеней. Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Степенных антифонов восемь — по числу гласов. Каждый составлен из трёх частей для каждого гласа, кроме 8-го, где их четыре. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа.
Автором степенных антифонов некоторые считают Иоанна Дамаскина, но, правильнее, скорее, считать св. Феодора Студита или же его брата Иосифа, архиепископа Солунского, так как по аскетическому содержанию они действительно больше соответствуют духу студийского направления в нашей гимнографии.
4. Праздничные антифоны
Это антифоны, поющиеся в двунадесятые праздники. Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, «Молитвами Богородицы» и «Спаси ны, Сыне Божий», или с тропарём самого праздника.
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
P.S. Хочу ещё добавить, что в настоящее время, в большинстве храмов антифоны не соответствуют изначальному своему названию, потому что поются не двумя хорами, а одним.
Акафисты состоят из 25 песен, которые расположены по порядку букв греческого алфавита: 13 кондаков и 12 икосов (“кондак” — краткая хвалебная песнь; “икос” — пространная песнь).
Икосы заканчиваются восклицанием “радуйся” а кондаки — “Аллилуйя” (на еврейском — “хвалите Бога”).
При этом икосы заканчиваются тем же припевом, что и первый кондак, а все остальные кондаки припевом аллилуия.
Первый из известных акафистов — акафист Пресвятой Богородице — написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.
Акафист – особое песнопение в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Название его (греч. акафистос; где а – отриц. частица, kathizein – сидеть) указывает на то, что во время чтения или пения акафиста не принято сидеть. Акафисты состоят из 25 отдельных песнопений: 13 кондаков, 12 икосов, из которых 1-й кондак и все икосы оканчиваются призывом радуйся, а 12 кондаков восклицанием аллилуия. Первый акафист был сложен в честь Божией Матери и пелся всю ночь стоя в субботу, на пятой неделе Великого поста, во время осады Константинополя персами во главе с полководцем шаха Хозроя Сарваром и аварами в 626 году. Столица была окружена с моря и суши. Положение было безнадежным. Матерь Божия явила чудесную помощь, и город был спасен.
В благодарность за это заступничество был установлен праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Составление акафиста предание приписывает диакону великой константинопольской Церкви Георгию Писидийскому. Сначала служба совершалась только во Влахернском храме Константинополя, где находился чудотворный образ Божией Матери «Одигитрии», а также риза и пояс Богоматери. Но в IX веке этот праздник был внесен в Типик монастырей – Студийского и преподобного Саввы Освященного, а потом и в Триодь постную. Так этот особый праздник стал всеобщим во всей Православной Церкви. Постепенно стали по образцу первого акафиста появляться и другие.
Кроме субботы пятой недели Великого поста акафисты в честь Спасителя, Божией Матери и святых принято читать вне постов, во время которых христиане должны сугубо молиться о прощении своих грехов.
К акафистам мы чаще всего обращаемся в часы особой радости и благодарственного настроения или когда нужно испросить у Господа и Божией Матери помощь в трудных обстоятельствах.
Икос – церковное песнопение, содержащее прославление святого или празднуемого события. Икосы входят в состав канона утрени (исполняются после шестой песни канона), а также, вместе с кондаками, составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению (в греческих подлинниках икос и кондак написаны одним и тем же стихотворным размером). Разница между ними в том, что кондак короче, а икос пространнее: кондак — это тема, а икос — развитие её. Поэтому, икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.
Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста, но позже краткие песнопения получили названия кондаков.
По изъяснению Марка Эфесского, икосы (в переводе с греч. — дом) получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.
Ирмос (связь, сплетение, ряд) — первая поэтическая строфа песни канона, вступительный стих, являющийся смысловой связкой между библейской песнью и тропарями, музыкальная связка и образец для последующих тропарей канона данной песни.
Ирмос, как показывает само его название, содержание и положение во главе тропарей – служит связью между библейскими песнями, не имеющими отношения к празднуемому событию, и тропарями, посвященными исключительно этому событию. Достигается это аналогией, которую ирмос открывает между празднуемым событием и событием, воспеваемым в библейской песни. При этом песнь, описывающая известную память (по которой составлен канон) перефразируется сообразно с содержанием библейской песни, и, по возможности, ее же словами. Вместе с тем ирмос служит образцом для тропарей и по напеву, и по ритмическому строению. То есть, в тропаре должно быть столько же строф (и такой же длины) и столько же музыкальных строк, как в ирмосе.
