Сергий Радонежский благословил Пересвета на Куликовскую битву. Другое название картины – «Молитва перед боем». Здесь самое главное – глаза Пересвета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять. Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого. Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ежик…
Все это — Россия.
Писал, как чувствовал, — что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой.
МНЕНИЕ О РАБОТЕ ОПУБЛИКОВАНО МНЕНИЙ: 12ДОБАВИТЬ МНЕНИЕ
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Правда о схватке Пересвета и Челубея
То, что не написано в житиях
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.
24 сентября 2015 г.
скрыть способы оплаты
скрыть способы оплаты
Подпишитесь на рассылку Православие.Ru
Рассылка выходит два раза в неделю:
В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
Новые книги издательства Сретенского монастыря.
Специальная рассылка к большим праздникам.
Молитва Пересвета
Холст, масло. 2005 г.
Сергий Радонежский благословил Пересвета на Куликовскую битву. Другое название картины – «Молитва перед боем». Здесь самое главное – глаза Пересвета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять. Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого. Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ежик…
Все это — Россия.
Писал, как чувствовал, — что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой.
Дорогие друзья! Если Вы хотите иметь у себя дома, привнести в свою семью, оставить своим детям частицу того сильного русского духа, которым наполнены картины Павла Рыженко, Вы можете заказать копию одной из них, выполненную самим художником, передающую ту силу, тот дух, что и оригиналы, находящиеся сейчас в музее-усадьбе “Полотняный Завод”. По всем вопросам пишите на почту [email protected]
Прожил 44 года,и нашел именно то,что душа моя желала. Это моя тема! Это мой автор!
Какое лицо. Как все выполнено. БРАВО.
Прекрасное исполнение. Хорошая работа.
Всю ночь не спал монах смиренный,
Молитвы Богу воздавал,
Благословение на битву,
Из уст он Сергия принял.
Искусный воин Пересвет,
Но стал обычным он монахом,
Впитав в себя духовный Свет.
И клятву Господу он дал,
С мiрскою жизнью распроститься,
Небесный приняв идеал.
И Святый Дух в себе стяжал,
Духовный опыт пригодился,
На битву первый он восстал.
Копье врага сразит его,
Но Дух Победы,-Божья Искра,
Легла уж на его чело!
Здорово. Эту работу я недавно видел написанную самим автором! Сильная работа!
Какой мощный образ! Такой. истинно русский мужик, коренной, вросший в русскую землю. Непохоже, что он знатного рода. Он – сам русский народ!
Павел, спасибо Вам! Я только сегодня открыла вас для себя. Меня сразила “Калка”. Просто нет слов. И Пересвет – тоже! Сколько за изображением таится чувств!
А как посмотреть Ваши последние работы?
Как печально: оказывается, Павел умер. А я и не знала!
godfrua
Модель вымышленной действительности
Образ во времени
Великий русский художник – Павел Рыженко
Я давно хотел сделать пост о Павле Викторовиче Рыженко и очень рад, что смог
выкроить время. К сожалению, не все найденые в сети картины удалось идентифицировать, поэтому если отыщу недостающие названия, обязательно дополню текст.
02. Выбор Веры (фрагмент)
03. Выбор Веры (фрагмент)
Помню, 15 октября прошлого года я как раз рассматривал его картины и подумал, "-Я же толком ничего о нём не знаю, интересно будет почитать". Набрал в поисковике "Павел Рыженко" и внезапно узнал, что почти три месяца назад, 16 июля 2014 года его не стало. С момента смерти художника прошло уже полгода, но всё равно не верится, что его нет. Павлу Рыженко было всего 44 года. Он был удивительным человеком. Я искренне считаю, что такие художники рождаются в лучшем случае раз в 100 лет.
Всю свою недолгую жизнь человек самоотверженно работал и оставил после себя огромное наследие и множество учеников, которые восхищаются силой его духа и его творчеством. В Калуге, откуда он родом, незадолго до смерти успел открыть музей-диораму " Стояние на Угре".
Павел Рыженко родился в 1970 году. В 1982 поступил в Московскую среднюю художественную школу при институте имени Сурикова. С 1988 по 1990 год отслужил в армии. В 1990 году поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, учился у профессора, народного художника России И.С. Глазунова. В 1996 году защитился дипломной картиной «Калка».
07. Калка (фрагмент)
С 1997 преподавал в Российской Академии живописи, ваяния и зодчества И.С. Глазунова, кафедры архитектуры, затем – реставрации, затем композиции.
08. Великокняжеский меч
Всё это – сухие факты. К счастью, есть возможность почитать рассказ о себе самого Павла Рыженко. Он ниже.