Ирмос бывает только один для каждой песни канона — это, впрочем, следует из самого его понятия.
(На основе материала из книги "Толковый Типикон" Михаила Скабаллановича)
Канон ( «правило, мерило, норма») — один из видов церковной молитвенной поэзии. Представляет собой гимн-поэму сложной конструкции, которая сопоставляет ветхозаветные образы и пророчества с соответствующими событиями Нового Завета.
Состоит канон из 9 песен, 1-я строфа каждой песни называется ирмосом, остальные – тропарями.
Вторая песнь в большинстве канонов отсутствует. Связано это с её исключительно покаянным настроем. Эта песнь составлена по образцу песни пророка Моисея: Вонми, небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих, да чается яко дождь вещание мое, и да снидут яко роса глаголи мои, яко туча на троскот и яко иней на сено: яко имя Господне призвах, дадите величие Богу нашему… В этой пространной песне много обличений народа Израильского, часто уклонявшегося к идолопоклонству, а в конце возвещается праведный суд Божий. Песнь эта побуждает к покаянию и по своему настроению соответствует дням Великого поста, в которые мы должны омывать душу слезами. Поэтому, 2-я песнь присутствует только в канонах Постной Триоди, и исполняется только в дни святой Четыредесятницы. Найти эту песнь можно, к примеру, в Ирмологионе.
Кратко напомним, из каких частей состоит канон.
Ирмос – располагается в начале каждой песни, указывает на ветхозаветные прообразы и является образцом (по содержанию, стихотворной форме, ритму) для остальных тропарей данной песни.
Тропарь – краткая песнь, прославляющая дела Бога или Его святых. Последний тропарь каждой песни посвящён прославлению Богородицы. Троичный тропарь прославляет Пресвятую Троицу. Окончания тропарей каждой песни часто повторяются. Припев произносится перед тропарями, за исключением начинающихся со Слава…
Седален – краткое церковное песнопение во время которого молящиеся садились, для слушания следующего за ним чтения Священного Писания или Жития святого. Раньше это чтение следовало за 3-ей песней.
Кондак – в прошлом, гимн состоящий из большого числа строк – икосов. Нынешний кондак и икос после 6-й песни канона – всё, что осталось от древнего кондака. Первым кондаком был кондак Рождества Христова – «Дева днесь Пресущественного раждает…».
Песни Святого Писания положенные в основу ирмосов
1-я. Благодарственная песнь пророка Моисея, после перехода евреев через Чермное (Красное) море. Это событие – основа ветхозаветной Пасхи и прообраз новозаветной. Под царством фараона подразумевается царство диавола и греха, под Израилем – христиане, которых Господь Своим воскресением перевёл от смерти к жизни (Исх. 14, 21-15, 21).
2-я. Обычно отсутствует. Её можно увидеть, например, в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского.
3-я. Благодарственная песнь св. Анны, матери пророка Самуила. Св. Анна дала обет Господу, отдать Ему сына своего, если у неё будет ребенок. Песнь является её молитвой, когда она отдала ребёнка служить Богу при священнике Илии. (1 Цар. 2; 1-10).
Символизирует нашу благодарность Господу, ибо без него мы бесплодны, как бесплодна была св. Анна.
4-я. Пророческая песнь-молитва пророка Аввакума (Авв. 3;1-19), в которой он воспевает величие Господа, Его спасение для нас.
5-я. Молитва пророка Исайи (Ис. 26, 9-19), провидевшего пришествие Спасителя и всеобщее воскресение.
6-я. Молитва пророка Ионы из чрева кита (Иона 2; 2-10). Мы выражаем благодарность Господу за то, что Он спас нас, погрязших в грехах. Чрево кита – это образ преисподней.
7 и 8-я. Песнь трёх отроков, вверженных в раскалённую печь за отказ поклониться идолу и чудесно спасённых (Дан. 3; 19, 26-56; 3, 57-90). Печь – символ прошедшей, грешной жизни, за что евреи были отданы под власть язычников.
9-я. Песнь Богоматери при встрече со св. Елисаветою: «Величит душа моя Господа…». Молитва Захарии, поражённого немотой и вновь обретшего дар речи «Благословен Господь Бог Израилев…».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
Стихира (греч. «многостишие») — богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером.
«Стихира, как показывает само название — песнопение, написанное стихотворным размером или приуроченное к стихам.
Современный церковный устав знает несколько видов стихир, различая их по месту, занимаемому ими в круге суточного богослужения:
1. Стихиры на «Господи воззвах»,
2. Литийные стихиры,
3. Стихиры на стиховне,
4. Стихиры на «Хвалитех».
Киприан Керн. "Литургика. Гимнография и эортология".
Причастен — богослужебное песнопение преимущественно в виде псалма, поющееся на литургии во время приобщения священнослужителей в алтаре, перед причастием мирян.
Причастен — это стих, похожий на псалмы, который поётся на литургии во время приобщения священнослужителей в алтаре. Это приобщение, совершаемое в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, составляет святейший после момента пресуществления Даров момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности. Однако такая сосредоточенность не могла быть достигнута какою-нибудь длинной песнью.
Нужен был именно один краткий и выразительный стих с припевом аллилуиа, отмечающим все важнейшие и радостнейшие моменты богослужения. К той же цели направлен и напев причастна — медленный, спокойный и умиленный, в котором звучат мотивы Страстной седмицы.
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
Прокимен (греч. – «предлагаемый вперед») – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паримий, – а хор вторит ему.
«Прокимен — это стих псалма, предшествующий чтению из Священного Писания Ветхого или Нового Заветов и подобранный для этой цели с соответствующим к чтению содержанием.
- в память апостолов: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселения глаголы их»;
- в день Преображения: «Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуется»;
- воскресный 1-го гласа: «Ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем» и т.д.
Прокимен сопровождается и своим стихом.
По тому, состоит ли он из самого прокимна и одного стиха, или же к нему присоединяется три стиха, прокимны различаются на малые (обычные) и великие.
Великие прокимны положены в субботу вечера, на вечернях двунадесятых Господских праздников и в недели вечера Четыредесятницы.
Еще в IV-V веках пелись таким образом целые псалмы респонсорным способом* (пояснение см. ниже). Сирийская литургия апостола Иакова знает такое пение целого псалма перед апостольским чтением. Златоуст говорит: «Отцы установили, чтобы народ подпевал из псалма стих сильный, заключающий в себе высокое учение». Прокимны распространялись по всему христианскому миру; их знает синайская утреня; в западной литургике им соответствует «респонсорий».
«Господь воцарися лепоту облечеся.
Облечеся Господь в силу и препоясася.
Ибо утверди вселенную, яже не подвижится»
— все это первый стих 92 псалма, и, наконец, последний стих прокимна — последний же стих псалма:
«Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний» (стих 5).
Иногда, наоборот, какой-либо стих из середины псалма взят за прокимен — по-видимому, то, что Златоуст назвал «стих сильный, заключающий в себе высокое учение», а стихом к нему служит 1-й стих псалма, что подтверждает древний обычай исполнять весь псалом, с течением времени сократившийся до размеров только одного первого стиха.
«Помяну Имя Твое во всяком роде и роде» — стих 18-й псалма 44;
а стихом к нему служат или:
«Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо Твое мне» — стих 11-й того же псалма; или же:
«Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви» — стих 1-й того же псалма.
«Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род» — стих 10-й псалма 145,
а стихом к нему служит 1-й стих того же псалма:
«Хвали, душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем».
Киприан Керн. Литургика. Гимнография и эортология.
* Респонсорное пение — это особый вид или прием антифонного пения. Он состоял в том, что певец мерным и благозвучным голосом начинал и исполнял псалом, а народ участвовал с ним в пении, повторяя последние слова известных стихов псалма или гимна или сопровождал каждый отдельный стих его каким-либо одним стихом или припевом. Отсюда и этимология слова: на древне-церковном языке это называлось "подпевать". Древнейшее указание на этот род пения сохранилось в Апостольских Постановлениях (II, 57, русск. пер. стр. 90), где говорится, что, по совершении чтецом двух чтений из Ветхого Завета на Литургии оглашенных, "другой кто-либо (избранный псалт) пусть поет песни Давидовы, а народ пусть подпевает последние слова стихов". Дионисий Ареопагит говорит о подобном же исполнении псалмов предстоятелем и присутствующими в алтаре клириками.
К началу страницы
© 2009 Храм свт.Феодосия Черниговского
(03179 Киев, ул. Чернобыльская, 2. тел. 451-07-41 )