11. Невская битва
12. Александр Невский (вариант)
13. Александр Невский (вариант, фрагмент)
14. Александр Невский. (вариант)
15. Александр Невский (вариант, фрагмент)
16. Александр Невский (окончательный вариант)
"Мысленно обращаясь к читателю, я сразу хочу извиниться перед ним за необходимость рассказа о себе, поскольку биография моя совершенно банальна и ничего необычного в ней нет. Я родился в еще недалеком 1970 году в Калуге. Годы моего детства… Это время многие называют «эпохой застоя».
"Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору. Тогда всё было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ."
18. Благословение Сергия
19. Молитва Пересвета
20. Молитва Пересвета (фрагмент)
22. Победа Пересвета
23. Поле Куликово
24. Поле Куликово (фрагмент)
25. Поле Куликово (финальный вариант)
26. Поле Куликово. Стояние на костях.
"Медленно поглощая окрошку, я рассматривал висевшую над столом репродукцию с картины Пуссена, на которой древние римляне праздновали какое-то событие, и один из них почему-то бросался на меч… Эти воспоминания для меня очень важны. Важнее, чем сухие отчеты, словно сводки с фронта — родился, учился, служил, поступил, постиг тайны творчества, стал признанным, успешным и далее, и далее. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет."
27. Преподобный Серафим
"После поступления в МСХШ в 1981 году я обрел для себя новый мир запахов. Теперь к медово-горьковатому миру акварельных красок примешался аромат масляных красок, от которого я и по сей день не могу отвыкнуть, впитав его до корней волос. Дивный мир Третьяковской галереи, сырость старинных улочек Замоскворечья, бурое небо над Москвой, когда, приникнув к ледяному стеклу, я глядел на красный флаг над зданием Верховного Совета…"
28. Царь Алексей Михайлович (Тишайший)
"Все это смешалось тогда в сознании мальчика, и только в 18 лет, поступив на службу в армию и оказавшись совершенно в другом мире, я понял, что путь мой — это не поиски того, чего не терял, а путь, данный мне, путь живописца."
29. Царский указ. Малюта Скуратов
30. Царский указ. Малюта Скуратов (фрагмент)
"Девяностые — это годы моей учебы в Академии, это метания, поиск веры, ответов на вопросы, это встречи с совершенно новыми для меня людьми — священниками. Первые серьезные мысли о назначении творчества возникли именно тогда, в Академии живописи ваяния и зодчества, в которой мне посчастливилось «дображивать»."
31. Тайна царёва (Царь, Федор Иоаннович)
"Мои однокурсники, как и я, были проникнуты общением с великим учителем, художником, воином — Ильей Сергеевичем Глазуновым. Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной."
32. Царево молчание
"Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных империй — Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых."
33. Смутное время
36. Сибирские казаки
"Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси."
37. За Веру, Царя и Отечество. 1905 год. (Забытая война)
40. Царские погоны (№1 из Триптиха «Русский век»)
41. Царские погоны (№1 из Триптиха «Русский век») фрагмент
42. Фотография на память (№2 из триптиха Русский век)
43. Пасха в Париже (№3 из Триптиха «Русский век»)
"Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?"
51. Брусиловский прорыв
"Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом."
56. Зонтик (фрагмент, первоначальный вариант)
57. Прощание с конвоем (№1 из Триптиха «Царская Голгофа»)
58. Александровский дворец (№2 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение)
59. Ипатьевский дом. Расстрел (№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2)
60. Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка
62. Удар колокола (№1 из Триптиха «Покаяние»)
63. Веночек (№2 из Триптиха «Покаяние»)
64. Муравейник (№3 из Триптиха «Покаяние»)
66. Как пришел солдат во родной дом
76. Страшный суд
78. Судьба человека – 1941
79. Судьба человека – Минский котел
80. Судьба человека – Битва под Москвой
81. Конец блокады
Информация об этом журнале
Цена размещения 10 жетонов
Социальный капитал 26
В друзьях у
Длительность 24 часа
Минимальная ставка 10 жетонов
Посмотреть все предложения по Промо
20 comments
—
Leave a comment
Великий русский художник – Павел Рыженко
Его жанр я бы охарактеризовал как “историческое фентези”, поскольку он углубляется в древние, можно сказать полу-мифические и мифические времена, о которых либо очень мало, либо вообще нет исторически достоверных сведений (Атлантида, дохристианская Русь). Но получается весьма неплохо, на мой взгляд.
На выставке есть прекрасная картина Рыженко “Александр III”. Очень душевная. Долго любовалась. И еще “Рождение авиации.Николай II и Сикорский”.
Великий русский художник – Павел Рыженко
Русский художник – Павел Рыженко
А вот – многих картин не видно – это ЖЖ барахлит, или они с хостинга загрузки пропали?